Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивость экономики / правовые механизмы и инструменты / экономический кризис / антикризисное законодательство / антикризисное экономическое регулирование / economic stability / legal mechanisms and tools / economic crisis / anti-crisis legislation / anti-crisis economic regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минич Светлана Александровна

Введение. Повышение внутренней устойчивости экономики – одна из ведущих задач государственной политики большинства стран. В Республике Беларусь непрерывно ведётся активный поиск эффективных правовых механизмов и инструментов, направленных на создание благоприятных условий для стабильного экономического роста и улучшения его качественных характеристик. Цель. Автор ставит своей целью, исходя из сущностного содержания и причин экономического кризиса, определить действенные правовые механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости экономики Республики Беларусь. Методология. Основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы: диалектический, формально-логический, системно-структурный, терминологический; общелогические методы. Результаты. Исследование позволило раскрыть понятие экономической устойчивости, предпосылки кризисных ситуаций, определить правовые механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости экономики, выработать практические рекомендации по их внедрению. Заключение. Выбор правового инструментария повышения внутренней устойчивости экономики напрямую зависит от причин, масштаба, направленности и длительности кризисной ситуации. В целях эффективного решения проблем по противостоянию экономическим коллапсам предложено рассмотреть возможность перехода к специальному правовому регулированию для упорядочивания соответствующих общественных отношений и принять на национальном уровне антикризисный закон модельного характера, закрепив единый порядок действий в условиях экономической турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минич Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISMS AND TOOLS FOR IMPROVING THE INTERNAL STABILITY OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Introduction. Improving the internal stability of the economy is one of the leading tasks of public policy in most countries. The Republic of Belarus is continuously actively searching for effective legal mechanisms and tools aimed at creating favorable conditions for stable economic growth and improving its qualitative characteristics. Purpose. The author’s aim is to determine effective legal mechanisms and tools to increase the internal stability of the economy of the Republic of Belarus, based on the essential content and causes of the economic crisis. Methodology. The research is based on general scientific and private scientific methods: dialectical, formal-logical, system-structural, terminological; general logical methods. Results. The study allowed us to reveal the concept of economic stability, the prerequisites of crisis situations, to identify legal mechanisms and tools to increase the internal stability of the economy, to develop practical recommendations for their implementation. Conclusion. The choice of legal tools for improving the internal stability of the economy directly depends on the causes, scale, direction and duration of the crisis situation. In order to effectively solve the problems of countering economic collapses, it is proposed to consider the possibility of switching to special legal regulation to streamline relevant public relations and adopt an anti-crisis law of a model nature at the national level, fixing a single procedure for actions in conditions of economic turbulence.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 24-34.

УДК 346.5

Б01 10.24147/1990-5173.2024.21(1).24-34

ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С. А. Минич

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь,

г. Минск, Республика Беларусь

Введение. Повышение внутренней устойчивости экономики - одна из ведущих задач государственной политики большинства стран. В Республике Беларусь непрерывно ведётся активный поиск эффективных правовых механизмов и инструментов, направленных на создание благоприятных условий для стабильного экономического роста и улучшения его качественных характеристик. Цель. Автор ставит своей целью, исходя из сущностного содержания и причин экономического кризиса, определить действенные правовые механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости экономики Республики Беларусь. Методология. Основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы: диалектический, формально-логический, системно-структурный, терминологический; общелогические методы. Результаты. Исследование позволило раскрыть понятие экономической устойчивости, предпосылки кризисных ситуаций, определить правовые механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости экономики, выработать практические рекомендации по их внедрению. Заключение. Выбор правового инструментария повышения внутренней устойчивости экономики напрямую зависит от причин, масштаба, направленности и длительности кризисной ситуации. В целях эффективного решения проблем по противостоянию экономическим коллапсам предложено рассмотреть возможность перехода к специальному правовому регулированию для упорядочивания соответствующих общественных отношений и принять на национальном уровне антикризисный закон модельного характера, закрепив единый порядок действий в условиях экономической турбулентности.

Ключевые слова: устойчивость экономики; правовые механизмы и инструменты; экономический кризис; антикризисное законодательство; антикризисное экономическое регулирование.

1. Введение

Под устойчивостью экономики понимается её способность противостоять негативным воздействиям, сохраняя при этом параметры развития, стабильные показатели и оптимальные пропорции, динамизм, эффективное использование ресурсов, сберегаемых и воспроизводимых для нужд страны и будущих поколений. В силу многовекторности кризисных явлений и возникновения всё новых разновидностей экономических дисфункций поддержание внутренней устойчивости экономики без эффективных правовых механизмов и инструментов проблематично. К выбору действенных правовых средств, направленных на совершенствование правового регулирования экономических отношений в экстраординарных условиях, следует подходить комплексно, с учётом оценки лучших практик антикризисного регулирова-

ния и возможности использования апробированных решений по преодолению кризисных ситуаций в правовой системе Республики Беларусь.

2. Понятие внутренней устойчивости экономики

Устойчивость национальной экономики выступает ключевой составляющей её безопасности. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. обозначено, что «базовым условием в достижении цели по обеспечению стабильности в обществе и повышению благосостояния граждан выступает устойчивый качественный рост экономики. Экономическая политика государства направлена на восстановление экономики и её устойчивый рост»1.

Устойчивость экономики - явление многогранное. Для выработки правовых меха-

низмов повышения внутренней устойчивости экономики необходимо понимать сущностную составляющую данного понятия, его основные элементы. Согласно ГОСТ Р ИСО 37100-2018 «Устойчивое развитие и адаптивность сообществ. Словарь» устойчивость (8ш1атаЫШу) - состояние глобальной системы, включающей окружающую среду, социальные и экономические аспекты, при кото -ром потребности настоящего времени удовлетворяются без нанесения ущерба возможностям будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивость экономики в современных реалиях отождествляется с устойчивостью её развития, эффективностью функционирования и выступает важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности. Опираясь на доктринальные подходы к толкованию рассматриваемого явления, под «устойчивостью экономики» следует понимать её способность противостоять неблагоприятным внутренним и внешним силам, сохраняя при этом параметры развития, стабильные показатели и оптимальные пропорции, динамизм развития и эффективное использование ресурсов, сохраняемых и воспроизводимых для нужд страны и будущих поколений [1, с. 20]. Основа устойчивости экономики - сбалансированность (соразмерность, пропорциональность, скоординированность структурных компонентов) экономической системы. Внутренняя устойчивость экономики складывается за счёт устойчивости её элементов (инвестиционная, финансовая, экологическая и пр.). К главным показателям и условиям обеспечения внутренней устойчивости национальной экономики относят: устойчивый экономический рост, стабильный при-родно-ресурсный потенциал, уровень жизни в стране, благоприятные демографические показатели, сближение общественной и индивидуальной выгоды и др. Однако обеспечить благоприятные условия для непрерывного экономического роста и улучшения его качественных характеристик - достаточно сложная задача.

3. Экономические кризисы: виды, причины

Республика Беларусь, как и многие страны, в условиях новых технологических драйверов роста, институциональных преобразо-

ваний, ускоренных процессов модернизации экономики, трансформации потребительского сектора, торговых войн, санкционного давления, «ковидной» атаки и иных факторов, в том числе антропогенных, подвержена различного рода экономическим дисфункциям, существенно подрывающим экономическую безопасность страны и нарушающим эффективность функционирования экономической системы в целом, препятствуя достижению целей её развития. Кризисы развития экономических отношений имеют различную предопределённость, масштаб и последствия для национальной экономики, благосостояния населения и предпринимательства как слагаемых устойчивого качественного экономического роста страны. Индикаторами кризисных потрясений, их доминирующей причиной выступают: инфляция, дефицит государственного бюджета, долларизация экономики, необоснованный рост цен, низкий уровень ВВП, безработица и др. По сути, все эти разновидности экономических дисфункций образуют особый социально-экономический институт, характерными чертами которого выступает нарушение государственного регулирования экономики, т. е. нарушение правовых норм, нацеленных на выполнение функций по удовлетворению общественных потребностей, деформация правового поведения, снижение уровня правосознания, ослабление правозащитных механизмов [2]. Накопленный в правовом поле потенциал противодействия кризисным явлениям далеко не исчерпан. Государство должно создавать эффективную правовую основу развития устойчивой экономики, выстраивать надёжную концепцию сопротивления негативным факторам, так как общественно-политическая обстановка и стратегия развития современной экономики существенно изменились, что не исключает появления новых разновидностей дисфункций и кризисных ситуаций, а также требует разработки симметричных экономико-правовых механизмов борьбы с ними, обеспечения комплексного правового регулирования, способного заранее локализовать риски в наиболее опасных участках экономической деятельности.

Создание и выбор защитного правового механизма, направленного на преодоление того или иного экономического кризиса и

минимизацию соответствующих негативных последствий, напрямую зависит от его особенностей. Так, к примеру, Всемирный банк рассматривает пять видов экономических потрясений: рецессии, финансовые кризисы, шоки нефтяных цен, комбинация рецессий и финансовых кризисов, комбинация рецессий и шоков нефтяных цен [3]. Учёные классифицируют экономические кризисы по целому ряду оснований, в связи с чем их типология достаточно обширна. Г. М. Лажевский, к примеру, выделяет две основные группы кризисов: объективно-закономерные (трансформационные, классические (промышленные) и др.) и субъективно-случайные (искусственные (инициированные), случайные (пандемии, техногенные аварии, войны, экологические катастрофы и т. д.), финансовые и др.) [4].

4. Правовой инструментарий противодействия кризисным ситуациям

Многообразие, разнохарактерность экономических коллапсов, неоднородность их содержания - всё это предполагает наличие многофункциональных правовых средств, адресное и гибкое воздействие которых при появлении рисков и различного рода опасностей позволяет максимально быстро стабилизировать и переориентировать нетипичное развитие экономических отношений. При этом для более успешного решения задач по обеспечению экономической устойчивости требуется совокупное внедрение юридических средств (правового инструментария), объединённых в определённые системы -механизмы правового регулирования. Это могут быть так называемые резервные механизмы правового регулирования и временные, а также ситуационные, вводимые по мере реальных изменений в окружающей действительности. Кроме того, перманентность, цикличность возникновения экономических кризисов, их динамичность диктуют необходимость более глобального и комплексного подхода к проблеме, выделения в национальной правовой системе в рамках выработанной единой правовой политики отдельного направления по вопросам экономического сопротивления и повышения внутренней устойчивости экономики Республики Беларусь - антикризисного законодательства (антикризисного регулирования экономических отношений), с предварительной разработкой

научно обоснованной концепцией его развития и определением государственной стратегии противодействия кризисным ситуациям, что позволит создать новую регуляторную парадигму, призванную сокращать диспропорции, устранять дисфункции и дисбалансы в экономической сфере. Сам же процесс разработки антикризисного законодательства следует отнести к превентивному законотворчеству, цель которого - своевременное и эффективное реагирование на угрозы, способные нарушить привычное функционирование национальной экономики.

Наблюдаемая в последние годы практика устранения экономической не стабильно -сти и её последствий на основе ситуативных, точечных и в некотором смысле хаотичных реакций со стороны органов власти, приводящая к принятию значительного, стремительно нарастающего объёма нормативных правовых актов разрозненного, фрагментарного характера, не самый действенный подход (хотя порой и единственный), так как такие меры содержат в себе значительный конфликтный потенциал, ведут к бессистемно -сти в выборе правовых средств сопротивления и расширению публично-правовых начал в государственном регулировании за счёт чрезмерных правоограничений, введения юридических запретов и возложения на отдельные субъекты правовых отношений новых публично-правовых обязанностей, вводящих или ужесточающих юридическую ответственность. Приоритет публичных интересов, необходимость их защиты значительно ограничивают экономические права и свободы граждан и юридических лиц, гарантируемые Основным Законом страны, сужают сферу использования механизмов саморегулирования бизнес-структур, что зачастую выступает причиной нового кризиса. В данном контексте следует согласиться с позицией Н. М. Коркунова, который подчёркивает, что «издание чрезвычайных указов есть собственно правонарушение, оправдываемое только требованиями необходимости» (цит. по: [5]). Переход к специальному правовому регулированию при разрешении кризисных ситуаций позволит, на наш взгляд, установить особый государственно-правовой режим поддержки бизнеса, своевременно перераспределить ресурсы, сохранить необходимый

правопорядок, баланс частных и публичных интересов, объективно ограничив автономность частных лиц, защитить уязвимые сектора экономики, что будет способствовать мобилизации ресурсного потенциала и повышению внутренней устойчивости национальной экономики. Кроме того, в связи с тем, что в кризисных условиях нередко требуется дифференцированный подход, а также принятие оперативных решений более узкого характера и специальных мер адресного реагирования, особое внимание следует уделить подзаконному регулированию (как необходимой дополнительной мере) в целях эффективной реализации пресекательной функции национального права и своевременного, ком -бинированного ответа на возникающие экономические потрясения [6].

Помимо прочего, правовые механизмы повышения внутренней устойчивости экономики должны отвечать определённым требованиям, вытекающим из слагаемых эффективности экономической системы. О. С. Сухарев, в частности, отмечает, что в экономической науке оперируют двумя основными видами эффективности - аллокативной (ресурсной, распределительной) и адаптивной (эффективность действия правил, задающих развитие экономической системы во времени), которые неразрывно связаны между собой и детерминируют друг друга [2, с. 35]. Причём именно адаптивная эффективность характеризует способность экономической системы к противодействию рискам, готовность к решению возникающих проблем, мешающих развитию. Обозначенное позволяет определить следующие требования к механизмам повышения внутренней устойчивости экономики: обоснованность, целесообразность вводимого регулирования; учёт национальных приоритетов, публичных и частных интересов, ожиданий и запросов в экономической сфере; высокая гибкость, адаптивность, операционабельность правового регулирования; способность к перенастройке экономических отношений, устранению возникающих угроз с минимизацией финансово-экономических и временных затрат; соразмерность вводимых мер тем угрозам, на устранение которых они направлены, и др.

Выбор необходимых и оптимальных инструментов защитного характера также на-

прямую зависит от способности страны противостоять экономическим кризисам и быстро восстанавливаться. Для такой оценки используется индекс резистивности, в рамках расчёта которого измеряется четыре параметра: уровень воздействия кризиса на курс национальной валюты (финансовая сфера), рост ВВП (экономическая сфера), уровень безработицы (трудовая сфера) и дефицит бюджета (государственный сектор). Соответственно, антикризисное регулирование затрагивает различные отрасли права и законодательства, имеет универсальный, надотрасле-вой, экстравертный характер и направлено на решение общих вопросов государственной экономической политики. Развитие антикризисного законодательства, как и иного другого, обладающего перечисленными признаками, по мнению Т. Я. Хабриевой, во многом определяет динамику других отраслей права и даже подчиняет задачи их обновления целям собственной эволюции [7, с. 8]. Его нормам не присуща типичная тенденция к обособлению. Такие нормативные массивы, способные к имплементации в уже сложившиеся отрасли и институты права, в юридической науке получили название циклических [7, с. 10]. Специфика и логика их развития требуют детального изучения и доктринального осмысления, в том числе с целью дальнейшего совершенствования правовых механизмов и инструментов повышения экономической устойчивости.

5. Особенности антикризисного регулирования

При разработке антикризисного механизма важно понимать его целевое предназначение: сохранить, возобновить докризисное состояние экономических отношений (если кризис вызван субъективными причинами, когда, к примеру, одни государства посягают на суверенитет других, нарушая их экономическое равноправие на международной арене) или обновить и перестроить уже имеющиеся (как закономерный объективный эволюционный процесс развития экономики). В последнем случае сам кризис рассматривается как обстоятельство, указывающее на назревшую необходимость изменения существующего регулирования, переформатирования его под новые экономические отношения в целях повышения внутренней устойчиво-

сти национальной экономики. Согласно существующим теоретическим представлениям о негативных тенденциях в экономике считается, что «в нижней точке нисходящей ветви экономического цикла происходит накопление новых идей, технологических и научных знаний, изобретений, которые создают базу для нового подъёма» [2, с. 18-19]. Наиболее ярким примером такой кризисной ситуации, представляющей собой множество различных экономических дисфункций, выступил С0УГО-19, открывший новые возможности для бизнеса, ускоривший темпы цифровиза-ции практически во всех сферах национальной экономики. В результате антикризисные меры, принятые в период пандемии, постепенно трансформировались в меры управления развитием экономики, её эффективность шаг за шагом стала расти за счёт технологических нововведений и соответствующих преобразований в бизнес-сфере. Следовательно, если наблюдается рост дисфункций, это не всегда означает увеличение неэффективности, безвозвратную утрату стабильно -сти и снижение экономического роста до критической отметки. Зачастую такой процесс замедления, провалов и даже остановки выступает очередным сигналом, причинно-следственной связью для совершенствования механизмов правового регулирования в целях нового скачка в экономическом развитии, его перехода на более качественный уровень. Причинами подобного кризиса является утрата актуальности и имманентных качеств установленных правил, призванных обеспечить эффективное функционирование и движение экономической системы в направлении поставленной цели. На практике такие правила могут не выполняться, наблюдается нарушение регулирования экономических отношений (правовой эффективности), число полезных функций, в которых существует потребность, сокращается либо становится избыточным, что и приводит к экономическим дисфункциям, разрушению и неустойчивости экономических систем [2].

Исходя из сущностного содержания и причин экономического кризиса, вызванного внешними либо внутренними факторами, его масштаба, направленности, длительности, и следует рассматривать механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости

экономики. Важно также обратить внимание, что правовое регулирование в целях поддержки и стимулирования бизнеса - проак-тивный системный процесс, который имеет три вектора: борьбу с кризисными ситуациями до их возникновения, во время и после -и включает в себя как специфические правовые механизмы и инструменты поддержки хозяйствующих субъектов, внедряемые исключительно на фоне кризисных явлений, так и постоянно действующие, в том числе сформировавшиеся как модификация антикризисных мер. Причём принятие тех или иных оперативных мер правового реагирования не исключает, а, наоборот, предполагает системное совершенствование законодательства в экономической сфере, расширяя его возможности сопротивления в особых условиях нестабильности. В этой связи антикризисное регулирование и набор его инструментов для поддержания экономической устойчивости необходимо рассматривать всесторонне.

В узком смысле антикризисное регулирование включает в себя только те правовые инструменты, которые вводятся для быстрого реагирования на кризисные явления на уровне законодательства (без какого-либо отраслевого деления, имея надотраслевой, экстраординарный характер, так как отношения в рамках устойчивого развития экономики комплексные, единые). Такие инструменты не являются постоянно действующими средствами регулирования и носят временный характер [8], а нормативные правовые акты, их закрепляющие, обобщённо можно назвать «актами быстрого реагирования» из-за максимально сокращённого срока их принятия, иного порядка их подготовки и обсуждения (исключаются общественное обсуждение, согласование с иными органами управления, научное сопровождение принимаемого решения) [6]. В частности, на особый срок вступления в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия осуществления предпринимательской деятельности и направленных на обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, обращено внимание в ч. 4 ст. 64 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее - Закон № 130-З). Не охватывая

все виды критических ситуаций, это выражает общий подход государства: правила принятия управленческих решений, облечённых в форму нормативного правового акта органа государственной власти, неприменимы при отклонениях от нормального функционирования общества и государства [9, с. 89]. Следует также обратить внимание на то, что значительный объём правового регулирования деятельности в особых условиях занимают именно акты исполнительной власти. «Будучи самыми многочисленными и разнообразными правовыми актами, акты администрации являются и самыми мобильными. Процедура их принятия, отмены сравнительно проста» [10, с. 49].

В более широком значении под антикризисным регулированием понимается процесс закрепления, упорядочивания общественных отношений, а также оформление их дальнейшего развития посредством установления дозволений, запретов, обязательств и поощрений в целях антикризисного управления [10]. Такой подход требует от государства выработки иных действенных правовых механизмов, направленных на предотвращение угроз и создание благоприятных условий для поддержания экономической устойчивости. Первоочередное внимание следует уделить установлению долгосрочных и среднесрочных ориентиров в сфере обеспечения экономической безопасности, которые должны быть реализованы путём проведения единой государственной экономической политики и отражены в документах концептуального, программного характера.

Таким образом, правовые инструменты, выполняющие задачи по предотвращению и преодолению кризисных ситуаций в экономике, можно условно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. При этом следует указать, что весь инструментарий антикризисного регулирования представляет собой совокупность форм, методов (сочетание диспозитивных и императивных начал) и процедур упорядочивания общественных отношений посредством установления дозволений, запретов, обязательств и поощрений в целях антикризисного управления2. По способу функционирования рассматриваемые правовые инструменты можно разделить на прямые и косвенные, выбор которых зави-

сит от вида критической ситуации. К примеру, в случае экономических, финансовых кризисов, санкционных ограничений целью является не только сохранение предпринимательской активности в объёме, предшествовавшем кризису, но и дальнейшее её развитие, что предопределяет больший выбор дозволительных, стимулирующих средств [9, с. 78].

6. Антикризисный рамочный закон

Для получения наибольшего эффекта в антикризисном регулировании важно комбинированное сочетание мер по всем ключевым позициям, их системный и взаимодополняющий характер. Учитывая степень чувствительности отдельных сфер экономики к дисбалансам, можно констатировать, что целому ряду экономических сложностей, обусловленных кризисными ситуациями, свойственно повторение. Это позволяет определить одни и те же общесистемные правовые инструменты краткосрочного и постоянного действия (пакет антикризисных мер общего характера) для урегулирования общественных отношений, возникающих в периоды экономической нестабильности, и нормативно закрепить их в специальных актах, которые могли бы выполнять роль матрицы, диктующей нужный однотипный порядок действий, правовую модель реагирования при экономических дисфункциях или всестороннем кризисе, независимо от природы его происхождения. Такого плана нормативные правовые акты, в которых закреплены лишь общие положения (генеральные условия), нормативно-правовые ориентиры и принципы регулирования определённой сферы, исключая какую-либо детализацию, в юридической литературе получили название «рамочного законодательства». Официально категории «рамочное правовое регулирование» и «рамочное законодательство» не нашли своего прямого нормативного закрепления и пока имеют место только в правовой науке. Следует обратить внимание, что отечественная юридическая доктрина рассматривает «рамочное законодательство» как модельные нормативные правовые акты (модельное законодательство ). Принятие модельных (рамочных) законов обусловлено высокой степенью правовой неопределённости по отношению к вызовам национальной безопасности, включая экономическую.

По мнению Л. В. Морозова, «рамочные -это типовые предписания. Как правило, нормы данных актов не имеют прямого действия, носят отсылочный характер и предполагают последующую конкретизацию» (цит. по: [11, с. 23]).

В. Б. Исаков рамочными называет модельные нормативные правовые акты, которые «устанавливают общие принципы регулирования, содержат модели и образцы регулируемых отношений, служат эталоном для иных субъектов нормотворчества». Он утверждает, что данные акты носят рекомендательный статус, «т. е. законодатель заведомо предполагает, что участники нормотворчества будут использовать такой акт как модель, образец» [12, с. 23].

Нормы, закрепляющие порядок формирования и применения в национальном правопорядке инструментов, предусмотренных «рамочными законами», образуют соответствующую правовую модель регулирования. В юридической доктрине под правовой моделью понимается «прогнозируемый вариант оптимального правового регулирования будущих явлений и процессов, определяющий цели и средства формирования нового правового состояния и позволяющий произвести расчёты связанных с этим реальных результатов» [13, с. 11].

Таким образом, разработка «рамочных законов» даёт возможность отойти от «догоняющих» антикризисных регуляторов и вывести регулирование на «опережающий» уровень, предусматривающий использование технологии юридического прогнозирования и стратегического планирования. Такой подход соответствует принципу нормотворческой деятельности - социально-экономической обусловленности, закреплённому в Законе № 130-З.

В обозначенном законодательном шаблоне может быть предусмотрено: издание актов временного действия (и правовая основа их принятия, действия и отмены); приостановление действия законодательных и иных нормативных правовых актов в экстраординарных условиях; оперативное распределение (и перераспределение) полномочий уровней и органов власти; объём и виды дополнительных полномочий, предо ставляе-мых органам исполнительной власти и орга-

нам местного самоуправления, и др. В антикризисном законе также следует закрепить некоторые регулятивные алгоритмы (в соответствии со стратегическими сценариями) оперативного перестроения правового регулирования в экстраординарный правовой режим. Отличительной особенностью такого антикризисного рамочного закона является его временное действие, ситуационная активность, способность в нормальных условиях находиться «в резерве», «переключаться» в «спящий режим» [14, с. 8].

Необходимость принятия рамочного антикризисного закона обусловлена в первую очередь тем, что в правовом поле Республики Беларусь нет эффективного механизма по предотвращению и преодолению нетипичных критических ситуаций. Положения действующего Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не обладают достаточной универсальностью в борьбе с «новыми» кризисами и их негативными последствиями, подрывающими экономическую стабильность. Критические ситуации, связанные с кризисами в экономике, оказались вне предмета правового регулирования данного законодательства, что, в свою очередь, указывает на необходимость разработки иных законодательных механизмов, а также совершенствование уже действующих.

Предметная и целевая направленность обозначенного законодательного акта - предупреждение, преодоление критических ситуаций, минимизация и ликвидация их негативных последствий. Данный закон должен выступать ядром формирования общего организационно-правового механизма защиты общества, государства и экономики от критических ситуаций «нового типа», включающего в себя адекватный вызовам и рискам инструментарий, который обеспечивал бы предвидение возникновения кризисных явлений, осуществление превентивных, оперативных и компенсаторно-восстановительных мер. Закон позволит создать правовую основу для введения специального (особого) экстраординарного «антикризисного» правового режима в связи с неравномерностью внутренних экономических процессов, предусматривающего специальное юридическое воздей-

ствие на общественные отношения в целях максимально возможного обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц с учётом характера и вида критической ситуации. Такой антикризисный правовой режим представляет собой самостоятельный комплекс организационно-правовых средств, с помощью которых устанавливается относительно стабильный, устойчивый административно-правовой порядок регулирования общественных отношений в условиях экономических диспропорций, направленный на предупреждение развития кризиса, преодоление, сокращение масштабов распространения критической ситуации, ликвидацию её последствий и восстановление нормальной общественной жизнедеятельности [15]. Отметим, что абсолютно все экстраординарные режимы «допускают серьёзные ограничения правосубъектности физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально-объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами» [16, с. 23]. В обычных условиях данные меры не действуют, они вводятся на время, пока кризисная ситуация не будет ликвидирована или не прекратится естественным путём. Временный характер таких режимов обусловлен особенностями их содержания, в числе которых чрезмерность предусматриваемых ими мер, изменение системы управления, приостановление функционирования предприятий, организаций и др. [17].

7. Выводы

1. Выбор правового инструментария повышения внутренней устойчивости экономики напрямую зависит от сущностного содержания и причин экономического кризиса, его масштаба, направленности, длительности

и конкретного этапа. Фундаментальной основой всего правового инструментария должна стать выработка научно обоснованной концепции развития антикризисного законодательства, направленного на создание новой модели регулирования общественных отношений в период экономических потрясений, обусловленных кризисными ситуациями.

2. В целях выработки единой правовой модели реагирования на происходящие экономические потрясения предлагается разработать антикризисный закон модельного характера, в котором следует закрепить общие положения, нормативно-правовые ориентиры и принципы регулирования общественных отношений, возникающих в условиях экономической нестабильности. Закон позволит создать правовую основу для введения на определённое время специального (экстраординарного) правового режима в целях преодоления критической ситуации, сокращения масштабов её распространения, ликвидации последствий нарушения функционирования экономической системы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы : Указ Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23 июня 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2024. -URL: https://etalonline.by/document/?regnum= p32100292&q_id=10181877 (дата обращения: 14.01.2024).

2 Белая книга лучшей законодательной практики антикризисного регулирования : приложение к Постановлению МПА СНГ от 28 октября 2022 г. № 54-32 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». - М., 2023. - 100 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева И. П. Устойчивость экономики и проблемы её обеспечения в современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 17-25.

2. Сухарев О. С., Палаш С. В. Дисфункции экономических систем и управления : монография. - M. : Ленанд, 2016. - 304 с.

3. Global Economie Prospects, June 2020. - URL: https://openknowledge.worldbank.org/entities/publication/ d29e6c95-4753-58e8-b368-d03c78cacab5 (accessed 5 June 2023).

4. Лажевский Г. М. Современная классификация экономических кризисов // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2012. - № 15. - С. 14-21.

5. Лагун Д. А. Проблемы соотношения законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь // Национальная государственность и европейские интеграционные процессы :

сб. науч. тр. : в 2 т. / БГУ юрид. фак. - Минск : Издат. центр БГУ, 2008. - Т. 1: Национальное законодательство и его гармонизация с правом Европейского Союза. - С. 102-114.

6. Шувалов И. И. Правовые инструменты преодоления кризисных явлений в экономике // Журнал российского права. - 2022. - Т. 26, № 1. - С. 61-69. - Б01: 10.12737/|г1.2022.006.

7. Хабриева Т. Я. Циклические нормативные массивы в праве // Журнал российского права. - 2019. -№ 12. - С. 5-18. - Б01: 10.12737/]г1.2019.12.1.

8. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития : монография / Е. Г. Афанасьева, В. А. Вайпан, А. В. Белицкая, Е. П. Губин ; отв. ред. Е. П. Губин. - М. : Юстицинформ, 2019. -664 с.

9. Правовое управление в кризисных ситуациях : монография / С. Б. Бальхаева, Х. И. Гаджиев, С. А. Грачева и др. ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров ; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М. : Проспект, 2022. - 280 с.

10. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. - М. : Формула права, 2007. - 484 с.

11. Довгань К. Е. Категория «рамочное законодательство» в национальной правовой системе // Юрис-лингвистика. - 2022. - № 26. - С. 22-25. - Б01: 10.14258/1ея1ш(2022)2604.

12. Основы права : учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2014. - 480 с.

13. Правовые модели и реальность: монография / О. Я. Акопян, Н. В. Власова, С. А. Грачева и др. ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. - М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации : ИНФРА-М, 2014. - 280 с. - Б01: 10.12737/6431.

14. Хабриева Т. Я. Управление пандемическим кризисом на основе права: мировой и российский опыт // Журнал российского права. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 5-17. - Б01: 10.12737/^1.2021.015.

15. Зырянов С. М., Калмыкова А. В. Обязательные требования в условиях экстраординарных режимов: пределы ограничения прав граждан и хозяйствующих субъектов // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2021. - № 2. - С. 8-14.

16. Гущин В. В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации : монография / М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Всерос. науч.-исслед. ин-т. - М. : ВНИИ МВД России, 1996. - 179 с.

17. Зырянов С. М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. - 2016. - № 4 (232). - С. 72-81. -

DOI: 10.12737/18690.

Информация об авторе

Минич Светлана Александровна - младший научный сотрудник

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Адрес для корреспонденции: 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Берсона,1а

E-mail: ekabpils75@mail.ru

SPIN-код: 3962-5330, Author ID: 1022812

ORCID: 0000-0003-0713-3378

ResearcherlD: GWC-0287-2022

Информация о статье

Дата поступления - 22 июня 2023 г. Дата принятия в печать - 15 января 2024 г.

Минич С. А. Правовые механизмы и инструменты повышения внутренней устойчивости экономики Республики Беларусь // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 24-34. й01: 10.24147/1990-5173.2024. 21(1).24-34.

Для цитирования

LEGAL MECHANISMS AND TOOLS FOR IMPROVING THE INTERNAL STABILITY OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

S.A. Minich

The National Centre of Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus

Introduction. Improving the internal stability of the economy is one of the leading tasks of public policy in most countries. The Republic of Belarus is continuously actively searching for effective legal mechanisms and tools aimed at creating favorable conditions for stable economic growth and improving its qualitative characteristics. Purpose. The author's aim is to determine effective legal mechanisms and tools to increase the internal stability of the economy of the Republic of Belarus, based on the essential content and causes of the economic crisis. Methodology. The research is based on general scientific and private scientific methods: dialectical, formal-logical, system-structural, terminological; general logical methods. Results. The study allowed us to reveal the concept of economic stability, the prerequisites of crisis situations, to identify legal mechanisms and tools to increase the internal stability of the economy, to develop practical recommendations for their implementation. Conclusion. The choice of legal tools for improving the internal stability of the economy directly depends on the causes, scale, direction and duration of the crisis situation. In order to effectively solve the problems of countering economic collapses, it is proposed to consider the possibility of switching to special legal regulation to streamline relevant public relations and adopt an anti-crisis law of a model nature at the national level, fixing a single procedure for actions in conditions of economic turbulence.

Keywords: economic stability; legal mechanisms and tools; economic crisis; anti-crisis legislation; anti-crisis economic regulation.

REFERENCES

1. Vorobyеva I.P. Stability of economy and problem of its maintenance in modern Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal. Economics, 2012, no. 1 (17), рр. 17-25. (In Russ.).

2. Sukharev O.S. Dysfunctions of economic systems and management, monograph. Moscow, Lenand Publ., 2016. 304 р. (In Russ.).

3. Global Economic Prospects, June 2020. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/entities/ publication/d29e6c95-4753-58e8-b368-d03c78cacab5 (accessed 5 June 2023).

4. Lazhevskij G.M. Modern classification of economic crises. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern tendencies the economics and management: a new look, 2012, no. 15, рр. 14-21. (In Russ.).

5. Lagun D.A. Problems of correlation of laws of the Republic of Belarus, decrees and decrees of the President of the Republic of Belarus, in: National statehood and European integration processes, collection of scientific papers, in 2 volumes, Minsk, Belarus State University Publishing House, 2008. Vol. 1: National legilation and its harmonization in accordance with EU law, рр. 102-115. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shuvalov I.I. Legal instruments for overcoming crisis in economy. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2022, vol. 26, no. 1, pp. 61-69. DOI: 10.12737/jrl.2022.006. (In Russ.).

7. Khabrieva T.Y. Cyclic normative arrays in law. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 12, pp. 5-18. DOI: 10.12737/jrl.2019.12.1. (In Russ.).

8. Afanasieva E.G., Vaipan V.A., Belitskaya A.V.; Gubin E.P. (ed.). Business Law of Russia: results, trends and ways of development, monograph. Moscow, Yustitsinform Publ., 2019. 664 p. (In Russ.).

9. Balkhaeva S.B., Gadzhiev Kh.I., Gracheva S.A., et al.; Tikhomirov Yu.A. (ed.) Legal management in crisis situations, monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2022. 280 p. (In Russ.).

10. Tikhomirov Yu.A. Law-based management. Moscow, Formula prava Publ., 2007. 484 p. (In Russ.).

11. Dovgan K.E. Category "framework legislation" in the national legal system of the Russian Federation. Yurislingvistika = Legal Linguistics, 2022, no. 26, рр. 22-25. DOI: 10.14258/leglin(2022)2604. (In Russ.).

12. Isakov V.B. (ed.). Fundamentals law. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2014. 480 p. (In Russ.).

13. Akopyan O.A., Vlasova N.V., Gracheva S.A., et al.; Tikhomirov Yu.A., Rafalyuk E.E., Khludeneva N.T (eds.). Legal models and reality, monograph. Moscow, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation Publ., INFRA-M Publ., 2014. 280 р. DOI: 10.12737/6431. (In Russ.).

14. Khabrieva T.Ya. Law based managing the pandemic crisis: world and Russian experience. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 2, pp. 5-17. DOI: 10.12737/ jrl.2021.015. (In Russ.).

15. Zyryanov S.M., Kalmykova A.V. Mandatory requirements in the conditions of extraordinary regimes: limits of restriction of the rights of citizens and business entities. Aktual 'nye problemy administrativnogo prava i protsessa = Actual problems of administrative law and process, 2021, no. 2, pp. 8-14. (In Russ.).

16. Gushchin V.V. Public safety and emergencies, monograph. Moscow, NRI of the Ministry of Interior of Russia Publ., 1996. 179 p. (In Russ.).

17. Zyryanov S.M. Extraordinary (special) administrative-legal regimes. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2016, no. 4 (232), pp. 72-81. DOI: 10.12737/18690. (In Russ.).

About the author

Minich Svetlana - Junior Researcher

The National Centre of Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus

Postal address: 1a, Bersona ul., Minsk, 220030, Republic of Belarus

E-mail: ekabpils75@mail.ru

SPIN-code: 3962-5330, Author ID: 1022812

ORCID: 0000-0003-0713-3378

ResearcherlD: GWC-0287-2022

Article info

Received - June 22, 2023 Accepted - January 15, 2024

For citation

Minich S^. Legal Mechanisms and Tools for Improving the Internal Stability of the Economy of the Republic of Belarus. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2024, vol. 21, no. 1, pp. 24-34. DOI: 10.24147/1990-5173.2024. 21(1).24-34. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.