УДК 001.895:338.246 (045)
Инновационные инструменты антикризисного регулирования
ФИЛЮШИНА АЛЛА ВАДИМОВНА, старший преподаватель кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета Е-mail: [email protected]
Аннотация. Для повышения устойчивости региональной экономики необходима реализация стратегически значимых инвестиционных проектов с привлечением частного капитала. Рассмотрены инновационные инструменты антикризисного регулирования, позволяющие создавать механизмы привлечения долгосрочного частного финансирования для устойчивого развития региональной экономики. Проанализированы правовые новации 2014 г., включившие в хозяйственный оборот на территории Российской Федерации новые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций: проектные компании (специализированные общества); эскроу-счета; новые условия залога; институты для управления новыми видами залога; механизмы уступки прав и обязанностей по договору; уступку прав на будущие денежные потоки и активы; специальные формы соглашения кредиторов. Рассмотрены права и особенности сделок, совершаемых специализированным обществом проектного финансирования.
В кризисной ситуации актуальным является анализ эффективности существующих инструментов регионального развития национальной экономики - особых экономических зон (ОЭЗ) и перспектив их развития в связи с появлением новых инструментов долгосрочного привлечения частных инвестиций. Особый интерес в условиях кризиса представляют подходы к формированию инновационных форм регионального развития - территорий опережающего развития (ТОР). В мировой экономике все формы свободных экономических зон (СЭЗ) рассматриваются как антикризисный инструмент государственной политики, позволяющий придать импульс развития регионам и депрессивным территориям. В России до настоящего времени большинство ОЭЗ не стали центрами динамичного экономического роста региональной экономики, эффективного решения задач межрегионального территориального развития. Основной причиной медленного развития ОЭЗ в России являлось отсутствие законодательно закрепленных инструментов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. Ключевые слова: антикризисное бизнес-регулирование, промышленная политика, устойчивость региональной экономики, особые экономические зоны, территории опережающего развития, инструменты привлечения долгосрочных финансовых ресурсов.
Innovative tools of anti-crisis regulation
FILYUSHINA ALLA V., Senior lecturer of the department „Strategic and anti-crisis management" of the Finance University
Е-mail: [email protected]
Abstract. The implementation of strategically important investment projects with the inducement of foreign capital is necessary for raising regional economy stability. The innovative tools of anti-crisis regulation permitting to create the mechanisms of inducement the long-term private financing for stable regional economy development are considered. The article analyses the 2014 legal novations which included into new tools economic turnover of inducement the long-term investments: project companies (specialized societies); escrow accounts; new pledge
provisions; institutes for managing new kinds of pledge; assignment and delegation under the contract; assignment of the right to future money flows and assets; special forms of creditors agreements. The deals' rights and peculiarities made by specialized project financing society have been considered. The efficiency analysis of existing national economy development tools as peculiar economic zones and their development perspectives because of the new tools' long-term private investments emergence are actual in crisis situation. The approaches to activating innovative forms of regional development as territories of priority development (TPD) are of peculiar interest under crisis conditions. All the forms of free economic zones are considered as anti-crisis tool of the state policy, which encourages regions and depressive territories to develop. Till now the most free economic zones in Russia haven't become the centers of regional economy's dynamic growth, efficient decision-making of interregional territorial development. The main reason of free economic zones' slow development in Russia was the lack of legislatively vested tools of inducement the long-term financial recourses. Keywords: anti-crisis business regulation, industrial policy, regional economy stability, peculiar economic zones, territories of priority development, tools of inducement the long-term financial recourses.
Государственное антикризисное регулирование в настоящее время приобретает особую актуальность, так как является основой для антикризисного развития регионов, территорий, моногородов. Правильно подобранные инструменты антикризисного регулирования повышают инвестиционную привлекательность региона и способствуют реализации антикризисных стратегий развития.
Антикризисное управление экономической системой региона (ЭСР) призвано обеспечить согласование интересов основных субъектов, формирование оптимальной комбинации имеющихся ресурсов, а также извлечение синерге-тического эффекта в процессе взаимодействия всех уровней ЭСР [1, 2].
Наиболее полно и системно содержание антикризисного управления раскрыто в работах А. Н. Ряховской, С.Е. Кована и др. Антикризисное управление включает комплекс антикризисных мер, инструментов и технологий, направленных на предвидение и своевременное распознавание кризисных явлений, проведение превентивных мероприятий в целях повышения сопротивляемости и предупреждения кризисов, а также для обеспечения функционирования во время кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития. Данное определение охватывает все составляющие антикризисного управления, позволяет учесть особенности управления на каждом уровне экономики, конкретизировать цели, задачи, применяемые
инструменты. Эффективное антикризисное управление является фактором устойчивого развития не только на уровне предприятия, региона, отрасли, но и в масштабе национальной экономики. Совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо-и микроуровнях, каждая из которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном и кризисном развитии экономики, представляет собой антикризисное бизнес-регулирование [3-6].
Политические проблемы 2014 г. серьезно усложнили состояние экономики России. В течение 2015 г. крупные российские компании должны вернуть кредиторам около 200 млрд долл. До введения санкций в 2014 г. открытые кредитные линии западных банков позволяли легко решить эту проблему. С 2014 г. компании-должники выкупают валюту на российском рынке, что дополнительно усиливает давление на курс рубля. Отток капитала из России за 2014 г. составил более 100 млрд долл. и негативно повлиял на устойчивость национальной валюты. Происходит сокращение золотовалютных резервов и рынка кредитования. Отрицательную динамику показывают многие отрасли промышленности. Эти процессы развиваются на фоне уменьшения валютных поступлений, связанных со снижением цен на нефть.
Важным инструментом устойчивого развития экономики России в условиях усиления проявлений кризиса является промышленная
политика. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» дано следующее определение промышленной политики: «совокупность государственных мер, предпринимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры отрасли и имеющих целью усиление экономического могущества страны в том случае, когда рыночный конкурентные механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели» [7]. Промышленная политика отражает стремление государства изменить распределение ресурсов с целью ускорения экономического роста. В условиях экономической рецессии рыночные механизмы перераспределения ресурсов оказались неэффективны. За последние годы темпы российской экономики снижались: в 2010 г. рост составлял 4,5%, в 2011 г. - 4,3%, в 2013 г. -1,3 %, в 2014 г. - 0,6%. В 2015 г. рост сменился спадом на 3,2%.
Негативная динамика прослеживается и по показателю оборота розничной торговли. По данным Росстата, в 2012 г. темпы прироста этого показателя упали до 6%, в 2013 г. составили лишь 3,9%, такие же темпы сохранились в 2014 г. [8]. По данным Минэкономразвития России, в июне 2015 г. показатель оборота розничной торговли сократился на 9,4%. Спад промышленного производства в июне 2015 г. составил 4,8%, инвестиционный спад достиг 7,1%, произошло падение уровня жизни на 3,5% [9].
В кризисной ситуации актуальными являются анализ эффективности существующих антикризисных инструментов и разработка инновационных инструментов антикризисного развития. В этой связи рассмотрим эффективность применения в российской экономике экономических зон. Свободные экономические зоны (СЭЗ) в мире рассматриваются как антикризисный инструмент государственной политики, позволяющий придать импульс развития регионам и депрессивным территориям. Создание таких зон дает возможность:
• во-первых, повысить уровень социально-экономического развития конкретного региона за счет привлечения иностранных инвестиций,
развития экспортной базы и создания новых рабочих мест;
• во-вторых, сформировать кластер промышленных предприятий, использующих передовые технологии производства товаров и услуг, новые методы управления и организации труда и обладающих высоким уровнем конкурентоспособности.
Особые экономические зоны в России начали развиваться на основе действовавшего законодательства [10, 11]. Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрены четыре основных вида ОЭЗ: технико-внедренческие; промышленно-производственные; портовые зоны; туристско-рекреационные. В настоящее время в России действуют 24 ОЭЗ, из них: 4 -технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»), 4 — промышленно-производствен-ные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»), 13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т.д.), 3 портовых зоны с разной степенью готовности (среди них — «Ульяновск», «Мурманск»).
Особые экономические зоны создавались в России для сбалансированного достижения целей государства и частных инвесторов. Государство в рамках ОЭЗ продекларировало следующие цели социально-экономического развития российской экономики: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий для развития определенной территории страны; создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; развитие экспортной базы; импортозамещение; опробование новых методов менеджмента и организации труда. Частные инвесторы, выступающие резидентами ОЭЗ, как правило, преследуют цели, определяющие развитие собственного бизнеса:
• освоение новых рынков сбыта;
• приближение производства к потребителю;
• минимизацию затрат, обусловленную отсутствием экспортных и импортных пошлин;
• доступ к государственной инфраструктуре;
• использование более дешевой рабочей силы и преимуществ, возникающих в результате ослабления административных барьеров.
Частных инвесторов в ОЭЗ привлекают преференции по трем основным направлениям: налоговые и таможенные льготы; государственное финансирование инфраструктуры; снижение административных барьеров.
С функциональной точки зрения ОЭЗ, действующие в России, можно разделить на три группы:
• внешнеторговые зоны, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
• технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
• комплексные производственные зоны, ориентированные на производство экспортных товаров массового потребления.
Типичным признаком ОЭЗ является льготный характер налогообложения. Налоговые преференции для резидентов ОЭЗ предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5 %, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет. Другим преимуществом ОЭЗ является льготный таможенный режим [12]. При ввозе товаров на территорию особых экономических зон не
уплачиваются ввозная таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость (НДС). На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС. Российские товары размещаются и используются в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (см. рисунок).
Общий объем инвестиций, направленных в ОЭЗ в 2014 г., составил 245 млрд руб., это на 2,4% (239 млрд руб.) больше, чем в 2013 г. За 2014 г. совокупный объем продукции, созданной в ОЭЗ, составил 37,4 млрд руб. и превысил показатель 2013 г. на 5 млрд руб. В январе 2015 г. в ОЭЗ было зарегистрировано 257 инвесторов; в 2013 г. — 54 инвестора, в 2014 г. — 25 инвесторов, 178 резидентов зарегистрированы ранее 2013 г. [12]. Следует отметить, что в 2014 г. объем государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд руб., объем частных инвестиций — более 200 млрд руб. (см. таблицу).
По прогнозу Министерства регионального развития РФ, до 2025 г. планируется за счет
Иностранные государства
Оборудование Комплектующие
Территория Российской Федерации
Оборудование Комплектующие
НДС подлежит возмещению, отсутствие ввозной пошлины
Действующие таможенные преференции для ОЭЗ
Источник: URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 20.08.2015).
Сравнительный анализ деятельности российских ОЭЗ разных типов
Показатель Особые экономические зоны
портовые туристско-рекреационные технико-внедренческие промышленно-производственные
Число созданных ОЭЭ 3 13 4 4
Количество рабочих мест 120 104 3350 4605
Источник: URL: http://www.russez.ru/ (дата обращения: 20.08.2015).
одной тысячи резидентов ОЭЗ привлечь более 500 млрд руб. частных инвестиций, создать более 140 тыс. рабочих мест. Ожидаемые объемы частных инвестиций позволят обеспечить выпуск продукции на сумму более 5 трлн руб. По расчетам налоговые отчисления при этом превысят 1,2 трлн руб. [13].
Сравнительный анализ деятельности российских ОЭЗ разных типов показал, что наибольшее влияние на социально-экономическое положение в регионах оказывают промышлен-но-производственные зоны (ППЗ). Показатель объема привлеченных инвестиций в ППЗ в 5,7 раза превышает аналогичный показатель в технико-внедренческих зонах (ТВЗ) и в 88 раз в туристско-рекреационных зонах (ТРЗ). Количество рабочих мест в ППЗ превышает аналогичный показатель ТВЗ в 1,37 раза и в 44 раза — показатель ТРЗ (см. таблицу). В настоящее время доходы от реализованных проектов пока не покрыли вложенных в них инвестиций. Необходимо отметить, что особые экономические зоны являются привлекательными для инвесторов, их количество не только не снижается, но и увеличивается из года в год. В период 2013-2014 гг. в особых экономических зонах запущено 5 новых заводов, среди которых ОЭЗ «Липецк» и ОЭЗ «Алабуга» [13].
Анализ показателей деятельности особых экономических зон в Российской Федерации свидетельствует о том, что данный антикризисный инструмент в российской экономике пока не работает на должном уровне. ОЭЗ в настоящее время не являются центрами динамичного экономического роста региональной экономики, эффективного решения задач межрегионального территориального развития.
Исследователи рассматривают разные причины, препятствующие использованию возможностей ОЭЗ как инструмента решения экономических проблем [14-18].
На наш взгляд, основной причиной медленного развития ОЭЗ в России являлось отсутствие законодательно закрепленных инструментов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. Настоящим прорывом в стимулировании инвестиционной деятельности стали принятые 21 декабря 2013 г. Госдумой федеральные законы:
• № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [19];
• № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [20].
Законодательно закреплены новые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций:
• проектные компании (специализированные общества);
• новые разновидности счетов (эскроу), которые обеспечивают контроль денежных потоков;
• новые виды залога;
• институты для управления новыми видами залога;
• новые механизмы уступки прав и обязанностей по договору, а также уступка прав на выручку, будущие денежные потоки и активы;
• специальные соглашения кредиторов.
Новые законы ввели в хозяйственный оборот два вида специализированных обществ: специализированное проектного финансирования и специализированное финансовое. Специализированное общество — обособленное хозяйственное общество, имеющее определенные цели, ограничения и предмет деятельности в рамках законодательства. Целями и предметом деятельности специализированного финансового общества (СФО) является получение денежных требований, связанных с приобретением активов по договорам лизинга и аренды, а также выпуск облигаций под обеспечение денежных требований. В процессе секьюритиза-ции такие общества будут осуществлять функции SPV(Special Purpose Vehicle).
Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования (СОПФ) является финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в ходе осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате реализации проекта, приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) проекта, а также эмиссия облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества. СОПФ имеет право на:
• привлечение займов с учетом ограничений, которые установлены уставом;
• управление полученными денежными требованиями и остальным имуществом;
• формирование уставного капитала с оплатой акций исключительно деньгами;
• страхование рисков ответственности за нарушение обязательств по облигациям общества и риска убытков, относящихся к неисполнениям обязательств по приобретаемым обществом денежным требованиям;
• совершение сделок, направленных на поддержание и улучшение кредитоспособности, и снижение рисков финансовых убытков общества.
Основополагающие цели создания СОПФ — выделение имущества проекта, использование его для финансирования проекта. Требования кредиторов удовлетворяются лишь за счет имущества проекта, поэтому возникает необходимость исключения возможности предъявления к специализированной компании требований от лиц, не вовлеченных в проект. Это выполняется путем ограничения сделок проектной компании, которые она вправе совершать для выполнения проекта. Совершение сделок, не предусмотренных уставом СОПФ, не влечет появления новых обязательств. Эта новация позволит сохранить имущество проекта от третьих лиц, не принимающих участия в его выполнении и финансировании. Название «специализированное общество проектного финансирования» указывает третьим лицам на то, что контрагент компании может совершать лишь ограниченный круг сделок. Правила, предусмотренные главами X и XI Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных общест-вах»1, а также статьями 45 и 46 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»2, не применяются к сделкам, совершаемым специализированным обществом проектного финансирования.
Закон предусматривает, что управление проектной компанией может выполняться одним исполнительным органом, также такие полномочия могут быть переданы управляющей компании. Это может быть управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда или иная организация, являющаяся хозяйственным обществом, которая должна входить в реестр ограничений Банка России. Управляющая компания не может быть
1 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». URL: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/ (дата обращения: 20.08.2015).
2 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.06.2015). URL: http:// www.consultant.ru/popular/ooo/ (дата обращения: 20.08.2015).
лицом, контролирующим специализированное общество, или лицом, контролирующим первоначальных кредиторов по денежным требованиям, оформленным в залог по облигациям специализированного общества. Новым Федеральным законом № 379-ФЗ [19] определены особенности и порядок банкротства СОПФ, а также порядок удовлетворения требований кредиторов.
Для снижения рисков при осуществлении проектов развития в Гражданский кодекс Российской Федерации вводятся новые виды договоров — договор номинального счета и договор счета эскроу, а также новые номинальные счета. Номинальный счет может быть открытым владельцем счета для выполнения операций с денежными средствами, права по которым принадлежат иному лицу — бенефициару. Договором номинального счета на банк может быть наложено обязательство контроля использования владельцем денежных средств в интересах бенефициара. Договором номинального счета может быть ограничен круг операций, которые реализует владелец счета и лица, получившие право снимать денежные средства со счета.
Впервые в российское правовое поле введены счета эскроу и залоговые банковские счета, открывающие новые возможности для привлечения долгосрочного финансирования региональных проектов. В практике зарубежных стран в случаях появления сомнений, связанных с правильным выполнением условий договоров или выполнением своевременной оплаты, проблемы решаются с применением счетов эскроу, которые открываются у третьей, незаинтересованной стороны, пользующейся доверием всех участников сделки. Эскроу-агент (банк) на основании договора условного депонирования денежных средств открывает специальный счет эскроу. Счета эскроу предназначены для мониторинга и блокирования денежных средств, полученных от депонента (владельца счета) в целях их передачи бенефициару при появлении оснований, предусмотренных договором между банком, бенефициаром и депонентом. Не разрешается перечисление на счет эскроу других денежных средств депонента,
кроме депонируемой суммы, указанной в договоре условного депонирования.
Для контроля залоговых безналичных денег существуют залоговые банковские счета. Залоговый счет открывается на основании договора залогового счета. До настоящего времени в российской практике отсутствовало право залога будущих обязательственных прав. У специализированной компании не было прав на будущую выручку проекта и создаваемые активы. Отсутствие указанных прав существенно тормозило привлечение инвестиций, так как у кредиторов не было гарантий получения прав на будущий инвестиционный объект и генерируемые им доходы в качестве обеспечения.
В настоящее время в законодательстве закреплены нормы, предоставляющие залогодателю возможность передавать кредиторам в залог имущество, которое появится в результате реализации инвестиционного проекта. У проектных компаний впервые появилась возможность на момент предоставления финансирования осуществить залог прав по договорам для передачи будущих доходов проекта в качестве обеспечения кредиторам. Рассмотренный инструмент антикризисного развития даст мощный импульс для привлечения долгосрочного финансирования региональных проектов. Первые положительные результаты применения этих инструментов —инвестиционные контракты, подписанные на XIX Петербургском экономическом форуме в июне 2015 г.
В условиях развития глобальной экономической рецессии Правительство Российской Федерации выступило с новой законодательной инициативой. В результате с марта 2015 г. на территории России начали действовать нормы Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [21]. Появился новый инструмент антикризисного регулирования — территории опережающего развития (ТОР). О целесообразности создания на территории России ТОР впервые заявил Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем
Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт». В Федеральном законе № 473-ФЗ территориями опережающего развития названы экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, агропарки и соответствующая инфраструктура, обеспечивающая процесс притока инвестиций для создания новых стратегически значимых предприятий и реализации долгосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой прибыли [21]. Закон определяет правовой режим таких территорий и меры их господдержки.
Федеральный закон № 473-ФЗ устанавливает правила создания условий ускоренного развития субъектов РФ, в первую очередь на Дальнем Востоке. Эффективная интеграции экономики России с Азиатско-Тихоокеанским регионом во многом определяется уровнем развития экономики Дальневосточного региона России. Развитие промышленности и сельского хозяйства, производство стройматериалов, судостроение и судоремонт — таковы приоритеты в экономике края. Дальневосточный регион России в 2014 г. продемонстрировал положительные экономические результаты: прирост промышленного производства составил около 6%, а объем инвестиций в основной капитал впервые с 2011 г. превысил 10 %. Однако пока общий уровень жизни людей продолжает оставаться ниже, чем в европейской части страны. Основные проблемы антикризисного развития региона, с которыми ежедневно сталкиваются жители региона, сосредоточены в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона предложила оценивать уровень развития территорий прежде всего по показателям уровня жизни граждан. Рост уровня жизни населения может быть обеспечен за счет создания 12 ТОР.
Закон закрепляет различный статус территорий опережающего развития и особых
экономических зон (ОЭЗ). Закон не допускает одновременное создание ОЭЗ и ТОР на одной территории и определяет срок функционирования экономических зон: ТОР — 12 лет, ОЭЗ — 20 лет. Для сравнения отметим, что максимальные сроки аренды земли резидентами китайских свободных экономических зон (СЭЗ) составляют 40-70 лет. В первые три года ТОР создаются постановлениями правительства РФ только на Дальнем Востоке. Затем их распространят по всем регионам России. Границы ТОР не должны совпадать с границами особых экономических зон и зон территориального развития. Каждой территорией будет заниматься специальная управляющая компания, ответственная за создание инфраструктуры и предоставление юридических, бухгалтерских, таможенных, иных услуг. Предприниматели, желающие получить статус резидента территории, должны будут заключить специальное соглашение с властями. После этого на них распространятся особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса. Для каждой территории будет составлен список допустимых видов бизнеса с учетом дополнительных требований к используемым технологиям и оборудованию.
25 июня 2015 г. Председателем Правительства РФ подписаны постановления, которыми утверждаются первые территории опережающего развития в России ОЭЗ: две — в Хабаровском крае и одна территория — в Приморье.
Для первой территории опережающего развития «Хабаровск» прогнозный объем инвестиций составляет около 30 млрд руб., запланировано создание около 3 тыс. новых рабочих мест. Основные направления деятельности: развитие транспортно-логистических услуг и металлургическое производство.
Вторая территория опережающего развития названа «Комсомольск». По проекту объем инвестиций составит около 15 млрд руб. Реализация проекта обеспечит создание около 3 тыс. новых рабочих мест. Основным направлением деятельности данной территории станет авиастроение, производство комплектующих деталей для авиастроения, не исключены и другие виды деятельности.
На третьей территории опережающего развития «Надежденский» в Приморском крае запланирована реализация инвестиционных проектов общей стоимостью 7 млрд руб., которые создадут 1,6 тыс. новых рабочих мест. Правительством определены основные направления деятельности данной ТОР: транспортное, логистическое, создание предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Для территорий опережающего развития разработаны шесть первых инвестиционных проектов. Из федерального бюджета на создание территорий опережающего развития запланировано выделить 42 млрд руб. По прогнозу Министерства регионального развития РФ, такие территории привлекут 2,5 трлн руб. частных инвестиций и обеспечат создание более 37 тыс. новых рабочих мест. На Дальнем Востоке территории опережающего развития начнут практическую деятельность в 2015 г. В рамках ТОР предусмотрено предоставление ряда льгот и преференций для инвесторов: нулевая ставка налога на прибыль в течение 5 лет, таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал. В каждой конкретной ТОР перечень льгот может быть расширен по решению Правительства. Создание ТОР для России является новым инструментом антикризисного бизнес-регулирования.
Таким образом, по итогам анализа новых инструментов антикризисного регулирования можно сделать следующие выводы.
• В мировой экономике успешно действует около 1500 свободных экономических зон разного типа. Они являются эффективными
инструментами антикризисного развития. В ряде стран на территории СЭЗ сформировались экспортно-ориентированные отрасли национальных экономик, в отдельных странах СЭЗ стали полюсами экономического роста.
• Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что до настоящего времени не удалось воспроизвести в полном объеме мировой положительный опыт. ОЭЗ не стали центрами динамичного экономического роста региональной экономики, эффективного решения задач межрегионального территориального развития. Основным тормозом развития ОЭЗ инвесторы называли ограниченность закрепленного законодательством набора инструментов для привлечения долгосрочного финансирования.
• С 2015 г. перечень инструментов антикризисного регулирования в российской экономике значительно расширен. В правовом поле закреплены порядок введения в хозяйственный оборот новых залоговых счетов, номинальных счетов, счетов эскроу и условия выпуска инфраструктурных облигаций. Указанные инструменты позволят создавать инновационные механизмы привлечения долгосрочного частного финансирования и придадут новый импульс развитию бизнеса в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития.
• Целью стимулирования частных инвесторов в особых экономических зонах и территориях опережающего развития является реализация стратегически значимых инвестиционных проектов для повышения устойчивости региональной экономики.
Литература
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 23.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_54599/ (дата обращения: 20.08.2015).
2. Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_law_156000/ (дата обращения: 20.08.2015).
3. Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70544862/ (дата обращения: 20.08.2015).
4. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 20.08.2015).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 20.08.2015).
6. Ряховская А.Н. Антикризисное управление экономическими системами регионов и муниципалитетов // Экономические науки. 2014. № 2. С. 28-34.
7. Теория антикризисного менеджмента: учебник / Под ред. проф. А.Н. Ряховской. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2015. 512 с.
8. Антикризисное бизнес-регулирование: Монография / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, О.Г. Крюкова и др.; под ред. проф. А.Н. Ряховской. М.: Магистр; НИЦ Инфра-М, 2012. 240 с.
9. Трансформация антикризисного управления в современных экономических условиях: Монография / В.Н. Алферов, К. А. Березин, С.Е. Кован, С.Ю. Плаксин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 157 с.
10. Галимов И. А. Актуальность антикризисного управления для России // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 261-263.
11. Коварда В. В. Сущность и хронология финансово-экономических кризисов в России // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 458-460.
12. Шабанова К.Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 433-435.
13. Байсумова Э.И. Функционирование свободных экономических зон в России // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 73-76.
14. Минчичова В. С. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между Россией и лидерами Европейского союза — Францией и Германией // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 304.
15. Зайковская А. С. Тенденции развития свободных экономических зон на территории ЕС // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 102-106.
16. Камдин А.Н. Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 312-317.
17. Басарева К.В. Значение особых экономических зон для социально-экономического развития региональной экономики // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 377-379.
18. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.08.2015).
19. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 20.08.2015).
20. URL: http://www.russez.ru/doc/doc.asp (дата обращения: 20.08.2015).
21. URL: http://www.elabugacity.ru/ (дата обращения: 20.08.2015).
References
1. Federal Law dated 22.07.2005 No. 116-FZ „About peculiar economic zones in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_54599/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
2. Federal Law dated 21.12.2013 № 367-FZ „About amendments to the part one of the Russian Federation Civil code and recognition of separate Bills as stale ones (Bills provisions)". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_156000/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
3. Federal Law dated 21.12.2013№ 379-FZ „About amendments to the separate Russian Federation Bills". URL: http://base.garant.ru/70544862/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
4. Federal Law dated 29.12.2014 № 473-FZ „About territories of priority development in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
5. Federal Law dated 31.12.2014 № 488- FZ „About industrial policy in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
6. Ryahovskaya A.N. Anti-crisis management of regions and municipalities economic systems. Ekonomicheskiye nauki. 2014, No. 2, pp. 28-34 (in Russian).
7. Anti-crisis management theory: study guide. Edited by Professor A.N. Ryahovskaya. Moscow, 2015. 240 p. (in Russian).
8. Anti-crisis business regulation: monograph / A.N. Ryahovskaya, S.E. Kovan. Moscow, 2012. 240 p. (in Russian).
9. Anti-crisis management transformation under modern economic conditions: monograph / V.N. Alferov, K.A. Berezin, S.E. Kovan. Moscow, 2014. 157 p. (in Russian).
10. Galimov I. A. Anti-crisis management significance for Russia. Molodoy uchoni. 2014. No. 9, pp. 261263 (in Russian).
11. Kovarda V. V. The essence and chronology of financial and economic crises in Russia. Molodoy uchoni. 2014. No. 2, pp. 458-460 (in Russian).
12. Shabanova K.R. Republic of Tatars tan investment potential and the barriers for inducement the foreign investments to a region. Molodoy uchoni. 2014. No.7, pp. 433-435 (in Russian).
13. Baisumova E.I. Functioning of free economic zones in Russia. Zanevskaya plotshad, Saint-Petersburg, 2014, pp. 73-76 (in Russian).
14. Minchichova V. S. 2014sanctions: will the investment flows between Russia and France and Germany as EU leaders go down? Molodoy uchoni. 2014. No. 17, pp. 304 (in Russian).
15. Zaykovskaya A. S. Free economic zones development trends on the EU territory. Molodoy uchoni. 2014. No. 8, pp. 102-106 (in Russian).
16. Kadmin A.N. Peculiar economic zones: the problems and functioning peculiarities on the regional level. Molodoy uchoni. 2013. No. 5, pp. 312-317 (in Russian).
17. Basareva K. V. Peculiar economic zones significance for regional economy development. Molodoy uchoni. 2014. No. 3, pp. 377-379 (in Russian).
18. URL: http://www.gks.ru (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
19. URL: http://www.economy.gov.ru (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
20. URL: http://www.russez.ru/doc/doc.asp (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
21. URL: http://www.elabugacity.ru/ (accessed date: 20.08.2015) (in Russian).
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ Кожевина О.В. Управление изменениями: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 131 с.
Издание содержит теоретические основы формирования, изменения, развития и совершенствования систем управления организацией в условиях динамичной среды, а также методологические основы эффективного командообразования и организационного обучения с использованием принципов самоорганизации объектов управления. Рассмотрены технология и модели управления изменениями, определены предпосылки разработки сценариев развития организации, факторы, условия и механизмы реализации стратегии управления изменениями в организации.
Учебник представляет собой существенно дополненное предыдущее издание учебного пособия, ориентирован на бакалавров и магистрантов направлений «Менеджмент» и «Управление персоналом», включает не только теоретическую часть, но и практическую с комплексом заданий к семинарским занятиям и для самостоятельного закрепления пройденного материала по дисциплине «Управление изменениями». Учебник также рекомендован слушателям программ МВА, курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки управленческих кадров, преподавателям и специалистам в области стратегического менеджмента и управления изменениями.