Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Людмила Ефимовна, Пугачев Василий Павлович

Существенное влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику в целом, важнейшие сферы жизни и деятельности граждан практически всех государств требуют изучения как положительного, так и не всегда успешного (отрицательного) опыта преодоления социально-экономических последствий вынужденных ограничений в целях совершенствования инструментов регулирования миграционных процессов в кризисных условиях. В Беларуси своевременно принимались необходимые меры, направленные на обеспечение устойчивости социально-экономической ситуации с учетом высокой степени открытости ее экономики. В этом контексте особое место занимает Указ Президента № 143 от 24.04.2020 «О поддержке экономики», имевший своей целью минимизацию влияния мировой эпидемиологической ситуации на экономику Республики Беларусь и направленный на решение вопросов совершенствования предпринимательской деятельности в условиях пандемии, в частности введение налогово-бюджетных стимулов, корректировку некоторых положений трудовой политики, улучшение социальной защиты граждан и трудящихся-мигрантов. Как все это сказалось на миграционной, демографической ситуации и результатах социально-экономического развития Республики Беларусь, не вводившей режима жесткого локдауна в условиях пандемии COVID-19? С целью выяснения ответа на данный вопрос в ходе исследования был проведен анализ актуальных фактологических данных, позволивший получить предварительные оценки складывающейся социально-экономической, миграционной и демографической ситуации в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION SITUATION IN BELARUS AMID THE COVID-19 PANDEMIC AND INTERNATIONAL SANCTIONS

The significant impact of the COVID-19 pandemic on the global economy as a whole, the most important areas of life and activity of citizens of almost all states, require the study of both positive and not always successful, negative experience in overcoming the socio-economic consequences of covid restrictions in order to improve the tools for regulating migration processes in crisis conditions. In Belarus, the necessary measures were taken in a timely manner to ensure the stability of the socio-economic situation in the country, taking into account the high degree of openness of its economy. In this context, a special place is occupied by Presidential Decree No. 143 of April 24, 2020 “On Supporting the Economy”, which aims to minimize the impact of the global epidemiological situation on the economy of the Republic of Belarus and is aimed at addressing issues of improving business activities in a pandemic, in particular, the introduction of taxation budget incentives, adjustment of certain provisions of labor policy, improvement of social protection of citizens and migrant workers. How did all this affect the migration and demographic situation and the results of the socio-economic development of the Republic of Belarus in the context of the COVID-19 pandemic, which did not introduce a strict lockdown regime? To this end, in the course of the study, an analysis of relevant factual data was carried out and preliminary assessments of the emerging socio-economic, migration and demographic situation in the Republic of Belarus were given.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

DOI: 10.19181/demis.2022.2.2.4 EDN: GQONXZ

МИГРАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 И МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ

Тихонова Л. Е.

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь Е-mail: [email protected]

Пугачев В. П.

Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь Е-mail: [email protected]

Для цитирования: Тихонова Л. Е., Пугачев В. П. Миграционная ситуация в Республике Беларусь в условиях пандемии COVID-19 и международных санкций // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 43-56. DOI: https://doi. org/l0.1918l/demis.2022.2.2.4. EDN: GQONXZ.

Аннотация. Существенное влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику в целом, важнейшие сферы жизни и деятельности граждан практически всех государств требуют изучения как положительного, так и не всегда успешного (отрицательного) опыта преодоления социально-экономических последствий вынужденных ограничений в целях совершенствования инструментов регулирования миграционных процессов в кризисных условиях. В Беларуси своевременно принимались необходимые меры, направленные на обеспечение устойчивости социально-экономической ситуации с учетом высокой степени открытости ее экономики. В этом контексте особое место занимает Указ Президента № 143 от 24.04.2020 «О поддержке экономики», имевший своей целью минимизацию влияния мировой эпидемиологической ситуации на экономику Республики Беларусь и направленный на решение вопросов совершенствования предпринимательской деятельности в условиях пандемии, в частности введение налогово-бюджетных стимулов, корректировку некоторых положений трудовой политики, улучшение социальной защиты граждан и трудящихся-мигрантов. Как все это сказалось на миграционной, демографической ситуации и результатах социально-экономического развития Республики Беларусь, не вводившей режима жесткого локдауна в условиях пандемии COVID-19? С целью выяснения ответа на данный вопрос в ходе исследования был проведен анализ актуальных фактологических данных, позволивший получить предварительные оценки складывающейся социально-экономической, миграционной и демографической ситуации в республике.

Ключевые слова: пандемия коронавируса COVID-19, миграция, демография, экономический рост.

Введение

Актуальность исследования обусловлена осложнением социально-экономической и демографической ситуации в Республике Беларусь в связи с негативными последствиями коронавирусной инфекции и активизацией применения инструментов санкционного давления на страну западными государствами. В статье представлены итоги анализа миграционной и демографической ситуации в Республике Беларусь с учетом отмеченных факторов.

Современные миграционные вызовы для Беларуси во многом связаны с тревожной тенденцией сокращения человеческих и трудовых ресурсов страны на протяжении последних десятилетий. Названные тенденции приобретают особую значимость в современных условиях. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 стала серьезным испытанием для мирового сообщества, включая региональные ин-

теграционные образования и международные организации. В докладе ООН «Мировое экономическое положение и перспективы» кризис, вызванный коронавирусом COVID-l9, назван сильнейшим за последние 90 лет. В условиях пандемии «мировой ВВП в 2020 г. снизился примерно на 3,4% - это впечатляющее сокращение производства со времен Великой депрессии» [1]. По прогнозам Всемирного банка, восстановление мировой экономики в 2021 г. по параметрам мирового ВВП ожидалось на уровне около 5,5% [2].

В Республике Беларусь в 2020 г., как и в других странах Содружества Независимых Государств (СНГ), в целях борьбы с распространением инфекции, вызванной коронавирусом COVID-l9, принимались обоснованные ограничительные меры по въезду и пребыванию иностранных граждан1. На указанном этапе основными целями въезда и пребывания иностранцев в Беларуси были в основном транзитный проезд через территорию республики и трудовая деятельность. При чем отмечалось примерно сбалансированное количество въездов в Республику Беларусь в 2020 г. - 1,79 млн и количество выездов из страны - порядка 1,73 млн выездов. Относительно высокую активность в этом плане проявили выходцы из Украины (1,21 млн), России (944 тыс.), Литвы (434 тыс.) и Польши (326 тыс.).

Важно отметить, что пандемия COVID-l9 и санкционные меры западных стран, направленные против Беларуси и России, обусловили существенные дополнительные проблемы социально-экономического развития, демографии и международной миграции, что требует всесторонней диагностики процессов движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов и выработки предложений по преодолению демографических проблем, обеспечению экономической безопасности и устойчивого развития Беларуси в принципиально меняющихся условиях.

Методология исследования

Успехи в комплексном исследовании демографических проблем и международной миграции в Республике Беларусь во многом обусловлены достижениями известных российских ученых: С. В. Рязанцева, Л. Л. Рыбаковского, В. А. Ионцева, Ж. А. За-йончковской, А. Г. Вишневского и др.

Видным российским демографом С.В. Рязанцевым обоснована концепция социальных резервов демографического развития, предложена теория «миграционных мостов», объясняющая взаимное положительное влияние потоков трудовых и образовательных мигрантов на социально-экономическое развитие отдающих и принимающих стран, участвующих в процессах экономической и политической интеграции [3]. Им разработана комплексная методика оценки вклада трудовой миграции в экономическое развитие страны, которая базируется на учете факторов занятости, текущего потребления и финансовой составляющей миграционной инфраструктуры [4]. Особое внимание коллектив авторов под руководством С.В. Рязанцева уделяет анализу воздействия COVID-l9 на миграционную подвижность населения стран СНГ и ЕАЭС [5; 6]. В их работах, в частности, делается важный вывод о необходимости учета волнообразного характера коронавирусной инфекции и даются практические рекомендации по снижению рисков последствий ограничительных мер как для принимающих, так и отдающих стран: «... меры должны быть направлены на: упрощенное продление документов и разрешений на работу; разработку четких критериев по

1 Миграционная ситуация в Республике Беларусь за 2020 год // Интернет-портал СНГ. URL: https://e-cis.info/cooperation/3782/91015 (дата обращения: 12.01.2022).

поддержанию проходимости границ для определенных категорий граждан и условий; создание скоординированных информационных порталов о ситуации в странах СНГ на национальных языках...» [6, с. 30].

Невозможно переоценить вклад Л. Л. Рыбаковского в развитие теории и практики демографии и миграции населения. Им, по сути, заложены основы методологии и практических инструментов изучения и классификации миграционных процессов, использования т. н. коэффициентов интенсивности межрайонных миграционных связей (КИМС), концепции трех стадий миграционных процессов, создающих базовые основы исследования реальных демографических и миграционных ситуаций в странах СНГ в целом и в Беларуси, в частности [7; 8; 9]. Следует отметить, что идеи, предложенные ученым в его трехстадийной концепции миграции, во многом предвосхитили активно развивающееся в настоящее время направление исследований процессов миграции на основе принципов т. н. поведенческой экономики.

Другой известный российский ученый демограф В.А. Ионцев разработал ряд новых научных подходов к исследованию международной миграции населения, делая особый акцент на учет экономического, демографического, социологического и миграционного факторов в современных условиях. Отмечая революционные достижения в сфере современных технологий, в частности - информационно коммуникационных сетей и всемирной паутины, транспортных коммуникаций и урбанизации населения, ученый рекомендует учитывать их влияние на активизацию международной миграции и появление ее новых форм. Кроме того, им сделан важнейший практический вывод о том, что усиление международной ожесточенности, захлестывающей современный мир, во многом обусловливает бурный всплеск вынужденной миграции в мире в целом и в Евразии в частности, свидетелями чего мы и являемся [10].

В Республике Беларусь исследованиями демографических проблем активно и плодотворно занимался д. э. н., проф. А.А. Раков, которого в стране по праву называют классиком белорусской демографии. На основе изучения обширных статистических данных им разработаны основы методологии современного демографического анализа стран-участников СНГ [11; 12], в частности методики расчета балансов трудовых ресурсов городов и административных районов для решения задач планирования территориальной занятости населения, демографической политики и безопасности общества с переходной экономикой, с учетом последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Д. э. н., проф. Л.П. Шахотько провела обстоятельный анализ социально-демографических процессов в Республике Беларусь с учетом сложившегося типа воспроизводства населения и основных тенденций его изменения в репродуктивном поведении населения. На основе анализа долговременных демографических процессов автором сформулированы тенденции и закономерности современного социально-демографического развития страны. Именно она сделала важный системный вывод о необходимости активной государственной демографической политики по поддержке позитивных изменений в воспроизводстве населения: погасить убыль населения можно, изменив тенденции развития всех трех его составляющих в комплексе: рождаемости, смертности и миграции [13].

Проведенные д. э. н., проф. Л.Е. Тихоновой исследования посвящены проблемам государственного регулирования демографических процессов в новых рыночных условиях, обоснованию важнейших демографических индикаторов, которые

должны учитываться при подготовке основных направлении стратегического устойчивого развития республики. Результаты научно-методологической проработки вопросов демографической безопасности Республики Беларусь авторским коллективам под ее руководством во многом способствовали явному усилению системной демографизации социальных и экономических исследований в белорусском научном сообществе. Многочисленные исследования этого научного коллектива в рамках совместного проекта Белорусского государственного университета и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, поддержанного БРФФИ, показали, что современные миграционные вызовы во многом связаны с сокращением с 2008 г. человеческих и трудовых ресурсов страны [14; 15; 16; 17].

Пандемия COVID-l9 и санкционные меры западных стран, направленные против Беларуси и России, определили существенные дополнительные проблемы в решении вопросов социально-экономического развития обеих стран, демографии и международной миграции.

Белорусский ученый к. э. н. А. Г. Злотников исследовал взаимосвязи процессов миграции, коронавирусной пандемии и размеров демографических потерь в Беларуси. Им установлено влияние международной миграции на распространение COVID-l9 и проведено сравнение соответствующих факторов в Республике Беларусь, России, Украине и Польше: «В расчете на один миллион населения показатель заболеваемости COVID-l9 в 2020 г. в Беларуси составил 20 564 случая, в то время как у граничащих с Беларусью стран он оказался выше: в Литве - 53 239 случаев, Польше -34 521, Украине - 24 414, России - 21 829 случаев...» [18, с.34].

Результаты исследования и обсуждение

В ходе дискуссий за круглым столом 26 мая 2016 г в Минске на тему «Миграция в Республике Беларусь: тенденции, вызовы, перспективы» заместитель министра внутренних дел страны отметил: «Беларусь стоит на пороге новых вызовов и угроз, которые диктует международная политическая, экономическая и экологическая конъюнктура, необходимо совершенствовать нормативную правовую базу в сфере миграции, внедрять новые формы и методы работы, использовать современные информационные технологии и ресурсы». Именно в свете вышесказанного и были рассмотрены итоги проведенной в 2019 г. переписи населения Республики Беларусь и тенденции изменения его численности, которые приведены в табл. 1.

По данным переписи 2019 г., численность населения страны уменьшилась за 10 лет на 0,95%, или более чем на 90 тыс. человек. Следует упомянуть, что впервые смертность превысила рождаемость на 11,2 тыс. человек в 1994 г. В 2002 г. это превышение составило уже 57,9 тыс. человек. Начиная с 2012 г., коэффициент смертности снижался, что продолжалось до начала пандемии COVID-l9. Однако пандемия спутала все карты. С 2019 по 2020 г. (по данным на 01.01) численность населения сократилась на 63,7 тыс. человек. В 2022 г. (на 01.01) численность населения, по данным Белстата, составила 9 255 534 человека, сократившись за год на 94,12 тыс. человек2.

Авторами настоящего исследования зафиксировано следующее: «Негативные тенденции в демографическом развитии страны отмечаются давно. Беларусь не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда коэффициент

2 Население и миграция // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/ (дата обращения: 15.01.2022).

воспроизводства населения стал ниже минимума, необходимого для простого воспроизводства. Однако, благодаря благоприятной половозрастной структуре населения, вплоть до начала 1990-х гг. численность населения Республики Беларусь постоянно росла. И только в 1994 г. Беларусь претерпела так называемые "демографические ножницы", или "белорусский крест". Тогда впервые смертность взяла верх над рождаемостью» [19, с. 295], поэтому в долгосрочной перспективе важнейшим направлением реализации национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития белорусского государства и является обеспечение демографической и миграционной безопасности.

Таблица 1.

Динамика численности населения Республики Беларусь с учетом итогов переписи

населения в 2019 г., (человек)

Table 1.

Dynamics of the population of the Republic of Belarus, taking into account the results of

the population census in 2019, persons)

1999 г. 2009 г. 2019 г.

Все население 10045237 9 503 807 9 413 446

Городское население, в том числе: 6 961 516 7 064 529 7 299 989

мужчины 3 279 196 3 271 014 3 346 946

женщины 3 682 320 3 793 515 3 953 043

Сельское население, в том числе: 3 083 721 2 439 278 2113 457

мужчины 1 438 425 1 149 025 1 004 527

женщины 1 645296 1 290 253 1 108 930

Источник: составлено авторами на основе данных Белстата3

Для недопущения неконтролируемости процессов внешней миграции весьма важными становятся подготовка и согласование международных договоренностей со странами - потенциальными донорами трудовых ресурсов и с основными странами-реципиентами. Подобные договоренности и соглашения, несомненно, будут способствовать более эффективной защите прав мигрантов, проживающих и работающих вне страны, и граждан других государств, работающих в Беларуси [20]. Решение данных вопросов актуально инициировать и на наднациональном уровне - в первую очередь в органах и институтах Евразийского экономического союза и СНГ. В этой связи особенно важным является принятие Концепции миграционной политики Союзного государства России и Беларуси. Данная концепция предполагает интеграцию информационных ресурсов о пребывании иностранных граждан на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации. В ней предусмотрены механизмы объединения усилий правоохранительных органов по противодействию нелегальной миграции, проведению совместных мероприятий по контролю за пребыванием иностранцев, депортации и высылке нежелательных лиц, взаимодействию по вопросам гражданства и убежища4.

3 Численность и территориальное размещение населения // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://census.belstat.gov.by/sections/1 (дата обращения: 15.01.2022).

4 Документ, подписанный на ВГС, не допустит нелегальных беженцев - Мезенцев // Sputnik Беларусь. Информационное агентство. URL: https://sputnik.by/20211105/dokument-podpisannyy-na-vgs-ne-dopustit-nelegalnykh-bezhentsev—mezentsev-1057687846.html (дата обращения: 15.01.2022).

Подобный документ разрабатывается и в СНГ5, многолетнее развитие которого продемонстрировало недостаточную эффективность регулирования миграционных процессов на базе преимущественно двусторонних договоров между государствами-участниками Содружества. Не менее актуальным становится вопрос повышения эффективности координации миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе, как наиболее продвинутом и перспективном интеграционном образовании на постсоветском пространстве, создающем общий рынок труда на пространстве государств-участников союза.

Анализируя влияние санкционных мер и пандемии COVID-l9 на социально-экономическое развитие Беларуси, необходимо отметить следующее. Так, если по данным Национального статистического комитета Беларуси, валовой внутренний продукт страны за 2020 г. уменьшился на 0,9% по сравнению с 2019 г. и в текущих ценах составил 147 млрд бел. руб., то в 2021 г. объем ВВП в текущих ценах сложился в сумме 173,2 млрд руб. Рост ВВП Беларуси за 2021 г. в сопоставимых ценах составил 2,3%, несмотря на пандемию и принимаемые западными странами экономические санкции. В этот же период, за 2021 г., объем внешней торговли товарами и услугами, по методологии платежного баланса, составил 94 751 млн долл. США, в том числе экспорт - 49 262 млн долл., импорт - 45 489 млн долл., что показывает рекордный прирост к уровню 2020 г. оборота внешней торговли товарами и услугами на 30,7%, экспорта - на 32,5%, импорта - на 28,9%. Одновременно, что особенно значимо, в 2021 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительным в размере более двух млрд долл. (в 2020 г. величина положительного сальдо составляла 891,9 млн долл.)6.

Пандемия COVID-l9 определила существенные проблемы и в миграционной сфере. Мигранты и их семьи, особенно те, кто уже находится в уязвимом положении, в несоразмерно большей степени пострадали от пандемии по причинам, связанным с их более низким социально-экономическим статусом и уровнем доступа к услугам системы здравоохранения, сложными условиями труда и соцзащиты. В 2020 г. в мире было потеряно 255 млн рабочих мест с полной занятостью7. К февралю 2021 г. закрыли границы или ограничили доступ мигрантов на свою территорию 144 государства, причем более 60 из них не сделали никаких послаблений для беженцев.

Практически на протяжении всего 2020 г. в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, для снижения рисков пандемии COVID-l9 принимались защитные меры по ограничению мобильности иностранных граждан. В результате на 31,6% уменьшилось количество иностранцев, зарегистрированных в территориальных органах внутренних дел (с 94 233 до 64 397 человек). Сократилось на 4,6% количество иностранных граждан, обратившихся за разрешениями на временное проживание (с 67

5 О состоянии трудовой миграции в Содружестве с учетом ограничительных мер, принимаемых в государствах - участниках СНГ в период пандемии COVID-19 // Исполнительный комитет СНГ [сайт]. URL: https://cis.minsk.by/news/19222/o_sostojanii_trudovoj_migracii_v_ sodruzhestve_s_uchetom_ogranichitelnyh_mer_prinimaemyh_v_gosudarstvah_%E2%80%93_ uchastnikah_sng_v_period_pandemii_covid-19 (дата обращения: 15.01.2022).

6 Национальные счета // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/natsionalnye-scheta/ (дата обращения: 15.01.2022).

7 ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Seventh edition. Updated estimates and analysis // International Labour Organization (ILO) [site]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— dgreports/—dcomm/documents/briefingnote/wcms_767028.pdf (accessed on 15.01.2022).

711 до 64 557), а также снизилось количество разрешений на постоянное проживание в республике (с 8 893 до 7 238)8. Для оценки миграционной ситуации в Беларуси в 2021 г. рассмотрим статистические данные о международной трудовой миграции (табл. 2).

Таблица 2.

Общие итоги внешней трудовой миграции по регионам Республики Беларусь

(человек)

Table 2.

General results of external labor migration by regions of the Republic of Belarus (persons)

Численность трудящихся-мигрантов, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов

январь - декабрь 2020 г. январь - декабрь 2021 г.

Республика Беларусь 16 368 13 705

Брестская область 542 478

Витебская область 525 560

Гомельская область 689 565

Гродненская область 3 461 2 627

г. Минск 8 357 7 062

Минская область 2 369 2 032

Могилевская область 425 381

Источник: составлено авторами на основе данных МВД Республики Беларусь9

Примечание: с учетом всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства

Анализируя содержание табл. 2, приходим к выводу: влияние пандемии и санк-ционных мер Запада негативно сказались на численности трудящихся мигрантов, прибывших для работы в Беларусь в 2021 г., - их численность уменьшилась на 2 663 человека. Итак, на лицо падение на 16,3% относительно показателей 2020 г. (Для сравнения: аналогичное уменьшение прибывших в Беларусь трудовых мигрантов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составило 21,6%).

Особую значимость для Беларуси имеет география миграции и уровень квалификации въезжающих трудовых мигрантов, о чем можно судить по данным о въехавших для работы в «Парке высоких технологий» (табл. 3).

Анализ данных табл. 3 показывает, что подготовленные специалисты для работы в «Парке высоких технологий» прибывали более чем из 40 стран, преимущественно из России, Казахстана, Украины и других государств почти всех континентов. Такие факты позитивно сказываются на обмене опытом специалистов «Парка высоких технологий» и повышении их квалификации. Для более детального представления об уровнях квалификации и специализации трудовых иммигрантов, прибывших в Республику Беларусь в 2021 г., рассмотрим данные табл. 4.

8 Статистика по миграции // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.mvd.gov.by/ru/page/departament-po-grazhdanstvu-i-migraci/migraciya/statistika-po-migracii (дата обращения: 15.01.2022).

9 Там же.

Таблица 3.

Численность иностранных граждан, въехавших в 2021 г. в Республику Беларусь для работы в «Парке высоких технологий»

Table 3.

The number of foreign citizens who entered the Republic of Belarus in 2021 to work in the

Hi-Tech Park

Страна гражданской принадлежности Всего из них

мужчин женщин

Россия 372 306 66

Украина 95 82 13

Казахстан 66 54 12

Азербайджан 21 19 2

Кыргызстан 21 18 3

Молдова 5 5 0

Таджикистан 4 4 0

Узбекистан 3 3 0

США 2 2 0

Другие страны 76 63 13

Всего 665 556 109

Источник: составлено авторами на основе данных МВД Республики Беларусь10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4.

Распределение иностранных граждан, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании разрешений на право занятия трудовой деятельностью, по

отраслям экономики в 2021 г.

Table 4.

Distribution of foreign citizens who entered the Republic of Belarus to work on the basis of permits for the right to engage in labor activity, by sectors of the economy in 2021

Руководители Квалифицированные работники и специалисты Работники сферы обслуживания, торговли Работники, занятые в сельском хозяйстве Рабочие специальности

Количество въехавших, человек 999 2157 1113 237 3288

Доля, % 12,8% 27,7% 14,3% 3% 42,2%

Источник: составлено авторами на основе данных МВД Республики Беларусь11

Таким образом, количество трудовых иммигрантов, въехавших в Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в 2021 г. составило 7 794 человека. При этом структура распределения численности трудящихся-мигрантов, въехавших в Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, по роду деятельности в 2021 г. складывалась позитивно для республики.

Общая характеристика численности трудящихся-мигрантов, въехавших в Республику Беларусь из государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

10 Статистика по миграции // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.mvd.gov.by/ru/page/departament-po-grazhdanstvu-i-migraci/migraciya/statistika-po-migracii (дата обращения: 15.01.2022).

11 Там же.

в январе - декабре 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлена в табл. 5.

Таблица 5.

Численность трудящихся-мигрантов, въехавших в Республику Беларусь и ее отдельные регионы из стран ЕАЭС в 2020-2021 гг. (человек)

Table 5.

The number of migrant workers who entered the Republic of Belarus and its individual regions from the EAEU countries in 2020-2021 (persons)

Всего Кыргызская Республика Республика Армения Республика Казахстан Росси Феде йская рация

2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Республика Беларусь 5221 6037 131 131 381 285 384 432 4325 5189

Брестская обл. 60 39 4 2 12 2 12 13 32 22

Витебская обл. 209 222 19 16 6 5 20 35 164 166

Гомельская обл. 177 203 9 25 12 11 10 19 146 148

Гродненская обл. 2009 2640 0 2 30 40 25 22 1954 2576

г. Минск 3372 2497 90 72 186 140 278 274 1783 2011

Минская обл. 293 258 9 12 127 73 22 40 135 133

Могилевская обл. 136 178 0 2 8 14 17 29 111 133

Источник: составлено авторами на основе данных МВД Республики Беларусь12

Данные табл. 5 демонстрируют увеличение количества трудящихся-мигрантов, прибывших в Беларусь из стран - участников ЕАЭС в 2021 г. по сравнению с 2020 г. на 816 человек (13,5%). При этом наиболее привлекательными регионами для мигрантов из стран ЕАЭС являются преимущественно г. Минск и Гродненская область. Такие факты свидетельствуют о важности задач совершенствования миграционной политики в части принятия актуальных мер по увеличению миграционной привлекательности других регионов страны.

В сложных условиях пандемии COVID-X9, по сообщениям Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Исполнительного комитета СНГ13, в Беларуси с учетом реальной эпидемиологической ситуации принимались конкретные меры по минимизации рисков распространения коронавирусной инфекции COVID-X9 на правительственном и отраслевом уровнях. Однако режим жесткого локдауна не вводился. Причем особо значимых конфликтных ситуаций в сфере трудовой миграции в стране зафиксировано не было.

Территориальными подразделениями по гражданству и миграции было проведено экспертное обследование работодателей. Основными причинами прекраще-

12 Статистика по миграции // Министерство внутренних дел Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.mvd.gov.by/ru/page/departament-po-grazhdanstvu-i-migraci/migraciya/statistika-po-migracii (дата обращения: 15.01.2022).

13 О состоянии трудовой миграции в Содружестве с учетом ограничительных мер, принимаемых в государствах - участниках СНГ в период пандемии COVID-19 // Исполнительный комитет СНГ [сайт]. URL: https://cis.minsk.by/news/19222/o_sostojanii_trudovoj_migracii_v_ sodruzhestve_s_uchetom_ogranichitelnyh_mer_prinimaemyh_v_gosudarstvah_%E2%80%93_ uchastnikah_sng_v_period_pandemii_covid-19 (дата обращения: 15.01.2022).

ния трудовых отношении с иностранным гражданином, по итогам опросов, оказались следующие: иностранный гражданин принял решение покинуть Республику Беларусь в связи с ситуацией, связанной с пандемией COVID-19; сокращение штата сотрудников ввиду экономических трудностей; истечение срока действия специального разрешения; соглашение сторон; переход на другую работу и пр. [21].

Наибольшие трудности испытали такие отрасли, как строительство (34% освобожденных иностранных работников), торговля (13%), сельское хозяйство, общественное питание и производство (по 8%) и др. При улучшении ситуации, связанной с пандемией COVID-19, 63% нанимателей планировали принимать иностранного гражданина обратно на работу. Своевременно предпринятые управленческие решения на правительственном уровне позволили продолжить трудовые контакты трудовых мигрантов с работодателями в стране в этот сложный период коронавирусной инфекции.

Статистические данные о трудовой миграции в государствах-членах Евразийского экономического союза носят ограниченный характер по причине упрощения регистрационных процедур. Количество трудящихся-мигрантов, прибывших по договорам и контрактам, по данным Белстата, выросло и составило в 2020 г. 4 723 человека, а по итогам 2021 г. - 5 732 человека14.

В то же время в исследовании, проведенном в Республике Беларусь Представительством Международной организации по миграции (МОМ) совместно с ООО «Центр системных бизнес-технологий САТИО» в 2020 г. в рамках мер по реагированию на пандемию COVID-19, отмечаются такие особенности и тенденции эмиграции белорусских работников в зарубежные страны в условиях пандемии, как усиление рисков для социально-экономического положения и правовой защищенности белорусских трудовых эмигрантов и их семей: 1) многие из них столкнулись с проблемой безработицы, утратой постоянного источника дохода, нарушением трудовых прав со стороны работодателей; 2) наиболее серьезными последствия пандемии COVID-19 оказались для работников туристической сферы, сферы развлечений и сферы обслуживания на рынке B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя), а также работников производственной сферы. Таким образом, пандемия COVID-19 стала существенным фактором снижения комфортности пребывания трудовых эмигрантов из Беларуси в 2020 г. за рубежом в части: 1) недостаточной реальной защищенности от социально-экономических рисков по сравнению с гражданами страны пребывания; 2) вынужденного досрочного возвращения домой по причине потери источников дохода [21].

В целом пандемия COVID-19 существенно повлияла на рынок труда и трудовую миграцию во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Из-за пандемии число украинских мигрантов в Беларусь в 2020 г. сократилось вдвое по сравнению с предыдущими годами, однако граждане этой страны по-прежнему в лидерах среди прибывающих в Беларусь. По информации начальника департамента по гражданству и миграции МВД А. Бегуна, «это в первую очередь связано с ограничительными мерами, полным закрытием границ в течение определенного периода. Вместе с тем это не повлияло на традиционное число граждан Украины (около 500), которые обратились

14 Население и миграция // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/ (дата обращения: 15.01.2022).

в компетентные органы Республики Беларусь с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты»15.

Заключение

Республика Беларусь в сложнейших внутренних и внешних условиях международного гуманитарного и экономического сотрудничества в 2019-2021 гг. в целом учитывала рекомендации международных организаций, прежде всего ВОЗ и МОМ, в борьбе с угрозами жизни, здоровью и материальному благополучию граждан и мигрантов. Для Беларуси, как и других государств, это был трудный период проверки эффективности национальной системы здравоохранения, устойчивости финансовой и банковской систем, гибкости экономики и политических решений. Однако в стране не вводилось жестких режимов локдауна. Более того, стране удалось в сложнейших условиях обеспечить приемлемые показатели социально-экономического развития. При этом валовый внутренний продукт Республики Беларусь в 2021 г. вырос на 2,3%, объем внешней торговли Беларуси - на 30,7%, активное внешнеторговое сальдо превысило два млрд долл., увеличившись более чем в два раза по сравнению с тяжелым 2020 г. Для поддержки данной тенденции в 2022 г., в условиях не прекращающейся волнообразной коронавирусной инфекции и расширения санкционного давления западных стран, необходимо совершенствовать логистические инструменты внешней торговли, улучшать миграционную привлекательность страны и активизировать интеграционные процессы на всех уровнях - Союзного государства, ЕАЭС и СНГ

В заключение следует отметить особую значимость факта принятия на заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Беларуси 4 ноября 2021 г. Концепции миграционной политики, направленной на совершенствование тесного сотрудничества по вопросам миграционной безопасности Союзного государства и создание условий для эффективного миграционного партнерства в интересах граждан обеих стран в сфере труда и занятости. Подготовка и реализация Советом министров Союзного государства Плана по реализации Концепции миграционной политики на период до 2025 г. должны создать правовую базу для формирования единого миграционного пространства Союза Беларуси и России, что позитивным образом скажется на совершенствовании миграционного сотрудничества стран-участников ЕАЭС и СНГ.

Список литературы

1. World Economic Situation and Prospects as of mid-2021. New York: N Department of Economic and Social Affairs, 2021. 25 p.

2. Global Economic Prospects. Washington DC: International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2021. 172 p. DOI: https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1665-9.

3. Миграционные мосты в Евразии: новые подходы к формированию миграционной политики в интересах устойчивого развития: Материалы XI Международного научно-практического форума (Москва, 5-6 декабря 2019 г.) / Под ред. С. В. Рязанцева, М. Н. Храмовой. - Москва: Изд-во Экон-Ин-форм, 2020. - 337 с. DOI: https://doi.org/10.38085/978-5-907-233-49-2-2020-1-337.

4. Рязанцев С. В. Вклад трудовой миграции в экономику России: методы оценки и результаты // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета. 2016. Т. 6. № 2 (22). С. 16-28. DOI: https:// doi.org/10.12737/18147.

5. Рязанцев С. В., Брагин А. Д., Рязанцев Н. С. Положение трудовых мигрантов в регионах мира:

15 Бегун: мигрантов из Украины по-прежнему привлекает стабильность на территории Беларуси // Белорусское телеграфное агентство (БелТА). 21.10.2020. URL: https://www.belta.by/society/ view/begun-migrantov-iz-ukrainy-po-prezhnemu-privlekaet-stabilnost-na-territorii-belarusi-411983-2020/ (дата обращения: 15.01.2022).

вызовы пандемии COVID-19 и реакция правительств // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 7-21. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-01.

6. Рязанцев С. В., Молодикова И. Н., Брагин А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на положение мигрантов на рынках труда стран СНГ// Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 4. С. 10-38. DOI: https:// doi.org/10.5922/2079-8555-2020-3-2.

7. Рыбаковский Л. Л. Региональный анализ миграций. - М.: Статистика, 1973. - 159 с.

8. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 480 с. ISBN: 978-5-534-11727-1.

9. Рыбаковский Л. Л., Кожевникова Н. И. Особенности миграции населения приграничных с Беларусью регионов России // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 1. С. 41-49. DOI: https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.1.3.

10. Ионцев В. А. Международная миграция: населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 1999. - 370 с. ISBN: 5-89209-488-Х.

11. Раков А. А. Население БССР. - Минск: Наука и техника, 1969. - 219 с.

12. Раков А. А. Демографические основы народно-хозяйственного планирования / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. - Минск: Наука и техника, 1990. - 268 с. ISBN: 5-343-00509-8.

13. Шахотько Л. П. Модель демографического развития Республики Беларусь. - Минск: Бела-руская навука, 2009. - 437 с. ISBN: 978-985-08-1109-7.

14. Тихонова Л. Е. Государственное регулирование демографических процессов в Республике Беларусь: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. -Москва, 2002. - 42 с.

15. Тихонова Л. Е. Регулирование демографических процессов в Беларуси. - Минск: БГУ 2002. - 264 с.

16. Тихонова Л. Е., Пугачев В. П. Миграционная политика: евразийский контекст и белорусские реалии // Миграция как ресурс социально-экономического и демографического развития: сборник статей. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 3 / Под ред. Рязанцева С. В., М. Н. Храмовой , А. С. Максимовой. - Москва: Изд-во Экон-Информ, 2019. - С. 208-216. ISBN: 978-5907057-99-9.

17. Миграция и миграционная политика Беларуси и России в контексте решения задач евразийской интеграции: отчет о НИР / Белорусский государственный университет; рук. Л.Е. Тихонова; № ГР 20131640. - Минск, 2015. - 107 с. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/133865.

18. Злотников А. Г. Смертность в Беларуси в период пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 2. С. 28-46. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.2.2.

19. Артюхин М. И., Пушкевич С. А. Демографический кризис и пути его преодоления в условиях современной Беларуси // Социологический альманах. 2017. № 8. C. 295-304.

20. Артюхин М. И. Роль миграции населения в обеспечении демографической безопасности регионов страны // Социально-политическая ситуация в Беларуси: ценностные ориентиры и перспективы развития: сборник статей / редкол.: Матвейчев Ю. А. (отв. ред.) [и др.]. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2017. - С. 6-12. ISBN: 978-985-7088-89-8.

21. Влияние пандемии COVID-19 на положение трудящихся-мигрантов из Беларуси, вернувшихся домой. - Минск: Представительство Международной организации по миграции в Республике Беларусь, 2021. - 35 с.

Сведения об авторах:

Тихонова Людмила Ефимовна, доктор экономических наук, профессор Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь.

Контактная информация: е-mail: [email protected]; ORCIDID: 0000-0002-6926-3234; РИНЦ AuthorlD: 663186.

Пугачев Василий Павлович, доктор технических наук, профессор Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь.

Контактная информация: е-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-3645-4384.

Благодарности и финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке БРФФИ в рамках научного проекта № Г20Р-334.

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; принята в печать 27.04.2022.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

MIGRATION SITUATION IN BELARUS AMID THE COVID-19 PANDEMIC AND INTERNATIONAL SANCTIONS

Ludmila E. Tikhonova

Belarusian State University, Minsk, Belarus E-mail: [email protected]

Vasily P. Pugachev

Belarusian State University, Minsk, Belarus E-mail: [email protected]

For citation: Ludmila E. Tikhonova, Vasily P. Pugachev. Migration Situation in Belarus amid the Covid-19 Pandemic and International Sanctions. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2. No 2. Pp. 43-56. DOI: https://doi.org/l0.l9l8l/ demis.2022.2.2.4. EDN: GQONXZ.

Abstract. The significant impact of the COVID-19 pandemic on the global economy as a whole, the most important areas of life and activity of citizens of almost all states, require the study of both positive and not always successful, negative experience in overcoming the socio-economic consequences of covid restrictions in order to improve the tools for regulating migration processes in crisis conditions. In Belarus, the necessary measures were taken in a timely manner to ensure the stability of the socio-economic situation in the country, taking into account the high degree of openness of its economy. In this context, a special place is occupied by Presidential Decree No. 143 of April 24, 2020 "On Supporting the Economy", which aims to minimize the impact of the global epidemiological situation on the economy of the Republic of Belarus and is aimed at addressing issues of improving business activities in a pandemic, in particular, the introduction of taxation budget incentives, adjustment of certain provisions of labor policy, improvement of social protection of citizens and migrant workers. How did all this affect the migration and demographic situation and the results of the socio-economic development of the Republic of Belarus in the context of the COVID-19 pandemic, which did not introduce a strict lockdown regime? To this end, in the course of the study, an analysis of relevant factual data was carried out and preliminary assessments of the emerging socio-economic, migration and demographic situation in the Republic of Belarus were given.

Keywords: COVID-19 coronavirus pandemic, migration, demography, economic growth.

References

1. World Economic Situation and Prospects as of mid-2021. New York: N Department of Economic and Social Affairs, 2021. 25 p.

2. Global Economic Prospects. Washington DC: International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2021. 172 p. DOI: https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1665-9.

3. Migration Bridges in Eurasia: New Approaches to the Formation of Migration Policy on Behalf of the Sustainable Development: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Forum (Moscow, December 5-6, 2019) / Ed. by Sergey V. Ryazantsev, Marina N. Khramova. Moscow: Econ-Inform, 2020. 337 p. DOI: https://doi.org/10.38085/978-5-907-233-49-2-2020-1-337. (In Russ.)

4. Ryazantsev S. V Contribution of Labour Migration to the Economy of Russia: Evaluation Methods and Results. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2016. Vol. 6. No. 2 (22). Pp. 16-28. DOI: https://doi.org/10.12737/18147. (In Russ.)

5. Ryazantsev S. V., Bragin A. D., Ryazantsev N. S. Situation of Labor Migrants in the Regions of the World: Challenges of the COVID-19 Pandemic and the Response of Governments. Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2020. No. 3. P. 7-21. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-01. (In Russ.)

6. Ryazantsev S. V., Molodikova I. N., Bragin A. D. The Effect of Covid-19 on Labour Migration in the CIS. The Baltic Region. 2020. Vol. 12. No. 4. Pp. 10-38. DOI: https://doi.org/10.5922/2079-8555-2020-4-2.

7. Rybakovskiy L. L. Regional'nyy analiz migratsiy [Regional analysis of migrations]. Moscow: Statistics, 1973. 159 p. (In Russ.)

8. Rybakovsky L. L. Migratsiya naseleniya [Population Migration]: textbook for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. 480 p. ISBN: 978-5-534-11727-1. (In Russ.)

9. Rybakovsky L. L., Kozhevnikova N. I. Peculiarities of Population Migration in Russian Regions Border Belarus. Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2022. Vol. 18. No. 1. P. 41-49.

DOI: https://doi.Org/10.19181/lsprr.2022.18.1.3. (In Russ.)

10. Iontsev V. A. International Migration of Population: Theory and History of Studying. Moscow: Dialog-MGU, 1999. 370 p. ISBN 5-89209-488-X. (In Russ.)

11. Rakov A. A. Naseleniye BSSR [Population of the BSSR]. Minsk: Nauka i tekhnika, 1969. 219 p. (In Russ.)

12. Rakov A. A. Demograficheskiye osnovy narodno-khozyaystvennogo planirovaniya [Demographic foundations of national economic planning] / Ed. by L. L. Rybakovsky. Minsk: Nauka i tekhnika, 1990. 268 p. ISBN: 5-343-00509-8. (In Russ.)

13. Shakhotko L. P. Model' demograficheskogo razvitiya Respubliki Belarus' [Model of the demographic development of the Republic of Belarus]. Minsk: Belarusian Science, 2009. 437 p. ISBN: 978-985-08-1109-7. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Tikhonova L. E. Gosudarstvennoye regulirovaniye demograficheskikh protsessov v Respublike Belarus' [State regulation of demographic processes in the Republic of Belarus]: abstract of the dissertation for a doctoral degree in economics: 08.00.05 / Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences. Moscow, 2002. 42 p. (In Russ.)

15. Tikhonova L. E. Regulirovaniye demograficheskikh protsessov v Belarusi [Regulation of demographic processes in Belarus]. Minsk: Belorussian State University, 2002. 264 p. (In Russ.)

16. Tikhonova L. E., Pugachev V P. Migration Policy: Eurasian Context and Belarusian Realities. In: Migration as a Resource for Socio-Economic and Demographic Development. Series "Demography. Sociology. Economics". Vol. 5, No. 3 / Ed. by Ryazantsev S. V., M. N. Khramova, A. S. Maksimova. Moscow: Econ-Inform, 2019. Pp. 208-216. ISBN: 978-5-907057-99-9. (In Russ.)

17. Migratsiya i migratsionnaya politika Belarusi i Rossii v kontekste resheniya zadach yevraziyskoy integratsii [Migration and migration policy of Belarus and Russia in the context of solving the problems of Eurasian integration]: research report / Belarusian State University; lead L. E. Tikhonova; No. GR 20131640. Minsk, 2015. 107 p. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/133865. (In Russ.)

18. Zlotnikov A. G. Mortality in Belarus During the COVID-19 Pandemic. DEMIS. Demographic Research. 2021. Vol. 1. No. 2. P. 28-46. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.2.2. (In Russ.)

19. Artyukhin M. I., Pushkevich S. A. Demographic Crisis and the Ways to Overcome It in the Conditions of Modern Belarus // Sotsiologicheskiy al'manakh [Sociological almanac]. 2017. No. 8. Pp. 295304. (In Russ.)

20. Artyukhin M. I. Rol' migratsii naseleniya v obespechenii demograficheskoy bezopasnosti regionov strany [The role of population migration in ensuring the demographic security of the country's regions]. Sotsial'no-politicheskaya situatsiya v Belarusi: tsennostnyye oriyentiry i perspektivy razvitiya [Socio-political situation in Belarus: value orientations and development prospects]: collection of articles / ed. by Matveychev Yu. A. (editor-in-chief) [et al.]. Mogilev: Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, 2017. P. 6-12. ISBN: 978-985-7088-89-8. (In Russ.)

21. Vliyaniye pandemii COVID-19 na polozheniye trudyashchikhsya-migrantov iz Belarusi, vernuvshikhsya domoy [The impact of the COVID-19 pandemic on the situation of migrant workers from Belarus who returned home]. Minsk: Representation of the International Organization for Migration in the Republic of Belarus, 2021. 35 p. (In Russ.)

Bio note:

Lyudmila E. Tikhonova, Doctor of Economics, Professor, Belarusian State University, Minsk, Belarus.

Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-6926-3234; RSCI AuthorlD: 663186.

Vasily P. Pugachev, Doctor of Technical Sciences, Professor, Belarusian State University, Minsk, Belarus.

Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-3645-4384.

Acknowledgments and financing:

The study was funded by Belarusian Republican Foundation for Basic Research (BRFBR), Project No. G20R-334.

Received on 25.02.2022; accepted for publication on 27.04.2022.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.