ДЕМОГРАФИЯ РЫНКА ТРУДА
DOI: 10.19181/demis.2022.2.2.9 EDN: ALPMCX
ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И МИГРАЦИИ НА РЫНОК ТРУДА БЕЛАРУСИ
Морозова Н. Н.
Институт экономики Национальной академии наук Беларуси, Минск, Беларусь
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Морозова Н. Н. Влияние демографического старения населения и миграции на рынок труда Беларуси // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 121-137. DOI: https://doi.Org/l0.1918l/demis.2022.2.2.9. EDN: ALPMCX.
Аннотация. Цель данного исследования заключается в оценке демографической ситуации и миграционных процессов, оказывающих влияние на функционирование и трансформацию рынка труда в условиях депопуляции, что будет способствовать обеспечению демографической безопасности и обоснованию мер по совершенствованию политики занятости населения. Объект исследования - закономерности трансформации рынка труда в Республике Беларусь. Предмет исследования - демографическое старение населения как существующий базис формирования рабочей силы. Гипотеза исследования состоит в том, что демографическое старение населения и воспроизводство трудовых ресурсов определяют основной потенциал рабочей силы, формирующий рынок труда. В статье показано, что эффективное развитие экономики в условиях цифровизации должно сопровождаться повышением качества человеческого потенциала, а невозможность полного замещения пенсионеров лицами дотрудоспособного возраста может быть компенсирована благодаря притоку мигрантов, причем с более высоким уровнем образования и соответствующей квалификацией. В исследовании представлены группировки населения в разрезе возрастных групп, отражена динамика выхода на пенсию с учетом пенсионных реформ, проводимых в стране, и возможности активного использования пенсионеров в качестве ресурса на рынке труда. Положительное сальдо миграции нивелирует отрицательную естественную убыль населения Беларуси, но не решает проблемы эффективности рынка труда. В статье обозначены социально-экономические и демографические аспекты, предусматривающие обоснование мер для обеспечения демографической безопасности и совершенствования государственной политики в сфере занятости населения. В работе были использованы экономико-статистические, демографические и аналитические методы исследования. Результатом и, соответственно, научным вкладом исследования является теоретическое обоснование положения о том, что ситуацию в стране, где нет общего прироста населения, нельзя назвать демографически благополучной, поскольку с экономических позиций будет наблюдаться недостаток рабочей силы для формирования эффективной занятости на рынке труда. Применение результатов исследования позволит проводить грамотную политику на рынке труда с учетом возрастного состава населения; осуществлять разработку программ развития активной и пассивной политики занятости и прогнозирования состояния рынка труда на областном и национальном уровнях, принимая во внимание возрастной состав населения; реализовать меры в рамках исполнения Госпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» в Республике Беларусь; обосновать механизм проведения миграционной политики, обеспечивающей количественный и качественный состав рабочей силы на рынке труда.
Ключевые слова: Республика Беларусь, рынок труда, занятость, трудовые ресурсы, рабочая сила, воспроизводство населения, демографическое благополучие, демографические факторы, демографическое старение населения, человеческий потенциал, трудоспособное население, миграция, интеллектуальная миграция, цифровизация.
Введение
Трансформация (лат. transformatio - изменение) рынка труда представляет собой преобразование спроса и предложения, форм и способов приложения труда, изме-
нение структуры активной и пассивной политики занятости и др. под воздействием естественных экономических процессов и глобализации. Развитие под воздействием инновационной, цифровой экономики - это необходимый и абсолютно естественный процесс, который влияет на составляющие рынка труда и требует новых подходов к процессу занятости, его базису - рабочей силе, анализу складывающейся ситуации и обоснованию оптимальных методов воздействия и способов регулирования. Рынок труда это достаточно сложная социально-экономическую система, поскольку ресурсом выступает человек. Сегодня работодателя интересуют работники с определенными квалификационными навыками и компетенциями, которые позволят получать выгоду, не вкладывая средства в их профессиональное развитие либо делая минимальные вложения, но при этом получая максимальную отдачу. Следовательно, на рынке труда предложение со стороны рабочей силы должно быть в достаточном объеме. Соответственно ресурсом выступает население трудоспособного возраста, а также работники моложе и старше данного возраста.
Воспроизводство трудовых ресурсов является более узким понятием, чем воспроизводство населения, учитывающее демографические факторы, связанные с естественным и миграционным приростом [1, с. 7]. Однако здесь необходимо заметить, что большая часть факторов, определяющих уровень рождаемости и характер воспроизводства населения, проявит свое воздействие на воспроизводство трудовых ресурсов лишь через 15-25 лет, когда новорожденные достигнут трудоспособного возраста. Кроме того, некоторые факторы (например, те, которые определяют уровень инвалидности трудоспособного населения либо уровень занятости подростков и пенсионеров) оказывают значительно большее влияние на воспроизводство трудовых ресурсов, чем на воспроизводство населения в целом. Для достижения социально-экономического эффекта и развития страны необходимо изучение рынка труда с учетом старения населения, преобладания женщин в возрастной группе пенсионного возраста и влияния негативных последствий миграции. Безусловно, число потенциальной рабочей силы зависит от миграции трудовых ресурсов, иммиграции и соответственно их уровня занятости. Поэтому особая роль отводится рассмотрению миграционных процессов, которые в опосредованной форме меняют этнический и половозрастной состав населения, что может сказываться на предпочтениях в сфере занятости. В дополнение на трансформацию рынка труда сегодня влияет цифрови-зация, как новая форма коммуникационного взаимодействия, предусматривающая иной формат социально-трудовых отношений. Важным фактором цифровой экономики выступает качество рабочей силы, ее половозрастной состав, уровень образования, причем сегодня работодателя интересует и кадры высшей научной квалификации, способные быстро внедрять инновационные разработки. Неотъемлемой частью становится «обучение через всю жизнь», происходящее через доучивание, переучивание, переподготовку и повышение квалификации, в целях наращивания человеческого потенциала и увеличения человеческого капитала.
Обзор литературы
В процессе формирования человеческого капитала воспроизводство населения является первым этапом, предусматривающим естественное движение населения, процессы миграции, социальную мобильность. Коренным базисом выступает демографический процесс, проявляющийся через смену поколений в результате рождаемости и смертности.
Основа теоретических исследований рынка труда была заложена в фундаментальных трудах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Кейнса, А. Маршалла, К. Маркса. Исследованию демографических процессов и их влиянию на социально-экономическое развитие, связанному с проблематикой рынка труда, посвящены работы российских ученых А. Г. Вишневского, А. В. Топилина, В.А. Безвербного, Л. И. Бардаковой, В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова и др. Проблемы формирования трудового потенциала в зависимости от демографических показателей, трудовой миграции отражены в работах С. В. Рязанцева.
Исследования факторов трудовой миграции населения, влияющих на формирование рынка труда, система показателей, характеризующих миграционные потоки и функционирование рынка труда, приводятся в работах российских ученых В. П. Бардовского, О.Д. Воробьевой, Ю.В. Долженковой, Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, И. Е. Золина, П. В. Панькина, Г. Г. Руденко, Л. Л. Рыбаковского, С. В. Рязанцева, А.В. Топилина, И.А. Шичкина. Миграционные риски освещены в работах Р. Р. Фахрутдинова, В. Т. Сакаева, Р. И. Измайлова и др. Миграция труда в контексте цифровой экономики нашла отражение в работах Г. И. Глущенко и Т. В. Черевичко.
Вопросы формирования рынка труда с учетом демографических критериев, флексибилизации (процесс повышения гибкости рынка труда, при котором его участники - работодатели и работники, приспосабливаются к экономическим, социальным и технологическим изменениям) изучались белорусскими учеными: Е. В. Ванкевич, Л. С. Боровик, Т. Н. Мироновой, А. Г. Бобровой и др.
Рис. 1. Факторы, оказывающие воздействие на формирование рынка труда Fig. 1. Factors influencing the formation of the labor market
Источник: составлено автором
Методы исследования и источники информации
В ходе написания статьи были использованы методы сравнения, анализа и синтеза, статистических величин, данные демографических исследований ученых и международных организаций системы ООН, республиканские показатели национального статистического комитета Республики Беларусь. Метод системного анали-
за позволил рассмотреть тенденции и социально-демографические характеристики миграционных процессов, их генезис.
На формирование и развитие рынка труда оказывают влияние факторы, основными из которых являются демографические и социально-экономические (рис. 1).
Первичным звеном пополнения трудовых ресурсов на рынке труда является демографический фактор, поскольку процесс воспроизводства работников определяет их спрос и предложение.
Тенденции демографического развития в Республике Беларусь
Трудовая активность, в результате которой осуществляется реализация интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности, считается тем выше, чем большую долю в составе работников занимают лица в возрасте 20-49 лет [2, с. 87]. Согласно резолюции 19-й Международной конференции статистиков труда, установленные возрастные границы рабочей силы определяются возрастом в 15-74 года. Для Республики Беларусь характерен низкий уровень рождаемости (в 2019 г. он составлял 9,3%о) в сочетании с высоким уровнем смертности (в 2019 г. - 12,8%о), при этом естественная убыль составила 3,5 %о. Тенденции протекания демографических процессов в Беларуси и России, как отмечают российские эксперты-демографы, характерны для «пятой» стадии (decline или депопуляция), сопровождающейся сокращением численности населения и усилением процесса старения. «Суженный тип воспроизводства, который фиксируется в последние годы, формируется под влиянием не только системных социально-демографических факторов (таких, как изменение репродуктивного поведения, падение значимости института брака и др.), но также является следствием «постаревшей» возрастной структуры населения» [3, с. 20].
В соответствии с последними данными Национального статистического комитета Республики Беларусь, численность населения с учетом гендерного разделения можно наглядно представить с помощью половозрастной пирамиды (рис. 2). Отчетливо видно, что при вступлении в статус рабочей силы с 15 лет число лиц мужского пола превышает число лиц женского пола на 5% (236 095 и 224 677 человек), в то время как по лицам пенсионного возраста картина складывается противоположная.
Для Республики Беларусь подобная ситуация складывается с 2017 г., что совпало с годом начала реформирования пенсионной системы, в ходе которой в течение шести лет поэтапно период выхода на пенсию увеличится на три года, как для мужчин, так и для женщин, и в 2022 г. составит 63 и 58 лет соответственно (рис. 3). В настоящее время в Беларуси проживают около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.
Нами была составлена группировка распределения численности населения Республики Беларусь по возрасту, в соответствии с классификацией ВОЗ, для определения уровня демографического старения (рис. 4). Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более.
28223 53328 59108 139105 209306 297220 304551 286321 303877 330426 376437 378087 279371 224888 236095 269292
85 + 80-84 75-79 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 45-49 40-44 35-39 30-34 25-29 20-24 15-19 10-14 5-9 0-4
115469 161176 139291
250439 320498 392034 368478 330845 337040 349943 389146 382015 281883 213958 224677
■ Мужчины ■ Женщины
Рис. 2. Половозрастная пирамида населения Беларуси на начало 2021 г., человек Fig. 2. Population pyramid of Belarus as of the beginning of 2021, people
Источник: составлено автором на основе данных Белстата1
64
62
60
58
56
S 54
« 52
50
61
61,5
62
62,5
63
58
Рис.
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
■ Мужчины Женщины
3. Повышение пенсионного возраста в Республике Беларусь Fig. з. Raising the retirement age in the Republic of Belarus
Источник: составлено автором
36,29%
20,65%
18-44 года
45-59 лет
17,20%
5,46%
■ ■ 0,49%
60-74 года 75-89 лет 90+ лет
I Доля лиц соответствующего возраста
Рис. 4. Распределение населения Беларуси по возрастным группам в 2020 г., % Fig. 4. Distribution of the population of Belarus by age groups as of 2020, %
Источник: составлено автором на основе данных Белстата2
Соответственно графику можно утверждать: в Республике Беларусь очень высокий уровень демографической старости - доля лиц в возрасте от 60 лет и старше по состоянию на 2020 г превышает 18% и составляет 23,15%. Как отмечают в своей работе российские ученые В.А. Безвербный и Л. И. Бардакова, процесс увеличения доли пожилых людей в результате снижения рождаемости и смертности, роста продолжительности жизни, при незначительном приросте населения и стремящийся к снижению носит название «старение» (или "post-transition") и относится к четверной стадии смены типов воспроизводства населения [3].
Анализ демографической ситуации в Республике Беларусь свидетельствует о постепенном сокращении численности населения, которая за 20 лет уменьшилась на 6,1 % (табл. 1). В разрезе гендерной составляющей в большей степени уменьшилась численность мужчин (7,44 %) по сравнению с женщинами (-4,92 %), что составляет 2,52 процентных пункта. Отрицательным моментом выступает превышение количества лиц старше трудоспособного возраста над дотрудоспособным, что сказывается на сокращении потенциальной рабочей силы. Данные анализа свидетельствуют о росте городского населения по сравнению с сельским, что отражает процесс прогрессирующей урбанизации, при этом из семи регионов страны (шесть областей и город Минск) наибольший приток мигрантов идет в столицу и в областные города с развитой инфраструктурой и лучшим выбором сферы приложения труда, и как следствие более высоким уровнем оплаты. Демографическое старение населения создает дисбаланс между потребностью в молодых кадрах и их наличием, причем в большей степени для сельских территорий. Переезд в города наиболее активной части молодого поколения в города приводит к негативным последствиям для развития аграрного сектора, агрогородков и т. п.: ухудшает демографическую ситуацию на селе; неблагоприятно сказывается на замещении старших поколений и преемственности; создает проблемы с нехваткой рабочей силы и дисбалансом на рынке труда.
Таблица 1.
Динамика численности населения по полу и возрасту на конец года, человек
Table 1.
Population dynamics by sex and age at the end of the year, people
Показатель 2000 2005 2010 2015 2019 2020 Темп роста, %
Все население Беларуси 9 956 684 9 630 354 9 472 0 64 9 469 093 9 410 259 9 349 645 93,90
в том числе:
мужчины 4 668 206 4489208 4 392 778 4 377 032 4350 459 4 321 122 92,56
женщины 5 288 478 5 141 146 5 079 286 5 092 061 5 059 800 5 028 523 95,08
в возрасте:
моложе трудоспособного 1 989 113 1 615 886 1 514 020 1 643 794 1 686 171 1 678 547 84,39
трудоспособном 5 842 426 5 943 793 5 799 220 5 475 798 5 408 499 5 401 931 92,46
старше трудоспособного 2 125 145 2 070 675 2158 824 2 349 501 2 315 589 2269167 106,78
Удельный вес в общей численности населения, процентов
городского 70,1 72,2 74,8 76,7 77,6 77,9 111,13
сельского 29,9 27,8 25,2 23,3 22,4 22,1 73,91
Источник: составлено автором на основе данных Белстата3
Примечание: Данные на 1 января 2010-2019 гг. пересчитаны с учетом итогов переписи населения Республики Беларусь 2019 г.
По итогам выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения по состоянию на 2020 г., численность рабочей силы (общая численность занятых и безработных, без учета неактивного населения) в возрасте 15-74 года составляла 5091,6 тыс. человек, в том числе 4885,4 тыс. человек (96%) были заняты экономической деятельностью и 206,2 тыс. человек (4%) не имели занятия, но активно искали работу (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные)4. Следует отметить высокую долю занятых среди лиц предпенсионного и пенсионного возраста: в возрастной группе 50-59 лет она составляла 70,2%, а среди 60-74-летних - 20,4 %. Это объясняется экономической активностью населения, стремлением к получению дополнительного дохода и выступает критерием удовлетворения потребности на рынке труда и сглаживания влияния ухудшающейся демографической ситуации. Причем среди работающих пенсионеров преобладала работа по найму. При изучении сферы приложения труда наблюдалась следующая тенденция: для молодежи приоритет был отдан сфере услуг, а пенсионеры в большей степени были задействованы в сфере материального производства. Среди занятых женщин 67,5% имели высшее и среднее специальное образование, а среди мужчин - 46,4%.
Рассмотренные демографические аспекты следует учитывать при прогнозировании рынка труда страны.
Миграционные процессы и регулирование интеллектуальной миграции
Трудовая миграция - неотъемлемый процесс, в который вовлечены практически все страны. Для развития экономики Республики Беларусь на фоне ухудшения демо-
3 Население и миграция // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/naselenie-i-migratsiya/ (дата обращения: 08.10.2021).
4 Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020 // // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/ izdania/public_compilation/index_18061/ (дата обращения: 08.10.2021).
графической ситуации требуется привлечение высококвалифицированных кадров. Как известно, если идет приток низкоквалифицированных кадров, то страна несет экономические потери, поскольку потреблять такие работники будут больше, нежели обеспечивать необходимый прирост ВВП [4, с. 20]. Развитие цифровой экономики и приток мигрантов в определенной степени оказывают влияние на формирование флексибилизации рынка труда. В результате проведенного нами анализа было установлено, что мигранты, работавшие в Беларуси в последние 10 лет, были в основном задействованы в сфере материального производства, причем более 80% трудовых мигрантов были заняты физическим трудом.
В Беларусь приезжают трудовые мигранты из 60 стран мира, однако самую значительную долю составляют граждане России, Украины, Узбекистана. Дальнее зарубежье представлено работниками из Турции, Вьетнама, Китая (обусловлено развитием совместных компаний и реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь).
Международная организация по миграции (МОМ) с 2000 г. ежегодно готовит доклады о миграционной ситуации в мире5, которые призваны улучшить понимание текущих стратегических проблем в области миграции во всем мире. Международная миграция выступает важнейшим элементом глобализации. Результатом интеграционных процессов является взаимозависимость экономик различных стран, расширение открытого национального хозяйства, обмен ресурсами, в том числе и трудовыми. Однако эта взаимозависимость имеет как отрицательную, так и положительную стороны. Важно не допустить проявления негативных тенденций в процессе обмена, например, «утечки умов». Для Беларуси, где наблюдается достаточно высокий уровень подготовки специалистов во многих сферах экономики, данный вопрос является весьма актуальным [5, с. 486].
Трудовая миграция - часть международных экономических отношений, которая дает определенные преимущества странам, принимающим у себя потоки конкурентоспособной рабочей силы. В то же время движение трудовых потоков порождает определенные финансовые обязательства перед принимающей стороной, в особенности, если они перемещаются из менее развитых государств. В странах-донорах могут возникнуть серьезные проблемы по причине большого оттока эмигрантов, т. к. эти государства лишаются наиболее мобильной и прогрессивной части своего человеческого потенциала, ибо значение каждого высококвалифицированного работника чрезвычайно велико, и его потеря обходится государству недешево. Анализируя потоки интеллектуальных мигрантов, следует отметить среди них высокий удельный вес молодежи, выступающей базисом улучшения демографической обстановки в стране. Зачастую иностранцы оказываются в Беларуси в рамках ротации внутри международных корпораций. К тому же высококвалифицированных иностранных специалистов чаще приглашают крупные частные компании страны или компании с зарубежным капиталом. В случаях, когда иностранный бизнес инвестировал средства в Беларусь, то руководить белорусским проектом часто ставят человека из своей страны. Иностранцев также приглашают в целях развития отраслей, которые в Беларуси недостаточно развиты.
Большинство принимающих государств использует селективный подход при регулировании иммиграции: государство не препятствует въезду работников, ко-
торые нужны в данной стране, при этом ограничивая въезд всем остальным. Среди иммигрантов есть рабочие, которые за минимальную оплату труда выполняют тяжелую и неквалифицированную работу. В то же время для любой страны ценны мигранты, являющиеся специалистами новых и перспективных видов экономической деятельности; лица, инвестирующие в принимающую страну свой капитал и создающие новые рабочие места; работники специфических или малораспространенных профессий; известные люди - спортсмены, ученые, врачи. Проведенный нами анализ показывает, что численно эмиграционные и иммиграционные потоки Республики Беларусь характеризуются показателями, отражающими положительное сальдо миграции за последние годы, невзирая на динамичный вариационный характер (табл. 2).
Таблица 2.
Динамика миграции населения Беларуси, человек
Table 2.
Dynamics of population migration in Belarus, people
2000 2005 2010 2015 2019 Темп роста, %
Прибывшие - всего 20 9767 238 317 228 429 274 020 275 240 131,21
Международная миграция 25 943 13 031 17 169 28 349 34 846 13,43
со странами СНГ 23 492 11 426 14 303 22 505 22 533 95,92
со странами вне СНГ 2 451 1 605 2 866 5 844 12 313 502,37
Миграция внутри республики 183 824 225286 211 260 245 671 240 394 130,77
межобластная 75 559 97 221 94 507 115 646 127 436 168,66
внутриобластная 108 265 128 065 116 753 130 025 112 958 104,33
межрайонная 93 788 106 165 90 469 90 846 83 154 88,66
внутрирайонная 14 477 21 900 26 284 39 179 29 804 205,87
Выбывшие - всего 197 636 236 368 218 126 255 526 261 370 132,25
Международная миграция 13 812 11 082 6 866 9 855 20 976 151,87
со странами СНГ 7 249 7 520 5 040 6 679 12 941 178,52
со странами вне СНГ 6 563 3 562 1 826 3 176 8 035 122,43
внутриреспубликанская 183 824 225286 211 260 245 671 240 394 130,77
межобластная 75 559 97 221 94 507 115 646 127 436 168,66
внутриобластная 108 265 128 065 116 753 130 025 112 958 104,33
межрайонная 93 788 106 165 90 469 90 846 83 154 88,66
внутрирайонная 14 477 21 900 26 284 39 179 29 804 205,87
Миграционный прирост, убыль (-) 12 131 1 949 10 303 18 494 13 870 114,34
Международная миграция 12131 1949 10303 18494 13870 114,34
со странами СНГ 16243 3906 9263 15826 9592 59,05
со странами вне СНГ -4 112 -1957 1040 2668 4278 -104,04
Источник: составлено автором на основе данных Белстата6
Данные таблицы 2 свидетельствуют о миграционном приросте за 20 лет, который составляет 14,34%. При этом следует отметить, что в последние годы значительно возрос приток мигрантов из стран вне СНГ, в то время как число прибывающих из стран СНГ сократилось. Для любой страны проблему представляет качественная составляющая мигрантов, поскольку низкоквалифицированные работники не обладают потенциалом для работы в условиях инновационной и цифровой экономики. Но здесь есть и некоторый положительный момент, а именно: дешевизна рабочей силы. Отрицательным моментом для любого государства является ситуация, когда из страны выезжает высококвалифицированная молодежь в возрасте до 30 лет, в которую государство инвестировало немалые ресурсы. В то же время через процесс реэмиграции в страну поступает приток новых знаний, проявляющихся в форме развития бизнеса и предпринимательства. Мигранты, которые возвращаются из более развитых стран, могут принести с собой новые знания и технологии, которые компенсируют потери от их имевшего ранее место отъезда. Однако большинство позитивных последствий интеллектуальной миграции проявляются с лагом в 10-15 лет. Заметим, что за 10 лет количество мигрантов, проживающих на территории Республики Беларусь не с рождения, выросло на 16%, причем приток идет в города с лучшей культурной составляющей, образом жизни, большей сферой приложения труда, вызванной ростом потребности в рабочей силе со стороны промышленности и сферы услуг.
Таблица 3.
Население по длительности проживания по месту постоянного жительства,
человек
Table 3.
Population by duration of residence at the place of permanent residence, people
Всего Из них проживают по постоянному месту жительства
2009 2019 с рож дения не с рождения (мигранты)
2009 2019 2009 2019 Темп роста, %
Все население 9 503 807 9 413 446 5607506 4 977198 3 720 356 4 317 432 116,05
Городское население 7 064 529 7 299 989 4104 120 3 760 925 2 788 747 3 443 930 123,49
Сельское население 2 439 278 2113 457 1 503 386 1 216 273 931 609 873 502 93,76
Источник: составлено автором на основе данных Белстата7
Потеря человеческого капитала происходит, когда высококвалифицированные люди мигрируют. Порой только возвратная миграция может нейтрализовать отток рабочей силы. В экономической литературе основное внимание уделяется воздействию денежных переводов на экономику направляющей страны, которые составляют определенную часть ее ВВП, а во многих развивающихся государствах доля таких переводов весьма значительна, что влияет на потерю дохода в направляющих странах. Экономический рост государства и положительный эффект от миграции зависит от уровня образования мигрантов, их производительности и эффективности труда в принимающей стране. Существует и связь между эмиграцией и международной торговлей: в условиях сокращения затрат наличие межнациональных групповых
связей может способствовать преодолению барьеров в двусторонней торговле. Объем торговли и ВВП может быть увеличен вследствие хорошей информированности иммигрантов о своей стране. К тому же миграция может повлиять на торговлю через эффект потребления: иммигранты могут проявлять высокий спрос на товары, произведенные на их родине, тем самым увеличивая импорт из стран своего происхождения [5, с. 488].
Очевиден факт: перемещение населения трудоспособного возраста влияет на конъюнктуру рынка труда, в частности, на соотношение спроса и предложения как территории въезда, так и выезда, что, в свою очередь, может приводить к ускорению или замедлению кругооборота занятости. Как следствие, происходит снижение стоимости рабочей силы на рынке труда и увеличение ее предложения или наоборот. Кроме этого, как отмечает П. В. Панькин, «трудовая миграция может оказывать воздействие на социально-экономическое и научно-техническое развитие страны в связи с высокой экономической выгодой использования дешевой иностранной рабочей силы, что является негативным фактором для развития социально-экономических условий работников и использования результатов научно-технических исследований» [6, с. 12].
Постоянно наблюдается маятниковая миграция, например, переезды, связанные с профессиональной деятельностью, учебой, туристические поездки с совмещением удаленной работы. По мнению экономиста Т. В. Черевичко, это формирует новое миграционное пространство, в рамках которого происходят трансграничные перемещения текучих мигрантов, составляющих глобальный рынок труда [7, с. 92]. Формирующая цифровая глобализация способствует появлению новых форм миграции: смешанной - в результате диффузии разных форм миграции и проявляющейся в форме инновационно-интеллектуальной миграции; комбинированной - объединение форм миграции при сохранении собственного содержания, где миграция труда проявляется как результат занятости по запросу. Сегодня мы наблюдаем положительный миграционный прирост, однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения. Государственная политика Республики Беларусь в данном направлении должна взять курс на создание условий для привлечения специалистов в приоритетные виды экономической деятельности; на предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим образовательные учреждения страны. Для стабилизации демографической ситуации необходимо проведение компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а также для сохранения и приумножения собственного интеллектуального и творческого потенциала.
В контексте «интеллектуальной миграции» следует отметить, что в Республике Беларусь в декабре 2017 г. был принят декрет «О развитии цифровой экономики»8. Документ, действие которого определено до 2049 г., разрешает иностранным гражданам наравне с гражданами Беларуси учреждать компании в особой экономической зоне «Парк высоких технологий» (ПВТ). Для привлечения большего количество зарубежных специалистов Беларусь ввела упрощенные условия выдачи стартап-виз,
8 Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» № 8 от 21 декабря 2017 г. // Президент Республики Беларусь. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 08.10.2021).
предусматривающих специальные условия получения вида на жительство. Комплексное регулирование блокчейн разрешит повсеместно разрабатывать и внедрять систему, а также оказывать любые услуги бирж, обмена, привлечения финансирования в криптовалютах (ICO), в то время как ранее законы страны не позволяли вести такую деятельность. В результате число организаций-резидентов ПВТ в 2020 г. составило 962 ед. (в 2017 г. - 191 ед.), чему способствовали притягивающие факторы. Увеличение занятых в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Беларуси возросло как за счет подготовки собственных кадров, так и в определенной степени за счет притока специалистов из-за рубежа. Удельный вес исследователей, занятых в секторе ИКТ, в общем количестве исследователей, выполняющих научные исследования и разработки, возрос с 4,8% в 2017 г. до 5,2% в 2020 г., а удельный вес экспорта услуг сферы ИКТ в общем объеме экспорта услуг вырос с 18,4% до 30,7% соответственно9.
В современных исследованиях отмечается, что искусственный интеллект, большие данные, роботизация и автоматизация, наряду с глобализацией и демографическими изменениями, приводят к цифровой трансформации рынков труда, например, появлению онлайн-платформ цифрового труда [8, с. 57]. Как отмечает Г. И. Глущенко, «индийские или китайские специалисты по компьютерным технологиям, работающие в США, до появления виртуального рынка труда вынуждены были становиться иммигрантами, но цифровая революция сняла эту необходимость, связав онлайн-ра-ботника с работодателем через платформу, создав в области трудовой миграции такую инновацию, как "виртуальная трудовая миграция"» [8, с. 58]. Благодаря информатизации удалось снизить риски с социальной напряженностью на рынке труда в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки в мире в 2020-2021 гг. Развитие цифровой экономики изменяет технологический уклад общества и открывает широкие возможности для формирования эффективной занятости, а постепенная адаптация рабочей силы к изменяющимся условиям производства и найма, методам труда и его организации в перспективе позволит обеспечить необходимыми рабочими местами всех желающих и способных трудиться [9, с. 17].
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. обозначено, что для стабилизации численности населения предстоит разработать комплекс мер по сокращению эмиграционного оттока, прежде всего молодежи. Этому, на наш взгляд, может способствовать развитие цифровых платформ, создание благоприятных условий, обеспечивающих возвратный характер внешней миграции, а также стимулирующих приток в Республику высококвалифицированных иностранных специалистов.
Как отмечает С. В. Рязанцев, страна въезда трудовых мигрантов может получить позитивные эффекты от демографических последствий трудовой миграции: компенсация численности населения, омолаживание возрастной структуры населения, возможность заселения мигрантами пустующих земель. В качестве позитивных социальных последствий трудовой миграции страна въезда трудовых мигрантов получает занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики и содействие вертикальной мобильности местных работников, появляется возможность отбора качественной рабочей силы, повышается занятость в малом бизнесе и предпринимательстве
[10, с. 456]. Население Республики Беларусь в основном толерантно и в целом позитивно воспринимает интернациональную миграцию.
Следует отметить, что иногда смена места жительства и переезд в другую страну связаны со стремлением к обеспечению экономической безопасности, обусловленной, как правило, следующими причинами: вооруженные конфликты международного характера; внутригосударственные конфликты; бедность населения и отсутствие скорых перспектив ее преодоления; негативные последствия изменения климата; преследование за политические, социальные, религиозные взгляды и действия, выражение которых преследуется в уголовном и административном порядке тех или иных государствах. Такие мигранты могут создать напряженность на рынке труда вследствие увеличения спроса на рабочие места.
Важно обратить внимание на то, что правительствами и международными организациями предприняты необходимые меры по международно-правовому регулированию миграции. Тем не менее, как международно-правовые акты, так и национальное законодательство государств не позволяют в полной мере решить проблемные вопросы трудовой миграции. Практически каждое государство заинтересовано в притоке молодых и квалифицированных кадров, соблюдающих местное законодательство, уважающих национальные традиции и культуру страны пребывания. Как отмечается в многочисленных публикациях на тему миграции, основные потоки мигрантов перемещаются, как правило, из наиболее неблагополучных и бедных регионов Ближнего и Среднего Востока, Африки, Южной и Центральной Америки в Западную Европу и Северную Америку. Значительная часть мигрантов из вышеупомянутых регионов мира не обладает необходимыми квалификационными требованиями, уровнем образования и культуры. У многих мигрантов основная цель - это получить возможность жить в стране с более высоким уровнем развития и безопасности, порой, не ставя перед собой цели легально работать, изучать язык и культуру страны пребывания, т. е. полноценно интегрироваться в новое сообщество.
Ряд экономистов считает, что риск снижения интеллектуального потенциала общества определяется качественным составом трудовых ресурсов и привлечением неквалифицированных иностранных рабочих из стран СНГ, задействованных в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и сфере обслуживания, что связано и с оттоком образованного населения из регионов [11, с. 119]. Для Беларуси характерны те же риски миграционных потоков, что и для России, например, масштабное привлечение относительно дешевой неквалифицированной иностранной рабочей силы является фактором риска для экономического развития, так как не способствует модернизации производства [11, с. 146].
Миграция дифференцированно воздействует на уровень занятости и заработков различных групп местного населения, что в свою очередь отражается на национальной безопасности и правопорядке принимающих территорий, способствует нарастанию общей социальной напряженности [12, с. 120]. Миграция становится одним из важнейших рычагов управления трудовой сферой в целях обеспечения диверсификации на рынках высокотехнологических товаров и интеллектуальных услуг, способствует появлению «новых инновационных компаний во всех секторах экономики, в первую очередь в сфере экономики знаний», формирует необходимый кадровый потенциал. Миграция решает проблемы сбалансированности спроса и предложения на региональных рынках труда, способствует выравниванию социально-экономического положения территорий [12, с. 121].
Безусловно, ни одна страна, да и группа стран не в состоянии полностью решить проблемы миграции, т. к. последняя носит комплексный характер. Ужесточение отдельных мер миграционной политики обосновано ввиду упреждения потенциальных угроз для экономической и социальной сферы, таких как разбалансированность и нестабильность рынка труда, безработица, усиление социальной напряженности, роста преступности и т. д.
Заключение
Таким образом, в ходе научного исследования было выявлено, что демографическая ситуация в Беларуси характеризуется суженым режимом воспроизводства населения - сокращением численности рабочей силы и ростом доли лиц пенсионного возраста. Мы считаем, что эффективное государственное регулирование в обеспечении экономической безопасности в социальной и демографической сферах возможно благодаря: успешной реализации государственных программ «Активное долголетие», «Здоровье народа и демографическая безопасность» на период 2021-2025 годы; достижению на национальном уровне Целей устойчивого развития в области эффективной занятости; снижению процессов урбанизации; недопущению оттока высококвалифицированных кадров из страны; обеспечению оптимизации внутренних и внешних миграционных потоков, обеспечивая положительное сальдо в части интеллектуальной миграции и т. п. Решение данных вопросов позволит на макроуровне в определенной степени обеспечить демографическое благополучие «как сбалансированное соотношение количественных и качественных показателей демографического развития страны» [13, с. 8]. С экономико-правовой точки зрения целесообразно упрощать правила и процедуры привлечения квалифицированных работников по профессиям, востребованным на рынке труда, и устанавливать более жесткие административные и экономические барьеры при приеме на работу временных трудовых мигрантов, способных осуществлять либо малоквалифицированный, либо неквалифицированный труд. Выявление факторов, определяющих состояние и трансформацию рынка труда, будет способствовать грамотному прогнозированию его развития.
Список литературы
1. Морозова Н. Н. Воспроизводство и развитие человеческого потенциала в регионе: учебно-методические материалы / Н. Н. Морозова, В. П. Шорохов. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. - 125 с. ISBN: 985-480-195-2.
2. Морозова Н. Н. Рынок труда в контексте демографического развития: состояние и государственное регулирование // Проблемы управления. 2021. № 4 (82). С. 83-94.
3. Безвербный В. А., Бардакова Л. И. Демографический переход в странах СНГ: тенденции и предварительные итоги // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 3. С. 11-22. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2021.1.3.2.
4. Морозова Н. Н. Влияние миграционных процессов на рынок труда: использование опыта Германии // Беларусь в современном мире: материалы XII Международной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2013 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ 2013. С. 330-332.
5. Морозова Н. Н. Проблемы и регулирование интеллектуальной миграции предприятия // Наука и общество: история и современность: материалы международной научно-практической конференции. Минск, 16-17 октября 2014 г.; ред. кол.: Котляров И. В. (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2014. С. 486-490.
6. Панькин П. В. Регулирование рынка труда с учетом особенностей трудовой миграции: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Панькин Павел Владимирович; ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина». - Елец, 2018. - 32 с.
7. Черевичко Т. В. Миграция труда в контексте цифровой экономики // Вестник СГСЭУ 2019. № 4 (78). С. 90-92.
8. Глущенко Г. И. Развитие виртуальной миграции в контексте цифровизации // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 2. С. 57-64. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2021.1.2.4.
9. Золин И. Е. Социальные факторы регулирования российского рынка труда: автореф. дис. ... д-ра. социол. наук: 22.00.03 / Золин Игорь Евгеньевич. - Нижний Новгород, 2020. - 36 с.
10. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование / Российская акад. наук, Ин-т социально-политических исслед. - Москва: Формула права, 2007. - 572 с.
11. Миграционные риски как фактор возникновения конфликтов: евразийский и европейский опыт решения: монография / Р. Р. Фахрутдинов, В. Т. Сакаев, Р. И. Измайлов и др. - Казань: Издательство Казанского университета, 2020. - 252 с. ISBN: 978-5-00130-350-3.
12. Миграция населения: теория, политика: учебное пособие / Воробьева О. Д., Топилин А. В., Мукомель В. И. и др.; под редакцией О. Д. Воробьевой, А. В. Топилина. - Москва: Экономическое образование, 2012. - 364 с. ISBN: 978-5-7425-0160-2.
13. Рязанцев С. В., Мирязов Т. Р. Демографическое благополучие: теоретические подходы к определению и методика оценки // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 4. С. 5-19. DOI: https://doi.Org/10.19181/demis.2021.1.4.1.
Сведения об авторе:
Морозова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом экономики сферы услуг Института экономики Национальной академии наук Беларуси; докторант кафедры экономики организации Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Минск, Беларусь.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID 0000-0002-0591-1933; РИНЦ Author ID: 843072.
Статья поступила в редакцию 02.02.2022; принята в печать 07.04.2022.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
THE IMPACT OF POPULATION AGING AND MIGRATION ON THE LABOR MARKET IN BELARUS
Natalia N. Morozova
Institute of Economics, National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Belarus E-mail: [email protected]
For citation: Natalia N. Morozova. The Impact of Population Aging and Migration on the Labor Market in Belarus. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2. No 2. Pp. 121-137. DOI: https://doi.org/l0.l9l8l/demis.2022.2.2.9. EDN: ALPMCX.
Abstract. The purpose of the study is to assess the demographic situation and migration processes that affect the functioning and transformation of the labor market in conditions of depopulation, which would allow to ensure demographic security and justify measures to improve the population employment policy. The object of the study is the patterns of transformation of the labor market in the Republic of Belarus. The subject of the study is the demographic aging of the population as the existing basis for the formation of the labor force. The hypothesis of the study is that the demographic aging of the population and the reproduction of labor resources constitute the main potential of the labor force, which forms the labor market. It is shown that the effective development of the economy in the context of digitalization should be accompanied by an increase in the quality of human potential, and the impossibility of completely replacing pensioners with persons of pre-working age can be compensated by the influx of migrants with a higher level of education and relevant qualifications. The study presents groupings of the population by age groups, reflects the dynamics of retirement, taking into account the pension reforms carried out in the country, and the possibility of actively using pensioners as a resource in the labor market. The positive net migration offsets the negative natural decline in the population of Belarus, but does not solve the problem of labor market efficiency. The article outlines the socio-economic and demographic aspects that provide justification for measures to ensure demographic security and improve state policy in the field of employment. The research is based upon economic-statistical, demographic and analytical research methods. The result and, accordingly, the scientific contribution of the study is the theoretical substantiation of the position that the situation in a country where there is no general population growth cannot be called demographically prosperous, since from an economic standpoint there will be a shortage of labor force to form effective employment in the labor market. The application
of the research results would make it possible to conduct a competent policy in the labor market, taking into account the age composition of the population; carry out programs for the development of active and passive employment policies and forecasting the state of the labor market at the regional and national levels taking into account the age composition of the population; implement measures within the framework of the State Program "Labor Market and Employment Promotion" in the Republic of Belarus; to substantiate the mechanism for implementing a migration policy that ensures the quantitative and qualitative composition of the labor force in the labor market.
Keywords: Republic of Belarus, labor market, employment, labor resources, labor force, population reproduction, demographic well-being, demographic factors, demographic aging of the population, human potential, able-bodied population, migration, intellectual migration, digitalization.
References
1. Morozova N. N. Vosproizvodstvo i razvitiye chelovecheskogo potentsiala v regione [Reproduction and development of human potential in the region]: teaching materials / N. N. Morozova, V. P. Shorokhov. Mogilev: Mogilev State A. Kuleshov University, 2006. 125 p. ISBN: 985-480-195-2. (In Russ.)
2. Morozova N. N. Labor Market in the Context of Demographic Development: Current Situation and State Regulation. Problemy upravleniya. 2021. No. 4 (82). Pp. 83-94. (In Russ.)
3. Bezverbny V. A., Bardakova L. I. Demographic Transition in The CIS Countries: Trends and Preliminary Results. DEMIS. Demographic Research. 2021. Vol. 1. No. 3. Pp. 11-22. DOI: https://doi. org/10.19181/demis.2021.1.3.2. (In Russ.)
4. Morozova N. N. Vliyaniye migratsionnykh protsessov na rynok truda: ispol'zovaniye opyta Germanii [The impact of migration processes on the labor market: using the experience of Germany]. In: Belarus' v sovremennom mire [Belarus in the modern world]: proceedings of the XII International Conference dedicated to the 92nd anniversary of the Belarusian State University, October 30, 2013 / ed. by V. G. Shadursky, et al. Minsk: BSU Publishing Center, 2013. Pp. 330-332. (In Russ.)
5. Morozova N. N. Problemy i regulirovaniye intellektual'noy migratsii predpriyatiya [Problems and regulation of intellectual migration of an enterprise]. In: Nauka i obshchestvo: istoriya isovremennost'[Science and society: history and modernity]: proceedings of the international scientific and practical conference. Minsk, October 16-17, 2014; ed. by Kotlyarov I. V., et al.; Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus. Minsk: Law and Economics, 2014. Pp. 486-490. (In Russ.)
6. Pankin P. V. Regulirovaniye rynka truda s uchetom osobennostey trudovoy migratsii [Regulation of the labor market taking into account the peculiarities of labor migration]: abstract of the dissertation for a candidate degree in economic sciences: 08.00.05 / Pankin Pavel Vladimirovich; Yelets State I. Bunin University. Yelets, 2018. 32 p. (In Russ.)
7. Cherevichko T. V. Labor Migration in the Context of Digital Economy. Bulletin Of Saratov State Socio-Economic University. No. 4 (78). Pp. 90-92. (In Russ.)
8. Glushchenko G. I. Development of Virtual Migration in the Context of the Ongoing Digitalization. DEMIS. Demographic Research. 2021. Vol. 1. No. 2. Pp. 57-64. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.2.4. (In Russ.)
9. Zolin I. E. Sotsial'nyye faktory regulirovaniya rossiyskogo rynka truda [Social factors of regulation of the Russian labor market]: abstract of the dissertation for a doctoral degree in sociological sciences: 22.00.03 / Zolin Igor Evgenievich. Nizhny Novgorod, 2020. 36 p. (In Russ.)
10. Ryazantsev S. V. Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii: tendentsii, posledstviya, regulirovaniye [Labor migration in the CIS and Baltic countries: tendencies, consequences, regulation] / Russian acad. Sciences, Institute of Socio-Political Research. Moscow: Formula Prava, 2007. 572 p. (In Russ.)
11. Migratsionnyye riski kak faktor vozniknoveniya konfliktov: yevraziyskiy i yevropeyskiy opyt resheniya [Migration risks as a factor in the emergence of conflicts: Eurasian and European experience in resolving]: monograph / R. R. Fakhrutdinov, V. T. Sakaev, R. I. Izmailov et al. Kazan: Kazan University Press, 2020. 252 p. ISBN: 978-5-00130-350-3. (In Russ.)
12. Migratsiya naseleniya: teoriya, politika [Population migration: theory, policy]: textbook / Vorobieva O. D., Topilin A. V., Mukomel V. I. et al.; ed. by O. D. Vorobieva, A. V. Topilin. Moscow: Economic education, 2012. 364 p. ISBN: 978-5-7425-0160-2. (In Russ.)
13. Ryazantsev S. V., Miryazov T. R. Demographic Well-Being: Theoretical Approaches to Definition and Assessment Methodology. DEMIS. Demographic Research. 2021. Vol. 1. No. 4. Pp. 5-19. DOI: https://doi. org/10.19181/demis.2021.1.4.1. (In Russ.)
Bio note:
Natalya N. Morozova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head Department for Economics of the Service Sector, Institute of Economics, National Academy of Sciences of Belarus; doctoral student, Department for Economics of Organization, Institute of Management Personnel, Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, Minsk, Belarus.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID 0 0 0 0-0 002-0591-1933; RSCI Author ID: 843072.
Received on 02.02.2022; accepted for publication on 07.04.2022. The author has read and approved the final manuscript.