DOI: 10.19181/demis.2022.2.2.14 EDN: NDPTJG
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Драгун М. В.
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь E-mail: [email protected]
Для цитирования: Драгун М. В. Возможные направления миграционной политики Республики Беларусь // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 190-200. DOI: https://doi.Org/l0.1918l/demis.2022.2.2.14. EDN: NDPTJG.
Аннотация. В статье представлено авторское видение миграционной политики Республики Беларусь по следующим основным направлениям: направления воздействия на внешнюю миграцию, в том числе: эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд), и направления воздействия на внутреннюю миграцию. Осуществление указанных направлений возможно посредством комплекса разработанных автором программ, среди которых программа «Диаспоры», программа «Собирание нации», программа «Идейное объединение эмигрантов», программа «Формирование благоприятного имиджа Беларуси», программа «Наука и предпринимательство», программа «Предприниматель в селе / районном центре». В целях аргументации и обоснованности, выдвигаемых автором направлений для миграционной политики Республики Беларусь, проведен комплексный анализ, включающий: обзор миграционной ситуации в стране; анализ правового регулирования миграционных процессов. Обзор миграционной ситуации в Республике Беларусь сделан за последние двадцать лет. В статье дана общая информация об изменении численности населения страны, отмечена сохраняющаяся ситуация естественной убыли населения. Проведена оценка внешней миграции, установлено, что в течение всего исследуемого периода сохранялось положительное миграционное сальдо. Рассчитан коэффициент интенсивности международной миграции, среднее значение которого за исследуемое двадцатилетие составило 2,92%. Проанализированы внешние миграционные потоки по направлениям, при этом выявлено, что основной миграционный обмен у Республики Беларусь происходил со странами СНГ; значительно менее интенсивный миграционный обмен - со странами дальнего зарубежья. Также исследована внутриреспубликанская миграция населения и установлено, что она занимает доминирующее положение в миграционных процессах страны в целом. Рассчитан коэффициент интенсивности внутриреспубликанской миграции, результаты расчета показали рост данного показателя в 1,4 раза в 2019 г. по отношению к 2000 г. Проанализированы внутренние миграционные потоки по направлениям и между территориальными единицами. Сделан вывод о том, что внутриреспубликанской миграции присущ центростремительный характер. Исследовано правовое регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь; а также международное сотрудничество страны в сфере миграции.
Ключевые слова: внутренняя миграция, межобластная миграция, внутриобластная миграция, миграционные потоки, коэффициент интенсивности миграции, миграционный прирост, сальдо миграции, международная миграция, нормативные правовые акты, миграционная политика, диаспоры, диаспоральные организации.
В сложной иерархии мер внутренней и внешней политики любого государства миграционная политика занимает самостоятельное место. В тоже время она тесно связана с основными блоками государственной политики, влияет на них и одновременно зависит от них [1, с. 332]. Согласно концепции управления миграцией, предлагаемой Международной организацией по миграции (далее - МОМ), управление миграцией - всеобъемлющий термин, обозначающий ряд мер, необходимых для эффективного решения проблем миграции на национальном, региональном и глобальном уровнях. Предлагаемая МОМ концепция управления миграцией связана с разработкой четкой и всеобъемлющей политики, законов и административных мероприятий, направленных на то, чтобы перемещение населения было взаимовыгодным для мигрантов, общества и правительств [2, с. 11]. Как правило, алгоритм управ-
Введение
ления миграционными процессами состоит из следующих этапов: анализ и прогноз ситуации; разработка общей идеи и задач этого управления; расчет экономических возможностей для достижения поставленных целей; поиск оптимального решения и разработка мер, необходимых для достижения этих целей; законодательное оформление реализации необходимых мер; финансовое и институциональное обеспечение их проведения [3, с. 5]. Ввиду того, что на данный момент в Республике Беларусь (РБ) отсутствует комплексный правовой акт, регулирующий вопросы миграции, но при этом существует объективная необходимость систематизации и структурировании взглядов по исследуемой проблематике, в данной статье представлены основные возможные направления миграционной политики страны.
Обзор миграционной ситуации в Республике Беларусь за последнее двадцатилетие
Согласно официальным статистическим данным, в течение последнего двадцатилетия в Республике Беларусь фиксировалась естественная убыль населения. Как видно из рис. 1, ситуация развивалась волнообразно.
30,0
-70,0
Миграционный прирост Естественная убыль (-) ^^^Общий прирост, убыль (-)
Рис. 1. Компоненты изменения численности населения Республики Беларусь за
период 2000-2019 гг. Fig. 1. Components of population change in the Republic of Belarus in 2000-2019
Источник: составлено автором на основе данных Белстата1
В течение 2000-2006 гг. численность населения ежегодно сокращалась в среднем на 49,5 тыс. человек; в течение 2007-2011 гг. - на 27,2 тыс. человек. С 2012 г. по 2016 г. включительно ситуация начала стабилизироваться в лучшую сторону. Численность населения в данный период времени продолжала сокращаться, но значительно в меньших размерах - в среднем на 4,7 тыс. человек в год (это более чем в 10 раз меньше, нежели в 2000 - 2006 гг.). А в 2015 г. достигла рекордного минимума: естественная убыль населения составила 1 тыс. человек. Начиная с 2017 г. вновь зафиксировано ухудшение ситуации: естественная убыль населения начала расти и в 2019 г. составила 32,9 тыс. человек.
1 Демографическая и социальная статистика // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/ (дата обращения: 20.03.2022).
В таких условиях единственным источником депопуляции в стране были внешние мигранты. Так, в течение исследуемого периода миграционный прирост в среднем ежегодно компенсировал естественную убыль населения Беларуси на 8,9 тыс. человек; а в 2013-2016 гг. за счет внешних мигрантов был зафиксирован общий прирост населения на 10,2 тыс. человек в среднем в год (рис. 1).
Оценка внешней миграции
Внешние миграционные движения в течение 2000-2019 гг. были не стабильны. Оценка статистических данных показала, что максимальное значение прибывших в страну мигрантов было в 2019 г. - 34,8 тыс. человек; минимальное в 2005 г. - 13,00 тыс. человек. Максимальное значение выбывших из страны было в 2019 г. - 21,0 тыс. человек; минимальное в 2010 г. - 6,9 тыс. человек. При этом в течение всего периода сохранялось положительное сальдо миграции (средние ежегодные темпы роста составили 115%). Среднее значение коэффициента интенсивности международной миграции за период 2000-2019 гг. составило 2,92%о; максимальное значение было в 2019 г. (3,7%о), минимальное - в 2005 г. (1,35%о).
Таблица 1.
Общие итоги международной миграции населения, человек
Table 1.
General results of international population migration, persons
Показатели 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г.
Прибывшие - всего 25 943 13 031 17 169 28 349 24 601 34 846
со странами СНГ 23 492 11 426 14 303 22 505 17 008 22 533
с другими странами 2 451 1 605 2 866 5 844 7 593 12 313
Выбывшие - всего 13 812 11 082 6 866 9 855 15 239 20 976
со странами СНГ 7 249 7 520 5 040 6 679 9 829 12 941
с другими странами 6 563 3 562 1 826 3 176 5 410 8 035
Миграционный прирост, убыль (-) 12 131 1 949 10 303 18 494 9 362 13 870
со странами СНГ 16 243 3 906 9 263 15 826 7 179 9 592
с другими странами -4 112 -1 957 1 040 2 668 2 183 4 278
Источник: составлено автором на основе данных Белстата2
Основные внешние миграционные потоки в Республике Беларусь происходили со странами СНГ (табл. 1). В среднем 80% всех прибывших в Беларусь мигрантов были из стран СНГ; выбывших из Беларуси в страны СНГ - 66% (от общего числа выбывших из страны). Среднее значение темпа роста миграционного прироста со странами СНГ - 105%, при этом максимальное значение было в 2018 г. - 192%, минимальное в 2016 г. - 42%.
В течение последних восьми лет (2012-2019 гг.) основные миграционные потоки в Беларусь были из Украины, России и Туркменистана. За данный период численность Беларуси пополнилась за счет граждан Украины на 28,4 тыс. человек (при этом большая часть украинских мигрантов пришлась на 2014-2015 гг.); за счет граждан Российской Федерации - на 18,2 тыс. человек; Туркменистана - 10,6 тыс. человек.
2 Демографическая и социальная статистика // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/ (дата обращения: 20.03.2022).
Оценка внутренней миграции
Анализ показал, что за последние двадцать лет внутриреспубликанские перемещения занимали ведущее место в миграционных процессах страны: на их долю приходилось 91% всех перемещений. Подтверждением чему является рост коэффициента интенсивности внутриреспубликанской миграции с 18,46%о в 2000 г. до 25,55%о в 2019 г. Среднее значение данного коэффициента за период 2000-2019 гг. составило 22,79%о.
Минская область (без г. Минска) г. Минск
Рис. 2. Миграционные связи Минской области и г. Минска (2000-2019 гг.)
Fig. 2. Migration ties between the Minsk Region and the city of Minsk (2000-2019)
Источник: составлено автором на основе данных Белстата3
В течение анализируемого периода основная доля внутриреспубликанских миграций приходилась на перемещение населения внутри областей - в среднем 54,3% оборота всей миграции. Движение населения между территориальными единицами страны в 2000-2019 гг. происходило следующим образом: из города в город - 40%, из села в город - 30%. Ежегодный отток населения из села в город составил около 16,4 тыс. человек. При этом, начиная с 2016 г.. прирост сельского населения в город сократился и составил в 2016 г. 10,4 тыс. человек, в 2017 г. - 3,3 тыс. человек, в 2018 г. -10,4 тыс. человек, в 2019 г. - 9,9 тыс. человек.
Анализ выявил и то, что основная доля внутренних миграционных потоков приходилась на Минскую область и город Минск (рис. 2). Как видно из рис. 2, центральный регион прирастает за счет всех областей. В свою очередь Минск также пополнялся за счет населения, которое изначально прибыло в Минскую область, а затем переместилось в столицу. Важно отметить, что начиная с 2015 г. по 2019 г. включительно, прирост численности населения столицы сократился более чем в два раза по отношению к 2010-2014 гг. и почти в три раза по отношению к 2005-2009 гг.
Правовое регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь
В Республике Беларусь государственное регулирование в области миграции осуществляет Департамент по гражданству и миграции МВД (далее - Департамент)4.
3 Демографическая и социальная статистика // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/ (дата обращения: 20.03.2022).
4 Департамент по гражданству и миграции МВД РБ [сайт]. URL: https://www.mvd.gov.by/ru/ page/departament-po-grazhdanstvu-i-migraci (дата обращения: 01.11.2021).
Среди основных задач Департамента совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции, контроль за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, организация научных исследований и другие. Также Республика Беларусь участвует в работе МОМ, начиная с 1994 г. МОМ уделяет особое внимание реализации в стране проектов, направленных на противодействие торговле людьми, обустройство границ, развитие трансграничного сотрудничества, усовершенствование национальной нормативно-правовой базы в области миграции5. Беларусь является активным участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми, Конвенции Совета Европы «О противодействии торговле людьми», Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ, Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств-участников СНГ, Соглашения государств-участников СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов и соответствующих концепций и планов, а кроме того, одним из разработчиков проекта «Унифицированная система поиска "Работа без границ"»6.
Отдельно стоит упомянуть о Концепции миграционной политики Союзного государства Беларуси и России, утвержденной 04 ноября 2021 г., которая направлена на углубление интеграции в сфере миграции, социально-экономического и демографического развития, безопасности обеих стран путем формирования единого миграционного пространства. В рамках данного документа, в частности, предполагается унификация нормативных правовых актов и системы учетов в сфере миграции Белоруссии и России, создание общих информационных ресурсов, реализация совместных миграционных программ, развитие научного и информационного сопровождения миграционной политики, финансовое и ресурсное обеспечение7.
В целях государственного регулирования миграционных процессов в Республике Беларусь издан ряд нормативных правовых актов (далее - НПА)8, 9 10 11,12,13,14,:5. Данные
5 Международная организация по миграции // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [сайт]. URL: https://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/c803c6ae5eb14b11.html (дата обращения: 01.11.2021).
6 Добровольный обзор Республики Беларусь осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулярной миграции // United Nations Network on Migration [сайт]. URL: https://migrationnetwork.un.org/sites/default/files/docs/belarus_national_voluntary_report_-_gcm_ ru_0.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
7 Постановление Высшего государственного совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6 «О Концепции миграционной политики Союзного государства» // Эталон Online. Правовая система. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=a22100025&q_id=4799711 (дата обращения: 04.04.2022).
8 Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» 136-З от 1.08.2002 г. // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_grazhdanstve.htm (дата обращения: 10.11.2021).
9 Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» от 21 июля 2008 г. № 419-З // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_ gosudarstvennoj_granitse_respubliki_belarus.htm (дата обращения: 10.11.2021).
10 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_pravovom_polozhenii_inostrannyh_grazhdan_i_lits_ bez_grazhdanstva.htm (дата обращения: 10.11.2021).
11 Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. № 225-З // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_vneshnej_trudovoj_ migratsii.htm (дата обращения: 10.11.2021).
НПА, в большинстве своем, регулируют процессы внешней миграции. Также изданы правовые акты, которые, в том числе, направлены на регулирование внутренней миграции16, 17, 18, 19, 20. Но при этом в стране отсутствует комплексная государственная миграционная политика.
Возможные направления для миграционной политики Республики Беларусь
В первую очередь определимся с терминологией. Изучение специальной литературы показало, что многие ученые используют такой традиционный подход, как формулирование определения миграционной политики в широком и узком смысле слова [4, с. 109]; считаем рациональным в контексте нашего исследования применить именно его. В широком смысле слова миграционная политика представляет собой государственную доктрину или концепцию регулирования миграционных процессов. В узком смысле миграционная политика направлена на то, чтобы изменить численность, состав, направление движения и расселение мигрантов, повлиять на их характеристики, тесно связанные с пропорциями трудовых ресурсов
12 Закон Республики Беларусь «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» от 20 сентября 2009 г. № 49-З // Kodeksy-by. com. Правовая система. URL: https://kodeksybyxom/zakon_rb_o_poryadke_vyezda_iz_respubliki_ belarus_i_vezda_v_respubliku_belarus_grazhdan_respubliki_belarus.htm (дата обращения: 10.11.2021).
13 Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» № 350-3 от 7.01.2012, ред. 212-3 от 16.12.2014 // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_ rb_o_protivodejstvii_torgovle_lyud_mi.htm (дата обращения: 10.11.2021).
14 Закон Республики Беларусь «О регистре населения» от 21 июля 2008 г. № 418-З // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_registre_naseleniya.htm (дата обращения: 10.11.2021).
15 Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь» от 23 июня 2008 г. № 354-З // Kodeksy-by.com. Правовая система. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_predostavlenii_inostrannym_grazhdanam_i_litsam_bez_grazhdanstva_statusa_ bezhentsa_dopolnitelnoj_i_vremennoj_zawity_v_respublike_belarus.htm (дата обращения: 10.11.2021).
16 Директива № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» от 4 марта 2019 г. // Президент Республики Беларусь. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/documents/direktiva-6-ot-4-marta-2019-g-20628 (дата обращения: 20.10.2021).
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28 «О Государственной программе "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 20212025 годы» // БИП - Университет права и социально-информационных технологий. URL: https://bip-ip.by/upload/программа%20здоровье%20народи%20и%20демографическая%20безопасность%20 на%202021-2025%20гг^ (дата обращения: 13.10.2021).
18 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О комплексе мер по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 6 "О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли"» // Совет Министров Республики Беларусь. Официальный сайт. URL: http://pda.government.by/upload/docs/file651311a6b7a7175e.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
19 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2019 г. № 689 «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития» // Совет Министров Республики Беларусь. Официальный сайт. URL: http://www. government.by/upload/docs/file6354ea6405132e7d.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
20 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 «Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства» // Совет Министров Республики Беларусь. Официальный сайт. URL: http:// www.government.by/upload/docs/file6354ea6405132e7d.pdf (дата обращения: 20.10.2021).
и демографии [4, c. 109]. Миграция населения, будучи объективным социально-экономическим процессом, имеет несколько основных, тесно взаимосвязанных составляющих - внутренняя миграция, эмиграция и иммиграция. Следовательно, миграционная политика - это целое, а иммиграционная, эмиграционная, внутренняя миграционная политика - ее составляющие [3, с. 129]. По нашему мнению, именно данный подход наиболее приемлем для формирования миграционной политики Беларуси. Таким образом, авторское видение предполагаемой миграционной политики Республики Беларусь можно структурировать по следующим основным направлениям: направления воздействия на внешнюю миграцию (в том числе: эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд)) и направления воздействия на внутреннюю миграцию. Каждое из указанных направлений предлагается реализовывать комплексом программ (табл. 2).
Таблица 2.
Возможные направления миграционной политики Республики Беларусь
Table 2.
Possible directions of the migration policy of the Republic of Belarus
Программы миграционной политики Детализация проводимых мероприятий
Диаспоры Направление миграционной политики - эмиграция и иммиграция. Вовлечение диаспоральных организаций в интеграционные процессы иммигрантов в странах приема (межкультурный диалог, поддержка предпринимательской активности, содействие интеграции на рынке труда). Включение диаспориальных организаций в процесс государственного управления Беларуси. Межкультурный диалог, популяризация культуры между странами приема и исхода. Информационное обеспечение в стране исхода о правилах въезда / пребывания / проживания в стране приема. Содействие диаспоральной предпринимательской активности / информационная поддержка о правилах ведения бизнеса в странах исхода и приема. Содействие развитию внешнеторговых связей, наращиванию внешнеторгового оборота, международного туризма между странами исхода и приема иммигрантов. Содействие в возвращении и репатриации иммигрантов в стране исхода. Лоббирование прав иммигрантов в стране приема в интересах страны исхода. Развитие системы стипендий и тренингов членами диаспор по повышению квалификации населения стран исхода. Содействие коммуникации между иммигрантом и страной исхода [5].
Собирание нации Направление миграционной политики -иммиграция. Предоставление гражданство всем этническим белорусам. Адаптация реэмигрантов. Автоматическое предоставление гражданства для каждого белоруса, в том числе лицам, имеющим белорусские корни. Адаптация реэмигрантов: предоставление жилья, первоначальная денежная помощь, информационная поддержка, трудоустройство, поддержка предпринимательской активности. Региональное распределение населения [6].
Программы миграционной политики Детализация проводимых мероприятий
Идейное объединение эмигрантов Направление миграционной политики -эмиграция. Мотивация эмигрантов идеей «Где бы не находился белорус, он будет способствовать процветанию Беларуси». Привлечение зарубежного белорусского капитала. Освоение мирового рынка за счет эмигрантов. Расширение и укрепление связей выехавших белорусов в странах приема. Поступление капитала, кадров, техники, информации из-за рубежа в страну от белорусов-эмигрантов.
Формирование благоприятного имиджа Беларуси Направление миграционной политики -иммиграция. Туризм, образование, бизнес и инвестиции. Продвижение / трансляция рекламно-информационных роликов (в т. ч. по направлениям: туризм, образование, бизнес) на крупнейших всемирно известных информационных площадках.
Наука и предпринимательство Направление миграционной политики - эмиграция и иммиграция; внутренняя миграция. Экосистемы, научные хабы. Создание и поддержка развития технологических и научных хабов (таких как Кремниевая долина в США, Silicon Wadi в Израиле, Бангалор в Индии, Чжунгуаньцунь в Китае и др.). Создание и поддержка развития экосистем, пространств для развития науки и технологии, в частности при высших учебных заведениях (таких как Westmont Enterprise Hub, University of West London, Лондон, Великобритания; Business Incubation Centre Overview, Hamdan Bin Mohammed Smart University, Дубай, ОАЭ; the Entrepreneurship Hub, University of Ottawa, Оттава, Канада и др.). Государственная поддержка развития технологических экосистем и научных хабов в сельской местности и районных центрах.
Предприниматель в селе / районном центре Направление миграционной политики -внутренняя миграция. Развитие и содействие предпринимательской активности в селе и районных центрах. Создание благоприятных условий для развития и ведения частного бизнеса в сельской местности и районных центрах (предоставление налоговых льгот, налоговых каникул, льготных условий кредитования; информационно-разъяснительная поддержка, льготные условия продвижения (рекламы) в государственных СМИ). Сохранение и улучшение качества жизни в сельских регионах.
Источник: разработки автора
Заключение
Общая миграционная ситуация в стране складывается следующим образом. В условиях стабильно фиксируемой за последнее двадцатилетие естественной убыли населения внешняя миграция является единственным источником депопуляции в стране. Внешние миграционные потоки в течение всего исследуемого периода имели положительное сальдо, отличались волнообразным, нестабильным характером. Основной миграционный обмен у Беларуси происходил со странами СНГ, значительно менее активными были миграционные движения со странами дальнего зарубежья. Касательно движения населения внутри Беларуси стоит отметить, что внутриреспу-бликанская миграция занимает доминирующие место в общих миграционных движениях страны, при этом из года в год ее интенсивность только возрастает. Наиболее
значительные миграционные потоки внутри страны происходили из города в город и из села в город [7]. В исследуемом периоде продолжил иметь место отток населения из села. Преобладающее направление внутриреспубликанской миграции - это Минская область и г. Минск. Обобщив миграционные движения населения страны, можно структурировать их направления следующим образом: население движется из мелких населенных пунктов в более крупные населенные пункты, затем в столичный регион и за рубеж (рис. 3).
Мелкие населенные
пункты Столичный регион
• Села • Минская обл.
• Районые города • г. Минск
• • • •
Более крупные За пределы РБ
населенные пункты
• Районные города
• Областные города
Рис. 3. Миграционные движения населения Республики Беларусь Fig. 3. Population movement in the Republic of Belarus
Источник: разработано автором
Анализ регулирования миграционных процессов в Республике Беларусь показал, что на данный момент издан ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внешней и внутренней миграции; Беларусь участвует в работе МОМ; страна на постоянной основе наращивает региональное и международное сотрудничество в сфере миграции. Наряду с этим в стране отсутствует комплексная Государственная миграционная политика.
На основании проведенного системного анализа автором предлагается собственное видение миграционной политики Республики Беларусь, включающее такие основные направления, как воздействие на внешнюю миграцию и воздействие на внутреннюю миграцию. Каждое из указанных направлений предлагается реа-лизовывать комплексом программ. Автором разработаны следующие программы: программа «Диаспоры» (направлена на вовлечение диаспоральных организаций в интеграционные процессы иммигрантов в странах приема, включение диаспори-альных организаций в процесс государственного управления страной); программа «Собирание нации» (направлена на упрощение процедуры получения белорусского гражданства, ускорение адаптации реэмигрантов); программа «Идейное объединение эмигрантов» (направлена на формировании мотивации эмигрантов идеей о том, что где бы не находился белорус, он будет способствовать процветанию Беларуси); программа «Формирование благоприятного имиджа Беларуси»; программа «Наука и предпринимательство» (направлена на создание экосистем, научных / бизнес хабов); программа «Предприниматель в селе / районном центре» (направлена на развитие и содействие предпринимательской активности в селе и районных центрах).
Список литературы
1. Миграция населения: теория, политика: Учебное пособие / Под редакцией О. Д. Воробьевой, А. В. Топилина. - Москва: Экономическое образование, 2012. - 364 с. ISBN: 978-5-7425-0160-2.
2. Мировой опыт миграционной политики: ретроспектива и новейшие тенденции / Международная организация по миграции, Бюро МОМ в России, Бюро МОМ в Казахстане; под ред. Г. Вит-
ковской. - Москва: Гендальф, 2004. - 350 с. ISBN: 5-88044-156-3.
3. Миграция населения: Приложение к журналу. Миграция в России / Под общ. ред. О. Д. Воробьевой. - Москва: Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, 2001. Вып. 6: Миграционная политика / [О. Д. Воробьева]. 2001. - 175 с.
4. Миграционная политика: опыт России и зарубежных стран: учебник для студентов высших учебных заведений / В. М. Капицын. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 416 с. ISBN: 978-5-16-013052-1.
5. Молодикова И. Н., Лялина А. В., Емельянова Л. Л. Взаимодействие с диаспорами и диаспо-ральными организациями как ключ к успешной политике интеграции мигрантов в ЕС // Балтийский регион. 2018. № 3. С. 58-79. DOI: https://doi.org/10.5922/2079-8555-2018-3-3.
6. Миграция в ритме времени: сборник статей / В. Переведенцев; Фонд Новая Евразия. - Москва: МАКС Пресс, 2010. - 79 с. ISBN: 978-5-317-03183-1.
7. Драгун М. В. Основные тенденции внутренней безвозвратной миграции в Республике Беларусь // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Том. 1. № 3. С. 53-66. DOI: https://doi. org/10.19181/demis.2021.1.3.5.
Сведения об авторе:
Драгун Мария Витальевна, старший преподаватель кафедры международного менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-6840-6483; РИНЦ Author ID: 805525.
Статья поступила в редакцию 17.12.2021; принята в печать 18.02.2022.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
POSSIBLE DIRECTIONS FOR MIGRATION POLICY IN BELARUS
Maria V. Dragun
Belarusian State University, Minsk, Belarus E-mail: [email protected]
For citation: Maria V. Dragun. Possible Directions for Migration Policy in Belarus. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2. No 2. Pp. 190-200. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2022.2.2.14. EDN: NDPTJG.
Abstract. The article presents the main directions of the Concept of the state migration policy of the Republic of Belarus. The concept contains the following main directions: directions of influence on external migration, directions of influence on internal migration. To implement these areas, the author has developed programs: the program "Diaspora", the program "Gathering the Nation", the program "Ideological Association of Emigrants", the program "Formation of a Favorable Image of Belarus", the program "Science and Entrepreneurship", the program "Entrepreneur in the village / district center". For the argumentation and validity of the proposed proposals, the author carried out a comprehensive analysis. An overview of the migration situation in the country is made. The legal regulation of migration processes is analyzed. A review of the migration situation in the Republic of Belarus has been carried out over the past twenty years. The article provides general information about the change in the population of the country. The continuing situation of natural population loss is noted. External migration has been assessed. It was found that during the entire study period, a positive migration balance was maintained. The coefficient of intensity of international migration was calculated, its average value was 2.92 ppm. Analyzed external migration flows by directions. It was revealed that the main migration exchange in the Republic of Belarus took place with the CIS countries; significantly less intensive migration exchange with non-CIS countries. The intra-republican migration of the population is also investigated. It has been established that it occupies a dominant position in the migration processes of the country as a whole. The coefficient of intensity of intra-republican migration is calculated. The results of the calculation showed an increase in this indicator by 1.4 times in 2019 compared to 2000. Internal migration flows were analyzed by direction and between territorial units. It is concluded that intra-republican migration has a centripetal character. The legal regulation of migration processes in the Republic of Belarus has been studied.
Key words: internal migration, interregional migration, intraregional migration, migration flows, migration intensity coefficient, migration gain, migration balance, international migration, regulatory legal acts, migration policy, diasporas, diaspora organizations.
References
1. Migratsiya naseleniya: teoriya, politika [Population migration: theory, politics]. Textbook / Ed. by O. D. Vorobieva, A. V. Topilin. Moscow: Economic Education, 2012. 364 p. ISBN: 978-5-7425-0160-2. (In Russ.)
2. Mirovoy opyt migratsionnoy politiki: retrospektiva i noveyshiye tendentsii [International experience in migration policy: retrospective and latest trends] / International Organization for Migration, IOM Office in Russia, IOM Office in Kazakhstan; ed. by G. Vitkovskaya. Moscow: Gandalf, 2004. 350 p. ISBN: 5-88044-1563. (In Russ.)
3. Migratsiya naseleniya [Population migration]: Supplement to the journal. Migration in Russia / Ed. by. O. D. Vorobieva. Moscow: Ministry of Federation Affairs, National and Migration Policy of the Russian Federation, 2001. Issue. 6: Migration policy / [O. D. Vorobieva]. 2001. 175 p. (In Russ.)
4. Migratsionnaya politika: opyt Rossii i zarubezhnykh stran [Migration policy: the experience of Russia and foreign countries]: a textbook for students of higher educational institutions / V. M. Kapitsyn. Moscow: INFRA-M, 2019. 416 p. ISBN: 978-5-16-013052-1. (In Russ.)
5. Molodikova I. N., Lyalina A. V., Yemelyanova L. L. Contacts with Diasporas and Diaspora Organisations as a Key to a Successful Migrant Integration Policy in the EU. Baltic Region. 2018. Vol. 10. No. 3. Pp. 58-79. DOI: https://doi.org/10.5922/2079-8555-2018-3-4. (In Russ.)
6. Migratsiya v ritme vremeni [Migration in the rhythm of time]: collection of articles / V. Perevedentsev; New Eurasia Foundation. Moscow: MAKS Press, 2010. 79 p. ISBN: 978-5-317-03183-1. (In Russ.)
7. Dragun M. V. Trends in internal migration in the Republic of Belarus. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 3. Pp. 53-66. DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.3.5. (In Russ.)
Bio note:
Maria V. Dragun, Senior Lecturer, Department of International Management, Faculty of Economics, Belarusian State University, Minsk, Belarus.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-6840-6483; RSCI Author ID: 805525.
Received on 17.12.2021; accepted for publication on 18.02.2022. The author has read and approved the final manuscript.