демография зарубежных стран • demography of foreign countries
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗВОЗВРАТНОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Драгун М. В.,
Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь. E-mail: [email protected]
DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.5
Для цитирования: Драгун М. В. Основные тенденции внутренней безвозвратной миграции в Республике Беларусь // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 3. С. 53-66. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.3.5
Аннотация. В статье представлены основные тенденции внутренней безвозвратной миграции в Республике Беларусь. Рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие исследуемую проблематику, в частности, приведена информация об утверждении проекта «Деревня будущего»; план развития регионов, отстающих в социально-экономическом развитии; меры по содействию развитию предпринимательской активности в сельской местности. Проведена оценка сложившихся внутренних миграционных потоков в Республике Беларусь за последнее двадцатилетие путем изучения и анализа официальных статистических данных, размещенных на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь. Рассчитан коэффициент интенсивности внутриреспубликанской миграции, позволяющий определить динамику миграционного движения, независимо от изменения численности населения. В целях выявления позиции той или иной области и г. Минска относительно страны в целом были проведены расчеты индекса миграционной привлекательности. Проанализированы перемещения населения между территориальными единицами и по направлениям («город - город», «город - село», «село - город», «село - село»). Сделан вывод о том, что в исследуемом периоде преобладают миграционные потоки из города в город, а также продолжается отток населения из села в город, но, начиная с2016 г., интенсивность прироста городов за счет сельского населения сократилась, что является новой тенденцией. Изучены и проанализированы миграционные связи между областями Республики Беларусь, разработаны иллюстрации, которые наглядно отражают потоки населения внутри страны. На основании проведенного анализа сформулирован вывод о том, что внутренняя миграция в Республике Беларусь имеет центростремительный характер, т. к. основная доля миграционных потоков приходится на столично-центральный регион. Выявлено, что такое направление внутренних миграционных потоков коррелирует с индексом миграционной привлекательности (далее - ИМП). Установлено, что прирост населения г. Минска и Минской области происходит за счет всех областей (Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской); в свою очередь г. Минск также пополняется за счет населения, которое изначально прибыло в Минскую область. Автором зафиксирована еще одна тенденция - миграционный прирост в столицу за последние пять лет сократился. По итогам проведенного исследования автор пришел к выводу о необходимости дальнейшей работы по расширению и укрупнению комплекса мероприятий, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни в регионах и селе.
Ключевые слова: миграция, внутренняя миграция, межобластная миграция, внутриобластная миграция, миграционные потоки, коэффициент интенсивности внутриреспубликанской миграции, миграционный прирост, миграционная убыль, сальдо миграции, индекс миграционной привлекательности.
Введение
В той или иной степени миграционные явления присутствуют во всех странах мира. Как правило, основные причины, побуждающие людей к такого рода перемещениям, это - стремление увеличить доходы, повысить качество жизни, получить или улучшить уровень образования, создать семью и некоторые другие. В научной литературе можно встретить множество определений термину «миграция населения», но, на наш взгляд, наиболее уместно в рамках исследуемой темы привести определение, предложенное Л. Л. Рыбаковским в 2016 г. в статье «К уточнению понятия "миграция населения"». Миграция населения - это территориальные перемещения, представляющие серии событий, локализованных в пространстве и времени, совершаемые только между разными населенными пунктами, причем эти перемещения фиксируются тем или иным способом [Рыбаковский, 2016]. Миграционные процессы принято классифицировать по основным критериям и признакам. Одним
из признаков классификации является географический (пространственный). Согласно данному признаку, выделяют внутреннюю и внешнюю миграцию. Соответственно, переселение населения между странами - это внешняя миграция; передвижение населения в рамках одной страны между административными районами и населенными пунктами - это внутренняя миграция. Именно о внутренней миграции в Республике Беларусь и пойдет речь в данной статье.
Материалы и методы
Вопросы внутренней миграции в Республике Беларусь являются актуальными и широко обсуждаемыми как в научных кругах, так и на уровне государственного регулирования. Изучению процессов внутренней миграции посвящены работы многих белорусских ученых: Л. Е. Тихоновой [Тихонова, 2004], Л. П. Шахотько [Шахотько, 2000], Е. А. Антиповой [Антипова, 2018], М. И. Артюхина [Артюхин, 2008], Л. В. Фо-кеевой [Фокеева, 2009], А. В. Кельник [Кельник, 2012], Ю. Н. Петраковой [Петракова, 2010] и др.
На уровне государственного регулирования принят ряд нормативных правовых актов, которые, в том числе направлены на регулирование внутренней миграции в Республике Беларусь1 2 3 4 5. Утверждены мероприятия, направленные на повышение уровня жизни в сельской местности, в частности, на развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также ежегодное увеличение заработной платы, создание мер, содействующих развитию предпринимательской активности. Регламентирован проект «Деревня будущего», суть которого в создании современных сел с устойчиво функционирующим производством, высоким уровнем социального обслуживания, инженерно-транспортного обеспечения и благоустройства. На законодательном уровне закреплено развитие здравоохранения регионов. В целях развития отдельных регионов страны, отстающих по уровню социально-экономического развития, разработан план, предусматривающий создание новых предприятий и производств, модернизацию действующих предприятий, формирование необходимой производственной и социальной инфраструктуры. Предполагается, что реализация данного плана будет содействовать сокращению разрыва по уровню и качеству жизни населения за счет раскрытия, восстановления и наращивания производственного потенциала, развития инфраструктуры, формирования комфортной
1 Директива Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли»: [сайт]. URL: http://president.gov.by/ru/official_ documents_ru/view/direktiva-6-ot-4-marta-2019-g-20628/ (дата обращения: 20.05.2020).
2 Постановлением Совета Министров от 19 января 2021 г. № 28 утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы: [сайт]. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100028_1611349200.pdf (дата обращения: 13.02.2021).
3 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2019 г. № 314 «О комплексе мер по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли»»: [сайт]. URL: http://pda. government.by/upload/docs/file651311a6b7a7175e.PDF (дата обращения: 20.05.2020).
4 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2019 г. № 689 «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития»: [сайт]. URL: // http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2019/october/41008/ (дата обращения: 20.05.2020).
5 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 «Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства: [сайт]. URL: http://www.government.by/ru/solutions/3642 (дата обращения: 20.05.2020).
демография зарубежных стран • demographics of foreign countries
среды для проживания на основе конкурентных преимуществ, накопленных компетенций каждого района. Для развития и активизации предпринимательской деятельности в регионах предусмотрено создание регионального совета для взаимодействия деловых кругов с государственными органами.
Для оценки сложившихся внутренних миграционных потоков в Республике Беларусь за последнее двадцатилетие были изучены и проанализированы официальные статистические данные, размещенные на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь.6
В целях сопоставления между собой уровня подвижности населения разных по рангу и величине районов, выявления динамики миграционного движения, независимо от изменения численности населения, был рассчитан коэффициент интенсивности внутренней миграции. Значение данного коэффициента рассчитывается путем деления количества прибывших мигрантов в регион (страну) за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножения на 10000 (или 1000) [Демография для..., 2014].
Проведен расчет ИМП областей и г. Минска, в основу которого была положена методика, разработанная В. А. Моденовым и А. Г. Носовым [Моденов, Носов, 2004] и доработанная с учетом специфики анализа. Так, в методике Моденова и Носова для расчета индекса миграционной привлекательности государства используются следующие базовые характеристики: ВВП, численность населения, доля государства в мировом ВВП и доля населения в общем населении Земли. Нами же для расчета индекса миграционной привлекательности областей Республики Беларусь и г. Минска были использованы следующие данные: ВВП области / г. Минска, численность населения области / г. Минска, доля ВВП области / г. Минска в ВВП Беларуси и доля населения области / г. Минска в общем населении страны.
Исследование
Последнее двадцатилетие в миграционных процессах Республики Беларусь ведущее место занимают внутриреспубликанские перемещения. На их долю приходилось более 91% всех перемещений (см. рис. 1). При этом их доля в общих миграционных перемещениях в течение 2000-2005 гг. из года в год возрастала - с 87,6% в 2000 г. до 95% в 2005 г. Начиная с 2006 г., доля внутриреспубликанских перемещений колебалась - от максимального значения 92,6% в 2008 г. и 2017 г., до минимального -87,3 в 2019 г.
В течение исследуемого периода значение коэффициента интенсивности вну-триреспубликанской миграции находилось в диапазоне 18,46-25,86 промилле (см. рис. 2). Минимальное значение коэффициента в 18,46%о было в 2000 г., максимальное 25,86%о - в 2015 г. В целом наблюдалась положительная динамика - среднее значение за 2000-2019 гг. составило 22,79 промилле. Интересно отметить, что в сравнении с Российской Федерацией, коэффициент интенсивности внутренней миграции Республики Беларусь за 2019 г. уступает лишь на 7,8%. Значение исследуемого коэффициента в Российской Федерации в 2019 г. было на уровне 27,7%о, в Республике Беларусь - 25,6%о.
6 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
Рис. 1. Динамика миграционных потоков по всем направлениям (по прибытии), чел. Fig. 1. Dynamics of m igrationflows in all directions (upon arrival), pers.
Источник: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь.7
* Расчетные данные автор а.
10,00 5,00 0,00
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рис. 2. Динамика коэффициента интенсивности внутриреспубликанской миграции
(по прибытии), %
Fig. 2. Dy n amies of the intensity coefficient ofintra-republican migration (on arrival), %
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистиче ский сборник;8 910 11. * Расчетные данные авто ра.
7 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (датаобращения: 220.05.2020).
8 Там же.
9 Регионы Республики Беларусь, 22005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
10 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный сташстический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
11 Регионы Республики Беларусь, 22010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 22010. - 800 с.
Рис. 3. Динамика миграционного прироста городского населения за счет сельского, тыс.
чел.
Fig. 3. Dynamics of migration growth of the urban population at the expíense of the rural
population, thousand pers.
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистический сбо рник.12 13 14 15
* Расчетны е данные автора.
Движение населения между территор иальн ыми единицами страны за 20002019 гг. п рои сходил и следующим образом. Основная доля п риходилась на перемещение населения из го рода в город - в среднем 41%; из села в город - 3 0%. Важно отметить, что в последние годы миграционные потоки из сельской местности в город снизились. Так, доля пе ремещений из сел а в город в 2016 г. составляла около 28%, в 2017 г. - 26%, в 20 18? i1. - 27%, в 2019 i1. - 27%. Это, как можно заметить, новая тенденция. Потоки из город а в село в среднем составляли около 22%, из села в село - 7%.
Сельская местность теряла население в миграционном обмене с городом в течение вс его анализируемого периода - в среднем из села в город ежегодно уезжали около 16,44 тыс. чел. (см. рис. 3). Однако в последние годы прирост сельского населения в город несколько сократился: в 2016 г. он составил 10,4 тыс. чел.; в 2017 г. - 3,3 тыс. чел.; в 2018 г1. - 9,9 тыс. чел.; в 2о19 it. - 9, 9 тыс. чел. Отток населения и з сельской местности наблюдался во всех областях. За посл едние годы самый большой миграционный отток сельского населения зафи ксирован в Минс кой области : 17,3 тыс. чел - в 2016 г.; 16,5 тыс. чел. - в 2017 г.; 16,5 тыс. чел. - в 2018 г. и 16,6 тыс. чел. - в 2019 г.
Анализ данных показал, что за 2000-2019 гг. население Минской област и за счет внутренних мигрантов увеличилось на 18,1 тыс. чел., а население столицы - более чем на 242,8 тыс. чел. (см. табл. 1). При этом столица в последние годы прирастала меньшими темпами, чем в прошлом столетии. Так, за последние пять лет миграционный
12 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
13 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
14 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
15 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
прирост в г. Минск сократился более чем в два раза по отношению к 2010-2014 гг., а по отношению к 2005-2009 гг. - почти в три раза. В последние годы стремительно увеличивались потоки внутренних мигрантов в Минскую область. Так, если с 2000 г. по 2014 г. Минская область в среднем в год теряла 1 тыс. чел., то за последние пять лет прирост составил в среднем 6,7 тыс. чел. в год. Максимальный приток населения в область был зафиксирован в 2019 г. - сальдо миграции составило 7,7 тыс. чел.
Таблица 1
Миграционный прирост населения регионов Беларуси, чел.
Table 1
Migration growth of the population of the regions of Belarus, pers.
Области 2000-2004 2005-2009 2010-2014 2015-2019 2000-2019
Брестская -13 663 -15 816 -17 504 -16 040 -63 023
Витебская -11 531 -12 035 -7 404 -11 453 -42 423
Гомельская -11 341 -10 976 -11 447 -14 984 -48 748
Гродненская -12 647 -16 800 -12 809 -8 623 -50 879
г. Минск 70 583 79 142 65 708 27 336 242 769
Минская -7 576 -6 224 -1 639 33 556 18 117
Могилевская -13 825 -17 291 -14 905 -9 792 -55 813
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистический сборник 16 17 18 19.
* Расчетные данные автора.
Итак, внутренняя миграция Республики Беларусь имеет центростремительный характер, что видно из рисунков 4-7. Механический прирост Минской области происходил за счет всех областей. В то же время население г. Минска пополнялось как за счет мигрантов, прибывающих непосредственно из областей страны, так и тех, кто сначала переехал в Минскую область из всех других областей, а затем в столицу.
Движение населения между остальными областями значительно менее интенсивное. Так, Брестская область теряла население со всеми областями, кроме Моги-левской (см. рис. 4). В течение 2000-2019 гг. из области выбыло более 241 тыс. чел., прибыло на 59,5 тыс. чел. меньше. Самые значительные миграционные потоки, как и в других областях, были направлены в г. Минск и Минскую область. Согласно данным официальной статистики за исследуемый период, в столицу и столичный регион выбыло более 157 тыс. чел. Важно отметить, что миграционный отток населения из Брестской области в г. Минск и Минскую область больше, чем у всех остальных областей (Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской). Миграционные потоки населения за последние двадцать лет из Брестской области в Гомельскую составили 22,5 тыс. чел., в Гродненскую - 37,6 тыс. чел., в Витебскую - 13,2 тыс. чел. Итого, с Гомельской, Витебской и Гродненской областями Брестская область потеряла около
16 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
17 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
18 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
19 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
демография зарубежных стран • demographics of foreign countries
2,3 тыс. чел. В миграционном обмене с Могилевской областью Брестская увеличилась на 444 чел.
Брестская область
Гродненская область
646
® ® ® ::: ::: ::: X
::: :: ::: ::: ::: ::: | ::: :: a a :::
^ ::: ::: . Могилев......
f1
i» -40 697
щт......^ЩВг^г^
-Л
Г"
felBpeiCf |:::f
^ ' " ^ - ..J . Л Рис. 4. Миграционные связи Брестской и Гродненской областей (2000-2019 гг.)
Fig. 4. Migration relations of the Brest and Grodno regions (2000-2019)
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистический сборник20 21 22 23.
* Расчетные данные автора.
20 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (датаобращения: 20.05.2020).
21 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
22 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
23 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
Минская область (без г. Минска)
Гомельская область
M
Рис. 5 .Миграционные связи. Минской и Гомельской областей (2000-2019 гг.) Fig. 5. Migration relations of the Minsk and Gomel regions (2000-2019)
Источники: Сайт национального статистического комитета Республик и Беларусь; Статистический! сб орник 24 25 26 27. * Расчетные данные автора.
24 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
25 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
26 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
27 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
Витебская область
Могилевская область
Т^ I! I I I I I I I I
¿1 II m
•5 407
Рис. 6. Миграционные связи Витебской и Могилевской (2000-2019 гг.) Fig.6. Migration relations ofVitehsk andMogilev regions (2000-2019)
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистический сборник28 29 30 31. * Расчетные данные автора.
28 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
29 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
30 Регионы Ре спублики Беларусь, 2009: статистический! сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн.2 22009. - 870 с.
31 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический с/б орник / Национальный статистический! комитет Республики Беларусь. - Ми., 2010. - 800 с.
Рис.7. Миграционные связи, г. Минска (2000-2019 гг.) Fig. 7. Migration relations ofMinsk (2000-2019)
Источники: Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь; Статистический сборник32 33 34 35.
* Расчетные данные автора.
Единственная область, численность которой пополнилась за счет всех остальных областей (кроме Минской области и г. Минска) в течение исследуемого периода - это Гродненская (см. рис. 4). Так, из Брестской области в Гродненскую прибыло 37,5 тыс. чел., из Витебской - 9 тыс. чел., из Гомельской - 9 тыс. чел., из Могилев-ской - 6,5 тыс. чел. Суммарно за счет Брестской, Витебской, Гомельской и Могилев-ской областей! Гродненская приросла на 2,4 тыс. чел. Отток: населения из области в столичный регион составил: 94,9 тыс. чел. в - г. Минск и 38,2 тыс. чел. - в Минскую область. Итого, со столичным регионом Гродненская область потеряла 50,4 тыс. чел. (сальдо ми грации).
Численность населения Гомельской области за последние двадцать лет потеряла за счет внутренних миграций более 46 тыс. чел. (сальдо миграции) (см. рис. 5). Как отмечалось выше, наибольшее число граждан выбыло в г. Минск и Мин скую область: 81,4 тыс. чел. и 29,7 тыс. чел. соответственно. Приток внутренних мигрантов наблюдался из Могилевской и Брестской областей, так за счет этих областей Гомельская область приросла на 1,9 тыс. чел. (сальдо миграци и). Отток населения происходил в Витебскую и Гродненскую области и суммарно составил 2,2 тыс. ч ел . (сальдомиграции).
32 Национальный статистический! комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
33 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
34 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Б еларусь. - Мн.,2009. - 870 с .
35 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
Витебская область, так же, как и Брестская, Гомельская, Гродненская и Моги-левская области, имела отрицательное сальдо миграции, которое составило за 2000-20X9 гг. 39,3 тыс. чел. (см. рис. 6). За счет движения населения в Центрально-столичный регион численность области сократилась на 46,2 тыс. чел.; пополнилось за счет Могилевской, Гомельской и Брестской областей на 6,3 тыс. чел.
В Могилевской области отмечена наиболее негативная ситуация в миграционном плане - эта область теряла население со всеми остальными регионами (см. рис. 6). Наибольшее число населения выбыло в г. Минск и Минскую область -около XX0,7 тыс. чел. Отток населения в Витебскую область составил более 32,9 тыс. чел., в Гродненскую - 7,4 тыс. чел., в Гомельскую - 35,х тыс. чел., в Брестскую - xx,4 тыс. чел.
Таблица 2
Индекс миграционной привлекательности областей Республики Беларусь и г. Минска
Table 2
Index of migration attractiveness of the regions of t ie Re public of Be arus and Minsk
Области 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Брестская 0,65 0,69 0,71 0,62 0,62 0,64 0,66 0,63 0,65 0,67 0,64 0,66
Витебская 0,68 0,70 0,69 0,67 0,75 0,65 0,67 0,67 0,63 0,61 0,60 0,62
Гомельская 0,77 0,78 0,75 0,72 0,75 0,74 0,73 0,70 0,66 0,68 0,67 0,69
Гродненская 0,71 0,75 0,71 0,67 0,70 0,76 0,77 0,71 0,74 0,75 0,74 0,75
г. Минск 1,20 1,21 1,20 1,34 1,21 1,22 1,26 1,26 1,33 1,32 1,32 1,25
Минская 0,98 0,87 0,93 1,00 0,98 0,95 1,03 1,04 0,97 1,00 0,96 1,01
Могилевская 0,67 0,66 0,69 0,62 0,65 0,65 0,63 0,59 0,63 0,64 0,61 0,63
Источники: Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]; Статистический сборник .36 37 38 39 * Расчетные данные автора.
Результаты расчета индекса миграционной привлекательности областей Беларуси и г. Минска представлены в таблице 2. Ожидаемо самые высокие значения ИМП отмечены в г. Минске и Минской области - в среднем за последние двенадцать лет 1,26 (г. Минск) и 0,98 (Минская область). ИМП остальных регионов значительно уступает столице и области: в среднем ИМП Гродненской области за период 2008-2019 гг. составил 0,73; ИМП Гомельской области - 0,72; ИМП Витебской - 0,66; ИМП Брестской - 0,65; ИМП Могилевской - 0,64. Как видим, значения индекса миграционной привлекательности коррелируют с фактическими миграционными потоками внутри страны. То есть наибольшей популярностью пользуются регионы, имеющие наиболее высокий ИМП (г. Минск и Минская область).
36 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [сайт]. URL: https://www. belstat.gov.by (дата обращения: 20.05.2020).
37 Регионы Республики Беларусь, 2005: статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 782 с.
38 Регионы Республики Беларусь, 2009: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2009. - 870 с.
39 Регионы Республики Беларусь, 2010: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2010. - 800 с.
Результаты
Обобщая результаты проведенного автором статьи исследования, можно отметить следующее. Внутренняя миграция доминировала в миграционных потоках страны - на ее долю приходилось около 91,5% всех перемещений за исследуемый период. Подтверждением чему является рост коэффициента интенсивности вну-триреспубликанской миграции с 18,46 промилле в 2000 г. до 25,55 промилле в 2019 г. Большая часть перемещения населения происходила внутри областей, в среднем доля внутриобластной миграции составляла 54,3% оборота всей миграции. Основная доля внутренних перемещений - это миграционные потоки из города в город (40%). Сохранялась ситуация оттока населения из села в город (в среднем из села в город ежегодно уезжало около 16,4 тыс. чел.). Тем не менее, начиная с 2016 г., отмечена новая тенденция - прирост сельского населения в город сократился и составил в 2016 г. 10,4 тыс. чел.; в 2017 г. - 3,3 тыс. чел.; в 2018 г. - 10,4 тыс. чел.; в 2019 г. - 9,9 тыс. чел.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что внутренняя миграция Республики Беларусь имела центростремительный характер - основная доля миграционных потоков приходилась на г. Минск и Минскую область. Их механический прирост шел за счет всех областей, г. Минск также пополнялся за счет населения, которое изначально прибыло в Минскую область, а затем в столицу. При этом за последнее пятилетие миграционный прирост столицы сократился (в два раза по отношению к 2010-2014 гг., а по отношению к 2005-2009 гг. почти в три раза) - это еще одна новая тенденция.
Стоит отметить, что фактические потоки населения внутри страны, направленные в большинстве своем в столицу и столичный регион, коррелируют с индексом миграционной привлекательности регионов. Самые высокие значения данного индекса зафиксированы в г. Минске и Минской области. Это также свидетельствует о том, что ведущим мотивом внутренних миграций населения является экономический.
Учитывая сложившуюся миграционную ситуацию, можно говорить о том, что осуществляемые мероприятия, в частности, ряд принятых законодательных актов, регулирующих проблемы внутренней миграции, имеют определенный результат. Подтверждением чему являются выделенные нами новые тенденции внутренней миграции в Республике Беларусь: сокращение оттока населения из села и замедление темпов роста населения г. Минска. Исходя из этого, можно рекомендовать расширять и укрупнять комплекс мероприятий, меняющих оценку населением, прежде всего молодежью, социально-экономических условий жизни на селе и в отстающих регионах. Продолжать развитие регионов путем создания новых производств и, как следствие, создание дополнительных рабочих мест. Содействовать развитию предпринимательской активности на селе и в отстающих регионах. Реализация комплекса таких мероприятий будет способствовать дальнейшему устойчивому социально-экономическому развитию страны.
Список литературы
Рыбаковский Л. Л. К уточнению понятия «миграция населения» // Социологические исследования. - 2016. - № 12. - С. 78-83.
Тихонова Л. Е. Демография Беларуси: Учеб. пособие / Л. Е. Тихонова - Минск: БГУ, 2004. -255 с.
Шахотько Л. П. Миграционные процессы в Республике Беларусь // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2000. - № 5. - С. 16-28.
демография зарубежных стран • demography of foreign countries
Антипова Е. А. Региональные особенности демографического развития Республики Беларусь // Состояние и перспективы демографического развития Республики Беларусь / Под общ. ред. Т. Н. Мироновой, С. В. Рязанцева. - Мн., 2017. - С. 100-122.
Миграция населения Республики Беларусь / М. И. Артюхин [и др.] / Под общ. ред. Г. М. Евель-кина; Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. - Минск: Белорус. наука, 2008. - 182 с.
Фокеева Л. В. Экономико-географические факторы и региональные тенденции депопуляции сельской местности Беларуси: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. - Минск, 2009.
КельникА. В. Регулирование внутренней миграции населения в аспекте регионального развития Республики Беларусь / А. В. Кельник. - Минск: Беларуская навука, 2012. - 160 с.
Петракова Ю. Н. Миграция в Беларуси // Основные вызовы демографической безопасности: сходства и различия в Молдове и Беларуси / Ответственные редакторы: Палади Г. А., Шахотько Л. П., Гагауз О. Е. - Кишинев: Штиинца, 2010. - С. 246-270.
Демография для практических работников. Методические рекомендации для специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ / Под ред. Л. Л. Рыбаковского. - М.: Экон-информ, 2014. - 254 с.
Моденов В. А., Носов А. Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. - М.: Прометей, 2004. - Изд. 2-е. - 328 с.
Драгун М. В. Оценка внутренней безвозвратной миграции в Республике Беларусь // Журнал международного права и международных отношений. - 2020. - № 3-4 (94-95). - С. 104-111.
Сведения об авторе:
Драгун Мария Витальевна, старший преподаватель кафедры международного менеджмента экономического факультета БГУ, Минск, Республика Беларусь.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-6840-6483.
Статья поступила в редакцию 15.02.2021; принята в печать 08.05.2021.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
TRENDS IN INTERNAL MIGRATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Maria V. Dragun,
Belarus State University, Minsk, Belarus E-mail: [email protected]
For citation: Maria V. Dragun. Trends in internal migration in the Republic of Belarus. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 3. P. 53-66. DOI: 10.19181/demis.2021.1.3.5
Abstract. The article presents the main trends of internal irrevocable migration in the Republic of Belarus. The normative legal acts regulating the studied problems are considered, in particular, information is provided on the approval of the project "Village of the Future"; a development plan for regions lagging behind in socio-economic development; measures to promote the development of entrepreneurial activity in rural areas. The assessment of the existing internal migration flows in the Republic of Belarus over the past twenty years has been carried out by studying and analyzing official statistical data posted on the website of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus. The intensity coefficient of intra-republican migration is calculated, which allows determining the dynamics of the migration movement, regardless of changes in the population. In order to identify the position of a particular region and the city of Minsk relative to the country as a whole, calculations of the migration attractiveness index were carried out. The population movements between territorial units and in the directions ("city - city", "city - village", "village - city", "village - village") are analyzed. It is concluded that in the study period, migration flows from city to city prevail, and the outflow of population from village to city continues, but since 2016, the intensity of urban growth at the expense of the rural population has decreased, which is a new trend. Migration relations between the regions of the Republic of Belarus have been studied and analyzed, illustrations have been developed that clearly reflect the population flows within the country. Based on the analysis, the conclusion is formulated that internal migration in the Republic of Belarus has a centripetal character, since the main share of migration flows falls on the metropolitan-central region. It is revealed that this direction of internal migration flows correlates with the index of migration attractiveness (hereinafter-IMP). It is established that the population growth of the city of Minsk and the Minsk region occurs at the expense of all regions (Brest, Vitebsk, Gomel, Grodno,
Mogilev); in turn, the city of Minsk is also replenished at the expense of the population that originally arrived in the Minsk region. The author has recorded another trend - the migration increase to the capital has decreased over the past five years. Based on the results of the study, the author came to the conclusion that further work is needed to expand and consolidate the set of measures aimed at improving the socio-economic living conditions in the regions and rural areas.
Keywords: migration, internal migration, interregional migration, intraregional migration, migration flows, coefficient of intensity of intra-republican migration, migration increase, migration decline, migration balance, migration attractiveness index.
References
Rybakovsky L. L. To clarify the concept of "population migration". Sociological research. 2016. No. 12. P. 78- 83. (In Russ.).
Tikhonova L. E. Demografiya Belarusi: Ucheb. posobie [Demography of Belarusians: Textbook]. -Minsk: BSU, 2004. - 255 p. (In Russ.).
Shakhotko L. P. Migracionny'e processy' v Respublike Belarus' [Migration Proceses in the Republic of Belarus]. Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyX otnoshenij. 2000. No. 5. P. 16-28. (In Russ.).
Antipova E. A. Regional'ny'e osobennosti demograficheskogo razvitiya Respubliki Belarus' [Regional features of demographic development of the Republic of Belarus]. State and prospects of demographic development of the Republic of Belarus. Ed. by T. N. Mironova, S. V. Ryazantsev. - Minsk, 2017. P. 100122. (In Russ.).
Migraciya naseleniya Respubliki Belarus' [Migration of the population of the Republic of Belarus]. M. I. Artyukhin [et al.]; under the general editorship of G. M. Evelkin; Institute of Sociology, Nats. Academy of Sciences of Belarus. Minsk: Belorusskaya nauka, 2008. 182 p. (In Russ.).
Fokeeva L. V. E'konomiko-geograficheskie faktory' i regional'ny'e tendencii depopulyacii sel'skoj mestnosti Belarusi. [Economic and geographical factors and regional trends of rural depopulation in Belarus]: dis. candidate of Geographical Sciences: 25.00.24. L. V. Fokeeva. Minsk, 2009. (In Russ.).
Kel'nik A. V. Regulirovanie vnutrennej migracii naseleniya v aspekte regional'nogo razvitiya Respubliki Belarus' [Regulation of internal migration of the population in the aspect of regional development of the Republic of Belarus]. Minsk: Belorusskaya navuka, 2012. 160 p. (In Russ.).
Petrakova Yu. N. Migraciya v Belarusi [Migration in Belarus]. The main challenges of demographic security: similarities and differences in Moldova and Belarus. Responsible editors: Paladi G. A., Shakhotko L. P., Gagauz O. E. Chisinau: Stiinza, 2010. P. 246-270. (In Russ.).
Demografiya dlya prakticheskix rabotnikov [Demography for practitioners]. Methodological recommendations for specialists of executive authorities of the subjects of the Russian Federation. Edited by L. L. Rybakovsky. M.: Ekon-Inform, 2014. 254 p. (In Russ.).
Modenov V. A., Nosov A. G. Rossiya i migraciya. Istoriya, real'nost', perspektivy. [Russia and migration. History, reality, prospects]. M.: Prometheus, 2002. 328 p. (In Russ.).
Dragun M. Internal Non-Return Migration in the Republic of Belarus. Journal of International Law and International Relations. 2020. No. 3-4 (94-95). P. 105-111. (In Russ.).
Bio note:
Maria V. Dragun,
Senior Lecturer of International Management Department at Economic Faculty of Belarus State University, Minsk, Belarus.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-6840-6483.
Received on 15.02.2021; accepted for publication on 08.05.2021.
The author has read and approved the final manuscript.