ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА
УДК 314.18 (476)
М. И. АРТЮХИН,
кандидат философских наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск,
С. А. ПУШКЕВИЧ,
магистр социологических наук, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
В статье рассмотрены негативные тенденции в демографическом развитии Беларуси. Показано, что успешное выполнение мероприятий национальных демографических программ позволило значительно сократить объемы естественной убыли населения Беларуси, однако в целом по регионам депопуляция не преодолена. Показана неоднозначная роль миграции населения. Делается вывод, что в долгосрочной перспективе одним из наиболее проблемных аспектов национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси остается задача обеспечения демографической и миграционной безопасности.
Ключевые слова: демографическая ситуация, депопуляция, внешняя миграция населения, демографическая политика, миграционная политика.
Демографические процессы - своеобразный барометр, отражающий перспективы ближайшего и отдаленного будущего любой страны мира. Ведь народонаселение является реальным стратегическим ресурсом государства в геополитическом пространстве, и серьезные демографические проблемы представляют реальную и потенциальную угрозу его национальной безопасности.
Демографическое развитие Беларуси характеризуется рядом тенденций, свойственных странам с низкими показателями естественного воспроизводства и отражающих особенности второго и третьего демографического перехода.
Негативные тенденции в демографическом развитии страны отмечаются давно. Беларусь не воспроизводит своего населения уже более 25 лет, начиная с 1978 г., когда коэффициент воспроизводства населения стал ниже минимума, необходимого для простого воспроизводства. Однако, благодаря благоприятной половозрастной структуре населения, вплоть до начала 1990-х гг. численность населения Республики Беларусь постоянно росла. И только в 1994 г. Беларусь претерпела так называемые «демографические ножницы», или «белорусский крест». Тогда впервые смертность взяла верх над рождаемостью: численность умерших превысила численность родившихся на 11,2 тыс. человек. В 2002 г. это превышение составило уже 57,9 тыс. человек.
Демографический кризис явился реальной угрозой стабильному устойчивому развитию Беларуси в долгосрочной перспективе и вызвал необходимость принятия со стороны государства активных мер демографической политики, которые смогли бы снизить негативные последствия современного типа воспроизводства населения.
В целях противостояния депопуляции в начале 90-х гг. прошлого века в Беларуси была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за мониторинг демографической ситуации и прогноз ее развития, разработку и реализацию комплекса мер демографической политики. Важным этапом в развитии государственной парадигмы демографической политики стало принятие в 2002 г. Закона Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь», определившего правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности и поставившего задачу создания социально-экономических условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз и формирования оптимального типа воспроизводства населения. Одновременно был создан Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по проблемам государственной политики в сфере народонаселения, который осуществляет координацию политики в области демографической безопасности и выработку согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений Закона «О демографической безопасности Республики Беларусь». Принятая затем Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, «являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов... призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования» [1].
С 2007 г. в Беларуси реализуется масштабная Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь, которая стала составной частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу. Ее основные задачи - повышение качества жизни семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение заболеваемости и смертности населения, оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов [2].
В 2015 г. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы была завершена и имела положительные результаты. В настоящее время принята Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016-2020 годы.
Успешное выполнение мероприятий национальных демографических программ позволило значительно сократить объемы естественной убыли населения Беларуси. Так, если в 2002 г. естественная убыль населения (разница между количеством умерших и родившихся) составила 57,9 тыс. человек, то в 2015 г. - 1,0 тыс. человек. В итоге суммарные объемы естественной убыли населения Республики Беларусь за 2010-2015 гг. составили всего 77,4 тыс. человек против 253,5 тыс. человек за 2000-2004 гг. (рис. 1).
Рождаемость - Смертность Естественный прирост
Рис. 1. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста населения Беларуси за период 1983-2015 гг., тыс. человек (сост. авт. по [3])
Следует отметить как историческое достижение, что в первом полугодии 2016 г. впервые за всю историю независимой Беларуси отмечен естественный прирост численности населения. Это стало возможным благодаря тому, что в стране, несмотря на снижение численности женщин репродуктивного возраста (идет с 2013 г.), наблюдается рост рождаемости, становится все больше многодетных семей. Так, если сравнивать с данными переписи 2009 г., когда насчитывалось 62,5 тыс. многодетных семей, сейчас их количество превысило 85 тыс. Становится больше детей, которые родились третьими и последующими (в 2015 г. доля детей, родившихся в семьях третьими, составила более 16 %). Отметим также, что в мировом рейтинге по условиям материнства Беларусь занимает 25-е место из почти 180 стран мира и первое место среди государств СНГ [4].
С другой стороны, большой вклад в стабилизацию численности населения Беларуси внесли положительные тенденции внешней миграции населения республики. За последние двадцать лет в Беларуси наблюдается положительное сальдо внешней миграции населения. Эмиграционный поток из Респуб-
лики Беларусь за этот период сократился в 7 раз. Если в 1994 г. из Беларуси выехало 56,5 тыс. человек, то в 2015 г. - всего 9,9 тыс. человек. И наоборот, численность прибывших мигрантов из года в год увеличивается. В 2004 г. численность прибывших мигрантов составила 14,6 тыс. человек, а в 2015 г. -28,4 тыс. человек (табл. 1).
Таблица 1. Общие итоги международной миграции населения Беларуси за 2010-2015 гг.,
человек (сост. авт. по [3])
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Численность прибывших 17 169 17 510 18 040 19 435 24 941 28 349
Численность выбывших 6866 7610 8712 7792 9219 9855
Сальдо миграции 10 303 9900 9328 11 643 15 722 18 494
Естественная убыль населения 29 082 25 943 11 147 7329 2904 998
Степень компенсации естественной убыли, % 35,4 38,2 83,7 157,2 541,4 1853,1
Общий прирост населения -18 779 -16 000 -1819 4234 12 818 17 496
Следует также отметить и тот факт, что с 2013 г. Беларусь вошла в число стран мира, где положительное сальдо внешней миграции полностью восполняет естественную убыль населения. Так, в 2012 г. степень компенсации естественной убыли населения Беларуси за счет миграционного прироста составила 84 %, в 2013 г. - 159 %, в 2014 г. - 542 %, в 2015 г. - 1853 % (рис. 2).
10000,0
1000,0
% 100,0
10,0
1853,1
541^
158,9
29,5 ♦4*18,7 13£_ 4/,4 оЯ о, 31^3 ^—^ ^ 1ч 9 *83,7
9,6^9^ 4,2 3,8
1,0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20072008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Годы
—Степень компенсации естественной убыли
Рис. 2. Динамика степени компенсации естественной убыли населения Беларуси за счет внешней миграции, % (сост. авт. по [3])
В результате численность населения Республики Беларусь на конец 2015 г., по сравнению с тем же периодом 2014 г., увеличилась на 17,5 тыс. человек. Все-
го за три последних года численность населения Республики Беларусь возросла на 34,5 тыс. человек и составила на начало 2016 г. 9 млн 490 тыс. человек [3].
Все это - миграционный прирост и значительное сокращение объемов естественной убыли населения Беларуси - позволило положить начало процессу устойчивого увеличения численности населения Республики Беларусь.
Вместе с тем не следует отрицать, что демографическая и миграционная ситуация в Беларуси, несмотря на положительные моменты последнего десятилетия, остается сложной и неоднозначной.
Особенностью демографической ситуации в Республике Беларусь на протяжении почти всей второй половины прошлого века и первых пятнадцати лет нынешнего являлось сочетание двух разнонаправленных процессов: прирост общей численности городского населения при одновременном снижении численности сельских жителей. Демографы в этой связи отмечают, что динамика естественного движения сельского населения Беларуси в последних десятилетиях носит характер продолжающегося тренда второй половины 1970-х гг., когда в сельской местности впервые в условиях мирного времени и на двадцать лет раньше, чем в городах, смертность превысила рождаемость, и началась естественная убыль населения.
Так, если численность горожан за период 2000-2015 гг. увеличилась на 374,0 тыс. человек и составила 7347,5 тыс. человек, то численность сельского населения сократилась на 864,0 тыс. человек (на 28,7 %) и составила на 1 января 2016 г. 2142,1 тыс. человек (табл. 2).
Таблица 2. Динамика среднегодовой численности городского и сельского населения Республики Беларусь за 2000-2015 гг., тыс. человек (сост. авт. по [3])
Год Все население В том числе
городское сельское
2000 9979,6 6973,5 3006,1
2001 9528,6 6581,3 2947,3
2002 9865,6 6978,2 2887,4
2003 9796,8 6970,8 2826,0
2004 9730,2 6966,7 2763,5
2005 9664,0 6961,1 2702,9
2006 9605,0 6960,3 2644,7
2007 9561,0 6976,6 2584,4
2008 9528,1 7008,2 2519,9
2009 9506,8 7052,1 2454,7
2010 9490,7 7099,8 2390,9
2011 9473,2 7148,7 2324,5
2012 9464,6 7198,0 2266,6
2013 9466,1 7247,9 2218,2
2014 9474,5 7299,9 2174,6
2015 9489,6 7347,5 2142,1
Динамика миграционного прироста городского населения за счет сельского в рамках внутриреспубликанской миграции за период 2002-2015 гг. представлена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика миграционного прироста городского населения за счет сельского в рамках внутриреспубликанской миграции за период 2000-2015 гг. (сост. авт. по [3])
Говоря о роли миграции населения в воспроизводстве городского и сельского населения Беларуси и преодолении последствий процессов депопуляции, следует обратить внимание на миграционную ситуацию в регионах республики. Так, если в 2015 г. в целом по стране миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль населения, то в разрезе регионов положительное сальдо миграции населения имели только г. Минск (15 332 человека) и Минская область (3138 человек). Все остальные регионы республики в 2015 г. имели отрицательный миграционный прирост и, соответственно, убыль населения (рис. 4).
Г5 V о >
к О) ю
<о £ «в о О 1- -д.
00 сч ю ю
-3085 | 113 6 -1949 -766 -4162 э !> -716 -307 -1023 -1692 -771 -2463 1 и § -1586 -1464 -3050
с/ /V уш
■ Миграционный прирост ■ Естественный прирост 111 Суммарный прирост
Рис. 4. Влияние миграционного прироста на суммарный прирост населения регионов Беларуси
за 2015 г., человек (сост. авт. по [3])
О большой роли миграции в стабилизации численности населения в регионах свидетельствует пример Брестской области, в которой в 2015 г. наблюдался положительный естественный прирост населения (1136 человек). Однако достигнутый в Брестской области естественный прирост населения был полностью нивелирован отрицательным сальдо миграции, составившим здесь 5803 человека. В результате в 2015 г. в Брестской области, как и в предыдущие годы, наблюдалось уменьшение численности населения на 1949 человек.
И наоборот, в Минской области в 2015 г. наблюдался отрицательный естественный прирост населения (856 человек), который был полностью компенсирован положительным сальдо миграции (10 366 человек), в основном за счет миграционного прироста сельского населения Минского района. В конечном счете, это позволило обеспечить значительный суммарный прирост населения в Минской области (9408 человек) (табл. 3).
Таблица 3. Естественный прирост, миграционный прирост, суммарный прирост: регионы, 2015 г., человек (сост. авт. по [3])
Показатели Брестская обл. Витебская обл. Гомельская обл. Гродненская обл. Минская обл. Могилевская обл. г. Минск Республика Беларусь
Рождаемость 18 749 13 370 18 480 13 716 19 076 12 496 22 691 119 028
Смертность 17 613 17 532 18 787 14 487 20 034 14 410 17 163 120 026
Естественный прирост 1136 -4162 -307 -771 -958 -1464 5528 -998
Миграционный прирост -3085 -766 -716 -1692 10 366 -1586 15 973 18 494
Суммарный прирост -1949 -4928 -1023 -2463 9408 -3050 21 501 17 496
Таким образом, на протяжении последних десятилетий, за исключением кратковременных периодов положительного сальдо, в сельских населенных пунктах наблюдалась миграционная убыль. В целом за период 2002-2015 гг. миграционная убыль в сельской местности увеличилась в 2,4 раза.
Миграция населения из сельской местности в областные центры и в столицу страны за последние два десятилетия отрицательно влияет на демо-воспроизводственный потенциал регионов.
Так, негативные изменения в половозрастной структуре сельского населения произошли в результате масштабной миграции молодых женщин, которая характерна для всех регионов Беларуси. Особенно она значительна для Гомельской области, где миграционное сальдо мигрантов-женщин в возрасте 14-30 лет в 2 раза превышает миграционное сальдо мигрантов-мужчин этой возрастной группы (табл. 4).
Таблица 4. Миграционный прирост населения регионов Беларуси в 2015 г. по полу (возрастная группа 14-30 лет), человек (сост. авт. по [3])
Регион Возрастная группа 14-30 лет
мужчины и женщины мужчины женщины
Брестская обл. -4565 -1747 -2818
Витебская обл. -1293 -728 -565
Гомельская обл. -3065 -1034 -2031
Гродненская обл. -2539 -1188 -1351
г. Минск 20 494 8569 11 925
Минская обл. -1858 -546 -1312
Могилевская обл. -1994 -381 -1613
Односторонняя миграция молодых женщин из сельской местности в города вызвана тем, что в сельской местности и сельском хозяйстве более низкий уровень оплаты труда и крайне ограниченные альтернативные возможности трудоустройства. Эти факторы вынуждают их мигрировать в областные центры и г. Минск, где существует большая вероятность найти более высокооплачиваемую работу и выйти замуж. В результате на селе среди молодежи нарушается оптимальное соотношение полов и брачная структура. Все это препятствует нормальному формированию молодых семей и отрицательно сказывается на воспроизводстве сельского населения.
Как считает известный белорусский демограф Л. П. Шахотько, в современных условиях Беларуси задача сохранения в течение длительного времени стабильного миграционного прироста не менее сложная, чем задача снижения смертности и повышения рождаемости. Во-первых, такого большого ежегодного притока мигрантов в Беларусь в ближайшие годы неоткуда ожидать; во-вторых, экономика и социальная сфера страны не смогут принять и быстро адаптировать такое количество мигрантов; в-третьих, нерациональные иммиграционные потоки могут вызвать новые социальные проблемы, которые могут оказаться сложнее прежних. При таком сценарии развития событий уже к середине нынешнего столетия в республике треть населения будут составлять иммигранты и дети иммигрантов, а к концу столетия они составят уже две трети всего населения [5].
К тому же не следует преувеличивать возможности демографической политики. Так, нельзя связывать меры демографической политики с надеждами на большой рост рождаемости в Беларуси и на возврат к среднедетной (трое и более детей) семье. Важно осознать, что население Беларуси вступило в период долговременного сокращения его численности, старения, распространения однодетности, и это необходимо учитывать при формировании современной концепции социально-экономического развития страны. Сложившиеся к настоящему времени структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать депопуляцию в стране, а численность населения будет уменьшаться еще длительное время, особенно ощутимо -во втором-третьем десятилетии XXI в. [6].
Таким образом, несмотря на достигнутые в последние годы значительные позитивные результаты в области демографического развития, в долгосрочной перспективе одним из наиболее проблемных аспектов национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси останется задача обеспечения демографической и миграционной безопасности.
Для решения всего комплекса демографических и миграционных проблем, вставших перед Беларусью, необходимо формирование новой парадигмы развития государственной демографической и миграционной политики, способной предупредить и нивелировать большинство демографических и миграционных угроз и способствовать формированию прогрессивного типа воспроизводства населения.
Вместе с тем, если социальная и демографическая политика в стране на достаточно высоком уровне, то этого нельзя сказать о государственной миграционной политике. Сложившаяся в настоящее время в Беларуси система государственного регулирования миграционных процессов требует своей реорганизации. И в качестве первого шага в этом направлении следует поставить вопрос о возвращении к практике принятия комплексных государственных миграционных программ. А также необходимо безотлагательно начать разработку концептуальной основы совершенствования государственной миграционной политики, особенно ее региональной части. Следует при этом максимально учесть накопленный зарубежный опыт модернизации концептуальной основы миграционной политики, применительно к сложившейся в зарубежных странах демографической ситуации. К примеру, в 2012 г. в России принята Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции и демографической безопасности. Разработка в Беларуси подобного документа позволит ускорить на новой концептуальной основе формирование эффективной, рассчитанной на перспективу миграционной политики, которая должна стать важным инструментом общей государственной демографической и социальной политики.
Список использованных источников
1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
2. Об утверждении Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 26 марта 2007 г., № 135 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016.
3. Демографический ежегодник Республики Беларусь : стат. сб. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2016. - 442 с.
4. Минтруда отмечает естественный прирост численности населения в Беларуси впервые за последние 20 лет [Электронный ресурс] // Новости Беларуси / Белорусское телеграфное
агентство. - Минск, 2016. - Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/mintruda-otmechaet-estestvennyj-prirost-chislennosti-naselenija-v-belarusi-vpervye-za-poslednie-20-let-216631-2016/ -Дата доступа: 28.10.2016.
5. Шахотько, Л. П. Сложное демографическое будущее Беларуси [Электронный ресурс] / Л. П. Шахотько // Демоскоп Weekly. - 1 июля - 23 августа 2015. - № 649-650. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ 2015/0649/tema03.php. - Дата доступа: 23.08.2016.
6. Шахотько, Л. П. Гипотетический долгосрочный прогноз численности населения Беларуси / Л. П. Шахотько // Демографiя та сощальна економжа. - 2007. - № 1. - С. 74-84.
M. I. ARTYUKHIN, S. A. PUSHKEVIcH
DEMOGRAPHIC CRISIS AND THE WAYS TO OVERCOME IT IN THE CONDITIONS OF MODERN BELARUS
Summary
The article deals with the negative trends in demographic development of Belarus. It is shown that the successful implementation of the activities of national population programs has significantly reduced the volume of a natural decrease in the population of Belarus, but in the whole, region depopulation is not overcome. The role of migration is shown as ambiguous. It is concluded that in the long run one of the most problematic aspects of the national strategy for sustainable socio-economic development of Belarus remains a challenge to ensure demographic and migration security.
Keywords: demographics, depopulation, external migration, population policy, migration policy.
Поступила 31.10.2016 г.