Научная статья на тему 'Демографическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации в контексте национальной безопасности'

Демографическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации в контексте национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1365
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEPOPULATION / REPRODUCTION OF POPULATION / DEMOGRAPHIC SECURITY / DEMOGRAPHIC POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабунова Александра Анатольевна, Шахотько Людмила Петровна, Боброва Анастасия Григорьевна, Калачикова Ольга Николаевна

В статье рассмотрены основные черты демографического развития России и Беларуси, показано сходство демографических проблем и наличие демографических угроз. Рассмотрена государственная политика в сфере воспроизводства населения, для Российской Федерации доказана необходимость влияния на демографические процессы с позиции национальной безопасности. Обоснована возможность совместных действий стран Союзного государства по преодолению негативных демографических тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шабунова Александра Анатольевна, Шахотько Людмила Петровна, Боброва Анастасия Григорьевна, Калачикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demographic development of the Republic of Belarus and the Russian Federation in the context of national security

The article considers the main features of demographic development in Russia and Belarus, and shows the similarity of demographic problems and the presence of demographic threats. It examines the state policy in the sphere of human reproduction, and for the Russian Federation it substantiates the necessity of influencing the demographic processes from the viewpoint of national security. The article proves that the Union State countries should unite their efforts for overcoming negative demographic trends.

Текст научной работы на тему «Демографическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации в контексте национальной безопасности»

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ В ФОРМАТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

УДК 314.011(476+470) ББК 60.70(4Беи+2)

© Шабунова А.А., Шахотько Л.П., Боброва А.Г., Калачикова О.Н.

Демографическое развитие Республики Беларусь и Российской Федерации в контексте национальной безопасности *

В статье рассмотрены основные черты демографического развития России и Беларуси, показано сходство демографических проблем и наличие демографических угроз. Рассмотрена государственная политика в сфере воспроизводства населения, для Российской Федерации доказана необходимость влияния на демографические процессы с позиции национальной безопасности. Обоснована возможность совместных действий стран Союзного государства по преодолению негативных демографических тенденций.

Депопуляция, воспроизводство населения, демографическая безопасность, демографическая политика.

Александра Анатольевна ШАБУНОВА

доктор экономических наук, зам. директора, зав. отделом ИСЭРТ РАН aas@vscc.ac.ru

Людмила Петровна ШАХОТЬКО

доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Института экономики НАН Беларуси,

shakhotska@mail.ru

Анастасия Григорьевна БОБРОВА

сотрудник Института экономики НАН Беларуси nastassiabobrova@mail.ru

Ольга Николаевна КАЛАЧИКОВА

младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН onk82@yandex.ru

* Работа выполнена при поддержке международного гранта РГНФ—БФФИ №13-22-01002/13 «Демографическая безопасность России и Беларуси: проблемы и перспективы».

Демографическая безопасность государства — важнейшая часть национальной безопасности, которая в условиях депопуляции должна стать приоритетной задачей внутренней политики страны. Сходное социокультурное развитие, экономические, политические связи Российской Федерации и Республики Беларусь предопределили создание Союзного государства, совместно решающего существующие проблемы, в том числе и демографические.

Россия и Беларусь — страны, объединенные общим историческим прошлым, сходным общественно-политическим укладом, населенные родственными народами, в конце ХХ—начале XXI столетия столкнулись с тенденциями демографического развития, ряд которых все в большей степени приобретает черты демографических угроз устойчивому развитию общества. Демографическая безопасность государства становится важнейшим направлением национальной безопасности и, значит, важнейшей государственной задачей.

Основные демографические угрозы сосредоточены в следующих явлениях: депопуляция, старение и высокая демографическая нагрузка на трудоспособную часть населения.

Демографическое развитие. Снижение численности населения Республики Беларусь за последние 10 лет было более заметным, чем в России, — 5% против 3% (табл. 1).

Следует отметить, что в рассмотренный период процесс урбанизации в Беларуси, при более низком базовом показателе (в 2000 г. доля городского населения республики составила 70% против 73% в Российской Федерации) шел более интенсивными темпами, чем в России, и к 2011 г. удельный вес горожан увеличился на 6 п.п. (до 76% против 74% соответственно). Это стало одной из причин того, что в период с 2000 по 2005 год снизилась рождаемость населения. Общий коэффициент рождаемости в Беларуси в период с 2002 года1 меньше аналогичного показателя для России (рис. 1).

Уровень смертности населения в обеих странах остается высоким, несмотря на позитивную тенденцию снижения общего коэффициента смертности (рис. 2).

Результатом снижения смертности, особенно младенческой, стало увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Так, с 2000 по 2011 г. ОПЖ мужчин в России увеличилась с 59 до 64 лет; женщин — с 72,3 до 76 лет, или на 8 и 5% соответственно.

В Республике Беларусь при более высоких значениях базовых показателей (63 года для мужчин и 75 лет для женщин в 2000 г.) прирост был меньшим — 3% для обоих полов. Однако ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси выше, чем в России (табл. 2).

Таблица 1. Динамика численности населения России и Беларуси, млн. человек

Страна Год 2011 к 2000, %

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 146,3 143,2 142,8 142,8 142,7 142,8 142,9 143 97,7

Беларусь 10,0 9,6 9,6 9,5 9,5 9,5 9,5 9,5 95,0

Из общей численности городское население, %

Россия 73 73 73 73 74 74 74 74 1

Беларусь 70 72 73 73 74 74 75 76 6

Источники: Беларусь и Россия: стат. сб. / Росстат. 2008, 2012.

1 За исключением 2007 г.

Рисунок 1. Общий коэффициент рождаемости населения, промилле

12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -

5

12,0

12,3

9,4

9,0

.9,2

9,7

8,9

10,2 9,0

10,4 9,1

10,2

9,3

11,3 10,4 10,7

9,9

12,5 12,6

11,1

11,5

11,4

11,5

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

О Россия □ Беларусь

Рисунок 2. Общий коэффициент смертности населения, промилле

%0 17 1

15 -

13 -

11 -

9 -

7 -

5

15,3

15,6

16,2

16,4

16,0 16,1

13,5

14,1

14,8

14,5

14,3

15,2

14,5

14,2

13,7

14,6 14,5 14,2 14,4 14,3

13,8 14,1 14,2

13,5

І І І І І І І І І І І I

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

□ Россия □ Беларусь

7

Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Территория Пол Год 2011 к 2000, % 2011 к 2006, %

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия Муж. 59,0 58,9 60,4 61,0 62,0 63,0 63,0 64,0 108,4 106,0

Жен. 72,3 72,4 73,2 74,0 74,0 75,0 75,0 76,0 105,2 103,8

Беларусь Муж. 63,0 62,9 63,6 65,0 65,0 65,0 65,0 65,0 103,2 102,3

Жен. 75,0 75,1 75,5 76,0 76,0 76,0 76,0 77,0 102,7 102,0

Вологодская область Муж. 59,5 56,1 58,4 60,0 60,0 61,0 60,8 62,05 104,3 106,2

Жен. 73,2 71,7 73,3 74,0 74,0 74,0 74,4 75,06 102,6 102,5

Источники: Беларусь и Россия: стат. сб. / Росстат, 2008, 2012; Регионы России: стат. сб. / Росстат, 2006, 2012.

Демографическая нагрузка. Несмотря на то что депопуляция в Беларуси длится уже более 20 лет, республика еще не столкнулась в полной мере с теми реальными негативными последствиями, которые ожидают её в будущем, так как, хотя до последнего времени в Беларуси быстро уменьшалась общая численность населения, его количество в трудоспособном возрасте постоянно росло, достигнув в 2007 году 6 млн. 66 тыс. человек. Еще более быстрыми темпами увеличивалась доля трудоспособного населения во всем населении, достигнув максимума в 2008 году — 62,5%. Это наиболее высокий показатель за всю историю развития страны. Демографическая нагрузка на трудоспособное население постоянно снижалась.

Так, по данным на дату переписи 2009 года, на 1000 человек населения в трудоспособном возрасте приходилось 624 человека в нетрудоспособном, в то время как в 1970 году — 894 человека, а в 1989-м — 785,7 человека. Обозначенные тенденции были благоприятными для экономического раз-

вития страны, что смягчало социальноэкономические проблемы, характерные для этого периода. Но уже в краткосрочном периоде тренды изменятся в негативную сторону. Этот процесс идёт уже с 2008 г (рис. 3).

Все это вызывает появление сложных социально-экономических проблем, с которыми ранее страна не сталкивалась и которые поставили под реальную угрозу её безопасность. В ближайшие как минимум 10 лет в Беларуси будет снижаться не только общая численность населения, но и численность населения в трудоспособном возрасте, причем последняя будет убывать быстрее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, по данным на начало 2013 года число вступающих в реальный трудоспособный возраст (в возрасте примерно 22 года, когда человек начинает работать) составляет 134 тыс. чел. Через 10 лет в этот возраст будут вступать те, кому на данный момент 11 лет, а таких на начало 2013 г. было только 89 тыс., или на 45 тыс. человек меньше.

Рисунок 3. Изменение демографической нагрузки на население Беларуси в трудоспособном возрасте за 2000-2011 гг., человек на 1000 населения трудоспособного возраста

Пенсионного возраста на начало 2013 года достигли 125 тыс. человек, а через 10 лет этого возраста достигнут те, которых сейчас насчитывается 147,1 тыс. человек, то есть на 10 тыс. больше. Причем это люди, живущие в стране, и их численность за 10 лет изменится незначительно, практически лишь за счет смертности и внешней миграции.

В Российской Федерации ситуация аналогична, однако негативные тенденции начались чуть раньше — с 2007 года (рис. 4).

Миграционная привлекательность стран в период с 2000 по 2011 г. снизилась (табл. 3). Существенные изменения в миграционной подвижности населения произошли в результате распада СССР: появились потоки беженцев и иммигрантов, переселяющихся из других постсоветских государств. Кроме того, увеличился поток эмигрантов в «дальнее зарубежье», сопровождавшийся «утечкой мозгов», остро встала проблема нелегальных мигрантов. Произошли изменения миграционных потоков внутри стран.

Так, уменьшение численности населения идет в основном за счет сельской местности и малых городов. В целом городское население продолжает расти за счет миграционного притока сельского населения в крупные города. В результате усиливается неравномерность расселения населения по территории страны. Центростремительная миграция ведет к концентрации населения в крупных городах и опустошению малых городов и сельской местности. В г. Минске уже живет 26% всего городского населения страны, в России в 12 городах-миллионниках проживает 28% горожан. Нарушается демографическая структура сельского населения, из нее «вымываются» молодежь, специалисты, женщины молодых возрастов. Ускоряется процесс старения сельского населения.

Демографическая политика. В обеих странах во второй половине первого десятилетия XXI века были активизированы государственные возможности воздействия на естественное движение населения, что отразилось на динамике демогра-

Рисунок 4. Изменение демографической нагрузки на население России в трудоспособном возрасте за 2000-2011 гг., человек на 1000 населения трудоспособного возраста

Таблица 3. Коэффициент миграционного прироста, промилле

Территория Год 20122000, %% 20122006, %

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 2,5 0,9 1,1 1,8 1,8 1,8 1,3 2,2 -0,3 1,1

Беларусь 1,2 0,2 0,6 0,5 0,8 1,3 2,0 1,0 -0,2 0,4

Вологодская область 0,1 0,3 -0,03 0,4 0,5 0,1 -0,2 0,5 0,4 0,5

Источники: Регионы России: стат. сб. / Росстат, 2006, 2012; Россия и страны мира: стат. сб. / Росстат, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2012; Демографический ежегодник Вологодской области / Вологдастат, 2005, 2012; Демографический ежегодник Республики Беларусь / Белстат, 2012.

Таблица 4. Демографические коэффициенты, промилле

Территория 2000 г. 2006 г. 2011 г. 2011 к 2000, % 2011 к 2006, %

Рождаемость, %%

Россия 8,7 10,4 12,6 144,8 121,2

Беларусь 9,4 9,9 11,5 122,3 116,2

Вологодская область 8,8 10,9 13,0 122,3 116,2

Смертность, %%

Россия 15,3 15,2 13,5 88,2 8 8

Беларусь 13,5 14,2 14,3 105,9 100,7

Вологодская область 16,0 17,1 15,7 98,1 91,8

Источники: Беларусь и Россия: стат. сб. / Росстат, 2008, 2012; Регионы России: стат. сб. / Росстат, 2006, 2012.

фических процессов. Особенно заметные результаты достигнуты в снижении смертности (табл. 4).

Эффективная роль государства в обеспечении демографической безопасности может быть реализована только при условии признания высшими органами государственного управления существования самой проблемы и тех глубоких социальноэкономических последствий, которые она влечет.

При этом необходимо осознавать, что решение демографических проблем — задача очень сложная. Требуются целенаправленные меры, время и наличие финансовых средств, нужна концепция долгосрочной государственной политики, направленной на демографическую безопасность.

В Беларуси сложность демографической ситуации осознана на государственном уровне, принимаются определенные меры. Так, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко 22 октября 2010 года на встрече с участниками Всебелорусской

акции «Вопрос Президенту» отметил, что обеспечение демографической безопасности становится одним из основных направлений деятельности государства [9].

Палатой представителей принят и 4 января 2002 года утвержден Президентом «Закон о демографической безопасности Республики Беларусь». В соответствии с этим законом была разработана и утверждена Указом Президента РБ от 26 марта 2007 года «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007—2010 годы» [8]. Целью Программы были стабилизация демографической ситуации и формирование предпосылок демографического роста в Беларуси. В 2010 году срок реализации программного документа закончился и стало возможно подводить итоги (табл. 5).

Большинство целевых показателей, предусмотренных в Национальной программе демографической безопасности на 2007—2010 годы, были достигнуты, кроме общего коэффициента смертности населения, который в 2010 году составил 14,4 %о.

Таблица 5. Результаты реализации «Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.»

Показатели Отчетные данные за 2006 г. Целевые показатели на 2010 г. Отчетные данные за 2010 г.

Общий коэффициент рождаемости, %% 10,1 10-11 11,4

Суммарный коэффициент рождаемости (число рожденных детей в среднем на 1 женщину) 1,335 1,4 - 1,5 1,494

Младенческая смертность, % 6,1 6 4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 69,4 70-72 70,4

Общий коэффициент смертности, % 14,4 10-11 14,4

Прирост населения за счет внешней миграции, тыс. чел. 5,6 5,0 10,3

Источник: Демографический ежегодник Республики Беларусь / Белстат, 2012. - С.153, 197, 302, 455.

Таблица 6. Результаты реализации «Национальной программы демографического развития России на период с 2006 по 2015 гг.» по итогам первого этапа, 2006-2010 гг.

Показатели Отчетные данные за 2006 г. Целевые показатели на 2010 г. Отчетные данные за 2010 г.

Суммарный коэффициент рождаемости (число рожденных детей в среднем на 1 женщину) 1,3 1,65-1,7 1,4

Младенческая смертность, % 11,0 7,0-8,0 7,5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 65,3 70,0 68,9

Прирост населения за счет внешней миграции, тыс. чел. 132 420 158

Источники: Регионы России, 2012 г.; Россия в цифрах, 2011, 2012 гг.

Однако это скорее погрешность самой Программы: не полностью были учтены особенности сложившейся возрастной структуры населения в стране. Замечание, высказывавшееся демографами еще на этапе формирования программного документа, так и не нашло отражения в окончательном варианте.

В Российской Федерации демографические проблемы были определены как приоритетные после обращения Президента В.В. Путина к Федеральному собранию в 2006 г. [11]. Была разработана Концепция демографического развития до 2020 года, начата реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», введен новый вид поддержки родительства — «Материнский/семейный капитал». Основным программным документом стала «Национальная программа демографического развития России на период с 2006 по 2015 г.».

Подводя итоги выполнения её первого этапа (2006—2010 гг.), следует отметить, что намеченные результаты достигнуты только по показателю младенческой смертности, что скорее является заслугой системы здравоохранения, а не демографической политики вообще (табл. 6).

Показатели движения населения, как естественного, так и механического, далеки от намеченных. Особенно заметны претенциозность планов и их нереализация по значению сальдо миграции. За 4 года предполагалось почти четырехкратное его увеличение, в реальности оно составило чуть меньше 20%. Прогнозные оценки динамики численности населения России свидетельствуют о сохранении депопуляции в среднесрочной перспективе [4]. В этой связи ставки следует делать на более значительные изменения демографических показателей и повышение миграционной привлекательности страны.

О слабой поддержке Национальной программы свидетельствует тот факт, что в период ее действия были разработаны еще два документа, касающиеся демографического развития России, — «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7] и «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [6].

Основными, требующими внимания отличиями демографической политики России и Беларуси являются: отсутствие целевой финансово обеспеченной программы демографического развития, неопределенная миграционная политика и то, что, несмотря на официальное признание значимости демографических проблем, именно демографической безопасности государства не уделяется должного внимания.

Достижение целевых ориентиров программ и некоторое улучшение ситуации могут сформировать ошибочное мнение о легкости решения демографических проблем. Однако это не так.

Во-первых, успехи реализации Национальных программ не столь велики относительно необходимого для установления простого типа воспроизводства населения, а тем более для «слегка расширенного», который наиболее часто считается оптимальным. Население, как и раньше, не воспроизводит себя, и его численность продолжает уменьшаться. Несмотря на определенный рост в последние годы, показатели рождаемости в обеих странах остаются на низком уровне. Они обеспечивают воспроизводство населения только на 65—70%. Показатели продолжительности жизни выросли практически на два года, но они отстают от показателей в развитых странах мира на 10—15 лет. Хотя миграционный прирост населения последние 20 лет постоянно положительный, его объемы

недостаточны для того, чтобы полностью компенсировать естественную убыль населения страны.

Во-вторых, начало XXI века характеризовалось весьма благоприятными условиями для позитивных тенденций в демографическом развитии России и Беларуси. Отмечались улучшение социально-экономической обстановки, рост благосостояния населения, что положительно повлияло на демографические процессы. К тому же специально принятые меры способствовали улучшению благосостояния семей с детьми, в частности сокращению разрыва в уровне денежных доходов семей с детьми и без них, созданию благоприятных условий воспитания, повышению доступности для населения услуг здравоохранения и образования.

В создавшихся условиях большая часть населения смогла реализовать свои репродуктивные установки. В эти годы активно появлялись на свет так называемые «отложенные дети», то есть те дети, рождение которых из-за сложной социально-экономической обстановки родители откладывали на лучшие времена. По данным расчетов, увеличение количества родившихся в 2006—2010 годах более чем на 90% связано с увеличением интенсивности рождаемости в Беларуси [13, с. 16] и 78% в России [1, с. 82].

Однако пока нет оснований говорить о повышении у населения репродуктивных установок [5, 12]. Следует отметить, что наличие двух, а тем более трех и более детей в семье все еще остается серьезным фактором риска ее попадания в категорию малообеспеченных. Так, по данным выборочных обследований домашних хозяйств, в целом по Беларуси удельный вес домохозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в 2010 г. составлял 3,4% (в России 4,3%). Среди домашних хозяйств, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет, он был равен 12,0%, то есть в 4 раза выше.

В то же время нельзя отрицать, что какой-то процент семей из числа тех, у которых недостаточно четко были сформированы установки на количество детей, могла подтолкнуть к принятию решения в пользу очередного рождения возможность получить льготы. Рост благосостояния и улучшение качества жизни населения, безусловно, положительно повлияли на улучшение здоровья населения, чему способствовали и специально принятые меры в области улучшения работы здравоохранения.

В-третьих, на демографические процессы в первом десятилетии XXI века позитивно воздействовали структурные факторы: состав населения по полу, возрасту, брачному состоянию и т. д. В эти годы в активном детородном возрасте находилась значительная часть населения, его соотношение по полу и брачному состоянию тоже было благоприятным. Половозрастная структура населения способствовала росту количества родившихся за счет быстрого роста численности женщин в активном детородном возрасте: в него вступали многочисленные когорты родившихся в 1983— 1986 годах. По данным последней переписи в Беларуси в активном детородном возрасте (20—34 года) находилось 1088,8 тыс. женщин — на 39,1 тыс. больше, чем было по переписи 1999 года (1049,7 тыс.) [10, с. 212]. В России — 15903,9 тыс. по данным переписи 2002 года и 17517,6 тыс. по переписи 2010 г. [2, 3]. Тенденция роста численности женщин активного детородного возраста практически исчерпала себя.

В ближайшее время наступит противоположная ситуация. По мере вступления в активный детородный возраст малочисленных когорт, родившихся в период 1990-х годов, их численность начнет быстро уменьшаться. Это отрицательно повлияет на динамику количества детей, которые

родятся во втором и третьем десятилетиях XXI века. В его начале особенности возрастной структуры населения позитивно сказались и на динамике количества умерших. В эти годы за пределы 60-летнего возраста стали выходить малочисленные когорты людей, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Это уменьшило численность населения в старших возрастах и, соответственно, количество умерших. По мере выхода в пенсионный возраст многочисленных когорт 1950-х годов рождения численность населения в пенсионном возрасте возрастет, соответственно это будет способствовать росту числа умерших даже при позитивных тенденциях динамики показателей повозрастной смертности.

Демографические прогнозы показали: если на государственном уровне не предпринимать специальных мер по улучшению демографической ситуации, то население будет постоянно убывать, причем темпы его сокращения будут расти [4, 12, 14].

Добиться позитивных тенденций в воспроизводстве населения, погасить его убыль можно, изменив тенденции развития всех трех составляющих в комплексе. Снижением только показателей смертности, даже до уровня самых низких, существующих в настоящее время в мире, задачу не решить. Это приведет к сдвигу смерти на более поздний период, что увеличит численность населения в старших возрастах и почти не окажет влияния на численность населения в младших и средних возрастах. Резкое увеличение объемов иммиграции окажет положительное влияние на численность и структуру населения.

Однако для того чтобы решить задачу предотвращения убыли населения, показатели объемов положительного сальдо миграции должны быть очень большими.

Такие объемы миграционных потоков Беларусь не сможет принять, так как для размещения и трудоустройства большого количества людей необходимы значительные материальные ресурсы и организационные работы. Прием даже 50 тыс. человек ежегодно не решит проблему депопуляции, но уже к середине столетия на территории Беларуси треть населения будут составлять мигранты и их потомки, а к концу столетия— уже две трети.

Теоретически наиболее кардинально решить проблему депопуляции в стране может быстрое повышение показателей рождаемости до уровня простого воспроизводства, но и при этом эффект возможен только к середине столетия. Для более быстрого решения практически в каждой семье, способной к деторождению, необходимо иметь не менее трех-четырех детей. Однако реализовать это в ближайшее время практически невозможно.

Повышение рождаемости, так же как и снижение смертности или рост миграционных потоков, не может произойти в одночасье, как предусмотрено в гипотетических сценариях. Следовательно, необходимо воздействовать комплексно на все составляющие роста населения одновременно.

Россия и Беларусь в рамках Союзного государства могут совместно решать демографические проблемы, осуществляя обмен опытом, общие программы, в том числе научно-исследовательские работы. Примером подобного сотрудничества является взаимодействие Института экономики НАН Беларуси и Института социально-экономического развития территорий РАН при поддержке международного гранта РГНФ-БФФИ №13-22-01002/13 «Демографическая безопасность России и Беларуси: проблемы и перспективы».

Литература

1. Зверева, Н.В. Предварительные итоги и перспективы современной политики в области рождаемости в России [Текст] | Н.В. Зверева, В.Н. Архангельский || Федерализм. — 2G1G. — №2(58). — С. 69-84.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2GG2 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.perepis2002.ru|index.html?id=11,

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2G1G года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru|free_doc|new_site|perepis2G1G|croc|perepis_itogi1612.htm

4. Калачикова, О.Н. Тенденции и перспективы демографического развития России и Вологодской области [Текст] | О.Н. Калачикова, А.А. Шабунова, М.А. Ласточкина || Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2G12. — №23. — С. 143-153.

5. Калачикова, О.Н. Репродуктивный выбор современной семьи | О.Н. Калачикова || Экономические и социальные перемены в регионе. — 2GG8. — Вып. №41. — С. 62-67.

6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2G25 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2GG7 №1351 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||www.demographia.ru|articles_N|index.html?idR=5&idArt=947

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2G2G года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2GG8 г. №1662-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Kremlin.RU

8. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007—2010 годы. 2GG7 [Электронный ресурс] | Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. — Режим доступа: http:||www.mintrud.gov.by|ru|min_progs|prog22

9. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. Архив сообщений пресс-службы 22 октября 2G1G г. Встреча Александра Лукашенко с участниками Всебелорусской акции «Вопрос Президенту». — Режим доступа: http://www.president.gov.by/press9G647.html

1G. Перепись населения 2GG9 [Текст]. — Том 2. Население Республики Беларусь: его численность и состав. — Минск: Белстат, 2GG9.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и основные направления деятельности Совета Федерации в 2GG6 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||www.garant. ru|action|conference|10108|

12. Шабунова, А.А. Рождаемость и воспроизводство населения территории | А.А. Шабунова, О.Н. Калачикова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2G11. - 148 с.

13. Шахотько, Л.П. Методика оценки влияния структурных и социально-экономических факторов на динамику числа родившихся и умерших [Текст] | Л.П. Шахотько, А.Г. Боброва; Ин-т экономики НАН Беларуси. — Минск: Право и экономика, 2G13. — 56 с.

14. Шахотько, Л.П. Модель демографического развития Республики Беларусь [Текст] | Л.П. Шахотько. — Минск: Беларуская навука, 2GG9. — 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.