Научная статья на тему 'МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / АНТИКРИЗИСНЫЙ ФОНД / ЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ЖЕНЩИНЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рахимова Муаттара Абдусаттаровна, Рязанцев Сергей Васильевич

В статье представлено авторское видение миграционной политики Республики Беларусь по следующим основным направлениям: направления воздействия на внешнюю миграцию, в том числе: эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд), и направления воздействия на внутреннюю миграцию. Осуществление указанных направлений возможно посредством комплекса разработанных автором программ, среди которых программа «Диаспоры», программа «Собирание нации», программа «Идейное объединение эмигрантов», программа «Формирование благоприятного имиджа Беларуси», программа «Наука и предпринимательство», программа «Предприниматель в селе / районном центре». В целях аргументации и обоснованности, выдвигаемых автором направлений для миграционной политики Республики Беларусь, проведен комплексный анализ, включающий: обзор миграционной ситуации в стране; анализ правового регулирования миграционных процессов. Обзор миграционной ситуации в Республике Беларусь сделан за последние двадцать лет. В статье дана общая информация об изменении численности населения страны, отмечена сохраняющаяся ситуация естественной убыли населения. Проведена оценка внешней миграции, установлено, что в течение всего исследуемого периода сохранялось положительное миграционное сальдо. Рассчитан коэффициент интенсивности международной миграции, среднее значение которого за исследуемое двадцатилетие составило 2,92‰. Проанализированы внешние миграционные потоки по направлениям, при этом выявлено, что основной миграционный обмен у Республики Беларусь происходил со странами СНГ; значительно менее интенсивный миграционный обмен - со странами дальнего зарубежья. Также исследована внутриреспубликанская миграция населения и установлено, что она занимает доминирующее положение в миграционных процессах страны в целом. Рассчитан коэффициент интенсивности внутриреспубликанской миграции, результаты расчета показали рост данного показателя в 1,4 раза в 2019 г. по отношению к 2000 г. Проанализированы внутренние миграционные потоки по направлениям и между территориальными единицами. Сделан вывод о том, что внутриреспубликанской миграции присущ центростремительный характер. Исследовано правовое регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь; а также международное сотрудничество страны в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рахимова Муаттара Абдусаттаровна, Рязанцев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO SUPPORT THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article presents the main directions of the Concept of the state migration policy of the Republic of Belarus. The concept contains the following main directions: directions of influence on external migration, directions of influence on internal migration. To implement these areas, the author has developed programs: the program “Diaspora”, the program “Gathering the Nation”, the program “Ideological Association of Emigrants”, the program “Formation of a Favorable Image of Belarus”, the program “Science and Entrepreneurship”, the program “Entrepreneur in the village / district center”. For the argumentation and validity of the proposed proposals, the author carried out a comprehensive analysis. An overview of the migration situation in the country is made. The legal regulation of migration processes is analyzed. A review of the migration situation in the Republic of Belarus has been carried out over the past twenty years. The article provides general information about the change in the population of the country. The continuing situation of natural population loss is noted. External migration has been assessed. It was found that during the entire study period, a positive migration balance was maintained. The coefficient of intensity of international migration was calculated, its average value was 2.92 ppm. Analyzed external migration flows by directions. It was revealed that the main migration exchange in the Republic of Belarus took place with the CIS countries; significantly less intensive migration exchange with non-CIS countries. The intra-republican migration of the population is also investigated. It has been established that it occupies a dominant position in the migration processes of the country as a whole. The coefficient of intensity of intra-republican migration is calculated. The results of the calculation showed an increase in this indicator by 1.4 times in 2019 compared to 2000. Internal migration flows were analyzed by direction and between territorial units. It is concluded that intra-republican migration has a centripetal character. The legal regulation of migration processes in the Republic of Belarus has been studied.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

DOI: 10.19181/demis.2022.2.2.15 EDN: MIRPGA

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Рахимова М. А.

Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкент, Узбекистан E-mail: muattara161@mail.ru

Рязанцев С. В.

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН МГИМО МИД России, Москва, Россия E-mail: riazan@mail.ru

Для цитирования: Рахимова М. А., Рязанцев С. В. Меры поддержки населения в Республике Узбекистан во время пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 201-209. DOI: https://doi.org/10.19181/ demis.2022.2.2.15. EDN: MIRPGA.

Аннотация. Пандемия COVID-19 привела к значительному снижению объемов производства, темпов экономического роста, потребления в крупнейших национальных экономиках и мировой экономике в целом. Власти Узбекистана достаточно оперативно отреагировали на пандемию коронавируса: правительством был разработан целый пакет мер, направленных на ускорение восстановления экономики в 2020-2021 гг. В стране было принято несколько нормативных правовых актов, которые заложили основу механизма снижения негативного воздействия пандемии COVID-19 на экономику. Был создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Среди ключевых направлений его деятельности были выделены следующие: финансирование мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией, поддержка предпринимательства и занятости населения, расширение поддержки социально незащищенных слоев населения. Были существенно снижены налоги на бизнес, торговлю, население, продлен срок подачи декларации и уплаты налогов населением. В результате Узбекистан стал одной из немногих стран, которым в условиях пандемии коронавируса удалось сохранить экономический рост. Обеспечение занятости населения - важный приоритет проводимой Республикой Узбекистан социально-экономической политики, а основным результатом в сфере занятости и трудовой миграции в период пандемии является смягчение ее негативных последствий. В стране кардинально усилилась система социальной защиты и адресной помощи населению, особенно в части трудоустройства нуждающихся слоев населения.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, Указ Президента, Республика Узбекистан, антикризисный фонд, занятость, молодежь, женщины, трудовая миграция.

Введение

12 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о начале пандемии коронавирусной инфекции, в результате которой абсолютное большинство стран мира были вынуждены ввести режим карантина в своих государствах, тем самым существенно ограничив работу фактически всех компаний и организаций, не задействованных в системе здравоохранения. Пандемия COVID-19 привела к значительному снижению объемов производства, темпов экономического роста, потребления в крупнейших национальных экономиках и мировой экономике в целом. Кроме того, пандемия привела к существенному нарушению глобальных производственных и торговых связей и цепочек, ухудшилась конъюнктура на мировых финансовых и сырьевых рынках [1].

Первый случай COVID-19 в Узбекистане был выявлен 15 марта 2020 г. в лаборатории Института вирусологии у гражданина, вернувшегося из Франции. В течение одних суток, 14 марта 2020 г., в Узбекистан 38 авиарейсами прибыли 4 800 человек, по железной дороге - 1 860 человек, через пограничные пункты - 38 тыс. человек. Из стран с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в Узбекистан к середине марта 2020 г. вернулись 7 700 человек, которые по возвращении на родину были отправлены на домашний карантин1.

За время пандемии в стране было зафиксировано 239 788 заболевших и 1 637 умерших (данные на 15 мая 2022 г.). Пиковыми периодами пандемии стали август -сентябрь 2020 г., август 2021 г., январь 2022 г.2

С 19 июля 2021 г. в Узбекистане была введена обязательная вакцинация от коро-навирусной инфекции для граждан старше 18 лет, работающих в сферах торговли, общепита, услуг и образования, а также для сотрудников силовых структур. В августе 2021 г. вступили в силу поправки, дающие работодателю право отстранять от работы отказавшихся от вакцинации. Население страны может получить вакцины шести препаратов: узбекско-китайского производства «ZF-UZ-VAC 2001», российского -«Спутник-V», шведско-британского - «AstraZeneca», американского - «Moderna», американо-немецкого - «Pfizer/BioNTech», китайского - «CoronaVac». По данным на 24 апреля 2022 г., одну дозу вакцины получили 19 169 тыс. человек (56% населения страны), две дозы - 14 552 тыс. человек (42,5%), а ревакцинацию прошли 4 572 человека (13,4%)3.

С 1 марта 2022 г. в Узбекистане отменили обязательный режим ношения масок. А с 16 марта 2022 г. было снято требование для иностранных граждан при визите в страну сдавать ПЦР-тест или экспресс-тест на антиген коронавируса. При этом правила безвизового въезда в Узбекистан остались прежними.

Источники информации

В статье использованы данные национальной демографической, социально-экономической статистики и законодательства Республики Узбекистан4, данные Государственного комитета статистики Республики Узбекистан5 и статистического комитета СНГ6, мировой базы данных о вакцинации COVID-197, сведения базы данных Университета Джона Хопкинса о заболеваемости COVID-198.

1 Первый случай коронавируса зарегистрирован в Узбекистане // Газета.щ. Информационный сайт. 15.03.2020. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/03/15/covid/ (дата обращения: 16.02.2022).

2 Коронавирус: статистика // Яндекс. Интернет-портал. URL: https://yandex.ru/covid19/stat (дата обращения: 15.05.2022).

3 Ситуация с COVID-19 в Узбекистане // Sputnik Узбекистан. Новостное агентство. 13.04.2022. URL: https://uz.sputniknews.ru/20220413/situatsiya-s-covid-19-v-uzbekistane-23944395.html (дата обращения: 24.04.2022).

4 LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/ (дата обращения: 16.02.2022).

5 Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике [сайт]. URL: https://stat. uz/ru/ (дата обращения: 16.02.2022).

6 Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) [сайт]. URL: http://new.cisstat.org/ (дата обращения: 16.02.2022).

7 Coronavirus (COVID-19) Vaccinations // Our World in Data. Некоммерческий электронный проект. URL: https://ourworldindata.org/covid-vaccinations (дата обращения: 16.02.2022).

8 Johns Hopkins Coronavirus Resource Center [site]. URL: https://coronavirus.jhu.edu/ (accessed on 16.02.2022).

Реакция властей Республики Узбекистан на пандемию COVID-19

Власти Узбекистана достаточно оперативно отреагировали на пандемию коронавируса: правительством был разработан целый пакет мер, направленных на ускорение восстановления экономики в 2020-2021 гг. В результате Узбекистан стал одной из немногих стран, которым в условиях пандемии COVID-19 в 2020 г. удалось сохранить свой экономический рост [2] - ВВП вырос на юх,6%. В стране было принято несколько нормативных правовых актов, заложивших основу механизма снижения негативного воздействия пандемии COVID-X9 на экономику:

Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» от X9 марта 2020 г.9;

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по смягчению коронавирус-ной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения» от 25 июля 2020 г.х0;

Распоряжение Президента Республики Узбекистан «Об образовании Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан» от 29 января 2020 г.хх;

Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции» от 23 марта 2020 г.х2

В Указе Президента «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия...» отмечалась необходимость принятия мер для поддержки отраслей экономики и населения: «Экономика Узбекистана, являясь частью глобальной экономической системы, также подвергается влиянию указанных факторов, что требует принятия действенных упреждающих мер по смягчению их негативного воздействия. Особое внимание необходимо уделить поддержке и обеспечению устойчивости таких быстроразвивающихся отраслей экономики республики, как туризм, транспорт, фармацевтическая и текстильная промышленность. Предусматриваются меры, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирования внешнеэкономической деятельности, бесперебойной

9 Указ Президента Республики Узбекистан, от 19.03.2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/4770763 (дата обращения: 16.02.2022).

10 Указ Президента Республики Узбекистан, от 25.07.2020 г. № УП-6035 «О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/4914694 (дата обращения: 16.02.2022).

11 Распоряжение Президента Республики Узбекистан, от 29.01.2020 г. № Р-5537 «Об образовании Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https:// lex.uz/docs/4720408 (дата обращения: 16.02.2022).

12 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 23.03.2020 г. № 176 «О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https:// lex.uz/ru/docs/4773760 (дата обращения: 16.02.2022).

работы отраслей и сфер экономики, а самое главное - недопущения резкого снижения доходов населения страны»13.

Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеев охарактеризовал кризис COVID-19 как возможность для разработки более сильных механизмов социально-экономических реформ. В своей речи на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН он отметил: «В целях смягчения негативных последствий пандемии в стране кардинально усиливается система социальной защиты и здравоохранения, оказывается адресная помощь населению, отраслям экономики и бизнесу. Для этого созданы специальные фонды»14.

Президентским указом был создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в объеме 10 трлн сумов. Среди ключевых направлений его деятельности были выделены следующие: финансирование мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией, поддержка предпринимательства и занятости населения, расширение поддержки социально незащищенных слоев населения. Были существенно снижены налоги на бизнес, торговлю, население, продлен срок подачи декларации и уплаты налогов населением. Так, например, Антикризисный фонд имел возможность поддерживать развитие малого бизнеса и предпринимательства; реализацию инфраструктурных проектов в регионах республики, направленных на расширение экономической активности и занятости; строительство инженерных коммуникаций; оказывать социальную поддержку малообеспеченным семьям15.

Влияние пандемии СОУГО-19 на демографическую ситуацию, миграцию и занятость населения в Узбекистане

По данным Государственного комитета статистики, численность населения Республики Узбекистан на 1 января 2022 г. составила 35 271 тыс. человек16. Страна обладает крупнейшим демографическим потенциалом и является одним из густонаселенных государств в Центральной Азии. Население отличается молодой возрастной структурой и является крупным миграционным донором в Евразии. Согласно данным Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, численность трудовых ресурсов (мужчины 16-59 лет и женщины 15-54 лет) составляет 19 млн человек17. Достаточно широко в стране распространена неформальная занятость, которая исчисляется примерно в 5,6 млн человек. Около двух миллионов граждан Узбекистана трудятся за рубежом, главным образом в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Корея и ряде других стран [3].

13 Указ Президента Республики Узбекистан, от 19.03.2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений».

14 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций // Президент Республики Узбекистан. Официальный сайт. 21.09.2021. URL: https://president.uz/ru/lists/view/4632 (дата обращения: 16.02.2022).

15 Указ Президента Республики Узбекистан, от 19.03.2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений».

16 Демография // Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике [сайт]. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/demography (дата обращения: 16.02.2022).

17 Рынок труда // Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике [сайт]. URL: https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/labor-market (дата обращения: 16.02.2022).

Республика Узбекистан является социально ориентированным государством. Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеев в инаугурационной речи в ноябре 2021 г. объявил своим приоритетным принципом «Во имя чести и достоинства человека». При этом он отметил: «Говоря о достоинстве человека, мы имеем в виду создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны»18.

Во время пандемии COVID-l9 в Узбекистане безработица возросла с 9% до 10,5% экономически активного населения. Государством в условиях карантина был разработан комплекс мер по поддержке занятости населения с целью предотвращения падения уровня доходов и материального положения [4]. Меры и инструменты смягчения экономических последствий COVID-l9, реализованные Правительством Республики Узбекистан, содействовали достаточно быстрому восстановлению рынка труда, а также позволяли обеспечить продуктивную занятость и достойный труд для граждан страны в кризисный период.

На постоянные рабочие места по направлениям Центров содействия занятости Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан были трудоустроены 198,9 тыс. граждан. В период пандемии 206 компаний получили субсидии на общую сумму 6,1 млрд сумов на обучение своих сотрудников с целью сохранения рабочих мест. Около 37 тыс. безработных получили пособия по новому порядку19.

В период пандемии COVID-l9 в стране в целях социальной поддержки населения были открыты списки семей, нуждающихся в материальной помощи и поддержке, так называемая «железная тетрадь» («темир дафтар»). Списки формируются представителями махаллинских комитетов. Должностные лица вносят информацию в «железную тетрадь» в электронном виде на сайте sakhovat.argos.uz с использованием ключа электронной подписи [4]. По сути, это электронная база данных о нуждающихся семьях в Республике Узбекистан.

В настоящее время определены пять категорий нуждающихся семей: 1) наличие нетрудоспособных и хронически больных членов семьи; 2) семьи, состоящие из одиноких престарелых людей, вдов и малообеспеченных людей, людей, нуждающихся в уходе; 3) семьи с пятью и более детьми; 4) граждане, потерявшие работу и источники дохода в результате карантинных мер, включая вернувшихся мигрантов; 5) семьи, находящиеся за чертой бедности, нуждающиеся в помощи и финансовой поддержке20. Такой перечень позволяет органам власти иметь исчерпывающую информацию о социально-экономическом положении, социально-демографических характеристиках нуждающихся семей и оказывать помощь более адресно и эффективно.

Аналогично на уровне каждой махалли, района, города и области были сформированы «молодежная тетрадь» и «женская тетрадь». В эти списки включаются нуждающиеся в поддержке молодые люди и женщины, а также те, кто стремится приоб-

18 Выступление вновь избранного Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева на церемонии инаугурации // Экономическое обозрение. Журнал. 08.11.2021. URL: https://review.uz/ post/vstuplenie-vnov-izbrannogo-prezidenta-uzbekistana-shavkata-mirziyoyeva-na-ceremonii-inauguracii (дата обращения: 16.02.2022).

19 Закон Республики Узбекистан, от 20.10.2020 г. № ЗРУ-642 «О занятости населения» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https:// lex.uz/docs/5055696 (дата обращения: 16.02.2022).

20 О социальной помощи в период пандемии // Газета.ш. Информационный сайт. 14.08.2020. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/14/social-support/ (дата обращения: 16.02.2022).

рести новые знания и профессии. Таким образом, налажена планомерная, адресная работа с данной категорией нуждающихся в социальной, правовой и психологической поддержке21.

С принятием Концепции развития государственной молодежной политики в Республике Узбекистан до 2025 г. была принята «дорожная карта» по ее реализации в 2021-2022 гг. Концепция предусматривает выделение грантовых средств на инновационные, практичные и перспективные молодежные стартап-проекты, профессиональное обучение безработной молодежи в рамках программы «Молодежь: 1+1». К примеру, в период пандемии COVID-19 были предоставлены субсидии в объеме 73,5 млрд сумов на строительство теплиц с легкой конструкцией, приобретение семян и саженцев, оросительной техники. Их получили 11,7 тыс. женщин и 7,3 тыс. представителей молодежи [5].

Налоговые преференции для бизнеса и населения в Узбекистане во время пандемии COVID-19

Снижение налоговой нагрузки является важным аспектом поддержки населения в кризисной ситуации. Во время пандемии COVID-19 в Узбекистане Указом Президента «О первоочередных мерах...»22 и в соответствии с Налоговым Кодексом23, органам государственной власти на местах предоставлялись полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты соответствующих налогов, а также снижению налоговых ставок; им также было рекомендовано предоставить хозяйствующим субъектам сроком на шесть месяцев отсрочку (рассрочку) по уплате налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами без взимания процентов. Предоставление такого вида отсрочки (рассрочки) осуществляется согласно заявлению налогоплательщика с соответствующим заключением руководителей региональных подразделений Министерства экономики и промышленности и Министерства финансов без истребования других документов.

Ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, снизились в 2020 г. на 50 процентов от установленных ставок; а срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц был продлен до 15 октября 2020 г. До 1 января 2021 г. было приостановлено проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства, за исключением налогового аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица. При этом налоговые органы приостанавливают начисление пени по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами хозяйствующим субъектам, если данные субъекты испытывают временные трудности, а также не принимают меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Указом Президента Республики «О первоочередных мерах.» предусматривались меры для субъектов предпринимательства (работодателей) в области защиты

21 О социальной помощи в период пандемии // Газета.ш. Информационный сайт. 14.08.2020. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/14/social-support/ (дата обращения: 16.02.2022).

22 Указ Президента Республики Узбекистан, от 19.03.2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений».

23 Налоговый кодекс Республики Узбекистан // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/4674893 (дата обращения: 16.02.2022).

прав детей. Например, предусматривалась выплата пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от средней заработной платы родителям (лицам, их заменяющим, опекунам, попечителям), помещенным в карантин в связи с заражением коронавирусной инфекцией или подозрением на заражение, а также лицам, осуществляющим уход за их ребенком в возрасте до 14 лет. Или другой пример: запрещалось расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником, являющимся родителем (лицом, его заменяющим, опекуном, попечителем) ребенка, зараженного коронавирусной инфекцией или помещенного в карантин, и не достигшего 14-летнего возраста.

3 апреля 2020 г. Президент Республики Узбекистан подписал Указ «О дополнительных мерах поддержки населения.», которым вводились меры по обеспечению стабильности функционирования отраслей экономики и оказанию поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. На целый ряд товаров до 31 декабря 2020 г. обнулялись ставки таможенной пошлины и акцизного налога; предусматривалась дополнительная оптимизация налогов для определенных категорий налогоплательщиков; до 1 октября 2020 г. устанавливался мораторий на инициирование процедур банкротства и объявления банкротами предприятий; приостанавливалось начисление и взыскание арендных платежей за использование государственного имущества

и т. п.24

Заключение

Власти Узбекистана достаточно оперативно отреагировали на пандемию коро-навируса: Правительством был разработан пакет мер, направленных на ускорение восстановления экономики в 2020-2021 гг. В стране было принято несколько нормативных правовых актов, заложивших основу механизма снижения негативного воздействия пандемии COVID-19 на экономику. В результате Узбекистан стал одной из немногих стран, которой в условиях пандемии коронавируса удалось сохранить экономический рост.

Был создан Антикризисный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Среди ключевых направлений его деятельности были выделены следующие: финансирование мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией, поддержка предпринимательства и занятости населения, расширение поддержки социально незащищенных слоев населения. Существенно были снижены налоги на бизнес, торговлю, население, продлен срок подачи декларации и уплаты налогов населением.

Экстренные меры во время пандемии коронавирусной инфекции со стороны государства в Республике Узбекистан оказали стабилизирующее воздействие на занятость и доходы населения, при этом содействуя достижению Целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин. Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеев охарактеризовал кризис COVID-19 как возможность для разработки более сильных механизмов социально-экономических реформ.

24 Указ Президента Республики Узбекистан, от 03.04.2020 г. № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии» // LexUZ on-line. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/ru/docs/4780477 (дата обращения: 16.02.2022).

Обеспечение занятости населения является важным приоритетом проводимой в Узбекистане социально-экономической политики. Основным результатом в сфере занятости и трудовой миграции в период пандемии становится смягчение ее негативных последствий. В стране кардинально усилилась система социальной защиты и адресной помощи населению, особенно в части трудоустройства нуждающихся слоев населения.

Список литературы

1. Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / Торкунов А. В., Рязанцев С. В., Левашов В. К. [и др.]; Под ред. А. В. Торкунова С. В. Рязанцева, В. К. Левашова. - Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2021. - 248 с. ISBN: 978-5-7567-1139-4. DOI: https://doi. org/10.19181/monogr.978-5-7567-1139-4.2021.

2. Мигранова Л. А. Влияние пандемии на экономику и доходы населения России в 2020 году // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2021. № 3. С. 7-24. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2021-3-01.

3. Красинец Е. С. Трудовые мигранты в России в период пандемии коронавируса // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2021. No 3. С. 83-90. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2021-3-07.

4. Возвратная миграция: международные подходы и региональные особенности Центральной Азии. Учебное пособие / Под общ. ред. Рязанцева С. В. - Алматы: Международная организация по миграции, 2020. - 234 c. ISBN: 978-92-9068-850-1.

5. Каримова Д. М. Реформы в сфере занятости и внешней трудовой миграции в Узбекистане. -Ташкент: Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, 2020. - 12 с. URL: https:// ifmr.uz/files/files/publications_620032.pdf.

Сведения об авторах:

Рахимова Муаттара Абдусаттаровна, кандидат юридических наук, доцент, и. о. профессора Университета мировой экономики и дипломатии, Ташкент, Узбекистан.

Контактная информация: e-mail: muattara161@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-1542-1425.

Рязанцев Сергей Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой демографической и миграционной политики МГИМО МИД России; директор Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: riazan@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-5306-8875; РИНЦ Author ID: 77673; Web of Science Researcher ID: F-7205-2014; Scopus Author ID: 22136228700.

Благодарности и финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-04-60479.

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; принята в печать 18.02.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

MEASURES TO SUPPORT THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Muattara A. Rakhimova

University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, Uzbekistan E-mail: muattara161@mail.ru

Sergey V. Ryazantsev

Institute for Demographic research FCTAS RAS MGIMO University, Moscow, Russia E-mail: riazan@mail.ru

For citation: Muattara A. Rakhimova, Sergey V. Ryazantsev. Measures to Support the Population in the Republic of Uzbekistan during the COVID-19 Pandemic. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2. No 2. Pp. 201-209. DOI: https://doi. org/l0.1918l/demis.2022.2.2.15. EDN: MIRPGA.

Abstract. The COVID-19 pandemic has led to a significant decline in production, economic growth, consumption in the largest national economies and the global economy as a whole. The authorities of Uzbekistan reacted quite quickly to the coronavirus pandemic: the government adopted a package of measures aimed at accelerating economic recovery in 2020-2021. The country adopted several regulatory legal acts that laid the foundation for a mechanism to reduce the negative impact of the COVID-19 pandemic on the economy. An Anti-Crisis Fund was created under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan. Among the key areas of its activity, financing of measures to combat coronavirus infection, support for entrepreneurship and employment of the population, and expansion of support for socially unprotected segments of the population were highlighted. Taxes on business, trade, the population were significantly reduced, the deadline for filing a declaration and paying taxes by the population was extended. As a result, Uzbekistan has become one of the few countries that managed to maintain economic growth during the coronavirus pandemic. Ensuring employment of the population is an important priority of the ongoing socio-economic policy of Uzbekistan, and the main result in the field of employment and labor migration during the pandemic is the mitigation of the negative consequences of the pandemic, the country has dramatically strengthened the system of social protection and targeted assistance to the population, especially in terms of employment of the needy segments of the population.

Keywords: pandemic, COVID-19, Presidential Decree, Republic of Uzbekistan, anti-crisis fund, employment, youth, women, labor migration.

References

1. Pandemiya COVID-19: Vyzovy, posledstviya, protivodeystviye [COVID-19 Pandemic: Challenges, consequences, counteraction]: [monograph] / Torkunov A. V., Ryazantsev S. V., Levashov V. K. [et al.]; Ed. A. V. Torkunov, S. V. Ryazantsev, V. K. Levashov. Moscow: Aspect Press Publishing House, 2021. 248 p. ISBN: 978-5-7567-1139-4. DOI: https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-7567-1139-4.2021. (In Russ.)

2. Migranova L. A. Impact of the Pandemic on the Russian Economy and Population Income in 2020. Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2021. No. 3. Pp. 7-24. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2021-3-01. (In Russ.)

3. Krasinets E. S. Labor Migrants in Russia during Coronavirus Pandemic. Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2021. No. 3. P.83-90. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2021-3-07. (In Russ.)

4. Vozvratnaya migratsiya: mezhdunarodnyye podkhody i regional'nyye osobennosti Tsentral'noy Azii [Return migration: international approaches and regional features of Central Asia]. Textbook / Ex. ed. Ryazantsev S. V. Almaty: International Organization for Migration, 2020. 234 p. ISBN: 978-92-9068-850-1. (In Russ.)

5. Karimova D. M. Reformy v sfere zanyatosti i vneshney trudovoy migratsii v Uzbekistane [Reforms in the field of employment and external labor migration in Uzbekistan]. Tashkent: Institute for Forecasting and Macroeconomic Research, 2020. 12 p. URL: https://ifmr.uz/files/files/publications_620032.pdf. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bio note:

Muattara A. Rakhimova, Candidate of Juridical Sciences, Docent, Deputy Professor, University of World Economy and Diplomacy, Tashkent, Uzbekistan.

Contact Information: e-mail: muattara161@mail.ru; ORCID ID: 00 00-00 03-1542-1425.

Sergey V. Ryazantsev, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head Department for Demographic and Migration Policy, MGIMO University; Director, Institute for Demographic Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Contact Information: e-mail: riazan@mail.ru; ORCID ID: 0000-0001-5306-8875; RSCI Author ID: 77673; Web of Science Researcher ID: F-7205-2014; Scopus Author ID: 22136228700.

Acknowledgements and financing:

The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) according to the research project № 2004-60479.

Received on 16.12.2021; accepted for publication on 18.02.2022.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.