ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Экономические науки
УДК 338.2 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2022.16.2.23
JEL G 18
Научная статья
В. А. Кундиус1, О. В. Сергиенко2К
'Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация
Особенности нормативного регулирования антикризисного управления в сельском хозяйстве
Аннотация: Государственное антикризисное регулирование, направленное на взаимодействие государства и рынка с целью преодоления негативных последствий кризисов и выработки стратегии устойчивого развития государства и экономики, в значительной мере определяет основную ведущую траекторию экономического развития. В статье рассматриваются методы антикризисного управления, направленные на устранение негативных тенденций, с использованием рычагов государственного воздействия на макроэкономику и экономических агентов посредством разработки соответствующей нормативно-правовой базы. Цель статьи — определить и выявить основные инструменты антикризисного регулирования, закрепленные в нормативно-правовой базе РФ, выявить особенности антикризисного нормативного регулирования сельскохозяйственной отрасли. В статье проанализирована современная сложившая практика антикризисных мер, определяемая оперативным реагированием правительства посредством преимущественно фискальной и монетарной политики, инструментарий которых в зависимости от глубины и опасности негативных последствий кризисной ситуации может быть активным, предупреждающим и опережающим с точки зрения формирования экономической политики государства и формирования нормативной базы, закрепляющей данные инструменты. Это направление антикризисного развития определяет новую доктрину становления следующего этапа экономического развития. Методы исследования, используемые в настоящей статье, — синтез, статистический анализ, методы сравнения. В статье представлен анализ нормативной базы антикризисного управления на различных стадиях циклического развития экономики, и инструментарий, закрепленный в стратегических нормативных документах РФ. Авторы приходят к выводу, что инструментарий антикризисного регулирования, определяемый нормативным регулированием антикризисного управления в сельском хозяйстве, включает средства антикризисного воздействия на экономические процессы согласно фазе развития кризиса, и представляют по результатам исследования нормативной базы матрицу наборов применяемого инструментария антикризисного управления.
Ключевые слова: сельское хозяйство, антикризисное управление, антикризисная политика, правовое регулирование, законодательная практика антикризисного регулирования.
Дата поступления статьи: 21 февраля 2022 г.
Для цитирования: Кундиус В. А., Сергиенко О. В. (2022). Особенности нормативного регулирования антикризисного управления в сельском хозяйстве. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 2, с. 220-230. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.i6.2.23.
Scientific article
V. A. Kundius1, O. V. Sergienko2 К
'Altai State Agrarian University, Barnaul, Russian Federation
2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation
Peculiarities of normative regulation of anti-crisis management
in agriculture
Abstract: State anti-crisis regulation, aimed at the interaction of the state and the market in order to overcome the negative consequences of crises and develop a strategy for the sustainable development of the state and the economy, to a large extent determines the main leading trajectory of economic development. The article discusses the methods of anti-crisis
© В. А. Кундиус, О. В. Сергиенко , 2022
management aimed at eliminating negative trends using the levers of state influence on the macroeconomics and economic agents through the development of an appropriate regulatory framework. The purpose of the article is to identify and identify the main tools of anti-crisis regulation, enshrined in the legal framework of the Russian Federation, to identify the features of anti-crisis regulation of the agricultural industry. The article analyzes the current established practice of anti-crisis measures, determined by the prompt response of the government through a predominantly fiscal and monetary policy, the tools of which, depending on the depth and danger of the negative consequences of the crisis situation, can be active, preventive and leading in terms of the formation of the economic policy of the state and the formation of the regulatory framework that secures these tools. This direction of anti-crisis development defines a new doctrine for the formation of the next stage of economic development. The research methods used in this article are synthesis, statistical analysis, comparison methods. The article presents an analysis of the regulatory framework for anti-crisis management at various stages of the cyclical development of the economy, and the tools set forth in the strategic regulatory documents of the Russian Federation. The authors come to the conclusion that the tools of anti-crisis regulation, determined by the normative regulation of anti-crisis management in agriculture, include means of anti-crisis impact on economic processes according to the phase of development of the crisis, and, based on the results of the study of the regulatory framework, they present a matrix of sets of applied anti-crisis management tools.
Keywords: agriculture, anti-crisis management, anti-crisis policy, legal regulation, legislative practice of anti-crisis regulation.
Paper submitted: February 21, 2022.
For citation: Kundius V. A., Sergienko O. V. (2022). Peculiarities of normative regulation of anti-crisis management in agriculture. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 2, pp. 220-230. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2022.16.2.23.
Введение
Антикризисные инструменты государственной политики состоят в выработке и реализации стратегии развития государства и общества и направлены на создание условий для опережающего устойчивого развития сфер экономики, в т.ч. включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований цифровой экономики, создание информационной инфраструктуры. Цель макроэкономической государственной политики определяется созданием благоприятных условий для решения перспективных задач, гарантирующих эффективность предпринимательской деятельности, инвестиционного и инновационного климата для развития нового технологического уклада бизнеса, повышения благосостояния и уровня жизни, стимулирующих преодоление дезинтеграции национальной экономики.
Эффективность антикризисной стратегии определяется выходом социально-экономической системы на новый уровень, так как кризис имеет объективный характер, показывая настоятельную необходимость перехода на новый уровень развития системы тогда, когда предыдущий сложившийся механизм неэффективен и устарел. Современный структурный мировой кризис характеризуется падением экономических показателей, инвестиционной активности, разрушением однополярной экономики, основанной на господстве американского доллара как всемирной валюты, свободным трансграничным перемещением капитала, высокими ставками кредитных инвестиций на внутреннем рынке, манипулированием международных финансовых спекулянтов национальными валютными и фондовыми рынками. Борьба за экономические ресурсы и лидерство на рынке сопровождается экономическими санкциями, цветными революциями и госпереворотами, военными интервенциями (Борщева, Ермилина и др., 2021).
В реалиях современной действительности совокупность мер макроэкономической, микроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть направлена на преодоление инвестиционного кризиса, повышение объема инвестиций, создание условий, стимулирующих мотивацию бизнеса на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции (Булетова, Мохаммед, 2021). Для этого необходима реализация функций государства, таких как совершенствование нормативной базы, технологий государственного менеджмента, система государственного реагирования на обострение кризисов в экономике.
В системе антикризисного менеджмента государство реализует такие функции, как гражданско-правовая, где государство является участником гражданских отношений: собственником, кредитором,
должником, — и публично-правовая, которая заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления (Денисов, Иванов, 2015). Нормативно-законодательная деятельность государства определяется созданием и утверждением правовой базы антикризисного управления во всех сферах жизнедеятельности юридических и физических лиц. Правовые нормы, регулирующие отношения в сфере антикризисного управления, определяются иерархией норм различных отраслей законодательства и включают следующие элементы(Аббасов, 2019).
1. Конституция РФ — высший нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны. Регламентирующие нормы законодательства антикризисного управления обоснованы в практической деятельности в Конституции РФ, а также при решении вопросов разграничения компетенции федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления. Механизм конституционного правосудия обосновывает законодательные позиции и конституционные нормы антикризисного управления, например нормы закона о несостоятельности (банкротстве), производства по делу о банкротстве в арбитражном суде.
2. Федеральные конституционные законы, имеющие прямую связь с Конституцией РФ, такие как «О судебной системе в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
3. Федеральные законы — специальные законодательные акты, которые регулируют отношения в сфере антикризисного менеджмента.
4. Подзаконные акты — нормативные правовые акты Президента РФ (указы, распоряжения) и издаваемые в соответствии с ними постановления и распоряжения Правительства РФ.
5. Президент РФ вправе восполнять своими указами пробелы в нормативном регулировании отношений, подлежащих урегулированию федеральными законами, до принятия соответствующих законов, а Правительство РФ издает свои постановления на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.
6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют принадлежность норм, участвующих в регламентировании сферы общественных отношений.
Комплексность правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства) определяется нормами гражданского, арбитражного, процессуального, трудового, административного и финансового законодательства. Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается в арбитражном суде, только арбитражный суд имеет право признать юридическое, физическое лицо банкротом. Порядок судопроизводства, процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) определяются специальными процессуальными нормами. Отношения, возникающие между участниками дела о несостоятельности (банкротстве) и правовое регулирование имеют административный характер. Нарушение императивных норм предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность по фактам хищений или мошенничества, преднамеренного или фиктивного банкротства, неправомерных действий при банкротстве. Фундаментом правового регулирования несостоятельности является гражданское право, так как понятия обязательства, его надлежащего исполнения и неисполнения, банкротства и ликвидации юридических лиц, права и обязанности кредитора и должника определены нормами гражданского законодательства. Законодательство
0 банкротстве не является и самостоятельной отраслью права, выступая как узкое частноправовое явление, направленное на упорядочение отношений сторон в условиях конфликта интересов. Институт банкротства является специфическим направлением антикризисного управления, будучи комплексным межотраслевым правовым институтом, базирующимся на нормах гражданского права (Баранова, Бобылева и др., 2020). Эффективность становления института банкротства подтверждается статистическими данными, представленными в отчете-релизе Федресурса1.
Так, показатели числа корпоративных банкротств в 2021 г. выросли на 3,9% по сравнению с 2020 г., и составили в числовом выражении 10319 шт. Необходимо отметить, что в 2020 г. в связи с пандемийным кризисом был объявлен мораторий на несостоятельность, что позволило сдержать всплеск массовых банкротств хозяйствующих субъектов, в т.ч. за счет антикризисных мер
1 Банкротства в России: итоги 2021 года. Статистический релиз Федресурса. URL: https://fedresurs.ru/news/a57795a8-e1f1-4e2e-ba8b-da58725127e2?attempt=2
Таблица. 1 — Количество сообщений о введении судами процедур в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств
Table 1 - Number of reports on the introduction of procedures by the courts in relation to legal entities and peasant farms
Показатели процедуры банкротства Годы
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства 13044 12549 13541 13117 12401 9930 10319
о введении наблюдения 10198 10487 11495 10547 10134 7775 8577
о введении внешнего управления 434 372 363 278 209 150 157
о введении финансового оздоровления 38 52 32 19 19 23 22
Таблица 2 - Количество сообщений об открытии конкурсного производства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств по разделу ОКВЭД должника
Table 2 - Number of messages about the opening of bankruptcy proceedings in respect of legal entities and peasant farms under the debtor's OKVED section
Отрасли Годы1
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2021 по сравнению с 2020
Всего (в т.ч. без отрасли) 13044 12549 13541 13117 12401 9930 10319 3,9 %
Торговля 3421 3477 3818 3683 3383 2583 2585 0,1 %
Строительство 2264 2381 2759 2656 2482 2111 2317 9,8 %
Недвижимое имущество 1323 1270 1453 1385 1417 1183 1199 1,4 %
Обрабатывающие производства 1552 1474 1482 1424 1301 1090 1154 5,9 %
Консалтинг и научно-техническая деятельность 449 547 672 740 669 582 529 9,1 %
Транспортировка и хранение 658 564 618 632 621 444 514 15, %
Сельское, лесное, рыбное хозяйство 939 671 566 554 537 417 394 - 5,5 %
Административная деятельность 199 238 285 246 274 205 259 26,3%
Финансы и страхование 214 292 315 346 331 255 209 -18,0 %
Энергетика 350 284 293 323 261 204 208 2,0 %
Гостиницы и общественное питание 189 187 208 205 222 138 176 27,5 %
Коммунальное хозяйство 175 149 172 186 173 135 162 20,0 %
Добыча полезных ископаемых 134 145 152 133 114 125 144 15,2 %
Информация и связь 110 129 193 160 142 118 143 21,2 %
Прочие услуги 242 151 65 72 80 59 51 -13,6 %
Культура и спорт 52 55 58 51 47 30 42 40,0 %
Здравоохранение 46 45 54 54 42 47 38 -19,1
Образование 7 6 18 8 14 8 12 50,0 %
Госуправление и соцобеспечение 7 6 2 8 8 4 2 -50,0 %
государственной поддержки пострадавшим от пандемии. Наблюдается рост введенных судами процедур наблюдения за 2021 г. до 8577 шт., на 10,3% к 2020 г. и количества реструктуризаций юридических лиц (внешних управлений и финансовых оздоровлений) на 3,5% до 179 шт.
В 2021 г. кредиторы опубликовали 31 671 сообщение о намерении обратиться в суд с заявлениями о банкротстве, что на 14,9% больше, чем в 2020 г. По типу инициации банкротств в 2021 г. можно выделить следующие их группы: 72,4% процедур были инициированы конкурсными кредиторами, ФНС России выступила заявителем в 18,8% дел, должники — в 8,2% дел, работники — 0,6% дел. В региональном разрезе в 2021 г. лидерами по числу компаний-банкротов являются Москва — (2129 шт., +5,9% по сравнению с 2020 г.), Санкт-Петербург (801; +9,9%), Московская область (793; +12,3%), Свердловская область (344; +1,4%), Краснодарский край (316; +8,2%). По числу юридических лиц, признанных несостоятельными, лидируют следующие отрасли народного хозяйства: торговля (2585 новых банкротов в 2021 году, +0,1% по сравнению с 2020 г.), строительство (2317, +9,8%), операции с недвижимостью (1199; +1,4%).
На деятельность сельскохозяйственных организаций, безусловно, оказывает влияние помимо природных факторов внешняя среда: в силу стратегического значения преодоление кризиса и неустойчивой конъюнктуры в аграрной отрасли сопровождается кардинальными изменениями в агропромышленной политике государства. В условиях действия ограничительных мер, вызванных пандемией, несмотря на мораторий на инициирование банкротств кредиторами (с 6 апреля 2020-го по 7 января 2021 г.) и принятие государством мер поддержки бизнеса, повышается риск роста числа банкротств организаций, испытывающих финансовые трудности, и их контрагентов. Законодательные нормы, регулирующие деятельность сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств, определяют приоритетный характер, который регламентируется федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)»2, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»3, «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»4, в которых содержатся положения об особенностях возбуждения дела о банкротстве участников аграрного рынка и процедур, используемых в случае их несостоятельности. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. ^30-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"»5 также предусматривает реабилитационные мероприятия, с учетом необходимости применения к должнику специальных норм банкротства, обусловленных спецификой деятельности аграрного производства: особенностями использования основных ресурсов — земли сельхозназначения, скота, птицы и т.п., сезонным характером производства, природными форс-мажорными явления. Применяемые в банкротстве сельхозпредприятий процедуры обязательно учитывают срок окончания сельскохозяйственных работ и время реализации продукции. Массовое банкротство предприятий сельскохозяйственной отрасли недопустимо и представляет собой серьезную опасность для экономики страны, так как крах аграрной отрасли неизбежно вызывает цепную реакцию: снижение уровня жизни жителей села, снижение спроса на продукты питания высшей категории, снижение доходов кредиторов и инвесторов, в т.ч. смежных отраслей.
С момента основания в России института банкротства (1992) наблюдается тенденция к его трансформации из способа избавления от обязательств и списания задолженности в средство антикризисного управления и профессиональный прием антикризисных менеджеров / арбитражных управляющих, использующих доступные в процедурах банкротства инструменты реструктуризации и восстановления платежеспособности должника. Этому способствовало становление инфраструктуры института банкротства, а именно практика применения закона о несостоятельности,
2 Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : от 26.10.2002 Ш27-Ф3. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/?
3 Российская Федерация. Законы. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс] : от 11.06.2003 N 74-ФЗ. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/?
4 Российская Федерация. Законы. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей [Электронный ресурс] : от 09.07.2002 N 83-ФЗ. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37511/?
5 Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс] : от 15.10.2020 N 330-ФЗ. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365134/?
расширение перечня контролирующих лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, защита интересов должника и кредитора, управляемость банкротства.
Эффективная законодательная практика антикризисного регулирования представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на достижение его целей и задач с использованием антикризисных инструментов воздействия на экономические процессы. Наибольшего синерге-тического результата принятия антикризисных мер в сельском хозяйстве можно достичь путем взаимодействия государственных структур, которые транслируют импульсы роста в экономику, и частного бизнеса, имеющего государственную финансовую поддержку и принимающего на себя обязательства инвестирования в модернизацию производства, создание комфортных условий труда. Эта стратегия обеспечит обратную связь роста валового дохода аграрной отрасли, активизацию экономического и научно-технического потенциала имеющихся ресурсов (экономический фактор), роста занятости и благосостояния жителей сельских территорий (социальный фактор) и активное использование новых технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции — технологий органического земледелия (экологический фактор) (Ханмагомедов, 2021).
Правовые нормы, регламентирующие антикризисные меры, разрабатываемые в рамках политики государства, предусматривают механизмы и способы противодействия и локализации негативных последствий локальных и мировых финансовых и экономических кризисов. Но в рамках антикризисного управления ставятся разные задачи в зависимости от глубины и масштаба кризиса, его стадии развития; в связи с этим необходима разработка различных типов нормативных документов, решающих соответствующие задачи антикризисного регулирования, так как методы антикризисного управления определяют направления государственной политики и рычаги воздействия на экономические процессы и экономических агентов. Приведем примеры нормативных ключевых документов, направленных на стабилизацию и развитие Российской Федерации (Курашвили, 2017).
1. На начальной стадии (стадия зарождения) кризиса требуется перечень основных направлений первоочередных антикризисных мероприятий. На федеральном уровне государства разрабатываются следующие документы.
1.1. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»6. Правовая база стратегии определена положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами «О безопасности»7 и «О стратегическом планировании в Российской Федерации»8. На уровне субъектов федерации разрабатывается правительством планы развития в форме стратегии развития региона, например «Стратегия развития Омской области до 2025 года»9, в которой определены стратегические направления развития региональной экономики и сценарий развития «Сибирский лидер роста».
1.2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2007-2030 годы10.
1.3. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»11, в котором определены пять национальных целей развития:
— сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
— возможности для самореализации и развития талантов;
— комфортная и безопасная среда для жизни;
6 Президент Российской Федерации (07.05.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время — Путин В. В.). Указы. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: от 13.05.2017 г. № 208. Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/111512/
7 Российская Федерация. Законы. О безопасности [Электронный ресурс] : от 28.12.2010 N 390-ФЗ. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_108546/?
8 Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 28.06.2014 N 172-ФЗ. КонсультантПлюс: электрон. справ.-прав. система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/?
9 Министерство экономики Омской области. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://omskportal.ru/oiv/mec/otrasl/StrategyDevelopment/StratPlanDoc/Strateg2025
10 Президент Российской Федерации (07.05.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время - Путин В. В.). Указы. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс] : от 09.05.2017 г. № 203. Президент России : официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919
11 Президент Российской Федерации (07.05.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время - Путин В. В.). Указы. О национальных целях развития России до 2030 года [Электронный ресурс] : от 21.07.2020 г. N 474. Президент России : официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728
— достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
— цифровая трансформация.
1.4. Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»12. Этот документ определяет основные направления устойчивого развития посредством обеспечения продовольственной безопасности, что позволяет определять приоритеты государственной политики в рамках национальной безопасности, предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития сельскохозяйственной отрасли, повышать качество жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Основная цель реализации государственной антикризисной политики на данном этапе — разработка инструментов координации и планирования основных направлений поступательного развития национальной экономики, и определение ее приоритетов (Белоусова, Гончаров, Дорогойченко, 2019).
2. В фазе наступления / возрождения (рецессия, депрессия, стагнация) кризиса государственные меры направлены на предотвращение дестабилизации финансовой системы и массовых банкротств юридических и физических лиц. На уровне правительства страны разрабатываются следующие антикризисные нормативные документы.
2.1. «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»13.
2.2. «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления; одобрен на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций» 15 марта 2022 г. Основные антикризисные направления агропромышленного комплекса в плане определены увеличением финансирования программы субсидирования льготных железнодорожных тарифов на перевозку сельхозпродукции и продукции для организации сельхозпроизводства и продлением сроков уплаты таможенных платежей в отношении судов рыбопромыслового флота, относящихся к судам, не прошедшим процедуру таможенного оформления и до 1 января 2022 г. подавшим документы для таможенного оформления, которые подкреплены соответствующими распоряжениями Правительства РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, Минэкономразвития РФ. Основная цель реализации государственной антикризисной политики на данном этапе — разработка инструментов оперативного противодействия кризису.
3. Фаза восстановления или оживления, посткризисного восстановления и подготовки к будущим кризисам определяется разработкой следующего основного пакета нормативных документов для реализации таких задач, как повышение устойчивости социально-экономического развития к внешним финансовым шокам и колебаниям ценовой конъюнктуры мировых рынков.
3.1. «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике»14.
3.2. «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года»15.
3.3. Указ Президента РФ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»16.
12 Президент Российской Федерации (07.05.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время - Путин В. В.). Указы. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 21.01.202 г. N 20. Президент России : официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106
13 Правительство РФ. План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] : утв. 17.03.2020 г. Гарант : информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/73781643/?
14 Правительство РФ. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике [Электронный ресурс] : одобр. 23.09.2020, протокол N 36, раздел VII, N П13-60855 от 02.10.2020. КонсультантПлюс : справ.-прав. система. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333667/
15 Правительство РФ. План Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [Электронный ресурс] : одобр. 1.10.2021 (с изменениями и дополнениями). Гарант : информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/402929258/?
16 Президент Российской Федерации (07.05.2000-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время - Путин В. В.). Указы.
О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской
Разработанные антикризисные меры с изменением факторов рыночной конъюнктуры и мировой социально-экономической ситуации подлежат корректировке и дополняются сопутствующими мерами поддержки и закрепления их в нормативных актах. Так, в связи с санкциями со стороны ряда стран в отношении России, правительство РФ на федеральном и региональном уровне оперативно разрабатывает и принимает специальные меры поддержки бизнеса, в т.ч. и в аграрном секторе экономики (Колесников, 2021). Это распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 N412^ «О выделении Минсельхозу России бюджетных ассигнований для предоставления субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям»17 и постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке»18, которые определяют меры финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, такие как полугодичная отсрочка платежей по льготным инвестиционным кредитам, срок договоров, по которым истекает в 2022 г. возможность пролонгации кредита на 1 год для краткосрочных льготных займов, срок договора по которым истекает в 2022 г., увеличение субсидированной ставки по выданным краткосрочным кредитам: до 100% ключевой ставки ЦБ РФ, льготная ставка по краткосрочным и инвестиционным кредитам до 5% годовых (распространяется на новые кредиты); компенсация части затрат на производство хлеба и хлебобулочных изделий. Основные цели реализации государственной антикризисной политики на данном этапе — разработка инструментов смягчения негативных последствий кризиса и повышение устойчивости социально-экономического развития.
В научной литературе определены виды антикризисного управления в аграрном секторе экономики (Патласов, Сергиенко, 2005), модели поведения фирмы в кризисной ситуации (Пат-ласов, Сергиенко, 2020), модели диагностики банкротства сельхозорганизаций (Патласов, 2006) и оценки для целей анализа кредитоспособности (Патласов, Васина, 2008)
Разработка и принятие антикризисных мер в настоящее время определены инструментами антикризисного регулирования, сгруппированными по восьми сферам, на которые направляется управленческое воздействие: первоочередные меры стабилизации, стабилизация ситуации на финансовых рынках, налоговое стимулирование и снижение регуляторных ограничений, поддержка импорта, ускорение бюджетных процедур и использование средств государственных компаний, поддержка субъектов МСП, отраслевые меры поддержки, социальная поддержка, в т.ч. поддержка рынка труда.
Федерации [Электронный ресурс] : от 01.03.2022 № 81. Президент России : официальный сайт. URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/67886
17 Правительство РФ. Распоряжения. О выделении Минсельхозу России бюджетных ассигнований для предоставления субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям [Электронный ресурс] : от 16.04.2021 N 999-р. Гарант : информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/400655778/?
18 Правительство РФ. Постановления. О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке [Электронный ресурс] : от 27.04.2022 N 760. Правительство России : официальный сайт. URL: http://government. ru/docs/all/140717
Таблица 3 - Матрица наборов применяемого инструментария Table 3 - Matrix of sets of applied tools
Сфера применения инструментов координации основных направлений антикризисной политики Краткосрочные инструменты (инструменты оперативного противодействия кризису) Пик кризиса Среднесрочные инструменты (инструменты смягчения негативных последствий кризиса) Посткризисное восстановление Долгосрочные инструменты (инструменты повышения устойчивости развития). Посткризисное развитие
План первоочередных действий План (среднесрочных) действий и план мероприятий по его реализации Антикризисная программа
Финансовый сектор экономики Предотвращение дестабилизации финансовой системы: - стабилизация валютного курса; - снижение налоговой нагрузки Стимулирование кредитной активности банков: - повышение ликвидности банковской системы; - национализация банков Повышение устойчивости финансовой системы, в частности повышение эффективности оценки рисков
Реальный сектор экономики Поддержка реального сектора: - предотвращение банкротства системообразующих организаций АПК; - инструменты реструктуризации и восстановления платежеспособности должника; - льготы и преференции по реструктуризации долгов неплатежеспособных организаций; - набор мотивационных и стимулирующих механизмов для привлечения инвесторов и эффективных собственников, чтобы досудебно оздоровить эти организации Стимулирование развития реального сектора: - программы льготного кредитования системообразующих предприятий АПК; - обеспечение доступа сельхозтоваропроизводителей к финансовым ресурсам Повышение устойчивости реального сектора - финансирование приоритетных проектов системообразующих предприятий АПК; - диагностика финансового состояния предприятий АПК и своевременное выявление его проблем
Государственный сектор Ценовая политика - субсидирование сельхозтоваропроизводителей продуктов питания первой необходимости; - оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Поддержка внутреннего спроса, поддержка предприятий АПК, реализующих стратегии импортозамещения Снижение административного давления, налоговое стимулирование
Национальная инновационная система и цифровизация экономики Инвестиционная политика, государственные программы развития АПК Обеспечение устойчивого кредитования крупных перспективных инновационных проектов бизнеса Стимулирование и модернизация и инноваций: - докапитализация институтов инновационного развития; - стимулирование обновления оборудования; - стимулирование развития органического сельского хозяйства
Социальная поддержка рынка труда Снижение напряженности на рынке труда, в частности мониторинг увольнения и неполной занятости Обеспечение занятости: - финансирование программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда; - субсидии на поддержку образовательных кредитов Повышение устойчивости рынка труда, в частности обеспечение эффективной образовательной политики
Выводы
Таким образом, инструментарий антикризисного регулирования, определяемый нормативным регулированием антикризисного управления в сельском хозяйстве, можно представить в виде матрицы инструментов согласно фазе развития кризиса, с выделением отдельных групп антикризисных мероприятий.
Каждая группа инструментов определяет возможные меры антикризисного регулирования, которые регламентируются нормативно-правовыми актами. Нормативная база антикризисного управления закрепляет группу инструментов, соответствующую определенному этапу антикризисного регулирования: этап определения основных направлений антикризисной политики — инструменты координации основных направлений антикризисной политики, этап оперативного противодействия кризису — инструменты первоочередных антикризисных мер, этап смягчения негативных последствий кризиса — инструменты механизмов реализации первоочередных антикризисных мер, этап повышения устойчивости социально-экономического развития — инструменты разработки и реализации антикризисной программы поступательного развития национальной экономики. Так как кризисы неповторимы в своем развитии и каждый отдельный кризис имеет свой сценарий, то не представляется возможным использование рецептов антикризисной политики, эффективной в преодолении одного кризиса, по отношению к другому, но, изучая характеристики каждого кризиса, мы имеем возможность относить их к одному классу, сравнивать, учитывать их особенности и адаптировать уже имеющиеся инструменты антикризисного регулирования к новым кризисам. В развитии современных кризисов выделяют следующие основные характеристики, которые необходимо учитывать при применении к новым кризисам разработанных инструментов регулирования экономической нестабильности:
— смена технологической базы, которая выводит экономику на новый уровень развития за счет новейших достижений науки и техники;
— наложение финансового кризиса на экономический, связанный со спадом производства и занятости, требующее проведения комплекса структурных и институциональных реформ для выхода на траекторию устойчивого роста;
— формирование новой модели экономического роста и создание новых технологических драйверов, новых секторов экономики и глобальной экономической реальности;
— формирование новых балансов сил (отдельных стран и регионов) в мировой политике;
— смена модели регулирования социально-экономических процессов, определение роли государственного регулирования в области финансовых рынков на национальном и глобальном уровнях;
— формирование новой мировой финансовой архитектуры, модернизация бивалютной денежной системы (доллар и евро);
— формирование новой экономической доктрины и новой экономической системы, перешедшей на следующий виток циклического развития.
Источники
Аббасов О. Т. (2019) К вопросу о многообразии взглядов на понятие правовой системы (сравнительно-правовые аспекты). Сибирский юридический вестник, № 1 (72), с. 119-125.
Баранова А. Б., Бобылева А. З., Вайпан В. А., Фролов И. В. (2020) Институт несостоятельности (банкротства) в правовой системе России и зарубежных стран: теория и практика правоприменения. Монография. Под ред. С. А. Карелиной, И. В. Фролова. М., Юстицинформ, 360 с.
Белоусова Я. И., Гончаров А. Н., Дорогойченко Н. Ю. (2019) Антикризисное управление и этапы проведения антикризисной политики. Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 11 января 2019 г.). Уфа, Омега сайнс, с. 43-45.
Борщева А. В., Ермилина Д. А., Санталова М. С., Соклакова И. В. (2021). Антикризисное управление социально-экономическими системами. Монография. Под. ред. М. С. Санталовой. 3-е изд. М., Дашков и К, 236 с.
Булетова Н. Е., Мохаммед И. М. (2021) Влияние национальных проектов на развитие экономики аграрных регионов России . Экономика сельского хозяйства России, № 9, с. 23-29. DOI 10.32651/219-23.
Денисов Е. Ю., Иванов И. О. (2015) Аспекты антикризисного управления сельскохозяйственной отраслью [Электронный ресурс]. Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, № 2 (6). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ aspekty-antikrizisnogo-upravleniya-selskohozyaystvennoy-otraslyu
Колесников А. В. (2021) Риски и угрозы внедрения цифровых технологий в сельском хозяйстве. Экономика сельского хозяйства России, № 6, с. 11-19. dOi 10.32651/216-11.
Курашвили А. Ю. (2017) Правовая система государства. Юридическая наука, № 1, с. 82-89.
Патласов О. Ю. (2006) Диагностика финансового состояния сельхозорганизаций для целей реструктуризации задолженности. АПК: Экономика, управление, № 11, с. 22-25.
Патласов О. Ю., Васина Н. В. (2008) Модели оценки финансового состояния для целей анализа кредитоспособности. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 12, с. 85-90.
Патласов О. Ю., Сергиенко О. В. (2005) Антикризисное управление в АПК. Диагностика банкротства коммерческой организации. Омск, Тара, Изд-во ОмГАУ, 450 с.
Патласов О. Ю., Сергиенко О. В. (2020) Антикризисное управление в коммерческой организации: диагностика предкризисных сигналов. М., Русайнс, 420 с .
Ханмагомедов С. Г. (2021) Стратегия, принципы и приоритеты управления экономикой сельского хозяйства. Органическое сельское хозяйство - перспективы Развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Махачкала, 28-29 октября 2021 г.). Махачкала, с. 320.
References
Abbasov O. T. (2019) K voprosu o mnogoobrazii vzglyadov na ponyatiye pravovoy sistemy (sravnitel'no-pravovyye aspekty) [On the issue of the diversity of views on the concept of a legal system (comparative legal aspects)]. Siberian Law Herald, no. 1 (72), p. 119-125 (In Russian).
Baranova A. B., Bobyleva A. Z., Vaypan V. A., Frolov I. V. (2020) Institut nesostoyatel'nosti (bankrotstva) v pravovoy sisteme Rossii i zarubezhnykh stran: teoriya i praktika pravoprimeneniya [The Institute of Insolvency (Bankruptcy) in the Legal System of Russia and Foreign Countries: Theory and Practice of Law Enforcement]. Monograph. Ed. by S. A. Karelina, I. V. Frolova. Moscow, Yustitsinform Publ., 360 p. (In Russian).
Belousova Ya. I., Goncharov A. N., Dorogoychenko N. Yu. (2019) Antikrizisnoye upravleniye i etapy provedeniya antikrizisnoy politiki [Anti-crisis management and stages of anti-crisis policy]. Traditsionnaya i innovatsionnaya nauka: istoriya, sovremennoye sostoyaniye, perspektivy [Traditional and innovative science: history, current state, prospects. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference]. Ufa, Omega Science Publ., pp. 43-45 (In Russian).
Borshcheva A. V., Ermilina D. A., Santalova M. S., Soklakova I. V. (2021). Antikrizisnoye upravleniye sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami [Anti-crisis management of socio-economic systems]. Monograph. Ed. by M. S. Santalova. 3rd ed. Moscow, Dashkov i K Publ., 236 p. (In Russian).
Buletova N. E., Mohammed I. M. (2021) Vliyaniye national'nykh proyektov na razvitiye ekonomiki agrarnykh regionov Rossii [The impact of national projects on the development of the economy of the agrarian regions of Russia]. Economics of Agriculture of Russia, no. 9, pp. 23-29. dOi 10.32651/219-23 (In Russian).
Denisov E. Yu., Ivanov I. O. (2015) Aspekty antikrizisnogo upravleniya sel'skokhozyaystvennoy otrasl'yu [Aspects of anticrisis management of the agricultural industry]. Aekonomika: ekonomika i sel'skoye khozyaystvo - Aeconomics: Economics and Agriculture, no. 2 (6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-antikrizisnogo-upravleniya-selskohozyaystvennoy-otraslyu (In Russian).
Kolesnikov A. V. (2021) Riski i ugrozy vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy v sel'skom khozyaystve [Risks and threats of the introduction of digital technologies in agriculture]. Economics of Agriculture of Russia, no. 6, pp. 11-19. (In Russian).
Kurashvili A. Yu. (2017) Pravovaya sistema gosudarstva [The legal system of the state]. Legal Science, no. 1, pp. 82-89.
Patlasov O. Yu. (2006) Diagnostika finansovogo sostoyaniya sel'khozorganizatsiy dlya tseley restrukturizatsii zadolzhennosti [Diagnostics of the financial condition of agricultural organizations for the purposes of debt restructuring]. AIC: Economics, Management, no. 11, pp. 22-25 (In Russian).
Patlasov O. Yu., Vasina N. V. (2008) Modeli otsenki finansovogo sostoyaniya dlya tseley analiza kreditosposobnosti [Models for assessing the financial condition for the purposes of creditworthiness analysis]. Economics of Agricultural and Processing Enterprises, no. 12, pp. 85-90 (In Russian).
Patlasov O. Yu., Sergienko O. V. (2005) Antikrizisnoye upravleniye v APK. Diagnostika bankrotstva kommercheskoy organizatsii [Anti-crisis management in the agro-industrial complex. Diagnostics of the bankruptcy of a commercial organization]. Omsk, Tara, OmSAU Publ., 450 p. (In Russian).
Patlasov O. Yu., Sergienko O. V. (2020) Antikrizisnoye upravleniye v kommercheskoy organizatsii: diagnostika predkrizisnykh signalov [Anti-crisis management in a commercial organization: diagnostics of pre-crisis signals]. Moscow, Ruscience Publ., 420 p. (In Russian).
Khanmagomedov S. G. (2021) Strategiya, printsipy i prioritety upravleniya ekonomikoy sel'skogo khozyaystva [Strategy, principles and priorities for managing the agricultural economy]. Organicheskoye sel'skoye khozyaystvo -perspektivy razvitiya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Organic Agriculture - Prospects for Development. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Makhachkala, p. 320.
Информация об авторах
Кундиус Валентина Александровна
Доктор экономических наук, профессор. Алтайский государственный аграрный университет (656031, РФ, г. Барнаул, Молодежная ул., 45). E-mail: [email protected]
Сергиенко Оксана Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: [email protected]
Authors information
Valentina A. Kundius
Dr. Sc. (Econ.), Professor. Altai State Agrarian University (45 Molodezhnaya St., Barnaul, 656031, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Oksana V. Sergienko
Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Chelyuskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: [email protected]