Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 119—121. State service and personnel. 2021. No. 5. P. 119—121. Научная статья УДК 342.59; ББК 67
DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-119-121
ISSN 2312-0444 (print) ISSN 2312-0444 (print)
NIION: 2012-0061-05/21-103 MOSURED: 77/27-008-2021-05-302
Правовые и организационные основы пенсионного обеспечения
в органах внутренних дел1
Сергей Юрьевич Чимаров1, Алексей Дмитриевич Косолапов2, Виктор Сергеевич Бялт3
1 2 3 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В статье авторы исследуют вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел в аспекте административно-правового анализа. Рассматривая особенности регулирования правоотношений в обозначенной сфере, авторы формулируют и обосновывают ряд выводов по указанной проблематике.
Ключевые слова: пенсия; пенсионное обеспечение; социальные гарантии; органы внутренних дел
Для цитирования: Чимаров С. Ю., Косолапов А. Д., Бялт В. С. Правовые и организационные основы пенсионного обеспечения в органах внутренних дел // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 119—121. Э01: 10.24411/2312-0444-2021-5-119-121.
Original article
Legal and organizational bases of pension provision in the internal affairs bodies
Sergey Yu. Chimarov1, Alexey D. Kosolapov2, Viktor S. Byalt3
1 2 3 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia
Abstract. In the article, the authors explore issues related to the pension provision of employees of the internal affairs bodies in the aspect of administrative and legal analysis. Considering the peculiarities of the regulation of legal relations in the designated area, the authors formulate and justify a few conclusions on this issue.
Keywords: pension; pension provision; social guarantees; internal affairs bodies
For citation: Chimarov S. Yu., Kosolapov A. D., Byalt V. S. Legal and organizational bases of pension provision in the internal affairs bodies // State service and personnel. 2021. (5):119—121. (In Russ.). DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-119-121.
■ опросы социальной защищенности населе-I ^ния вызывают несомненный интерес в лю-И .жбом государстве. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст. 7]. Важность развития и совершенствования института социального обеспечения граждан выступает одним из необходимых условий дальнейшего построения в России правового государства. Все это бесспорно применимо и к сотрудникам органов внутренних дел, которые нередко при исполнении своего служебного долга рискуют своим здоровьем и жизнью. Во многом эффективность функционирования системы МВД России определяется социальной защищенностью сотруд-
© Чимаров С.Ю., Косолапов А.Д., Бялт В.С., 2021.
ников органов внутренних дел [5, с. 178—183]. Одним из важнейших элементов системы социальной защиты в органах внутренних дел является институт пенсионного обеспечения, поскольку он затрагивает интересы всех сотрудников и в определенной степени мотивирует их на качественное и добросовестное выполнение своих обязанностей. Таким образом, следует констатировать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений.
Среди ученых правоведов исследованию вопросов, посвященных институту пенсионного обеспечения государственных служащих, уделяется довольно серьезное внимание, что позволяет утверждать о достаточной изученности данной проблематики [2; 3; 6; 7; 8; 9].
Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудни-
№ 5/2021
Государственная служба и кадры
ков органов внутренних дел на сегодняшний день являются: Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»; Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» и Приказ МВД России от 9 января 2018 года № 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России».
В органах внутренних дел установлены следующие виды пенсий:
■ пенсия за выслугу лет;
■ пенсия по инвалидности;
■ пенсия по случаю потери кормилица.
Рассмотрим подробнее пенсию за выслугу лет.
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более;
б) сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет —
50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
На сегодняшний день существует точка зрения, согласно которой следует изменить условия назначения пенсии за выслугу лет, увеличив минимальную продолжительность службы с 20 до 25 лет. Обосновывается указанная позиция необходимость экономии бюджетных средств. Мы полагаем, что это предложение представляется не совсем приемлемым по следующим причинам:
■ в теории права существует принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий ответственность, отягчающий ее или каким-либо образом ухудшающий положение субъекта правоотношения обратной силы не должен иметь. В данном случае будет складываться следующая ситуация — сотрудники органов внутренних дел заключали контракт о службе с МВД России при наличии одних условий прохождения службы, а вынуждены будут продолжать службу при наличии других условий, измененных в одностороннем порядке. Сотрудникам органов внутренних дел либо придется подписывать дополнительное соглашение с МВД России, либо увольняться со службы;
■ увеличение обозначенного выше срока службы, на наш взгляд, может спровоцировать массовые увольнения сотрудников, имеющих высокие профессиональные знания и навыки, значительный опыт службы и, безусловно, способных далее приносить пользу государству;
■ по-нашему мнению, целесообразно не повышать срок службы для получения права на пенсию за выслугу лет, а внести изменения в правовые нормы, устанавливающие размеры пенсии в зависимости от срока службы. Изменения должны быть направлены в сторону существенного увеличения размера пенсии при продолжении службы после 20 летней выслуги, что, несомненно, будет являться сильной мотивацией сотрудникам для дальнейшей службы и качественного выполнения своих должностных обязанностей, являющегося одним из условий дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел [4, с. 19].
Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:
■ институт пенсионного обеспечения в органах внутренних дел является одним из важнейших элементов системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих;
■ с нашей точки зрения вопросы, связанные с пенсионным обеспечением в орга-
№ 5/2021
нах внутренних дел, нуждаются в дальнейшем комплексном рассмотрении и анализе с позиции систематизации имеющихся административно-правовых знаний, а также совершенствования правоприменительной практики в указанной сфере.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Алешина СА Правовые основы расходов на пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск в системе МВД России: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
3. Быковская Ю.В. Модернизация системы пенсионного обеспечения в рамках реформы органов внутренних дел // Вестник Института экономики РАН. 2011. № 4. С. 178—92.
4. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 4 (64). С. 17—20.
5. Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 178—183.
6. Торопкин С.А. Международные гарантии пенсионных прав сотрудников органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 107—110.
7. Фомина С. В. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в России: правовые вопросы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
8. Фролина Т.В. Административно-правовая организация управления системой пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в Российской Федерации: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007.
9. Чернышева Л.В. К вопросу о пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 4 (70). С. 71—73.
References
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 // www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Alyoshina SA Legal bases of pension expenses for employees of internal affairs bodies and military personnel of internal troops in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Diss. ... cand. jurid. Sciences. M., 2007.
3. Bykovskaya Yu.V. Modernization of the pension system within the framework of the reform of internal affairs bodies // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 4. p. 178-92.
4. Byalt V.S., Triputin S.N. Institute of pension provision for employees of internal affairs bodies: actual problems and solutions // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 4 (64). pp. 17—20.
5. Mayurov N.P., Byalt V.S. Institute of Social Guarantees for employees of internal Affairs bodies at the present stage of reforming the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Gaps in Russian legislation. 2013. No. 1. p. 178—183.
6. Toropkin S.A. International guarantees of pension rights of employees of internal affairs bodies // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3 (35). pp. 107—110.
7. Fomina S.V. Pension provision of state civil servants in Russia: legal issues: Diss. ... cand. jurid. Sciences. M., 2007.
8. Frolina T.V. Administrative and legal organization of management of the pension system of state civil servants in the Russian Federation: Diss. ... cand. jurid. Sciences. M., 2007.
9. Chernyshova L.V. On the issue of pension provision for employees of internal affairs bodies // Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 4 (70). p. 71—73.
Информация об авторах С.Ю. Чимаров — доктор исторических наук, профессор
A.Д. Косолапов — кандидат педагогических наук, доцент
B.С. Бялт — кандидат юридических наук, доцент
Information about the authors S.Yu. Chimarov — doctor of historical sciences, professor A.D. Kosolapov — candidate of pedagogical sciences, associate professor V.S. Byalt — candidate of legal sciences, associate professor
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 23.11.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 26.11.2021.
The article was submitted 23.11.2021 ; approved after reviewing 25.11.2021 ; accepted for publication 26.11.2021.
№ 5/2021