Научная статья на тему 'Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения'

Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6647
900
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL GUARANTEES / PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич

В статье анализируются особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Авторы рассматривают нормативную правовую базу, регламентирующую условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, практику ее применения, а также исследуют имеющиеся проблемы в данной области и предлагают обоснованные пути решения указанных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бялт Виктор Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Institute of pension provision of employees of Internal Affairs bodies: actual problems and solutions

The article analyses the peculiarities of pension provision of employees of Internal Affairs bodies. The authors examine the normative legal base regulating the conditions of pension security of employees of Internal Affairs bodies, the practice of its application, and also examine the existing problems in this field and offer reasonable solutions of these problems

Текст научной работы на тему «Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения»

Конституционное право, административное право

УДК 349.3

В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**

Институт пенсионного обеспечения сотрудников

органов внутренних дел: актуальные проблемы и пути решения

В статье анализируются особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Авторы рассматривают нормативную правовую базу, регламентирующую условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, практику ее применения, а также исследуют имеющиеся проблемы в данной области и предлагают обоснованные пути решения указанных проблем

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, органы внутренних дел, социальные гарантии.

VS. Bjalt*, S.N. Triputin*. The Institute of pension provision of employees of Internal Affairs bodies: actual problems and solutions. The article analyses the peculiarities of pension provision of employees of Internal Affairs bodies. The authors examine the normative legal base regulating the conditions of pension security of employees of Internal Affairs bodies, the practice of its application, and also examine the existing problems in this field and offer reasonable solutions of these problems

Keywords: pension provision, bodies of internal Affairs, social guarantees.

Вопросы социальной защищенности населения вызывают несомненный интерес в любом государстве. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, ст. 7]. Не случайно Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. в очередной раз подчеркнул важность развития и совершенствования института социального обеспечения граждан [2]. Все это, бесспорно, применимо и к сотрудникам органов внутренних дел, которые нередко при исполнении своего служебного долга рискуют своим здоровьем и жизнью. Работа с кадрами в органах внутренних дел на современном этапе реформирования правоохранительной системы государства является необходимым условием совершенствования правоприменительной деятельности органов внутренних дел, а также повышения качества выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей [3, с. 129-134]. Во многом эффективность функционирования системы МВД России определяется социальной защищенностью сотрудников органов внутренних дел [4, с. 178-183]. Одним из важнейших элементов системы социальной работы в органах внутренних дел является институт пенсионного обеспечения, поскольку он затрагивает интересы всех сотрудников и в определенной степени мотивирует сотрудников на качественное и добросовестное выполнение своих обязанностей. Актуальность вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел не вызывает сомнений.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1

* Бялт, Виктор Сергеевич, преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.

** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: mail@univermvd.ru.

* Bjalt, Viktor Sergeevich, lecturer of the department of personnel and educational work of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: victorkwr@mail.ru.

** Triputin, Sergey Nikolaevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru. © Бялт В.С., Трипутин С.Н., 2014

Конституционное право, административное право

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении) и Приказ МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В органах внутренних дел установлены следующие виды пенсий:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормилица.

Право на пенсию по инвалидности имеют сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца семьям сотрудников назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров сотрудников - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии [5, ст. 19, 28].

Рассмотрим подробнее пенсию за выслугу лет.

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более;

б) сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел [5, ст. 13].

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, в отличие от ранее действовавшего Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, был увеличен на пять лет. В настоящее время минимальный предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудников, имеющих специальное звание от рядового до подполковника включительно, составляет пятьдесят лет [6, с. 88]. В соответствии с этим мы полагаем, что было бы вполне обосновано внести изменения в правовые нормы, определяющие право сотрудников на пенсию за выслугу лет по так называемому «смешанному стажу» и заменить словосочетание «достигшие на день увольнения 45-летнего возраста» на словосочетание «достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Существует точка зрения, согласно которой следует изменить условия назначения пенсии за выслугу лет, увеличив минимальную продолжительность службы с 20 до 25 лет. Обосновывается указанная позиция необходимостью экономии бюджетных средств. С нашей точки зрения, это предложение представляется не совсем приемлемым по следующим причинам:

- в теории права закреплен принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий ответственность, отягчающий ее или каким-либо образом ухудшающий положение субъекта правоотношения, обратной силы не должен иметь. В данном случае будет складываться следующая ситуация: сотрудники органов внутренних дел заключали контракт о службе с МВД России при наличии одних условий прохождения службы, а вынуждены будут продолжать службу при наличии других условий, измененных в одностороннем порядке. Сотрудникам органов внутренних дел либо придется подписывать дополнительное соглашение с МВД России, либо увольняться со службы;

- увеличение обозначенного выше срока службы, на наш взгляд, может спровоцировать массовые увольнения сотрудников, имеющих высокие профессиональные знания и навыки, значительный опыт службы и, безусловно, способных далее приносить пользу государству;

- по нашему мнению, целесообразно не повышать срок службы для получения права на пенсию за выслугу лет, а внести изменения в правовые нормы, устанавливающие размеры пенсии в зависимости от срока службы. Изменения должны быть направлены в сторону существенного увеличения размера пенсии при продолжении службы после 20-летней выслуги, что, бесспорно, будет являться сильной мотивацией сотрудникам для дальнейшей службы и качественного выполнения

Бялт В.С., Трипутин С.Н. Институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

своих должностных обязанностей, являющегося одним из условий дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.

Проанализировав установленные в Законе о пенсионном обеспечении размеры пенсии за выслугу лет в процентном соотношении в зависимости от стажа службы, можно сделать вывод о том, что стаж службы для получения максимальной пенсии составляет 32 года (50 процентов за 20 лет службы и плюс 36 процентов за еще 12 лет службы, всего получается 86 процентов, но максимальный предел - 85 процентов).

Соответствующие суммы денежного довольствия, из которых исчисляется пенсия, включают в себя: оклад по должности, оклад по специальному званию и процентную надбавку за стаж службы (выслугу лет) [5, ст. 43].

Максимальная ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) составляет 40 процентов при стаже службы (выслуги лет) 25 лет и более [7, ст. 2].

Тарифные разряды по должностям сотрудников органов внутренних дел и месячные оклады сотрудников в соответствии с присвоенным специальным званием определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел [8].

Таким образом, можно констатировать, что основными условиями для назначения повышенной пенсии за выслугу лет при увольнении со службы в органах внутренних дел являются: стаж службы 32 года, получение максимально возможного специального звания и уход на пенсию с максимально возможной должности.

Однако необходимо отдельно остановиться на дополнениях, введенных в Закон о пенсионном обеспечении Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ. Данным федеральным законом ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении была дополнена ч. 2 следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента». Отсюда следует, что законодатель при исчислении размеров пенсии за выслугу лет установил определенный, если так можно выразиться, «понижающий коэффициент», который вводит дополнительное основное условие для назначения повышенной пенсии за выслугу лет, а именное - уход на пенсию ближе к 2035 году (это из расчета, если «понижающий коэффициент» 54 процента будет ежегодно увеличиваться не более чем на 2 процента: увеличиваясь с 2013 г. на 2 процента, «понижающий коэффициент» устранится и достигнет 100 процентов только к 2035 г.).

Следует акцентировать внимание на том, что рассмотренный выше «понижающий коэффициент» не предусмотрен для судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в т.ч. военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в т.ч. военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей [5, ст. 43].

Таким образом, можно утверждать, что Закон о пенсионном обеспечении предусматривает, мягко говоря, не совсем единообразные условия расчета пенсии за выслугу лет для различных категорий государственных служащих. Более того, для государственных гражданских служащих Российской Федерации в настоящее времпя действует отдельный закон, определяющий условия и размеры пенсионного обеспечения гражданских служащих [9]. Обозначенные факты, как мы полагаем, отнюдь не способствуют реализации такому принципу построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, как «единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы» [10, ст. 3].

Учитывая вышеизложенное, с нашей точки зрения, целесообразно рассмотреть вопрос о принятии нового федерального закона, регулирующего правоотношения в области пенсионного обеспечения всех категорий государственных служащих (государственных гражданских служащих, служащих правоохранительной и военной служб), который унифицировал бы условия назначений и размеры пенсий для всех государственных служащих. Следствием реализации данного предложения в МВД России должна стать новая Инструкция, регламентирующая вопросы организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России взамен действующей на данный момент, которая утверждена Приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418.

Заслуживает внимания вопрос исследования зарубежного опыта в сфере пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Сегодня во многих зарубежных странах признается, что стабильность и достаточность материального обеспечения, равно как и социальная защита сотрудников полиции - приоритетная задача для государства. Так, во Франции, США и Израиле полицейские получают повышенную пенсию при наличии безупречного послужного списка, который, естественно, включает отсутствие подозрений в коррупции. В Австралии и во Франции трудовой договор с сотрудником полиции предусматривает лишение его пенсии при уличении в коррупции пропорционально стажу его службы в полиции. При этом чем больше стаж полицейского, тем больше денег он фактически теряет. Особенностью системы социального обеспечения для полицейских Франции и Германии является принцип «прозрачности карьерной лестницы», при котором при поступлении на службу в полицию

Конституционное право, административное право

сотрудник имеет возможность сразу и всесторонне оценить уровень своей заработной платы и пенсии, наличие социальных льгот для него самого и для членов его семьи.

В качестве основных компонентов системы пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов в экономически развитых зарубежных странах можно выделить: гарантированное индексирование и выплату достаточно высокого пенсионного содержания; полное медицинское обслуживание ведомственных пенсионеров; обязательное обеспечение жильем; предоставление возможности получать и совершенствовать образование; организацию досуга пенсионеров и членов их семей.

Несомненно, зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов не является бесспорным. Тем не менее, он заслуживает пристального внимания и представляется вполне применимым с поправкой на специфику организации и функционирования системы МВД России в целях совершенствования института пенсионного обеспечения в органах внутренних дел.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие выводы:

1) вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел имеют важнейшее значение в аспекте развития и совершенствования системы социальных гарантий в органах внутренних дел, а также с точки зрения повышения уровня мотивационной направленности у сотрудников на добросовестное и качественное выполнения своих должностных обязанностей;

2) основным нормативным правовым актом в сфере пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел сегодня являются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная Приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418;

3) на наш взгляд, на современном этапе проведения административно-правовой реформы в государстве необходимо реализовать следующие меры по совершенствованию института пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел:

- рассмотреть вопрос о принятии нового федерального закона, посвященного вопросам пенсионного обеспечения всех категорий государственных служащих (государственных гражданских служащих, служащих правоохранительной и военной служб);

- утвердить в МВД России новую Инструкцию, регламентирующую порядок организации работы по пенсионному обеспечению в МВД России, которая бы отвечала новым современным требованиям к подобного рода документам;

- использовать зарубежный опыт в области пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов с учетом специфики организации и функционирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем анализе и совершенствовании.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года // Российская газета. - 2013. - 13 декабря.

3. Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 3.

4.Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 1.

5. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Приказ МВД России от 1 декабря 2011 г. № 1192 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел».

9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.