УДК 336.5
Попова Алина Андреевна
адъюнкт кафедры
экономики и бухгалтерского учета,
Московский университет
МВД России им. В.Я. Кикотя
Alina A. Popova
Adjunct Department of Economics and accounting, Moscow University of interior ministry of Russia V.J. Kikot [email protected]
Особенности
осуществления финансового контроля расходов на пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
Features
of implementation of financial control of expenses on pension provision of employees of law-enforcement bodies
Аннотация. В статье рассматривается социальная специфика расходов на пенсионное обеспечение, обусловленная его защитной функцией и формой некой льготы, мотивирующей к выполнению служебных обязанностей, привлечения молодых специалистов и сохранения на службе профессионалов. Определена структура пенсионного обеспечения, основные нарушения, выявляемые в ходе финансового контроля.
Автором выделены некоторые особенности проведения мероприятий финансового контроля в подразделениях, осуществляющих пенсионное обслуживание сотрудников органов внутренних дел, а так же подчеркнута необходимость развития, как в теоретическом, так и в практическом плане внутреннего финансового аудита в указанной сфере.
Ключевые слова: финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, контрольно-ревизионные органы, ревизия, бюджетные расходы, пенсии, социальное обеспечение.
Annotation. The article deals with the social specificity of pension costs, due to its protective function and the form of a certain benefit, motivating to perform official duties, attract young professionals and keep in the service of professionals. The structure of pension provision, the main violations revealed during financial control are defined. The article highlights some of the features of financial control measures in the units providing pension services to employees of the internal Affairs bodies, as well as the need for development, both in theoretical and practical terms of internal financial audit in this area.
Keywords: financial control, internal financial audit, control and audit bodies, audit, budget expenditures, pensions, social security.
Учитывая социальную направленность рассматриваемой сферы, финансовый контроль расходов на пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел наряду с общими признаками обладает рядом особенностей.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.
Социальное обеспечения представляет собой перераспределение и использование специально предусмотренной части национального дохода в пользу незащищенных слоев населения.
Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, организаций, учреждений, непосредственно определяющих образ и уровень
жизни людей, их благосостояния и потребностей [1]. В связи с этим очевидна значимость финансового контроля и аудита в социальной сфере.
Финансовый контроль и аудит в социальной сфере непосредственно направлен на целевое и эффективное расходование бюджетных средств, предназначенных для выполнения социальных гарантий государства.
Учитывая, что практически все бюджетные средства распределяются и расходуются органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениям, выполнении задач по осуществлению полного, систематического и эффективного контроля использования бюджетных средств принадлежит субъектам ведомственного контроля [3].
Ведомственный финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в сфере пенсионного
обслуживания сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, являясь частями системы финансового контроля, представляют собой деятельность по обеспечению правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на социальное обеспечение указанной категории лиц.
Пенсионное обеспечение сотрудников ОВД выполняет вышеуказанную защитную функцию, а так же выступает в роли определенной льготы, мотивирующей к качественному и добросовестному выполнению служебных обязанностей, порой связанных с риском для жизни и здоровья.
Стоит отметить, что пенсионное обслуживание сотрудников органов внутренних дел и их семей это один из основных видов расходов Министерства внутренних дел по социальному обеспечению.
Структуру пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел условно можно разделить на два больших блока, один из которых -пенсии, другой - иные выплаты и компенсации. Законодательством предусмотрено три вида пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. К иным выплатам и компенсациям относят: материальная помощь, возмещение расходов на ритуальные услуги, погребение, изготовление и установку надгробных памятников, возмещение расходов по проезду в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а так же надбавки и повышения к пенсиям (например: надбавка на иждивенцев, как участнику боевых действий и др.).
Если пенсии - это однажды назначенные ежемесячные выплаты, подвергающиеся индексации и увлечению, но сопровождающие пенсионера на протяжении всей жизни, то иные выплаты приурочены к определенным действиям и событиям его жизни. В связи с этим, финансовый контроль расходов непосредственно на пенсии максимально важен на первоначальном этапе - на этапе назначения, что говорит о его одномо-ментности, а контроль иных выплат и компенсаций - по каждому отдельному случаю, что характеризует его как непрерывный длящийся процесс.
Особая актуальность финансового контроля в сфере пенсионного заключается в том, что с одной стороны расходы на выплату пенсий и компенсаций это расходы федерального бюджета, что не допускает их нецелевого и неэффективного расходования, а с другой - возможно единственный финансовый источник существования уволенных сотрудников, что исключает случаи несвоевременности или неполноты выплат.
В связи с этим, контрольные мероприятия не должны быть направлены лишь на выявление переплат, а в большей степени обращены к вопросам полного доведения всех льгот и выплат, предусмотренных законодательством, до пенсионера.
К основным причинам возникновения переплат относят:
- несвоевременное сообщение пенсионером о смене места жительства, получающего пенсию с учетом районного коэффициента;
- несвоевременное поступление информации о смерти пенсионера;
- несообщение пенсионером о факте восстановления на какой-либо вид службы, предусматривающий присвоение специального либо воинского звания, либо о факте трудоустройства.
Причинами образования недоплат могут быть следующие:
- занижение выслуги лет, в том числе льготной, для назначения пенсии;
- неправильное исчисление денежного довольствия, принимаемого для назначения пенсий и другие.
Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России осуществляет общее руководство работой по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы, и членов их семей.
Непосредственно финансовый контроль в пенсионных подразделениях проводят контрольно-ревизионные подразделения МВД России в рамках очередной или внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности территориального органа внутренних дел.
Объем проверки отражается в задании на проведение проверки (ревизии), где и включается вопрос по оценке пенсионного обеспечения.
Основные методы ведомственного финансового контроля - ревизия, выездная проверка, документальная проверка.
Методика и практика осуществления внутреннего финансового аудита, который мог бы оценить надежность осуществления финансового контроля, а так же так же подготовить предложения по повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств, в системе пенсионного обслуживания и вовсе отсутствует, а следовательно не может быть оценена надежность мероприятий ведомственного финансового контроля, даны рекомендации по эффективности использования бюджетных средств.
При проведении мероприятий финансового контроля целесообразно привлечение сотрудников пенсионных подразделений других регион, так как ревизор не может выявить всех нарушений и недостатков пенсионной работы в силу отсутствия практических навыков в указанной сфере.
По результатам проведения ревизии пенсионного подразделения составляется справка, в Центрах пенсионного обслуживания это может быть промежуточный акт, который так же подписывается проверяющим, руководителем пенсионного подразделения и руководителем финансового подразделения. В дальнейшем справка или про-
межуточный акт включается в общий акт ревизии по территориальному органу.
Анализируя акты ревизии пенсионных подразделений можно отметить, что основной объем нарушений устранятся в период ее проведения, а предложении по предыдущим актам выполняются в полном объеме.
В числе основных и чаще встречающихся нарушений следующие:
- отсутствие отметок о проверке лицевых счетов пенсионеров, поступивших из банка,
- необоснованное занижение выслуги лет для назначения пенсии,
- не назначение пенсии пасынкам (падчерицам), отчимам (мачехам) погибших, умерших сотрудников (пенсионеров).
Персональная ответственность за выплату пенсий, пособий и компенсаций, а так же устранение недоплат и переплата возложена на руководители пенсионных органов.
Так же, проверка пенсионных дел позволяет выявить нарушения, допущенные кадровыми подразделениями, например, в вопросах переплаты и недоплаты единовременного пособия при увольнении, несвоевременности подачи материалов для назначения пенсий и др.
При проведении финансового контроля особо стоит учитывать объемы проводимых контрольных
Литература:
1. Водопьянов А.А. Повышение эффективности финансового контроля в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих : дис ... канд. экон. наук. : 08.00.10. Ярославль, 2005. 187 с.
2. Дятлова А.Ф. Теория и методология учетно-аналитического обеспечения управления сельскохозяйственными организациями : монография. Йошкар-Ола : СТРИНГ, 2009. 160 с
3. Суглобов А.Е. Внедрение автоматизированных систем ведомств / А.Е. Суглобов, Е.Н. Бари-каев // Государственная служба и кадры. 2014. № 4. С. 94-97.
мероприятий. Несмотря на то, что ревизуемый период строго ограничен двумя годами, численность пенсионеров может существенно варьироваться в зависимости от региона. Так, в ЦПО ГУ МВД России по Московской области на учете состоит свыше 58 000 человек, а количество вновь назначенных пенсий составляет около 3000 в год.
Мероприятия финансового контроля должны проводиться с учетом непрерывного характера пенсионного обеспечения, невозможности приостановления деятельности подразделения, осуществляющего функции по назначению и выплате пенсий. Это говорит о привлечении минимального количества сотрудников пенсионного подразделения к проводимым проверкам, о невозможности остановки ведения личного приема пенсионеров, долгосрочного изъятия пенсионных дел, приостановки функционирования базы данных.
Говоря о финансовом контроле, необходимо сказать о самоконтроле в подразделениях, выполняющих функции по пенсионному обслуживанию. Такой контроль возможен в форме анализа данных, полученных в результате выборок из базы данных пенсионеров, сличения данных баз иных органов, например, осуществляющих социальную защиту населения, миграционный контроль, ЗАГС и других.
Таким образом, особенности сферы пенсионного обеспечения сотрудников, уволенных со служб, и членов их семей, предопределяют особенности проводимых контрольных мероприятий.
Literature:
1. Vodopyanov A.A. Improving the efficiency of financial control in the field of pension provision of military personnel : thesis ... PhD in economics. : 08.00.10. Yaroslavl, 2005. 187 p .
2. Dyatlova A.F. Theory and methodology of accounting and analytical support of management of agricultural organizations : monograph. Yoshkar-Ola : STRING, 2009. 160 p.
3. SuglobovA.E. Introduction of automated system of departmental financial control of the Ministry of internal Affairs of Russia / A.E. Suglobov, E.N. Barichev // The State service and personnel, 2014. № 4. P. 94-97.