Научная статья на тему 'Пенсия как основной вид социального обеспечения в 1955-1965 гг. (на материалах Башкирской АССР)'

Пенсия как основной вид социального обеспечения в 1955-1965 гг. (на материалах Башкирской АССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ АССР / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИИ / ИНВАЛИДЫ / РЕГРЕССИВНЫЕ ИСКИ / КОЛХОЗНИКИ / НЕТРУДОСПОСОБНЫЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рискулова Флюза Фиратовна

На основе широкого круга источников в статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения послевоенных лет. Подчеркивается роль пенсионеров в создании общественных организаций, которые активно помогали в работе сотрудников социального обеспечения. На примере Кушнаренковского района представлено положение об организации помощи нуждающимся в колхозах республики. Автор акцентирует внимание на проблемах нарушения пенсионного законодательства: переплаты, недоплаты, хищения государственных денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсия как основной вид социального обеспечения в 1955-1965 гг. (на материалах Башкирской АССР)»

УДК 369

Рискулова Флюза Фиратовна

учитель истории centre. pfz@yandex.ru Fluza F. Riskulova teacher of history centre.pfz@yandex .ru

Пенсия как основной вид социального обеспечения в 1955-1965 гг.

(На материалах Башкирской АССР)

Pension as the main type of social security in 1955-1965, (on the materials of the Bashkir ASSR)

Аннотация. На основе широкого круга источников в статье рассматриваются вопросы пенсионного обеспечения послевоенных лет. Подчеркивается роль пенсионеров в создании общественных организаций, которые активно помогали в работе сотрудников социального обеспечения. На примере Кушнаренковского района представлено положение об организации помощи нуждающимся в колхозах республики. Автор акцентирует внимание на проблемах нарушения пенсионного законодательства: переплаты, недоплаты, хищения государственных денег.

Ключевые слова: Башкирская АССР, социальное обеспечение, пенсии, инвалиды, регрессивные иски, колхозники, нетрудоспособные.

Synopsis. On the basis of a wide range of sources this article dwells upon the questions of pension provision of the post-war years. Special emphasis is placed on the role pensioners in forming social organizations, which actively helped social the welfare employees. With the example of Kushnarenkovskiy rayon the article shows the work of the Statute of Organizing help to the needy in kolkhozes of the Republic. The author pays special attention to the problems of violating the Pension legislation: overpaying, underpaying, stealing from state funds.

Keywords: Bashkir ASSR, social security, pensions, disabled people, regressive claims, farmers, incapacitated people.

В Башкирской АССР во второй половине 1950-х годов произошли положительные сдвиги во всей социальной сфере, выразившиеся в повышении заработной платы рабочим и служащим, оплате труда колхозникам, улучшении жилищно-бытовых условий населения. Предпосылки для этого были созданы ускорением темпов экономического развития, либерализацией политической жизни. Только в связи с новым законом о государственных пенсиях выплаты населению выросли в 2,5 раза и составили в 1958 году 720 млн. рублей [1].

Таблица № 1

Численность лиц, получающих государственные пенсии в Башкирской

АССР (на конец года; тысяч человек)

Категории пенсионеров 1946 г. 1950 г. 1956 г. 1960 г. 1965 г.

Всего 313 353 261 277 312

В том числе:

По старости - 6 24 51 90

За выслугу лет - 3 4 5 6

Инвалиды труда - 18 41 67 62

Семьи умерших кормильцев из числа рабочих и служащих - 20 27 43 63

Инвалиды из числа военнослужащих 49 36 36 37 32

Семьи военнослужащих 224 268 126 68 52

Прочие пенсионеры 3 2 3 6 7

Источник: Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР: Стат. сб. Уфа: Госстатиздат, 1959. Л. 249.[2].

Данные таблицы свидетельствуют о значительном увеличении с 1956 года пенсионеров по старости, инвалидов труда, семей умерших кормильцев из числа рабочих и служащих. Кроме того, наблюдается понижение количества семей военнослужащих, получающих государственные пенсии.

По примеру государственного пенсионного обеспечения, выплату пенсий престарелым и инвалидам начали устанавливать и колхозы. К 1957 году пенсии выплачивались в 800 колхозах республики [3], то есть, в более чем в половине хозяйств. На примере Кушнаренковского района мы можем проследить примерную картину обеспечения. Социальные выплаты назначались членам колхоза по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, персональные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия по случаю рождения ребенка, смерти члена семьи, на протезирование. Пенсии по старости и инвалидности назначались независимо от того, прекратили они работу или продолжают работать.

Пенсии по инвалидности назначались только первой и второй группе, инвалидам третьей группы предоставлялась работа по рекомендации врача. Выплаты по инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, связанного с колхозным производством, назначались в следующих размерах: 1 группа - 100% от среднемесячного заработка, 2 группа - 90%. Вследствие общего заболевания 1 гр. - 85%

среднемесячного заработка, 2 гр - 65%. Инвалидам, которые имели на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, назначались надбавки: при одном нетрудоспособном - 10% от назначенной пенсии, при двух и более 15%.

Семьи колхозников, умерших в результате трудового увечья или профессионального заболевания, получали пенсию по случаю потери кормильца. Размеры на трех и более нетрудоспособных членов семьи - 100% от месячного заработка, на двух нетрудоспособных - 90%, на одного - 65%. Семье колхозника, умершего от общего заболевания: 85%, 65%, 45% соответственно

[4].

Пособие по временной нетрудоспособности от общих заболеваний выдавалось при болезни, связанной с потерей трудоспособности, при болезни члена семьи, за которым необходим уход. Тем, кто проработал в колхозе менее 5 лет - 25% среднемесячного заработка, от 5 до 10 лет - 50%, от 10 лет до 15 лет - 75%, свыше 15 лет - 90%. В случае трудового увечья или профессионального заболевания выдавалось в размере 100% среднего заработка, если колхозник не состоял в кассе общественной взаимопомощи, то размер пособия составлял 50%. Пособие на погребение выдавалось в случае смерти члена колхоза и в случае смерти членов семьи колхозника, находившихся на его иждивении. На погребение умерших в возрасте до 10 лет - 50 рублей, старше 10 лет - 100 руб. Единовременное пособие на протезирование выдавалось из расчета стоимости протезно-ортопедического изделия и стоимости проезда для его заказа. Пособие на рождение ребенка -100 рублей [5].

В этой связи необходимо отметить, что размер пенсии зависел от того, при каких обстоятельствах человек умер или получил увечья, если это происходило на работе, то сумма была значительно выше, чем от общих заболеваний. Детям, потерявших обоих родителей (круглые сироты), выплаты назначались в размерах, установленных для семей, потерявших кормильца вследствие трудового увечья. Единовременные пособия на санаторно-курортное лечение, протезирование и рождение ребенка выдавались только тем, кто состоял в кассе общественной взаимопомощи. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания выдавалось всем колхозникам, даже тем, кто не состоял в КОВК. На кассы была возложена вся работа по оформлению и выплате пенсий и пособий, назначаемых правлением колхоза. Было оговорено, что членам касс пособия будут выдаваться в повышенных размерах, что, в свою очередь, способствовало росту их количества.

До принятия положения во всем районе насчитывалось 1200 членов касс, через год их количество достигло 12495, то есть в 10 раз больше. Остаток средств, имевшихся в КОВК района к началу 1959 года, составлял всего 14000 рублей. К концу года положение изменилось. За год денежные поступления от колхозов и членов кассы составили свыше 800.000 рублей, а к началу 1960 года остаток составил около 300.000 руб. [6].

Положение о порядке назначения и выплаты пенсий и пособий, разработанное в Кушнаренковском районе, явилось примером не только для

организации работы в целом по республике, но и было опубликовано в Российском издании журнала «Социальное обеспечение» от 1960 г. № 7, под разделом: «В помощь правлениям колхозов и кассам общественной взаимопомощи». Работа, организованная согласно принятому положению, значительно улучшала материальное положение престарелых и нетрудоспособных колхозников.

Таблица № 2

Средний размер пенсии в 1959 году по городам и районам республики

Районы и города Общее количество пенсионеров Средний размер пенсии ( в рублях)

Абзелиловский 1802 263

Балтачевский 3104 195

Белебеевский 2308 210

Бижбулякский 2518 205

Кумертау 2135 301

Сибай 1556 367 367

Уфа. Ленинский район 9669 321

Источник: ЦИА РБ. Ф. 169, Оп. 4, Д. 384. Л. 2-9 [7].

Статистические данные таблицы показывают разницу среднего размера пенсии в городах и районах, например, в городе Сибае пенсия была выше, чем в столице республики. В Балтачевском районе пенсионеры получали значительно меньше, чем в Абзелиловском. Следует предположить, что размер пенсии изменялся по годам в зависимости от финансовых возможностей города и района.

Сами пенсионеры принимали активное участие в работе, создавая общественные организации. Участвовали в обследованиях, в комиссиях по подготовке пенсионных документов, в проверке свидетельских показаний, оказывали помощь в организации юридической консультации, выписке различной документации, в приеме, шефстве над домами инвалидов и престарелых, детскими домами, одинокими пенсионерами, которые нуждались в уходе.

В работе сотрудников социального обеспечения нередко допускались нарушения. В 1959 г. по РСФСР были выявлены факты незаконной выплаты 5 млн. 800 тыс. руб. пенсионных средств. Почти три четверти переплат произошли в связи с нарушением пенсионного законодательства, остальные в результате счетных ошибок. Допускались и недоплаты. Имели место недостатки в хранении, оформлении и выдаче трудовых документов на предприятиях и в учреждениях. Много ошибок при выдаче справок со сведениями о заработке, составе семьи и стаже работы, а также факты сокрытия работы и заработка пенсионерами. Наибольшие суммы переплат были

обнаружены в Приморском и Красноярском краях, Башкирской и Тувинской Автономных республиках.

Общая сумма переплат, растрат и хищений в 1960 г. по республике составила 69,9 тыс. руб., а в 1961 г. возросла до 129,1 тыс. Нарушения в расходовании государственных средств были выявлены в следующих отделах социального обеспечения: Стерлитамакский - 5799 руб., Ленинский - 1577, Калининский г. Уфа - 1344, Хайбулинский - 1023, Федоровский - 964 руб . Большие переплаты в 1965 г. были обнаружены ревизионными комиссиями в Калтасинском районе по всем видам пенсий и пособий на сумму 1293 руб., Чишминском, Баймакском, Гафурийском, Хайбулинском, Учалинском районах. Кроме того, часто встречались случаи недоплаты, например, если в 1964 г. сумма составляла 5, 2 тыс. руб., то в 1965 гг. возросла до 7,6 тыс. руб. [8].

В 1962 г. Министерством Социального обеспечения БАССР было заведено 3621 дел. Регрессивных исков было предъявлено 1144, которые были разрешены в арбитражных и судебных органах, а остальные 2477 дел удовлетворенны в претензионном порядке. Примерно такое же положение было и в других областях и республиках СССР. Городские и районные отделения социальной защиты заключали соглашения с коллегиями адвокатов на ведение указанных дел. На эти цели выделялись специальные ассигнования из республиканского бюджета. По республике было израсходовано 19 тыс. рублей, а на 1963 г. запрос составлял уже 24 тыс.[9].

Проблемы оставались и в деле доставки пенсий. Жителям Хайбулинского, Салаватского, Куюргазинского, Зиянчуровского, Стерлибашевского районов проживающим в совхозах, пенсии вообще не доставлялись, так как почтальоны их не обслуживали. Вот пример из документа: «Мать погибшего военнослужащего, гражданка Садретдинова из Кузнецкого сельсовета Салаватского района, вынуждена была ходить за получением пенсии на расстоянии 32 км., потому что на дом не доставляли». В Архангельском, Ермекеевском, Покровском, Татышлинском районах пенсии выплачивались без требования документов, удостоверяющих личность, кроме того, при оплате переводов сначала производили удержания за выписку газет и журналов или вместо денег вручали почтовые марки. Например, в Бирском районе одному из пенсионеров задерживали оплату до тех пор, пока не был погашен недоимок по гос. поставкам. В Зиянчуринском и Мечетлинском районах, чтобы не утруждать почтальонов доставкой, пенсии передавали непосредственно налоговым агентам, которые, в свою очередь, производили удержания за пользование радиоточкой и частично вместо денег вручали брошюры. Вот сведения из другого источника: «Начальник Чумарского отделения связи Калтасинского района Шагалов систематически задерживал оплату переводов пенсий, а потом, присвоив, скрылся. Пенсии остались не выплаченными» [10].

Следует отметить, что существовавшая система работы имела как недостатки, так и положительные моменты. Работниками социального обеспечения проводилась работа по ремонту квартир, строительства новых домов, устройство детей в детские дома, патронирование и опеку. Достаточно

сил было вложено в дело трудоустройства инвалидов. Чаще всего их устраивали на работу в мелкие типографии, торговые организации. Колхозы привлекали к работе инвалидов с тяжелыми поражениями в качестве счетных и административных работников.

Лучшими отделами социального обеспечения в деле обеспечения пенсиями и пособиями являлись Кушнаренковский, Аургазинский, Дуванский, Янаульский, Молотовский отдел г.Уфы. Нарушения пенсионного законодательства и следовательно незаконные назначения и переплаты пенсий имели место в г.Черниковск, г.Белорецк, Баймакском, Илишевском, Мечетлинском, Аскинском, Учалинском, Краснокамском, Татышлинском районах.

Таким образом, в республике во второй половине 1950-х годов увеличивается количество пенсионеров по старости, инвалидов труда, семей умерших кормильцев из числа рабочих и служащих. С принятием закона о государственных пенсиях выросли выплаты населению в 2,5 раза. В более чем половине колхозных хозяйств республики были созданы кассы общественной взаимопомощи. Вывод о том, что организация помощи нуждающимся одного из районов республики служил примером для всей страны, свидетельствует положение о назначение и выплаты пенсий и пособий в Кушнаренковском районе. Средний размер пенсии по республике составлял 267 рублей, в различных городах и селах сумма незначительно отличалась.

Отмечая недостатки в пенсионном обеспечении, следует указать на случаи нарушения законодательства, о чем свидетельствуют вышеизложенные факты. В начале 1960-х годов мы наблюдаем рост переплат, растрат и хищений государственных денег. Только за 1960-1961 гг. общая сумма увеличилась почти в два раза, а за период 1964-1965 гг. недоплачено пенсий на сумму 2,4 тыс. руб., а переплаты составили 59,2 тыс. руб. Нередким явлением были случаи слабой организации в хранении и оформлении документов.

Литература

1. Ямалов М.Б., Алмаев Р.З. История Башкортостана в ХХ веке. Уфа. 2007. - С. 229

2. Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР: Стат. сб. Уфа: Госстатиздат, 1959. - Л. 249.[7].

3. Очерки по истории БАССР. Т. 2. Уфа-1966г. - Л. 533.

4. Социальное обеспечение. 1960. №7.

5. Там же. - С. 44.

6. Там же. - С. 58.

7. ЦИА РБ. Ф. Р-169. Оп. 4. Д. 384. - Л. 2-9.

8. ЦИА РБ. Ф. Р- 4781. Оп. 1. Д. 4. - Л. 9, 10, 28.

9. Социальное обеспечение.1963. №1.

10. ЦИА РБ. Ф.169. Оп.4. Д.138. Л. 285.

Bibliography:

1. Yamalov, M.B., Almaev, R.Z. The History of Bashkortostan in the ХХ с. -Ufa, 2007, - P. 229.

2. The economy and Cultural Development of the Bashkir ASSR: a collection of articles. - Ufa: Gosstatizdat, 1959. - P. 249.

3. The Essays on the History of the BASSR. v. 2. - Ufa, 1966, - P. 533.

4.The Social security -1960. No. 7. 5.Ibid.,- P.44.

6.Ibid.,- P.58.

7.The Central Historical Archive of the Republic of Bashkortostan, F. R-169, Op. 4, D. 384, - L. 2-9.

8. The Central Historical Archive of the Republic of Bashkortostan, F. R-4781, Op.1, D. 1, - L. 9, 10, 28.

9.The Social security -1963. No.1.

10. The Central Historical Archive of the Republic of Bashkortostan, F. R-169, Op.4, D. 138, - L. 285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.