Научная статья на тему 'Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в системе социальной защиты МВД России'

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в системе социальной защиты МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2566
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова А.А.

В статье рассмотрены подходы некоторых авторов к пониманию сущности социальной защиты населения в целом. На основе рассмотренных взглядов определены признаки социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в системе МВД России и представлена её структура. В статье предлагается авторское определение понятия «социальная защита сотрудников органов внутренних». В статье определено место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, описана его структура, а так же указана нормативная база в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Автором указано отличие пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания в системе МВД России. В статье охарактеризованы подразделения, осуществляющие пенсионное обслуживание в системе МВД России, проанализирована динамика пенсионных расходов в системе МВД России, а так же сделан вывод о стабильности увеличения уровня пенсионного обеспечения в системе МВД России. Кроме того, отмечены иные выплаты пенсионного характера, распространяющиеся на пенсионеров (сотрудников) органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в системе социальной защиты МВД России»

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в системе социальной защиты МВД России

Попова Алина Андреевна

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, Fly.star@mail.ru

В статье рассмотрены подходы некоторых авторов к пониманию сущности социальной защиты населения в целом. На основе рассмотренных взглядов определены признаки социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в системе МВД России и представлена её структура. В статье предлагается авторское определение понятия «социальная защита сотрудников органов внутренних».

В статье определено место пенсионного обеспечения в системе социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, описана его структура, а так же указана нормативная база в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Автором указано отличие пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания в системе МВД России. В статье охарактеризованы подразделения, осуществляющие пенсионное обслуживание в системе МВД России, проанализирована динамика пенсионных расходов в системе МВД России, а так же сделан вывод о стабильности увеличения уровня пенсионного обеспечения в системе МВД России. Кроме того, отмечены иные выплаты пенсионного характера, распространяющиеся на пенсионеров (сотрудников) органов внутренних дел.

Ключевые слова. Социальная защита, социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, пенсионное обеспечение, пенсии.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, черты социального государства отражаются в его социальной политике, распространяющейся на всей территории страны.

В зависимости от сферы человеческой деятельности, территориальной принадлежности и субъектов социальной политики она может приобретать отличительные особенности. Так, в системе Министерства внутренних дел (далее - МВД) России проводится ведомственная социальная политика, основанная на базовых социальных принципах, а так же с учетом специфики функций, осуществляемых органом исполнительной власти.

Одной из форм реализации социальной политики является социальная защита, которая, по мнению В.Ш. Шайхатдинова, представляет собой деятельность государства, органов местного самоуправления и работодателей по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения, включающую меры социального, экономического и правового характера, санкционированные государством с целью поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите [3].

Е.А. Токарева определяет социальную защиту как систему правоотношений, возникающих между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями, страхователями по созданию и обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения посредством предоставления социального обеспечения, охраны труда, охраны здоровья, вознаграждения за труд, содействия занятости, благотворительности, обеспечения жилыми помещениями, обеспечения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья, социальной защиты лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф [2].

Прежде всего, следует определить специфику социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в российской системе социальной защиты населения.

Основными признаками социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в системе МВД России являются следующие.

Во-первых, она представляет собой систему правовых отношений, которые возникают между сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей с одной стороны и органом исполнительной власти с другой.

Во-вторых, эти правоотношения возникают по поводу предоставления сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей медицинского и санаторно-курортного обслуживания, пенсионного обеспечения, пособий и других мер социальной защиты, выраженных как в денежной форме, так и в форме услуг.

В-третьих, указанные меры социальной защиты предоставляются на основе нормативных правовых актов федерального уровня.

В-четвертых, источником социальной защиты сотрудников органов внутренних дел является федеральный бюджет.

В-пятых, основанием предоставления отдельных мер социальной защиты является наступление определенных фактов в жизни. К ним можно отнести приобретение права на пенсию, потеря кормильца, получение травмы, беременность и роды и др. Наступление этих социальных случаев, как правило, влечет за собой такие неблагоприятные последствия, как утрата или снижение заработка, увеличение расходов. В этом случае задачами социальной защиты являются предотвращение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий наступления социальных случаев.

Другие меры социальной защиты не требуют наступления социальных случаев, влекущих за собой снижение или потерю дохода. Предоставление таких мер носит компенсационный характер, связанный со спецификой труда, осуществляемого сотрудникам органов внутренних дел. Например, повышенная социальная ответственность за результат своей деятельности перед обществом, повышенные требования к качеству рабочей силы, участие в специфических методах работы (оперативно-разыскная деятельность, охрана общественного порядка и общественной безопасности и др.), сопряженность труда с риском для жизни и здоровья. К ним можно отнести

О £

ю

5

V

2 а

9

CS

см £

Б

а

2 ©

материальное обеспечение, жилищное обеспечение и др. В этом случае задачами социальной защиты являются материальное стимулирование сотрудников, нейтрализация факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности, компенсация ограничений, обусловленных характером деятельности служащих.

В-шестых, объем и разнообразие мер социальной защиты, распространяемых на сотрудников органов внутренних дел лишь в незначительной степени зависит от них самих, а преимущественно полностью определены государством.

Следует так же отграничивать те меры социальной защиты, которые распространяются на сотрудников органов внутренних дел как на граждан, от тех, которые распространяются на них как на специфический субъект «сотрудник органов внутренних дел».

Таким образом, социальная защита сотрудников органов внутренних дел -это система правовых отношений, возникающих между сотрудниками органов внутренних дел и (или) членами их семей с одной стороны и органом исполнительной власти с другой, по поводу предоставления сотрудникам органов внутренних дел и (или) членам их семей из средств федерального бюджета и на основе соответствующих нормативных правовых актов денежных выплат (услуг) в связи с наступлением социальных случаев, влекущих неблагоприятные последствия, для нейтрализации этих последствий, а также в связи с характером осуществляемого труда в целях материального стимулирования, компенсации рисков и ограничений, связанных с прохождением службы.

Базисом для реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел являются социальные гарантии государства. Статьей 7 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

По мнению А.А. Захарова социальные гарантии получают лица, проходящие государственную службу (или выполняющие иные государственные обязанности), а также лица, занимающиеся опре-

Таблица 1

Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел

Денежное довольствие

1 [ос оби и и другие денежное вы платы В связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дал

Социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения Предоставление жилого помещения в собственность Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма Денежные компенсации расходов на оплату коммунальных и иных услуг

Медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение

Меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей

Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел

Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей

Таблица 2

Размер денежного довольствия, учитываемого для назначения пенсии, по годам.

Период действия 01.01. 2012 01.01. 2013 01.10. 2013 01.01. 2014 01.10. 2014 01.01. 2015 01.10. 2015 01.02.2 016 01.02. 2017 01.01.2 018

Котфф.,% 54,0 56.0 5К,05 60.05 62.12 62,12 66.7К 69.45 72.23 72,23

Таблица 3

Соотношение размеров пенсии пенсионеров ЦПО ГУ МВД России по Московской области за 2014 и 2019г.

Исходные данные Размер пенсии на 01.01.2014 Размер пенсии на Ol 10.2019

Начальник территориального отдела внутренних дел, подполковник полиции, 25 лет службы 19180,57 24475,5

Оперуполномоченный, капитан полиции, 20 лет служб м 10733,94 13697,12

Полицейский, старший сержант полиции, 20 лет службы 7806,5 9961,54

деленной профессиональной деятельностью [1].

Основными нормативными правовыми актами, определяющими состав и порядок реализации социальных гарантий в системе МВД России, являются:

s Федеральный закон от 19.07.2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ»,

s Федеральный закон от 30.11.2011 №342-фЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Наглядно состав социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел представлен в табл. 1.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей регламентируется Федеральным законом РФ от 12.02.1993 года № 44681 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей» (далее - Закон).

Термин «пенсионное обеспечение» необходимо рассматривать как деятельность по передаче материального ресурса конкретному адресату в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сам же процесс предоставления услуги, работу по исполнению указанной социальной гарантии стоит именовать «пенсионное обслуживание».

Необходимо говорить о том, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел с одной стороны является частью системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, с другой - частью системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в системе МВД России можно разделить на два операционных блока:

1. Назначение, выплата и перерасчет пенсий - представляет собой единоразо-во совершенную операцию по определению размера пенсии, переходящую в фиксированный ежемесячный платеж, подвергающийся законодательно регламентированному пересмотру. Пенсии назначаются пенсионными органами по последнему месту службы.

2. Выплата пособий, компенсаций привязана к совершению отдельных фактов жизни пенсионера и носит единовременный характер выплат или ограниченный определенным сроком. Пособия, компенсации и иные выплаты назначаются пенсионным органом по месту жительства или месту пребывания.

В системе МВД России вопросами выработки и реализации нормативно-правового регулирования в сфере оплаты труда, социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, пенсионного обеспечения граждан - бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей, а так же иных лиц, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России занимается Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России.

Непосредственно работу по пенсионному обслуживанию (выплате пенсии, пособий, компенсаций) в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, военизированной пожарной охраны МВД России, военнослужащих и сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной пожар-

ной службы МЧС России, Федеральных органов налоговой полиции, ФСКН, ГФС, а так же членов их семей осуществляют Центры (отделы, отделения, группы) пенсионного обслуживания.

Непосредственно Центры пенсионного обслуживания являются структурными подразделениями Главных управлений по г. Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а отделы (отделения, группы) входят в состав Финансово-экономических управлении (отделов).

За последние несколько лет наблюдается постоянный рост пенсий сотрудников органов внутренних дел, связанный с проводимым увеличением размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, самого денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и индексации отдельных выплат.

Согласно ст. 43 Закона размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентного размера.

Из таблицы 2 видно, что увеличение размера денежного довольствия для назначения пенсии до настоящего времени не происходило лишь с 1 января 2018 года. Однако Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2017г. №1598 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» с 1 января 2018 года на 4% проиндексировано денежное довольствие указанной категории лиц. При этом указанная индексация учтена при пересмотре размеров пенсий гражданам уже уволенным со службы и членам их семей.

В 2019 году Федеральным законом от 11.12.2018 №460-ФЗ «О приостановлении действия ...» предусмотрено индексирование размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября до 73,68 процентов от размера денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел (далее -ОВД).

В таблице 3 наглядно представлено увеличение размеров пенсии за последние 5 лет для пенсионеров Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области России, согласно вышеуказанному Федеральному закону.

Таким образом, размер выплачиваемой пенсии за 5 лет вырос более чем на 20 процентов. А размер пенсии полицейского в звании старший сержант поли-

ции с минимальнои выслугой лет доходит до уровня прожиточного минимума пенсионера по Московской области (с 01.01.2019 - 9 908 руб.).

Кроме того, статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №о400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено право получать «вторую» пенсию мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет при наличии страхового стажа. В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году.

Так же, за действующим сотрудником органов внутренних дел при достижении общего пенсионного возраста сохраняется право на получение пенсии по линии Пенсионного Фонда России и продолжение службы в правоохранительных органах. Однако такой вид пенсии подлежит прекращению при назначении пенсии по линии МВД России.

Пенсионное обеспечение имеет особое значение для социальной защиты не только ведомственных пенсионеров, но и прежде всего действующих сотрудников, повышая привлекательность службы в правоохранительных органах, преследуя цель повышения ее качества и эффективности. В системе МВД Росси накоплен достаточный опыт по организации и осуществлению пенсионного обслуживания пенсионеров и членов их семей, а в последние годы наблюдается стабильный рост размеров пенсионных и иных выплат.

Литература

1. Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения // Российский юридический журнал. 2015. N 4. С. 113 -126.

2. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 3 - 6.

3. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 41 - 43.

Pension benefits for employees of internal affairs bodies in the system of social protection of the Ministry of Internal Affairs of Russia Popova A.A.

Mosu Ministry of Internal Affairs of Russia. V.Ya. Kikoty

The article discusses the approaches of some authors to understanding the essence of social protection of the population as a whole. On

О

Ю

5

v

2 e

9

the basis of the views reviewed, the signs of social protection of employees of the internal affairs bodies in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are identified and its structure is presented. The article proposes the author's definition of the concept "social protection of employees of internal bodies".

The article defines the place of pension provision in the system of social protection of employees of internal affairs bodies, describes its structure, as well as specifies the regulatory framework in the field of pensions for internal affairs officers. The author pointed out the difference between the provision of pensions

and pension services in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article describes the units that provide pension services in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, analyzes the dynamics of pension expenses in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and concludes that there is a steady increase in the level of pensions in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In addition, other retirement payments were noted that apply to pensioners (employees) of the internal affairs bodies.

Keywords. Social protection, social guarantees of employees of internal affairs bodies, pensions, pensions. References

1. Zakharov A.A. Some problems of formation of

the conceptual apparatus of federal legislation on social protection of the population // Russian legal journal. 2015. N 4. P. 113 -126.

2. Tokareva E.A. On the issue of the concept of

social protection of the population // Social and pension law. 2016. N 3. P. 3 - 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Shaykhatdinov V.Sh. The law of social security of

the EurAsEC countries: problems of science and legislation (general and particular) // Labor law in Russia and abroad. 2010. No. 3. P. 41 - 43.

cs

СЧ

£

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.