Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов при выявлении фактов перемещения через таможенную границу материалов, способных причинить вред нравственности граждан'

Правовые и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов при выявлении фактов перемещения через таможенную границу материалов, способных причинить вред нравственности граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ЗАПРЕТЫ / СОБЛЮДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВРЕД / ПОРНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВЫЯВЛЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ / GOODS / CUSTOMS BORDER / MOVE / PROHIBITIONS / COMPLIANCE / ETHICS / HARM / PORNOGRAPHIC MATERIAL / CUSTOMS / DETECTION / PREVENTION / COURSE OF ACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миллеров Евгений Владимирович

В данной статье автором анализируются правовые аспекты действий таможенников, выявляющих в процессе проводимого ими таможенного контроля товары, содержащие информацию, способную причинить вред нравственности граждан. Данная категория товаров запрещена к перемещению через таможенную границу, в связи с чем автором в рамках данной статьи исследуются не только правовые, но и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов, выявляющих факты незаконного перемещения через таможенную границу таких товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миллеров Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE ACTIONS OF OFFICIALS OF CUSTOMS BODIES AT REVEALING OF THE FACTS OF MOVEMENT ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF MATERIALS THAT CAN HARM THE MORALITY OF ITS CITIZENS

In this article, the author analyzes the legal aspects of the actions of customs officers, identifying in the process of their customs control of goods containing information that can cause harm to the morality of citizens. This category of goods prohibited for transfer through the customs border in connection with what the author in this article examines not only the legal but also the institutional aspects of actions of officials of customs bodies at revealing of the facts of illegal movement across the customs border of such goods.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов при выявлении фактов перемещения через таможенную границу материалов, способных причинить вред нравственности граждан»

УДК 34.038 DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-3-77-81

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ

ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБНЫХ ПРИЧИНИТЬ ВРЕД

НРАВСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН

Миллеров кандидат юридических наук, доцент кафедры

Евгений процессуального права, Южно-Российский институт

Владимирович управления - филиал Российской академии народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В данной статье автором анализируются правовые аспекты действий таможенников, выявляющих в процессе проводимого ими таможенного контроля товары, содержащие информацию, способную причинить вред нравственности граждан. Данная категория товаров запрещена к перемещению через таможенную границу, в связи с чем автором в рамках данной статьи исследуются не только правовые, но и организационные аспекты действий должностных лиц таможенных органов, выявляющих факты незаконного перемещения через таможенную границу таких товаров.

Ключевые слова: товары, таможенная граница, перемещение, запреты, соблюдение, нравственность, вред, порнографические материалы, таможенные органы, выявление, пресечение, порядок действий.

Помимо обеспечения экономической безопасности государства, на таможенные органы возложен целый ряд функций, предусмотренных сегодня ТК ЕАЭС (ст. 351)1 и федеральным законом, регулирующим в нашей стране сферу таможенного дела (ст. 254)2. Как известно, таможенные органы контролируют соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. В число товаров, запрещенных сегодня к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, входят и «печатные и аудиовизуальные материалы порнографического характера», с имеющейся в отношении их оговоркой: «перевозимые в целях сбыта» (п. 2 раздела 1.3. приложения №1 к Решению ЕЭК от 21.04.2015 № 30), а также печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие информацию, которая «может причинить вред нравственности граждан» (там же, п. 5)3.

Несмотря на то, что порнография явно относится к материалам, способным причинить вред нравственности граждан, в перечне запретов на перемещение товаров через таможенную границу, как мы видим, данная категория товаров (т.е. порнографических) стоит отдельной обособленной позицией.

В данной статье речь пойдет об особенностях и проблемах правового регулирования действий таможенников, осуществляющих таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу, при выявлении ими фактов перемещения материа-

1 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, вступил в силу с 01.01.2018) // СПС «Консультант Плюс».

2 Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 29.01.2019) «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «Консультант Плюс».

лов, способных причинить вред нравственности населения, под которыми мы здесь подразумеваем как порнографические, так и иные материалы, противоречащие нравственности.

В первую очередь рассмотрим вопрос о порнографических материалах. Деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению через таможенную границу именно этих категорий товаров имеет немалый исторический опыт. Особенно он был выражен в период существования еще таможенных органов СССР, поскольку именно в тот период порнографические материалы могли попасть на территорию нашего государства только путем их фактического перемещения через границу. Особенности и интересные примеры работы советских таможенников по выявлению и пресечению перемещения через таможенную границу таких материалов в указанный период времени мы приводили в одной из наших более ранних публикаций [1, С. 81 - 84].

Исследуя проблемы выявления и пресечения должностными лицами таможенных органов перемещения через таможенную границу порнографических материалов прежде всего следует подчеркнуть, что такие материалы должны быть именно «порнографическими», а не просто материалами сексуального характера, т.е. к примеру, материалами эротического характера, или откровенно-натуралистическими материалами, предназначенными для медицинских целей или исследований. Сложности в оценке в таких ситуациях «порнографичности» материалов вызывает ее разграничение с эротикой. Этой проблематике посвящено немало трудов специалистов из разных отраслей научных знаний. Причем, вряд ли кто поспорит о том, что восприятие непристойности тех или иных материалов сексуального содержания (что и является, кстати, одним из важнейших критериев отнесения таких материалов именно к порнографическим), сегодня и, к примеру, лет сорок назад, имеет существенное различие, т. е. многие материалы, которые были бы оценены в начале 1980-х годов в качестве порнографии, теперь же воспринимаются современниками как материалы легкой эротики.

Нормативно-правовые акты ЕАЭС1 не дают где-либо официального определения порнографическим материалам, соответственно, каждое из государств-членов данного Союза, имея общий для них приведенный выше перечень таможенных запретов, относительно же определения, какие материалы считать порнографическими, регулирует в рамках своего государства самостоятельно.

Если же говорить о российском опыте нормативно-правового закрепления официального понятия порнографии, то, во-первых, справедливости ради нельзя не сказать, что наши законодатели долго тянули с этим делом, поэтому такого определения как «порнографические материалы» или «порнография» на уровне российских федеральных законов попросту не было. В 2010 г. в связи с принятием федерального закона, направленного на защиту детей от вредной для них информации2 было предусмотрено определение такому термину как «информация порнографического характера» (п. 8 ст. 2 данного Закона). Несколькими годами позже, а именно, в июне 2016 г., ст. 242.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оборот порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, была дополнена примечаниями, в которых было дано официальное определение такому термину, как «материалы и предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

Другой проблемой в пресечении перемещения через таможенную границу порнографических материалов сегодня является указание в приведенных выше правилах на запрещение к перемещению через таможенную границу порнографических материаловв целях их сбыта. В связи с этим перемещение указанных материалов без такой цели не

1 Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда на сегодняшний день помимо России также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.

2 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» / / СПС «Консультант Плюс».

является запрещенным. Поскольку количественные ограничения перемещения товаров для личного пользования установлены лишь в отношении некоторых, конкретно определенных, товаров, соответственно, в данном случае, для каких целей ввозятся/вывозятся такие материалы должен определять таможенник, исходя из конкретной ситуации. Представляется, что, если человек перемещает через таможенную границу несколько разных порнографических журналов, при этом на вопросы должностного лица таможенного органа о цели их перемещения отрицает намеренность их последующего сбыта, то в данном случае упрекнуть его в несоблюдении указанного таможенного запрета будет сложно. Другое дело, если количество таких журналов будет явно чрезмерным. В то же время, если лицо перемещает через таможенную границу несколько экземпляров одного и того же журнала порнографического характера, то в таком случае его объяснения о приобретении и перевозке им этих журналов только для личного пользования не соответствует объективной действительности и говорит, на наш взгляд, о несоблюдении данного запрета на перемещение таких материалов через таможенную границу. Кстати, в советский период времени таможенными правилами, в отличие от сегодняшнего, были запрещены к перемещению через таможенную границу порнографические материалы, вне зависимости от цели их перемещения, о чем мы подробно говорили, анализируя ранее таможенные запреты указанного периода [2, С. 74 - 78].

Еще сложнее обстоит дело со второй из двух вышеуказанных категорий товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу - печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие информацию, которая «способна причинить вред нравственности граждан», куда не относятся порнографические материалы, поскольку, как мы уже сказали выше, они отнесены к отдельному таможенному запрету. Причем следует отметить, что в вышеуказанных запретах в отношении материалов, которые могут причинить вред нравственности граждан, нет оговорки: «перевозимые в целях сбыта», как это имеет место в связи с перевозимыми порнографическими материалами. Соответственно, материалы, подпадающие под п.5 раздела 1.3. запрета, предусмотренного вышеуказанным Решением ЕЭК от 21.04.2015 № 30 (т.е. способные причинить вред нравственности граждан), запрещены к перемещению через таможенную границу, независимо от цели их перемещения.

Сложность эта обусловливается тем, что круг материалов, содержащих информацию (изображения, текст), способных причинить вред нравственности граждан, нормативно нигде не закреплен. Если же пойти путем определения круга указанных материалов, исходя из норм, предусматривающих юридическую ответственность за посягательства на общественную нравственность, то увидим, что в Уголовном кодексе РФ охрана нравственности реализуется нормами, содержащимися в главе 25 Кодекса «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», где к составам, предусматривающим уголовную ответственность за деяния, непосредственно посягающие на общественную нравственность, принято относить составы, предусмотренные ст.ст. 240245 УК РФ, а именно: деяния, связанные с проституцией (ст.ст. 240, 240.1, 241 УК РФ); деяния связанные с оборотом порнографических материалов (ст.ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ); деяния, связанные с посягательствами на культурное наследие (ст.ст. 243, 243.1, 243.2, 243.3 УК РФ); деяние, связанное с надругательствами над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ), деяние, связанное с жестоким обращением с животными (ст. 245 УК РФ).

В КоАП РФ составы административных правонарушений, непосредственно посягающие на общественную нравственность, рассмотрены в главе 6 Кодекса «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность». К правонарушениям, непосредственно посягающим на общественную нравственность, принято относить такие составы, как: деяния, связанные с проституцией (ст.ст. 6.11, 612 КоАП РФ); деяние, связанное с распространением информации, способной причинить вред развитию несовершенно летнего (ст. 6.17 КоАП РФ); деяние, связанное с деятельностью юридического ли-

ца в сфере оборота порнографических материалов с изображением несовершеннолетних (ст.6.20 КоАП РФ); деяние, связанное с пропагандой среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений (ст. 6.21 КоАП РФ); деяние, связанное с организацией публичной демонстрации литературного произведения, народного творчества с использованием нецензурной брани (ст. 6.26 КоАП РФ); деяние, связанное с распространением продукции на различных носителях, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения (ст. 6.27 КоАП РФ).

К слову, должностные лица таможенных органов, к сожалению, не имеют права как на возбуждение уголовных дел и производства по ним неотложных следственных действий при выявлении фактов преступлений, связанных с перемещением через Государственную границу РФ материалов и предметов, противоречащих нравственности, в частности порнографических материалов (ст.ст. 242, 242.1 УК РФ), так и на составление протоколов по перечисленным здесь составам административных правонарушений при выявлении фактов перемещения через границу материалов, способных причинить вред нравственности граждан, на чем ранее уже акцентировалось внимание, как нами [3, С. 47 - 50; 4, С. 10 - 15], так и некоторыми другими авторами [5, С. 97 - 102]. Вместе с тем, нельзя не отметить, что несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу образует состав административного правонарушения в области таможенного дела, предусмотренный ст. 16.3 КоАП РФ.

Таким образом, на наш взгляд к материалам, которые «способны причинить вред нравственности граждан» (помимо порнографических материалов), следует относить материалы, пропагандирующие и демонстрирующие:

- проституцию;

- нетрадиционные сексуальные отношения;

- нецензурную брань;

- культ насилия и жестокости по отношению к людям;

- надругательства над телами умерших и местами их захоронения;

- жестокое обращение с животными.

В связи с этим представляются целесообразными разработка и принятие инструкции на уровне ФТС России, в соответствии с которой регулировались бы действия должностных лиц таможенных органов при выявлении ими перемещения через таможенную границу порнографических и иных материалов, способных причинить вред нравственности граждан. В данной инструкции, на наш взгляд, во-первых, следует отразить, что в случае выявления в ходе таможенного контроля перемещения через таможенную границу порнографических материалов в целях сбыта, такие факты требуют регистрации и проведения соответствующей проверки дознавателями таможенных органов, согласно ст. 144 - 145 УПК РФ, с последующим направлением таких материалов согласно подследственности для принятия соответствующего процессуального решения, поскольку в указанных действиях вполне могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного ст. 242 УК РФ или ст. 242.1 УК РФ. Во-вторых, применительно к таможенному запрету на перемещение через таможенную границу материалов, содержащих информацию, которая «способна причинить вред нравственности граждан», в данной инструкции следует закрепить ориентировочный перечень таких материалов (к примеру, такой, как мы указали здесь выше), а также разъяснение о необходимости составления в отношении лиц, перемещающих через таможенную границу такие материалы протоколов об административных правонарушениях по ст. 16.3 КоАП РФ.

Литература

1. Миллеров Е.В., Миллерова Е.А. К историческому вопросу деятельности таможенных органов СССР, направленной на пересечение незаконного перемещения порнографических материалов через таможенную границу // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. №11 (102). С. 81 - 84.

2. Миллеров Е.В. Проблемные стороны таможенных запретов на перемещение через таможенную границу товаров, противоречащих нравственности: история и современное состояние вопроса // Проблемы права. 2014. №1 (44). С. 74 - 78

3. Мясников А.П., Миллеров Е.В. К вопросу о повышении эффективности реализации функции таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административно и уголовно-процессуальной юрисдикции // Юристъ-Правоведъ. 2013. № 4(59). С. 47 - 50;

4. Мясников А.П., Миллеров Е.В. О квалификации некоторых административных правонарушений в области таможенного дела по совокупности с правонарушениями, посягающими на общественную нравственность // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 6 (73). С. 10 - 15.

5. Миллерова Е.А., Подопригора А.А. Вопросы квалификации и досудебного производства по делам о незаконном перемещении порнографических материалов или предметов через Государственную границу Российской Федерации // Публичное

_и частное право. 2016. № 3 (31). С. 97 - 102._

Millerov Eugene Vladimirovich, PhD in law, associate Professor of procedural law, South-Russian Institute of management - branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration (70/54, Pushkinskaya str., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE ACTIONS OF OFFICIALS OF CUSTOMS BODIES AT REVEALING OF THE FACTS OF MOVEMENT ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF MATERIALS THAT CAN HARM THE MORALITY OF ITS CITIZENS

Abstract

In this article, the author analyzes the legal aspects of the actions of customs officers, identifying in the process of their customs control of goods containing information that can cause harm to the morality of citizens. This category of goods prohibited for transfer through the customs border in connection with what the author in this article examines not only the legal but also the institutional aspects of actions of officials of customs bodies at revealing of the facts of illegal movement across the customs border of such goods.

Keywords: the goods, the customs border, move, prohibitions, compliance, ethics, harm, pornographic material, customs, detection, prevention, course of action.

References

1. Millerov Е.У., Millerova ЕЛ. K istoricheskomu voprosu deyatel'nosti tamozhennyh organov SSSR, napravlennoj na peresechenie nezakonnogo peremeshcheniya pornograficheskih materialov cherez tamozhennuyu granicu // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomi-ka; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 11 (102). S. 81 - 84.

2. Millerov Е.У. Problemnye storony tamozhennyh zapretov na peremeshchenie cherez tamozhennuyu granicu tovarov, protivorechashchih nravstvennosti: istoriya i sov-remennoe sostoyanie voprosa // Problemy prava. 2014. №1 (44). S. 74 - 78.

3. MyasnikovA.P., MillerovЕ.У. K voprosu o povyshenii effektivnosti realizacii funkcii tamozhennyh organov po zashchite obshchestvennoj nravstvennosti putem rasshireniya ad-ministrativno i ugolovno-processual'noj yurisdikcii // YUrist"-Pravoved". 2013. № 4(59). S. 47 - 50.

4. Myasnikov A.P., Millerov Е.У. O kvalifikacii nekotoryh administrativnyh pravonarushenij v oblasti tamozhennogo dela po sovokupnosti s pravonarusheniyami, posyagayushchimi na obshchestvennuyu nravstvennost' // YUrist"-Pravoved". 2015. №6 (73). S. 10 - 15.

5. Millerova Е.А, Podoprigora A.A. Voprosy kvalifikacii i dosudebnogo proizvodstva po delam o nezakonnom peremeshchenii pornograficheskih materialov ili predmetov che-rez Gosudarstvennuyu granicu Rossijskoj Federacii // Publichnoe i chastnoe pravo. 2016. № 3 (31). S. 97 - 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.