Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности реализации функции таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административнои уголовно-процессуальной юрисдикции'

К вопросу о повышении эффективности реализации функции таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административнои уголовно-процессуальной юрисдикции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS BODIES / PROTECTION OF MORALS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / AN ADMINISTRATIVE JURISDICTION / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OFFENCES / ДОЗНАВАТЕЛИ / INVESTIGATORS / СRIMES / ПОРНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / PORNOGRAPHIC MATERIALS / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / ЗАЩИТА НРАВСТВЕННОСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мясников Анатолий Павлович, Миллеров Евгений Владимирович

Статья посвящена вопросам повышения эффективности деятельности таможенных органов в сфере реализации их функции защиты общественной нравственности путем расширения юрисдикции должностных лиц таможенных органов по делам об административных правонарушениях, а также уголовно-процессуальной компетенции дознавателей таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мясников Анатолий Павлович, Миллеров Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE CUSTOMS BODIES FUNCTIONS TO PROTECT PUBLIC MORALS

The publication is devoted to questions of increase of efficiency of activity of customs bodies in sphere of realization of their function of protection socially to morals, by optimization of jurisdiction of officials of customs bodies on affairs about administrative offences, and also criminally-remedial competence of investigators of customs bodies.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности реализации функции таможенных органов по защите общественной нравственности путем расширения административнои уголовно-процессуальной юрисдикции»

Сегодня на таможенные органы возложен широкий круг обязанностей правоохранительного характера, связанный не только с фискальными функциями. Согласно ст. 12 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1] это и обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, оказание содействия в борьбе с международным терроризмом, противодействие незаконному перемещению через таможенную границу наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей, защите здоровья человека, животных и растений и др. В пункте 9 ч. 1 ст. 12 указанного Закона на таможенные органы помимо прочего возложены и функции (обязанности) по содействию осуществлению мер по защите нравственности населения. В чем же заключается реализация данной функции в практической деятельности таможенных органов? Уверены, что далеко не каждый сотрудник таможни сможет сразу ответить на этот вопрос.

Функция эта, прежде всего, получает реализацию в нормативно закрепленных на уровне Таможенного союза ЕврАзЭс запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Здесь изначально нужно отметить, что Россия в настоящее время входит в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, созданным в рамках международной организации ЕврАзЭс (Евразийское экономическое сообщество). В связи с этим сегодня вопросы таможенно-правового регулирования в первую очередь Таможенным кодексом ТС [2], Соглашениями Глав государств и Глав правительств Таможенного союза (двухступенчатый высший орган, ныне переименованный в Высший экономический совет) и Решениями Евразийской экономической комиссии (преобразованной из ранее созданной Комиссии таможенного союза). На национальном уровне основным законом в таможенной сфере является вышеупомянутый Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [1]. Нужно сказать, что в связи с вхождением России в Таможенный союз в настоящее время таможенная граница не везде совпадает с Государственной границей РФ. Таможенной границей Таможенного союза является внешняя граница союзных государств, т. е. между Россией и странами данного Союза (Белоруссией и Казахстаном) таможенной границы теперь не существует, а Государственная граница осталась прежней.

Согласно ст. 156 Таможенного кодекса ТС прибытие товаров на таможенную территорию осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Места ввоза товаров непосредственно на территорию Российской Федерации регламентированы ст. 193 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которой ввоз товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, указанных в ст. 156 Таможенного кодекса ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, во время работы таможенных органов.

Переходя непосредственно к роли таможенных органов в механизме защиты общественной нравственности, нужно сказать, что это, прежде всего? наличие права таможенников на недопущение перемещения через таможенную границу порнографических материалов. Так, согласно разделу 1.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами [3] запрещены к перемещению через таможенную границу (ввоз, вывоз и транзит) печатные и аудиовизуальные материалы порнографического характера, перевозимые в целях сбыта.

Нельзя не отметить, что в последние годы вопросам правовой охраны нравственности в целом и противодействию распространения порнографии в частности уделяется все большее внимание. Особо здесь стоит вопрос о защите несовершеннолетних в указанной сфере. Так, с 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [4]. Названный закон предусматривает виды информации, способные причинить вред развитию несовершеннолетних, в их числе и информация сексуального характера.

Важно отметить, что именно в данном Законе дается такое понятие, как «информация порнографического характера», под которой понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображений или описаний половых органов человека и (или) полового сношения

либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (ст. 2).

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, согласно ст. 5 данного Закона относится информация: 1) запрещенная для распространения среди детей; 2) информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Не перечисляя все категории запрещенной и ограниченной среди несовершеннолетних информации, лишь отметим, что в перечне видов информации, запрещенной для детей (независимо от возрастной категории) есть два вида информации сексуального характера: информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией и содержащая информацию порнографического характера. Таким образом, информация, запрещенная к распространению среди несовершеннолетних, не подлежит реализации в местах, где возможно их нахождение.

Так, например, согласно требованиям ст. 11 указанного ФЗ РФ в прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции. Информация, не предназначенная для детей, должна обозначаться знаком или текстовым предупреждением об ограничении распространения такой информации (ст. 12).

Согласно ст. 16 анализируемого Закона первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

С 1 сентября 2012 г. вступила в силу введенная Федеральным законом РФ № 252-ФЗ [5] ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», которая предусматривает административную ответственность за нарушения вышеуказанного Закона. В апреле 2013 г. в КоАП РФ также введена ст. 6.20, которая теперь предусматривает административную ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию либо рекламирование юридическим лицом материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних [6]. Причем, обратим внимание, что указания на совершение перечисленных в данной норме действий именно в целях сбыта диспозиция не предусматривает. Таким образом, состав данного правонарушения образует сам факт совершения одного (или нескольких) из этих действий, неважно какова цель их совершения.

При выявлении фактов вышеперечисленных правонарушений таможенные органы сегодня имеют право лишь запретить их ввоз на нашу территорию, привлечь же лиц к административной ответственности при выявлении указанных фактов таможенники не имеют права, так как их компетенция по делам об административных правонарушениях (административная юрисдикция), закрепленная в ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ полномочий возбуждения дел об административных правонарушениях, а также составления по ним соответствующих протоколов о привлечении к административной ответственности по вышеуказанным правонарушениям не предусматривают.

Как известно, уголовно-процессуальная компетенция дознавателей таможенных органов сегодня охватывается правом на возбуждение уголовного дела и производством следственных действий по статьям о преступлениях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ (ст. 189, 190, 193, 194, 2261, 2291 УК РФ). Права на возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий таможенниками при выявлении фактов перемещения порнографических материалов или предметов через таможенную границу не предусмотрено. Такая ситуация, на наш взгляд, с точки зрения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов не является эффективной, тем более, что диспозиции уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за оборот порнографических материалов и предметов (ст. 242 и 2421 УК РФ) непосредственно предусматривают наказуемость за перемещение указанных материалов через Государственную границу РФ, которая, в

большинстве своем совпадает с таможенной границей, в связи с чем контроль сотрудниками таможни осуществляется в основном именно в пунктах пропуска через границу.

Таким образом, на сегодняшний день в связи с несовершенством действующего законодательства можно говорить о фактической формальности реализации таможенниками функции по защите нравственности населения, возложенной на них ст. 12 вышеуказанного ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ». Устранение данной проблемы мы видим в наделении должностных лиц таможенных органов правом составления протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.17 и 6.20 КоАП РФ, путем дополнения данными нормами п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, а также наделения дознавателей таможенных органов правом возбуждения и производства неотложных следственных действий по ст. 242 и 2421 УК РФ путем дополнения этими нормами п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза // Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ратифицирован Россией 26.05.2010; вступил в силу с 01.07.2010) // СПС КонсультантПлюс.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (ред. от 05.03.2013) // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 28.07.2012 № 139-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон РФ от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» // СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.