18. Ляхов Ю. А. Право и политика в правовом государстве // Северо-Кавказский юридический вестник. 1997 № 1.
19. Ляхов Ю. А. Приоритеты уголовно-процессуального законотворчества // Государство и право. 2010. № 8.
20. Ляхов Ю. А. Конституционный принцип состязательности уголовного судопроизводства и права личности // Российская юстиция. 2014. № 3.
21. Головин А. Ю., Матвеев А. В. О некоторых вопросах тактики использования уголовно-процессуального закона при обеспечении тайны предварительного расследования в ходе ознакомления с материалами уголовного дела // Обвинение и защита по уголовным делам: исторический опыт и современность: сб. ст. по материалам Межд. науч.-практ. конф. СПб., 2015.
22. Коновалов С. И., Айвазова О. В. Разделение равнозначных процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела в системе принципов уголовного судопроизводства: современные проблемы // Известия ТулГУ. 2014. № 3.
23. Головин А. Ю., Яблоков Н. П. «Криминалистика защиты» или антикриминалистика? // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов 3 Всероссийского круглого стола. Ростов н/Д, 2004.
24. Головин А. Ю. Требует ли изменения предмет криминалистики? // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов 3 Всероссийского круглого стола. Ростов н/Д, 2004.
25. Князьков А. С. Тактико-криминалистические средства досудебного производства: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2014.
20. Lyakhov Yu. A. The constitutional principle of adversarial criminal proceedings and individual rights // Russian justice. 2014. № 3.
21. Golovin A. Yu., Matveyev A. V. On some questions of tactics of using the criminal procedure law, while ensuring the secrecy of the preliminary investigation during familiarization with the materials of the criminal case // The prosecution and the defence in criminal matters: historical experience and modernity: sat. articles on materials of International scientific-practical: conf. dedicated to 100 anniversary of birthday of Professor N. A. Alekseev. St. Petersburg, 2015.
22. Konovalov S. I., Ayvazova O. V. Division equivalent procedural functions of prosecution, defense and settlement of the case in the system of principles of criminal proceedings: modern problems // Izvestia of the Tula state University. Economic and legal science. 2014. № 3.
23. Golovin A. Y., Yablokov N. P. «Criminal law protection» or anticriminelle? // Forensic science: current issues of theory and practice: the collection of materials of the third all-Russian round table. Rostov-on-Don, 2004.
24. Golovin A. Y. Does changing the subject of criminalistics? // Forensic science: current issues of theory and practice: the collection of materials of the third all-Russian round table. Rostov-on-Don, 2004.
25. Knyazkov A. S. Tactical-forensic means of pre-production: autor. dis. ... doc. jurid. sciences. Rostov-on-Don, 2014.
УДК 342.951 ББК 67.301
© 2015 г. А. П. Мясников, Е. В. Миллеров
О КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО СОВОКУПНОСТИ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ, ПОСЯГАЮЩИМИ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
В статье анализируются особенности квалификации перемещения через таможенную границу юридическими лицами порнографических материалов с изображением несовершеннолетних с учетом положений действующего таможенного законодательства и существующих запретов в рамках мер нетарифного регулирования. На основании анализа вопросов квалификации таких действий вносятся предложения по оптимизации законодательства об административных правонарушениях.
Ключевые слова: порнографические материалы, несовершеннолетние, перевозка, перемещение через таможенную границу, меры нетарифного регулирования, запреты, административная ответственность, вопросы квалификации, административная юрисдикция таможенных органов.
ON QUALIFICATIONS OF SOME ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF CUSTOMS ON SET OF OFFENSES AGAINST PUBLIC MORALITY
The article analyzes the peculiarities of qualification of moving through the customs border of legal entities ofpornographic materials depicting minors subject to the provisions of existing customs legislation and existing prohibitions in non-tariff regulation. Based on the analysis of issues ofqualifica-tion for such action made proposals on improving the legislation on administrative offences.
Key words: pornographic materials of minors, transportation, transfer across the customs border, non-tariff measures, prohibitions, administrative responsibility, issues of qualification, the administrative jurisdiction of the customs authorities.
Административные правонарушения в области таможенного дела предусмотрены главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1]. Сегодня данная глава включает в себя 24 статьи. Одним из этих правонарушений является несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ). О квалификации именно этого правонарушения по совокупности с некоторыми административно наказуемыми деяниями, посягающими на общественную нравственность, и пойдет речь в данной статье.
Прежде всего, проведем краткий анализ ст. 16.3 КоАП РФ. Она состоит из двух частей. Первой частью данной нормы предусмотрена административная ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на перемещение (ввоз/вывоз) через таможенную границу за исключением мер нетарифного регулирования. Второй частью ст. 16.3 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение мер нетарифного регулирования.
Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу является одним из основных принципов таможенного законодательства любого государства (или таможенного союза). Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс [2], с января 2015 года реорганизованного в Евразийский экономический союз (куда сегодня помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан), принцип соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через та-
моженную границу вытекает из содержания ст. 152 данного кодекса (далее - ТК ТС).
Официальное определение запретов и ограничений применительно к таможенному делу закреплено в пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС. Под ними понимается комплекс мер, который применяется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе нетарифного регулирования, а также меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования; санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, установленные международными договорами государств - членов ТС (в настоящее время - ЕАЭС), решениями Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии - ЕЭК) и нормативными правовыми актами государств -членов данного союза, изданными в соответствии с их международными договорами.
Поскольку в рамках исследования вопросов квалификации административных правонарушений о нарушении таможенных правил нас интересует несоблюдение мер нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу, следует уделить внимание понятийной стороне этой проблемы. Так, согласно пп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС мерами нетарифного регулирования являются меры регулирования внешней торговли товарами, осуществляемые путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов ТС
(в настоящее время - ЕАЭС), решениями КТС (ЕЭК) и нормативными правовыми актами государств - членов данного союза, изданными в соответствии с их международными договорами.
Затрагивая правовую природу мер нетарифного регулирования, можно поддержать мнение А. В. Кулешова, который отмечает, что данные меры регулирования торговли закрепляются в сложных нормативных правовых актах, издаваемых различными контролирующими органами государственной власти, в отличие от мер тарифного регулирования торговли, выраженных в таможенных тарифах, это упрощает процедуру их применения и количественного анализа.
Кроме того, как справедливо подчеркивает А. В. Кулешов, нетарифные меры регулирования торговли включают в себя все меры, отличные от таможенных тарифов, существенно влияющих на международную торговлю, поэтому количество мер, которые могут быть каким-то образом охарактеризованы, является очень большим, и их затруднительно однозначно классифицировать [3, с. 45].
На основании анализа нормативно-правовых актов Евразийского экономического союза единые меры нетарифного регулирования в ЕАЭС автор классифицирует следующим образом:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров;
- лицензирование в сфере внешней торговли товарами [3, с. 50].
Непосредственно классификация единых запретов и ограничений в ЕАЭС предложена исследователем в виде:
- мер нетарифного регулирования;
- мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры);
- мер защиты внутреннего рынка на двухсторонней основе (в том числе в отношении импорта сельскохозяйственных товаров);
- мер технического регулирования;
- общих исключений;
- санитарных мер;
- ветеринарно-санитарных мер;
- карантинных фитосанитарных мер [3, с. 51].
Запреты и ограничения в рамках применения мер нетарифного регулирования предусмотрены соответствующим решением ЕЭК [4]. В числе действующих предусмотрен и запрет на перемещение через таможенную границу печатных и аудиовизуальных материалов порнографического характера, перевозимых в целях сбыта.
Противоправные деяния, связанные с незаконным оборотом порнографических материалов, отнесены российскими законодателями к посягательствам на общественную нравственность (гл. 25 УК РФ и гл. 6 КоАП РФ).
Само понятие порнографии нормативно закреплено в ст. 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где указано, что информацией «порнографического характера» является информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного [5].
Юридическая ответственность за незаконное распространение указанных материалов и предметов изначально носила исключительно уголовно-правовой характер. Так, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации [6] ранее была только одна интересующая нас норма - ст. 242, которая с течением времени неоднократно претерпевала изменения и сегодня предусматривает уголовную ответственность за незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов. В 2003 году в Уголовный кодекс была введена ст. 2421, которая также успела претерпеть ряд изменений и сегодня предусматривает ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Наконец, в 2012 году в УК РФ была введена ст. 2422, пре-
дусматривающая уголовную ответственность за фото-, кино- или видеосъемку несовершеннолетнего в целях изготовления и (или) распространения порнографических материалов или предметов либо привлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста.
В апреле 2013 года исключительность уголовной ответственности за незаконный оборот порнографических материалов и предметов была прервана введением в КоАП РФ ст. 6.20, которой сегодня предусмотрена административная ответственность юридических лиц за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию либо рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
В то же время нельзя не отметить, что в ст. 6.20 КоАП РФ речь идет лишь об ответственности юридических лиц. Физические лица за приобретение, хранение и перевозку порнографических материалов с изображением несовершеннолетних без цели их распространения сегодня в России никакой юридической ответственности не подлежат.
При квалификации деяний по ст. 6.20 КоАП РФ необходимо обращать внимание на примечание к данной норме, где предусмотрено, что за указанное административное правонарушение юридические лица несут ответственность в случаях, если такое правонарушение совершено от имени или в интересах юридического лица лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации.
Следует обратить внимание на проблемные стороны данной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Во-первых, видится целесообразным предусмотреть в ст. 6.20 КоАП РФ помимо ответственности юридических лиц за совершение предусмотренных в ней действий также и административную ответственность физических лиц за приобретение, хранение и перевозку порнографических материалов указанного вида без цели распространения, ведь, как известно, борьба с порнографическим изображением несовершеннолетних (или так называемой в мировой практике «детской порнографией») ведется более жестко. Это следует как из наличия упомянутых выше ст. 2421 и 2422 в УК РФ, так и
из положений соответствующих международно-правовых актов [7, 8]. Во-вторых, возможно, более удачным было бы применение в диспозиции ст. 6.20 КоАП РФ вместо термина «перевозка» понятия «перемещение через Государственную границу Российской Федерации» (то есть по аналогии с диспозициями ст. 242 и 2422 УК РФ).
Если используемый сегодня в диспозиции ст. 6.20 КоАП РФ термин «перевозка» по смыслу аналогичен применяемому в таможенном законодательстве понятию «перемещение товаров через таможенную границу», под которым согласно пп. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, то, соответственно, перевозка юридическим лицом через таможенную границу порнографических материалов или предметов с изображением несовершеннолетних будет подпадать под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.20 КоАП РФ. Здесь нельзя также не отметить, что согласно действующему таможенному законодательству все предметы и вещи, перемещаемые через таможенную границу, имеют статус «товара» независимо от цели перемещения, с той лишь разницей, что перевозимое для личных целей именуется в таможенном праве «товарами для личного пользования» (пп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Исходя из содержания упомянутого выше таможенного запрета на перемещение через таможенную границу порнографических материалов и предметов в целях сбыта, содержания диспозиций ст. 6.20 и 16.3 КоАП РФ получаются следующие варианты квалификации рассматриваемых действий. Так, ввоз в Россию или вывоз из нее данных материалов и предметов юридическим лицом в целях их распространения (сбыта) представляется правильным квалифицировать по совокупности ст. 6.20 и ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, а в случаях недостоверного таможенного декларирования - по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (это напрямую указано в ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ). Аналогичные действия, совершаемые юридическим лицом без цели распространения (сбыта), будут подпадать лишь под санкцию ст. 6.20 КоАП РФ уже без совокупности со ст. 16.3 КоАП РФ, поскольку рассмотренные выше меры нетарифного регулирования предусматривают запрет лишь на ввоз порнографических материалов и предметов в целях их
сбыта. Наконец, ввоз в Россию (или вывоз из нее) таких материалов и предметов физическими лицами с целью распространения повлечет за собой уголовную ответственность по ст. 2421 УК РФ, причем указанные действия, совершенные физическими лицами без такой цели (то есть только для личного пользования), не будут порождать ни уголовной, ни административной ответственности (озабоченность по этому поводу нами уже высказывалась в других публикациях [9, с. 74]).
Далее следует обратиться к вопросу о юрисдикции таможенных органов применительно к двум правонарушениям. Что касается ст. 16.3 КоАП РФ, то здесь какие-либо комментарии излишни, так как данная норма находится в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)». Относительно ст. 6.20 КоАП РФ следует отметить, что сегодня должностные лица таможенных органов не имеют компетенции по этому правонарушению. Согласно ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.20 КоАП РФ, вправе лишь должностные лица органов внутренних дел. Вместе с тем нельзя не упомянуть о том, что в рамках этой же нормы таможенники наделены правом составления протоколов по де-
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 13.07.2015). URL: https: // consultant.ru
2гр и гр
. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). URL: https: // consultant.ru
3. Кулешов А. В. Классификация мер нетарифного регулирования: мировой опыт и особенности классификации в Евразийском экономическом союзе и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 4.
4. Решение коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (в ред. от 01.09.2015) «О мерах нетарифного регулирования». URL: https: // consultant.ru
лам о целом ряде административных правонарушений гл. 6 КоАП РФ, а именно:
- за деяния, связанные с нарушением правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);
- за деяния, связанные с нарушением правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранением, учетом, реализацией, перевозкой, приобретением, использованием, ввозом, вывозом или уничтожением растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.16 КоАП РФ);
- за деяния, связанные с обращением фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборотом фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 6.33 КоАП РФ).
В связи с этим целесообразным представляется дополнение указанного перечня норм, по которым должностные лица таможенных органов имеют право составления протоколов об административных правонарушениях, и ст. 6.20 КоАП РФ.
Bibliography
1. The code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 13.07.2015). URL: https: // consultant.ru
2. Customs code of the customs Union (as amended on 08.0 5.2015) (Annex to the Agreement on the Customs code of the Customs Union adopted by the Decision of the EurAsEC Interstate Council at the level of heads of state from 27.11.2009 № 17). URL: https: // consultant.ru
3. Kuleshov A. V. Classification of non-tariff regulation: world experience and the peculiarities of the classification in the Eurasian economic Union and the Russian Federation // Scientific notes of Saint-Petersburg. V. B. Bobkov branch of Russian customs Academy. 2014. № 4. URL: https: // consultant.ru
4. The decision of the Board of the Eurasian economic Commission on 21.04.2015 № 30 (as amended on 01.09.2015) «On measures of non-tariff regulation». URL: https: // consultant.ru
5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 (в ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: https: // consultant.ru
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 13.07.2015). URL: https: // consultant.ru
7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). URL: https: // consultant.ru
8. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS N201) (заключена в г. Лансароте 25.10.2007). URL: https: // consultant.ru
9. Миллеров Е. В. О приведении в соответствие таможенного запрета на перемещение через таможенную границу порнографических материалов международным стандартам борьбы с детской порнографией // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 3.
5. The Federal law of 29.12.2010 № 436-FZ (as amended on on 29.06.2015) «On the protection of children from information harmful to their health and development». URL: https: // consultant.ru
6. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 13.07.2015). URL: https: // consultant.ru
7. The Convention on the rights of the child (endorsed by the UN General Assembly on 20.11.1989). URL: https: // consultant.ru
8. The Council of Europe Convention on the protection of children against sexual exploitation and sexual abuse (CETS N201) (Enclosed in Lanzar-ote, 25.10.2007). URL: https: // consultant.ru
9. Millerov E. V. On harmonization of the customs ban on the movement across the customs border of pornographic materials of international standards to fight child pornography // North Caucasian legal Bulletin. 2015. № 3.
УДК 343.77 ББК 67.408
© 2015 г. Ю. А. Тимошенко
ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ СОСТАВОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В статье рассматриваются юридические конструкции составов экологических преступлений как одно из средств законодательной техники, то есть юридико-правовой инструментарий, при помощи которого осуществляется разработка положений уголовного закона. Затрагиваются также отдельные вопросы отражения в уголовно-правовых нормах обязательных и дополнительных признаков составов преступлений, критерии для объединения признаков преступления в рамках одной статьи или части статьи.
Ключевые слова: средства законодательной техники, юридические конструкции составов экологических преступлений, признаки состава преступления, экологические преступления.
LEGAL STRUCTURES OF COMPOSITIONS OF ENVIRONMENTAL CRIMES
AS A MEANS OF LEGISLATIVE TECHNIQUE
The article deals with the legal structure of compositions environmental crime as a means of legislative technique, that is legal and legal instruments, by means of which the development of the provisions of the criminal law. Also addresses some issues reflected in the criminal law of mandatory and optional elements of the crime, as well as criteria for combining elements of a crime in one article or the article.
Key words: means of legislative techniques, legal structure compositions environmental crimes, elements of crime, environmental crime.
Понятие состава преступления является одним из самых дискуссионных в науке. Несмотря на все разнообразие мнений ученых [13, с. 15; 7, с. 27; 9, с. 15; 8, с. 19], в большин-
стве работ состав преступления рассматривается в двух аспектах: как явление объективной действительности, то есть совокупность предусмотренных в уголовном законе элемен-