Научная статья на тему 'О приведении в соответствие таможенного запрета на перемещение через таможенную границу порнографических материалов международным стандартам борьбы с детской порнографией'

О приведении в соответствие таможенного запрета на перемещение через таможенную границу порнографических материалов международным стандартам борьбы с детской порнографией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / PORNOGRAPHIC MATERIALS / ТАМОЖЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ / CUSTOMS INTERDICTIONS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINOR / ДЕТСКАЯ ПОРНОГРАФИЯ / A CHILDREN''S PORNOGRAPHY / ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ / QUESTIONS OF COUNTERACTION / REDUCTION CONFORMITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миллеров Евгений Владимирович

Статья посвящена правовому анализу содержания таможенного запрета на перемещение через таможенную границу материалов порнографического характера на предмет его соответствия международным стандартам противодействия обороту порнографических материалов с изображением несовершеннолетних (детской порнографии). В результате сравнительно-правового исследования, проведенного в рамках данной статьи, выявлено несоответствие содержания таможенного запрета на перемещение порнографических материалов через таможенную границу современным международным стандартам борьбы с оборотом детской порнографии, предлагается устранение этого пробела путем внесения в указанный таможенный запрет соответствующих изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миллеров Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT REDUCTION CONFORMITY CUSTOMS INTERDICTION ON MOVING THROUGH CUSTOMS BORDER PORNOGRAPHIC MATERIALS TO THE INTERNATIONAL STANDARDS OF STRUGGLE AGAINST THE CHILDREN''S PORNOGRAPHY

Clause is devoted to the legal analysis of the maintenance of a customs interdiction on moving through customs border of materials of pornographic character for its conformity to the international standards of counteraction to a turn of pornographic materials with the image of minors (a children's pornography). As a result of rather-legal research lead within the limits of given clause discrepancy of the maintenance of a customs interdiction on moving of pornographic materials through customs border to modern international standards of struggle against a turn of a children's pornography is revealed, elimination of this blank by entering into the specified customs interdiction of respective alterations is offered.

Текст научной работы на тему «О приведении в соответствие таможенного запрета на перемещение через таможенную границу порнографических материалов международным стандартам борьбы с детской порнографией»

УДК: 343.13

О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАПРЕТА НА ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ БОРЬБЫ С ДЕТСКОЙ ПОРНОГРАФИЕЙ

Миллеров кандидат юридических наук, старший преподаватель

Евгений Владимирович кафедры административного и таможенного права,

Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 20) E-mail: millerov@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена правовому анализу содержания таможенного запрета на перемещение через таможенную границу материалов порнографического характера на предмет его соответствия международным стандартам противодействия обороту порнографических материалов с изображением несовершеннолетних (детской порнографии). В результате сравнительно-правового исследования, проведенного в рамках данной статьи, выявлено несоответствие содержания таможенного запрета на перемещение порнографических материалов через таможенную границу современным международным стандартам борьбы с оборотом детской порнографии, предлагается устранение этого пробела путем внесения в указанный таможенный запрет соответствующих изменений.

Ключевые слова: порнографические материалы, таможенные запреты, несовершеннолетние, детская порнография, вопросы противодействия, международные стандарты, приведение в соответствие.

Борьба с оборотом порнографических материалов реализуется путем применения соответствующих норм как в международном, так и национальных отраслях права. Одним из правовых средств противодействия обороту материалов данного характера является наличие таможенного запрета на перемещение (ввоз/вывоз и транзит) через таможенную границу порнографических материалов, перевозимых в целях их сбыта. Несмотря на это данный запрет сегодня не в полной мере соответствует международным и национальным стандартам борьбы с оборотом порнографии. Решение указанной проблемы путем выработки предложений о внесении изменений в содержание таможенного запрета на перемещение через таможенную границу материалов порнографического характера возможно лишь путем проведения сравнительно-правового исследования на стыке нескольких отраслей российского и зарубежного права (международ-ного, административного, уголовного, таможенного).

Начать анализ данной проблемы нужно прежде всего с того, что перемещение товаров через таможенную границу любого государства (либо таможенного союза) осуществляется с соблюдением установленных запретов и ограничений. Правовое регулирование таможенного дела в России с 2010 г. существует в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс, куда, как известно, входят также Беларусь и Казахстан (с января 2015 г. этот Союз реорганизован в более тесное интеграционное объединение - Евразийский экономический союз, с присоединением к нему еще и Армении), поэтому запреты и ограничения на ввоз/вывоз товаров устанавливаются для всех государств данного Союза.

Среди ныне действующих предусмотрен и запрет на ввоз, вывоз, а также транзит через таможенную границу печатных и аудиовизуальных материалов порнографического характера, перевозимых в целях сбыта [1]. На первый взгляд, этот запрет выглядит безупречным, ведь согласно российскому законодательству (ст. 242 УК РФ) и законода-

тельству других государств-членов вышеуказанного Союза наказуемыми в наших странах являются лишь действия, связанные с распространением порнографических материалов и предметов. Такая позиция законодателей сложилась благодаря мировой практике борьбы с оборотом порнографии, берущей свое начало с принятия в первой половине прошлого века ряда международно-правовых актов [2, 3] о консолидации борьбы стран мирового сообщества с этим антисоциальным явлением.

Времена меняются, и если ранее в международно-правовых актах даже не упоминалось о таком виде порнографии, как порнографические материалы с изображением несовершеннолетних, или так называемой «детской порнографии», то в настоящее время именно с ней мировое сообщество развернуло наиболее активную борьбу. Так, согласно ст. 20 Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений [4] страны-участницы принимают необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие установление уголовной ответственности за такие деяния, как производство детской порнографии; предложение или предоставление детской порнографии; распространение или передача детской порнографии; приобретение детской порнографии для себя или другого лица; хранение детской порнографии; преднамеренное получение доступа к детской порнографии при помощи информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с частью 2 этой же нормы Конвенции под термином «детская порнография» следует понимать любые материалы, которые изображают ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуально откровенные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях. Справедливости ради нужно отметить, что из государств-членов Союза только Россия является участницей данной Конвенции.

Вместе с тем в ст. 34 Конвенции о правах ребенка [5], участницами которой являются все государства-члены нашего Союза, сказано, что все Стороны (государства), присоединившиеся к этой Конвенции, обязуются

защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства - участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения: склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах. Здесь нужно подчеркнуть, что именно на распространение детской порнографии в этой Конвенции акцента не делается.

Несмотря на это законодательство государств-членов указанного Союза имеет сегодня пробелы в сфере борьбы с детской порнографией. Так, например, в Уголовном кодексе РФ [6] имеется ст.2421, которая предусматривает ответственность за изготовление и оборот порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, но данная норма предусматривает ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перемещение через Государственную границу указанных материалов только в целях их распространения.

То же самое в ст.3431УК Республики Беларусь [7] и ст.312 УК Республики Казахстан [8]. В апреле 2013 г. в Кодекс РФ об административных правонарушениях [9] была введена ст.6.20, которой теперь предусмотрена административная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию либо рекламирование юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Из редакции данной нормы видно, что административной ответственности подлежат юридические лица, в том числе и за изготовление, приобретение, хранение, перевозку порнографических материалов с изображением несовершеннолетних без цели их сбыта. Появление указанной нормы, безусловно, можно признать прогрессом в борьбе с детской порнографией. Кстати, административной ответственности за такое деяние

пока нет ни в одном из государств-членов вышеуказанного Союза.

В то же время нельзя не отметить, что в ст. 6.20 КоАП РФ речь идет лишь об ответственности юридических лиц. Физические лица за приобретение, хранение и перевозку порнографических материалов с изображением несовершеннолетних без цели их распространения, сегодня как в России, так и других странах Союза, никакой юридической ответственности не подлежат.

Нельзя не отметить и того факта, что законодательство некоторых стран СНГ наиболее соответствует современным международно-правовым стандартам борьбы с детской порнографией. Так, например, согласно ст. 2081 УК Республики Молдова [10] уголовной ответственности помимо прочих действий, связанных с распространением детской порнографии, в том числе подлежат и действия, связанные с изготовлением, приобретением, хранением, перемещением таких материалов без цели их распространения. На этом фоне следует также выделить и таможенные правила некоторых стран ближнего зарубежья, в которых предусмотрен таможенный запрет на перемещение через таможенную границу порнографических материалов с изображением несовершеннолетних вне зависимости от цели их перемещения. Так, например, таможенными правилами Эстонии [11] запрещен ввоз/вывоз «эротических или порнографических материалов о несовершеннолетних» без какой-либо оговорки о целях перемещения через таможенную границу материалов данного содержания.

В связи с вышеизложенным можно с уверенностью говорить о том, что помимо необходимости установления уголовной или хотя бы административной ответственности в России и других странах указанного Союза за приобретение, хранение и перемещение через Государственную границу порнографических материалов с изображением несовершеннолетних без цели их распространения, также сегодня необходимо и внесение соответствующих изменений в таможенный запрет на перемещение через таможенную границу указанных материалов, это будет соответствовать международно-правовым

стандартам в борьбе с данным видом порнографии.

Таким образом, сегодняшний таможенный запрет на ввоз/вывоз и транзит через таможенную границу печатных и аудиовизуальных материалов порнографического характера, перевозимых в целях сбыта, целесообразно дополнить фразой: «... эти же материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних независимо от цели их перевозки».

Литература

1. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами / Утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (в ред. от 25.06.2014) // СПС «Консультант Плюс».

2. Соглашение «О пресечении обращения порнографических изданий» (между Великобританией, Австрией и Венгрией, Бельгией, Бразилией, Данией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Португалией, Россией, Испанией, Швейцарией и США) (Париж, 04.05.1910) // ИС «Континент».

3. Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12.09.1923) // СПС «Консультант Плюс».

4. Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS N201) (Заключена в г. Лансароте 25.10.2007) // СПС «Консультант Плюс».

5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // СПС «Консультант Плюс».

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

(ред. от 22.12.2014) // СПС «Консультант Плюс»

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (в ред. от 24.10.2014) // ИС «Континент» -www.continent-online.com

8. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-У (в ред. от 07.11.2014 г.) // ИС «Континент -www.continent-online.com

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от

22.12.2014) // СПС «Консультант Плюс».

10. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. № 985-ХУ (в ред. от 04.04.2014 г.) // ИС «Континент» - www.continent-online.com

11. Официальный сайт ФТС России // Международное таможенное сотрудничество / Информационно-справочные материалы о таможенных службах и таможенных правилах зарубежных стран / Эстония / Налогово-таможенный департамент / Запреты и ограничения на товар в багаже пассажира - www.customs.ru

Millerov Evgenie Vladimirovich, the candidate of jurisprudence, senior teacher faculties of the administrative and customs right, the Rostov branch of Russian customs academy (20, pr. Budennovsky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation).

E-mail: millerov@yandex.ru

ABOUT REDUCTION CONFORMITY CUSTOMS INTERDICTION ON MOVING THROUGH CUSTOMS BORDER PORNOGRAPHIC MATERIALS TO THE INTERNATIONAL STANDARDS OF STRUGGLE AGAINST THE CHILDREN'S PORNOGRAPHY

Abstract

Clause is devoted to the legal analysis of the maintenance of a customs interdiction on moving through customs border of materials of pornographic character for its conformity to the international standards of counteraction to a turn of pornographic materials with the image of minors (a children's pornography). As a result of rather-legal research lead within the limits of given clause discrepancy of the maintenance of a customs interdiction on moving of pornographic materials through customs border to modern international standards of struggle against a turn of a children's pornography is revealed, elimination of this blank by entering into the specified customs interdiction of respective alterations is offered.

Keywords: pornographic materials, customs interdictions, minor, a children's pornography, questions of counteraction, the international standards, reduction conformity.

References

1. Ediniy perechen' tovarov, k kotorym primenyayutsya zaprety ili ogranicheniya na vvoz ili vyvoz gosudarstvami-chlenami Tamozhennogo soyuza v ramkah Evraziyskogo ekono-micheskogo soobschestva v torgovle s tretyimi stranami / Utv. Resheniem Kollegii Ev-raziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 16.08.2012 g. № 134 «O normativnyh pravovyh ak-tah v oblasti netarifnogo regulirovaniya» (v red. ot 25.06.2014) // SPS «Konsul'tant Plus».

2. Soglashenie «O presechenii obrascheniya pornograficheskih izdaniy» (mezhdu Veliko-britaniey, Avstriey i Vengriey, Bel'giey, Braziliey, Daniey, Franciey, Germaniey, Italiey, Niderlandami, Portugaliey, Rossiey, Ispaniey, Shveitsariey i SShA) (Parizh, 04.05.1910) // IS «Kontinent».

3. Mezhdunarodnaya konvenciya o presechenii obrascheniya pornograficheskih izdaniy i tor-govli imi (Zheneva, 12.09.1923) // SPS «Konsul'tant Plus».

4. Konvenciya Soveta Evropy o zaschite detey ot seksual'noy ekspluatacii i seksual'-nyh zloupo-trebleniy (CETS N201) (Zakluchena v g. Lansarote 25.10.2007) // SPS «Konsul'tant Plus».

5. Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noy Assambleey OON 20.11.1989) // SPS «Konsul'tant Plus».

6. Ugolovniy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (red. ot 22.12.2014) // SPS «Konsultant Plus»

7. Ugolovniy kodeks Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 g. № 275-Z (v red. ot 24.10.2014) // IS «Kontinent»  www.continent-online.com

8. Ugolovniy kodeks Respubliki Kazahstan ot 3 iyulya 2014 g. № 226-V (v red. ot 07.11.2014 g.) // IS «Kontinent  www.continent-online.com

9. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ (red. ot 22.12.2014) // SPS «Konsul'tant Plus».

10. Ugolovniy kodeks Respubliki Moldova ot 18 aprelya 2002 g. № 985-XV (v red. ot 04.04.2014 g.) // IS «Kontinent»  www.continent-online.com

11. Oficial'niy sait FTS Rossii // Mezhdunarodnoe tamozhennoe sotrudnichestvo / In-formacionno-spravochnye materialy o tamozhennyh sluzhbah i tamozhennyh pravilah za-rubezhnyh stran / Estoniya / Nalogovo-tamozhenniy departament / Zaprety i ogranicheniya na tovar v bagazhe passazhira - www.customs.ru

УДК 343

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Бажин мировой судья участка № 87

Алексей Александрович (354340, Россия, г. Сочи, Адлерский район,

Краснодарский край, ул. Кирова, д. 58, корп. 1) E-mail: bazhin@yandex.ru

Аннотация

В статье обосновывается нечеткость нового порядка проверки сообщений о преступлении, неурегулированность процедуры введения в уголовный процесс в качестве доказательств информации, полученной до возбуждения уголовного дела. Результатами судебной практики подчеркивается настороженность правоприменителя в использовании таких доказательств.

Ключевые слова: сообщение о преступлении, проверочные действия, процессуальные действия, сведения, доказательства.

Вопросы, связанные с допустимостью доказательств, полученных до возбуждения уголовного дела, являются актуальными в теории и практике уголовного процесса. С новой силой о такой допустимости заговорили после очередных изменений и дополнений, внесенных в УПК РФ.

Изменениями ч. 1 ст. 144 УПК РФ, произошедшими в марте 2013 года (Федеральный закон от 4 марта 2013 года №23-ФЗ), перечень действий, проводимых в целях проверки сообщения о преступлении, значительно расширен.

До внесения изменений в ст. 144 УПК РФ критика закрепленного порядка проверки сообщения о происшествии сводилась, в том числе и к тому, что норма не предусматрива-

ла четкого перечня средств проверки, указывая лишь на некоторые из них, производство которых часто не требовалось при ее осуществлении (производство документальных ревизий и проверок, например). Проводимые же истребования необходимых документов и получение необходимых объяснений регламентировались лишь ведомственными нормативными актами. Новая процедура теперь предусматривает весьма разнообразный перечень таких действий. При проверке сообщения о преступлении, - гласит ч.1 ст.144 УПК РФ, - уполномоченные лица вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.