дательства имеет тенденцию к восприятию идей и принципов естественного права, ориентирована на жизненные запросы и потребности значительной части членов формирующегося гражданского общества. Принцип социальной справедливости с течением времени становится и принципом права, и принципом нравственности, соответствуя духу и содержанию естественного права. Истинно справедливый порядок, на который обращал внимание Н. Н. Алексеев [12, с. 124], основан как на ценностях права, так и на основополагающих началах нравственности. Справедливость - неотъемлемая черта, особенность права как общественного явления и социальной ценности, соответствующая природе естественного права.
Литература
1. Мартышин О. В. Справедливость и право // Право и политика. 2000. № 12.
2. Хеффе О. Политика. Право. Справедли-
вость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.
3. Кесседи Х. Ф. Гераклит. М., 1982.
4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
5. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
6. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 2.
7. Прудон. Что такое собственность или исследование о принципе права и власти. М., 1919.
8. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.
9. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.
10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.
11. Древесников А. В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Кострома, 2005.
12. Алексеев Н. Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991.
© 2014 г. А. П. Мясников, Е. В. Миллеров
О РОЛИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГУМАННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ
В статье изучается правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными, рассмотрена роль таможенных органов в этом механизме. Анализируются нормы таможенного права, указывающие на гуманность по отношению к животным при перемещении их через таможенную границу, а также особенности и проблемы деятельности таможенных органов по недопущению ввоза и вывоза особо охраняемых видов диких животных согласно Конвенции СИТЕС.
Ключевые слова: животные, гуманное обращение, таможенные органы, таможенные правила, оформление животных, таможенный контроль, дикие животные, редкие виды, ответственность.
Гуманное обращение с животными сегодня является неотъемлемой составляющей социальной политики любого цивилизованного государства. В настоящее время можно говорить о том, что правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными сложился и в России. В связи с этим возникает ряд вопросов: каков данный механизм и какую роль в нем играют непосредственно таможенные органы? На поставленные вопросы мы постараемся ответить в рамках данной публикации.
Итак, основы гуманного обращения с животными прописаны в положениях Федерального закона РФ «О животном мире» [1], а именно ст. 12 данного Закона, согласно которой одним из основ-
ных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Согласно ст. 26 данного Закона юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигие-нические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. В соответствии со ст. 40 этого же Закона пользователи животным миром обязаны применять при пользовании животным миром гуманные способы.
В числе принципов правового регулирования в области охоты, закрепленных в ст. 2 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], в том числе закреплено, что использование охотничьих ресурсов должно осуществляться с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными.
В ст. 137 Гражданского кодекса РФ указано, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Согласно ст. 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника (ч. 1 указанной нормы). На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (ч. 2). Согласно требованиям ч. 3 данной нормы лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, в соответствии со ст. 231 ГК РФ приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они по-
ступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Согласно ч. 2 данной нормы в случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - через суд.
Также нужно отметить, что ст. 241 ГК РФ предусмотрен выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними, а именно в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.
За жестокое обращение с животными предусмотрена уголовная ответственность ст. 245 Уголовного кодекса РФ, но не во всех, а только в тех случаях жестокого обращения с животными, которые повлекли их гибель или увечье, а также при наличии обязательных условий, указанных в данной норме, а именно: если это деяние совершено из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений или с применением садистских методов или в присутствии малолетних. Поскольку гуманностью обращения с животными является не просто отсутствие жестокости по отношению к ним, но и бережное отношение к животному миру, то нельзя не упомянуть и ряд уголовно-правовых норм, относящихся к экологическим преступлениям: незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных (ст. 2581 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).
В Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено административной ответственности за жестокое обращение с животным. В связи с этим многие законы об административных правонарушениях субъектов РФ имеют в своем арсенале нормы об ответственности за такое деяние. Как правило, они предусматривают административную ответственность за жестокое обращение с животными при отсутствии признаков состава преступления, предусмотрен-
ного ст. 245 УК РФ. В то же время нельзя не отметить нормы КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за негуманное обращение с животными и местами их обитания: уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП) и др.
Гуманное обращение с животными обеспечивается и нормами таможенного права. Всю деятельность таможенных органов по обеспечению гуманного обращения с животными, на наш взгляд, можно разделить на два основных направления: 1) обеспечение гуманного обращения с животными при их перемещении через таможенную границу; 2) пресечение таможенниками фактов перемещения через таможенную границу животных, охраняемых Красной книгой РФ и (или) международно-правовыми актами.
Первое из указанных направлений заключается в осуществлении должностными лицами таможенных органов контроля за соблюдением норм таможенного законодательства, которые предусматривают требования о гуманном обращении с животными (или содержат такой смысл). Например, согласно ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) применение технических средств при таможенном контроле должно быть безопасным для жизни и здоровья животных. Из этого требования вытекает и запрет на проведение форм таможенного контроля с применением инспекционно-досмотровых комплексов в отношении животных [3] (так как в данных ИДК используется рентгеновское излучение).
Из п. 2 ч. 5 ст. 116 ТК ТС следует, что таможенники имеют право на проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей в случаях, когда существует угроза жизни и здоровью животных. В ч. 4 ст. 150 ТК ТС закреплено, что при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, в отношении живых животных совершаются в первоочередном порядке. Также животные в ст. 178 ТК ТС отнесены к категории товаров, которые помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.
Вторым из указанных нами выше направлений деятельности таможенных органов по обеспечению гуманного обращения с животными является наличие у таможенников полномочий по пресечению перемещения через таможенную границу без соответствующих разрешений животных, включенных в перечни Конвенции по междуна
родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) [4], участницей которой является Россия.
Согласно ст. 9 данной Конвенции каждой Стороной-участницей назначается Административный орган, который наделяется правом выдачи разрешений или сертификатов на торговлю указанными животными. В России таким Административным органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). У Федеральной таможенной службы РФ с Рос-природнадзором заключено соглашение о взаимодействии [5], в котором предусмотрены вопросы сотрудничества по Конвенции СИТЕС.
Росприроднадзор как Административный орган СИТЕС в России оказывает информационную поддержку таможенным органам по вопросам применения Конвенции СИТЕС, в том числе путем предоставления обновленного перечня видов животных, подпадающих под эту Конвенцию, который рассылается ФТС России в таможенные органы для применения при таможенном контроле [6].
Поскольку, как известно, таможенно-правовое регулирование в нашей стране осуществляется в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс (куда сегодня входит Россия, Белоруссия и Казахстан), то соответственно такие обновленные перечни видов животных направляются и в органы управления Таможенным союзом, а те уже вносят изменения в соответствующие нормативно-правовые акты ТС. Последние изменения такого характера имели место в 2011 г. [7].
Изъятых диких животных, перемещаемых через таможенную границу (как правило, с сокрытием от таможенного контроля) без соответствующего разрешительного документа Росприрод-надзора (сертификата на ввоз/вывоз объектов СИТЕС) [8] таможенники передают в органы Росприроднадзора для определения мест их содержания и решения дальнейшей судьбы согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ [9].
Говоря о работе российских таможенников в рамках Конвенции СИТЕС, нельзя не упомянуть о проблемах правоприменения, имевших место в этом вопросе долгие годы. Дело в том, что предусматривавшая уголовную ответственность за контрабанду ст. 188 УК РФ, которая утратила силу в декабре 2011 г., не имела в виду диких животных, охраняемых Красной Книгой и международно-правовыми актами в качестве специального предмета контрабанды (часть вторая указанной нормы). В связи с этим контрабанда редких видов животных квалифицировалась по ч. 1 ст. 188 УК РФ, то есть как «товарная контрабанда» (в случаях, если оцененная стоимость животных достиг-
ла необходимой суммы для ч. 1 ст. 188 УК), либо по ч. 2 ст. 188 УК (как контрабанда культурных ценностей), либо вообще как административное правонарушение. На такие случаи квалификации и отсутствия единства правоприменительной практики таможенных органов по контрабанде диких животных, подпадающих под Конвенцию СИТЕС, справедливо указывают в своих трудах и некоторые ученые [10]. Во-первых, как удачно было отмечено Л. А. Прохоровым и А. М. Максимовым, сложно относить животных к культурным ценностям [10]. Во-вторых, точная оценка стоимости редких видов диких животных вызывает немало сложностей [11, с. 39-41].
Пришедшие на замену ст. 188 УК РФ и предусмотревшие ответственность за специальные виды контрабанды ст. 2261 УК и 2291 УК в своей первоначальной редакции не предусматривали ответственности за контрабанду особо охраняемых редких видов животных, что буквально еще пару лет назад справедливо отмечали в своих научных трудах некоторые авторы [10; 12, с. 53].
В июле 2013 г. в ст. 2261 УК РФ были внесены изменения [13], согласно которым уголовно наказуемой стала контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных, причем независимо от их стоимости. Принимая во внимание, что согласно ст. 157 УПК РФ дознаватели таможенных органов имеют право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по делам о преступлении, предусмотренном ст. 2261 УК РФ, можно с уверенностью говорить об оптимальном решении имевшихся ранее проблем правоприменительной практики по указанному виду контрабанды.
Если же вернуться к вопросам компетенции должностных лиц таможенных органов по первому из названных выше направлений обеспечения гуманного обращения с животными, то здесь, во-первых, целесообразно установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшие за собой их гибель или увечье, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Во-вторых, учесть в этой же норме в качестве отдельного состава правонарушения (например, в виде части второй), по подобию некоторых законов об административных правонарушениях субъектов РФ [14; 15], административную ответственность за содержание или транспортировку животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствую-
щих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил, прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения, установив в п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ право должностных лиц таможенных органов составлять протоколы о данном правонарушении.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 07.05.2013 № 104-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
3. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» (в ред. от 15.11.2013) // СПС Консуль-тантПлюс.
4. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 03.03.1973) // СПС КонсультантПлюс.
5. Соглашение от 08.08.2008 ФТС России и Росприроднадзора «О взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при предоставлении и получении информации» // СПС КонсультантПлюс.
6. Письмо ФТС России от 23.11.2010 № 14-57/ 56809 «О направлении информации» (вместе с «Перечнем видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)», утв. Росприроднадзором) // СПС КонсультантПлюс.
7. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 744 «О внесении изменений в раздел 2.7 Единого Перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс в торговле с третьими странами» // СПС КонсультантПлюс.
8. Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» (ред. от 26.09.2013) // СПС Консуль-тантПлюс.
9. Правила использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и расте-
ний, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 № 304, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.2009 № 13) // СПС КонсультантПлюс.
10. Прохоров Л. А., Максимов А. М. Криминализация контрабанды птиц и животных, в отношении которых действуют специальные международные и национальные ограничения в обращении // Российский следователь. 2012. № 4.
11. Природа просит помощи // Интервью О. Герасютиной с зав. кафедрой таможенного дела Владивостокского филиала РТА С. Ляпус-тиным // Таможня. 2012. № 1-2.
12. Липин Е. В. Кастомсыскология: актуаль-
ные вопросы совершенствования правового регулирования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в борьбе с контрабандой объектов «СИТЕС» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4.
13. Федеральный закон РФ от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
14. Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91 -ЗРХ «Об административных правонарушениях» (ред. от 24.02.2012) // СПС КонсультантПлюс.
15. Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-1У «Об административных правонарушениях» (ред. от 09.07.2012) // СПС КонсультантПлюс.
© 2014 г. Е. В. Безручко
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы конституционных гарантий охраны здоровья человека в Российской Федерации. В результате автор делает вывод о том, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важнейшие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы несоответствия и противоречия в различных правовых актах в этой сфере.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, вред здоровью человека, стратегия, национальная безопасность, общественная безопасность, средства обеспечения безопасности здоровья граждан.
Укрепление национальной безопасности Российской Федерации и усиление социально-экономической мощи государства невозможны без решения проблемы обеспечения здоровья его граждан. Эта проблема стала сегодня общенациональной, общегосударственной, стратегической. Именно роль здоровья в жизни отдельного человека, а также его значение для общества определяют необходимость использования всего требуемого арсенала правовых ресурсов. Конституционные гарантии обеспечения здравоохранения и охраны здоровья человека в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, что предопределяет дальнейший характер управленческих решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] отмечено, что прямое негативное воздействие на обеспе-
чение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью. Согласно п. 26 раздела III «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» Концепции общественной безопасности в Российской Федерации приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина [2]. Вопросы охраны здоровья человека являются приоритетными для любого государства. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье - это предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье все в большей степени становится интегрированным показателем общест-