Научная статья на тему 'О роли таможенных органов в правовом механизме обеспечения гуманного обращения с животными'

О роли таможенных органов в правовом механизме обеспечения гуманного обращения с животными Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИВОТНЫЕ / ANIMALS / ГУМАННОЕ ОБРАЩЕНИЕ / THE HUMANE REFERENCE / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS BODIES / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА / CUSTOMS RULES / REGISTRATION OF ANIMALS / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ / WILD ANIMALS / РЕДКИЕ ВИДЫ / RARE KINDS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ОФОРМЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мясников Анатолий Павлович, Миллеров Евгений Владимирович

В статье изучается правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными, рассмотрена роль таможенных органов в этом механизме. Анализируются нормы таможенного права, указывающие на гуманность по отношению к животным при перемещении их через таможенную границу, а также особенности и проблемы деятельности таможенных органов по недопущению ввоза и вывоза особо охраняемых видов диких животных согласно Конвенции СИТЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE LEGAL MECHANISM TO ENSURE THE HUMANE TREATMENT OF ANIMALS

In clause the legal mechanism of maintenance of the humane reference with animals is analyzed, the role of customs bodies in this mechanism is considered. The norms of the customs right specifying humanity in relation to animals at their moving through customs border, and also features and problems of activity of customs bodies suppression import and export of especially protected kinds of wild animals according to Convention SITES are resulted.

Текст научной работы на тему «О роли таможенных органов в правовом механизме обеспечения гуманного обращения с животными»

дательства имеет тенденцию к восприятию идей и принципов естественного права, ориентирована на жизненные запросы и потребности значительной части членов формирующегося гражданского общества. Принцип социальной справедливости с течением времени становится и принципом права, и принципом нравственности, соответствуя духу и содержанию естественного права. Истинно справедливый порядок, на который обращал внимание Н. Н. Алексеев [12, с. 124], основан как на ценностях права, так и на основополагающих началах нравственности. Справедливость - неотъемлемая черта, особенность права как общественного явления и социальной ценности, соответствующая природе естественного права.

Литература

1. Мартышин О. В. Справедливость и право // Право и политика. 2000. № 12.

2. Хеффе О. Политика. Право. Справедли-

вость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.

3. Кесседи Х. Ф. Гераклит. М., 1982.

4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

5. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

6. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т. 2.

7. Прудон. Что такое собственность или исследование о принципе права и власти. М., 1919.

8. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

9. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.

11. Древесников А. В. Справедливость как принцип права (историко-теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Кострома, 2005.

12. Алексеев Н. Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет // Пашуто В. Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1991.

© 2014 г. А. П. Мясников, Е. В. Миллеров

О РОЛИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГУМАННОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ

В статье изучается правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными, рассмотрена роль таможенных органов в этом механизме. Анализируются нормы таможенного права, указывающие на гуманность по отношению к животным при перемещении их через таможенную границу, а также особенности и проблемы деятельности таможенных органов по недопущению ввоза и вывоза особо охраняемых видов диких животных согласно Конвенции СИТЕС.

Ключевые слова: животные, гуманное обращение, таможенные органы, таможенные правила, оформление животных, таможенный контроль, дикие животные, редкие виды, ответственность.

Гуманное обращение с животными сегодня является неотъемлемой составляющей социальной политики любого цивилизованного государства. В настоящее время можно говорить о том, что правовой механизм обеспечения гуманного обращения с животными сложился и в России. В связи с этим возникает ряд вопросов: каков данный механизм и какую роль в нем играют непосредственно таможенные органы? На поставленные вопросы мы постараемся ответить в рамках данной публикации.

Итак, основы гуманного обращения с животными прописаны в положениях Федерального закона РФ «О животном мире» [1], а именно ст. 12 данного Закона, согласно которой одним из основ-

ных принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. Согласно ст. 26 данного Закона юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигие-нические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке. В соответствии со ст. 40 этого же Закона пользователи животным миром обязаны применять при пользовании животным миром гуманные способы.

В числе принципов правового регулирования в области охоты, закрепленных в ст. 2 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], в том числе закреплено, что использование охотничьих ресурсов должно осуществляться с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными.

В ст. 137 Гражданского кодекса РФ указано, что к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Согласно ст. 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника (ч. 1 указанной нормы). На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (ч. 2). Согласно требованиям ч. 3 данной нормы лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, в соответствии со ст. 231 ГК РФ приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они по-

ступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. Согласно ч. 2 данной нормы в случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - через суд.

Также нужно отметить, что ст. 241 ГК РФ предусмотрен выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними, а именно в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

За жестокое обращение с животными предусмотрена уголовная ответственность ст. 245 Уголовного кодекса РФ, но не во всех, а только в тех случаях жестокого обращения с животными, которые повлекли их гибель или увечье, а также при наличии обязательных условий, указанных в данной норме, а именно: если это деяние совершено из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений или с применением садистских методов или в присутствии малолетних. Поскольку гуманностью обращения с животными является не просто отсутствие жестокости по отношению к ним, но и бережное отношение к животному миру, то нельзя не упомянуть и ряд уголовно-правовых норм, относящихся к экологическим преступлениям: незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных (ст. 2581 УК); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено административной ответственности за жестокое обращение с животным. В связи с этим многие законы об административных правонарушениях субъектов РФ имеют в своем арсенале нормы об ответственности за такое деяние. Как правило, они предусматривают административную ответственность за жестокое обращение с животными при отсутствии признаков состава преступления, предусмотрен-

ного ст. 245 УК РФ. В то же время нельзя не отметить нормы КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за негуманное обращение с животными и местами их обитания: уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП) и др.

Гуманное обращение с животными обеспечивается и нормами таможенного права. Всю деятельность таможенных органов по обеспечению гуманного обращения с животными, на наш взгляд, можно разделить на два основных направления: 1) обеспечение гуманного обращения с животными при их перемещении через таможенную границу; 2) пресечение таможенниками фактов перемещения через таможенную границу животных, охраняемых Красной книгой РФ и (или) международно-правовыми актами.

Первое из указанных направлений заключается в осуществлении должностными лицами таможенных органов контроля за соблюдением норм таможенного законодательства, которые предусматривают требования о гуманном обращении с животными (или содержат такой смысл). Например, согласно ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) применение технических средств при таможенном контроле должно быть безопасным для жизни и здоровья животных. Из этого требования вытекает и запрет на проведение форм таможенного контроля с применением инспекционно-досмотровых комплексов в отношении животных [3] (так как в данных ИДК используется рентгеновское излучение).

Из п. 2 ч. 5 ст. 116 ТК ТС следует, что таможенники имеют право на проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей в случаях, когда существует угроза жизни и здоровью животных. В ч. 4 ст. 150 ТК ТС закреплено, что при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, в отношении живых животных совершаются в первоочередном порядке. Также животные в ст. 178 ТК ТС отнесены к категории товаров, которые помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.

Вторым из указанных нами выше направлений деятельности таможенных органов по обеспечению гуманного обращения с животными является наличие у таможенников полномочий по пресечению перемещения через таможенную границу без соответствующих разрешений животных, включенных в перечни Конвенции по междуна

родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) [4], участницей которой является Россия.

Согласно ст. 9 данной Конвенции каждой Стороной-участницей назначается Административный орган, который наделяется правом выдачи разрешений или сертификатов на торговлю указанными животными. В России таким Административным органом является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). У Федеральной таможенной службы РФ с Рос-природнадзором заключено соглашение о взаимодействии [5], в котором предусмотрены вопросы сотрудничества по Конвенции СИТЕС.

Росприроднадзор как Административный орган СИТЕС в России оказывает информационную поддержку таможенным органам по вопросам применения Конвенции СИТЕС, в том числе путем предоставления обновленного перечня видов животных, подпадающих под эту Конвенцию, который рассылается ФТС России в таможенные органы для применения при таможенном контроле [6].

Поскольку, как известно, таможенно-правовое регулирование в нашей стране осуществляется в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс (куда сегодня входит Россия, Белоруссия и Казахстан), то соответственно такие обновленные перечни видов животных направляются и в органы управления Таможенным союзом, а те уже вносят изменения в соответствующие нормативно-правовые акты ТС. Последние изменения такого характера имели место в 2011 г. [7].

Изъятых диких животных, перемещаемых через таможенную границу (как правило, с сокрытием от таможенного контроля) без соответствующего разрешительного документа Росприрод-надзора (сертификата на ввоз/вывоз объектов СИТЕС) [8] таможенники передают в органы Росприроднадзора для определения мест их содержания и решения дальнейшей судьбы согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ [9].

Говоря о работе российских таможенников в рамках Конвенции СИТЕС, нельзя не упомянуть о проблемах правоприменения, имевших место в этом вопросе долгие годы. Дело в том, что предусматривавшая уголовную ответственность за контрабанду ст. 188 УК РФ, которая утратила силу в декабре 2011 г., не имела в виду диких животных, охраняемых Красной Книгой и международно-правовыми актами в качестве специального предмета контрабанды (часть вторая указанной нормы). В связи с этим контрабанда редких видов животных квалифицировалась по ч. 1 ст. 188 УК РФ, то есть как «товарная контрабанда» (в случаях, если оцененная стоимость животных достиг-

ла необходимой суммы для ч. 1 ст. 188 УК), либо по ч. 2 ст. 188 УК (как контрабанда культурных ценностей), либо вообще как административное правонарушение. На такие случаи квалификации и отсутствия единства правоприменительной практики таможенных органов по контрабанде диких животных, подпадающих под Конвенцию СИТЕС, справедливо указывают в своих трудах и некоторые ученые [10]. Во-первых, как удачно было отмечено Л. А. Прохоровым и А. М. Максимовым, сложно относить животных к культурным ценностям [10]. Во-вторых, точная оценка стоимости редких видов диких животных вызывает немало сложностей [11, с. 39-41].

Пришедшие на замену ст. 188 УК РФ и предусмотревшие ответственность за специальные виды контрабанды ст. 2261 УК и 2291 УК в своей первоначальной редакции не предусматривали ответственности за контрабанду особо охраняемых редких видов животных, что буквально еще пару лет назад справедливо отмечали в своих научных трудах некоторые авторы [10; 12, с. 53].

В июле 2013 г. в ст. 2261 УК РФ были внесены изменения [13], согласно которым уголовно наказуемой стала контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных, причем независимо от их стоимости. Принимая во внимание, что согласно ст. 157 УПК РФ дознаватели таможенных органов имеют право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по делам о преступлении, предусмотренном ст. 2261 УК РФ, можно с уверенностью говорить об оптимальном решении имевшихся ранее проблем правоприменительной практики по указанному виду контрабанды.

Если же вернуться к вопросам компетенции должностных лиц таможенных органов по первому из названных выше направлений обеспечения гуманного обращения с животными, то здесь, во-первых, целесообразно установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность за жестокое обращение с животными, повлекшие за собой их гибель или увечье, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Во-вторых, учесть в этой же норме в качестве отдельного состава правонарушения (например, в виде части второй), по подобию некоторых законов об административных правонарушениях субъектов РФ [14; 15], административную ответственность за содержание или транспортировку животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствую-

щих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил, прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения, установив в п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ право должностных лиц таможенных органов составлять протоколы о данном правонарушении.

Литература

1. Федеральный закон РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (в ред. от 07.05.2013 № 104-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов» (в ред. от 15.11.2013) // СПС Консуль-тантПлюс.

4. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 03.03.1973) // СПС КонсультантПлюс.

5. Соглашение от 08.08.2008 ФТС России и Росприроднадзора «О взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при предоставлении и получении информации» // СПС КонсультантПлюс.

6. Письмо ФТС России от 23.11.2010 № 14-57/ 56809 «О направлении информации» (вместе с «Перечнем видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)», утв. Росприроднадзором) // СПС КонсультантПлюс.

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 744 «О внесении изменений в раздел 2.7 Единого Перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс в торговле с третьими странами» // СПС КонсультантПлюс.

8. Приказ ФТС России от 21.08.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» (ред. от 26.09.2013) // СПС Консуль-тантПлюс.

9. Правила использования безвозмездно изъятых или конфискованных диких животных и расте-

ний, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2003 № 304, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.01.2009 № 13) // СПС КонсультантПлюс.

10. Прохоров Л. А., Максимов А. М. Криминализация контрабанды птиц и животных, в отношении которых действуют специальные международные и национальные ограничения в обращении // Российский следователь. 2012. № 4.

11. Природа просит помощи // Интервью О. Герасютиной с зав. кафедрой таможенного дела Владивостокского филиала РТА С. Ляпус-тиным // Таможня. 2012. № 1-2.

12. Липин Е. В. Кастомсыскология: актуаль-

ные вопросы совершенствования правового регулирования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в борьбе с контрабандой объектов «СИТЕС» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4.

13. Федеральный закон РФ от 02.07.2013 № 150-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

14. Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 № 91 -ЗРХ «Об административных правонарушениях» (ред. от 24.02.2012) // СПС КонсультантПлюс.

15. Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-1У «Об административных правонарушениях» (ред. от 09.07.2012) // СПС КонсультантПлюс.

© 2014 г. Е. В. Безручко

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы конституционных гарантий охраны здоровья человека в Российской Федерации. В результате автор делает вывод о том, что необходимо принятие Кодекса Российской Федерации об охране здоровья человека, который включил бы в себя все важнейшие нормативно-правовые положения в области охраны здоровья человека в Российской Федерации и исключил бы несоответствия и противоречия в различных правовых актах в этой сфере.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, вред здоровью человека, стратегия, национальная безопасность, общественная безопасность, средства обеспечения безопасности здоровья граждан.

Укрепление национальной безопасности Российской Федерации и усиление социально-экономической мощи государства невозможны без решения проблемы обеспечения здоровья его граждан. Эта проблема стала сегодня общенациональной, общегосударственной, стратегической. Именно роль здоровья в жизни отдельного человека, а также его значение для общества определяют необходимость использования всего требуемого арсенала правовых ресурсов. Конституционные гарантии обеспечения здравоохранения и охраны здоровья человека в Российской Федерации рассматриваются государством в качестве важнейших приоритетов, что предопределяет дальнейший характер управленческих решений, принимаемых органами государственной власти в форме законов и иных нормативных правовых актов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [1] отмечено, что прямое негативное воздействие на обеспе-

чение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывает незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью. Согласно п. 26 раздела III «Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности» Концепции общественной безопасности в Российской Федерации приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина [2]. Вопросы охраны здоровья человека являются приоритетными для любого государства. Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье - это предпосылка к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье все в большей степени становится интегрированным показателем общест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.