Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности'

Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2132
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / КОНТРАБАНДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗО-ПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ECONOMIC SECURITY / CUSTOM CODE OF CUSTOMS UNION / CUSTOM OFFENCES / CUSTOM AUTHORITIES / CONTRABAND GOODS / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Анастасия Александровна

Статья посвящена последним изменениям в законодательстве в сфере таможенного права. Рассмотрены функции таможенных органов в области экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing of economic security in a sphere in the field of external economic to activity

The article is sanctified to the last updates in a legislation in the field of custom right. Considered functions of custom authorities in area of economic security.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности»

А.А. СМИРНОВА

Анастасия Александровна СМИРНОВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ ЮА. Лаврикова Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономическая безопасность государства.

^ ^ ^

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

В настоящее время происходят значительные изменения в уголовном и таможенном законодательстве, что влечет за собой множество противоречий и разногласий в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

Определяющими факторами экономической безопасности являются: предотвращение роста преступных посягательств, направленных против собственности и экономической безопасности страны, осуществление безопасного перемещения грузов через таможенную границу, контроль и предупреждение преступлений в сфере таможенного права, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. На таможенные органы в России возложено выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности страны. Федеральная таможенная служба (далее — ФТС) как правоохранительный орган выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела (предотвращение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов), оказывает содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации, а также выполняет функции, исходя из закрепляемых за ней полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие). Перечисленные функции закреплены в п. 6 ст. 403 Таможенного кодекса РФ. 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее — ТК ТС). В соответствии с п. 1 ст. 6 ТК ТС основными задачами таможенных органов являются:

1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;

ГРНТИ 06.52.01 ©А. А. Смирнова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Д.М. Зерзилина.

4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств — членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков. На основании вышесказанного можно сделать выводы, что в ТК ТС понятие экономической и национальной безопасности раскрыто глубже, нежели в ТК РФ. Хочется обратить внимание на то, что законодатель уделил внимание и экологической безопасности.

Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 г.

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники [1, с. 27].

Однако приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности [3]. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета.

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением. Так, в 2008 г. таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7 % больше, чем в 2007 г. (4504 дела), и на 12,7 % больше, чем в 2006 г. (4423). По итогам 2008 г. таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2007 г. (80 423 дела), и на 19 % больше, чем в 2006 г. (70 129).

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности.

Согласно положению Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. приказом ФТС России от 27.07.2009 г. № 1333). Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации — развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2008 г. было возбуждено 845 уголовных дел, в 2007 г. — 750, в 2006 г. — 758 дел. Только в 2008 г. в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу Российской Федерации, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов [2].

К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность Государственной границы Российской Федерации, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например на российско-белорусской границе. В связи с предстоящим формированием таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке.

В последнее время наиболее актуальной становится проблема выявления, предупреждения и пресечения фактов коррупции, других должностных преступлений и нарушений таможенного законодательства сотрудниками таможенных органов. Сюда же можно отнести предупреждение проникновения в кадровый состав таможенных служб лиц, вынашивающих преступные планы. В современных условиях борьба с коррупцией является важной государственной задачей. Коррупция в таможенных органах остается важным дестабилизирующим фактором функционирования всей таможенной системы. Содействие криминалитету, злоупотребление служебными полномочиями подрывают не только авторитет таможенных органов, но и выполнение задач и функций таможенных структур. На искоренение коррупции направлены многие принимаемые в последнее время на федеральном уровне антикоррупционные нормативные правовые акты. Полномочиями по контролю за деятельностью таможенных служб наделен ряд правоохранительных структур. Вместе с тем, как показывает статистика, именно деятельность специально уполномоченных подразделений самих таможенных органов, а именно подразделений собственной безопасности, наиболее эффективна в данном направлении. Так, по информации Управления собственной безопасности ФТС России, большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. На протяжении пяти лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявленных всеми правоохранительными органами Российской Федерации, в 2008 г. он составлял 92 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1985.

2. Таможенная статистика. URL: http://www.customs.ra

3. Трунила Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. 2010. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.