зарубежный опыт
УДК 343.37:339.54 ББК 67.408
А.М. НИКОЛАЕВ
Борьба таможенных органов КНР с контрабандой
В статье излагаются положения Уголовного кодекса КНР; рассматриваются: современное положение в сфере борьбы таможенных органов КНР с контрабандой; деятельность структурных подразделений таможен, отвечающих за противоборство с незаконным перемещением товаров через границу; анализируются итоги работы таможен в последние годы.
Ключевые слова: контрабанда, таможенная полиция, таможенные пошлины, организованные преступные группы.
A.M. Nikolayev
China's customs agencies struggle against contraband
The article describes the current situation in the field of China’s customs agencies struggle against contraband. The author examines the provisions of the Criminal Code of the People’s Republic of China and activities of the customs subdivisions responsible for combating illegal cross-border movement of goods and gives an analysis to the results of the work over the recent years.
Keywords: contraband, customs police, customs duties, organized crime gangs.
Экономические реформы в Китае тесно связаны с политикой открытости внешнему миру и интенсивным развитием внешнеэкономических связей. Вступление Китая в ВТО и приверженность принципам свободной торговли не исключило применение мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, поэтому по-прежнему имеются предпосылки для возникновения и развития контрабанды как незаконного перемещения через границу определенных товаров.
Стабильный экономический рост Китая сопровождается постоянным совершенствованием способов ведения контрабанды и высокой активностью преступных группировок, вовлеченных в нее.
Проблема борьбы с контрабандой актуальна на протяжении уже нескольких десятилетий, и китайское руководство проводит энергичные и масштабные мероприятия по борьбе с ней, ужесточая ответственность за занятие этой незаконной деятельностью.
НИКОЛАЕВ Алексей Максимович — кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
зарубежный опыт
109
С начала экономических реформ в 1979 г. в Уголовный кодекс КНР трижды вносились изменения, устанавливавшие усиление наказаний за контрабанду.
Действующий в настоящее время Уголовный кодекс Китайской Народной Республики предусматривает, что контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов или фальшивых денег наказывается лишением свободы на срок семь и более лет. Контрабанда запрещенных для вывоза культурных ценностей, золота, серебра и других драгоценных металлов, а также перемещения через границу исчезающих видов животных либо уникальных растений и произведенной из них продукции наказывается лишением свободы сроком на пять и более лет. К этому наказанию может добавляться и штраф, который, впрочем, может применяться и как самостоятельное наказание. При особо отягчающих обстоятельствах контрабанда наказывается бессрочным лишением свободы или смертной казнью, а также конфискацией имущества.
К контрабанде УК КНР относит и уклонение от уплаты таможенных пошлин. Наказание за такие преступления зависит от суммы неоплаченных таможенных платежей и составляет от трех до десяти лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах этот срок превышает 10 лет или лишение свободы становится пожизненным. Помимо этого налагается штраф до 5-кратного размера сокрытых от уплаты налогов или производится конфискация имущества1.
Однако ужесточенные меры наказания за контрабанду, которые были закреплены в УК КНР, принятом на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г., не испугали группировки контрабандистов и уже в 1998 г. показатели выявленной контрабанды значительно выросли. Сотрудники органов общественной безопасности и пограничной службы в течение года пресекли 850 попыток контрабанды на общую сумму 900 млн юаней (более 100 млн долл. США). Они перехватили 550 судов контрабандистов, в результате чего было изъято 170 тыс. т жидкого топлива, 4 тыс. т сырья для химической промышленности, 329 автомобилей, 260 мотоциклов, 62 809 ящиков сигарет и фальшивые банкноты денежных знаков КНР на сумму более 63 млн юаней (свыше 7,5 млн долл. США), а также большие партии продуктов питания, алкогольных напитков и электроприборов. В том же году силами китайских таможенников было раскрыто около 8 400 случаев контрабанды, стоимость изъятых нелегально провозимых товаров превысила 15,4 млрд юаней (около 2 млрд долл. США). Последние два показателя выше уровня 1997 г.2 на 15,4 и 128,7% соответственно.
Деятельность контрабандистов стала представлять серьезную опасность для экономической и общественной жизни страны. Однако таможенные
1 Чжунхуа жэньминь гунхэго синфа [Электронный ресурс]. URL: http://www.szxingshi.com/95w9.html
2 Комментарии к Особой части УК КНР [Электронный ресурс]. URL: http://www.asia-business.ru/law/law1/ criminalcode/remark/
110
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014
службы часто оказывались неспособными эффективно противостоять им, так как у них не хватало сил, средств и необходимых полномочий.
Размах контрабанды побудил власти КНР создать специализированные подразделения для борьбы с этим видом преступной деятельности: 5 января 1999 г. в Китае было объявлено, что для борьбы с контрабандой создается специальная таможенная полиция, которая, являясь системным подразделением таможенных органов, одновременно подчинялась и Министерству общественной безопасности Китая3.
Во главе новой правоохранительной структуры находилось Управление по расследованию контрабанды, входившее в состав Главного таможенного управления КНР. В подчиненных ГТУ сорока двух таможнях были созданы отделы и 121 отделение по расследованию контрабанды. К середине 2001 г. в подразделениях таможенной полиции по борьбе с контрабандой числился 4 751 человек4. На таможенную полицию были возложены функции выявления и пресечения контрабанды. С этой целью ее работники наделялись правом планировать, организовывать и осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, проводить задержание или арест подозреваемых в причастности к контрабанде и вести предварительное следствие.
В последующие несколько лет происходило организационное развитие и совершенствование методов работы силового таможенного ведомства.
В 2003 г. по решению Госсовета КНР Управление по расследованию контрабанды было переименовано в Управление по борьбе с контрабандой. Смена вывески произошла и во всех подчиненных структурах, при этом их полномочия были существенно расширены за счет увеличения административно-правовых функций. Количество отделов и отделений по борьбе с контрабандой в региональных таможенных органах увеличилось до 1705.
К 2006 г. в таможенной полиции трудилось более 9 000 человек. Значительно вырос уровень профессиональной подготовки работников, из которых 91% имели высшее и среднее специальное образование. При этом кадровый состав был оптимально сбалансирован по возрастным критериям, 51% работников были моложе 35 лет.
Непрерывно наращивалась техническая оснащенность борцов с контрабандой, в частности, дислоцировавшиеся в прибрежных районах подразделения имели в распоряжении 212 быстроходных катеров общим водоизмещением 20 тыс. т.
Правовой статус таможенной полиции по борьбе с контрабандой был закреплен в июле 2006 г. в поправках к «Закону КНР о таможне», где юридической основой ее деятельности определялись «Уголовный кодекс КНР», «Уголовнопроцессуальный кодекс КНР», «Закон КНР о таможне»6.
3 Дисыдзюй [Электронный ресурс]. URL: http://baike.baidu.com/view/4730304.htm
4 Гомень вейши чхэндзи сяньчжу [Электронный ресурс]. URL: http://www.crime.vl.ru/index.
php?p=1349&more=1&c=1&tb=1&pb=1
5 Гун’аньбу синвэнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1237/n1432/n1567/136809.html
6 Там же.
зарубежный опыт
111
К этому времени практика деятельности таможенных органов со всей очевидностью подтвердила правильность создания оперативного формирования по борьбе с контрабандой. Сбор таможенных пошлин в 2006 г. составил 610,42 млрд юаней, что превысило показатель 1998 г. (87,9 млрд юаней) почти в 7 раз.
В период с 1999 по 2006 г. органами таможенной полиции по борьбе с контрабандой было возбуждено и расследовано 10 415 дел о контрабанде на сумму 132,14 млрд юаней и об уклонении от уплаты пошлин на сумму 52,28 млрд юаней, передано в органы прокуратуры для возбуждения уголовного преследования 6 596 дел о контрабанде на сумму 126,99 млрд юаней и об уклонении от уплаты таможенных пошлин на сумму 53,15 млрд юаней. Привлечены к ответственности по фактам контрабанды 27 089 человек, из них 13 086 человек было арестовано, в отношении 15 061 человека материалы переданы в органы прокуратуры.
Помимо этого с 2003 г., когда таможенная полиция по борьбе с контрабандой получила право вести административное производство, по 2006 г. было возбуждено 143 тыс. административных дел по фактам контрабанды на сумму 53,6 млрд юаней7.
В январе 2009 г., в десятилетний юбилей со дня создания таможенной полиции по борьбе с контрабандой, Главное таможенное управление КНР опубликовало перечень десяти крупнейших дел о контрабанде, раскрытых работниками этого силового таможенного подразделения. Список весьма показателен, потому что отражает главные направления деятельности организованных групп контрабандистов на территории Китая.
В хронологическом порядке этот перечень выглядит следующим образом:
• 1 октября 1999 г. в зоне ответственности Гунбэйской таможни (провинция Гуандун) были задержаны два судна, на которых перевозилось 4,52 млн контрафактных лазерных дисков;
• в июле 2003 г. сотрудниками таможни г. Гуанчжоу было раскрыто дело группы преступников, организовавших контрабанду 540 тыс. т нефтепродуктов стоимостью 1,4 млрд юаней;
• 1 ноября 2004 г. в таможне г. Ханчжоу при попытке вывоза были задержаны 15 коробок с окаменелостями древних животных, арестован подозреваемый в преступлении;
• в 2006 г. сотрудники таможни г. Тяньцзинь разоблачили банду преступников, которые незаконно ввезли 512 автомобилей известных мировых производителей на сумму 314 млн юаней, при этом сумма неоплаченных пошлин составила 21,25 млн юаней;
• в июне 2006 г. таможенники г. Шэньчжэнь разоблачили группировку контрабандистов, которые незаконно ввозили в континентальный Китай
7 Гун’аньбу синвэнь [Электронный ресурс]. URL: http://www.mps.gov.cn/n16/n1237/n1432/n1567/136809.html
112
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014
из Гонконга серебряные слитки, используя тайники, смонтированные в грузовых автомобилях, совершавших регулярные ежедневные поездки по маршруту Шэньчжэнь-Гонконг-Шэньчжэнь. В рамках этого дела было арестовано 25 человек, изъято 4,48 т серебра общей стоимостью 1,632 млрд юаней. Неоплаченные пошлины составили 248 млн юаней;
• в августе 2007 г. на таможнях г. Цзиньхуа и г. Тайчжоу были задержаны несколько крупных партий часов известных мировых марок общим количеством 53 698 штук на сумму 223,99 млн юаней;
• в 2008 г. сотрудники столичной таможни изъяли крупную партию героина весом 5,23 кг, которую пытались ввести в тайнике, оборудованном в домашнем ковре, поступившем через канал экспресс-почты. В том же году Урумчийская таможня задержала 32 подобных ковра с тайниками, в которых пытались переправить в Китай 47,85 кг героина;
• 28 мая 2008 г. таможенники г. Далянь пресекли деятельность группировки контрабандистов, которые пытались незаконно вывезти из страны магнезит на сумму 460 млн юаней;
• 3 июля 2008 г. сотрудники таможни г. Паньюй разоблачили банду преступников из Гонконга, которые на маломерных судах каботажного плавания завозили в Китай контрабандный никель на сумму 160 млн юаней, уклонившись от уплаты таможенных пошлин в размере 50 млн юаней;
• 24 октября 2008 г. таможенники г. Нинбо в сотрудничестве с Шанхайской таможней задержали в международном аэропорту Шанхая приготовленную к вывозу из страны партию из 30 балобанов, ценных хищных птиц семейства соколиных, являющихся объектом СИТЕС8 (Приложение 2)9. Анализ деятельности таможенной полиции КНР по борьбе с контрабандой показывает, что китайским таможенникам противостоит серьезный противник в лице многочисленных преступных сообществ, располагающих немалыми финансовыми, человеческими и техническими ресурсами и имеющих компаньонов в других странах.
В противостоянии с контрабандистами сотрудники таможенной полиции нередко подвергаются давлению, а иногда и прямым нападениям со стороны преступников, что порой приводит к жертвам среди таможенников. Так, в 2011 г. во время операции по перехвату катера контрабандистов погиб сотрудник таможенной полиции по борьбе с контрабандой г. Шэньчжэнь Чжан Баовэй10.
8 Конвенция ООН «О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения», или сокращенно Конвенция СИТЕС, - это международное правительственное соглашение, подписанное на сегодняшний день 175 странами. Цель Конвенции в гарантии того, что международная торговля дикими животными и растениями не создает угрозы их выживанию, а также в ликвидации нелегальной торговли дикими животными и растениями.
9 Дзисы дзинчха цзудзянь ши нянь [Электронный ресурс]. URL: http://news.sohu.com/20090105/n261570929. shtml
10 Чжунго хайгуань. 2012. № 1.С. 27.
зарубежный опыт
113
Транснациональный характер контрабандистских группировок побуждает Управление по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления Китая налаживать сотрудничество с таможенными и правоохранительными органами других стран и международными правовыми структурами, в частности, с Азиатско-Тихоокеанским центром Всемирной таможенной организации по обмену оперативной информацией. Благодаря поступавшим от нее в период с 2004 по 2007 г. сведениям, оперативные подразделения Управления по борьбе с контрабандой КНР осуществили 87 задержаний контрабандных поставок табачных изделий, изъяв 242 млн сигарет и 128 800 кг листового табака11.
Отметим, что в территориальном плане наиболее сложными участками для таможенной полиции КНР по борьбе с контрабандой являются Южный и Юго-Восточный Китай, где активность контрабандистов очень высока, особенно прибрежные, наиболее густо заселенные и развитые в экономическом отношении районы. В состав южной провинции Гуандун входит большое количество островов, рядом с которыми имеется множество мелких проливов и бухточек, что создает сложности для контроля акватории со стороны таможенников и, напротив, благоприятные условия для контрабандных поставок товаров из-за пределов Китая.
Именно с целью улучшения оперативного контроля за этими акваториями летом 2013 г., по решению Госсовета КНР, подразделения таможенной полиции по борьбе с контрабандой на море были переданы в распоряжение сформированной на базе нескольких ведомств Береговой охране КНР, одной из функций которой является борьба с контрабандой в прибрежных водах12.
Что касается Северо-Востока Китая, где страна граничит с Российской Федерацией, здесь обстановка в сфере борьбы с контрабандой гораздо более спокойная. Наиболее громкие задержания касаются, главным образом, незаконного провоза объектов флоры и фауны, а также дериватов. В качестве примера можно привести проведенную в августе 2013 г. удачную операцию таможенных полицейских по борьбе с контрабандой в городах Цзямусы и Харбин по задержанию незаконно завезенных из России 169 медвежьих лап, 36 шкурок соболя, десятков дериватов оленя. В результате следственных действий была разоблачена организованная группа контрабандистов, занимавшаяся преступным промыслом на протяжении нескольких лет13.
Следует отметить, что в последние десятилетия пальму первенства прочно удерживает контрабанда нефтепродуктов. Весьма показательны результаты масштабной операции по пресечению контрабанды нефтепродуктов под названием «Острый меч на границе», которая проводилась в прибрежных районах КНР в летне-осенний период 2011 г.
11 Худун байкэ [Электронный ресурс]. URL: http://www.baike.com/wiki/%E9%B3%84%E9%B1%BC%E8%A1% 8C%E5%8A%A8
12 Чжунго хайдзиндзю [Электронный ресурс]. URL: http://www.baike.com/wiki
13 Хэйлунцзян дзиндзи ван [Электронный ресурс]. URL: http://www.hljjjb.com/red_news.aspx?id=32866
114
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(68)/2014
В кампании приняло участие несколько сотен сотрудников полиции по борьбе с контрабандой, которые в течение нескольких месяцев проводили оперативную работу по выявлению лиц, занимающихся контрабандой нефтепродуктов, и инфраструктуры этого преступного бизнеса. Оперативными сотрудниками был наложен арест на нефтепроводы, склады, пристани, а также морские и наземные средства транспортировки нефтепродуктов общим количеством 653 единицы. Было разоблачено 46 организованных преступных сообществ и привлечено к ответственности 304 человека, подозреваемых в участии в контрабанде. По результатам кампании возбудили 1 329 дел по фактам контрабанды, изъяли 400 тыс. т нефтепродуктов на сумму 2,88 млрд юаней14. Китайские контрабандисты прибегают даже к таким экзотическим путям перемещения контрабанды, как подземные тоннели. Именно тоннель высотой в один метр и длиной около 40 метров из г. Шэньчжэнь в Гонконг прорыли неизвестные преступники с целью поставки мобильных телефонов, планшетов, жестких дисков для компьютеров и других электронных товаров из особой экономической зоны материкового Китая, где цена на них значительно ниже, чем в обладающем особым административным статусом Гонконге15.
В начале 2014 г. исполнилось 15 лет деятельности китайской таможенной полиции по борьбе с контрабандой. Главное таможенное управление не проводило каких-либо громких публичных мероприятий по этому поводу. В настоящее время в Китае, в связи с набирающей ход кампанией по борьбе с коррупцией, принято экономить бюджетные деньги. Однако на основании публикаций в китайской прессе и интернете можно дать высокую оценку деятельности этой достаточно молодой правоохранительной структуре китайской таможни. Ее работники самоотверженно ведут борьбу с организованными преступными группами, вскрывают схемы незаконных поставок через границу, перекрывают каналы поступления контрабанды.
Таким образом, можно сказать, что таможенная полиции КНР по борьбе с контрабандой вносит достойный вклад в поддержание стабильности в обществе и обеспечение экономического развития страны.
14 Чжунго хайгуань. 2012. № 1.С. 27-29.
15 Цзоусычжэ цзай Шэньчжэнь [Электронный ресурс]. URL: http://money.163.com/13/1226/03/
9H08H4VO00253B0H.html