Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОТОБЛОКОМ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОТОБЛОКОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / МОТОБЛОК / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ROAD TRAFFIC SAFETY / WALKING TRACTOR / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белов Валерий Васильевич, Верещак Александр Васильевич, Верещак Светлана Борисовна

В статье рассматривается проблема правовой регламентации участия мотоблоков в дорожном движении. Движение мотоблоков по дорогам общего пользования все чаще становится причиной дорожно-транспортных происшествий и представляет угрозу безопасности участников дорожного движения. В этих условиях совершенствование правовой основы участия лиц, управляющих мотоблоками, в дорожном движении приобретает особую социальную значимость и актуальность. В статье авторами анализируются понятия «транспортное средство», «водитель транспортного средства» применительно к мотоблокам. Делается вывод о том, что четкое определение правового статуса лиц, управляющих мотоблоками, правовых условий и требований к их участию в дорожном движении, будет способствовать созданию правовой основы для реагирования на правонарушения, привлечения виновных к административной ответственности, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белов Валерий Васильевич, Верещак Александр Васильевич, Верещак Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ASPECTS OF PROVISION OF ROAD TRAFFIC SAFETY IN THE OPERATING OF THE WALKING TRACTOR

In the article considered the problem of legal regulation of the participation of walking tractors in road traffic. The movement of walking tractors on public roads often causes accidents and poses a threat to the safety of road users. In these conditions improvement of legal regulation of participation of the persons operating walking tractors in traffic gets special social importance and relevance. In the article analyzes the concept of "vehicle", "driver of the vehicle" in relation to walking tractors. It is concluded that a clear definition of the legal status of persons operating walking tractors, legal conditions and requirements for their participation in road traffic, will contribute to the creation of a legal framework for responding to the offense, bringing the perpetrators to administrative liability, the preservation of life, health and property of citizens.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОТОБЛОКОМ»

Казанцев Н.М. Экономические казусы российского законодательства // Правовые проблемы государственного управления экономическим развитием: сборник материалов научной конференции «Лазаревские чтения». М.: РУСАИНС, 2018. С.59.

References and Sources

1. Medvedev D.A. Rossiya-2024: strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Voprosy ekonomiki. 2018. № 10. S. 20-21.

2. Pravovoe administrirovanie v ekonomike. Aktual'nye problemy: monografiya / pod red. YU.A. Tihomirova. - M.: YUSTICIYA, 2018. S.82.

3. Solov'ev M.M., Koshkin L.I., Svirina A.A. Upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost'yu: metodologiya, opyt, innovacii. Rostov n/D.: Feniks, 2014. S. 53-54.

4. Formy i metody gosudarstvennogo upravleniya v sovremennyh usloviyah razvitiya: monografiya / pod obshch. red. prof. S.V. Zapol'skogo M.: Prometej, 2017. S.25-26.

5. Vinnickij A.V. Publichnaya sobstvennost'. M.: Statut, 2013. S.181.

6. CHecheneva N.S. Administrativno-pravovoj mekhanizm upravleniya gosudarstvennym imushchestvom v Rossijskoj Federacii i Respublike Belarus'. Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2018. S.10.

7. Smorchkova L.N. Informacionnye tekhnologii pri osushchestvlenii gosudarstvennoj registracii nedvizhimosti // Budushchee rossijskogo prava: koncepty i social'nye praktiki. V Moskovskij yuridicheskij forum: materialy konferencii. CH.2. M.: RG-Press, 2018. S. 74-77.

8. Amelin R.V. Pravovye problemy sozdaniya i ispol'zovaniya gosudarstvennyh informacionnyh sistem // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2018. №>13(4). S.156.

Kazancev N.M. Ekonomicheskie kazusy rossijskogo zakonodatel'stva // Pravovye problemy gosudarstvennogo upravleniya ekonomicheskim razvitiem: sbornik materialov nauchnoj konferencii «Lazarevskie chteniya». M.: RUSAJNS, 2018. S.59.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук ([email protected]).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, leading researcher of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

УДК 342.951

БЕЛОВ В.В., ВЕРЕЩАК А.В., ВЕРЕЩАК С.Б. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРИ УПРАВЛЕНИИ МОТОБЛОКОМ

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, мотоблок, административная ответственность, административное правонарушение.

В статье рассматривается проблема правовой регламентации участия мотоблоков в дорожном движении. Движение мотоблоков по дорогам общего пользования все чаще становится причиной дорожно-транспортных происшествий и представляет угрозу безопасности участников дорожного движения. В этих условиях совершенствование правовой основы участия лиц, управляющих мотоблоками, в дорожном движении приобретает особую социальную значимость и актуальность. В статье авторами анализируются понятия «транспортное средство», «водитель транспортного средства» применительно к мотоблокам. Делается вывод о том, что четкое определение правового статуса лиц, управляющих мотоблоками, правовых условий и требований к их участию в дорожном движении, будет способствовать созданию правовой основы для реагирования на правонарушения, привлечения виновных к административной ответственности, сохранению жизни, здоровья и имущества граждан.

BELOV, V.V., VERESHCHAK, A V., VERESHCHAK, S B.

THE LEGAL ASPECTS OF PROVISION OF ROAD TRAFFIC SAFETY IN THE OPERATING OF THE WALKING TRACTOR

Keywords: road traffic safety, walking tractor, administrative liability, administrative offense.

In the article considered the problem of legal regulation of the participation of walking tractors in road traffic. The movement of walking tractors on public roads often causes accidents and poses a threat to the safety of road users. In these conditions improvement of legal regulation of participation of the persons operating walking tractors in traffic gets special social importance and relevance. In the article analyzes the concept of "vehicle", "driver of the vehicle" in relation to walking tractors. It is concluded that a clear definition of the legal status of persons operating walking tractors, legal conditions and requirements for their participation in road traffic, will contribute to the creation of a legal framework for responding to the offense, bringing the perpetrators to administrative liability, the preservation of life, health and property of citizens.

Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р, определяет в качестве основной цели повышение безопасности дорожного движения, а также снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Одной из основных задач Стратегии по реализации направления, связанного с совершенствованием системы управления безопасностью дорожного движения является развитие законодательства для приведения в соответствие норм и правил реальным процессам в дорожном движении, включая обеспечение соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения. Проблемы и недостатки правового регулирования часто становятся причинами противоправного поведения, негативных

юридических последствий в виде нарушения правопорядка и причинения морального, физического и материального ущерба.

В настоящее время одной из угроз безопасности участников дорожного движения и причин дорожно-транспортных происшествий становится вовлечение в дорожное движение мотоблоков. Многофункциональные помощники - мотоблоки в последнее время становятся незаменимыми для мелких индивидуальных предпринимателей в сельскохозяйственном производстве. Хотя выезд на дорогу мотоблоков в соответствии с их техническими характеристиками, как правило, запрещен, но в виду характера выполняемых работ они порой невольно становятся участниками дорожного движения. Лица, управляющие мотоблоками, появляясь на дорогах общего пользования, не проявляют должную степень заботы о соблюдении Правил дорожного движения. Статистические данные ГИБДД МВД России свидетельствуют о росте в 2017-2018 годах дорожно-транспортных происшествий с участием мотоблоков. В Российской Федерации с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г. произошло 213 ДТП с участием мотоблоков, в которых 34 человека погибло, 246 ранено, в Чувашской Республике - 38 происшествий, в которых погибло 5 человек, 25 ранено [1].

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 1012.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которым Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений в связи с участием мотоблоков в дорожном движении недостаточно. Согласно ГОСТ 12.2.140-2004 Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности (п.3.1.2) мотоблок - это одноосный малогабаритный трактор, у которого тяговое усилие создается за счет сцепления ведущих колес с землей и который предназначен для привода сменных навесных и прицепных машин и орудий и одноосных полуприцепов [2]. Область применения мотоблока, как сельскохозяйственного трактора, определяется как выполнение работ в растениеводстве на мелкоконтурных участках, делянках, террасах, садах, фермах, в парковом и коммунальном хозяйствах. Прямого запрета на движение мотоблока по дороге вышеназванный ГОСТ не содержит.

Изучение ряда технических документов показывает различные подходы производителей к решению данного вопроса. Так, Руководство по эксплуатации мотоблока «ZIRKA» модель GN121 и GN151 оговаривает, что мотоблок может использоваться как транспортное средство с прицепом. В п. 5.4.5 Руководства по эксплуатации мотоблок «Агро» (42Т.001.00.00.000 РЭ РОСС RU.MC 03 B 01638) указано, что при выполнении транспортных работ эксплуатация мотоблока на дорогах общего пользования I, II, III категорий запрещается. Движение мотоблока с тележкой на дорогах общего пользования IV и V категорий допускается только в первом ряду. Согласно п. 9 раздела 8 «Требования по технике безопасности» Руководства по эксплуатации мотоблока «Нева» МБ-2 и его модификаций (005.47.0100 РЭ4) запрещается движение мотоблока непосредственно по дорогам общего пользования. Движение возможно только по обочине дороги, а пересекать проезжую часть можно только под прямым углом к полотну дороги, предварительно убедившись в безопасности этого маневра [3]. Отсутствие четких и ясных правовых норм о движении мотоблоков по дорогам общего пользования порождает несогласованность технической документации.

Один из вопросов, который вызывает острую дискуссию, - это вопрос о возможности отнесения мотоблока к понятию «транспортное средство». Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п. 1.2. Правил дорожного движения транспортным средством признается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Правила дорожного движения, также выделяют понятие «механическое транспортное средство», под которым понимается транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины [4]. Данные определения ставят вопрос о возможности рассмотрения мотоблоков как разновидности транспортного средства в случае его движения по дороге.

Вместе с тем, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрена необходимость предоставления специального права (права на управление транспортным средством), получения водительского удостоверения соответствующей категории для

управления мотоблоком и участия в дорожном движении. В связи с этим, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовой возможности для привлечения операторов мотоблоков к административной ответственности, что подтверждается также материалами судебной практики [5].

Согласно примечанию к ст. 12.1. КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Верховным Судом РФ в постановлении от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4 также отмечено, что к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может [5].

С учетом изложенного, представляется спорной возможность привлечения к административной ответственности лица, управляющего мотоблоком, при движении по автомагистрали по ст. 12.11 КоАП РФ. Согласно ст. 12.11 КоАП РФ, движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки запрещены и влекут применение административного наказания.

Ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Квалификация административного правонарушения в данном случае затруднена в виду неопределенности субъекта правонарушения, поскольку согласно Правилам дорожного движения участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Также следует отметить, что возникновение сложных дорожно-транспортных ситуаций, порой приводящих к дорожно-транспортным происшествиям с участием мотоблоков сельскохозяйственного назначения в темное время суток вызваны отсутствием на мотоблоках осветительных приборов и светоотражателей [6, 7].

С учетом изложенного, представляется возможным сформулировать отдельные предложения по правовой регламентации ситуаций, связанных с участием мотоблоков в дорожном движении, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению безопасности дорожного движения.

1. Активное вовлечение мотоблоков в дорожное движение в сельской местности актуализирует проблему полного запрета движения мотоблоков по дорогам и разработки иных подходов к данному вопросу. В качестве одного из возможных путей решения предлагается ограниченная нормативными правовыми актами возможность участия в дорожном движении оператора мотоблока только при наличии у него водительского удостоверения категории А.

2. Отнесение мотоблока к категории транспортных средств, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (право управления транспортным средством), позволит разрешить коллизию, возникающую в связи с привлечением к административной ответственности лиц, управляющих мотоблоками, и придаст им правовой статус водителя транспортного средства.

3. Полагаем возможность участия мотоблоков в дорожном движении может быть определена с учетом классов и категорий автомобильных дорог, например, на автомобильных

дорогах класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» III, IV и V категории [8].

4. Считаем необходимым рекомендовать предприятиям-производителям мотоблоков снабжать их светоотражателями и световыми приборами, так как возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием мотоблоков с тяжелыми последствиями.

Представляется, что реализация вышеизложенных предложений позволит четко определить правовой статус лиц, управляющих мотоблоками, условия и требования к их участию в дорожном движении, создать правовую основу для реагирования на правонарушения, привлечения виновных к административной ответственности, будет способствовать сохранению жизни, здоровья и имущества граждан.

Литература и источники

1. Официальный сайт ГИБДД России. Госавтоинспекция. - URL:// https:// гибдд.рф

2. ГОСТ 12.2.140-2004 Тракторы малогабаритные. Общие требования безопасности. URL:// http://docs.cntd.ru/document/1200038789 (дата обращения: 13.03.2019).

3. Руководство по эксплуатации мотоблока «Агро» (42Т.001.00.00.000 РЭ РОСС RU.MC 03 B 01638), Руководство по эксплуатации мотоблока "ZIRKA" модель GN121 и GN151, Руководство по эксплуатации мотоблока «Нева» МБ-2 и его модификаций (005.47.0100 РЭ4). - URL:// https://pahalka.ru/motobloki/stati/10-instruktsii (дата обращения: 13.03.2019).

4. О Правилах дорожного движения: постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст.4531. // URL:// http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.03.2019).

5. Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24-АД16-4. - URL://https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71465224/ (дата обращения: 13.02.2018).

6. Белов В.В., Белов С.В., Иванов В.А., Огнев О.Г. Пределы изменения конкретной видимости в темное время суток // Известия Международной академии аграрного образования. СПб., 2018. Вып.43. С. 51-57.

7. Белов В.В., Огнев О.Г., Белов С.В., Сечкин В.С., Павлов В.С. Время реакции водителя и безопасность движения // Известия Международной академии аграрного образования. СПб., 2018. Вып.43. С.57-61.

8. О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №40 (2 ч.). Ст. 4703 // URL:// http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.03.2019).

9. Шкрабак Р.В. Анализ и пути обеспечения транспортной безопасности в агропромышленном комплексе // Вестник КрасГАУ. 2007. №4. - URL: https://cyberlenlnka.ru/article/n/anallz-l-putl-obespechenlya-transpor1noy-bezopasnostl-v-agropromyshlennom-komplekse (дата обращения: 20.03.2019).

References and Sources

1. Oflcial'nyj sajt GIBDD Rossii. Gosavtoinspekciya. - URL:// https:// gibdd.rf

2. GOST 12.2.140-2004 Traktory malogabaritnye. Obshchie trebovaniya bezopasnosti. URL:// http://docs.cntd.ru/documen1/1200038789 (data obrashcheniya: 13.03.2019).

3. Rukovodstvo po ekspluatacii motobloka «Agro» (42T.001.00.00.000 RE ROSS RU.MC 03 B 01638), Rukovodstvo po ekspluatacii motobloka "ZIRKA" model' GN121 i GN151, Rukovodstvo po ekspluatacii motobloka «Neva» MB-2 i ego modifikacij (005.47.0100 RE4). - URL:// https://pahalka.ru/motobloki/stati/10-instruktsii (data obrashcheniya: 13.03.2019).

4. O Pravilah dorozhnogo dvizheniya: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.10.1993 № 1090 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1993. № 47. St.4531. // URL:// http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 13.03.2019).

5. Postanovlenie Verhovnogo Suda RF ot 10 noyabrya 2016 g. N 24-AD16-4. - URL://https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71465224/ (data obrashcheniya: 13.02.2018).

6. Belov V.V., Belov S.V., Ivanov V.A., Ognev O.G. Predely izmeneniya konkretnoj vidimosti v temnoe vremya sutok // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. SPb., 2018. Vyp.43. S. 51-57.

7. Belov V.V., Ognev O.G., Belov S.V., Sechkin V.S., Pavlov V.S. Vremya reakcii voditelya i bezopasnost' dvizheniya // Izvestiya Mezhdunarodnoj akademii agrarnogo obrazovaniya. SPb., 2018. Vyp.43. S.57-61.

8. O klassifikacii avtomobil'nyh dorog v Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.09.2009 N 767 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2009. №40 (2 ch.). St. 4703 // URL:// http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 13.03.2019).

9. SHkrabak R.V. Analiz i puti obespecheniya transportnoj bezopasnosti v agropromyshlennom komplekse // Vestnik KrasGAU. 2007. №°4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-puti-obespecheniya-transpor1noy-bezopasnosti-v-agropromyshlennom-komplekse (data obrashcheniya: 20.03.2019).

БЕЛОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор технических наук, профессор Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, академик МОАЭПБ, член-корреспондент РАЕ ([email protected]). ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Чувашской государственной сельскохозяйственной академии ([email protected])

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова ([email protected])

BELOV, VELERIY V. - Doctor of Technical Sciences, Professor, Chuvash State Agricultural Academy, Academician of the MOAEPB, correspondent member of the RAE.

VERESHCHAK, ALEXANDER V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Chuvash State Agricultural Academy. VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of the I. Ulyanov Chuvash State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.