Закон и право. 2023. № 12. С. 29-32.
Law and legislation. 2023;(12):29-32.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.724
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-29-32 NIION: 1997-0063-12/23-689
EDN: https://elibrary.ru/ZHPTEK MOSURED: 77/27-001-2023-12-889
Правовые аспекты интеграции и адаптации иностранных граждан в России
Сергей Юрьевич Андрейцо
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации и интеграции иностранных граждан в России. Исследуется как федеральный, так и региональный уровень. Дан ряд рекомендаций государственным органам, а также институтам гражданского общества.
Ключевые слова: миграция, иностранные граждане, адаптация.
Для цитирования: Андрейцо С.Ю. Правовые аспекты интеграции и адаптации иностранных граждан в России // Закон и право. 2023. № 12. С. 29—32. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-29-32 EDN: https://elibrary.ru/ZHPTEK
PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES
Original article
Legal aspects of integration and adaptation of foreign citizens in Russia
Sergey Yu. Andreitco
St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,
St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. The article deals with the problem of adaptation and integration of foreign citizens in Russia. Both the federal and regional levels are being investigated. A number of recommendations are given to state bodies, as well as to civil society institutions.
Keywords: migration, foreign citizens, adaptation.
For citation: Andreitco S.Yu. Legal aspects of integration and adaptation of foreign citizens in Russia // Law and legislation. 2023;(12):29—32. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-29-32 EDN: https:// elibrary.ru/ZHPTEK
В настоящее время в обществе обсуждается введение визового режима как способа-решения миграционной проблемы. Вместе с тем значительное количество граждан едет к родным и знакомым, по делам или как туристы. В настоящее время страны Средней Азии тяготеют к России, и население стремится выехать в Россию, так как уровень жизни здесь по сравнению с их родиной выше.
Бесплатный рабский труд обеспечивает сверхприбыли работодателям, которые этот труд
© Андрейцо С.Ю. М., 2023.
LAW & LEGISLATION • 12-2023
используют. И вот эти сверхприбыли, из которых часть может идти на коррупцию, делает решение ряда проблем практически невозможным.
Проблемы в миграционной сфере рассматриваются в ряде работ. Особо стоит выделить ис -следования В.П. Очередько [3, с. 13] и М.Л. Га-лас [1, с.102].
Ряд исследований посвящен зарубежному опыту. Можно выделить, в частности, работы И.П. Цапенко [4, с.117], Д.А. Есеновой [2, с. 131].
Говоря об адаптации и интеграции иностранных граждан, отметим, что в отношении иностранных граждан, пребывающих в России макси-
мально короткий срок (туристов и лиц, которые приехали с частным кратковременным визитом), речь не идет о долговременной адаптации и интеграции. Однако в отношении указанных групп также следует продумать ряд аспектов, в частности, упрощение въезда в Российскую Федерацию.
Отметим, что российские власти в последние годы идут именно по этому пути, облегчая визовый режим России. Также возможно стоит подумать об отмене визового въезда для еще большего количества государств. Необходимо прорабатывать и защиту прав туристов, совершенствовать деятельность по их приему. Следует приветствовать такие инициативы, как создание подразделений туристической полиции в системе Министерства внутренних дел; все это необходимо развивать и совершенствовать.
Сложно обстоят дела с членами семей иностранных граждан; наше государство не ставит задачу на фактическую адаптацию, интеграцию трудовых мигрантов, потому что люди приезжают семьями и устраиваются в существующее общество. Это сопряжено с огромным количеством издержек, не существует вообще понятия члены семьи иностранного гражданина, детям достаточно сложно устроиться в школу, и гарантия права на образование «страдает» от этого.
Отдельный комплекс проблем связан с центрами содержания иностранных граждан. К сожалению, существующая система регулирования не ставит сейчас задачу защиты прав иностранных граждан, она ставит задачей регуляцию трудовых ресурсов, использование в экономическом ключе потоков миграции, межведомственные вопросы взаимодействия.
Концептуальный документ о миграционной политике существует только на национальном уровне. При этом мы до сих пор не можем понять, зачем нам трудовые мигранты и что мы хотим с ними делать. Сейчас очень много говорится о том, что необходимо интегрировать и адаптировать мигрантов, но что будет результатом интеграции, какой должен быть интегрированный мигрант — такой вопрос не стоит.
Соответственно, все это только начинается, первые шаги. Но должны мы начинать с целе-полагания. Мы должны добиваться вещей, противоположных тем, что требуют от нас парадигма жесткого контроля миграционного потока и соблюдение привлечения к ответственности в плане легальных мигрантов. Эти парадигмы конфликтуют. Если мы выбираем вторую, то она сейчас работает.
Если человек законным образом попал на территорию РФ, законным образом оформился на работу, то он должен на общих основаниях трудовую деятельность здесь осуществлять. По сути, у нас много разных органов, связанных с проблемами миграции, иногда возникают такие ситуации, когда важно организовать межведомственное взаимодействие, это иногда бывает полезно для решения каких-либо вопросов.
Миграция для РФ дает огромный шанс использования большого количества людских ресурсов, люди вообще главный ресурс для любого государства, и мы должны годиться тем, что приезжают те, кто хочет здесь жить и работать; соответственно, их нужно привлекать. Но возникает вопрос, привлекать куда, в каком количестве, и здесь, конечно, необходима работа с регионами. Эта работа прежде всего связана с тем, что нужно создавать рабочие места и социальные инфраструктуры для того, чтобы эти люди могли вписаться в городскую среду, в среду любого региона РФ.
А ограничивать в рамках существующих реалий миграционные потоки можно только репрессивным образом, но это абсолютно бессмысленно, потому что репрессируем мы как раз тех людей, которые здесь оказываются самыми интегрированными, тех, кто уже много лет сюда приезжал, много лет здесь как-то жил и работал, но случилось так, что накопил два административных правонарушения и теперь выдворен, исключен из интегрируемых, адаптируемых мигрантов, которым в принципе человек является, потому что за много лет пребывания в России он может изучить язык, приобрести знакомых. Это очень серьезная проблема, но мы пока что ее не осознаем.
При этом вообще без ограничений вряд ли можно реализовать миграционную политику, полная открытость, как показывает опыт, часто приводит к негативным результатам. Другое дело, проблема в том, что нет просчитанной стратегии: сколько мигрантов, какого типа, на какие специальности, из каких стран нужны стране и региону. Это должно быть просчитано и продумано, а не исходить из той или другой крайности.
Государство должно максимально создать прозрачную, легкую систему легализации для тех, кому эти мигранты действительно нужны, и для защиты своих прав теми работниками, которые действительно добросовестные. Вот это
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
нынешняя правоприменительная практика не обеспечивает.
При ФМС России и ее территориальных органах ранее были созданы и действовали общественный и общественно-консультативные советы, в состав которых входили представители правозащитных и этнокультурных общественных объединений, взаимодействующих с мигрантами. В МВД такая практика отсутствует.
В 2005 г. в РФ появилась Общественная палата Российской Федерации, которая была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. № 32. Некоторым Неправительственным организациям (единицам), занимающимся помощью мигрантам, удалось получить финансовую поддержку от Общественной палаты, но это были проекты или в сфере развития культуры толерантного поведения, или в области искусства.
Основные миграционные проблемы, к сожалению, не являются приоритетными для финансирования ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях. И это на фоне угрозы дестабилизации общественной жизни из-за участившихся столкновений между различными группировками, в том числе и на почве межнациональных, межконфессиональных и прочих разногласий, а также из-за нерешенности многих проблем мигрантов на территории РФ.
В некоторых регионах, таких, например, как Свердловская, Калининградская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Приморский край, по распоряжению правительств этих регионов с целью предоставления на первых порах жилья и оказания помощи трудовым мигрантам в оформлении документов созданы миграционные центры. В Республике Татарстан и МО Заречный (Свердловская область) работают центры, созданные неправительственными организациями.
В Петербурге Российский Красный Крест открыл центр помощи для беженцев (Центр правовой и медико-социальной помощи); проект реализован Петербургским отделением Российского Красного Креста при содействии городского правительства, а также Европейского Союза и Управления верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Центр правовой и медико-социальной помощи будет помогать беженцам и вынужденным
переселенцам, которые смогут здесь бесплатно получить квалифицированную консультацию по правовым и социальным вопросам, по основам российского законодательства, смогут найти переводчика и получить медицинскую помощь.
В России в рамках адаптации и интеграции иностранных граждан существует довольно значительный опыт по оказанию мигрантам информационной, правовой, психологической и иных видов помощи. Однако этот опыт нуждается в систематизации и выделении наилучших практик и консолидации усилий гражданского общества и государства. В качестве возможных путей сотрудничества государства и гражданского общества в области практической работы по интеграции мигрантов можно предложить ряд решений и рекомендаций практического характера. В частности, следующие меры:
■ признать положительным и эффективным опыт использования площадки Общественной палаты Российской Федерации для обсуждения миграционных вопросов совместно с заинтересованными общественными организациями и органами государственной власти и рекомендовать Российскому Красному Кресту работать совместно с Международной Федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
■ продолжить активное сотрудничество с Общественной палатой Российской Федерации в данных вопросах;
■ начать переговоры с МВД России, а также другими заинтересованными органами государственной власти по вопросам внесения изменений и дополнений в законодательство РФ, касающееся правового статуса мигрантов и их медико-социального обеспечения;
■ активизировать работу по созданию сети национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца стран бывшего СССР по вопросам миграции;
■ создать устойчивую систему информирования мигрантов и членов их семей, а также обеспечить взаимодействие с государственными миграционными органами и представителями национальных диаспор, в том числе и для получения необходимой информации о местонахождении мигрантов;
■ обеспечить активное вовлечение партнерских организаций по обеспечению защи-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023
ты мигрантов и улучшения их доступа к социальным услугам и услугам здравоохранения.
Список источников
1. Галас М.Л. Миграция в условиях кризисного развития мирового сообщества и ее риски в России / М.Л. Галас, Г.Г. Силласте, К.Д. Шевченко. М.: Прометей, 2020. 406 с.
2. Есенова ДА. Проблемы правового регулирования миграции в Европейском Союзе на современном этапе // Юрид. факт. 2018. № 22. С. 31—34.
3. Очередъко В.П. Внешняя трудовая миграция в современной России: необходимость пересмотра концептуальных основ / В.П. Очередь-ко, Е.А. Малышев // Рос. правосудие. 2021. № 5. С. 13—21.
4. Цапенко И.П. Управление миграцией. Опыт развитых стран. М.: Академия, 2009. 384 с.
References
1. Galas M.L. Migration in the context of the crisis development of the world community and its risks in Russia / M.L. Galas, G.G. Sillaste, K.D. Shevchenko. Moscow: Prometheus, 2020. 406 p.
2. Yesenova DA. Problems of legal regulation of migration in the European Union at the present stage // Legal fact. 2018. № 22. Pp. 31-34.
3. Poprodko V.P. External labor migration in modern Russia: the need to revise the conceptual foundations / V.P. Poprodko, E.A. Malyshev // Russian justice. 2021. № 5. Pp 13—21.
4. Tsapenko I.P. Migration management. Experience of developed countries. Moscow: Academy, 2009. 384 p.
Информация об авторе Андрейцо С.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права
Статья поступила в редакцию 08.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the author
Andreitco S.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of public law
The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Юридическая служба
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.
5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.
ISBN: 978-5-238-03619-9
В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.
Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023