Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге'

Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
933
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / миграционная политика / интеграция мигрантов / migration / migration policy / integration of migrants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич

В статье на основе данных по Санкт-Петербургу рассматриваются проблемы реализации миграционной политики: обеспечение и защита прав иностранных граждан, интеграция мигрантов, предоставление убежища, противодействие преступлениям и нарушениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of realization of migration policy in St. Petersburg

In article on the basis of data on St. Petersburg problems of realization of migration policy are considered: providing and protection of the rights of foreign citizens, integration of migrants, granting shelter, counteraction to crimes and violations.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге»

Конституционное право

УДК 342.724

С.Ю. Андрейцо

АНДРЕйЦО, Сергей Юрьевич, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: andreytso@mail.ru.

ANDREITCO, Sergei Yurievich, professor of St. Petersburg University of MIA of Russia, candidate of legal Sciences. Address: Russia, 198206, St-Petersburg, of Lyotchika РйШота str., 1. E-mail: andreytso@mail.ru.

Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге Current problems of realization of migration policy in St. Petersburg

В статье на основе данных по Санкт-Петербургу рассматриваются проблемы реализации миграционной политики: обеспечение и защита прав иностранных граждан, интеграция мигрантов, предоставление убежища, противодействие преступлениям и нарушениям.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, интеграция мигрантов.

In article on the basis of data on St. Petersburg problems of realization of migration policy are considered: providing and protection of the rights of foreign citizens, integration of migrants, granting shelter, counteraction to crimes and violations.

Keywords: migration, migration policy, integration of migrants.

CO a>

0 т я я я

С рэ

Я

-

1

Я

а> т а> Р

у р

о

В 3

у

я я

Cd а> Р о

е

а> т

рэ

СО Й

Р о о с Я Я

к» о

Действующая Конституция в ст. 71-73 не содержит чёткого разграничения полномочий в сфере миграции между Российской Федерацией и её субъектами.

Это актуализирует рассмотрение проблем реализации миграционной политики на уровне субъекта Российской Федерации. В настоящей статье указанная проблематика будет рассмотрена на материалах Санкт-Петербурга.

За 12 месяцев 2016 г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на миграционный учёт были поставлены 2216690 ( что на 505348 больше, чем в 2015 г.) иностранных граждан.

Обратились с заявлением о предоставлении временного убежища 657 (-4159) иностранных граждан, предоставлено временное убежище - 512 (-4264) иностранным гражданам. На учете состояли 16 628 (-1286) человек.

По состоянию на 30 декабря 2016 г. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области находились с разными целями более 49 тыс. граждан Украины.

Оформлен с учётом переоформления 271801 (+10714) патент.

Наибольшее количество выданных патентов для работы как у юридических, так и у физических лиц приходится на граждан Узбекистана (58 %) и Таджикистана (28 %), а также Украины (6 %) и Молдовы (6 %).

5 апреля 2016 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» [6]. В соответствии с п. 1 Федеральная миграционная служба упраздняется, а её функции возвращаются Министерству внутренних дел.

Проводимая реформа оправдана по ряду оснований, завершен первый этап реализации «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года» [7] подписанной президентом 13 июня 2012 г. В реализации второго этапа основное внимание уделяется сфере обеспечения прав граждан и охране общественного порядка, что, безусловно, потребует консолидации правоохранительных функций в рамках централизованной системы управления. Указанные изменения явились очередным этапом совершенствования системы федеральных органов исполнительной власти.

Стоит приветствовать создание на уровне региональных властей миграционных органов. Так с 1 января 2014 г. в Санкт-Петербурге действует Комитет по межнациональным и межконфессиональным отношениям (далее КМОРМП). В 2015 г. был презентован новый интернет-ресурс Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политике для мигрантов http://migrantinfo.spb.ru

В настоящее время действует ряд подпрограмм Санкт-Петербурга в сфере миграции. В 2016 г. принята государственная подпрограмма «Реализация Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Санкт-Петербурге».

Одной из ключевых проблем реализации миграционной политики в субъектах Российской Федерации являются обеспечение и защита прав иностранных граждан.

Традиционно отмечается, что, несмотря на то, что иностранные граждане являются так называемой социально уязвимой группой, они достаточно редко обращаются за защитой в органы государственной власти.

В ежегодных докладах Уполномоченного присутствует раздел «Права иностранных граждан и

Конституционное право

22 лиц без гражданства» [5], что свидетельствует о значимости проблемы и позволяет отнести категорию Р иностранных граждан к так называемым «социально ^ уязвимым группам».

о. При этом, как и ранее, наблюдается значитель-

^ ная диспропорция в количестве обратившихся ино-§ странных граждан и граждан РФ. 88 обращений от о иностранных граждан и лиц без гражданства посту-^ пило в 2016 г., причём общее количество обращений р? превысило три тысячи, и только письменных посту-§ пило 2276. При этом на миграционный учёт в Санкт-н Петербурге были поставлены свыше двух миллионов ите иностранных граждан, а численность одномоментно ^ находящихся в Санкт-Петербурге лиц указанной ка-« тегории составила не менее полумиллиона, т.е. при-

ни близительно каждый десятый [5]. ^ Стоит отметить, что указанные проблемы ха-

Ц рактерны для органов государственной власти и го-¡2 сударственных органов в целом. При этом активнее ур иностранные граждане обращаются за защитой в не-а коммерческие организации.

£ Можно упомянуть Санкт-Петербургское от-

1-? деление Российского Красного Креста, ПСП-фонд и || ряд других. Однако таких организаций немного. Ока-^ зывают помощь и национальные некоммерческие ор-« ганизации, так называемые «диаспоры», однако они ни ограничены кругом представителей определённой и национальности, часто лимитированы в ресурсах. Ю Значительно чаще иностранные граждане обра-

щаются за защитой своих прав в некоммерческие организации. Так, в Санкт-Петербурге на базе Единого миграционного центра осуществляет работу общественная приемная Санкт-Петербургского отделения Российского Красного Креста и «горячая линия» по миграционному законодательству. Помимо различных консультаций и юридического сопровождения, иностранные граждане могут получить также защиту от торговли людьми, гуманитарную помощь, обучение.

Статистика обращений в общественные организации показывает, что вопросы действующего миграционного и трудового законодательства по-прежнему являются острыми и вызывают большой интерес абонентов «горячей линии» - как иностранных граждан, так и граждан РФ (в т.ч. работодателей). Наибольший интерес вызвали вопросы оформления (переоформления) патента, миграционного учёта, оформления гражданства РФ, получения РВП.

Отдельно стоит упомянуть о работе Центра временного содержания иностранных граждан в Красном Селе. В Докладе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге отмечались существующие проблемы в сфере реализации прав содержащихся в Центре иностранных граждан и лиц без гражданства, в частности:

- длительные сроки рассмотрения рядом районных судов дел об административном выдворении граждан за пределы Российской Федерации;

- отсутствие законодательного регулирования процедуры доставления содержащихся в ЦВСИГе граждан на судебные заседания (эта функция была снята с судебных приставов);

- отсутствие процедуры медицинского освидетельствования и выявления у граждан перед помещением в ЦВСИГ опасных инфекционных заболеваний (в т.ч. открытой формы туберкулеза) и связанные с

этим риски для жизни и здоровья содержащихся и сотрудников;

- трудности с оказанием специализированной врачебной помощи (в ЦВСИГе работает только фельдшерский пункт);

- трудности с помещением недокументированных иностранных граждан, подлежащих выдворению, в лечебные учреждения Санкт-Петербурга;

- необходимость усиления мер безопасности в здании и на территории ЦВСИГа.

Часть иностранных граждан и лиц без гражданства, освободившихся из мест лишения свободы, сталкиваются с ситуацией, когда нет ни оснований для их дальнейшего нахождения в РФ, ни возможности административного выдворения/депортации. Указанная проблема неоднократно поднималась УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, общественными организациями.

Отдельный комплекс проблем связан с реализацией иностранными гражданами в Санкт-Петербурге права на охрану здоровья и медицинскую помощь, безопасный труд.

Следует отметить и такие проблемы мигрантов, как неудовлетворительные условия труда и проживания, отказы наймодателей в постановке на миграционный учёт по месту проживания, трудности с получением информации об изменениях российского миграционного законодательства, с доступом к медицинской помощи и связанный с этим рост заболеваемости.

Неоднократно отмечалось, что проблемы трудовой миграции лежат в сфере экономики. В нашем городе вопрос привлечения низкоквалифицированной иностранной рабочей силы стоит очень остро, но решить эту проблему невозможно, направляя усилия только на выдворение мигрантов. Необходимо бороться не с последствиями, а с причинами бесконтрольной трудовой миграции - с тем, что работодатели мигрантов извлекают сверхприбыли, а их иностранные работники живут и трудятся в нечеловеческих условиях, получают низкую заработную плату или не получают её вовсе.

Необходимы экономические рычаги, позволяющие сделать невыгодным использование дешевого незаконного труда [2, с. 175].

Отдельный комплекс проблем связан с интеграцией иностранных граждан. Как пишет Л.Д. Гудков, «отсутствие барьеров между теми, кто считается большинством населения "нашими" и "ненашими", равнодушие, апатия или слабость отталкивания от чужого (или, напротив, привлекательность чужого), означало бы предельную атрофию социальных связей, аморфность отношений социальной и этнической солидарности, неразличимость близкого и дальнего, важного и неважного» [4, с. 31].

По данным выборочных опросов, около половины мигрантов из стран СНГ не имеют профессионального образования. Мигранты приезжают в основном из небольших городов и сел. Многие плохо знают русский язык или вообще не владеют им. Происходит сдвиг к бедной части социального спектра [10, с. 42].

Существенным изменением качественной характеристики миграции яв-ляется е' феминизация, то есть увеличение доли женщин и детей в общей численности мигрантов. Наконец, ещё одной суще-

Андрейцо С. Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге

ственнои характеристикой миграции является ее временный или циркулярный характер [10, с. 43].

Под влиянием этих объективных изменений меняется понимание миграции, ее роли в обществе. Стереотипный образ мигранта как здорового молодого мужчины, оставившего семью на родине ради заработка, уже не является доминирующим. Очевидно, что сегодняшняя миграция представляет собой серьезный вызов социальной системе принимающего государства. И ответы на этот вызов России необходимо найти в ближайшем будущем [10, с. 44].

Проблемы вынужденной миграции имеют и выраженную региональную специфику. Так, можно привести в пример Санкт-Петербург - один из наиболее миграционно-привлекательных регионов современной России.

В условиях внешнеполитической напряженности вынужденная миграция беженцев с Украины и других стран в Санкт-Петербург за последнее время резко выросла и уже стала постоянным явлением. Так, в Санкт-Петербурге в 2013 г. численность беженцев, состоящих на учете, составляла 13 человек. Обратились с ходатайством о признании беженцем в 2013 г. 116 человек (никто из них в 2013 г. статус беженца не получил). Численность лиц, получивших временное убежище, составляла 119 человек. А уже в 2015 г. количество лиц, имеющих временное убежище на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, возросло на 30 % и составило 17914 человек. Находясь в социально уязвимом положении, вынужденные мигранты нуждаются в особой поддержке.

Если в предыдущие годы подавляющее большинство проблем в сфере реализации прав иностранных граждан, было связано с трудовой миграцией, то с 2014 г., как никогда ранее обострилась проблема вынужденной миграции. Ситуация кардинально изменилась в связи с событиями на Украине.

Следует отметить, что далеко не все виды вынужденной миграции подробно исследованы [3].

Отдельный комплекс проблем связан с преступлениями и правонарушениями со стороны иностранных граждан, а также в отношении них [9].

Серьезный комплекс проблем связан со специальными учреждениями временного содержания иностранных граждан, но это тема отдельной публикации. Много проблем и с привлечением к административной ответственности в целом [8, с. 20].

В сфере совершенствования реализации миграционной политики необходимы:

- социальная поддержка мигрантов, информационно-правовая работа с ними;

- внедрение системы организованного привлечения трудовых мигрантов;

- увеличение численности сотрудников Управления федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

- принятие Концепции миграционной политики Санкт-Петербурга;

- повышение ответственности организаций (работодателей), принимающих иностранную рабочую силу, за социальное устройство работников;

- проработка вопроса о расширении перечня иностранных граждан, которым может быть оказана помощь социальная помощь, в т.ч. иностранных граждан, являющихся членом семьи в составе граждан РФ;

- исследование среды проживания мигрантов и оценка эпидемиологической опасности этой среды. Если вопрос с работодателями можно решить, то процесс заражения в местах проживания не поддается контролю;

- расширение объема юридической помощи иностранным гражданам;

- увеличение финансирования проектов и программ общественных организаций в сфере содействия адаптации и интеграции иностранных граждан;

- решение вопроса о выделении дополнительных участков для строительства культовых сооружений, мечетей.

Рекомендуется снижение стоимости оформления разрешительных документов, для чего следует внести соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 г. № 766-138, изложив ст. 1 в следующей редакции: «Установить на 2017 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Санкт-Петербурга, в размере 1».

В порядке осуществления законодательной инициативы необходимо рассмотреть вопрос о кодификации миграционного законодательства (упорядочение и консолидация миграционного законодательства, конкретизация правового статуса ФМС России), а также о принятии ФЗ «Об иммиграционном контроле».

Представляется необходимым исключить Санкт-Петербург и Ленинградскую область из числа регионов, на которые распространяется действие п. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, т.е. предусмотреть возможность вынесения административного штрафа без выдворения за впервые совершенное иностранным гражданином незначительное правонарушение, касающееся режима пребывания в РФ.

Вопрос доступной юридической помощи (в т.ч. представительства в суде) для иностранных граждан и лиц без гражданства остается открытым. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ и ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривают предоставление бесплатной правовой помощи только гражданам России, хотя среди ищущих убежище доля тех, кого можно отнести к социально уязвимой категории населения, очень значительна. На базе городской библиотечной сети начали работу «Уголки мигранта», содержащие актуальную информацию в области миграционного законодательства и обучения иностранных граждан русскому языку. Необходимо дополнение имеющихся ресурсов материалами профилактического характера.

Необходимо исключить факты недобросовестного консультирования и необоснованных отказов в приеме иностранных граждан: обязать сотрудников территориальных органов все общение с посетителями вести только на рабочем месте, представляться посетителям, при необходимости привлекать переводчика, вести электронный журнал приема, фиксировать в нем краткое содержание данных посетителю рекомендаций, распечатывать его и выдавать посетителю за своей подписью.

Существует необходимость в разработке теоретических и практических программ работы с деть-

С0 а>

0 т я я я

С

Р5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

-

1

Я

а> т а> Р

у р

>-1 о

В 3

у

я я

(Я а> Р о

е

а> т

рэ

СО

1=1

Р о о о Я Я

к» о

Конституционное право

22 ми-мигрантами, способствующих психологической уязвимым категориям иностранных граждан - бездо-

поддержке, адаптации и защите детей-мигрантов в мным и недокументированным мигрантам, особенно

Р новой для них культуре. Программы необходимо ре- женщинам и детям - не представляется возможным

^ ализовать на базе районов Санкт-Петербурга. для государственных социальных учреждений.

Постоянно проживающие и пребывающие на тер- Предлагаются следующие изменения в Соци-

ритории Санкт-Петербурга иностранные граждане и альный кодекс Санкт-Петербурга: лица без гражданства, оказавшиеся в трудной жизнен- - в ст. 2 включить понятия «член семьи ино-

и и с

о ной ситуации, имеют право на предоставление им соци- странного гражданина», «семья, имеющая в своём

Рч

альной помощи и поддержки со стороны государства. составе иностранных граждан»;

Основанием для оказания социальных услуг - в ст. 4 прописать перечень иностранных граж-

иностранным гражданам служит наличие у них реги- дан, имеющих право на социальную поддержку в

страции по месту жительства или постоянного пре- Санкт-Петербурге;

ставить социальную помощь и поддержку наиболее шими временное убежище в Санкт-Петербурге».

а ет

ите бывания в Санкт-Петербурге. Таким образом, предо- - в ст. 5 дополнить перечень «лицами, получив-

си р

е в и

н

у

8 8

с

и

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года [Элек-& тронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15635 ^ (дата обращения: 15.10.2017).

¡й 2. Андрейцо, С. Ю., Грипп, Э. Х., Яхина, Ю. Х. Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные

д аспекты // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 174-179.

g 3. Булешева, Д. Д. Экологическая миграция: сущность, проблемы и возможные решения [Электронный

¡1 ресурс] // Официальный сайт ОБСЕ. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/eea/34464?download=true (дата и обращения: 21.11.2017)

к 4. Гудков, Л. Д. «Россия для русских»: ксенофобия и антимигрантские настроения в России // Нужны ли

f^ мигранты российскому обществу? / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. - М.: Фонд «Либеральная миссия», $ 2006. - С. 31-78.

5. Официальный доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. - 2017. - 29 марта. -Режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/2017/29_03_2017_Doklad%20UPCH/D0KLAD_2016_site_29_03. pdf (дата обращения: 09.01.2018)

6. Подписан Указ о передаче функций Госнаркоконтроля и миграционной службы в систему МВД России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - 2016. - 5 апр. - Режим доступа http:// kremlin.ru/events/president/news/51649 (дата обращения: 09.01.2018).

7. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - 2012. - 13 июня. - Режим доступа http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 08.01.2018).

8. Савельева, М. В. Применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства // Миграционное право. - 2016. - № 1. - С. 18-21.

9. Состояние преступности в Санкт-Петербурге. Криминологический мониторинг и прогноз : научно-практическое пособие / под общ. ред. Л.П. Богданова и В.А. Кудина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 266 с.

10. Трудовая миграция в России: медико-социальные и гендерные аспекты // Материалы международной конференции. Бюро Международной организации по миграции. - М.: Бюро MOM в Москве, 2012. - 86 с.

© Андрейцо С.Ю., 2018

УДК 342.76 А.А. Подмарев

ПОДМАРЕВ, Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83. Тел. моб. 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

PODMAREV, Alexander Alexandrovich, candidate of juridical sciences, associate professor, docent of the constitutional and municipal right ofLaw Faculty of the Saratov national research state university of N. G. Chernyshevsky. Address: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83. Ph.: 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.