Научная статья на тему 'Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге в контексте обеспечения национальной безопасности'

Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге в контексте обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
743
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL SECURITY / MIGRATION / MIGRATION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грищенко Тарас Алексеевич, Андрейцо Сергей Юрьевич

В контексте обеспечения национальной безопасности рассматриваются различные аспекты реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Поднимаются проблемы связанные с вынужденной, трудовой, нелегальной миграцией в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грищенко Тарас Алексеевич, Андрейцо Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of migration policy in St. Petersburg in the context of national security

In the context of national security considers various aspects of implementation of migration policy in St. Petersburg. Raises the problems associated with forced labour, and illegal migration in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге в контексте обеспечения национальной безопасности»

Грищенко Т.А., Андрейцо С.Ю., Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге.

(по экспертным оценкам) следует отметить, что они нечасто обращаются за защитой в органы государственной власти. По упомянутым выше экспертным оценкам, в Санкт-Петербурге около 10 % населения являются иностранными гражданами. По результатам проведенного в 2014 г. по заказу Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге исследования проблем миграционной политики, основными причинами незначительного количества обращений в государственные институты за защитой своих прав являются: низкая информированность иностранных граждан о существующих механизмах защиты своих прав, их неверие в эффективность защиты своих прав, отсутствие времени, нарушения миграционного законодательства с их стороны, опасения быть выдворенными при обращении за защитой к государственным институтам.

Беспокойство экспертов вызывает факт, что далеко не всегда удается привлечь к ответственности организаторов нелегальной миграции и торговли людьми: процессуальные нормы, позволяющие признавать трудовых мигрантов жертвами торговли людьми, отсутствуют, а участие вынужденно попавших в нелегальное положение мигрантов в судебных разбирательствах в качестве свидетелей затруднено, поскольку более мягкого наказания иностранных граждан за нелегальное пребывание в Санкт-Петербурге, чем штраф, сопровождающийся выдворением, не предусмотрено.

Проблемы предупреждения преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан, продолжают оставаться актуальным направлением научных исследований.

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/news/15635 (дата обращения 13.05.2016).

2. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 21.05.2016).

3. Состояние преступности в Санкт-Петербурге. Криминологический мониторинг и прогноз : научно-практическое пособие / под общ. ред. Л.П. Богданова и В.А. Кудина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.

УДК 342.724

Т.А. Грищенко*, С.Ю. Андрейцо**

Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге в контексте обеспечения национальной безопасности

В контексте обеспечения национальной безопасности рассматриваются различные аспекты реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Поднимаются проблемы связанные с вынужденной, трудовой, нелегальной миграцией в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: национальная безопасность, миграция, миграционная политика.

T.A. Grishchenko*, S.Y. Andreitco**. The implementation of migration policy in St. Petersburg in the context of national security. In the context of national security considers various aspects of implementation of migration policy in St. Petersburg. Raises the problems associated with forced labour, and illegal migration in St. Petersburg.

Keywords: national security, migration, migration policy.

Миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах [4, с.28].

Нелегальная миграция названа официальной угрозой безопасности. Именно нелегальная миграция отмечается в Концепции национальной безопасности в Российской Федерации [2], именно она создает условия для формирования террористических организаций, политического и

* Грищенко, Тарас Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: gta@mail.ru.

** Андрейцо, Сергей Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: andreytso@mail.ru.

* Grishchenko, Taras Alexeyevich, candidate of legal Sciences, associate professor of St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: 198206 Russia, St-Petersburg, Pilutov-street, 1. E-mail: gta@mail.ru.

Andreitco, Sergei Yurievich, candidate of legal Sciences, associate professor of St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: 198206 Russia, St-Petersburg, Pilutov-street, 1. E-mail: andreytso@mail.ru.

© Грищенко Т.А., Андрейцо С.Ю., 2016

Конституционное право, административное право

религиозного экстремизма, национализма «.. .Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.», гласит Концепция миграционной политики [1]. Проблемой регулирования миграционных процессов в обществе остаются неконтролируемая и нелегальная миграция, которые представляют серьёзную угрозу миграционной безопасности Российской Федерации [1]. Санкт-Петербург традиционно является одним из наиболее привлекательных для мигрантов субъектов РФ.

Комплекс мероприятий по противодействию нелегальной миграции проводится территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В 2015 г. УФМС совместно с правоохранительными органами проводились целевые оперативно-профилактические мероприятия «Нелегальный мигрант», «Жилой сектор», «Нелегал-2015». Выдворены в административном порядке за пределы Российской Федерации 1263 иностранных гражданина.

В 2014 г. в Санкт-Петербурге сохранилась тенденция роста уровня преступности мигрантов. К концу отчётного периода зарегистрировано 3000 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, что составило 4,3 % от общего числа преступлений, зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

По данным ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, иностранные граждане за 12 месяцев 2015 г. совершили 4076 (+ 473) преступлений на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из них 92,6 % совершено гражданами государств - участников СНГ. В отношении иностранных граждан совершено 916 (-2) преступлений.

Следует также отметить, что множество преступлений, совершённых иностранными гражданами и особенно в отношении них непосредственно, высоко латентны в силу того, что мигранты не обращаются в правоохранительные органы из-за нарушения каких-либо правил регистрации, занятий нелегальной деятельностью и т.д., а также не доверяя правоохранительным органам.

Главная опасность подобных преступлений заключается в том, что в условиях этносоциальной напряжённости в регионе даже отдельное правонарушение может повлечь за собой массовые беспорядки, межнациональные конфликты. Объективные трудности, переживаемые страной, и субъективные политические просчёты формируют рост социального недовольства, разрушающая энергия которого может быть направлена на поиск «врага-инородца». В кризисной ситуации такое социальное недовольство легко переродится в национальное противостояние.

Вопросы воспитания толерантности остаются актуальными для Санкт-Петербурга. «. Город привлекателен для граждан из бывших республик СССР. Мы должны оказывать поддержку в образовании, в обучении русскому языку тем, кто приезжает к нам с добром, кто хочет реализовать себя, принести пользу Санкт-Петербургу и России. Но при этом нужно требовать соблюдения принятых в нашем городе и в стране норм поведения», - подчеркнул губернатор Г. С. Полтавченко. Также он поручил главам районов, руководителям организаций, где заняты иностранные граждане, оказывать содействие в их адаптации [5]. В настоящее время миграция населения приобретает большую значимость для Санкт-Петербурга, её традиционно характеризовали перманентное увеличение количественных и качественных показателей миграционных потоков. Однако экономический кризис, падение курса рубля, а также последние изменения, регулирующие трудовую деятельность иностранных граждан, привели к снижению притока в Санкт-Петербург.

Необходим пересмотр законодательства об ответственности работодателей. Необходимо прекратить практику перевода ответственности с аутстафферских фирм на реального заказчика труда иностранных граждан. Следует помимо штрафов широко использовать и приостановление деятельности. В этой связи обращу на вступающие с 1 января изменения по запрету заёмного труда.

Развивается толерантное отношение общества и власти к различным (в т.ч. крайне жестоким) формам эксплуатации человека, вплоть до принудительного труда и рабства. Маргинализация и социальная исключённость больших групп мигрантов - реальная угроза социальной стабильности и безопасности общества. Для преодоления социальной эксклюзии России нужна комплексная политика интеграции и адаптации мигрантов, которая в настоящее время почти отсутствует. Находясь в Санкт-Петербурге, граждане таких стран, как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Молдова и др., зачастую не имеют доступа к информации о миграционном законодательстве, условиях жизни в РФ и к медицинским услугам. Они не имеют достойного жилища в странах назначения, месяцами сидят без работы. Отмечается высокий уровень заболеваний.

Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед мигрантами, -проблема жилья, неудовлетворительных жилищных условий. Поиск жилья мигрантами из Центральной Азии осложняется негативными стереотипами, которые существуют у российских наймодателей жилья об этих мигрантах. При выборе жильца наймодатели предпочитают смотреть на гражданство или национальность мигранта, нежели на его личные качества, степень обра-зованности или социальный статус. Абсолютное большинство наймодателей жилья отказывают мигрантам в постановке их на миграционный учёт по месту реального пребывания. Значительная часть иностранных граждан живет на объектах где осуществляет трудовую деятельность в антисанитарных условиях.

Исключение значительной части иностранных граждан из системы оказания социальной помощи затрудняет их интеграцию. Необходим кардинальный пересмотр подхода к оказанию социальной помощи иностранным гражданам, находящимся в Санкт-Петербурге.

Траты трудового мигранта в Петербурге - на жильё и на питание - минимальны. Как правило, мигранты интерпретируют свою жизнь в миграции как временное состояние, и потому не тратят здесь

Грищенко Т.А., Андрейцо С.Ю., Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге...

денег на комфортное жильё, на обустройство дома, не приобретают бытовой техники, не совершают крупных покупок «для дома» и проч., даже одежда - очень редкое событие и маленькая строка расходов в структуре трат мигранта.

Большинство мигрантов не интегрируются в социум, мотивируя это временным характером своего пребывания в России. Вместе с тем часть мигрантов преследует цель осесть на территории Санкт-Петербурга.

До недавнего времени вынужденная миграция также не занимала значимого места. Ситуация кардинально изменилась в связи с событиями на Украине, однако принципиального изменения подхода к лицам из других стран, ищущим убежище, не произошло.

Обсуждая проблемы миграции, граждане чаще всего поднимают вопросы конкуренции на рынке труда, так называемой этнической преступности и культурных различий, якобы угрожающих «национальной идентичности коренного населения». При этом нередко мигрантов оценивают как «нахлебников», как «чужих», стремящихся нарушить устоявшуюся систему, воспользоваться местными ресурсами и лишить работы россиян. Указанные стереотипы обусловливают высокий уровень нарушений прав иностранных граждан и одновременно редкие случаи обращения за защитой в государственные институты.

При высоком уровне нарушений прав иностранных граждан (по экспертным оценкам) следует отметить, что они нечасто обращаются за защитой в органы государственной власти.

Параллельно с процессом языковой адаптации запущены циклы бесплатных культурно-образовательных музейных программ, задачей которых служит привитие учащимся понимания истории и культуры Санкт-Петербурга и России в целом.

Санкт-Петербург является вторым после Москвы городом по своей привлекательности для трудовых мигрантов. Рост численности трудовых мигрантов - один из аргументов в пользу изучения проблемы здоровья этой группы. Второй важный аргумент - более высокие показатели распространённости среди них опасных инфекционных заболеваний по сравнению с местным населением. В апреле 2014 г. было проведено исследование «Мигранты Санкт-Петербурга: распространенность поведенческих рисков в отношении инфекционных заболеваний (ВИЧ, ИППП, туберкулез), социально-экономические условия жизни и факторы, влияющие на обращаемость в российские медицинские учреждения».

В 2014 г. 366366 ИГ и ЛБГ прошли медицинское освидетельствование. Выявлено 11232 заболевания, представляющих опасность для окружающих. Чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссией при Правительстве Санкт-Петербурга руководителям организаций, осуществляющих освидетельствование ИГ и ЛБГ, проводит вакцинацию за счёт средств работодателей или личных средств ИГ и ЛБГ.

В 2013 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России проведено исследование «Миграционная ситуация в Санкт-Петербурге: состояние, прогноз и меры ее стабилизации». В качестве основных причин существования незаконной миграции в городе экспертами названы прежде всего экономические и социальные причины - это экономическая составляющая для функционирования мегаполиса, а для мигрантов - наличие работы в Санкт-Петербурге, возможность заработка, в т.ч. неофициального.

Неуважение некоторых мигрантов к законам об иммиграции и правопорядку способствует распространению негативного образа на других мигрантов. Восприятие людей отражает реальные вопросы и реальные проблемы, но отражает и невежество, и предрассудки, и фобии.

Вызывает тревогу распространение в обществе ксенофобии. В ряде случаев ксенофобия принимает насильственные формы. С 26 по 31 июля 2013 г. в разных районах Санкт-Петербурга прошли акции радикально настроенных лиц, так называемые «русские зачистки», направленные на пресечение «незаконной уличной торговли», которую, по мнению инициаторов и участников этих рейдов, осуществляют исключительно иностранные граждане. По многочисленным свидетельствам, в т.ч. видеозаписям, противоправные действия совершались в отношении представителей национальных меньшинств и носили ярко выраженный ненавистнический и ксенофобский характер.

Существуют и устойчивые религиозные и культурные стереотипы в восприятии мигрантов. Крайности проявляются в том, что мигранты, в особенности мусульманского происхождения и вероисповедания, рассматриваются во многих западноевропейских странах в качестве потенциальной угрозы традиционным ценностям и идентификации, а также как риск для национальной безопасности, связанный с терроризмом [3, с.70].

Неудивительно, что страна оказалась не подготовленной к переменам ни политически, ни организационно, ни психологически. Адаптация к новой ситуации была затруднена всплеском чрезвычайных, вынужденных миграций, а также массовой репатриацией из бывших республик СССР выходцев из России. Одновременно резко сократились традиционные миграционные потоки между бывшими республиками СССР - учебные миграции, передвижения, связанные со службой в армии, сменой постоянной работы, практически прекратился выезд туда из России, но быстро набрала силу эмиграция на Запад [6].

В Санкт-Петербурге вопросы, связанные с интеграцией иностранных граждан, находятся в сфере полномочий нескольких комитетов. При этом отсутствует чёткая стратегия их интеграции, а проводимые мероприятия носят «пилотный» характер и охватывают ничтожную часть иностранных граждан.

Конституционное право, административное право

Отсутствие практик и навыков демократической культуры, защиты собственных прав, помноженные на знакомые коррупционные и насильственные практики со стороны правоохранительных органов принимающей стороны, делают ситуацию нарушений прав мигрантов вполне обыденной для них самих. При этом и сама экономика стимулирует приток мигрантов, которые согласны на то, что называется формулой 3 D - dirty, dangerous, degrading (грязная, опасная, унизительная) [7, с. 70].

Значительная доля ответственности за нарушения прав иностранных граждан, прибывающих в Санкт-Петербург для работы, лежит на работодателях и их посредниках. Именно они, привлекая в город иностранцев и предоставляя (подбирая) им рабочие места, не создают должные условия, получая сверхприбыли за счёт экономии на фактически бесправных работниках. Представляется, что позиция власти в отношении работодателей, использующих труд иностранных работников и не обеспечивающих соблюдения их прав, должна становиться более активной и целенаправленной.

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/news/15635 (дата обращения 15.10.2014).

2. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 21.11.2014).

3. Ахиезер. А. С. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль. - 1993. - № 7. - С. 70-78.

4. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2002.

5. Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.spb.ru. (дата обращения 20.03.2013).

6. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: ИТ «АдамантЪ». - 2009.

7. Таран, П. Глобализация и трудовая миграция: необходимость политики, основанной на правах человека // Век глобализации. - 2010. - № 1. - С. 70-75.

УДК 343.9

А.А. Кежов*, Ю.А. Грачёв**, И.В. Степанов***

Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Ключевые слова: правовые основы, беспилотные летательные аппараты, БПЛА, беспилотные комплексы.

А.А. Kezhov*, Y.A. Grachyov**, I.V. Stepanov***. Legal support of unmanned systems in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article the legal basis for the use of unmanned aerial vehicles (BPLA).

Keywords: legal bases, unmanned aerial vehicles, BPLA, unmanned systems.

В современных условиях государством и обществом в контексте решения задач по вопросам проблем и перспектив развития беспилотных комплексов в Российской Федерации и применении их Вооруженными силами страны уделяется самое серьезное внимание, что выразилось в конференции, прошедшей в марте 2016 г/ в Коломне, посвященной вышеуказанной проблематике. Участниками данной конференции стали более 250 представителей предприятий промышленности, организаций и учебных заведений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства чрезвычайных ситуаций и Федеральной службы безопасности. Темы,

* Кежов, Александр Александрович, заместитель начальника кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.

** Грачёв, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, г Санкт-Петербург, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.

*** Степанов, Игорь Валерьевич, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел. 8(812) 420-67-32

* Kezhov, Alexander Alexandrovich, deputy chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova, d. 33. Tel. 420-67-32.

** Grachyov, Yuri Alexandrovich, chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate of pedagogical sciences., assistant Professor. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova, d.33. Tel. 420-67-32.

*** Stepanov, Igor Valerievich, assistant professor of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate ofjuridical sciences. Address: Russia, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, 1. Tel . 8 (812) 420-67-32 © Кежов А.А., Грачёв Ю.А., Степанов И.В., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.