Научная статья на тему 'Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование'

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9862
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
In article the constitutional and legislative norms regulating the person’s and citizen’s rights and freedoms restriction in the conditions of emergency state are analyzed. The attention that the rights restrictions of the personality applied in the conditions of emergency state are established by the federal constitutional law on the base of constitutional norms / are additional in relation to already existing restrictions / allow government bodies to restore the constitutional law and order and to protect the constitutional system. / Constitution of the Russian Federation / particular legal regime / emergency rule / rights and freedoms of man and citizen / restriction of rights and freedoms of man and citizen

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подмарев Александр Александрович

В статье анализируются конституционные и законодательные нормы, регламентирующие ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Обращается внимание на то, что ограничения прав личности, применяемые в условиях чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом на основе конституционных норм; являются дополнительными по отношению к уже существующим ограничениям; позволяют государственным органам восстановить конституционный правопорядок и защитить конституционный строй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подмарев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The person’s and citizen’s rights and freedoms restriction in the conditions of emergency state in the Russian Federation: constitutional bases and legislative regulation

Конституция Российской Федерации, особый правовой режим, чрезвычайное положение, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина

Текст научной работы на тему «Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование»

22 ми-мигрантами, способствующих психологической уязвимым категориям иностранных граждан - бездо-

поддержке, адаптации и защите детей-мигрантов в мным и недокументированным мигрантам, особенно

Р новой для них культуре. Программы необходимо ре- женщинам и детям - не представляется возможным

^ ализовать на базе районов Санкт-Петербурга. для государственных социальных учреждений.

Постоянно проживающие и пребывающие на тер- Предлагаются следующие изменения в Соци-

ритории Санкт-Петербурга иностранные граждане и альный кодекс Санкт-Петербурга: лица без гражданства, оказавшиеся в трудной жизнен- - в ст. 2 включить понятия «член семьи ино-

и и с

о ной ситуации, имеют право на предоставление им соци- странного гражданина», «семья, имеющая в своем

Рч

альной помощи и поддержки со стороны государства. составе иностранных граждан»;

Основанием для оказания социальных услуг - в ст. 4 прописать перечень иностранных граж-

иностранным гражданам служит наличие у них реги- дан, имеющих право на социальную поддержку в

страции по месту жительства или постоянного пре- Санкт-Петербурге;

ставить социальную помощь и поддержку наиболее шими временное убежище в Санкт-Петербурге».

а ет

^ бывания в Санкт-Петербурге. Таким образом, предо- - в ст. 5 дополнить перечень «лицами, получив-

си р

е в и

н

у

8 8

с

и

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года [Элек-& тронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/15635 ^ (дата обращения: 15.10.2017).

¡й 2. Андрейцо, С. Ю., Грипп, Э. Х., Яхина, Ю. Х. Обеспечение прав иностранных граждан в РФ: проблемные

д аспекты // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 174-179.

g 3. Булешева, Д. Д. Экологическая миграция: сущность, проблемы и возможные решения [Электронный

¡1 ресурс] // Официальный сайт ОБСЕ. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/eea/34464?download=true (дата и обращения: 21.11.2017)

к 4. Гудков, Л. Д. «Россия для русских»: ксенофобия и антимигрантские настроения в России // Нужны ли

f^ мигранты российскому обществу? / под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. - М.: Фонд «Либеральная миссия», $ 2006. - С. 31-78.

5. Официальный доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. - 2017. - 29 марта. -Режим доступа: http://ombudsmanspb.ru/files/2017/29_03_2017_Doklad%20UPCH/D0KLAD_2016_site_29_03. pdf (дата обращения: 09.01.2018)

6. Подписан Указ о передаче функций Госнаркоконтроля и миграционной службы в систему МВД России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - 2016. - 5 апр. - Режим доступа http:// kremlin.ru/events/president/news/51649 (дата обращения: 09.01.2018).

7. Президент утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - 2012. - 13 июня. - Режим доступа http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 08.01.2018).

8. Савельева, М. В. Применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства // Миграционное право. - 2016. - № 1. - С. 18-21.

9. Состояние преступности в Санкт-Петербурге. Криминологический мониторинг и прогноз : научно-практическое пособие / под общ. ред. Л.П. Богданова и В.А. Кудина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 266 с.

10. Трудовая миграция в России: медико-социальные и гендерные аспекты // Материалы международной конференции. Бюро Международной организации по миграции. - М.: Бюро MOM в Москве, 2012. - 86 с.

© Андрейцо С.Ю., 2018

УДК 342.76 А.А. Подмарев

ПОДМАРЕВ, Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83. Тел. моб. 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

PODMAREV, Alexander Alexandrovich, candidate of juridical sciences, associate professor, docent of the constitutional and municipal right ofLaw Faculty of the Saratov national research state university of N. G. Chernyshevsky. Address: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83. Ph.: 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации: конституционные основы и законодательное регулирование

The person's and citizen's rights and freedoms restriction in the conditions of emergency state in the Russian Federation: constitutional bases and legislative regulation

В статье анализируются конституционные и законодательные нормы, регламентирующие ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения. Обращается внимание на то, что ограничения прав личности, применяемые в условиях чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом на основе конституционных норм; являются дополнительными по отношению к уже существующим ограничениям; позволяют государственным органам восстановить конституционный правопорядок и защитить конституционный строй.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, особый правовой режим, чрезвычайное положение, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина

In article the constitutional and legislative norms regulating the person's and citizen's rights and freedoms restriction in the conditions of emergency state are analyzed. The attention that the rights restrictions of the personality applied in the conditions of emergency state are established by the federal constitutional law on the base of constitutional norms; are additional in relation to already existing restrictions; allow government bodies to restore the constitutional law and order and to protect the constitutional system.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, particular legal regime, emergency rule, rights and freedoms of man and citizen, restriction of rights and freedoms of man and citizen.

Конституция России 1993 г. предназначена для регулирования общественных отношений как в условиях обычного (ординарного, нормального) правопорядка, так и в период действия чрезвычайных режимов (ст. 56, 87, 88) [1]. Чрезвычайный режим вводится на всей или на части территории государства в случае внутренней (к примеру, массовые беспорядки) или внешней (агрессия) угрозы конституционному строю, жизни граждан, институтам власти, с которой обычными мерами (правоохранительными, полицейскими) справиться невозможно. Основной закон РФ предусматривает два вида чрезвычайного режима: чрезвычайное положение (ст. 56, 88, 102, 109) и военное положение (ст. 87, 102, 109).

Конституция не содержит ни определения, ни оснований или целей введения чрезвычайного положения. Согласно ст. 56 и 88 Основного закона, режим чрезвычайного положения должен регулироваться федеральным конституционным законом. Этот закон - «О чрезвычайном положении» - был принят в 2001 г. [2]. Хотя по смыслу Конституции режим чрезвычайного положения должен исчерпывающим образом регулироваться специальным федеральным конституционным законом, некоторые элементы этого режима, в т.ч. особенности реализации гражданами прав и свобод и исполнения обязанностей, регулируются также федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. [3], федеральными законами «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. [4], «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. [5], «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г. [6], «О полиции» от 7 февраля 2011 г. [7], «О войсках национальной гвардии РФ» от 3 июля 2016 г. [8], Трудовым кодексом РФ 2001 г. [9], Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. [10], Воздушным кодексом РФ 1997 г. [11].

Чрезвычайное положение определяется законом как «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий... отдельные ограничения прав и

свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».

Основаниями введения чрезвычайного положения являются обстоятельства, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3 Закона «О чрезвычайном положении»).

Закон указывает на две группы оснований (обстоятельств) - чрезвычайные ситуации социального характера и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и экологического характера:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в т.ч. эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Порядок введения чрезвычайного положения определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации. Чрезвычайное положение вводится Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88). Утверждение или неутверждение указа Президента РФ о введении чрез-

CÛ а>

0 т я я я

С рэ

Я

-

1

Я

а> т а> Р

у р

о

В 3

у

я я

(Я а> Р о

е

а> т

рэ

CÛ Й

Р о о о Я Я

к» о

22 вычайного положения относится к ведению Совета Федерации (ст. 102). Решение об утверждении указа Р Президента РФ о введении чрезвычайного положе-^ ния принимается большинством голосов от общего о, числа членов Совета Федерации и оформляется по-^ становлением Совета Федерации (ст. 157 Регламента § Совета Федерации) [12]. Срок действия чрезвычай-со ного положения, вводимого на всей территории РФ, ^ не может превышать 30 суток, а вводимого в ее от-р? дельных местностях, - 60 суток (ст. 9 Закона «О чрез-§ вычайном положении»).

н Необходимым компонентом режима чрезвы-

ите чайного положения являются значительные ограни-рс чения прав и свобод человека и гражданина, которые ве можно рассматривать как одно из средств, позволяю-ни щих восстановить конституционный правопорядок. ^ Конституция РФ не содержит перечня этих ограни-Ц чений, но закрепляет цели и принципы их установ-¡2 ления (основы). Ст. 56 Конституции гласит: «1. В ус-ур ловиях чрезвычайного положения для обеспечения а безопасности граждан и защиты конституционного ет строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные огра-У ничения прав и свобод с указанием пределов и срока ^ их действия... 3. Не подлежат ограничению права и и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), § 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ». и Данные конституционные нормы означают, что

Ю при чрезвычайном положении ограничения прав личности: 1) необходимы; 2) позволяют обеспечить безопасность граждан и защитить конституционный строй; 3) должны быть сформулированы в федеральном конституционном законе; 4) должны иметь пределы; 5) должны действовать определенный срок; 6) не должны затрагивать некоторые права и свободы.

Следует пояснить значение ч. 3 ст. 56 Конституции РФ. В ч. 3 ст. 56 перечисляются права и свободы личности, в отношении которых в условиях чрезвычайного положения недопустимо применение дополнительных ограничений. Именно так следует понимать ч. 3 ст. 56, хотя здесь употребляется выражение «не подлежат ограничению». Если рассматривать эту формулировку буквально, то это должно означать, что в условиях чрезвычайного положения некоторые права и свободы вообще не подлежат никаким ограничениям. Но в этом перечне есть права и свободы, которые можно ограничить и в условиях нормального правопорядка (ст. 20, 23, 24, 28, 34 Конституции РФ). Поэтому часть 3 ст. 56 следует понимать как конституционный запрет налагать дополнительные ограничения на некоторые права и свободы человека и гражданина. Это следующие права и свободы: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24); право знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24); свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на жилище и право не быть произвольно лишенным жилища (ч. 1 ст. 40); право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46); право на обращение в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46); право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49); право не привлекаться к повторному наказанию (ч. 1 ст. 50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50); свидетельский иммунитет (ст. 51); право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на защиту закона; право потерпевших на компенсацию ущерба, причиненного преступлением и злоупотреблением властью (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); право на иммунитет от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54); право на применение в отношении индивида нового закона, который устраняет или смягчает ответственность за правонарушение (ч. 2 ст. 54).

Итак, в условиях чрезвычайного положения ограничения прав и свобод личности, предусматриваемые различными федеральными законами, сохраняют свое действие, а «отдельные ограничения» (ч. 1 ст. 56) являются дополнительными, не применяемыми при нормальном правопорядке, а вводимыми в действие одновременно с введением чрезвычайного положения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 56, 88), дальнейшее регулирование ограничений прав и свобод личности в условиях чрезвычайного положения осуществляется федеральным конституционным законом.

Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает возможность введения режима чрезвычайного положения как при социальных конфликтах, так и при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера, и устанавливает как общие ограничения прав и свобод личности при этих обстоятельствах (их можно рассматривать как своеобразную «общую часть» дополнительных ограничений), так и особенные, зависящие от оснований введения чрезвычайного положения.

В законе содержатся следующие общие «чрезвычайные» ограничения: особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее; ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств; досмотр транспортных средств; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества; запрет проведения выборов и референдумов.

Если чрезвычайное положение введено по причине социальных конфликтов, то в дополнение к об-

щим ограничениям прав и свобод личности могут вводиться следующие ограничения: комендантский час (запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан); задержание граждан за нарушение правил комендантского часа (до окончания комендантского часа, а в некоторых случаях - до трёх суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя); административный арест на срок до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры; временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники; установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за её пределы; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения (но не более чем на 3 месяца).

В случае введения чрезвычайного положения из-за чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или экологического характера, общие ограничения прав личности дополняются такими специальными ограничениями как: временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; изменение режима работы организаций; отстранение от работы руководителей государственных и негосударственных организаций; мобилизация трудоспособного населения; привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Конкретный перечень дополнительных ограничений прав и свобод личности должен определяться

указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Исходя из требований Конституции РФ и Закона «О чрезвычайном положении», можно констатировать, что вводимые на период действия чрезвычайного положения ограничения прав и свобод человека и гражданина характеризуются следующими признаками: 1) они вводятся для достижения определённых целей - обеспечение безопасности граждан, защита конституционного строя, устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; 2) они предусмотрены специальным правовым актом - Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»; 3) они являются дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям, установленным федеральными законами в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; 4) они фактически отменяют некоторые права и свободы на определённое время, то есть являются ограничениями-запретами; 5) по своему назначению они в основном направлены на предотвращение или прекращение политической, экономической и иной активности граждан; 6) они начинают действовать одновременно с введением чрезвычайного положения указом Президента РФ; 7) они носят временный характер (срок их действия совпадает со сроком действия чрезвычайного положения); 8) они действуют исключительно на той территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Закон «О чрезвычайном положении» также требует, чтобы ограничения соответствовали международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров РФ в области прав человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней), и не влекли за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Подводя итог изложенному, ещё раз отметим, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, вводимые в условиях чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом на основе конституционных норм и являются дополнительными по отношению к уже существующим ограничениям. Применение этих ограничений сотрудниками и военнослужащими государственных структур, обеспечивающих в соответствии с законом режим чрезвычайного положения (в т.ч. сотрудниками органов внутренних дел), должно способствовать восстановлению нормального конституционного правопорядка на той территории, на которой введен этот режим.

СО а>

0 т я я я

С

Р5

Я

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Я

а> т а> Р

у р

>-1 о

В 3

у

я я

(Я а> Р о

е

а> т

рэ

СО

1=1

Р о о о Я Я

к» о

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (с изм. на 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. О чрезвычайном положении : федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

3. О референдуме РФ : федер. конст. закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

22 4. О безопасности : федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодатель-

ства РФ. - 2011. -№1.- Ст. 2. Р 5. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : фе-

^ дер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ : федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

7. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

8. О войсках национальной гвардии РФ : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27. - Ст. 4159.

§ 9. Трудовой кодекс РФ : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законода-

5 тельства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

^ 10. Кодекс РФ об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в

си р

посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

« 11. Воздушный кодекс РФ : федер. закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в посл. ред.) // Собрание законода-

« тельства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

о 12. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ : постановление Совета Федерации

g Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ (в посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. -

£ 2002. - № 7. - Ст. 635. а

а © Подмарев А.А., 2018

н

(D

С £

УДК 342

А. Е. Скиданова

и

и

« СКИДАНОВА, Анна Евгеньевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права (Омская

Академия МВД России). Адрес: Россия, 390000, г. Омск, проспект Комарова, 7. E-mail: skidanova123@mail.ru.

SKIDANOVA Anna Evgenevna, post-graduate student of the Omsk academy of the MIA. Address: Russia, Omsk, Komarova str., 7. E-mail: skidanova123@mail.ru

Роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести в Российской Федерации The police as one of the main bodies in ensuring the right to freedom of conscience in the Russian Federation

В соответствии с Конституцией Российской Федерации одно из приоритетных направлений государства является признание, соблюдение и защита права на свободу совести. Поэтому, в обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты названного права. Особое место в этом механизме отведено органам внутренних дел. Вместе с тем, функция защиты права на свободу совести может быть реализовано лишь при условии, что органы внутренних дел действительно будут гарантами соблюдения и обеспечения названного права. В этой связи обосновывается место и роль органов внутренних дел в обеспечении права на свободу совести.

Ключевые слова: «свобода совести», «свобода вероисповедания», закон, соотношение, проблемы, законодательное регулирование, формы деятельности.

One of the main direct of Russian politics is the recognition, observance and protection of the right to freedom of conscience. That's why government must guarantee security and protection such relationships. The special role in security and protection of the freedom of conscience plays the law enforcement officers. Thus the author proves the place and the role of the law enforcement officers in the protection of such freedom.

Keywords: freedom of religion, freedom of conscience, law, relation, problems, legislative regulation, forms of activities.

Реализация права на свободу совести гарантирована Конституцией Российской Федерации. Так, в ст. 28 Конституции Российской Федерации, закреплено: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1].

В настоящее время одним из субъектов, участвующих в обеспечении права на свободу совести,

являются органы внутренних дел. Полиция выполняет одну из главных задач - принимает меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение злоупотребления правом на свободу совести в виде распространения идей экстремистского и террористического характера, которые оказывают воздействие на сознание, умонастроения и убеждения населения [2, с. 33].

Вопрос об организации деятельности полиции в обеспечении права на свободу совести является актуальным, поскольку ни в одном нормативном пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.