Научная статья на тему 'Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации'

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22199
1014
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подмарев А. А.

В конституциях государств закрепляются два режима осуществления государственной власти ординарный (обычный) и экстраординарный (особый правовой, чрезвычайный). Основанием для введения чрезвычайного режима выступает внутренняя или внешняя угроза конституционному строю государства, существованию самого государства. Целью введения чрезвычайного режима является восстановление конституционного правопорядка. Необходимый элемент чрезвычайного режима установление ограничений прав и свобод личности. Конституция РФ 1993 г. предусматривает два вида особого правового режима чрезвычайное положение и военное положение. Цель. Целью статьи является анализ конституционных и законодательных норм, регламентирующих ограничение прав личности в условиях военного положения, а также исследование специфики ограничений прав и свобод человека и гражданина, вводимых в период действия военного положения. Результаты. Анализ конституционного законодательства позволяет выявить специфические признаки ограничений прав личности в условиях военного положения. Эти ограничения: вводятся для обеспечения обороны страны и безопасности государства; становятся дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям (базовым); являются самыми простыми видами ограничений ограничениями-запретами; носят временный характер; действуют только на определенной территории. Заключение. Делается вывод о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, позволяют расширить полномочия государственных органов и в этом смысле являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок. Конституционное законодательство достаточно подробно регламентирует возможность применения ограничений прав и свобод в условиях военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Подмарев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации»

ПРАВО

УДК 342.76

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. Подмарев

Подмарев Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, podmarev2004@mail.ru

Введение. В конституциях государств закрепляются два режима осуществления государственной власти - ординарный (обычный) и экстраординарный (особый правовой, чрезвычайный). Основанием для введения чрезвычайного режима выступает внутренняя или внешняя угроза конституционному строю государства, существованию самого государства. Целью введения чрезвычайного режима является восстановление конституционного правопорядка. Необходимый элемент чрезвычайного режима - установление ограничений прав и свобод личности. Конституция РФ 1993 г. предусматривает два вида особого правового режима - чрезвычайное положение и военное положение. Цель. Целью статьи является анализ конституционных и законодательных норм, регламентирующих ограничение прав личности в условиях военного положения, а также исследование специфики ограничений прав и свобод человека и гражданина, вводимых в период действия военного положения. Результаты. Анализ конституционного законодательства позволяет выявить специфические признаки ограничений прав личности в условиях военного положения. Эти ограничения: вводятся для обеспечения обороны страны и безопасности государства; становятся дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям (базовым); являются самыми простыми видами ограничений - ограничениями-запретами; носят временный характер; действуют только на определенной территории. Заключение. Делается вывод о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, позволяют расширить полномочия государственных органов и в этом смысле являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок. Конституционное законодательство достаточно подробно регламентирует возможность применения ограничений прав и свобод в условиях военного положения. Ключевые слова: конституция, особый правовой режим, чрезвычайный режим, военное положение, ограничение прав и свобод человека и гражданина.

й01: 10.18500/1994-2540-2018-18-1 -96-100

Введение

Конституции современных государств предусматривают, как правило, два режима осуществления государственной власти - ординарный (обычный) и экстраординарный (особый правовой, чрезвычайный). Особый правовой режим осуществления государственной власти предусмотрен для ситуаций, при которых нормальное функционирование государственных институтов становится невозможным и необходимо восстановить конституционный правопорядок на всей территории государства или в отдельных территориальных образованиях. Основанием для введения чрезвычайного режима является внутренняя или внешняя угроза конституционному строю государства, а возможно, и существованию самого государства. Внешней угрозой может быть агрессия или угроза агрессии, внутренней - массовые беспорядки, стихийные бедствия, эпидемии. Основной целью введения чрезвычайного режима является как можно более быстрое восстановление нормального (обычного, ординарного)

© Подмарев А. А., 2018

Л. Л. Подмарев. Ограничение прав и свобод человека в условиях военного положения в РФ

правопорядка. Введение любой разновидности чрезвычайного режима означает, прежде всего, переход к чрезвычайным методам управления государством, концентрацию властных полномочий в руках исполнительной власти, установление дополнительных ограничений прав и свобод личности. Конституция Российской Федерации 1993 г [1] устанавливает два вида особого правового режима - чрезвычайное положение (ст. 56, 88, 102, 109) и военное положение (ст. 87, 102, 109).

Цель

Цель статьи - анализ конституционных и законодательных норм, регламентирующих ограничение прав личности в условиях военного положения, а также исследование специфики ограничений прав и свобод человека и гражданина, вводимых в период действия военного положения.

Результаты

Основной закон России не содержит определения или характеристики режима военного положения. Согласно ч. 3 ст. 87 Конституции, режим военного положения должен регулироваться федеральным конституционным законом. Федеральный конституционный закон « О военном положении» был принят в 2002 г. [2]. Отдельные аспекты режима военного положения регламентируются также федеральными законами «Об обороне» от 31.05.1996 [3], «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.1997 [4], «О гражданской обороне» от 12.02.1998 [5].

Статья 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. определяет военное положение как «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии». Таким образом, военное положение - это заранее подготовленный вариант действий Российского государства в ответ на агрессивные военные действия другого государства. В Военной доктрине Российской Федерации подчеркивается, что, «несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются» [6].

Основанием для введения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии (ст. 87 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О военном положении»).

В соответствии с положениями международного права, в первую очередь с Резолюцией

Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» [7], агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

Актами агрессии против Российского государства, независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны, признаются: 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ; 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств); 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации; 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ; 6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные актам агрессии.

Порядок введения режима военного положения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. Военное положение вводится Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87, 88 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О военном положении», ст. 4 ФЗ «Об обороне»). В компетенцию Совета Федерации входит утверждение или неутверждение указа Президента РФ о введении военного положения (ст. 102 Конституции). Вопрос об утверждении или неутверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа (ст. 4 ФКЗ «О военном положении»). Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов

Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за утверждение указа Президента РФ о введении военного положения не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Если указ не утверждается, режим военного положения прекращает свое действие со следующего дня после дня принятия такого решения Советом Федерации (ст. 4 ФКЗ «О военном положении», ст. 152 Регламента Совета Федерации [8]).

Неотъемлемым элементом режима военного положения (и любого чрезвычайного режима) является ограничение прав и свобод человека и гражданина. Конституция закрепляет принципы установления ограничений прав и свобод личности в условиях особых режимов только применительно к условиям чрезвычайного положения. Статья 56 Конституции гласит: «1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия...

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ». Часть 3 ст. 56 нужно понимать как конституционный запрет налагать дополнительные ограничения на права и свободы человека, закрепленные в перечисленных статьях Основного закона.

Представляется, что конституционные принципы, содержащиеся в ст. 56, лежат в основе ограничения прав и свобод индивида и в условиях режима военного положения, поскольку

4. 3 ст. 56 Конституции обеспечивает защиту наиболее важных прав человека в условиях любых чрезвычайных режимов. Из ст. 56 следует, что в условиях чрезвычайного режима ограничения прав личности, во-первых, допустимы, во-вторых, вводятся для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в-третьих, должны быть предусмотрены федеральным конституционным законом, в-четвертых, имеют пределы, в-пятых, устанавливаются на определенный срок, в-шестых, не должны затрагивать некоторых прав и свобод.

На основе ст. 56 Конституции дальнейшее регулирование ограничений прав индивида должно осуществляться федеральным конституционным законом.

Часть 4 ст. 1 Закона гласит: «.в период действия военного положения. могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Рос-

сийской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности».

Ограничения прав и свобод личности, действующие в условиях военного положения, характеризуются следующими специфическими признаками:

1) они вводятся для достижения определенных целей - обеспечение обороны страны и безопасности государства, создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации;

2) являются дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям (базовым), установленным федеральными законами на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В условиях военного положения ограничения, установленные в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, сохраняют свое действие, а «отдельные ограничения» (ч. 1 ст. 56) являются дополнительными, которые вводятся в действие только при чрезвычайных обстоятельствах.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) запрещает в условиях действия чрезвычайного режима налагать дополнительные ограничения на некоторые конституционные права и свободы: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на уважение достоинства личности (ч. 1 ст. 21); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24); право знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на жилище и право не быть произвольно лишенным жилища (ч. 1 ст. 40); право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46); право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46); право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49); право не привлекаться

98

Научный отдел

А. А. Подмарев. Ограничение прав и свобод человека в условиях военного положения в РФ

к повторному наказанию (ч. 1 ст. 50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50); свидетельский иммунитет (ст. 51); право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на защиту закона; право потерпевших на компенсацию ущерба, причиненного преступлением и злоупотреблением властью (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); право на иммунитет от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч. 1 ст. 54); право на применение в отношении данного лица нового закона, который устраняет или смягчает ответственность за правонарушение (ч. 2 ст. 54);

3) эти ограничения являются самыми простыми видами ограничений - ограничениями-запретами, т.е. они фактически отменяют права и свободы на определенное время;

4) начинают действовать одновременно с введением военного положения указом Президента РФ;

5) носят временный характер, действуют только во время военного положения (период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены военного положения);

6) действуют только на той территории, на которой введено военное положение.

Закон «О военном положении» предусматривает, что на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами военного управления применяются следующие ограничения прав и свобод личности: временное отселение жителей в безопасные районы; особый режим въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее; ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение; приостановление деятельности политических партий, общественных объединений, религиозных объединений; привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны; изъятие необходимого для нужд обороны имущества; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; задержание граждан (до 30 суток);

изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ; введение контроля за работой средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; отмена выборов и референдумов; ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 7, 8).

Указанные ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, не должны влечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам (ст. 19 Конституции РФ).

Заключение

Таким образом, дополнительные ограничения прав и свобод личности являются необходимым элементом института военного положения. Эти ограничения охватывают достаточно широкий круг конституционных прав и свобод индивида. Ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, позволяют расширить полномочия государственных органов, и в этом смысле они являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок.

Ограничения, применяемые в условиях военного положения, не носят произвольного характера. Конституция РФ 1993 г., Федеральный конституционный закон «О военном положении» 2002 г. достаточно подробно регламентируют возможность применения этих ограничений. Жесткая регламентация ограничений является свидетельством того, что в демократическом правовом государстве (ст. 1 Конституции РФ) даже режим военного положения не отменяет уважения, соблюдения и защиты прав человека.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,

от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. О военном положении : федер. конституц. закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5, ст. 375.

3. Об обороне : федер. закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750.

4. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации : федер. закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1014.

5. О гражданской обороне : федер. закон от 12.02.1998

№ 28-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 799.

6. Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 // Рос. газ. 2014. 30 дек.

7. Определение агрессии : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 // Международное публичное право : сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков : в 2 т. Т. 2. М., 1996.

8. О Регламенте Совета Федерации Федерального Со-

брания РФ : постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 7, ст. 635.

Образец для цитирования:

Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 96-100. БО1: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-96-100.

The Person and Citizen Rights and Freedoms Restriction in the Conditions of the Martial Law in the Russian Federation

A. A. Podmarev

Alexander A. Podmarev, ORCID 0000-0003-3518-2521, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, podmarev2004@mail.ru

Introduction. Two modes of implementation of the government - ordinary (usual) and extraordinary are fixed in constitutions of the states (special legal, extraordinary). The basis for introduction of the extraordinary mode is internal or external threat to the constitutional system of the state, to existence of the state. The purpose of introduction of the extraordinary mode is restoration of the constitutional law and order. A necessary element of the extraordinary mode is establishment of restrictions of the rights and personal freedoms. The constitution of the Russian Federation provides 1993 two types of a particular legal regime - state of emergency and the martial law. Purpose. The purpose of article is the analysis of the constitutional and legislative norms regulating restriction of the rights of the peXrsonality in the conditions of the martial law, and research of specifics of restrictions of the rights and freedoms of the person and citizen entered into the period of action of the martial law. Results. The analysis of the constitutional legislation allows revealing specific signs of restrictions of the rights of the personality in the conditions of the martial law. These restrictions: are entered for ensuring defense of the country and safety of the state; are additional in relation to already operating restrictions (basic); are the simplest types of restrictions - restrictions ban; are temporary; operate only on a certain territory. Conclusion. The conclusion that the restrictions of the rights and freedoms of the person and the citizen applied in the conditions of the martial law allow to expand powers of government bodies is drawn and n this sense, they are one of the tools allowing to reflect aggression and to restore the constitutional law and order. The constitutional legislation rather in detail regulates possibility of application of restrictions of the rights and freedoms in the conditions of the martial law. Key words: constitution, particular legal regime, extraordinary mode, martial law, restriction of the rights and freedoms of the person and citizen.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).

2. On the Martial Law. Federal constitutional law of 30.01.2002 No. 1-FKZ. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 5, art. 375 (in Russian).

3. On defense. Federal law of 31.05.1996 No. 61-FZ. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 23, art. 2750 (in Russian).

4. On mobilization preparation and mobilization in the Russian Federation. Federal law of 26.02.1997 No. 31-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1997, no. 9, art. 1014 (in Russian).

5. On Civil Defense. Federal Law of 12.02.1998 No. 28-FZ. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1998, no. 7, art. 799 (in Russian).

6. Military Doctrine of the Russian Federation. Approved President of the Russian Federation of 25.12.2014 No. Pr-2976. Rossiyskaia gazeta [Russian newspaper], 2014, 30 December (in Russian).

7. Opredelenie agressii: rezoliutsiya General'noi Assamblei OON ot 14.12.1974 [Definition of aggression: UN General Assembly Resolution of 14.12.1974]. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo [International Public Law]. In 2 vol. Vol. 2. Moscow, 1996 (in Russian).

8. On Regulations of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. Decree of the Council ofFederation of 30.01.2002 No. 33-SF]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 7, art. 635 (in Russian).

Cite this article as:

Podmarev A. A. The Person and Citizen Rights and Freedoms Restriction in the Conditions of the Martial Law in the Russian Federation. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 96-100 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-96-100.

1GG

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.