Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования трудовой миграции в России'

Проблемы правового регулирования трудовой миграции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
трудовая миграция / иностранные граждане / права человека / labor migration / foreign citizens / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Андрейцо

В статье рассматривается проблема трудовой миграции. Анализируются действующее законодательство, практика его применения, проблемы федерального и регионального уровня. Дан ряд рекомендаций государственным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of labor migration in Russia

The article deals with the problem of labor migration. The current legislation, the practice of its application, the problems of the federal and regional levels are analyzed. A number of recommendations are given to state bodies.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования трудовой миграции в России»

Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 67 — 69. State service and personnel. 2023;(4):67 —69.

Научная статья УДК 342.724

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-67-69 NIION: 2012-0061-04/23-201

EDN: https://elibrary.ru/QCNBRO MOSURED: 77/27-008-2023-04-401

Проблемы правового регулирования трудовой миграции в России

Сергей Юрьевич Андрейцо

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, andreytso@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема трудовой миграции. Анализируются действующее законодательство, практика его применения, проблемы федерального и регионального уровня. Дан ряд рекомендаций государственным органам.

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранные граждане, права человека.

Для цитирования: Андрейцо С.Ю. Проблемы правового регулирования трудовой миграции в России // Государственная служба и кадры. 2023. № 4. С. 67—69. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-67-69 EDN: https://elLbrary.ru/QCNBRO

Original article

Problems of legal regulation of labor migration in Russia

Sergey Yu. Andreitco

St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, andreytso@mail.ru

Abstract. The article deals with the problem of labor migration. The current legislation, the practice of its application, the problems of the federal and regional levels are analyzed. A number of recommendations are given to state bodies. Keywords: labor migration, foreign citizens, human rights.

For citation: Andreitco S.Yu. Problems of legal regulation of labor migration in Russia // State service and personnel. 2023;(4):67—69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-4-67-69 EDN: https://elibrary.ru/QCNBRO

Проблема миграционной политики часто поднималась в юридической литературе, имеется ряд серьезных монографических исследований, посвященных данному вопросу. Помимо юриспруденции значительное внимание миграционной политике уделяется в социологии и политологии. Миграционная политика одна, как и миграция в целом, подчеркивает междисциплинарный характер исследований в сфере миграции. В связи с этим особое внимание данной группе уделяется и в литературе [1; 2; 3; 4; 5].

Действенным механизмом государственного регулирования трудовой миграции иностранных граждан могло бы явиться функционирование лицензированного и контролируемого государственными органами института посредничества по трудоустройству на работу за границу (например, биржа труда) на территории страны исхода,

© Андрейцо С.Ю. М., 2023.

где можно будет предоставлять целостный рынок посреднических услуг по трудоустройству, в том числе — изучение языка и законодательства страны въезда, где будет осуществляться трудовая деятельность, а также выполнение других формальностей, связанных с трудоустройством за границей.

Кроме того, рынок труда требует приведения в сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Это значит, что если на рынке государства въезда нет рабочих мест для специалистов каких-то специальностей, то они должны быть переподготовлены по другим востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для дальнейшего трудоустройства на существующие вакансии и рабочие места (т.е. государство исхода должно провести подготовку по данному направлению в соответствии с потребностями национального рынка труда).

№ 4/2023

Государственная служба и кадры

Важной составляющей могло бы явиться и предоставление развернутой информации, связанной с трудоустройством мигрантов, так как недостаток информации порождает споры и нечеткое выполнение миграционного законодательства.

Следует отметить, что в отличие от многих стран, массово привлекающих мигрантов, в России до настоящего времени не разработана четкая дифференциация миграционных потоков и категорий мигрантов, например, в области трудовой миграции различие связано с безвизовым / визовым режимом; единственная обособленная по качественному критерию категория — это высококвалифицированные специалисты. При этом хотя эксперты давно говорят о необходимости внедрения систем, аналогичных канадской системе баллов, изменений нет.

Кроме того, заметим, что в сфере трудовой миграции практически не ведется обучение кадров — трудовых мигрантов. И происходит это отнюдь не из-за препятствий в действующем законодательстве, а из-за того, что сами иностранные граждане не знают о подобных возможностях, и в обучении не всегда заинтересован работодатель. Не решен и вопрос, на какие средства иностранному гражданину жить в период обучения. Требуется детальное исследование возможности более широкого привлечения иностранных граждан на обучение.

Также следует отметить, что недостаточно высоки миграционные потоки, связанные с привлечением высококвалифицированных кадров. В основном Россия привлекает низко квалифицированных мигрантов. Еще раз следует напомнить о возможности введения балльной системы миграции.

Необходимо проанализировать положительный опыт привлечения высококвалифицированных специалистов, поскольку доля высококвалифицированных специалистов в массе трудовой миграции пока остается весьма не высокой. Сама по себя дешевая рабочая сила при несомненных плюсах несет и отрицательные черты. В частности, она тормозит применение разного рода инноваций.

Далее следует отметить связь трудовой миграции с экономикой и социологией, еще раз указав, что даже юридические исследования боятся выйти за рамки специальности. А в исследованиях миграции постоянно идет сочетание права, экономики, социологии. Из-за сложностей в системе аттестации научных кадров исследования вынуждены вписывать в рамки той или иной специальности.

Отсюда исследования миграции, в основном, ведутся в рамках конституционного права или по административному праву, реже в рамках меж-

дународного, однако международное право сосредоточено чаще на категории вынужденной миграции. А нужны не только междисциплинарные юридические исследования, но и исследования на стыке социологии, юриспруденции, а также экономических наук. Это в большей степени актуально именно для трудовой миграции.

Системно в этой сфере достаточно мало работ. Если мы обратимся к профильным экономическим исследованиям, то стоит обратить внимание на полярные результаты, которые получают исследователям такой сферы, как миграция. Элементарные риторические вопросы о миграции, благо она или зло, являются некорректными, и даже если их ставить в рамках научных исследований, то до сих пор они не имеют какого-либо однозначного ответа.

Еще раз обратим внимание, что разделение миграции на трудовую, вынужденную и незаконную носит весьма условный характер, зачастую перемещение является комплексным по характеру. Например, изначально мигрант может быть вынужденным, но в дальнейшем, если он осуществляет трудовую деятельность, мы начинаем говорить о трудовой миграции, а при нарушениях — уже о незаконной. Таким образом, еще раз обратимся к высказанной идее о смешанном подходе к категоризации миграции, особенно трудовой.

Негативным аспектом является то, что иностранные граждане в значительно меньшей степени склонны отстаивать свои права, они более лояльны к совершаемым в отношении них нарушениям. Это совершенно недопустимая ситуация, которая требует кардинального изменения подхода законодателя и правоприменителя.

Иностранные граждане соглашаются на более низкую оплату труда, более тяжелые условия работы, отсутствие дополнительных выплат за переработки, низкие условия и стандарты труда, уровень обеспечения безопасности рабочего места и др. При этом низкий конфликтный потенциал иностранных граждан зачастую обусловливает возможность не продлевать с ними трудовые отношения, способствует популярности труда мигрантов в ряде секторов экономики.

Дешевый труд мигрантов позволяет получать бизнесу высокие прибыли. Вместе с тем, говоря об этой проблеме, указывают и на нехватку рабочих рук, сокращение количества трудоспособного населения среди граждан Российской Федерации, которое в последнее время принимало откровенно угрожающие масштабы. В то же время дешевая рабочая сила не позволяет сделать рывок к инновациям, о котором сейчас говорят. Не нужно новое оборудование и проведение исследований. Проще нанимать дешевую рабочую силу из иммигрантов.

№ 4/2023

Интересным аспектом являются и проблемы стран поставщиков иностранной рабочей силы. Государство, массово направляющее мигрантов, теряет своей трудовой ресурс.

Таким образом, сегодня много говорится о развитии экономики, прежде всего инновационных секторов, однако фактически одновременно складывается ситуация, когда массово завозится низкоквалифицированная, малооплачиваемая рабочая сила, которая зачастую скорее тормозит, чем развивает соответствующие инновационные сектора.

При этом показатели ввоза высококвалифицированных мигрантов уступают показателям выезда высококвалифицированных мигрантов — граждан Российской Федерации. Это представляется весьма тревожной тенденцией. Таким образом, Российская Федерация в миграционной сфере пользуется особенностями своего географического положения.

Фактически Россия уже применяет передовые разработки западных ученых в сфере миграции — так называемые «миграции без границ», поскольку перемещение и трудоустройство для граждан стран СНГ, и особенно Таможенного союза, минимально связано с административными препонами при пересечении границ. Российский опыт регулирования миграционной политики и проведения исследований в этом плане может быть интересен для всех стран мира. В аспекте приема иностранных граждан это интересно для Европейского Союза, имеются схожие особенности по перемещению внутри групп африканских государств.

Список источников

1. Алексенко МА. Миграционное законодательство стран — участниц СНГ: правовой статус и защита прав мигрантов на постсоветском пространстве // Вестник Оренбургского гос. унта. 2016. № 9 (197). С. 106—112.

2. Андрейцо С.Ю. Министерство внутренних дел в регулировании вопросов миграции: проблемы теории и практики: Монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. 171 с.

3. Андричежо Л.В. Развитие федерального законодательства в сфере трудовой иммиграции // Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2009. С. 38—40.

4. Нето Ф.П.С., Пшенко К А., Якушкина М.С. Социокультурная и правовая адаптация мигрантов как фактор стабилизации миграционных потоков в СНГ // Человек и образование. 2011. № 2. С. 104—108.

5. Федорова М.Ю. Правовые проблемы социальной защиты мигрантов в решениях Конституционного Суда РФ // Тр. Ин-та гос-ва и права РАН. 2017. № 1 (59). С. 114—124.

References

1. Aleksenko MA. Migration legislation of the CIS countries: legal status and protection of the rights of migrants in the post-Soviet space // Bulletin of Orenburg State University. 2016. № 9 (197). Pp. 106—112.

2. Andrezo S.Yu. Ministry of the Interior in the Regulation of Migration Issues: problems of theory and practice: Monograph. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg, Ministry of internal affairs of Russia, 2019. 171 p.

3. Andrichejo L.V. Development of federal legislation in the field of labor immigration // Migration in modern Russia: state, problems, trends: Sat. scientific. Articles / Under the general. ed. K.O. Romodanovsky, M.L. Turkin. M., 2009. Pp. 38—40.

4. Neto F.P.S., Pshenko KA., Yakushkina M.S. Sociocultural and legal adaptation of migrants as a factor in stabilizing migration flows in the CIS // Person and education. 2011. № 2. Pp. 104—108.

5. Fedorova M.Yu. Legal problems of social protection of migrants in decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2017. № 1 (59). Pp. 114—124.

Информация об авторе

Андрейцо С.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права

Статья поступила в редакцию 08.10.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.

Information about the author

Andreitco S.Yu. — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of public law The article was submitted 08.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.