Международное право и сравнительное правоведение
Досмырза Достан,
главный эксперт-начальник отдела конституционного, административного законодательства
и государственного управления Института законодательства РК, кандидат юридических наук
правовые аспекты имплементации норм
международной конвенции об упрощении
и гармонизации таможенных процедур в таможенное законодательство таможенного союза
Опыт управленческой и интеграционной деятельности, накопленный Всемирной таможенной организацией (ВТамО/СТС) и ее членов за годы существования самой организации, позволяет сделать определенные выводы, среди которых важно отметить направление деятельности втамО в формировании унифицированной международной правовой базы относительно вопросов таможенного администрирования, создания благоприятных условий для осуществления экспортно-импортных операций и ведения бизнеса.
Важнейшую роль в создании общих правил применения принципов таможенного администрирования и таможенных процедур обеспечивает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее -Конвенция Киото). Она была подписана (совершена) Договаривающимися сторонами 18 мая 1973 года в городе Киото (Япония) и вступила в силу 25 сентября 1974 года.
Развитие международной торговли потребовало внесения изменений в Конвенцию Киото. Подготовленные изменения были внесены Протоколом, подписанным 26 июня 1999 года в Брюсселе. Целью изменений было удовлетворение потребностей участников международной торговли и таможенных служб в дальнейшем упрощении и гармонизации таможенных процедур и практики их применения. Конвенция в редакции Брюссельского Протокола 1999 года вступила в силу 3 февраля 2006 года. Модернизированная Конвенция Киото состоит из Основного текста, Генерального приложения и десяти Специальных приложений. Участниками Модернизированной Конвенция Киото по состоянию на 1 января 2012 года является 75 стран. Ключевые принципы Конвенции предусматривают применение упрощенных таможенных процедур, максимальное внедрение информационных технологий, применение современных
методов таможенного контроля, основанных на использовании системы управления рисками и таможенного аудита, тесное сотрудничество с бизнес-средой.
Прежде чем перейти к рассмотрению правовых аспектов имплементации норм Киотской Конвенции в таможенное законодательство таможенного союза хотелось обратить внимание на юридическую составляющую основу стран-участниц Таможенного союза в этом вопросе.
так, первым государством, ратифицировавшим международную конвенцию, является Казахстан. Конвенция была ратифицирована в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года № 141-1У «О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур»). Присоединение к Конвенции для всех государств требует внесения изменений в законы и подзаконные акты на уровне президентов и правительств.
Казахстан в свою очередь, еще в 2003 году, при разработке таможенного кодекса Республики Казахстан, принял во внимание основные положения Конвенции Киото, одним из первых государств СНГ имплементировал нормы международной конвенции в национальное законодательство. Нововведения в таможенное законодательство были заметны как самим таможенным органам, так и участникам внешнеэкономической деятельности. Изменения претерпели как понятийный аппарат (терминология), так и процедурные аспекты таможенного администрирования. Проблемы были лишь в толковании некоторых норм, требовавших пояснения их в Комментарии к таможенному кодексу Республики Казахстан.
Россия, так же как и Казахстан, приняла нормы Конвенции Киото до того, как ратифицировать саму конвенцию. 3 ноября 2010 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный
№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
8
I_10
закон «О присоединении Российской Федерации к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» (№279-ФЗ).
Российская Федерация присоединилась к Конвенции в объёме Основного текста и Генерального приложения. После вступления для Российской Федерации Основного текста и Генерального приложения в силу Российская Федерация должна:
- в течение 36 месяцев обеспечить выполнение принятых Стандартов Генерального приложения;
- в течение 60 месяцев должна обеспечить выполнение принятых Переходных стандартов Генерального приложения.
Для Российской Федерации присоединение к Конвенции потребует внесения изменений в 16 федеральных законов и 72 подзаконных актов.
Позднее, 16 ноября 2010 года, Президент Республики Беларусь подписал Закон Республики Беларусь о присоединении к Конвенции.
Для Беларуси также ратификация данной конвенции предусматривает положительные и отрицательные моменты, относительно внесений изменений в соответствующие законодательные акты. Однако, важно отметить высокую международную оценку всемирной таможенной организации достигнутых таможенной службой Беларуси результатов. внедрена система электронного декларирования, минимизирующая временные и финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности и оптимизирующая использование личного состава таможенной службы. введена в эксплуатацию автоматизированная система электронного предварительного информирования о перемещаемых товарах, таможенный контроль организован на основе системы анализа и управления рисками. Активно расширяется институт уполномоченных экономических операторов-субъектов хозяйствования, зарекомендовавших себя добросовестными исполнителями таможенного законодательства, которым предоставляется ряд специальных упрощений. Белорусская таможенная служба взаимодействует с органами государственного управления в рамках реализации принципа «одного окна». Она нацелена на обеспечение без барьерной среды для бизнеса: упрощение, сокращение числа существующих и отказ от установления новых административных процедур, снижение затрат, связанных с таможенным оформлением товаров.
Разработка таможенного кодекса таможенного союза Евразийского экономического сообще-
ства, а также внесение изменений и дополнений в действующие нормы, осуществляются на основе положений международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Решение Комиссии таможенного союза № 4 от 04 февраля 2009 года «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб Сторон на единой таможенной территории»).
Существенные изменения претерпело национальное таможенное законодательство трех стран. теперь оно унифицировано в обязательные единые нормы, закрепленные таможенным кодексом таможенного союза. Разработчиком таможенного кодекса таможенного союза была Республика Казахстан, и в его основу были внесены как единые требования стран-участниц таможенного союза, так и соответствующие принципы Киотской Конвенции. Относительно процедурных вопросов (таможенное декларирование, обеспечение таможенных платежей, изменение сроков некоторых таможенных процедур, отмена лицензий на оказания услуг, введение института уполномоченного экономического оператора), регламентированных таможенным кодексом таможенного союза, нам понятно, что это результат деятельности самих таможенных служб и опыт зарубежных коллег в рассмотрении правовых аспектов имплементации норм Киотской Конвенции в таможенное законодательство таможенного союза.
в соответствии со статьей 2 Конвенции Киото, каждая из Договаривающихся Сторон, в данном случае страны-участники таможенного союза, принимают на себя обязательство содействовать упрощению и гармонизации таможенных процедур и с этой целью соблюдать, в соответствии с положениями Конвенции, содержащиеся в Приложениях к Конвенции Стандарты, Переходные стандарты и Рекомендации по практическому применению. Однако в данной статье имеется оговорка: ничто не препятствует Договаривающейся Стороне предоставлять более благоприятные условия, чем предусмотренные ими, и каждой из Договаривающихся Сторон рекомендуется предоставлять такие более благоприятные условия всегда, когда это возможно. в виду этого и других норм Конвенции Киото, каждой из стран-участниц таможенного союза были подписаны Законы о ратификации вышеуказанной конвенции.
Согласно статье 3, положения Конвенции не препятствуют применению национального законодательства, как в отношении запретов, так и в отношении ограничений, применяемых к товарам, подлежащим таможенному контролю. таким образом, Стороны, ратифицировав Конвенцию, оставляют за собой право в установлении мер нетарифного регулирования внешней торговли.
Международное право и сравнительное правоведение
Конвенция Киото состоит из основного текста, Генерального приложения и Специальных приложений. В свою очередь Генеральное приложение и каждое из Специальных приложений к Конвенции состоят из Глав, на которые подразделяется Приложение, и которые включают в себя: определения и стандарты (переходные стандарты).
В каждом Специальном приложении приводятся Рекомендации по практическому применению, но текст рекомендаций является не обязательным для Договаривающихся Сторон.
К примеру, в главе 1 Специального приложения «А» указаны принципы данной главы. Согласно Рекомендации по практическому применению, «таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, должны применяться одинаково, независимо от страны происхождения товаров или страны, из которой они прибыли», т.е. данная рекомендация описывает практику применения правовой нормы и ее текст является не обязательной, в свою очередь стороны могут принять ее во внимание, и в последующем, как обязательство, в измененной редакции. Так, согласно статье 160 ТК ТС, «...таможенные операции, совершаемые в местах прибытия, осуществляются в соответствии с установленным таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов Таможенного союза». Таким образом, разработчик, учитывая рекомендации конвенции, закладывает собственную формулировку правовой нормы.
За разработку Таможенного кодекса Таможенного союза отвечала казахстанская сторона стран-участниц Таможенного союза, которая и положила в его основу именно эти принципы и стандарты Конвенции Киото.
Анализируя таможенное законодательство Таможенного союза на соответствие нормам конвенции, можно явно проследить за теми новшествами, которые были впервые введены в понятийный аппарат таможенного законодательства на уровне стран СНГ. К ним можно отнести такие как «таможенные процедуры», «таможенная очистка», применение современных методов, таких как контроль на основе управления рисками, и методов аудита, а также максимальное практическое использование информационных технологий, которые имеют отношение ко всем участникам Таможенного союза.
В таможенном законодательстве Таможенного союза были учтены стандарты Генерального приложения Конвенции, в частности, «Глава 3. Очистка и другие таможенные формальности», «Глава 4. Пошлины и налоги», «Глава 6. Таможенный контроль», «Глава 7. Применение ин-
формационных технологий», «Глава 10. Жалобы по таможенным вопросам», таким образом, законодатели определяют собственную согласованную структуру Таможенного кодекса.
Стандарты и рекомендации по практическому применению Специальных положений Конвенции также практически все без исключения были пересмотрены и учтены при разработке таможенного кодекса таможенного союза, что подтверждает обязательство по имплементации норм Конвенции в таможенное законодательство стран-участниц таможенного союза.
таможенный кодекс таможенного союза начал действовать с 1 января 2010 года, когда Россия и Белоруссия еще не ратифицировали Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. На то время у них были подготовлены проекты законов о ратификации международной Конвенции. Отсюда возникает вопрос: возможно ли принятие наднационального документа, в котором заложены нормы, соответствующие принципам международной конвенции, когда с юридической позиции вышеперечисленные принципы может лишь учитывать один участник таможенного союза, в данном случае Казахстан. Учитывая то, что таможенный кодекс таможенного союза является наднациональным, единым для всех стран-участниц и включает отсылочные нормы в отношении таможенных операций, таможенного декларирования и таможенного контроля, можно утверждать, что в национальные таможенные законодательства необходимо будет еще неоднократно вносить поправки касательно таможенных операций и процедур.
В рамках создания Единого экономического пространства четко просматривается сложный комплекс торгово-политических методов, направленных на расширение форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с помощью средств, оказывающих прямое воздействие на рост национальных экономик. Одним из основных рычагов внешнеэкономической деятельности является таможенное администрирование, которое более широко используется в качестве контролирующих и стимулирующих рычагов внешнеэкономической деятельности государств Единого экономического пространства.
Следовательно, совершенствуя правовую основу механизма таможенного администрирования, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, разрабатывая стратегические направления развития законодательства, необходимо ориентироваться на приоритеты норм международного таможенного законодательства.
0
№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Список литературы
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (с Генеральным и Специальными приложениями). Киото, 18 мая 1973 г., в редакции от 26 июня1999 г. // www. tsouz.ru Официальный сайт Комиссии Таможенного союза.
2. Комментарий к Таможенному кодексу Республики Казахстан / Под общей ред. Председателя Комитета таможенного контроля Республики Казахстан, д.э.н. Б.М. Сапарбаева. - Астана: Кеден-Customs, 2005. - 475 с.
3. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, был принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17.
4. Таможенный кодекс Таможенного союза (в редакции от 16 апреля 2010 года).
Мащалада кедендгк рзсгмдердг ymecmipy мен жецшдету туралы халыцаралъщ конвенцияныц нормаларын Кеден одагыныц кедендж зацнамасына имплементациялаудыц щущыщтыщ аспeктiлepi щарастырылады.
ТYйiн свздер: кeдeндiк зацнама, Кеден одагы, Халыщаралыщ конвенция, имплементациялаудыц щущыщтыщ аспeктiлepi, Кеденджpэсiмдepдi Yйлeстipу мен жецшдету.
В статье рассматриваются правовые аспекты имплементации норм Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в таможенное законодательство Таможенного союза.
Ключевые слова: таможенное законодательство, Таможенный союз, Международная конвенция, правовые аспекты имплементации, упрощение и гармонизация таможенных процедур.
The article discusses the legal aspects of the implementation ofthe norms ofthe International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures in the Customs Legislation of the Customs Union.
Keywords: the Customs legislation, the Customs Union, the International Convention, the legal aspects of the implementation, the Simplification and Harmonization of Customs Procedures.
Досмырза Д.,
Главный эксперт - начальник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, к.ю.н.
Правовые аспекты имплементации норм международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в таможенное законодательство Таможенного союза
Д. Досмырза,
Казахстан Республикасы Зац шыгару институты Конституцияльщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк бас^ару бeлiмшщ бастыгы - бас сарапшысы, з.г.к.
Кедендж рэriмдердi Yйлестiру мен жецшдету туралы халыщаралыщ конвенцияныц нормаларын Кеден одагыныц кедендж зацнамасына имплементациялаудыц кукыщтыщ аспектiлерi
D. Dosmyrza,
The chief judge - head of the constitutional and administrative law and governance of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan
The legal aspects of the implementation of the norms of the international convention on the simplification and harmonization of customs procedures in the customs legislation of the customs union