Научная статья на тему 'Правовые аспекты государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при уплате земельного налога'

Правовые аспекты государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при уплате земельного налога Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / LAND TAX / ЗЕМЛИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ В ОБОРОТЕ / LAND LIMITED IN CIRCULATION / ЕДИНЫЙ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / A SINGLE PROPERTY COMPLEX DEFENSE CORPORATION / ОБОРОНА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пименов Сергей Дмитриевич

В статье рассматривается применение пониженной налоговой ставки по уплате организациями земельного налога. На основе анализа законодательства РФ делается вывод о возможной экономической поддержке государством предприятий, обеспечивающих оборону страны, и о необходимости внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of state support of the defense-industrial complex in the land tax

The article deals with the application of a reduced tax rate to pay land tax organizations in Russia. As a result of the analysis of the Russian legislation, the conclusion about the possible economic support by the state, to ensure the country’s defense enterprises, in this connection, highlighted the need for changes in tax legislation.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при уплате земельного налога»

С.Д. Пименов*

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИ УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА**

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России представляет собой сложно организованную, связанную отношениями административного подчинения, собственности, а также взаимовыгодной кооперации совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий промышленности, производящих продукцию и услуги, выполняющих работы в интересах обороны для национальных так называемых силовых структур (вооруженные силы, пограничные войска, внутренние войска и др.) и обеспечения поставок вооружения и военной техники иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества с ними.

Предприятия и организации ОПК в современных условиях могут функционировать на основе различных форм собственности. Одни предприятия российского ОПК осуществляют свою деятельность в форме федеральных государственных унитарных предприятий, другие - в форме акционерных обществ с различной степенью государственного участия; существуют и формально частные акционерные общества, находящиеся в полной государственной собственности.

Все вышеуказанные предприятия и организации в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) признаются плательщиками земельного налога.

Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Следовательно, земельный налог - это местный налог, уплачиваемый организациями, обладающими земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

* Аспирант Института государства и права РАН.

** Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук Р.Ф. Захаровой . 190

Труды Института государства и права Российской академии наук № 6/2015

Следует отметить, что до принятия Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N° 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»1 в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения не признавались «земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд». С 1 января 2013 г. в связи с принятием данного Закона указанная норма утратила силу, а в отношении земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 0,3%.

В настоящее время отечественный ОПК объединяет предприятия различных отраслей промышленности (авиационной, ракетно-космической, радиоэлектронной и систем управления, судостроительной, обычных вооружений, боеприпасов и специальной химии). Большинство из этих видов промышленного производства является технологичным и содержит в себе значительный потенциал инновационного развития. Производственная деятельность всех этих предприятий направлена на обеспечение обороны и безопасности, но правовой режим земель может быть различным. Представляется, что установление различных ставок земельного налога для предприятий ОПК противоречит основному принципу, закрепленному в п. 2 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от формы собственности.

При исчислении и уплате земельного налога для организаций ОПК затруднения часто вызывают вопросы, касающиеся определения земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Какими законодательными актами в данном случае должны руководствоваться налогоплательщики и налоговые органы?

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они

1 СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6747.

используются в других отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Отношения, связанные с расчетом и уплатой земельного налога предприятиями ОПК, прямо или косвенно регулируются в ряде законодательных актов.

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд. Анализ данных норм во взаимосвязи со ст. 93 ЗК РФ показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к ограниченным в обороте важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности. Такой вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 22 октября 2010 г. № 3199/102.

В ст. 27 (абз. 2 п. 2) ЗК РФ указано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. И хотя закон не содержит четкой отсылки к нормам права, можно сделать вывод, что указанные земли могут находиться в частной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом и федеральными законами.

2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 1. 192

В силу п. 2 ст. 93 в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий), разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).

Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N° 61-ФЗ «Об обороне»3 закреплены основы и организация обороны РФ.

Под обороной следует понимать одну из важнейших функций государства в целом, систему политических, военных, экономических, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите РФ.

В п. 10 ст. 1 вышеназванного Закона закреплено, что земли, леса, воды и другие природные объекты, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 8 данного Закона организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ:

1) выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

2) выполняют мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований;

3) обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

4) осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами экономики РФ, экономики субъектов РФ и эконо-

3 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

мики муниципальных образований, на основе договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

5) исполняют военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

6) осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством РФ предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В ст. 1 Закона «Об обороне» предусмотрено, что земли, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, являются федеральной собственностью и находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Особое значение при определении правового положения организаций ОПК для целей налогообложения земельным налогом имеет присвоение такой организации статуса стратегического предприятия. Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. К числу стратегических организаций могут быть причислены, в частности, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации ОПК, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа (ст. 190 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»4).

Согласно Указу Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации»5 внесение в уставные капиталы создаваемых холдинговых компаний в качестве вклада

4 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

5 СЗ РФ. 2000. № 44. Ст. 4349.

Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также оплата доли Российской Федерации в уставных капиталах уже созданных холдинговых компаний находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ осуществляются при условии закрепления в федеральной собственности не менее 51% акций уставного капитала каждой такой холдинговой компании.

Правовой анализ указанных выше обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что, поскольку имущество стратегического предприятия входит в единый имущественный комплекс, используемый для нужд обороны, земельные участки, на которых он расположен, до 1 января 2013 г. не могли являться объектом налогообложения по земельному налогу (пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ), так как в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по защите целостности и неприкосновенности территории РФ, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности.

Представляется, что при рассмотрении вопросов об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, необходимо также руководствоваться сформированной в правоприменительной практике правовой позицией, в соответствии с которой важным является разрешенное использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, а также фактическая принадлежность государству имущественного комплекса в целом, включая земельные участки.

Таким образом, как показывает правовой анализ, в законодательных актах гражданского, земельного, налогового законодательства, судебной практики, законодательства, регулирующего особенности правового положения предприятий и организаций ОПК, имеется ряд существенных противоречий, усложняющих для налогоплательщиков - организаций и предприятий ОПК процедуру определения земель, ограниченных в обороте, и препятствующих им своевременно воспользоваться государственной поддержкой в данной сфере.

В связи с этим представляется необходимым п. 1 ст. 394 НК РФ изложить в расширительной трактовке, перечислив все предприятия и организации, производящие товары и услуги, выполняющие работы в целях удовлетворения потребностей общества в обеспечении его оборонной безопасности, независимо от их формы собственности и правового статуса принадлежащих им земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.