УДК 342; 349.4 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10282
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, КАК ОСОБЫЙ ВИД ЗЕМЕЛЬ
Владимир Михайлович РЕДКОУС, ведущий Юлия Сергеевна °аНЦ°ВА, юрист
научный сотрудник сектора административного E-mail: yuMa.voronte°[email protected]
права и административного процесса Института
государства и права Российской академии наук,
профессор Академии управления МВД России,
доктор юридических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Научные специальности: 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право;
экологическое право; аграрное право;
12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассматриваются существенные особенности земельных участков, закрепленные в нормах права, которые позволяют отнести их единому виду земель — земли, используемые в интересах обеспечения государственной безопасности с общим для всех них правовым режимом; выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой области.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, законодательство, земельные участки органов федеральной службы безопасности, правовой режим земельных участков, объекты органов федеральной службы безопасности.
Annotation. The article discusses the essential features of land plots, enshrined in the norms of law, which allow to refer them to a single type of land - land used in the interests of ensuring state security with a common legal regime for all of them; developed proposals to improve the legal regulation of public relations in the area under consideration.
Keywords: national security, state security, legislation, land plots of the federal security service, legal regime of land plots, objects of the federal security service.
В рамках существующей парадигмы общественные отношения, связанные с землей, регулируются при помощи правовых режимов различных уровней1:
■ общего правового режима всех земель в границах России;
■ особенного правового режима конкретной категории земель;
■ специального правового режима видов земель в рамках категории или
■ конкретного правового режима земельного участка.
Действующий Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 1Э6-ФЗ
(далее — ЗК РФ) связывает правовой режим земельных участков именно с их категорией2.
Правовой режим земель можно определить как особый, вытекающий из основного (доминирующего) целевого назначения порядок правового регулирования земельных отношений, возникающих вокруг земельных участков определенной категории или вида. Он включает такие основополагающие элементы, как: право собственности и иные виды прав на земельные участки; права и обязанности землепользователей и третьих лиц; управление в сфере использования и охраны земель и правовую охрану земель и юридическую ответственность за земельные правонарушения.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
При этом институт деления земель на категории был создан в советский период «для целей удобства управления одним собственником (государством) всеми землями»3; и его сохранение в современном праве, по мнению исследователей, есть проявление традиционализма и ортодоксальности, свойственное только законодательству стран СНГ и некоторых стран бывшего социалистического блока.
Одной из причин критики сложившейся системы является то, что, несмотря на провозглашенный ЗК РФ принцип деления земель на категории «по целевому назначению», одна из категорий земель является не функциональной, а чисто территориальной — земли населенных пунктов. К этой категории относятся любые земельные участки, включенные в их границы, вне зависимости от их целевого назначения, разрешенного или реального использования.
Данная ситуация приводит к тому, что на один и тот же земельный участок могут распространяться как требования правового режима земель населенных пунктов, так и требования правового режима одной из других, специальных, категорий земель (земли сельскохозяйственного назначения; специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; лесного фонда или водного фонда).
Таким образом, наиболее адекватным складывающейся ситуации в сфере земельных правоотношений является рассмотрение правового режима земельных участков исходя не из их категории, а из целей использования либо по иным юридически значимым критериям4.
Юридически значимыми критериями могут считаться те существенные признаки, с наличием которых закон связывает какие-либо правовые последствия5. То есть, для того, чтобы земельные участки могли быть объединены для установления общего правового режима, все они должны отвечать правовой характеристике, существенно влияющей на правовое регулирование общественных отношений. Ведь даже в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основой любой деятельности, в том числе деятельности органов Федеральной службы безопасности (далее — органов ФСБ, если не сказано иное), является земля6. Соответственно, первым признаком земельных участков, относящимся к рассматриваемому виду, будет их ис-
пользование в процессе своей деятельности органами Федеральной службы безопасности.
Исчерпывающий перечень органов ФСБ приведен в ст. 2 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»7 (далее — ФЗ «О ФСБ») от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ, а также в структуре органов ФСБ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»8.
Вместе с тем с учетом неоднородности содержания понятия органа ФСБ их принято делить на две группы: органы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями: центральный орган — ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы (далее — государственные органы ФСБ, если не сказано иное) и иные организации, не являющиеся органами власти и не наделенные полномочиями: органы, учреждения, организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ (далее — органы обеспечения, если не сказано иное).
Все они на том или ином основании используют для своей деятельности земельные участки. На них располагаются здания, строения и сооружения, в которых размещены органы ФСБ; иные объекты, используемые органами и организациями ФСБ, либо эти земли свободны от объектов недвижимости. Находящиеся на них постройки имеют неоднородное функциональное назначение. Данные земельные участки используются постоянно или временно. Они относятся к разным категориям земель и имеют различное целевое назначение и разрешенное использование. Такое разнообразие используемых органами ФСБ земельных участков вызывает необходимость рассмотрения вопроса о том, все ли подобные земельные участки могут быть отнесены к землям, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности с единым правовым режимом.
В литературе советского периода на примере Министерства обороны СССР выделялось два вида закрепленных за ним земель: «земли, предоставленные для нужд обороны, и земли, предоставленные для общехозяйственных нужд», при этом «правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны, распространяется не на все земли, закрепленные за Министерством обороны, а лишь на те из них, использование которых непосредственно связано с организацией обороны страны»9. Земли же, предоставлен-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ные для иных, не имеющих непосредственного отношения к «специальным задачам ... в области организации обороны страны», должны относиться к иным категориям10.
Если придерживаться указанного похода, тогда к землям, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности, должны быть отнесены только земельные участки, используемые государственными органами ФСБ.
В то же время обеспечение государственной безопасности представляет собой «систему мер», т.е. не только непосредственно борьбу с угрозами путем реализации государственно-властных полномочий, но и «комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб»11, которое невозможно без существования соответствующих органов обеспечения.
Наиболее дискуссионный — вопрос о том, являются ли земельные участки, используемые федеральными государственными унитарными предприятиями (далее — ФГУП) ФСБ, земля-ми12, используемыми в интересах обеспечения государственной безопасности.
Государственное унитарное предприятие, вне зависимости от того, в чьем ведении оно находится, в соответствии с ч. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, является коммерческой организацией, т.е. преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А значит, и основной целью деятельности ФГУП ФСБ должно являться извлечение прибыли, и используемые ими земельные участки не могут быть отнесены к землям, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности.
Вместе с тем «унитарные предприятия являются уникальной организационно-правовой формой, сочетающей довольно противоречивые признаки»13. Несмотря на закрепленные в законе нормы, деятельность государственных унитарных предприятий, и особенно ФГУП ФСБ, направлена не на получение прибыли, а на «удовлетворение общественных потребностей, имеющих стратегическое значение, либо обеспечивающих национальную безопасность государства»14. То есть, все земельные участки в пользовании органов и организаций, входящих в структуру ФСБ, вне зависимости от их организационно-правовой формы и исполняемых ими функций, будут относиться к землям, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности.
Следующей важной правовой характеристикой земельных участков является их отнесение к одной из категорий, принадлежность к кото-
рой в соответствии с ЗК РФ и определяет правовой режим земельного участка.
Земельные участки, используемые в интересах обеспечения государственной безопасности, должны относиться к одной из двух категорий: по целевому назначению — к землям промышленности и иного специального назначения, а конкретно — к субкатегории земель обороны и безопасности; или к землям населенных пунктов в случае нахождения земельного участка внутри их границ.
Площадь земель субкатегории обороны и безопасности по состоянию на 1 января 2017 г. составляет 68,8% от общей площади всех земель специального назначения. Определение рассматриваемой субкатегории дано в п. 1 ст. 93 ЗК РФ. Очевидно, что обеспечение государственной безопасности является одной из основных целей использования земельных участков рассматриваемой субкатегории. Вместе с тем для этой субкатегории характерен остаточный по отношению к землям сельскохозяйственного назначения и к землям особо охраняемых природных территорий принцип формирования, который распространяется на все земельные участки этого вида. Они рассматриваются исключительно как пространственный базис, что противоречит реальным целям их использования.
По нашему мнению, необходимо учесть в основах государственной политики в сфере землепользования особый приоритетный статус рассматриваемого вида земель и перейти к их рассмотрению как имманентного элемента объектов обеспечения безопасности.
Возможность отнесения земельных участков рассматриваемого вида помимо категории земель специального назначения к землям населенных пунктов связана с тем, что одним из обязательных признаков земельных участков, относящихся к субкатегории земель обороны и безопасности, является их нахождение за границами населенных пунктов. Указанный правовой признак вызывает оживленную дискуссию15.
Любой земельный участок в составе населенного пункта относится к одной определенной территориальной зоне. Основной территориальной зоной, в которую должны входить земельные участки, используемые в интересах обеспечения государственной безопасности, является зона военных объектов (подп. 8 п. 1 ст. 85 ЗК РФ).
В статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации аналогичная территориальная зона именуется «зоной размещения военных объектов». Основными видами разрешенного
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
использования этой территориальной зоны являются военные базы, городки, полигоны, аэродромы, иные объекты безопасности и космического обеспечения, образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные программы, предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению.
Вместе с тем в качестве одного из важных элементов правового режима земельных участков, используемых в интересах обеспечения государственной безопасности, является скрытность их расположения. Это вытекает из подп. 22 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 120316, в соответствии с которым к таким сведениям относится информация о дислокации режимных объектов, отводе земельных участков для их строительства и эксплуатации. Отнесение же земельного участка к зоне военных объектов можно считать информацией, позволяющей потенциальному противнику идентифицировать его как используемый органами, обеспечивающими оборону страны и безопасность государства.
Еще одной проблемой является установленный порядок ведения публичных кадастровых карт (далее — ПКК), размещенных на официальном сайте для просмотра неограниченным кругом лиц без подачи запроса и взимания платы. На ПКК отображаются все основные характеристики земельных участков, сведения о которых являются общедоступными.
Как уже отмечалось выше, сведения о земельных участках, используемых органами ФСБ, составляют государственную тайну и на ПКК отображаться не должны. Тогда складывается ситуация, что на ПКК отсутствуют любые сведения о конкретных земельных участках. Причем, если говорить о населенных пунктах, подобные участки расположены в условиях плотной городской застройки и информация о соседних участках отображается. Таким образом, наличие подобных «белых пятен» также можно считать демаскирующим признаком17.
На практике чаще всего земли, используемые органами ФСБ, на ПКК отображаются с раскрытием нейтральных сведений, не акцентирующих внимание на этих объектах как объектах ФСБ. Анализ данных, содержащихся в ПКК, о земельных участках в г. Москве и Московской области, на которых расположены здания органов ФСБ, сведения о которых размещены в откры-
том доступе в сети Интернет, показывает, что в основном сведения носят нейтральный характер и не раскрывают ведомственной принадлежности земельных участков.
Земельные участки, поставленные на кадастровый учет и отраженные на публичной кадастровой карте, относятся к категории земель населенных пунктов. Разрешенное использование большинства из них также характерно для городской застройки: это или объекты общественно-делового значения, или объекты, характерные для населенных пунктов. При подобном подходе соблюдаются требования статей 1, 7, 42 ЗК РФ об обязанности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, определяемым исходя из их разрешенного использования, за нарушение которых ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных пра-вонарушениях18 установлена ответственность.
Таким образом, получается, что для правового режима земельных участков, используемых в интересах обеспечения государственной безопасности, целевое назначение земельного участка и вид разрешенного использования не играют существенной роли.
Земельные участки могут использоваться органами ФСБ постоянно или временно. К временно используемым относятся те земельные участки, которые в соответствии с законодательством необходимы органами ФСБ при проведении повседневной деятельности, борьбы с преступностью и террористической деятельностью, разведывательной деятельности, оперативно-поисковой деятельности, обеспечения пограничной безопасности, информационной безопасности на объектах Минобороны России, госкорпорации Росатом и др. При этом никаких вещных или иных прав на эти земельные участки у органов ФСБ не возникает.
Отметим, что возможность временного использования земель при проведении учений и других мероприятий абз. 4 п. 2 ст. 93 ЗК РФ предусматривает только для нужд обороны. В этом случае устанавливается порядок отвода как при проведении изыскательских работ, т.е. путем установления сервитута либо путем получения соответствующего разрешения на использование земель без предоставления земельных участков или установления сервитута.
Представляется, что на практике при необходимости подобного использования земельных участков для нужд государственной безопасности применяется аналогичная процедура. Вместе с тем во всех названных случаях при времен-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ном использовании земельных участков в целях обеспечения государственной безопасности на них не будет распространяться соответствующий правовой режим.
Таким образом, к земельным участкам, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности с единым правовым режимом, следует относить земельные участки, предоставленные в постоянное пользование любым органам федеральной службы безопасности вне зависимости от непосредственно выполняемых ими функции и их организационно-правовой формы. В соответствии с действующим законодательством данные земельные участки должны относиться либо к категории земель специального назначения, либо к категории земель населенных пунктов.
Документально установленное целевое назначение и вид разрешенного использования должны иметь нейтральный (прямо не указывающий на принадлежность к органам Федеральной службы безопасности) характер, чтобы с одной стороны, не способствовать раскрытию ведомственной принадлежности земельных участков, а, с другой стороны, не противоречить требованиям законодательства об обязанности использовать земельный участок в строгом соответствии с его целевым назначением.
Правовой режим земель, используемых в интересах обеспечения государственной безопасности, можно определить как особый порядок правового регулирования земельных отношений, возникающих вокруг земельных участков определенного вида, обусловленный основными целями их использования. Сущностными элементами правового режима, присущими всем земельным участкам, используемым в интересах обеспечения государственной безопасности, как отдельному виду земель, являются: исключительное право федеральной собственности на эти земельные участки; их ограниченная оборотос-пособность; освобождение от всех видов платы за использование земли; запрет на установление публичных сервитутов на этих земельных участках; федеральный уровень управления данным видом земель. Помимо обязательных, существуют элементы правового режима, которые применяются к отдельным земельным участкам в зависимости от конкретных условий и целей использования (вещные и обязательные права конкретных землепользователей, установление специальных зон использования территорий вокруг земельных участков и др.).
Так как основным субъектом, которому предоставляются земельные участки, используемые
в интересах обеспечения государственной безопасности, являются федеральные казенные учреждения, то основным титулом на землю будет являться постоянное (бессрочное) пользование. Формой платы за использование таких земельных участков в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (далее — НК РФ) является земельный налог.
В части 11 ст. 7.1 ФЗ «О ФСБ» установлено, что органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов.
ЗК РФ (подп. 1 п. 1 ст.1) закрепляет, что земля является природным ресурсом. ЗК РФ прямо устанавливает, что земельный налог является формой платы именно за использование земли (а не за владение ей)19. Однако основания для освобождения от уплаты земельного налога установлены НК РФ. В соответствии с подп.1 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектами налогообложения только земельные участки, изъятые из оборота, а земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в соответствии с положениями НК РФ земельным налогом облагаются, хотя и по сниженной ставке. В представленных нормах льгота по уплате земельного налога связана не с предоставлением земельных участков органам ФСБ России, а с ограничениями оборотоспо-собности земельных участков.
Отметим, что ограничение оборотоспособ-ности земельных участков представляет собой совокупность нормативных положений ограничивающего характера, основанных на регулятивной и охранительной функции права и направленных на охрану и защиту общественно значимых публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений посредством установления пределов включения земельных участков в оборот и особенностей такого оборота20.
ЗК РФ предусматривает две категории таких земельных участков: ограниченные в обороте и изъятые из него. Изъятие означает, что земельный участок не может предоставляться в частную собственность и быть объектом сделок, т.е. не может быть продан, обменен, отчужден любым иным образом, обременен залогом либо сервитутом, не может быть предметом договора аренды. Земельные участки, ограниченные в обороте, не могут передаваться в частную собственность, за исключением случаев, оговоренных в федеральном законодательстве. При этом «законодателем не разработано общее понятие «ограничения оборота», нет и целостной системы самих ограниче-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
ний. Они вводятся применительно к конкретным правовым ситуациям»21.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 п. 4 ст. 27 ЗК РФ изъяты из оборота земельные участки, используемые органами ФСБ России, занятые: зданиями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; объектами организаций Федеральной службы безопасности; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
В соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте те земельные участки, используемые органами ФСБ России, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, но не подпадают под требования по изъятию из оборота.
Однако указанные нормы содержат неточности и противоречия, что приводит к неоднозначности в их толковании. Так, не ясно, почему для изъятых из оборота земель, находящихся в исключительной федеральной собственности, установлено ограничение только на передачу их в частную собственность, но не в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. В законодательстве отсутствует определение понятия «объект организации» ФСБ России и т.д.
Еще одной важной проблемой является то, что на сегодняшний день в законодательстве не решен вопрос о том, какой орган государственной власти в принципе устанавливает ограничения в гражданском обороте земельных участков.
В общей практике разъяснения по применению к земельным участкам положений об ограничении оборотоспособности дает Министерство экономического развития РФ22. Вместе с тем, как верно отмечается в письме Минэкономразвития РФ от 23 января 2009 г. № Д05-284 «в связи с отсутствием у Минэкономразвития России полномочий по осуществлению официального толкования федеральных законов данное разъяснение не является обязательным для правоприменителей».
По мнению Минэкономразвития, «в связи с ограничением в обороте земельных участков следует обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением и документами»23. Но, во-первых, Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы также не наделены полномочиями по отнесению земельных участков к изъятым либо ограниченным в обороте,
а, во-вторых, такое обращение будет иметь целью лишь освобождение от уплаты земельного налога или уменьшение налоговой ставки, а не урегулирование вопроса об их возможности быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, либо принадлежать литтть определенным участникам оборота.
Кроме того, Федеральная налоговая служба РФ отмечает, что «при рассмотрении обращений налогоплательщиков в целях отнесения земельных участков к ограниченным в обороте ФНС России вынуждено обращаться по каждому конкретному случаю в Минфин России и Минэкономразвития России»24.
Отсутствие четких требований, предъявляемых к критериям ограничения оборотоспособ-ности земельных участков, особенно используемых в интересах обеспечения государственной безопасности, отсутствие единого документа, подтверждающего подобный статус, и даже отсутствие государственного органа, в компетенцию которого входило бы определение этого важного элемента правового режима земельного участка, создает серьезные проблемы в правоприменительной практике, в администрировании земельного налога и способствует возникновению многочисленных судебных споров, связанных с вопросами налогообложения и с иными вопросами, возникающими из земельных правоотношений (например, установление сервитута на земельном участке25 или возможности реализации земельных участков совместно с высвобождаемым недвижимым военным имуществом26).
В то же время все земельные участки в РФ сегодня проходят государственный кадастровый учет, в процессе которого в кадастр недвижимости вносится большое количество сведений о земельном участке, позволяющих сделать вывод об относимости конкретного земельного участка к ограниченным в обороте. Более того, один случай внесения сведений об ограничении оборотоспособности в кадастр недвижимости на сегодняшний день предусмотрен — это касается земельных участков, выделяемых в рамках программы «дальневосточный гектар» на срок подобного выделения27.
В связи с вышеизложенным представляется, что для решения рассмотренных проблем необходимо законодательно:
во-первых, более четко определить критерии ограничения оборотоспособности земельных участков, используемых в интересах обеспечения государственной безопасности, и
во-вторых, закрепить за Росреестром обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных уча-
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019
стках, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
Кроме того, в ЗК РФ необходимо закрепить исключение из гражданского оборота земельных участков не в связи с расположением на них конкретных объектов, а в связи с предоставлением этих земельных участков и использованием их органами ФСБ России в целях обеспечения интересов государственной безопасности.
1 См.: Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2004. С. 49; Минаева A.A. Понятие «правовой режим земель» и его значение в земельном праве // Правовые вопросы недвижимости. 2005. № 1. С. 32.
2 Подпункт. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
3 Майборода B.A. Отмена деления земель на категории как сущностное изменение доктрины земельного права России // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 1. С. 27.
4 БолтановаЕ.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М. : РИОР:ИНФРА, 2017. С. 33.
5 В законодательстве содержатся понятия:
«факты, имеющие юридическое значение» (гл. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 г. № 138-Ф3);
«юридически значимые сообщения» (ст. 151.1 Гражданского кодекса РФ);
«юридически значимые реестры» (ст. 43 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 г. № 382-Ф3); «юридически значимые действия» (ст. 333.26 Налогового кодекса РФ, часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ; ст. 23 ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс»
6 Часть 1 ст. 9 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с поправками от 30.12.2008 г., 05.02, 21.07.2014 г.) // www.pravo.gov.ru;
пункт 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
7 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
8 Там же. 2003. № 33. Ст. 3254.
9 Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. М.: Госюриздат, 1961. С.178—179.
10 КрасновН.И.,МатвеевИ.С. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны страны. М., 1958. С. 13.
11 Абзац 6 п. 47 Стратегии национальной безопасности РФ от 31.12.2015 г. (См.: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
12 На основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в ведении ФСБ России находится 12 ФГУПов.
13 Татанов С.М. Правовой режим имущества ФГУП по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 3.
14 Мартынова Т.Н. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.
15 Воронцова Ю.С. Категория земель специального назначения в современном законодательстве РФ // Аграрное и земельное право. 2013. № 5 (101). С. 15—16.
16 Указ Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.
17 Например, на ПКК не содержатся сведения о земельных участках по адресам: г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 1/3; ул. Б. Лубянка, д. 2.
18 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.
19 В научной литературе встречается точка зрения, согласно которой налог на землю и плата за землю вообще являются скорее платой за обладание земельным участком. Так, М.М. Нурматов пишет, что «фактически плата за землю с юридических и физических лиц взимается только за то, что они имеют земельные участки на правах собственности, владения, пользования или аренды. Например, некоторые юридические и физические лица, не использующие земельные участки годами, не освобождаются от уплаты налогов и других платежей». (См.: Нурматов М.М. Плата за землю: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Узбекистан и Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 3. С. 109) Однако в законодательстве установлена возможность изъятия неиспользуемых по назначению земельных участков, а, собственно, «не использоваться» могут только никому не предоставленные земли запаса, которые, соответственно, не облагаются земельным налогом.
20 Корнилова У.В. Правовое регулирование ограничений оборотоспособности земельных участков: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.С. 8.
21 Лукьяненко В.Е., Нудлина Е.И. Специальные нормы-запреты, нормы-ограничения и нормы, прекращающие оборот земельных участков и других природных объектов // Журнал рос. права. 2009. № 8. С. 79.
22 Письма Министерства экономического развития РФ от: 29.05.2009 г. № Д23-1605; 07.10.2009 г. № Д23-3287; 04.12.2009 г. № Д23-4101; 16.03.2010 г. № Д23-877; 30.05.2011 г. № Д23-2289; 03.08.2012 г. № Д23и-2603; 11.07.2013 г. № Д23и-1886; 11.05.2017 г. № Д23и-2680 // СПС «Гарант-Максимум»
23 Письмо Министерства экономического развития РФ от 15.04.2010 г. № Д23-1397 «О подтверждении отнесения земельных участков к землям обороны и безопасности» // СПС «Гарант-Максимум»
24 Информация по мониторингу правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Письмо Федеральной налоговой службы от 31.05.2017 г. № СА-18-7/ 481@ // СПС «Гарант-Максимум»
25 Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22.12.2016 г. по делу № 33-34446/16 // СПС «Гарант-Максимум»
26 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2017 г. № 13АП-28399/17 по делу № А42-4840/2017 // СПС «Гарант-Максимум»
27 Пункт 24 ч. 5 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4344.
ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019