У.В. Корнилова* ПОНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБОРОТОСПОСОБНОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельными отношениями являются отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Совокупность норм, регулирующих
данные отношения, определяется в юридической науке как правовой
1
режим земель и земельных участков .
Некоторые авторы в качестве признака правового режима земельного участка как объекта гражданских прав называют его обо-ротоспособность. В частности, А.С. Трифонов и Д.В. Козлов считают оборотоспособность центральным элементом частноправового режима земельных участков2. По мнению Д.В. Жернакова, гражданско-правовой режим земельного участка и гражданский оборот - категории взаимозависимые3. Данная точка зрения получила отражение и в правоприменительной практике. В частности, суд, разрешая спор, отметил, что оборотоспособность земельного участка относится к его правовому режиму, а не к категории земель4. Таким образом, под гражданско-правовым режимом земельного участка следует понимать совокупность (систему) правил, определяющих место участка в сфере гражданско-правового регулирования, обусловленных экономическим фактором принадлежности определенному субъекту и возможностью нахождения в гражданском обороте, установленных в результате применения конкретных способов и средств гражданско-правового воздействия5. Отдельные ученые указывают на то, что изъятие объектов
* Аспирантка Института государства и права РАН.
1 См.: Крассов О.И. Земельное право. М., 2000. С. 12; Боголюбов С.А. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. М., 1997. С. 34-35.
2 См.: Трифонов А.С. Правовой режим земель промышленности. М., 2007. С. 168; Козлов Д.В. Совокупный (комплексный) правовой режим земельных участков // СПС «Гарант».
3 См.: Жернаков Д.В. Правовой режим земельных участков как объектов гражданского оборота: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 6-7.
4 См.: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г. по делу № 15АП-5850/11 // СПС «Гарант».
5 См.: Шорников Д.В. Природные ресурсы как объекты гражданских прав: Дисс. ... канд. юрид. наук. С. 39-40.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2015
гражданских прав из оборота либо их ограничение в обороте - это традиционный способ защиты публичного интереса в российском гражданском праве6. Данная точка зрения представляется спорной. Специфика института изъятия земельных участков из оборота проявляется в его императивном и принудительном характере, что не свойственно для гражданского права, в связи с чем указанный институт как совокупность норм, сочетающих публичные и частные начала, следует признать составной частью земельного права как самостоятельной отрасли российского права.
Ограничение оборотоспособности земельных участков определяется в литературе как невозможность реализации частными лицами их права на приобретение земли из публичной собственности или отступление от принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п. 5 ст. 1 ЗК РФ). При этом подчеркивается, что полноценность права частной собственности на землю в значительной степени определяется свободой оборота земельных участков самых различных категорий и возможностью их принадлежности физическим и юридическим лицам. Однако с учетом значения земли как основы жизни и деятельности человека законодатель предусмотрел достаточно серьезные ограничения оборотоспособности земельных участков (ст. 27 ЗК РФ)7.
По нашему мнению, применительно к категории «правовой режим земельного участка» нецелесообразно руководствоваться узкоотраслевым подходом и противопоставлять земельно-правовой режим гражданско-правовому режиму земельного участка, поскольку собственник, реализуя свои частные правомочия, обязан использовать участок по назначению и осуществлять предусмотренные законом охранные мероприятия. Учитывая это, можно согласиться с О.И. Крассовым, указывающим, что категория «правовой режим» позволяет определить порядок использования и охраны соответствующих земель, т.е. установить особенности содержания права собственности. В качестве одного из элементов, образующих в совокупности понятие
6 См.: Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Отв. ред. А.Я. Рыженков. М., 2009. С. 77; Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006. С. 40; Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000. С. 120; КорнеевА.Л. Сделки с земельными участками: Учеб. пособие. М., 2006. С. 54-56.
7 См.: Винницкий А.В. Ограничения оборотоспособности земель вблизи водных объектов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 9. С. 106.
правового режима, он выделяет оборотоспособность земельных участков8, представляющую собой «форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав на земельные участки, соблюдение которых препятствует нанесению ущерба природным объектам и расположенным на них зданиям и сооружениям, но не исключает использование земельного участка в соответствии с его основным целевым назначением»9. Такой подход представляется верным, но требует уточнения, поскольку ограничение оборотоспособно-сти земельных участков устанавливается не только в целях охраны природных объектов, но и для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, недопущения использования земель, уже испытавших на себе разрушительное антропогенное воздействие.
В литературе справедливо отмечается, что наличие в законодательстве РФ института ограничения оборотоспособности земельных участков обусловлено необходимостью обособления ряда земельных участков, используемых всеми членами общества, и земельных участков, используемых для выполнения публичных функций государства, относящихся к публичной собственности и не подлежащих гражданскому обороту10. Следует добавить, что ограничение оборотоспособности земель служит правовым средством, с помощь которого осуществляется регулирование земельных отношений, поскольку нормы, образующие данный правовой институт, определяют пределы включения земельных участков в гражданский оборот. Наряду с целевым назначением к числу признаков правового режима земельных участков необходимо относить наличие у участника земельных отношений (в том числе органа публичной власти) определенного объема полномочий по отношению к земле, поэтому оборотоспособность и ограничения оборотоспособности земельных участков следует рассматривать как элементы (составные части) категории «правовой режим земельного участка».
Анализ действующего законодательства показывает, что ограничение оборотоспособности земельных участков может осуществляться следующими способами:
8 См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. М., 2010. С. 102-105.
9 Крассов О.И. Право частной собственности на землю. С. 267.
10 См.: Мельников Н.Н. Категория «ограничение оборотоспособности земельных участков» в системе норм, регулирующих правовой режим объектов гражданских прав // Хозяйство и право. 2014. № 8. С. 111-118.
1) посредством отнесения земель к категориям. Например, это касается земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками, земельных участков из состава земель лесного фонда, участков, на которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и др. В литературе отмечается, что основанием отнесения земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий является наличие у участка лечебных ресурсов и возможности его использования в лечебно-профилактических целях. В этом случае наделение участка режимом особо охраняемой природной территории влечет ограничения его оборотоспособности11;
2) посредством территориального зонирования. В населенных пунктах осуществляется градостроительное зонирование, на землях иных категорий устанавливаются охранные зоны объектов промышленности и иного специального назначения. Например, зоны военных объектов устанавливаются в соответствии со ст. 85 ЗК РФ и Методическими рекомендациями по разработке схем зонирования территории городов (МДС 30-1.99 ), запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ - согласно постановлению Правительства РФ13;
3) посредством определения видов разрешенного использования земельных участков, например участков, предоставленных для размещения военных баз, полигонов, аэродромов, объектов космического обеспечения.
Теоретический и практический интерес вызывает вопрос о том, каким образом ограничение оборотоспособности как элемент правового режима земель взаимодействует с другими структурными элементами правового режима при регулировании земельных отношений.
11 См.: Камышанский В.П. О приватизации земли в городах-курортах // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2008. № 5. С. 48-55.
12 Одобрены протоколом Госстроя России от 10 июня 1999 г. № 01-НС-15/7) // СПС «Гарант».
13 См.: постановление Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2439.
Соединение различных юридических механизмов регламентации общественных отношений, в результате чего формируется единый основополагающий подход, определяется в юридической науке и законодательстве как принцип сочетания. Так, в гражданском праве применяется принцип сочетания индивидуальных и общественных (частных и публичных) интересов, под которым понимается требование о направленности воли субъектов гражданских правоотношений на служение всеобщему благу наравне со своим личным интересом14. Значимость принципа сочетания частных (личных) и общественных интересов определяется также тем, что баланс этих интересов является необходимым условием юридического равенства участников граждан-
«15
ских отношений .
Схожие положения предусмотрены в пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, определяющем, что одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Как отмечает Е.Л. Минина, данный принцип провозглашает необходимость соблюдения при регулировании земельных отношений баланса публичных и частных интересов, который должен обеспечиваться и всеми другими
отраслями законодательства, что составляет, между тем, одну из са-
16
мых непростых задач, стоящих перед правом и государством .
Правовой режим как способ определения порядка использования и охраны земли устанавливается в ЗК РФ посредством сочетания соответствующих правовых средств. Определение способов и оснований сочетания элементов правового режима земель относится к компетенции законодателя. Так, согласно ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Институт категоризации взаимодействует с институтом зони-
14 См.: Савчук Л.Ф. Принцип сочетания индивидуальных и общественных интересов в правоотношениях культурно-зрелищного предпринимательства // Российский юридический журнал. 2011. № 6. С. 178-179.
15 См.: Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. С. 160.
16 См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.И. Сай, С.А. Боголюбова. СПб., 2008. С. 6-8.
рования территорий, например при определении порядка использования и охраны земель населенных пунктов, правовой режим которых определяется на основании норм об отнесении таких земель к соответствующей категории и положений о территориальном зонировании. Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ правила землепользования и застройки предусматривают возможность территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Данное положение обоснованно характеризуется в литературе как принцип сочетания
17
видов разрешенного использования земельных участков .
Ограничение оборотоспособности как элемент правового режима выступает регулятором земельных отношений в сочетании с иными элементами, которые при ограничении оборотоспособности земельных участков могут применяться в совокупности, что предполагает сочетание всех элементов правового режима, например отнесение земельного участка к землям обороны и безопасности дополнительно влечет необходимость в соответствии с упоминавшимся выше постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 405 выделять запретные зоны, зоны охраняемого объекта и охранные зоны военного объекта; использование земельных участков в таких зонах осуществляется на основании соответствующих видов разрешенного использования земельных участков; дополнительно данные земельные участки ограничиваются в обороте.
Вместе с тем ограничение оборотоспособности земельных участков возможно посредством сочетания отдельных из вышеприведенных элементов правового режима. Так, как отмечалось в письме Министерства экономического развития РФ от 28 октября 2008 г. № Д23-83018, предоставление земельных участков в границах населенных пунктов для обеспечения обороны и безопасности не влечет необходимости перевода земель в категорию земель обороны. Данные земельные участки согласно ст. 85 ЗК РФ могут иметь соответствующий вид разрешенного использования либо относиться к территориальным зонам военных объектов земель населенных пунктов.
Нормативные положения, регулирующие ограничение оборотоспособности земельных участков, образуют самостоятельный правовой институт земельного права и представляют собой совокупность норм, регламентирующих условия и пределы включения
17 См.: ГуевА.Н. Комментарий к Земельному кодексу РФ // СПС «Гарант».
18 СПС «Гарант».
земельных участков в гражданский оборот. Данный институт имеет в своем составе более мелкие правообразования - субинституты.
В литературе одной из основных характеристик ограничения оборотоспособности земельных участков называют запрет на предоставление изъятых из оборота земельных участков в частную собственность19. Правильность указанной позиции подтверждается материалами судебной практики. В частности, суды исходят из того,
что решения о приватизации (выкупе) изъятых из оборота земельных
20 п
участков являются незаконными . Совокупность норм, регламентирующих порядок и условиях изъятия земельных участков из оборота, и связанные с этим последствия выступают составной частью института ограничения оборотоспособности и образуют соответствующий субинститут.
Следует отметить определенную противоречивость положений ст. 27 ЗК РФ в части регулирования правового режима земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, эти участки признаются ограниченными в обороте при условии, что они не указаны в п. 4 ст. 27, а также правового режима земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, участков, предоставленных для обеспечения таможенных нужд, и участков в границах закрытых административно-территориальных образований - они относятся к участкам, ограниченным в обороте, если не приведены в п. 4 ст. 27. При этом в законодательстве и научной литературе не сформулированы четкие критерии, позволяющие установить, какие именно земельные участки, не указанные в п. 4 ст. 27, следует считать ограниченными в обороте, а какие - изъятыми из оборота.
Как отмечает А.А. Морозов, ограниченный оборот некоторых видов имущества, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности, является проявлением механизма государственного регулирования, при котором устанавливается оборот
19 См.: Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение права на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Отв. ред. А.Я. Рыженков. М., 2009. С. 78; КозловД.В. Указ. соч.
20 См.: определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2013 г. № ВАС-15824/12 «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
отдельных видов имущества, в наибольшей степени отвечающий публичным интересам21.
По нашему мнению, основу разграничения земельных участков на изъятые и ограниченные в обороте должен составлять характер интереса, который преследуется при использовании участка. Земельные участки, необходимые для обеспечения функций государства в сфере обороны и безопасности, жизни и здоровья населения, следует отнести к участкам, изъятым из оборота. Соответственно необходимо признать изъятыми из оборота земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд, исключив их из перечня участков, ограниченных в обороте, предусмотренного п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Наряду с нормами, регламентирующими порядок и условия изъятия земельных участков из оборота, составной частью института ограничения оборотоспособности являются положения, регулирующие правовой режим участков, ограниченных в обороте. Одна из особенностей правового режима ограниченных в обороте земельных участков в сравнении с участками, изъятыми из оборота, состоит в возможности их предоставления в частную собственность. При этом необходимо учитывать, что ст. 27 ЗК РФ установлен запрет на выделение ограниченных в обороте земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда федеральными законами это прямо разрешено. Однако в ЗК РФ - кодифицированном акте, которому должны соответствовать иные нормы земельного законодательства, отсутствуют критерии, которыми надлежит руководствоваться законодателю при решении вопроса о целесообразности и необходимости снятия запрета на продажу ограниченно оборотоспо-собных земель. В качестве таких критериев, по нашему мнению, следует рассматривать принципы земельного права, в частности, принцип приоритета охраны земли и принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека - именно этими принципами должен руководствоваться законодатель при принятии решения о возможности (невозможности) отчуждения ограниченного в обороте земельного участка в частную собственность.
См.: Морозов А.А. Правовое регулирование использования в предпринимательской деятельности имущества, ограниченного в обороте: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 23.
В действующем законодательстве нечетко урегулирован вопрос о том, является ли изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд формой ограничения оборотоспособности земельных участков. Такая постановка проблемы обусловлена тем, что согласно ст. 49 ЗК РФ одним из оснований изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд может выступать, например, размещение на нем объектов использования атомной энергии или объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы РФ. При этом в силу ст. 27 ЗК РФ земельные участки, на которых расположены такие объекты, являются изъятыми из оборота. Однако влечет ли такое изъятие ограничение оборотоспособности земельного участка? По смыслу ст. 27 ЗК РФ основанием возникновения ограничения оборотоспособности земельного участка является не предполагаемая цель его использования, а фактическое наличие на данном участке соответствующих объектов.
Еще один недостаток действующего законодательства -пробельность норм о допустимости изменения уполномоченным органом цели использования земельного участка по сравнению с тем, как она предполагалась при процедуре изъятия участка для государственных или муниципальных нужд. При этом если цель использования земельного участка будет изменена и возведен не тот объект, который предполагался первоначально, то возникает вопрос о законности и обоснованности самой процедуры изъятия. По нашему мнению, изъятие земельного участка из оборота представляет собой сложный юридический состав, в котором цель изъятия играет важнейшую роль, поскольку определяет основания изъятия участка, корреспондирующие нормам ст. 27 ЗК РФ. В связи с изложенным изъятие земельного участка из оборота в целях размещения на участке объектов, отнесенных к федеральной собственности, по смыслу ст. 71 Конституции РФ следует рассматривать как форму ограничения оборотоспособности земельных участков.
В качестве одной из форм ограничения оборотоспособности предлагается рассматривать резервирование земель, которое представляет собой установленный на определенный период запрет на передачу в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с положениями ст. 701 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных
нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, - также в случаях, связанных с размещением соответствующих объектов, созданием особо охраняемых природных территорий и др.
Нормативно-правовой основой резервирования как формы ограничения оборотоспособности служит ст. 27 ЗК РФ, согласно которой земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. В литературе обращалось внимание на недостатки действующего законодательства в части определения юридического содержания института резервирования, которое нередко отождествляется с ограничением прав на землю. Можно согласиться с точкой зрения Д.Г. Лебедева о том, что те или иные ограничения на
использование участка могут быть установлены уполномоченным
22 с:
органом в зависимости от цели резервирования , но следует добавить, что содержание института резервирования характеризуется комплексной природой: земли, зарезервированные для государственных и муниципальных нужд, признаются ограниченно оборотоспособными. В то же время решение о резервировании может предусматривать ограничения, связанные с использованием земельного участка, что позволяет сделать вывод о том, что составной частью института резервирования земель для государственных или муниципальных нужд являются нормы об ограничениях прав на землю.
Применительно к ограничению оборотоспособности земельных участков при резервировании важную роль играют такие показатели, как площадь участка и его местонахождение, поскольку ограничения оборотоспособности действуют в определенных пределах. В литературе обращается внимание на необходимость четкого законодательного урегулирования вопроса об объекте
23
резервирования , поскольку таковым нередко выступает территория, включающая несколько земельных участков. Кроме того, некоторые
22 См.: Лебедев Д.Г. О законодательных инициативах в сфере резервирования земель и землеустройства // Российская юстиция. 2006. № 7. С. 11.
23 См.: Минина Е.Л. Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 53-60.
авторы указывают на неопределенность нормативных положений в сфере кадастрового учета земельных участков, резервируемых для
24
государственных или муниципальных нужд .
Согласно п. 2 и 3 ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое
25
имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ. К документам, представляемым для регистрации ограничений прав, в обязательном порядке прилагаются:
1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки;
2) кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
Необходимость кадастрового паспорта обусловлена
необходимостью индивидуализации участка, определения его конкретной площади, земельных границ и постановки на кадастровый учет.
Резервирование земельного участка влечет ограничение прав других пользователей (возможных пользователей) на участок26. Данное обстоятельство в силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ также обязывает провести регистрацию ограничения прав других землепользователей, обусловленную возникшей занятостью земельного участка для муниципальных нужд на определенный срок, в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Институт ограничения оборотоспособности образует нормы, регулирующие ограничение оборотоспособности земельных участков по субъектному составу. В частности, в земельном законодательстве имеются положения, запрещающие приобретать в собственность
24 См.: ЛебедевД.Г. Указ. соч. С. 11.
25 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
26 См.: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 г. по делу № А75-7827/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
иностранным лицам и лицам без гражданства определенные земельные участки, например из состава земель сельскохозяйственного назначения и приграничных территорий.
По мнению А.А. Морозова, публично-правовые образования, коммерческие и некоммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели обладают различными определенными законом правами на вовлечение в оборот некоторых видов объектов гражданских прав. Равенство участников предпринимательского оборота может быть охарактеризовано как относительное, не предполагающее совпадения их конкретных правовых возможностей, так как передача тех или иных благ в силу прямых предписаний закона возможна только между определенными субъектами27.
Применительно к субъектному составу земельных отношений И.А. Иконицкая критиковала положения ЗК РФ, указывая, что Кодексом не обозначены конкретные субъекты земельных прав, которые в определенных случаях могут быть участниками земельного оборота, а также случаи, когда оборот земельных участков возможен только по специальному разрешению28. Другие авторы считают, что в ЗК РФ нет необходимости перечислять соответствующих субъектов, поскольку в нем содержится ряд статей, закрепляющих ограничения по субъектному составу в отношении иностранных лиц, а субъектный состав отдельных видов земельных правоотношений регулируется специальными законами29. Позиция И.А. Иконицкой основана на ст. 129 ГК РФ, предусматривающей в качестве одного из способов ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав определение видов объектов, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота. Однако содержание положений земельного законодательства об ограничении оборотоспособности земельных участков по субъектному составу шире содержания норм ст. 129 ГК РФ, поскольку положения земельного законодательства, выступая в качестве специальных норм по отношению к гражданскому законодательству, регламентируют основания и порядок взаимодействия двух правовых ин-статутов - ограничения прав иностранных лиц и лиц без гражданства
27 См.: Морозов А.А. Указ. соч. С. 23-24.
28 См.: Иконицкая И.А. Новый Земельный кодекс Российской Федерации: некоторые вопросы теории и практики применения // Государство и право. 2002. № 6. С. 10.
29 См.: АнисимовА.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Указ. соч. С. 78.
и ограничения оборотоспособности земельных участков в публичных интересах. Как отмечается в литературе, такие ограничения оборото-способности земельных участков могут вводиться в различных целях, в том числе в целях обеспечения общественной безопасности и охра-
30
ны экономических интересов государства .
В заключение необходимо отметить следующее. Совокупность норм, регулирующих пределы включения земельных участков в гражданский оборот, образуют самостоятельный институт земельного права - институт ограничения оборотоспособности, включающий подинституты: 1) изъятия земельных участков из оборота; 2) ограничения земельных участков в обороте; 3) изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 4) резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 5) ограничения оборотоспособности по субъектному составу.
Ограничение оборотоспособности земельных участков можно определить как совокупность правовых средств ограничивающего характера (нормы = запреты и нормы = ограничения), основанных на регулятивной и охранительной функциях права и направленных на охрану и защиту общественно значимых публичных интересов посредством установления пределов включения земельных участков в оборот.
30 См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2010. С. 564.