Д.В. Шепелева*
Особенности налогообложения казенных предприятий
Аннотация. Статья посвящена особенностям налогообложения казенных предприятий. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В Российской Федерации любые организации, а также физические лица при наличии оснований, установленных НК РФ, обязаны уплачивать налоги и (или) сборы. Казенные предприятия, в соответствии с гражданским законодательством РФ, относятся к коммерческим организациям. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В Российской Федерации казенное предприятие является плательщиком федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Налогообложение казенных предприятий по каждому виду налогов имеет свои особенности и проблематику. Для учета начисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней в бухгалтерском учете казенных предприятий используются следующие балансовые счета: налог на имущество, транспортный налог, НДС, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), водный налог, налог на прибыль, земельный налог, акцизы. Как налогоплательщик казенное предприятие обязано уплачивать (перечислять) подлежащие уплате суммы налогов в установленные сроки, в противном случае казенному предприятию направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога Ключевые слова: казенное предприятие, налогоплательщик, налоги и сборы, налог на имущество, транспортный налог, НДС, налог на доходы физических лиц, водный налог, налог на прибыль, земельный налог, акцизы.
Законодательство РФ о налогах и сборах, согласно ст. 1 НК РФ, состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах1. В Российской Федерации любые организации, а также физические лица при наличии оснований, установленных НК РФ, обязаны уплачивать налоги и (или) сборы2. Казенные предприятия, в соответствии с гражданским законодательством РФ, относятся к коммерческим организациям. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на казенное предприятие как на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, согласно п. 2 ст. 44 НК РФ. Также казенное предприятие должно выполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обя-
1 См.: Семенихин В.В. Устранение двойного налогообложения по налогу на прибыль // Налоги. 2014. № 29. С. 9-14.
2 См.: Он же. Земельный налог. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа: Росбух, 2014.
занности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 45 НК РФ).
В Российской Федерации казенное предприятие является плательщиком федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Налогообложение казенных предприятий по каждому виду налогов имеет свои особенности и проблематику. Для учета начисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней в бухгалтерском учете казенных предприятий используются следующие балансовые счета: налог на имущество, транспортный налог, НДС, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), водный налог, налог на прибыль, земельный налог, акцизы.
Как налогоплательщик казенное предприятие обязано уплачивать (перечислять) подлежащие уплате суммы налогов в установленные сроки (ст. 58 НК РФ), в противном случае, в соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ, казенному предприятию направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. При этом пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяются в процентах (ст. 75 НК РФ). Также казенное предприятие является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.
*
© Шепелева Д.В., 2015
Шепелева Дина Викторовна — аспирант кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
[[email protected]] DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.085-090
143005, Россия, Московская обл., г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 6, кв. 210.
Как плательщик федеральных налогов казенное предприятие обязано уплачивать налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций. При реализации казенным предприятием товаров, работ и услуг налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) операций по реализации производится в общеустановленном порядке, а именно: в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Следует отметить, что в отношении казенных предприятий, согласно подп. 6 п. 5 ст. 146 НК РФ, не признаются объектом налогообложения НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также, в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ, не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них). Исходя из статьи, арендная плата за земельные участки НДС не облагается. В соответствии со ст. 252 НК РФ, казенное предприятие как налогоплательщик имеет право уменьшать полученные доходы на сумму обоснованных (экономически оправданных) и документально подтвержденных расходов, то есть, согласно п. 1 ст. 171 НК РФ, казенное предприятие имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на установленные налоговые вычеты. Расходами казенного предприятия будут признаваться любые затраты, произведенные для осуществления деятельности предприятием, направленной на получение дохода. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные казенному предприятию и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии с гл. 21 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статьей 172 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении казенным предприятием товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, указанных в п. 3, 6—8 ст. 171 НК РФ.
В соответствии со ст. 246 НК РФ, унитарные предприятия признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, определяющими на-
логовую базу по указанному налогу в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций».
Согласно ст. 249 НК РФ, в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа3.
Если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе, тогда применяются положения подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. При передаче денежных средств или иного имущества казенному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации. При этом положения подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи со ст. 78 и 79 БК РФ.
Бюджетные инвестиции, предоставленные в соответствии со ст. 79 БК РФ, относятся к доходам, полученным казенными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа на безвозмездной основе. В соответствии с положениям данной статьи БК РФ, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов4.
В качестве дохода, не учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций на осно-
3 Письмо Минфина России от 26.04.2011 № 01-СТ/08 в адрес Федеральной налоговой службы // СПС «Консультант Плюс».
4 Письмо Минфина РФ от 02.08.2011 № 03-03-05/79 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых федеральному казенному предприятию оборонно-промышленного комплекса для возмещения затрат при недостаточности доходов для покрытия его расходов, связанных с выполнением заказов на поставку товаров, выполнением работ и оказанием услуг для федеральных государственных нужд» // СПС «Консультант Плюс».
вании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, следует рассматривать бюджетные инвестиции, предоставленные казенным предприятиям от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, в соответствии со ст. 79 БК РФ.
Статья 78 БК РФ регламентирует предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг. В частности, п. 1 данной статьи устанавливает предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ) устанавливается порядок и случаи предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям.
Можно сделать вывод, что при получении унитарным предприятием средств в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные средства подлежат учету в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. А также при выделении средств унитарному предприятию не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг унитарным предприятием указанные средства не учитываются на основании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом, в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ в целях налогообложения прибыли, что следует из положений ст. 251 НК РФ.
При определении налоговой базы, как установлено положениями подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, сборов, штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, штрафов, пеней перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом, в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.
По проблематике уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом, полагаем, что данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий,
выделенных на эти цели унитарным предприятиям, в соответствии с решением Правительства РФ.
Унитарное предприятие вправе не учитывать полученные субсидии из федерального бюджета на основании постановления Правительства РФ на погашение задолженности по уплате налогов и сборов для целей налогообложения прибыли на основании подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
В соответствии с положениями подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в состав внереализационных доходов подлежат включению ранее включенные организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством РФ порядке налоги, сборы, иные обязательные платежи, на уплату которых, в соответствии с постановлением Правительства РФ, выделяются субсидии.
Не учитываются, согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам, в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
А также, в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы России от 17.08.2005 № 02-1-08/177 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли операций по реализации в процессе исполнительного производства имущества казенного предприятия», не будут являться доходом суммы, полученные от реализации имущества в рамках исполнительного производства, так как они являются доходом того налогоплательщика, чье имущество продавалось.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Согласно ст. 252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно п. 1 ст. 287 и п. 4 ст. 289 НК РФ, налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По налогу на прибыль казенное предприятие
обязано предоставлять в налоговый орган налоговую декларацию, подтверждая и заявляя исчисленный им объем налоговой обязанности. Обязанность же по уплате налога на прибыль возникает на основании такой налоговой декларации по истечении календарного года (п. 1 ст. 285 НК РФ).
Как плательщик региональных налогов и сборов казенное предприятие обязано уплачивать налог на имущество организаций, транспортный налог. Несмотря на то, что земельный налог относится к местным налогам и сборам, налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог ученые группируют в категорию имущественных налогов. Д.А Смирнов и М.А. Мишустин, изучая категорию имущественных налогов с организаций, в ее состав включают налог на имущество организаций, земельный налог и транспортный налог5. В свою очередь, Н.Г. Апресова, не называя прямо транспортный налог в числе имущественных налогов, выделяет транспортные средства применительно к налогообложению различных видов имущества физических лиц6. Особенность имеет место в отношении налогообложения имущества казенного предприятия, полученного от собственника. Так, любое имущество, которое получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, на основании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитывается в качестве доходов по налоговой базе по налогу на прибыль. Это в равной мере относится и к государственным, и к муниципальным предприятиям, что было отмечено относительно муниципальных казенных предприятий Министерством финансов РФ7. Объектом налогообложения для российских организаций является факт владения определенными подлежащими учету в качестве основных средств видами имущества8. И.И. Кучеров по поводу налога на имущество организаций, налога на землю объектами этих налогов определяет факты возникновения права собственности на имущество и имущественные права или же отдельных составляющих этих правомочий, таких как владение, пользование и распоряжение, а также производно-
5 Об имущественных налогах см., напр.: Смирнов Д.А. Имущественное налогообложение: актуальные проблемы. М.: Экономика, 2007. С. 50-51; Бобошко Н.М. Проблемы имущественного налогообложения // Инновационное развитие экономики. 2011. № 1. С. 17; Мишустин М.А. Особенности и тенденции имущественных налогов в российской экономике и экономике зарубежных стран // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 91.
6 См.: Апресова Н.Г. Основные понятия правового режима имущественного налогообложения в Российской Федерации // Lex Russica. 2005. № 1. С. 64-66.
7 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.12.2013 № 03-11-06/2/53323 «Об учете муниципальным казенным предприятием, применяющим УСН, здания и других ОС, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя)» // СПС «Гарант».
8 См.: Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС
«Консультант Плюс».
го от права собственности права доверительного управления9.
По акцизам казенные предприятия, в соответствии со ст. 179.2 п. 1 подп. 2 гл. 22 НК РФ, операции по приходу и расходу денатурированного этилового спирта осуществляют на основании выданного налоговой инспекцией свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции. Объектом налогообложения по начислению акцизов при начислении свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции, в соответствии со ст. 182 п. 1 подп. 20 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 192 НК РФ).
Как плательщик местных налогов и сборов казенное предприятие обязано уплачивать земельный налог. В силу ст. 65 ЗК РФ, использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Земельные участки, закрепленные за казенными предприятиями, подлежат налогообложению10.
В связи с изменениями в ЗК РФ от 01.03.2015 объектом обложения является земельный участок, под которым, согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ, понимается земельный участок как объект права собственности, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Статья 388 НК РФ налогоплательщиками налога признает организации и физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 ЗК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Статья 391 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы. Согласно п. 2 ст. 393 НК РФ, отчетными периодами
9 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 44; Он же. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: ЮрИнфоР, 2006. С. 11.
10 См.: Немоляев А.Д. Об особенностях исчисления и уплаты земельного налога юридическими лицами // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2008. № 10-12.
для налогоплательщиков-организаций являются 1-й, 2-й и 3-й квартал календарного года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, обладающие правом ограниченного пользования земельным участком, не признаются плательщиками земельного налога. Следует отметить, что, согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
В зависимости от занятости определенными категориями объектов при исчислении земельного налога будет применяться разная налоговая ставка. Так, в силу ст. 7 ЗК РФ, в состав земель в РФ входят в том числе земли населенных пунктов и земли обороны и безопасности. В соответствии с зонированием территорий определяется правовой режим земель, исходя из вида разрешенного использования и их принадлежности к той или иной категории земель. Согласно подп. 8. п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав этих земель могут входить земельные участки, отнесенные, в соответствии с градостроительными регламентами, к территориальной зоне военных объектов. Поэтому земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами, могут иметь вид разрешенного использования «для обеспечения обороны и безопасности». По землям населенных пунктов, обороны и безопасности, предоставленным федеральным казенным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования, при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка 0,3 %.
Согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, и не указанные в п. 4 настоящей статьи. Поскольку большинство казенных предприятий осуществляет свою деятельность в сфере оборонной промышленности, изучение данной проблематики актуально для нас. Так, в соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране государственной границы
РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами. Ранее земельные участки, ограниченные в обороте, в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признавались объектом налогообложения (подп. 3 п. 2 ст. 389), однако с 01.01.2013 данный пункт утратил силу.
В данной статье мы рассмотрели особенности налогообложения казенных предприятий и отметили следующее:
1. Казенные предприятия на общих основаниях являются налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц, являющихся работниками или выполняющих услуги или работы казенному предприятию на гражданско-правовых основаниях.
2. Начисление налогов в отчетных и налоговых периодах, их уплата осуществляется на основании положений НК РФ с учетом регионального и местного законодательства.
3. По налогу на прибыль, согласно ст. 283 НК РФ, при его исчислении налог уменьшается на сумму убытков, начисленных в предыдущих налоговых периодах.
4. По НДС — уплата данного налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ, производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за истекший налоговый период равными долями не позднее 20 числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (ст. 174 п. 1 НК РФ).
5. В отношении транспортного налога — казенные предприятия признаются плательщиками транспортного налога, на которое зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Следует отметить, что на уровне субъектов РФ казенные предприятия в некоторых случаях могут быть наделены льготами по уплате транспортного налога.
6. В отношении земельного налога — если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как предприятие, обладающее правом ограниченного пользования, в силу п. 1 ст. 388 НК РФ, не признается плательщиком земельного налога. Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то, в соответствии с указанной нормой, уплачивать земельный налог будет то предприятие,
которое имеет земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
7. Особенностью налога на доходы физических лиц являются налоговые вычеты, представляемые в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ, они действуют до месяца, в котором доход нало-
Библиография:
1. Апресова Н.Г. Основные понятия правового режима имущественного налогообложения в Российской Федерации // Lex Russica. 2005. № 1. С. 64-66.
2. Бобошко Н.М. Проблемы имущественного налогообложения // Инновационное развитие экономики. 2011. № 1. С. 17-22.
3. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: ЮрИнфоР, 2006. 448 с.
4. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. 360 с.
5. Мишустин М.А. Особенности и тенденции имущественных налогов в российской экономике и экономике зарубежных стран // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 90-98.
6. Немоляев А.Д. Об особенностях исчисления и уплаты земельного налога юридическими лицами // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2008. № 10-12.
7. Семенихин В.В. Земельный налог. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа: Росбух, 2014. 315 с.
8. Семенихин В.В. Устранение двойного налогообложения по налогу на прибыль // Налоги. 2014. № 29. С. 9-14.
9. Смирнов Д.А. Имущественное налогообложение: актуальные проблемы. М.: Экономика, 2007. 203 с.
References (transliteration):
1. Apresova N.G. Osnovnye ponjatija pravovogo rezhima imushhestvennogo nalogooblozhenija v Rossijskoj Federacii // Lex Russica. 2005. № 1. S. 64-66.
2. Boboshko N.M. Problemy imushhestvennogo nalogooblozhenija // Innovacionnoe razvitiejekonomiki. 2011. № 1. S. 17-22.
3. Kucherov I.I. Nalogovoe pravo Rossii: kurs lekcij. 2-e izd., pererab. i dopoln. M.: JurInfoR, 2006. 448 s.
4. Kucherov I.I. Nalogovoe pravo Rossii: kurs lekcij. M.: JurInfoR, 2001. 360 s.
5. Mishustin M.A. Osobennosti i tendencii imushhestvennyh nalogov v rossijskoj jekonomike i jekonomike zarubezhnyh stran // Jekonomicheskaja politika. 2012. № 3. S. 90-98.
6. Nemoljaev A.D. Ob osobennostjah ischislenija i uplaty zemel'nogo naloga juridicheskimi licami // Oficial'nye mate-rialy dlja buhgaltera. Kommentarii i konsul'tacii. 2008. № 10-12.
7. Semenihin V.V. Zemel'nyj nalog. 3-e izd., pererab. i dop. M.: GrossMedia: Rosbuh, 2014. 315 s.
8. Semenihin V.V. Ustranenie dvojnogo nalogooblozhenija po nalogu na pribyl' // Nalogi. 2014. № 29. S. 9-14.
9. Smirnov D.A. Imushhestvennoe nalogooblozhenie: aktual'nye problemy. M.: Jekonomika, 2007. 203 s.
Материал поступил в редакцию 27 апреля 2015 г.
Specific features of taxation of the treasury enterprises
SHEPELEVA, Dina Viktorovna — postgraduate student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow
State Law University.
143005, Russia, Moskovskaya oblast, Odintsovo, ul. Chistyakovoi, 6-210.
Review. The article is devoted to the specificities of the taxation of the treasury enterprises. The legislation of the Russian Federation on taxes and levies consists of the Tax Code of the Russian Federation and the Federal Laws on taxes and levies, which were adopted in accordance with the said Code. All organizations and natural persons have to pay taxes in the Russian Federation provided that there are grounds for such payments under the Tax Code of the Russian Federation. The treasury enterprises are recognized as commercial organizations under the legislation of the Russian Federation. The tax and levies payers are organizations and natural persons, who have to pay taxes and levies in accordance with the Tax Code of the Russian Federation. In the Russian Federation the treasury enterprise is a payer of federal, regional and local taxes and levies. The taxation of treasury enterprises has certain issues and specificities for every type of tax. In order to provide for the accounting of calculation and payment of taxes into various budgets the accounting of the treasury enterprises uses the following balance accounts: property tax, transport tax, VAT, personal income tax, water tax, profit tax, land tax, excises. As a taxpayer every treasury enterprise has to pay (transfer) the sums of taxes due for payment within the established periods, otherwise the treasury enterprise is notified in writing on non-payment of taxes and of an obligation to pay taxes before the due date.
Keywords: treasury enterprise, taxpayer, taxes and levies, property tax, transportation tax, VAT, personal income tax, water tax, profit tax, land tax, excises.
гоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 280 000 руб. Налогоплательщикам, имеющим, в соответствии с под. 1—2 п. 1 ст. 218, право более чем на один стандартный налоговый вычет, представляется максимальный.