Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / NORMATIVE-LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бозиева Елена Анатольевна

Статья содержит обстоятельный анализ общероссийского законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики по обеспечению доходов местного бюджета. Показано, что сегодня законодатель лишь в самом кратком виде очерчивает правовой статус создаваемых муниципалитетами субъектов экономической деятельности. Более подробно данные полномочия регулируются уставами и иными правовыми актами муниципальных образований, а также уставами муниципальных унитарных предприятий. Автор обосновала вывод о том, что в законодательстве о местном самоуправлении должны более четко закреплены вопросы, связанные с компетентностью органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF ECONOMIC ACTIVITY GENERATED BY LOCAL GOVERNMENTS

The аrticle contains a detailed analysis of the Russian legislation on local self-government in the economy by providing income to the local budget. It is shown that the legislature today only in the briefest form outlines the legal status of municipalities created economic entities. Further details are regulated by the statutes of the authority and other legal acts of municipalities, as well as the charters of municipal unitary enterprises. Author substantiated the conclusion that the legislation on local self-government should be more explicitly stated issues related to the competence of local authorities in the area of ​​disposal of municipal property.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

2. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 15

3. См. напр.: Турицын И.В., Дубинин М.Г. Основные проблемы реализации советской судебной реформы в условиях нэпа (1922-1925 гг.) // Современная научная мысль. 2013. №4. С.112-127; Турицын И.В., Пустынников А.Ю. К вопросу о приоритетах деятельности советской прокуратуры в 1922-1922 гг. // Современная научная мысль. 2013. №4. С. 100-112.

4. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Ось, 2013.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 04.03.2013). М.: Ось, 2013.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 25.12.2012). М.: Ось, 2013; Звягольский А.Ю., Эфрикян Р.А. Социальное назначение права на образование и законодательная база деятельности органов местного самоуправления в образовательной сфере // Общество и право. 2012. №2 (39). С.320-323.

7. Эртель А.Г. Институты регионального развития // Бизнес в законе. 2010. №3. С.316-317.

8. Максимов Г.Б. К вопросу о механизме действия права // Право и практика. 2013. №2. С.27-33; Калюжный К.Ю. Проблемы юридического закрепления и реализации правотворческих полномочий местной администрации // Современная научная мысль. 2013. №1. С.80-85.

ВЛАСЕНКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (тел. 8918 450 51 45) VLASENKO, ELENA E. - lecturer, Department of special disciplines of the Krasnodar University of MIA Russia

УДК 347.471.032.1

БОЗИЕВА Е.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: экономическая деятельность, местное самоуправление, органы местного самоуправления, муниципальные образования, нормативно-правовые акты.

Статья содержит обстоятельный анализ общероссийского законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики

по обеспечению доходов местного бюджета. Показано, что сегодня законодатель лишь в самом кратком виде очерчивает правовой статус создаваемых муниципалитетами субъектов экономической деятельности. Более подробно данные полномочия регулируются уставами и иными правовыми актами муниципальных образований, а также уставами муниципальных унитарных предприятий. Автор обосновала вывод о том, что в законодательстве о местном самоуправлении должны более четко закреплены вопросы, связанные с компетентностью органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

BOZIEVA, E.A.

LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF ECONOMIC ACTIVITY GENERATED

BY LOCAL GOVERNMENTS

Keywords: economic activity, local government, local government, municipality, normative-legal acts.

The аrticle contains a detailed analysis of the Russian legislation on local self-government in the economy by providing income to the local budget. It is shown that the legislature today only in the briefest form outlines the legal status of municipalities created economic entities. Further details are regulated by the statutes of the authority and other legal acts of municipalities, as well as the charters of municipal unitary enterprises. Author substantiated the conclusion that the legislation on local self-government should be more explicitly stated issues related to the competence of local authorities in the area of disposal of municipal property.

В соответствии с российским законодательством (ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» [1]), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуют и распоряжаются муниципальным имуществом. Собственно, это и обеспечивает экономические основы самоуправления, как такового [2].

Указанные сферы регулируются в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствие с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [3]. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании

хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом законодатель в самом кратком виде очерчивает правовой статус создаваемых муниципалитетами субъектов экономической деятельности. В той же статье закона указывается, в частности, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Более подробно данные полномочия регулируются уставами и иными правовыми актами муниципальных образований, а также уставами муниципальных унитарных предприятий.

Так, согласно ст. 48 Устава Краснодара [4], администрация муниципального образования город Краснодар: управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в порядке, установленном городской Думой Краснодара, принимает решения о создании и приобретении объектов в муниципальную собственность, создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения в порядке, установленном городской Думой Краснодара, финансирует муниципальные учреждения. Также она утверждает уставы муниципальных предприятий, учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, содействует созданию на территории муниципального образования город Краснодар организаций различных форм собственности, развитию предпринимательской деятельности, заключает договоры с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.

После изменений в 2002 году в ст. 115 ГК РФ [5] появилась возможность существования казенных предприятий на муниципальном уровне. Дополнительное бремя, возлагаемое на собственника имущества казенного предприятия в виде субсидиарной ответственности перед другими субъектами по долгам казенного предприятия, и более узкие права казенного предприятия, не имеющего возможности отчуждать переданное ему в оперативное управление имущество без специального разрешения собственника, уравновешивают друг друга. Таким образом, вещные права собственника муниципального имущества реализуются населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления различной компетенции, а также через специально уполномоченные субъекты -муниципальные унитарные и казенные предприятия.

Формируемые муниципальными образованиями органы местного самоуправления, а также создаваемые этими органами организации, учреждения и предприятия являются юридическими лицами, обладающими

вещными правами на имущество, находящееся в муниципальной собственности. При этом, как представляется, в законодательстве о местном самоуправлении должны более четко закреплены вопросы, связанные с компетентностью органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

Как показывает практика, в деятельности субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления, имеются ряд проблем. Так, в законодательных актах необходимо четко определить, кто же все-таки является субъектом права муниципальной собственности.

Дело в том, что в крупных муниципальных образованиях (городских округах и муниципальных районах) зачастую решения о создании субъектов экономический деятельности принимают не первые лица, наделенные законом бесспорными правами (глава местной администрации), а руководители различных подразделений, которым делегируется такое право. То же касается и подписания договоров имущественного характера от имени муниципального образования [6]. Пока эти вопросы решаются муниципальными нормативно-правовыми актами. На наш взгляд, здесь требуется федеральный уровень регулирования.

Далее, несмотря на то, что в законе обусловлены лишь только общие положения контроля за деятельностью муниципального унитарного предприятия со стороны органа местного самоуправления, отсутствует сам порядок контроля со стороны собственника имущества, а также населения муниципального образования. Поэтому, следует определить, кто и в каких формах производит передачу муниципальным унитарным предприятиям имущества в хозяйственное ведение и в оперативное управление [7].

В литературе отмечается, что форма передачи зависит от того, какое муниципальное имущество должно быть передано и для каких целей. Если речь идет о движимом имуществе, то необходимо принять решение представительного органа местного самоуправления, если же недвижимое - на сходах граждан, а если это значимое для муниципалитета имущество - то на референдуме с последующей его регистрацией [8, с. 25].

Однако с таким предложением мы не можем согласиться в виду его нереальности (оно применимо лишь в небольшим поселениям, где, собственно, и созываются сходы граждан). Но нельзя не согласиться с мыслью о том, что судьбу муниципальной недвижимости следует решать с участием населения. Поэтому при принятии нормативно-правовых актов, определяющих порядок распоряжения муниципальным имуществом [9], следует, на наш взгляд, проводить публичные слушания [10].

Равным образом это касается и вопросов создания субъектов экономической деятельности органами местного самоуправления.

Литература и источники

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 05.04.2013). М.: Ось, 2013.

2. См.: Эртель А.Г. Формирование эффективного ядра капиталов в региональных экономических системах современной России. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2010.

3. Турицын А.В. Правовые проблемы государственной регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и их кадастрового учета // Современная научная мысль. 2013. №6. С.175-184.

4. Устав муниципального образования город Краснодар от 21 апреля 2011 г. // Официальный сайт муниципального образования город Краснодар http: //izb .krd.ru/normativnye-akty/munitsipalnye-pravovye-akty/ustav

5. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая. Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.07.2013). М.: Омега-Л, 2013.

6. См. напр.: Жамборов А.А. Глава муниципального образования в системе властеотношений на местном уровне // Современная научная мысль. 2013. №1. С.77-80; Калюжный К.Ю. Проблемы юридического закрепления и реализации правотворческих полномочий местной администрации // Современная научная мысль. 2013. №1. С.80-85; Харитонов И.К. Анализ современного состояния бюджетных отношений в России (вопросы реализации компетенций) // Современная научная мысль. 2013. №2. С.135-141.

7. Бозиева Е.А. Организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики по обеспечению доходов местного бюджета // Право и практика. 2013. №3.

8. Модин Н.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности органов местного самоуправления. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 25.

9. Павловская В.Ю. Местный бюджет в экономической системе муниципального образования и его законодательное регулирование // Современная научная мысль. 2013. №1. С.71-73..

10. См.: Звягольский А.Ю., Эфрикян Р.А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования и их реализация. Краснодар, 2011

БОЗИЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (8(861)258-14-26)

BOZIEVA, ELENA A. - associate chair of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of MIA Russia (8(861)258-14-26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.