Научная статья на тему 'Правовой статус субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления'

Правовой статус субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
775
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ORGANS OF THE LOCAL HOME RULE / MUNICIPAL FORMATION / MUNICIPAL PROPERTY / MUNICIPAL ENTERPRISES AND INSTITUTIONS / MUNICIPAL GOVERNMENT ENTERPRISE / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горюнов Виктор Николаевич

От имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, по ль зую тс я и р ас пор яж аютс я муни ципал ь ны м имуществ о м в с о отв етств и и с д ейс тв ующи м законодательством. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество в о в р еменно е и л и в по с то янное по ль зо в ани е фи зи чес ки м и ю р ид и чески м ли цам, о р г анам государственной власти России, субъектов РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горюнов Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления»

Горюнов Виктор Николаевич

аспирант кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (тел.: 8 9180007774)

Правовой статус субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления

Аннотация

От имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти России, субъектов РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Annotation

On behalf of municipal formation organs local home rule by itself владеют, use and order the municipal property in accordance with acting legislation. The Organs of the local home rule have the right send the municipal property in temporary or in constant use physical and juridical persons, organ state authorities to Russia, subject RF and organ of the local home rule of other municipal formation, estrange, make other deals in accordance with federal law.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальное образование, муниципальное имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальное казенное предприятие, муниципальное унитарное предприятие.

Key words: organs of the local home rule, municipal formation, municipal property, municipal enterprises and institutions, municipal government enterprise, municipal unitary enterprise.

соответствии с российским законодательством (ст. 51 ФЗ

В "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации")[1] органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муницип ал ьное им ущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных

образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом законодатель в самом кратком виде очерчивает правовой статус создаваемых муниципалитетами субъектов экономической деятельности. В той же статье закона указывается, в частности, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Более

47

подробно данные полномочия регулируются уставами и иными правовыми актами муниципальных образований, а также уставами муниципальных унитарных предприятий. Так, согласно ст. 48 Устава Краснодара администрация муниципального образования город Краснодар: управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в порядке, установленном городской Думой Краснодара; принимает решения о создании и приобретении объектов в муниципальную собственность; создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения в порядке, установленном городской Думой Краснодара; финансирует муниципальные учреждения; утверждает уставы муниципальных предприятий, учреждений, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений; содействует созданию на территории муниципального образования город Краснодар организаций различных форм собственности, развитию предпринимательской деятельности; заключает договоры с предприятиями, учреждениями, организациями и гра-жданами; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным за-конодательством и законодательством Краснодарского края.[2]

После изменений в 2002 году в ст. 115 ГК РФ появилась возможность существования казенных предприятий на муниципальном уровне. Дополнительное бремя, возлагаемое на собственника имущества казенного предприятия в виде субсидиарной ответственности перед другими субъектами по долгам казенного предприятия, и более узкие права казенного предприятия, не имеющего возможности отчуждать переданное ему в оперативное управление имущество без специального разрешения собственника, уравновешивают друг друга. Таким образом, вещные права собственника муниципального имущества реализуются населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления различной компетенции, а также через специально уполномоченные субъекты -муниципальные унитарные и казенные предприятия.[3]

Формируемые муниципальными образованиями органы местного самоуправления, а также создаваемые этими органами организации, учреждения и предприятия являются юридическими лицами, обладающими вещными правами на имущество, находящееся в

муниципальной собственности. При этом, как представляется, в законодательстве о местном самоуправлении должны более четко закреплены вопросы, связанные с компетентностью органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

Как показывает практика, в деятельности субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления, имеются ряд проблем. Так, в законодательных актах необходимо чётко определить, кто же всё-таки является субъектом права муниципальной собственности. Дело в том, что в крупных муниципальных образованиях (городских округах и муниципальных районах) зачастую решения о создании субъектов экономический деятельности принимают не первые лица, наделенные законом бесспорными правами (глава местной администрации), а руководители раз-личных подразделений, которым делегируется такое право. То же касается и подписания договоров имущественного характера от имени муниципального образования. Пока эти вопросы решаются муниципальными нормативноправовыми актами. На наш взгляд, здесь требуется федеральный уровень регулирования.

Далее, несмотря на то, что в законе обусловлены лишь только общие положения контроля за деятельностью муниципального унитарного предприятия со стороны органа местного самоуправления, отсутствует сам порядок контроля со стороны собственника имущества, а также населения муници-пального образования. Поэтому, следует определить, кто и в каких формах производит передачу муниципальным унитарным предприятиям имущества в хозяйственное ведение и в оперативное управление. В литературе отмечается, что форма передачи зависит от того, какое муниципальное имущество должно быть передано и для каких целей. Если речь идёт о движимом имуществе, то необходимо принять решение представительного органа местного самоуправления, если же недвижимое - на сходах граждан, а если это значимое для муниципалитета имущество, то на референдуме с последующей его регистрацией. [4]

Однако с таким предложением мы не можем согласиться в виду его нереальности (оно применимо лишь в небольшим поселениям, где, собственно, и созываются сходы граждан). Но нельзя не согласиться с мыслью о том, что судьбу муниципальной недвижимости следует решать с участием населения. Поэтому при

48

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

принятии нормативно-правовых актов, определяющих порядок распоряжения муниципальным имуществом, следует, на наш взгляд, проводить публичные слушания. Равным образом это касается и вопросов создания субъектов экономической деятельности органами местного самоуправления.

1 .Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009г., с изм. от 18.07.2009г.)

2. Устав муниципального образования город Краснодар 2003 г

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

4. Модин Н.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской дея-тельности органов местного самоуправления. Автореферат дис. д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 25

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.