Гериханов Исмаил Абдулгасанович
соискатель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89024205955)
Муниципальное унитарное предприятие как форма реализации органами местного самоуправления функции организации транспортного обслуживания населения
Аннотация
Автором указано на то, что целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-правовых договоров, не связанных с основной деятельностью предприятия.
Annotation
The Author is specified on that reasonable at a rate of representative organ of the local home rule to publish normative-legal act, regulative order of the conclusion municipal transport unitary enterprise civil-legal agreements, not in accordance with the main activity of the enterprise.
Ключевые слова: предприятие, население, траспортировка, органы местного самоуправления, муниципалитет.
Key words: enterprise, population, transportation, organs of the local home rule, municipality.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. (с послед.изм.) органы мест-ного самоуправления должны решать вопросы организации транспортных перевозок населения на территории муниципальных образований. Так, согласно ст. 26 этого закона к числу вопросов местного значения входят: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и органи-зация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как показывает практика, органы местного самоуправления для реализации данных вопросов
используют различные подходы, которые сводятся к двум основным: 1) привлекают бизнес-сообщество; 2) организуют муниципальные унитарные предприятия. Рассмотрим второй подход более подробно на примере г. Краснодара. Прежде всего отметим, что МУП создаются и функционируют на основе ГК РФ, а также ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" 2002 г. (с послед.измен.).
Так, в Краснодаре действует МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (КТТУ). В составе КТТУ находятся 2 трамвайных и 2 троллейбусных депо, эксплуатирующих около 3000 трамваев, 200 троллейбусов и 30 автобусов. Кроме того, в структуре КТТУ есть службы, обеспечивающие налаженную работу городского транспорта (движения, энергохозяйства, пути, сборов, связи), а также мастерские по ремонту подвижного состава, художественная мастерская и автоцех.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав МУП КТТУ был согласован Департаментом городского хозяйства
29
администрации города Краснодара и утвержден Учредителем-Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара (решение от 30 июня 2003 г. № 401), который в данном случае по доверенности действовал от имени городской администрации. В соответствии с Уставом МУП КТТУ основная задача предприятия заключается в обеспечении пассажирских перевозок на территории г. Краснодара с использованием трамвайного и троллейбусного подвижного состава.
Вместе с тем МУП КТТУ как субъект гражданско-правовых отношений вправе заключать договора на оказание разного рода услуг. При этом договора можно разделить на две группы. Одна группа договоров охватывает услуги, непосредственно связанные с деятельностью МУП КТТУ. Например, можно назвать договор поставки №140 от 01.01.2005г. между ООО "Шин-сервис" и МУП КТТУ, договор поставки №26-01/05 от 11ян-варя 2005 г. между ООО ПКФ "ОМЕГА-ТРАНС" г. Челябинск и МУП КТТУ Еще один ха-рактерный договор - это договор купли-продажи №69 от 28 июля 2005 г. между МУП КТТУ (покупателем)
000 "Идеал-Трейд" (продавцом). ПО этим договорам МУП КТТУ приобретало необходимые для эксплуатации изделии, запчасти и т.д. Приведем еще пример - договор аренды №1 от
1 июня 2005 г. Индивидуальный предприниматель Кравченко А.В. (заказчик) и МУП КТТУ (исполнитель) заключили настоящий договор о том, что исполнитель оказывает заказчику в течении срока действия договора услуги по предоставлению в аренду части внутреннего п р о с т р а н с т в а с а л онов п рин а д л е жа щ и х исполнителю 10 (десяти) транспортных средств, в целях размещения электронных табло с рекламной информацией в виде бегущей строки на условиях настоящего договора, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в размере и в сроки. На наш взгляд, последний договор вполне уместен для получения дополнительной прибыли, поскольку здесь речь идет о подвижном составе.
Вторую группу составляют договора, которые не имеют прямого отношения к организации пассажирских перевозок. Так, МУП КТТУ заключило договор №172 о выполнении работ по контролю технического состояния автомобилей перед выпуском на линию, предрейсовому и послерей-совому медосмотру водителей от 12 октября 2005г. с филиалом ОАО "СК" Прогресс-Гарант" в г. Краснодаре. В 2005 г. МУП КТТУ заключило договор на выполнение транспортно-экспедици-
онных операций с Краснодарской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ Краснодарского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги-филиала ОАО "РЖД". По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Мы полагаем, что такого рода договоры, а они характерны для многих муниципальных образований, хотя и не противоречат законодательству, должны быть сведены к минимуму. Понятно, что это делается с целью получения доходов, необходимых для МУП КТТУ. Однако отвлечение трудовых и материальных ресурсов на такие "сторонние" договора вряд ли целесообразны. При этом заметим, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Таким образом, "сторонние" договора заключаются с санкции органа местного самоуправления. На наш взгляд, транспортная сфера является одной из образующих базу жизнедеятельности в любом муниципальном образовании. В этой связи целесообразно на уровне представительного органа местного самоуправления издать нормативно-правовой акт, регулирующий порядок заключения муниципальными транспортными унитарными предприятиями гражданско-правовых договоров, не связанных с основной деятельностью предприятия - с тем, чтобы избежать злоупотреблений и использовать принадлежащий всему муниципальному образованию ресурс для совершенствования работы по обеспечению населения муниципального образования пассажирскими перевозками.
______________________________________30
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 4