Научная статья на тему 'Организационно-экономические и правовые аспекты создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий в сфере транспорта'

Организационно-экономические и правовые аспекты создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий в сфере транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ / MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE / ECONOMIC / TRANSPORT / LOCAL GOVERNMENT / THE LOCAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинченко Николай Борисович

В статье освещаются организационно-экономические и правовые аспекты деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере транспорта. Автор анализирует соответствующие юридические акты, практику конкретных муниципальных образований, делает вывод о том, что данная форма экономической деятельности по-прежнему актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические и правовые аспекты создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий в сфере транспорта»

6. Шулепов А. Н. Перспективы развития местного бюджета / А. Н. Шулепов // Бюджет. - 2012. - № 6. - С. 13-15.

7. Сайт министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. - http://www.minplan.gov.kz.

8. Мыслякова Ю. Г. Особенности становления региональной социально-ответственной институциональной политики / Ю. Г.Мыслякова, С. Б. Бронштейн // Экономика региона. — 2011. — № 1. — С 130-136.

9. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие для вузов / Р. В. Бабун. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2013. - 222 с.

Organizational, economic and legal aspects of the creation and functioning of municipal unitary enterprises in the transport sector Zinchenko N. (Russian Federation) Организационно-экономические и правовые аспекты создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий

в сфере транспорта Зинченко Н. Б. (Российская Федерация)

Зинченко Николай Борисович /Zinchenko Nikolay - кандидат экономических наук, кафедра экономики и управления, Мурманская академия экономики и управления, г. Мурманск

Аннотация: в статье освещаются организационно-экономические и правовые аспекты деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере транспорта. Автор анализирует соответствующие юридические акты, практику конкретных муниципальных образований, делает вывод о том, что данная форма экономической деятельности по-прежнему актуальна.

Abstract: this article highlights the organizational, economic and legal aspects of municipal unitary enterprises in the transport sector. The author analyzes the relevant legal acts, the practice of certain municipalities, concludes that this form of economic activity is still relevant.

Ключевые слова: муниципальное унитарное предприятие, экономика, транспорт, местное самоуправление, органы местной власти.

Keywords: municipal unitary enterprise, economic, transport, local government, the local authorities.

Одним из важнейших направлений в деятельности муниципальных образований по реализации вопросов местного значения в виде организации транспортного обслуживания населения является учреждение органами местного самоуправления МУП, в том числе в транспортной сфере [1, с. 83]. Такими полномочиями органы местного самоуправления наделяются действующими ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГК РФ, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Федеральный законодатель в п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее - Ф3-131) не устанавливает при этом жестких норм в части того, какой именно орган местного самоуправления имеет полномочия учреждать МУП. Согласно п. 6 ч. 10 ст. 35 ФЗ-131 порядок принятия решений о создании (реорганизации, ликвидации) МУП является прерогативой представительного органа муниципального образования, хотя, на наш взгляд, в этом

случае целесообразно было проводить публичные слушания [3]. Изученные нами соответствующие муниципальные правовые акты свидетельствуют о том, что данные полномочия чаще передаются местной администрации (есть также другие варианты).

Здесь нужно еще иметь в виду и то обстоятельство, что в муниципальных образованиях, как правило, немного транспортных МУП (по подсчетам С. М. Кореньковой, в административных центрах субъектов РФ функционируют в среднем по три транспортных МУП) [4, с. 27], каждое из них - на особом счету, и создание МУП - это не рутинная повседневная работа, а важнейшее событие в социально -экономической жизни муниципального образования, связанное с созданием самостоятельного субъекта гражданско-правовых и предпринимательских отношений. Соответственно мы считаем, что создание (реорганизация, ликвидация) МУП должно находиться в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что обеспечит более эффективный контроль за деятельностью МУП, в том числе будет эффективнее профилактика присвоения чужого имущества [5] и мошенничества [6], что встречается в деятельности МУП.

Следует заметить, что в ряде муниципальных образований издаются муниципальные правовые акты, довольно подробно раскрывающие функции и полномочия органов местной администрации как учредителя МУП, что отражает особенности современной правовой системы России [7]. В этом смысле заслуживает внимания «Порядок осуществления администрацией муниципального образования город Краснодар функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Краснодар» [8]. В данном акте, в частности, подробно определяются функции и полномочия Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар как структурного подразделения городской администрации. Следует заметить, что полномочия Департамента (фактически - его директора, т. к. он также действует на основе принципа единоначалия) необычайно велики - ему делегированы полномочия принимать решения в своей сфере от имени всей городской администрации, с чем мы также не можем согласиться, полагая, что это явный перегиб делегирования полномочий в системе властеотношений на местном уровне [9], а если точнее, то здесь мы усматриваем в определенной степени умаление принцип народовластия [10], поскольку Департамент не имеет мандата доверия у избирателей.

Применительно к рассматриваемой проблематике МУП создается в целях решения, прежде всего, социальных задач в рамках вопросов местного значения [11, с. 149] (в нашем случае - транспортное обслуживание населения), следовательно, их плановые показатели должны быть увязаны с планированием социально-экономического развития муниципального образования [12, с. 427]. Как отмечает В. А. Болдырев, законодатель понимает под социальными задачами те, от решения которых зависит благополучие всех или значительной части членов общества, вне зависимости от их положения [13, с. 30-36], и с такой позицией мы солидарны. Следует при этом заметить, что, несмотря на идущий процесс акционирования, МУП остаются важными субъектами предпринимательской деятельности, участвуют в процессе производства различных материальных и нематериальных благ. В литературе в этой связи встречается мнение о том, что МУП способны и должны стремиться извлекать прибыль из своей хозяйственной деятельности за счет имущества собственника и грамотного управления, и данная - коммерческая -составляющая часто игнорируется [14, с. 43-46], хотя МУП - это коммерческая организация, и предпринимательская деятельность МУП - это, прежде всего, деятельность, осуществляемая на постоянной основе, предусматривающая экономическое развитие организации по исполнению своих полномочий для обеспечения жизнедеятельности населения в рамках средств местного бюджета с целью привлечения дополнительных средств, а также заключение в процессе этой

39

деятельности гражданско-правовых сделок от своего имени [15, с. 16]. Однако полностью согласиться с таким суждением не представляется возможным.

Дело в том, что предпринимательская деятельность МУП существенно отличается от такой же предпринимательской деятельности других юридических лиц, в частности, тем, что МУП обладают специальной правоспособностью, отсюда и правовое регулирование предпринимательской деятельности МУП имеет специфику [16]. В первую очередь это связано с тем, что МУП не имеют полномочий свободно распоряжаться денежными средствами и иным имуществом без согласия собственника. В частности, трамвайно-троллейбусные МУП не имеют права самостоятельно продать какое-либо транспортное средство, это должно делаться с согласия органа власти, которое обладает таким свойством [17, с. 8]. Кроме того, согласно ст. 295 ГК РФ, собственник имеет право на часть прибыли МУП от использования имущества. Размер этой части прибыли, а также порядок и сроки ее перечисления определяются муниципальными правовыми актами, а также уставом МУП (вместе с тем нужно иметь в виду, что положение о получении части прибыли является правом, а не обязанностью собственника, и нередки случаи, в том числе в транспортной сфере, когда МУП по воле собственника вообще освобождается от обязанности перечислять часть прибыли).

Несмотря на это, в последние годы все чаще продвигается идея ликвидации МУП как института. На наш взгляд, есть основания полагать, что в ближайшем макробудущем (вероятно, 15-30 лет) альтернатива МУП в реальной экономике, связанной с решением публично значимых задач в сфере транспортного обслуживания населения, вряд ли появится, и, соответственно, этот процесс не нужно ускорять.

Литература

1. Упоров И. В., Старков О. В. Финансовое право. Москва, 2013.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 11.11.2015.

3. Звягольский А. Ю., Тамазов З. Г., Упоров И. В. Правовое регулирование института публичных слушаний и его реализация в муниципальных образованиях. Москва, 2008.

4. Коренькова С. М.Управление маркетинговой деятельностью в системе пассажирского транспорта общего пользования в муниципальном образовании. Дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2007.

5. Упоров И., Городенцев Г. Понятие присвоения и растраты вверенного имущества в уголовном праве России // Уголовное право. 2004. № 4.

6. Бондарь А. В., Старков О. В., Упоров И. В. Мошенничество как вид преступного посягательства против собственности и особенности его проявления в сфере банковской деятельности. Сыктывкар, 2003.

7. Упоров И. В., Курдюк П. М., Курдюк Г. П. Правотворчество в современной России. Краснодар, 2003.

8. Краснодарские известия. 2011. 17 декабря.

9. Турицын И. В., Упоров И. В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. 2015. № 2. С. 4-10.

10. Старков О. В., Упоров И. В. Теория государства и права / Под общ. ред. О. В. Старкова. Москва, 2012.

11. Упоров И. В., Старков О. В. Муниципальное право Российской Федерации. Москва, 2015.

12. Муниципальное право России / Отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2009.

13. Болдырев В. А. О целях создания унитарных предприятий // Право и экономика. 2011. N 7. С. 30-36.

14. Фахреева Р. И. Законодательство о предпринимательской деятельности муниципальных унитарных предприятий: история становления и современное состояние // Предпринимательское право. 2011. N 4. С. 43-46.

15.Модин Н. А. Проблемы и пути развития предпринимательской деятельности муниципальных организаций // Законодательство и экономика. 2008. N 2. С. 16.

16. Упоров И. В., Старков О. В. Финансовое право. Москва, 2013.

17. Турицын И. В., Упоров И. В. Теоретическая конструкция публичной власти и ее конституционно-правовое преломление в России // Право и практика. 2015. № 2. С. 4-10.

Problems of formation of the labor market 1 2 Kuzmenko D.1, Slancenko L.2 (Russian Federation)

Проблемы формирования рынка труда

Кузьменко Д. Ю.1, Сланченко Л. И.2 (Российская Федерация)

1Кузьменко Даниил Юрьевич /Kuzmenko Daniil - студент;

2Сланченко Людмила Ивановна / Slancenko Ludmila - кандидат экономических наук, доцент,

научный руководитель, кафедра прикладной экономики и управления персоналом, экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: целью написания работы выступает исследование основных проблем на российском рынке труда. Тема является важной и актуальной. В статье рассматривается современное состояние рынка труда, его основные проблемы, анализируется влияние текущего финансово-экономического кризиса и выделены государственные меры в отношении национального рынка труда. Abstract: the purpose of writing the work in favor of basic research problems in the Russian labor market. The topic is important and urgent. The article discusses the current state of the labor market, its main problems, analyzes the impact of the current financial and economic crisis and highlights the state measures on national labor market.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, трудоустройство, экономика, заработная плата, кризис, субсидии, экономическая политика.

Keywords: labor market, unemployment, employment, the economy, wages, the crisis, subsidies, economic policy.

Введение. Рынок труда представляет собой одну из наиболее важных сфер экономики. Он является одним из индикаторов, состояние, которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. В свою очередь занятость населения является необходимым условием для общественного воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и в целом рынок труда актуальны для экономики страны и представляют интерес для рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.