10. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: учебник. М., 2002. 352 с.
11. Шулакова А.А. Проблемные аспекты разграничения государственных услуг с государственными функциями // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2015. № 1 (51). С. 239.
12. Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю.Н. Старилова. М. NOTA BENE, 2010. 390 с.
13. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 // СЗ РФ. 30.05.2011. № 22. Ст. 3169.
14. Федотов В.В. Проблемы разграничения государственных услуг и государственных функций в России на современном этапе / В.В. Федотов // Административное и муниципальное право, 2015. № 11. С. 1157.
15. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2010. № 31. Ст. 4179.
16. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // СЗ РФ от 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Головко К.Г. Email: [email protected]
Головко Ксения Геннадьевна - магистрант, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматриваются положения российского законодательства, регулирующего деятельность муниципальных унитарных предприятий. В начале статьи автор уделяет отдельное внимание определению правового статуса муниципальных предприятий. Далее в работе выделяется три законодательных уровня, на которых происходит правовое регулирование муниципальных унитарных предприятий: федеральный, региональный и местный. В ходе исследования автор приходит к выводу, что регулирование исследуемого института происходит преимущественно на федеральном и местном уровнях. Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальные образования, муниципальные унитарные предприятия, экономическая деятельность.
LEGAL BASIS OF THE ECONOMIC ACTIVITY OF MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISES Golovko K.G.
Golovko Ksenia Gennadyevna - Undergraduate Student, DEPARTMENT OF CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD
Abstract: this article discusses the provisions of the Russian legislation governing the activities of municipal unitary enterprises. At the beginning of the article, the author devotes attention to the definition of the legal status of municipal enterprises. Further, the work identifies three legislative levels at which legal regulation of municipal unitary enterprises takes place: federal,
regional and local. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the regulation of the studied institution takes place mainly at the federal and local levels. Keywords: local governments, municipalities, municipal unitary enterprises, economic activity.
УДК 342.553
Статьей 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее «Закон о местном самоуправлении») установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Пункт 1 ст. 51 указанного закона гласит, что «органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом» [1]. Приведенные положения закона имеют определяющую роль, так как обеспечивают экономические основы самоуправления в целом.
Закон о местном самоуправлении в п. 4 ст. 51 закрепляет право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения. Та же статья закона указывает, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают руководителей и т.д. [1]. Более подробное регламентирование полномочий, прав и обязанностей субъектов, создаваемых муниципальными образованиями, устанавливается уставами и иными нормативно-правовыми актами муниципальных образований, уставами муниципальных предприятий. Из этого следует, что на федеральном уровне закон практически не раскрывает правовой статус таких организаций, а также основы их экономической деятельности.
Для того чтобы ответить на вопрос о правовых основах экономической деятельности муниципальных предприятий, необходимо более детально рассмотреть их правовой статус, как субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Так, формируемые муниципальным образованием предприятия являются юридическими лицами, обладающими вещными правами на имущество, переданное им муниципальным образованием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [4, с. 62]. Также важно отметить, что хозяйственная деятельность органов местного самоуправления, в первую очередь, представлена деятельностью муниципальных предприятий. Все это дает основание для утверждения, что муниципальные унитарные предприятия являются самостоятельными и полноправными субъектами экономических отношений, а равно обладают самостоятельностью в управлении финансовыми ресурсами и имуществом, находящимися в их распоряжении [5, с. 92].
Говоря о правовых основах деятельности муниципальных предприятий, необходимо отметить, что деятельность муниципальных предприятий регулируется нормативно-правовыми актами трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Федеральный уровень представлен двумя основополагающими нормативно-правовыми актами: федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Здесь подробнее остановимся на втором законе.
Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит в себе достаточно подробное регулирование вопросов реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию, и распоряжение имуществом муниципального предприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 рассматриваемого закона «собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого
предприятия». Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей [2].
В контексте исследуемой проблематики необходимо также обратить внимание на ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В данной статье раскрываются права муниципального образования, являющегося собственником муниципальных унитарных предприятий, в отношении таких предприятий [2].
Так, помимо прочего, муниципальное образование определяет цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на участие такого предприятия в ассоциациях и различных объединениях коммерческих организаций; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности; формирует уставной фонд; утверждает бухгалтерскую отчетность и иные отчеты предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и на совершение иных сделок; утверждает показатели экономической эффективности для деятельности предприятия, а также контролирует их надлежащее выполнение и т.д. Перечень, приведенный в законе, является открытым, так как п. 17 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указывает на то, что муниципальное образование имеет также другие права и несет другие обязанности в отношении муниципального предприятия, определенные российским законодательством [2].
Анализ перечисленных полномочий позволяет сделать вывод о том, что экономическая деятельность муниципальных предприятий напрямую зависит от решений, принимаемых учредителем, т.е. муниципальным образованием. Согласно ч. 3 ст. 21 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества. Это положение подчеркивает подотчетность и зависимость муниципального предприятия от муниципального образования [2].
Гражданский кодекс РФ также регулирует экономическую деятельность муниципальных предприятий, поскольку содержит положения, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности. Однако в данной работе этот аспект затрагиваться не будет, так как акцент делается на полномочия органов местного самоуправления.
Помимо федерального законодательства экономическую деятельность муниципальных предприятий регулируют региональные и муниципальные правовые акты, принимаемые в том муниципальном образовании, на территории которого учреждается предприятие. В частности, федеральное законодательство в ряде положений указывает, какие нормы должны регулироваться на местном уровне. Например, устав муниципального унитарного предприятия должен содержать нормы о реорганизации муниципальных предприятий [3, с. 66].
Таким образом, правовые основы экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий составляют нормы федерального законодательства, а также правовые акты, принятые в муниципальном образовании. Деятельность унитарных предприятий подконтрольна учредителю, т.е. муниципальному образованию, которое достаточно строго регламентирует деятельность унитарных предприятий.
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Российская газета. 08.10.2003. № 3316.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» / Российская газета. 03.12.2002. № 3097.
3. Аверин О.И. Правовые и организационные основы деятельности муниципальных унитарных предприятий и полномочия органов местного самоуправления в этой сфере // Философия права, 2009. № 5. С. 64-67.
4. Бозиева ЕА. Правовой статус субъектов экономической деятельности, создаваемых органами местного самоуправления // Право и практика, 2013. № 4. С. 61-65.
5. Видрученко М.В. Органы местного самоуправления как субъект муниципального хозяйства // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, 2014. № 2 (13). С. 92-97.
ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ГРУППАМИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Рысев И.А. Email: [email protected]
Рысев Илья Александрович - магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, юридический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются сферы применения специальных знаний при расследовании хищений, совершаемых организованными преступными группами в сфере жилищно-коммунального хозяйства; обозначаются задачи, которые способен решить специалист-бухгалтер для оказания помощи предварительному расследованию; приводятся формы специальных исследований; дается понятие «специалист», «документальная ревизия»; анализируются перспективы проведения ревизии до возбуждения уголовного дела и на стадиях предварительного расследования; приводится перечень документов, необходимых к изъятию и исследованию для ревизии, обозначается перечень видов типичных нарушений, выявляемых ревизорами при документальной ревизии или проверке. Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, расследование, хищение, ревизия, специальные знания.
CONDUCTING AN AUDIT IN THE INVESTIGATION OF LARCENY COMMITTED BY ORGANIZED CRIME GROUPS IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Rysev I.A.
Rysev Ilya Aleksandrovich - Undegraduate, DEPARTMENT OF PROCED URE AND CRIMINALISTICS, FACULTY OF LAW, MOSCOW REGION STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the scope of application of special knowledge in investigating the theft committed by organized criminal groups in the field of housing and communal services; identifies tasks that a specialist accountant is capable of solving to assist a preliminary investigation; forms of special studies are given; gives the concept of "specialist", "documentary revision"; analyzes the prospects for conducting an audit prior to the initiation of a criminal case and at the stages of a preliminary investigation; a list of documents required for seizure and examination for audit is provided; a list of types of typical violations detected by auditors during documentary audit or verification is indicated. Keywords: housing and communal services, investigation, larceny, audit, special knowledge.
УДК 343.71