Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН / CONSTITUTIONAL LAW / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / MUNICIPAL GOVERNMENT / LOCAL AUTHORITIES / НАРОД / PEOPLE / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Власенко Елена Евгеньевна

В статье осуществлен анализ правовой природы органов местного самоуправления как формы народовластия. Показано, что муниципальная власть - это власть особого рода, которая не является буквально продолжением государственной власти на местах, но при этом имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Автор приходит к выводу о том, что практика местного самоуправления в России в последние годы дает определенные основания полагать, что имеется тенденция нивелирования особенностей местного самоуправления. С целью повышения степени управляемости территорий, государство все чаще по разным вопросам встраивает местную власть в государственную, в связи с чем «лишает» местное самоуправление черт, присущих общественной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL-LEGAL NATURE OF LOCAL GOVERNMENT

In the article the author analyses the legal nature of local government as a form of democracy. It is shown that the municipal government - is the power of a special kind, which is not just an extension of state authority in the field, but it has a number of features inherent in state power. The author concludes that the practice of local government in Russia in recent years gives some reason to believe that there is a trend of leveling characteristics of local government. In order to increase the degree of control areas, the state increasingly on various issues builds the local authorities in the state, due to which "deprives" the local government features inherent social power.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (тел. 8-861-258-14-26)

ШИШКИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного права Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского EFRIKJAN RUBEN A. - ^e senior lecturer of chair constitutional and administrative law of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia the candidate ofjurisprudence, senior lecturer

SHISHKIN EVGENIE V. - Ae teacher of chair of a constitutional law of International law institution, economy, the humanities and management K.V. Rossinsky's name the candidate ofjurisprudence of

УДК 342.553

ВЛАСЕНКО Е.Е. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: конституция, конституционный закон, местное самоуправление, муниципальная власть, органы местного самоуправления; народ, органы государственной власти.

В статье осуществлен анализ правовой природы органов местного самоуправления как формы народовластия. Показано, что муниципальная власть - это власть особого рода, которая не является буквально продолжением государственной власти на местах, но при этом имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Автор приходит к выводу о том, что практика местного самоуправления в России в последние годы дает определенные основания полагать, что имеется тенденция нивелирования особенностей местного самоуправления. С целью повышения степени управляемости территорий, государство все чаще по разным вопросам встраивает местную власть в государственную, в связи с чем «лишает» местное самоуправление черт, присущих общественной власти.

VLASENKO, E.E. CONSTITUTIONAL-LEGAL NATURE OF LOCAL GOVERNMENT

Keywords: сonstitution, constitutional law, local government, municipal government, local authorities, the people, the public authorities.

In the article the author analyses the legal nature of local government as a form of democracy. It is shown that the municipal government - is the power of a special kind, which is not just an extension of state authority in the field, but it has a number of features inherent in state power. The author concludes that the practice of local government in Russia in recent years gives some reason to believe that there is a trend of leveling characteristics of local government. In order to increase the degree of control areas, the state increasingly on various issues builds the local authorities in the state, due to which "deprives" the local government features inherent social power.

Ст. 3 Конституции РФ [1] народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления, признаются структурами публичной власти. Кроме того, согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление, понимаемое как особая форма организации власти, признается и гарантируется государством. В литературе отмечается, что наличие в Конституции Российской Федерации статьи 12 позволяет сделать вывод о господстве доктрины естественного права при формировании в 1993г. концепции местного самоуправления. «Естественное происхождение» данного права предполагает невозможность населения отказаться от него по своей воле (равно как и по принуждению государства). Но в отдельных случаях самостоятельность местного самоуправления понималась как практически полная «автономия» местной власти. Значение государства в такой ситуации неминуемо уменьшалось.

Поэтому муниципальная власть - это власть особого рода, она не является буквально продолжением государственной власти на местах, но имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Муниципальная власть - это особый публично-правовой феномен, объединяет ее с государственной властью то, что, как и последняя, она обеспечивает подчинение себе субъектов муниципально-правовых отношений. Но при этом муниципальная власть отличается от власти государственной тем, что обладает качественно отделяющими ее признаками [2, с. 15].

Очевидно, что конституционно-правовая природа российского местного самоуправления такова, что, оставаясь в целом институтом публичной власти, оно «вбирает» в свою природу ряд общественных черт. Наличие этих черт, наличие особого - муниципального - уровня управления, наличие особой сферы общественных отношений, связанных с решением вопросов местного значения, как раз и позволяет отделить местное самоуправление от государства, выделить его в самостоятельное образование с уникальной природой: во многом государственной, но с элементами общественного. Несмотря на то, что местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации традиционно тесно взаимосвязаны [3], именно тем, что имеют общий источник - власть народа.

Вместе с тем следует заметить, что практика местного самоуправления в России в последние годы дает определенные основания полагать, что имеется определенная тенденция по сглаживанию особенностей местного самоуправления. Государство с целью повышения степени управляемости территорий все чаще по разным вопросам встраивает местную власть в государственную, в связи с чем и «лишает» местное самоуправление черт, присущих общественной власти. Следовательно, в ближайшем будущем оно может стать исключительно уровнем государственной власти, хотя и с отдельными чертами, присущими общественным институтам. Такое положение. как представляется, обусловлено тем, что оптимальная модель взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в Российской Федерации до сих пор не создана, хотя она строится уже более чем десятилетие.

После принятия Федерального закона 2003 г. № 131 [4] стало возможным утверждать, что действующая модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления подвергнута существенным изменениям и что сами взаимоотношения будут четко, до деталей, урегулированы федеральным законодательством. В общем-то этот процесс естественный - та модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления, которая избрана в Российской Федерации, в первую очередь, при принятии Конституции Российской Федерации постоянной быть не может. Она всегда тяготеет к смещению то к административной, то к децентрализованной модели.

В последние годы система начала эволюционировать в сторону административной модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления. Так, часть первая Налогового кодекса Российской Федерации [5], нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации [6] последовательно ставили ресурсную базу местного самоуправления под полный контроль государства.

А в 2003 г. были изменены и общие принципы организации местного самоуправления, причем изменены таким образом, что государство вышло даже за конституционно установленные принципы организации местного самоуправления и конституционно установленные рамки правового регулирования местного самоуправления [7].

Представляется, что эта тенденция должна быть остановлена - в противном случае возможно настолько большое расхождение с конституционными нормами о местном самоуправлении, что сам термин «самоуправление» может быть выхолощен.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Норма, 2013.

2. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 15

3. См. напр.: Турицын И.В., Дубинин М.Г. Основные проблемы реализации советской судебной реформы в условиях нэпа (1922-1925 гг.) // Современная научная мысль. 2013. №4. С.112-127; Турицын И.В., Пустынников А.Ю. К вопросу о приоритетах деятельности советской прокуратуры в 1922-1922 гг. // Современная научная мысль. 2013. №4. С. 100-112.

4. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Ось, 2013.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 04.03.2013). М.: Ось, 2013.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 25.12.2012). М.: Ось, 2013; Звягольский А.Ю., Эфрикян Р.А. Социальное назначение права на образование и законодательная база деятельности органов местного самоуправления в образовательной сфере // Общество и право. 2012. №2 (39). С.320-323.

7. Эртель А.Г. Институты регионального развития // Бизнес в законе. 2010. №3. С.316-317.

8. Максимов Г.Б. К вопросу о механизме действия права // Право и практика. 2013. №2. С.27-33; Калюжный К.Ю. Проблемы юридического закрепления и реализации правотворческих полномочий местной администрации // Современная научная мысль. 2013. №1. С.80-85.

ВЛАСЕНКО ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (тел. 8918 450 51 45) VLASENKO, ELENA E. - lecturer, Department of special disciplines of the Krasnodar University of MIA Russia

УДК 347.471.032.1

БОЗИЕВА Е.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: экономическая деятельность, местное самоуправление, органы местного самоуправления, муниципальные образования, нормативно-правовые акты.

Статья содержит обстоятельный анализ общероссийского законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.