Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / NORMATIVE-LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бозиева Елена Анатольевна

Статья содержит обстоятельный анализ общероссийского законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики по обеспечению доходов местного бюджета. Показано, что органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Автором отмечается необходимость совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности на уровне муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бозиева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF LOCAL GOVERNMENT IN THE ECONOMY ON INCOME OF THE LOCAL BUDGET

The article contains a detailed analysis of nationwide legislation on the activities of local government in the economy to ensure that local budget revenues. It is shown that local authorities provide balance local budgets, and compliance with established federal law requirements for regulation of budgetary legal relations, the implementation of the budget process, the size of the deficit of local budgets, the level and composition of municipal debt, budget execution and debt of municipalities. The author notes the need to improve the legal regulation of business activity at the municipal level.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»

УДК 342.553

БОЗИЕВА Е.А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Ключевые слова: экономическая деятельность; местное самоуправление; органы местного самоуправления; муниципальные образования; нормативно-правовые акты.

Статья содержит обстоятельный анализ общероссийского законодательства по вопросам деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики по обеспечению доходов местного бюджета. Показано, что органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Автором отмечается необходимость совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности на уровне муниципального образования.

BOZIEV^ E.A.

INSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF LOCAL GOVERNMENT IN THE ECONOMY ON INCOME OF THE LOCAL BUDGET

Keywords: economic activity, local government, local government, municipality, normative-legal acts.

The article contains a detailed analysis of nationwide legislation on the activities of local government in the economy to ensure that local budget revenues. It is shown that local authorities provide balance local budgets, and compliance with established federal law requirements for regulation of budgetary legal relations, the implementation of the budget process, the size of the deficit of local budgets, the level and composition of municipal debt, budget execution and debt of municipalities. The author notes the need to improve the legal regulation of business activity at the municipal level.

Согласно ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права

муниципальных образований. Бюджет здесь занимает важнейшее место. В юридической литературе местные бюджеты определяются как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению дохода страны и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти [2, с. 27]. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14) [3].

Эти определения, на наш взгляд, не противоречат друг другу. Необходимо заметить, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений.

Так, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Также они регулируются принимаемыми в соответствии с данными законами нормативными актами субъектов Российской Федерации (ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Причем, в соответствие с законом, органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов [4].

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В практике деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемом контексте важнейшим является вопрос наполнения местных бюджетов собственными доходными источниками. Пока он решается в целом неудовлетворительно. Более того, финансовая зависимость местных бюджетов от вышестоящих властей не только не ослабляется, но даже усиливается. Это видно, прежде всего, по тому факту, что в соответствии с изменениями в Налоговом кодексе Российской Федерации в местный бюджет теперь (с 27

июля 2004 г.) поступают в полном объеме сборы только от двух налогов: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Исходя из этого, доходы местного бюджета в решающей степени могут пополняться от результатов деятельности субъектов экономической, расположенных на территории муниципальных образований. В свою очередь, их эффективность зависит от решений, которые принимают органы местного самоуправления в сфере экономики. И в целом именно городам, районам, как основным структурным социально экономическим составляющим государства, где сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал страны, сегодня отводится важная роль в его экономическом, социальном и политическом развитии.

Помимо установления местных налогов, создания благоприятного климата для инвестирования и в целом для бизнеса на подведомственной территории, органы местного самоуправления могут пополнять муниципальную казну и за счет своей экономической (предпринимательской) деятельности. При этом организация предпринимательской деятельности муниципального образования опосредует такие сферы деятельности, как поставка товаров для населения, продуктов питания для муниципальных образовательных, лечебных учреждений, перевозка грузов и пассажиров, обеспечение электричеством, теплом и газоснабжением, строительство, предоставление услуг и др.

В регулировании экономического развития своей территории местное сообщество решает множество вопросов жизнедеятельности. Проблема заключается в том, что на сегодня у органов местного самоуправления обязательств, примерно в три раза больше, чем финансовых возможностей. Однако для решения хозяйственных задач необходимо стабильное финансовое благополучие муниципального образования.

Отсюда вытекает проблема гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности органов местного самоуправления [5]. Если в первые годы после принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. особое внимание уделялось вопросам организационных основ органов местного самоуправления, го после принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003г. возникла необходимость теоретического обоснования участия органов местного самоуправления в предпринимательской деятельности.

По этим вопросам имеется немало точек зрения, в том числе достаточно радикальных. Так, Н.А. Модин, в частности, пишет: «Учитывая сложившееся ныне бесправное имущественное положение и нищенское состояние абсолютного большинства субъектов местного самоуправления, а также произвол, проявляемый многими субъектами Российской Федерации в отношении регулирования доходов и расходов местного самоуправления, предлагается издание специального Закона Российской Федерации по вопросам формирования и использования права муниципальной собственности, в том числе в части таких специфических для местного самоуправления объектов

собственности, - как земля, ее недра, водные и лесные объекты. Сегодня муниципальные образования не обладают необходимым набором объектов муниципальной собственности для нормального функционирования экономической системы муниципалитета. Важное значение имеет участие органов государственной власти в решении вопросов формирования муниципальной собственности и местных финансов. Важным направлением деятельности этих органов является организационно - методическое руководство, в рамках которого они призваны оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в работе по составлению и исполнению местных бюджетов, формировании муниципальных внебюджетных фондов, а также разрабатывать минимальные государственные социальные стандарты, устанавливать социальные и финансовые нормы» [6, с. 6].

Однако мы полагаем, что столь радикальные решения вряд ли смогут коренным образом изменить ситуацию, учитывая огромную коррупционную составляющую в системе местного самоуправления и имея в виду дефицит профессиональных кадров из числа инженеров и экономистов, готовых посвятить себя муниципальной службе в сфере экономики муниципальных образований. Мы полагаем, что основной магистральный путь уже определен ранее и закреплен в правовых актах - речь идет о поддержке малого бизнеса, где роль местной власти является решающей. По этому поводу принят в 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, к сожалению, реализуется очень слабо.

И, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходит [7, с. 5-7]. Именно потому экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса. Одна из главных - административные барьеры. Ее недостаточная решенность многократно увеличивает издержки бизнеса [8, с. 102-108]. В этих условиях малый и средний бизнес фактически вынуждался уходить в неправовую сферу, действовать по так называемым серым и даже черным схемам. В частности, бизнесмены ввозили в страну товары контрабандным путем, нарушали достоверность их кодирования, занижали объемы ввозимых товаров, скрывали реальные доходы от налогообложения и т.п. Это обусловлено тем, что легальная деятельность отечественного малого и среднего предпринимательства отличалась крайне высокими издержками. Не случайно, согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в декабре 2007 г., среди российских предпринимателей 63% респондентов были убеждены, что для формирования новых предприятий сложившаяся в стране бизнес-среда является скорее помехой, нежели благоприятствующим фактором. Таково следствие бесчисленных нарушений прав бизнеса [9].

На наш взгляд, именно это направление деятельности органов местного самоуправления в сфере экономики будет способствовать пополнению

источников доходов в местный бюджет - нельзя забывать простую истину: бюджет основывается на налогах, а поступления от них зависят от успешности предпринимателей, поэтому для них нужно создавать соответствующие условия, и прежде всего издавать муниципальные нормативно-правовые акты, способствующие реальному развитию малого бизнеса.

Литература и источники

1. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 05.04.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Ось, 2013.

2. Поляк Г.Б. Финансы местных Советов. М., 1999. С. 27.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 25.12.2012). М.: Норма, 2013.

4. Павловская В.Ю. Местный бюджет в экономической системе муниципального образования и его законодательное регулирование // Современная научная мысль. 2013. №1. С.71-74.

5. Эртель А.Г., Шахкелдов Ф.Г. Представитель как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе // Право и практика. 2005. №1. С.20-23.

6. Модин Н.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности органов местного самоуправления. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 6.

7. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика. 2003. № 9. С. 5-7.

8. Маликов Р. О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. 2003. № 3. С. 102 - 108.

9. Эртель А.Г. Формирование эффективного ядра капиталов в региональных экономических системах современной России. Автореф. ... дисс. канд. экон. наук. Майкоп, 2010; Румянцев А. А., Эртель А.Г. Что такое субстрат и для чего он нужен // Современная научная мысль. 2012. №1. С.134-139; Курганов А. Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. №1. С.35; Радаев В. Российский бизнес: на пути к легализации // Вопросы экономики. 2002. №1. С. 72-75.

БОЗИЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (тел. 8(861)258-14-26)

BOZIEVA, ELENA А. - associate chair of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of MIA Russia (тел. 8(861)258-14-26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.