УДК 332
ЕВ. Шаиова. I АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
Т.М. Чижикова БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Бюджетная система Российской Федерации является главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в среде экономического и социального развития соответствующих территорий. Муниципальные образования обеспечиваются доходами при помощи закрепления доходных источников для покрытия минимальных необходимых расходов местных бюджетов. Расходы местных бюджетов должны производиться по всем предметам ведения деятельности муниципального образования. Одна из главных целей составления бюджета муниципального образования состоит в обеспечении соответствия расходов бюджета его доходам, то есть сбалансированности бюджета.
Ключевые слова: местный бюджет, органы местного самоуправления, муниципальное образование, доход и расход местного бюджета, принцип сбалансированности бюджета.
Elena Shapoval TOPICAL ISSUES OF BALANCE MUNICIPAL BUDGET
Tatiana Chizhikova Annotation. The budget system of the Russian Federation is the main financial base of public
authorities and local governments in an environment of economic and social development of the Territories. Municipalities provide income with the help of securing revenue sources to cover the minimum required expenditures of local budgets. Expenditures of local budgets should be made in all subjects of operation of the municipality. One of the main goals budget preparation municipal education is in ensuring compliance spending budget his income, ie balance budget. Keywords: local budget, local governments, municipalities, income and expense of the local budget, the principle balanced budget.
В настоящее время у муниципальных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается превышение расходных обязательств над доходными, то есть не соблюдается принцип сбалансированности бюджета. Местное самоуправление является обязательной компонентой государственного строя в демократическом обществе. Оно осуществляется непосредственно гражданами через представительные органы, свободно избранные ими. Для выполнения функций, которые возложены на местные представительные и исполнительные органы, последние наделены определенными имущественными и финансово-бюджетными правами [1, c. 69].
Муниципальные финансы - это основа экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, которое передано в управление органам власти муниципалитета, объектами муниципальной собственности; являются базой для решения вопросов эффективного функционирования, совершенствования объектов инфраструктуры муниципального образования [2]. Муниципальные финансы состоят из средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных ценных бумаг, которые принадлежат органам местного самоуправления, других денежных средств, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальные финансы строятся на таких принципах как самостоятельность, прозрачность финансовых потоков, гласность, государственная финансовая поддержка [5].
Для местных органов власти финансовой базой являются их бюджеты. Имущественные и бюджетные и права, которые предоставлены этим органам, позволяют им формировать, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться предприятиями, переданными в их ведение, и получать доходы от них. Местный бюджет служит одним из важных каналов доведения до граждан конечных результатов производства. Общественные фонды потребления через них распределяются между различными группами населения. Развитие различных отраслей производственной
© Шаповал Е.В., Чижикова Т.М., 2015
сферы в известной мере финансируется из этих бюджетов, и, в первую очередь, местная пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, объем продукции и услуги которых служат также важным компонентом обеспечения жизнедеятельности граждан.
У каждого муниципального образования есть собственный бюджет. Бюджетом муниципального образования (местный бюджет) является форма поступления и расходования денежных средств в расчете на один финансовый год, которые предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления в целях исполнения расходных обязательств муниципальных образований не могут использовать иные формы образования и расходования денежных средств. Согласно бюджетной классификации РФ в местных бюджетах предусматриваются раздельно средства, которые идут на исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления в связи с осуществлением полномочий муниципальных образований по проблемам местного значения и расходных обязательств муниципального образования, которые исполняются за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления некоторых государственных полномочий. Районный бюджет (бюджет муниципального района) - свод бюджетов городских и сельских поселений, которые входя в состав муниципального района (не учитывая межбюджетные трансферты между этими бюджетами), формируют консолидированный бюджет муниципального района.
Как составная часть бюджета городских и сельских поселений могут быть рассчитаны сметы доходов и расходов других территорий, отдельных населенных пунктов, которые муниципальными образованиями не являются. Органы местного самоуправления должны обеспечить сбалансированность местных бюджетов, соблюдая установленные требования к регулированию бюджетных отношений, величине дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению долговых и бюджетных обязательств муниципального образования [3, с. 85]. Органами местного самоуправления самостоятельно осуществляются контроль за формированием, утверждением, исполнением местного бюджета и его пополнением с соблюдением требований законодательства. В соответствии с порядком, который установлен федеральными законами и в соответствии с ними принимаемыми другими нормативно-правовыми актами РФ, органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.
Официальному опубликованию подлежат следующие документы:
- проект местного бюджета;
- решение об утверждении местного бюджета, а также годовой отчет о его исполнении;
- ежеквартальные данные о ходе исполнения местного бюджета, о численном составе муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных организаций с информацией о фактических расходах на их денежное содержание.
Взаимосвязанность со всеми звеньями финансовой системы органов местного самоуправления, управляющая и системообразующая функции дают возможность назвать следующие признаки местного бюджета:
1) он наделен специфическими признаками конкретного муниципального образования, который является субъектом бюджетного права;
2) выступает организационно-управленческим механизмом финансовой деятельности органов местного самоуправления;
3) представляется разновидностью правовой формы реализации конституционно-правового статуса местного самоуправления [3, с. 68].
Местный бюджет является комплексом упорядоченных, развивающихся на базе нормативно-правовых актов, финансово-экономических отношений, которые появляются при образовании, рас-
пределении и использовании централизованного денежного фонда муниципального образования или городского округа и поселений, которые находятся в собственности, предназначенный для финансового обеспечения нужд граждан при помощи исполнения расходных обязательств и являющегося главным финансовым документом, утверждаемым представительным органом местного самоуправления на предстоящий финансовый год и (или) плановый период [4, с.74].
Экономическая сущность местного бюджета проявляется в его назначении, при этом он выполняет следующие функции:
- формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением работы органов местного самоуправления; направление использования между отраслями местного хозяйства этих фондов;
- контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью муниципальных унитарных предприятий, организаций и учреждений, которые входят в муниципальную собственность, а также за расходованием средств бюджетополучателей других форм собственности [1, с.47].
Работа местных бюджетов осуществляется при помощи особых экономических форм - доходов и расходов. Они выражаются в последовательных этапах распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, который концентрируется в бюджетах муниципальных образований. Существование источников доходов местного бюджета является органически присущим условием исполнения местного самоуправления. Местные доходы, также как и доходы бюджетов на всех уровнях бюджетной системы РФ, построены на принципе признания права требования публичных субъектов на часть в производимом национальном внутреннем валовом продукте. Это дает возможность муниципальным образованиям сформировать свой централизованный фонд денежных средств.
В понятии «доход местного бюджета» объединены виды доходов конкретных муниципальных образований: доходы бюджета муниципального района, бюджета городского округа и бюджета поселений. Признак доходов местного бюджета - это способность их удовлетворять потребности публичного субъекта, уровень обладания денежными средствами которого, , дает возможность ими распоряжаться, то есть использовать на муниципальные нужды. Процедура поступления денежных средств в бюджет регулируется законодательством на федеральном, региональном уровне, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Расходы бюджета - это денежные средства, которые должны быть направлены на финансовое обеспечение задач и функций органов местного самоуправления в формах, которые предусмотрены Бюджетным Кодексом (БК) РФ. Органами местного самоуправления ведутся реестры расходных обязательств муниципальных образований согласно требований БК РФ в порядке, который установлен решением представительного органа муниципального образования [4, с. 41]. Расходы местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ не допускаются, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральными законами либо законами субъектов РФ.
Итак, местным бюджетом называется бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого производят органы местного самоуправления на основе статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепленных Федеральным законом. Принцип сбалансированности бюджета является одним из основных принципов российской бюджетной системы. Одна из главных целей составления бюджета муниципального образования состоит в обеспечении соответствия расходов бюджета его доходам. То есть в бюджете муниципального образования доходы и расходы должны быть максимально сбалансированными.
В России в настоящее время у муниципальных бюджетов наблюдается хроническое превышение расходных обязательств органов местного самоуправления над доходными: расходные полно-
мочия составляют треть консолидированного бюджета страны, а доходные - всего четверть. Объективная причина такой ситуации кроется в реально существующей несбалансированности между законодательно установленными расходными полномочиями и доходными источниками местных бюджетов. В связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и передачей муниципальным образованиям дополнительных полномочий, ситуация значительно ухудшилась.
Финансовое обеспечение полномочий, которые переданы муниципальному району, а также городским и сельским поселениям, говорит о существенном дефиците финансовых средств в муниципальных образованиях, то есть о несбалансированности доходов и расходов местных бюджетов или их недостатке, к тому же реальный дефицит гораздо выше допустимого уровня, который установлен статьей 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Практический анализ формирования минимальных социальных стандартов субъектами РФ и муниципальными образованиями свидетельствует, что их устанавливают не исходя из объективных критериев социально-экономического состояния региона и муниципалитета, а в конечном итоге исходя из планируемых доходов соответствующего бюджета. Разработка и принятие методик для оценки бюджетных средств, которые необходимы для исполнения полномочий уровнями публичной власти, являются наиболее трудными.
Как отмечается в заключениях Счетной палаты РФ, многочисленных публикациях экспертов и специалистов в сложившейся ситуации финансовая самостоятельность муниципальных образований не может быть обеспечена. Стимулы для наращивания доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований: как за счет совершенствования администрирования, так и за счет создания благоприятных экономико-правовых условий для формирования и развития среды предпринимательства не создаются. Большая часть бюджетных ресурсов, которыми располагают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, идут на обеспечение государственных обязательств и муниципальных образований в социальной сфере. Субъектам РФ и муниципалитетам недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет осуществлять планирование и проводить собственную инвестиционную политику, которая должна быть направлена на экономическое развитие региона. Немногочисленные инструменты, которые остаются в арсенале органов власти и которые позволяют оказывать влияние на экономические процессы, составляют ограниченные возможности предоставления налоговых преференций и нормативно-правового стимулирования деятельности в сфере экономики. В таких условиях практика планирования и осуществления федеральным центром инвестиционных проектов, закрепленная на федеральном уровне, является практически единственным механизмом стимулирования экономических процессов, повышения налогового потенциала регионов и муниципальных образований.
В первоочередном порядке с целью увеличения доходов местных бюджетов нужно проводить реализацию следующего комплекса технически рутинных, в том числе законодательных, мер: таких как упрощение оформления в собственность гражданами объектов недвижимости, земельных участков и земельных паев, формирование достоверной базы данных о плательщиках местных налогов, упрощение и удешевление оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения, упрощение процедур регистрации бесхозяйного имущества, формализация взаимодействия органов местного самоуправления с органами налоговой и кадастровой службы, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по администрированию местных налогов и др. С целью создания долгосрочных и устойчивых стимулов для роста доходной базы в долгосрочной перспективе нужно переходить от взимания налога на доходы физических лиц по месту работы к взиманию по месту регистрации плательщика, налога на прибыль не по месту регистрации компании, а, наоборот, по месту ее физического нахождения.
В заключение следует выделить еще один момент для обеспечения сбалансированности бюд-
жетов всех уровней, уделяется которому недостаточное внимание. Дефицит, также как и профицит бюджета (и планируемого, и фактического) служит одним из показателей существования системных недоработок формирования, утверждения и исполнения бюджета.
Таким образом, один из главных инструментов государственной политики в сфере регионального развития состоит в бюджетной политике самого государства в целом и в отношении регионов в частности. От степени ее эффективности зависит во многом сбалансированность бюджетов бюджетной системы по вертикали и по горизонтали, соответствием необходимых расходов доходам бюджетов.
Библиографический список
1. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник / А. М., Бабич, Л. Н. Павлова. - М. : ЮНИТИ, 2010.-686 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.03.2015).
3. Васильев, В. И. Местное самоуправление / В. И. Васильев. - М. : Просвещение, 2013. - 232 с.
4. Лушина, С. И. Государственные и муниципальные финансы. / С. И. Лушина, В. А Слепова. - М. : Экономиста, 2011.-763 с.
5. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.03.2015).