Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО СТАТУСА / COUNCIL OF MUNICIPALITIES OF THE FEDERATION / THE SOURCES OF LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жумабаева Алия Аманбаевна

Статья посвящена новому институту в современной России - Совету муниципальных образований субъекта федерации, особенностям источников его правового статуса. С использованием методов сравнительного правоведения, системного и аналитического автором проведен анализ доктринальных воззрений в обозначенном вопросе, нормативных актов федерального уровня и субъектов федерации, закрепляющих правовой статус Совета муниципальных образований, их уставы. Выявлены особенности, формы и методы закрепления правового статуса. Представлена авторская классификация источников, проведен анализ выделенных групп источников, особое внимание уделено сравнительному аспекту, выявлены недостатки и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жумабаева Алия Аманбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE COUNCIL OF MUNICIPALITIES OF: SECURING FEATURES

The article is devoted to the new institution in modern Russia - Council of municipalities of the Federation, the peculiarities of the sources of its legal status. Using the methods of comparative law, systematic and analytical author analyzes the doctrinal views in a designated issue; regulations at the federal level and the federated entities, securing the legal status of the Council of municipalities, their statutes. The features, forms and methods of securing legal status. Author’s classification of sources, the analysis of selected groups of sources, special attention is paid to the comparative aspect, revealed shortcomings and suggested ways of solving them.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ»

ЖУМАБАЕВА Алия Аманбаевна,

аспирантка кафедры государственно-правовых дисциплин НИБ

zhumabaewa.alia@yandex.ru

12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:ОСОБЕННОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена новому институту в современной России - Совету муниципальных образований субъекта федерации, особенностям источников его правового статуса. С использованием методов сравнительного правоведения, системного и аналитического автором проведен анализ доктринальных воззрений в обозначенном вопросе, нормативных актов федерального уровня и субъектов федерации, закрепляющих правовой статус Совета муниципальных образований, их уставы. Выявлены особенности, формы и методы закрепления правового статуса. Представлена авторская классификация источников, проведен анализ выделенных групп источников, особое внимание уделено сравнительному аспекту, выявлены недостатки и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: Совет муниципальных образований субъекта федерации, источники правового статуса.

УДК - 340 ББК - 67

ZHUMABAEVA Alia Amantaevna,

postgraduate of Department of State and legal disciplines

of National Institute of Business zhumabaewa.alia@yandex.ru

THE LEGAL STATUS OF THE COUNCIL OF MUNICIPALITIES OF:

SECURING FEATURES

Summary. The article is devoted to the new institution in modern Russia - Council of municipalities of the Federation, the peculiarities of the sources of its legal status. Using the methods of comparative law, systematic and analytical author analyzes the doctrinal views in a designated issue; regulations at the federal level and the federated entities, securing the legal status of the Council of municipalities, their statutes. The features, forms and methods of securing legal status. Author's classification of sources, the analysis of selected groups of sources, special attention is paid to the comparative aspect, revealed shortcomings and suggested ways of solving them.

Keywords: Council of Municipalities of the Federation, the sources of legal status.

Европейская хартия местного самоуправления устанавливает, что право органов местного самоуправления вступать в ассоциацию для защиты и достижения общих интересов, а также в международную ассоциацию органов местного самоуправления должно быть признано в каждом государстве (ст. 10). Эта норма реализована в виде прямого указания Федерального закона от 06.10.2003 г. (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуп-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

равления в Российской Федерации» [27] на обязательное создание в субъектах федерации Советов муниципальных образований.

Федеральный законодатель использует метод отсылочного регулирования:

- во-первых, когда указывает, что «организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О

некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям»;

- во-вторых, устанавливая наличие законов субъектов Российской Федерации, в которых должны быть закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации;

- в-третьих, отсылая к уставу совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, принимаемому съездом.

Уровень источников субъектов федерации представлен традиционно конституциями (уставами) субъектов федерации, законами и подзаконными актами. Конституционное (уставное) закрепление института Советов муниципальных образований можно охарактеризовать как минимальное.

На уровне субъектов федерации регулирование советов муниципальных образований в конституциях и уставах не встречается. Выявлены два субъекта федерации, в своих уставах упоминающие эти объединения: в Уставе Хабаровского края (ст. 55) и в Уставе Тамбовской области (ст. 117). Эти субъекты федерации закрепили основу института — цели СМО в своих субъектах. В Тамбовской области это организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в области. Намного шире в Хабаровском крае: осуществление межмуниципального сотрудничества, координация деятельности муниципальных образований, реализации их прав и интересов, взаимодействия с органами государственной власти.

Больше субъектов федерации закрепили за своими Советами муниципальных образований право законодательной инициативы. Так, в Законодательном Собрании Ульяновской области оно принадлежит Совету муниципальных образований Ульяновской области; в Оренбургской области право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит

Совету (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области; в Волгоградской областной Думе — Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области».

Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит Совету муниципальных образований города Москвы; в Московской областной Думе — Совету муниципальных образований Московской области.

Вторичным регулированием может быть названо закрепление в конституциях, уставах субъектов Российской Федерации собственно межмуниципального сотрудничества, одной из форм которого является СМО. В субъектах Российской Федерации приняты законы, предусмотренные нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и регулирующие механизмы взаимодействия, полномочия органов государственной власти субъектов федерации с советами (ассоциациями) муниципальных обра-зований1

Помимо специальных законов, в субъектах федерации правовой статус СМО закрепляется в законодательстве о местном самоуправлении. Чаще всего это нормы о межмуниципальном сотрудниче-

1 Отметим различный подход в формулировках: законы о взаимодействии органов государственной власти с Советом муниципальных образований приняты в Костромской, Мурманской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Оренбургской, Томской областях; Республиках Алтай, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Краснодарском крае, Ямало-Ненецком АО; законы о полномочиях органов государственной власти по взаимодействию с Советом муниципальных образований приняты в Псковской, Рязанской, Ленинградской, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Тульской областях, в Республиках Бурятия, Дагестан, Сев. Осетия-Алания, Чеченской Республике; Еврейском АО, Ставропольском крае.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

стве и о СМО как одной из его форм, например, в Республике Татарстан и Оренбургской области.

Реже встречаются законы субъектов федерации о местном самоуправлении, в которых более подробно закрепляется правовой статус СМО. Закон Республики Марий Эл от 04.03.2005 г. «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» [8], подробнее всех проанализированных законов закрепляет статус СМО: помимо закрепления как формы межмуниципального сотрудничества, регулируются:

- направления и формы взаимодействия органов государственной власти Республики Марий Эл с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл;

- участие представителей Совета муниципальных образований Республики Марий Эл в деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл; участие представителей органов государственной власти Республики в работе Совета; государственная поддержка Совета муниципальных образований Республики Марий Эл.

Правовой статус Совета муниципальных образований города и взаимодействие органов государственной власти с СМО закреплен законами об организации местного самоуправления города Москвы, Чувашской Республики, о местном самоуправлении в Кировской области.

Как дополнительное полномочие СМО целесообразно рассматривать законодательно закрепленное право делегировать члена Общественной палаты в соответствии с нормами Закона Забайкальского края [6], право СМО г. Москвы дополнительное право на взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в городе Москве [5]; право на представительство СМО в решении конкретных вопросов в Мурманской области [7] и др.

Таким образом, представительные функции СМО расширяются за счет их представительства не только в органах государственной власти, но и в работе иных общественных объединений и институтах гражданского общества.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

Подзаконное регулирование сводится в основном к:

1) назначению актами органов государственной власти их представителей по взаимодействию с ассоциацией, советом муниципальных образований соответствующего субъекта; планирование совместных действий (Республика Тыва [22]);

2) регулированию актами органов государственной власти порядка осуществления полномочий их представителями по взаимодействию с ассоциацией, советом муниципальных образований соответствующего субъекта (Республика Алтай [13], Пермский край [19]) и порядка взаимодействия органа государственной власти с Советом муниципальных образований, как, например, в Удмуртской Республике [23];

3) планированию взаимодействия органов государственной власти с ассоциацией, советом муниципальных образований соответствующего субъекта (Республики Марий Эл [12]);

4) актам, утверждающим соглашения о сотрудничестве между органами государственной власти с ассоциацией, советом муниципальных образований соответствующего субъекта. Такие соглашения о сотрудничестве были заключены в Ленинградской области в 2007 г. [17], в Оренбургской области в 2006 г. [18];

5) актам, утверждающим порядок финансирования; встречается целевое финансирование, такое, как в Ярославской области [24], и без указания цели предоставления субсидий из бюджета субъекта федерации, как, например, в Новосибирской области [20];

6) актам, регламентирующим иные аспекты деятельности СМО. Например, в Самарской области Постановлением Губернатора урегулировано использование изображения Герба области ассоциацией «Совет муниципальных образований Самарской области» [15];

7) актам, учреждающим специальные органы по взаимодействию с СМО и закрепляющие их правовой статус (например, Совет по вопросам местного самоуправления при Думе Ставропольского края в своей деятельности взаимодействует с Ассоциацией «Совет муниципальных образо-

ваний Ставропольского края», общественными объединениями, научными и другими организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления [16]); возлагающим обязанности по взаимодействию с СМО субъекта на органы общей компетенции (например, в Республике Карелии [21], в Республике Крым [14] и др.

На муниципальном уровне источников правового закрепления правового статуса Советов муниципальных образований довольно мало. С нашей точки зрения, во исполнение базовых основ правового статуса Советов муниципальных образований, установленных федеральным уровнем, актами субъектов федерации, нормативное регулирование сводится в основном только к редкому упоминанию в уставах муниципальных образований в качестве полномочия органов местного самоуправления, актов полномочных органов местного самоуправления о создании и участии в Советах муниципальных образований.

Особенностью закрепления статуса Советов муниципальных образований является группа локальных актов — собственно уставов и иных актов Советов муниципальных образований.

Анализ структуры уставов Советов муниципальных образований позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, анализ уставов Советов МО показал, что количество структурных элементов колеблется от 7 до 18. Во-вторых, Уставы регулируют, как правило, четыре блока вопросов.

Первый блок закрепляет цели и задачи2 , некоторые Уставы закрепляют общее

2 Республики Татарстан, Адыгея, Дагестан; Иркутская, Белгородская, Костромская, Курская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Оренбургская, Томская области, Хабаровский, Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ.

3 Города Москва и Санкт-Петербург, Красноярский и Алтайский края, Карелия, Владимирская, Ульяновская, Псковская области.

4 Город Санкт-Петербург, Республика Марий Эл, Коми, Костромская, Волгоградская, Новгородская, Томская области.

положение, предметы3 , виды деятельнос-ти4, направление деятельности Советов5

Второй блок устанавливает правовой статус членов Совета6, правовой статус учредителей7 , условия и порядок приема в члены и выхода из Совета8

Третий блок — большинство Уставов регулируют экономические основы деятельности Советов МО: имущество Совета МО9 средства Советов10. Устав Ассоциации МО Иркутской области выделяет статьи, посвященные основам экономической деятельности Ассоциации (ст. 3), финансово-хозяйственной деятельности (ст. 4), Устав Совета МО Московской области ст. 8, Ставропольский край ст. 7 посвящает финансам, имуществу и хозяйственной деятельности Совета.

Четвертый блок — закрепление системы органов Совета муниципального образования. Как правило, это самый объемный и разнообразный блок в анализируемых актах. Для установления статуса порядка формирования и компетенции органов используются разные подходы. В Уставах Алтайского и Красноярского краев применяется термин «структура». Законодатели используют разные термины11

5 Астраханская область, Красноярский край.

6 Хабаровский, Камчатский, Забайкальский, Красноярский, Ставропольский, Алтайский края, Ханты-Мансийский АО, Республика Марий Эл, Оренбургская, Псковская области, г. Москва.

7 Город Санкт-Петербург, Республика Коми, Томская, Новосибирская области.

8 Город Москва, Камчатский край, Псковская, Новгородская области.

9 Город Санкт-Петербург, Республика Коми, Владимирская, Кемеровская, Томская, Смоленская, Самарская, Псковская, Новгородская области.

10 Костромская, Курская, Курганская, Вологодская, Белгородская, Брянская, Астраханская, Ульяновская, Челябинская, Рязанская, Ярославская, Тюменская, Свердловская, Саратовская области, Республики Дагестан, Башкортостан, Адыгея, Удмуртия, Татарстан, Хабаровский, Красноярский, Забайкальский, Камчатский края.

11 Например, органы Совета (Забайкальский край, Костромская, Саратовская, Томская обла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Акты СМО направлены на регулирование собственной деятельности: принятие положений о статусе органов и должностных лиц. Например, Решение Общего Собрания Совета муниципальных образований Республики Марий Эл от 14.06.2006 г. «О Ревизионной комиссии Совета муниципальных образований Республики Марий Эл» [25], акты о регулировании обязанностей членов СМО; решение Съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» от 13.03.2013 № 8 «Об изменении порядка исчисления и уплаты членских взносов Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»» [26]; акты, оформляющие деятельность СМО, например Информация Секретариата Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области от 30.11.2011 г. «Ответы на наиболее актуальные вопросы по местному самоуправлению» [9].

Рассмотрев основные аспекты конституционно-правового закрепления основ статуса Советов муниципальных образований, можем сформулировать следующие выводы.

Источниками конституционно-правового закрепления основ статуса Советов муниципальных образований являются следующие группы актов: международно-правового регулирования; актов органов публичной власти (федерального уровня, субъектов федерации, местного самоуправления); локальных актов (собственно уставов и иных актов Советов муниципальных образований). Требуется вынесе-

сти), органы управления (Хабаровский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республики Марий Эл, Дагестан, Адыгея, Удмуртия, Татарстан и Коми, Астраханская, Иркутская, Ульяновская, Брянская, Кемеровская, Владимирская, Московская, Курская, Нижегородская, Рязанская, Самарская, Смоленская, Тюменская области), контрольные органы (Свердловская, Ульяновская области, Камчатский край). Во всех уставах закрепляется правовой статус ревизионной комиссии, а в ст. 7 Устава Совета муниципальных образований Московской области закреплены «третейские органы».

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

ние основ правового статуса СМО в уставы муниципальных образований; увеличение регулирования на подзаконном уровне с целью закрепления механизмов взаимодействия и форм представительства, выработки общего мнения, в том числе, с использованием форм прямой демократии [11, с. 70]; большого опыта работы представительных органов [2, с. 174; 3, с. 16; 1, с. 147]; сотрудничества общественных объединений с исполнительной властью [10, с. 2]; государственной поддержки в системе институтов гражданского опыта [4, с. 305].

Список литературы:

[1] Белоусова Е.В. Правовой статус представительных органов местного самоуправления как органов публичной власти в России: Монография. М.: Nota Bene, 2011. - 291 c.

[2] Булаков О.Н. Парламентское право Российской Федерации. М., 2004. - 459 с.

[3] Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право и парламентские процедуры в Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 2. М.: «1с: Компьютерный Аудит».

[4] Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2010. - 407 с.

[5] Закон г. Москвы от 15.04.2009 № 6 (ред. от 16.12.2015) «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 17.07.2009. № 6. Ст. 140.

[6] Закон Забайкальского края от 04.03.2010 № 335-33K (ред. от 05.05.2014) «Об Общественной палате Забайкальского края» // Забайкальский рабочий. 08.03.2010. № 37; 12.05.2014. № 87.

[7] Закон Мурманской области от 24.06.2013 № 1630-01-ЗМО (ред. от 24.02.2016) «О специализированной некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области»» // Мурманский Вестник. 27.06.2013. № 115. С. 3; 02.03.2016. № 36. С. 3.

[8] Закон Республики Марий Эл от 04.03.2005 № 3-З (ред. от 30.12.2015) «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл» // Собрание законо-

дательства Республики Марий Эл. 26.04.2005. № 4. Ст. 150 // Официальный интернет-портал Республики Марий Эл http://www.portal. mari.ru, 31.12.2015.

[9] Информация Секретариата Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области от 30.11.2011 г. «Ответы на наиболее актуальные вопросы по местному самоуправлению» // Муниципальный вестник Оренбуржья. 2011. № 11.

[10] Киреева Е.Ю. О правовых и доктриналь-ных подходах к понятию «инновационная деятельность»: Тезисы круглого стола «Россия и современный мир: политика, экономика, безопасность» // Власть. 2012. № 6.

[11] Комарова В.В. Идеи народовластия // Lex russica. 2016. № 3 (112).

[12] Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24.12.2009 № 52-П «О Программе взаимодействия Государственного Собрания Республики Марий Эл с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл на 2010 год» // Собрание законодательства Республики Марий Эл.

29.01.2010. № 1 (часть I). Ст. 27.

[13] Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 09.11.2012 № 23-26 «О порядке осуществления полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай»» // Сборник законодательства Республики Алтай. 2012. № 94(100). С. 54 (подписано в печать 15.04.2013).

[14] Постановление Государственного Совета Республики Крым от 09.10.2014 № 68-1/14 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении Положения о Комитете Государственного Совета Республики Крым по вопросам государственного строительства и местного самоуправления» // Крымские известия. 08.11.2014. № 221(5632). Опубликовано без приложения.

[15] Постановление Губернатора Самарской области от 09.02.2011 № 18 «Об использовании изображения Герба Самарской области ассоциацией «Совет муниципальных образований Самарской области»» // Волжская коммуна.

11.02.2011. № 46(27481).

[16] Постановление Думы Ставропольского края от 29.01.2009 № 868-IV ДСК (ред. от 16.02.2012) «О Совете по вопросам местного самоуправления при Думе Ставропольского края» // СПС «КонсультантПлюс».

[17] Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 05.12.2007 № 1142 «О Соглашении о сотрудничестве между Законодательным собранием Ленинградской области и ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области»» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 17.06.2008. Вып. 1.

[18] Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.11.2006 № 730 «Об утверждении соглашения о взаимодействии Законодательного Собрания Оренбургской области и Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области» (вместе с «Соглашением о взаимодействии Законодательного Собрания Оренбургской области и Совета (ассоциации) муниципальных образований Оренбургской области») // СПС «КонсультантПлюс».

[19] Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21.06.2012 № 280 «О полномочном представителе Законодательного Собрания Пермского края в Совете муниципальных образований Пермского края» // Собрание законодательства Пермского края. 17.07.2012. № 6.

[20] Постановление Правительства Новосибирской области от 22.02.2011 № 64-п (ред. от 19.05.2015) «О порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области ассоциации «Совет муниципальных образований Новосибирской области»» // Советская Сибирь. 01.03.2011. № 35.

[21] Постановление Правительства РК от 24.07.2012 № 237-П (ред. от 20.10.2015) «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления» // Собрание законодательства РК. 2012. № 7 (часть II). Ст. 1358; 2015. № 10. Ст. 1973.

[22] Постановление Правительства Республики Тыва от 18.11.2004 № 1045 «О Совете муниципальных образований Республики Тыва» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[23] Постановление Правительства УР от 10.03.2015 № 93 «О Порядке взаимодействия Правительства Удмуртской Республики с Ассоциацией развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики»» // Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http: //www.udmurt.ru, 13.03.2015.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

[24] Постановление Правительства ЯО от 25.03.2013 № 287-п (ред. от 18.03.2015) «Об утверждении Порядка предоставления субсидии ассоциации «Совет муниципальных образований Ярославской области» на организацию межмуниципального сотрудничества» // Документ-Регион. 02.04.2013. № 24; 24.03.2015. № 23.

[25] Решение Общего Собрания Совета муниципальных образований Республики Марий Эл от 14.06.2006 № 1/6 «О Ревизионной комиссии Совета муниципальных образований Республики Марий Эл» // СПС «Консультант Плюс».

[26] Решение Съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» от 13.03.2013 № 8 «Об изменении порядка исчисления и уплаты членских взносов Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области»» // СПС «Консультант Плюс».

[27] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2016. № 26 (часть I). Ст. 3866.

Spisok literatury:

[1] Belousova E.V. Pravovoj status pred-stavitel'ny'x organov mestnogo samouprav-leniya kak organov publichnoj vlasti v Rossii: Monografiya. M.: Nota Bene, 2011. - 291 c.

[2] Bulakov O.N. Parlamentskoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2004. - 459 s.

[3] Bulakov O.N., Ryazancev I.N. Parlament-skoe pravo i parlamentskie procedury' v Rossijskoj Federacii // «Cherny'e dy'ry'» v rossijskom zakonodatel'stve. 2004. № 2. M.: «1s: Komp'yuterny'j Audit».

[4] Grudcy'na L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoj mexanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obshhestva v Rossii: Dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2010. - 407 s.

[5] Zakon g. Moskvy' ot 15.04.2009 № 6 (red. ot 16.12.2015) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v gorode Moskve» // Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy'. 17.07.2009. № 6. St. 140.

[6] Zakon Zabajkal'skogo kraya ot 04.03.2010 № 335-ZZK (red. ot 05.05.2014) «Ob Obshhestvennoj palate Zabajkal'skogo kraya» // Zabajkal'skij rabochij. 08.03.2010. № 37; 12.05.2014. № 87.

[7] Zakon Murmanskoj oblasti ot 24.06.2013 № 1630-Ol-ZMO (red. ot 24.02.2016) «O specializirovannoj nekommercheskoj organizacii «Fond kapital'nogo remonta obshhego imushhestva v mnogokvartirny'x domax v Murmanskoj oblasti»» // Murmanskij Vestnik. 27.06.2013. № 115. S. 3; 02.03.2016. № 36. S. 3.

[8] Zakon Respubliki Marij E'l ot 04.03.2005 № 3-Z (red. ot 30.12.2015) «O regulirovanii otdel'ny'x otnoshenij, svyazanny'x s osushhest-vleniem mestnogo samoupravleniya v Respublike Marij E'l» // Sobranie zakono-datel'stva Respubliki Marij E'l. 26.04.2005. № 4. St. 150 // Oficial'ny'j internet-portal Respubliki Marij E'l http://www.portal.mari.ru, 31.12.2015.

[9] Informaciya Sekretariata Soveta (associ-acii) municipal'ny'x obrazovanij Orenburgskoj oblasti ot 30.11.2011 g. «Otvety' na naibolee aktual'ny'e voprosy' po mestnomu samo-upravleniyu» // Municipal'ny'j vestnik Orenburzh'ya. 2011. № 11.

[10] Kireeva E.Yu. O pravovy'x i doktri-nal'ny'x podxodax k ponyatiyu «innovacionnaya deyatel'nost'»: Tezisy' kruglogo stola «Rossiya i sovremenny'j mir: politika, e'konomika, bezopasnost'» // Vlast'. 2012. № 6.

[11] Komarova V.V. Idei narodovlastiya // Lex russica. 2016. № 3 (112).

[12] Postanovlenie Gosudarstvennogo Sobraniya Respubliki Marij E'l ot 24.12.2009 № 52-P «O Programme vzaimodejstviya Gosudarstvennogo Sobraniya Respubliki Marij E'l s Sovetom municipal'ny'x obrazovanij Respubliki Marij E'l na 2010 god» // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Marij E'l. 29.01.2010. № 1 (chast' I). St. 27.

[13] Postanovlenie Gosudarstvennogo Sobraniya - E'l Kurultaj Respubliki Altaj ot 09.11.2012 № 23-26 «O poryadke osushhest-vleniya polnomochij Gosudarstvennogo Sobraniya - E'l Kurultaj Respubliki Altaj po vzaimodejstviyu s associaciej «Sovet munici-pal'ny'x obrazovanij Respubliki Altaj»» // Sbornik zakonodatel'stva Respubliki Altaj. 2012. № 94(100). S. 54 (podpisano v pechat' 15.04.2013).

[14] Postanovlenie Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Kry'm ot 09.10.2014 № 68-1/14 (red. ot 25.12.2015) «Ob utverzhdenii Polozheniya o Komitete Gosudarstvennogo Soveta Respubliki Kry'm po voprosam gosudarstvennogo stroitel'stva i mestnogo samoupravleniya» // Kry'mskie izvestiya. 08.11.2014. № 221(5632).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Opublikovano bez prilozheniya.

[15] Postanovlenie Gubernatora Samarskoj oblasti ot 09.02.2011 № 18 «Ob ispol'zovanii izobrazheniya Gerba Samarskoj oblasti associaciej «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Samarskoj oblasti»» // Volzhskaya kommuna.

11.02.2011. № 46(27481).

[16] Postanovlenie Dumy' Stavropol'skogo kraya ot 29.01.2009 № 868-IV DSK (red. ot 16.02.2012) «O Sovete po voprosam mestnogo samoupravleniya pri Dume Stavropol'skogo kraya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[17] Postanovlenie Zakonodatel'nogo sobraniya Leningradskoj oblasti ot 05.12.2007 № 1142 «O Soglashenii o sotrudnichestve mezhdu Zakonodatel'ny'm sobraniem Lenin-gradskoj oblasti i associaciej «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Leningradskoj oblasti»» // Vestnik Zakonodatel'nogo sobraniya Leningradskoj oblasti. 17.06.2008. Vy'p. 1.

[18] Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobraniya Orenburgskoj oblasti ot 15.11.2006 № 730 «Ob utverzhdenii soglasheniya o vzaimodejstvii Zakonodatel'nogo Sobraniya Orenburgskoj oblasti i Soveta (associacii) municipal'ny'x obrazovanij Orenburgskoj oblasti» (vmeste s «Soglasheniem o vzaimodejstvii Zakono-datel'nogo Sobraniya Orenburgskoj oblasti i Soveta (associacii) municipal'ny'x obrazovanij Orenburgskoj oblasti») // SPS «Konsul'tant Plyus».

[19] Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobraniya Permskogo kraya ot 21.06.2012 № 280 «O polnomochnom predstavitele Zakonodatel'nogo Sobraniya Permskogo kraya v Sovete muni-cipal'ny'x obrazovanij Permskogo kraya» // Sobranie zakonodatel'stva Permskogo kraya.

17.07.2012. № 6.

[20] Postanovlenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti ot 22.02.2011 № 64-p (red. ot 19.05.2015) «O poryadke opredeleniya ob»ema i predo-stavleniya subsidij iz oblastnogo byudzheta Novosibirskoj oblasti associacii «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Novosibirskoj oblasti»» // Sovetskaya Sibir'. 01.03.2011. № 35.

[21] Postanovlenie Pravitel'stva RK ot

24.07.2012 № 237-P (red. ot 20.10.2015) «Ob utverzhdenii Polozheniya o Gosudarstvennom komitete Respubliki Kareliya po vzaimo-dejstviyu s organami mestnogo samoupravleniya» // Sobranie zakonodatel'stva RK. 2012. № 7 (chast' II). St. 1358; 2015. № 10. St. 1973.

[22] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Ty'va ot 18.1 1.2004 № 1045 «O Sovete municipal'ny'x obrazovanij Respubliki Ty'va» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[23] Postanovlenie Pravitel'stva UR ot 10.03.2015 № 93 «O Poryadke vzaimodejstviya Pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki s Associaciej razvitiya i podderzhki mestnogo samoupravleniya «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Udmurtskoj Respubliki»» // Oficial'ny'j sajt Glavy' Udmurtskoj Respubliki i Pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki http:// www.udmurt.ru, 13.03.2015.

[24] Postanovlenie Pravitel'stva YaO ot

25.03.2013 № 287-p (red. ot 18.03.2015) «Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya subsidii associacii «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Yaroslavskoj oblasti» na organizaciyu mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva» // Dokument-Region. 02.04.2013. № 24; 24.03.2015. № 23.

[25] Reshenie Obshhego Sobraniya Soveta municipal'ny'x obrazovanij Respubliki Marij E'l ot 14.06.2006 № 1/6 «O Revizionnoj komissii Soveta municipal'ny'x obrazovanij Respubliki Marij E'l» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[26] Reshenie S»ezda Associacii «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Saratovskoj oblasti» ot 13.03.2013 № 8 «Ob izmenenii poryadka ischisleniya i uplaty' chlenskix vznosov Associacii «Sovet municipal'ny'x obrazovanij Saratovskoj oblasti»» // SPS «Konsul'tant Plyus».

[27] Federal'ny'j zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 23.06.2016) «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2003. № 40. St. 3822; 2016. № 26 (chast' I). St. 3866.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.