Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / PUBLIC COUNCILS / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FORMS OF INTERACTION / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горнев Роман Вадимович

Статья посвящена изучению взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений на примере Республики Марий Эл. Автор подробно анализирует положения Конституции Республики Марий Эл, регионального законодательства и муниципальных актов, посвященных данным аспектам. По результатам работы автор делает определенные теоретические и практические выводы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENTS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE REPUBLIC MARI EL

The article is devoted to the study of interaction between local governments and public associations on the example of the Republic of Mari El. The author analyzes in detail the provisions of the Constitution of the Republic of Mari El, regional legislation, as well as municipal acts dealing with these aspects. Based on the results of the work, the author makes certain theoretical and practical conclusions

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ»

УДК - 346 ГОРНЕВ Роман Вадимович,

ББК - 67.300г22 аспирант кафедры конституционного и административного права

Марийского государственного университета,

г. Йошкар-Ола

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ1

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений на примере Республики Марий Эл. Автор подробно анализирует положения Конституции Республики Марий Эл, регионального законодательства и муниципальных актов, посвященных данным аспектам. По результатам работы автор делает определенные теоретические и практические выводы.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, общественный контроль, общественные объединения, общественные советы, органы местного самоуправления, формы взаимодействия.

GORNEVRoman Vadimovich,

graduate student of the department of constitutional and administrative law of Mari State University, Yoshkar-Ola

ACTUAL ISSUES OF INTERACTION OF LOCAL GOVERNMENTS AND PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE REPUBLIC MARI EL

Abstract. The article is devoted to the study of interaction between local governments and public associations on the example of the Republic of Mari El. The author analyzes in detail the provisions of the Constitution of the Republic of Mari El, regional legislation, as well as municipal acts dealing with these aspects. Based on the results of the work, the author makes certain theoretical and practical conclusions.

Key words: civil society, local government, public control, public associations, public councils, local governments, forms of interaction.

Для развития в современной России демократии и построения эффективного гражданского общества особую актуальность представляет разрешение проблемы повышения качества взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями как одним из базовых институтов гражданского общества. Степень зрелости гражданского общества проявляется, в

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» в рамках научного проекта № 2017-08б.

том числе, в реальности воздействия его институтов на органы публичной власти в процессе реализации государственной политики и осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности [2, с. 9].

В связи с тем, что Российская Федерация представляет собой государство с федеративным устройством, правовое регулирование данных отношений осуществляется и на уровне субъектов России. Тем самым определенный научный интерес представляет анализ правового регулирования данных отношений на примере конкретного региона. Для проведения настоя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

щего исследования автором выбрана Республика Марий Эл.

Установление общих принципов организации местного самоуправления в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ [7] находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Реализуя свои конституционные полномочия, субъекты Российской Федерации регулируют вопросы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления региональными конституциями, уставами, законами, а также иными нормативными правовыми актами. Кроме того, вопросы взаимодействия органов местной власти и объединений граждан могут регламентироваться муниципальными правовыми актами.

Часть 2 ст. 3 Конституции Республики Марий Эл [6] предусматривает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, в Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 14 Конституции Республики Марий Эл). В комментарии к ст. 14 Конституции Республики Марий Эл подчеркивается, что Республика Марий Эл заинтересована в организации местного самоуправления на своей территории, считает данный конституционный институт необходимым, обеспечивает содействие в его организации и последующей деятельности [5, с. 40, 41].

Статья 30 Конституции Республики Марий Эл предоставляет каждому гражданину права на объединение, а также свободу деятельности общественных объединений. Тем самым в Республике Марий Эл местное самоуправление признано в качестве основы конституционного строя, а гражданам гарантируется свобода объединений. Конституция Республики Марий Эл включает базовые положения, предоставляющие гарантии функционирования и органам местного самоуправления, и общественным объединениям. Конкретизация данных положений содержится в иных правовых актах органов государственной власти и в муниципальных актах.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

Одной из форм взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления, которая применяется в Республике Марий Эл, является взаимодействие в рамках работы общественных советов, созданных в муниципальных образованиях. Правовой основной для создания данных общественных советов является ч. 3 ст. 13 Федерального закона от

21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об общественном контроле в Российской Федерации» [13], в силу которой общественные советы могут создаваться при органах местного самоуправления.

В одном из своих исследований мы подчеркивали, что на федеральном уровне отсутствует норма права об обязательности создания общественных советов при органах местного самоуправления [1, с. 10]. В качестве разрешения данной проблемы предлагалось дополнить Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» правилом об обязательности создания общественных советов при представительных и исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных районов [1, с. 11]. Однако создание общественных советов на местном уровне по-прежнему является правом муниципалитетов, а его реализация зависит от уровня гражданской зрелости должностных лиц органов местного самоуправления и представителей муниципального гражданского общества.

В Республике Марий Эл действует закон от 05.10.2016 г. № 40-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля в Республике Марий Эл» [4]. Данный закон включает в себя лишь семь статей и не содержит каких-либо указаний на обязательное создание общественных советов при органах местного самоуправления. При этом в ряде муниципальных образований Республики Марий Эл общественные советы все же созданы и активно работают.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от

22 июня 2016 г. № 339^1 [11] утверждено

положение об Общественном совете муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Пунктами 1.1 и 1.2 данного положения предусмотрено, что общественный совет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, образован в целях обеспечения гласности и открытости деятельности органов местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», повышения эффективности их взаимодействия с институтами гражданского общества, научными, образовательными и иными учреждениями при реализации функций и полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления, а также осуществления общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Одной из задач данного общественного совета является развитие взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, использование их потенциала для повышения эффективности реализации органами местного самоуправления своих полномочий, определенных законодательством, формирование обоснованных предложений о совершенствовании работы в указанной сфере деятельности (п. 2.1 положения).

К полномочиям общественного совета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» относится выработка предложений о совместных действиях общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных некоммерческих организаций, а также средств массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления (п. 2.2 положения).

Отметим, что в муниципальных правовых актах нашли отражение официальные показатели работы общественного совета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в 2016 г. Так, Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26.04.2017 г. № 476-VI [12] к сведению была принята информация о результатах деятельности общественного совета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за шесть ме-

сяцев 2016 г. В данный период с целью развития взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, научными, образовательными учреждениями и иными некоммерческими организациями, использования их потенциала для повышения эффективности реализации органами местного самоуправления своих полномочий, определенных законодательством, формирования обоснованных предложений о совершенствовании работы в указанных сферах деятельности общественный совет рекомендовал привлекать своих членов к работе в коллегиальных органах администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по различным направлениям.

Общественные советы существуют и в иных муниципальных образованиях Республики Марий Эл. Так, постановлением Главы городского округа «Город Волжск» от 24.02.2015 г. № 9 [9] на территории городского округа «Город Волжск» создан общественный совет. Одной из целей создания данного общественного совета является защита законных прав общественных объединений, иных некоммерческих организаций граждан, осуществляющих деятельность и зарегистрированных в установленном порядке на территории городского округа (ст. 1 Положения об общественном совете городского округа «Город Волжск»). К задачам данного общественного совета относится:

- привлечение граждан и их объединений к реализации муниципальной политики;

- выдвижение и поддержка гражданских инициатив, связанных с деятельностью органов местного самоуправления и имеющих значение для городского округа, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений при реализации местного самоуправления;

- оптимизация взаимодействия гражданского общества в сфере повышения качества муниципальных правовых актов;

- повышение информированности общественности по основным направлениям деятельности органов местного самоуправления;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

- содействие организации взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, расположенными на территории городского округа «Город Волжск».

Часть 2 ст. 3 Положения об Общественном совете городского округа «Город Волжск» предусматривает, что общественный совет формируется из числа граждан, проживающих на территории городского округа «Город Волжск», и представителей общественных объединений и общественных организаций, действующих на территории городского округа, которые предоставили свое письменное согласие о вхождении в состав общественного совета.

Общественный совет городского округа «Город Волжск» наделен следующими правами:

- проводить заседания по общественно важным проблемам;

- участвовать в публичных слушаниях, проводимых в городском округе;

- организовывать и проводить опросы населения, форумы, семинары, слушания и «круглые столы» по актуальным вопросам общественной жизни;

- обращаться и выступать с инициативой по вопросам местного значения в органы местного самоуправления городского округа.

Таким образом, в Республике Марий Эл активно применяется положительная практика создания и функционирования общественных советов на уровне местного самоуправления. Однако такая практика не является повсеместной в масштабах всей России.

Другой формой взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений, которая применяется в Республике Марий Эл, является обеспечение органами местного самоуправления деятельности общественных объединений пожарной охраны. Часть 1 ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 02.08.2011 г. № 48-З «О добровольной пожарной охране в Республике Марий Эл» [3] определяет, что финансовое и материаль-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2017

но-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет, в том числе, поддержки, оказываемой органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны. В силу ч. 2 ст. 3 данного Закона, органы местного самоуправления вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.

Взаимодействие органов местного самоуправления и общественных объединений в сфере пожарной охраны регулируется также муниципальными правовыми актами. Так, Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12.04.2012 г. № 861 [8] утверждено Положение об обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории городского округа «Город Йошкар-Ола». Пункт 2.1 данного Положения предусматривает, что основными формами участия администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны являются правовая защита, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

В Республике Марий Эл органы местного самоуправления особое внимание уделяют поддержке молодежных и детских общественных объединений. Постановлением мэра города Йошкар-Олы от 12.12.2008 г. [10] утверждено Положение о порядке проведения конкурса проектов детских, молодежных и студенческих общественных объединений. Участниками данного конкурса могут быть общественные объединения, организации и учреждения, работающие с молодежью города Йошкар-Олы. Цель проведения конкурса

— лучший социальный проект создания новых форм работы с подростками и молодежью, направленный на формирование здорового образа жизни детей и молодежи.

В Республике Марий Эл нормативно закреплены и применяются и иные формы взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. К ним можно отнести следующие виды взаимодействия: в рамках охраны общественного порядка, в рамках оказания имущественной поддержки отдельным категориям общественных объединений, в ходе рассмотрения обращений общественных объединений в органы местного самоуправления и другие.

Подводя итог изучению актуальных вопросов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений в Республике Марий Эл, можем сделать ряд выводов.

1. В Республике Марий Эл созданы определенные условия для правового взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Однако в основном данные положения дублируют нормы права сходных правовых актов, регулирующих аналогичные отношения на федеральном уровне.

2. Отдельно можно отметить положительную практику рассмотренных в настоящей статье муниципалитетов, расположенных в Республике Марий Эл, в части создания в муниципальных образованиях общественных советов, целью деятельности которых является, в том числе, обеспечение взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. Данный факт особенно примечателен ввиду отсутствия в федеральном и региональном законодательстве правила об обязательности создания общественных советов в наиболее крупных видах муниципальных образований.

3. В качестве дальнейшего вектора развития законодательства Республики Марий Эл, а также муниципальных правовых актов, принимаемых в Республике, следует предложить дополнение и конкретизацию в данных правовых актах положений сходного федерального законодательства. В частности, рекомендуется до-

полнить Закон Республики Марий Эл от 05.10.2016 № 40-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля в Республике Марий Эл», положениями об обязательности создания общественных советов при представительных и исполнительно-распорядительных органах (либо при муниципальном образовании) в городских округах и муниципальных районах.

Полагаем, что сформулированные выводы позволят повысить эффективность механизма взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений на территории Республики Марий Эл и в других субъектах Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Горнев Р.В., Михеева Т.Н. К вопросу о формировании общественных советов при органах местного самоуправления // Российская юстиция. 2015. № 8.

[2] Горнев Р.В., Михеева Т.Н. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и соотношения // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 3.

[3] Закон Республики Марий Эл от 02.08.2011 № 48-З (ред. от 25.04.2017) «О добровольной пожарной охране в Республике Марий Эл» // Марийская правда. Официальный еженедельник. 2011. № 30.

[4] Закон Республики Марий Эл от 05.10.2016 № 40-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля в Республике Марий Эл» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[5] Комментарий к Конституции Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. 2015. - 344 с.

[6] Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 года (ред. от 31.07.2014) // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

[8] Постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12.04.2012 № 861 «Об обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

[9] Постановление Главы городского округа «Город Волжск» от 24.02.2015 № 9 «О создании Общественного совета городского округа «Город Волжск» // Режим доступа: СПС «Кон-сультантПлюс».

[10] Постановление мэра города Йошкар-Олы от 12.12.2008 № 3228 (ред. от 06.02.2009) «О порядке проведения конкурса социальных проектов в области молодежной политики» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[11] Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.06.2016 г. № 339-VI «Об общественном совете муниципального образования «Город Йошкар-Ола» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[12] Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26.04.2017 № 476-VI «О результатах деятельности общественного совета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за 6 месяцев 2016 года» // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

[13] Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4213.

Spisok literatury:

[1] Gornev R.V., Mixeeva T.N. K voprosu o formirovanii obshhestvenny'x sovetov pri organax mestnogo samoupravleniya / / Rossijskaya yusticiya. 2015. № 8.

[2] Gornev R.V., Mixeeva T.N. Mestnoe samoupravlenie i grazhdanskoe obshhestvo: problemy' vzaimosvyazi i sootnosheniya // Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom. 2017. № 3.

[3] Zakon Respubliki Marij E'l ot 02.08.2011 № 48-Z (red. ot 25.04.2017) «O dobrovol'noj pozharnoj oxrane v Respublike Marij E'l» // Marijskaya pravda. Oficial'ny'j ezhenedel'nik. 2011. № 30.

[4] Zakon Respubliki Marij E'l ot 05.10.2016 № 40-Z «O regulirovanii otdel'ny'x voprosov, svyazanny'x s osushhestvleniem obshhestven-

nogo kontrolya v Respublike Marij E'l» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[5] Kommentarij k Konstitucii Respubliki Marij E'l. Joshkar-Ola. 2015. - 344 s.

[6] Konstituciya Respubliki Marij E'l ot 24.06.1995 goda (red. ot 31.07.2014) // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii (pri-nyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.

[8] Postanovlenie administracii gorodskogo okruga «Gorod Joshkar-Ola» ot 12.04.2012 № 861 «Ob obespechenii deyatel'nosti dobrovol'ny'x pozharny'x i obshhestvenny'x ob»edinenij pozharnoj oxrany' na territorii gorodskogo okruga «Gorod Joshkar-Ola» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Postanovlenie Glavy' gorodskogo okruga «Gorod Volzhsk» ot 24.02.2015 № 9 «O sozdanii Obshhestvennogo soveta gorodskogo okruga «Gorod Volzhsk» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Postanovlenie me'ra goroda Joshkar-Oly' ot 12.12.2008 № 3228 (red. ot 06.02.2009) «O poryadke provedeniya konkursa social'ny'x proektov v oblasti molodezhnoj politiki» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Reshenie Sobraniya deputatov gorod-skogo okruga «Gorod Joshkar-Ola» ot 22.06.2016 g. № 339-VI «Ob obshhestvennom sovete municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Joshkar-Ola» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Reshenie Sobraniya deputatov gorodskogo okruga «Gorod Joshkar-Ola» ot 26.04.2017 № 476-VI «O rezul'tatax deyatel'nosti obshhestvennogo soveta municipal'nogo obrazovaniya «Gorod Joshkar-Ola» za 6 mesyacev 2016 goda» // Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

[13] Federal'ny'j zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 03.07.2016) «Ob osnovax obshhest-vennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 30 (chast' I). St. 4213.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.