Научная статья на тему 'Конституционное закрепление идей гражданского общества и их реализация на муниципальном уровне в Республике Марий Эл'

Конституционное закрепление идей гражданского общества и их реализация на муниципальном уровне в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вавилов Никита Сергеевич

В статье проанализирован опыт муниципальных образований Республики Марий Эл по реализации конституционных основ деятельности гражданского общества: рассмотрены основные институты гражданского общества, осуществляющие свою деятельность на муниципальном уровне, изучены особенности правового регулирования механизмов поддержки гражданского общества; предложены определенные рекомендации по совершенствованию муниципального регулирования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное закрепление идей гражданского общества и их реализация на муниципальном уровне в Республике Марий Эл»

Практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл

S. V. Maslova

SOME QUESTIONS OF INTERACTION OF CONSTITUTIONAL (CHARTER) COURTS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION PROSECUTOR'S OFFICE

OF RUSSIAN FEDERATION

In the article the author reveals some issues of cooperation between the Constitutional (charter) courts of constituent entities of the Russian Federation Prosecutor's office of Russian Federation, including the issues of cooperation of the Constitutional court of the Republic of Mari El with the Prosecutor's office of the Republic of Mari El.

Key words: Constitutional (Charter) court, prosecution, cooperation, Constitutional litigation.

MASLOVA Svetlana Vasilievna - Candidate of Law, Judge of the Constitutional Court of the Republic of Mari El, Assistant Professor of Constitutional and Administrative law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

УДК 342.55

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИДЕЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Вавилов Никита Сергеевич,

аспирант Марийского государственного

университета,

г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье проанализирован опыт муниципальных образований Республики Марий Эл по реализации конституционных основ деятельности гражданского общества: рассмотрены основные институты гражданского общества, осуществляющие свою деятельность на муниципальном уровне, изучены особенности правового регулирования механизмов поддержки гражданского общества; предложены определенные рекомендации по совершенствованию муниципального регулирования в данной области.

Ключевые слова: конституция, местное самоуправление, гражданское общество, реализация принципов, муниципальный правовой акт, молодежный парламент, правовое регулирование.

В современных условиях развития общества и государства последнее не может полноценно функционировать без гражданского общества, как и гражданское общество не может существовать без государства. Гражданское общество является первостепенным источником легитимности государственной власти, поскольку его институты являются носителями информации о состоянии политической, социально-экономической и духовной сферы жизни общества. Развитие демократии и становление институтов гражданского общества находятся в прямой взаимосвязи между собой: чем более развито гражданское общество в стране, тем демократичнее становится государство.

В современных условиях российской государственности происходит формирование и становление институтов гражданского общества, и именно в силу их неразвитости они не могут осуществлять эффективный контроль над действующей государственной властью. В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года Президент России В. В. Путин отметил следующее:

«Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Понимают, что от их личных усилий многое зависит» [5]. Анализируя ход реформы местного самоуправления и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15], Общественная палата России отмечает, что «самой значимой цели реформы - активизации граждан в решении вопросов местного значения, формирования институтов гражданского общества - так и не удалось добиться» [1, с. 103].

Основной закон является главным источником всей правовой политики на территории государства, и от того, насколько эффективно реализуются нормы Основного закона, напрямую зависит легитимность власти и правовая защищенность населения. В федеративном государстве, каковым является Российская Федерация, ориентирами для правовой политики субъектов служат Основные законы (Конституции) субъектов Федерации.

68

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Вавилов Н. С.

Если говорить о Республике Марий Эл, то принятая 25 июня 1995 года Конституция содержит в себе основы для создания условий функционирования институтов гражданского общества. Статьей 12 закрепляется принцип идеологического многообразия на территориии Республики, вместе с тем введен запрет на создание и деятельность общественных объединений, деятельность которых направлена на насильственное изменение основ конституционного строя Республики Марий Эл, подрыв безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статьей 13 закреплено равенство религиозных объединений перед законом, статьей 30 предусматривается право каждого на объединение, гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Статьей 31 Конституции Республики Марий Эл закреплено право граждан на собрания, митинги, шествия и пикетирования.

Мы перечислили одни из немногих основ гражданского общества, заложенные в Конституции Республики Марий Эл. Конечно, если исходить из понятия гражданского общества в широком смысле, то необходимо будет упомянуть право граждан на обращения, многоообразие форм собственности, гарантии деятельности местного самоуправления, право на граждан на предоставление информации, свободу мысли и слова. Однако представляются интересными процессы реализации данных основ на местном уровне, так как наиболее приближенны органы местного самоуправления к гражданам, проживающим на определенной территории.

Так, деятельность Общественной палаты Республики Марий Эл регламентируется отдельным актом -Законом Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 г. № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл» [3]. В качестве цели создания Общественной палаты в законе указывается согласование общественно значимых интересов граждан и общественных объединений, обеспечение открытого, гласного обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития Республики Марий Эл, совершенствование механизма контроля и учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, содействие процессу формирования институтов гражданского общества. Вышеуказанным законом подробно регламентируется состав и порядок формирования, статус членов, организация деятельности и структура Общественной палаты.

Следует отметить, что на местном уровне в Республике Марий Эл общественные палаты не функционируют, однако в некоторых субъектах Российской Федерации общественные палаты созданы на местном уровне. Налицо отсутствие правового регулирования такого института гражданского общества, как Общественная палата муниципального образова-

ния в Республике Марий Эл. В этой связи можно было бы всем муниципальным образованиям Республики принять акты, регулирующие вышеуказанные вопросы.

В Республике Марий Эл имеется ряд нормативноправовых актов, регулирующих вопросы поддержки общественных объединений, а также частично регулирующих порядок организации их деятельности. В Законе Республики Марий Эл от 1 октября 1997 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Марий Эл» [2] под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Поддержка общественных объединений в Республике Марий Эл осуществляется и на муниципальном уровне. Примером тому может служить постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 г. № 861 «Об обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» [6]. Так, основными формами участия администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны являются правовая защита, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. В соответствии с пунктом 4.1 оказание органами местного самоуправления имущественной поддержки общественным объединениям пожарной охраны осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование на безвозмездной основе общественным объединениям пожарной охраны на долгосрочной основе зданий, сооружений, служебных помещений, оборудованных средствами связи, автотранспортных средств, оргтехники и иного имущества, необходимого для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Органы местного самоуправления вправе проводить конкурсы, конференции и иные мероприятия, имеющие целью материально стимулировать социальную активность институтов гражданского общества. Так, мэром г. Йошкар-Олы принято постановление, регламентирующее порядок проведения конкурсов социальных проектов в области молодежной политики [10]. Однако, кроме вышеуказанных постановлений, других муниципальных правовых

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

69

Практика реализации норм Конституции Республики Марий Эл

актов, регулирующих данные вопросы в иных муниципальных образованиях Республики Марий Эл, не имеется.

Если говорить в целом о механизме поддержки общественных объединений на муниципальном уровне в Республике Марий Эл, то он сводится преимущественно к предоставлению каких-либо материальных благ или выгод: к примеру, передача в безвозмездное пользование имущества, в том числе недвижимого, предоставление субсидий. Так, решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 22 февраля 2012 г. № 391-V [12] региональной общественной организации Республики Марий Эл «Товарищество инвалидов творческого труда» было передано в безвозмездное пользование нежилое помещение, а решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 22 февраля 2012 г. № 388-V Йошкар-Олинской городской организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов было передано в безвозмездное пользование жилое помещение [13].

Таким образом, считаем, что всем муниципальным образованиям Республики Марий Эл целесообразно закреплять механизмы поддержки институтов гражданского общества путем принятия специальных программ поддержки социально ориентированных институтов гражданского общества на конкурсной основе, а также определять нормативными правовыми актами критерии, предъявляемые к общественным объединениям, для оказания им организационной поддержки.

На уровне муниципальных образований имеется практика создания общественных комиссий при органах местного самоуправления для организации выполнения каких-либо функций, что увеличивает прозрачность выполняемых органами местного самоуправления полномочий. Так, постановлением Главы администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл [9] создана общественная комиссия для организации работы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Кроме того, имеет место проведение органами местного самоуправления конкурсов с целью поддержки и развития инициатив институтов гражданского общества на муниципальном уровне: постановлением мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл [10] утверждено Положение о порядке проведения конкурса проектов детских, молодежных и студенческих общественных объединений, организаций и учреждений, направленных на реализацию приоритетных направлений в области молодежной политики.

Правовое регулирование деятельности политических партий на муниципальном уровне в основном касается организации предвыборной агитации, а также деятельности участковых избирательных комиссий. Примерами такого правотворчества могут служить постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 31 октября 2011 г. № 2878 «О выделении и оборудовании специальных мест для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» [7], постановление Главы администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 17 августа 2009 г. № 346 «О предоставлении помещений, пригодных для проведения публичных мероприятий, встреч представителей политических партий с избирателями» [8].

Что касается функционирования религиозных организаций на муниципальном уровне в Республике Марий Эл, то в муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные акты, регулирующие вопросы активности данных организаций.

В Республике Марий Эл на местном уровне регулируется деятельность молодежных парламентов -особых органов общественного контроля за процессом реализации полномочий органами местного самоуправления. Так, решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл утверждено Положение о Молодежном парламенте при Собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» [14]. В соответствии с вышеуказанным положением молодежный парламент при Собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» является постоянно действующим совещательным и консультативным органом, создаваемым с целью содействия деятельности городского Собрания в сфере регулирования прав и законных интересов молодежи. При этом указывается, что молодежный парламент формируется из числа представителей общественных объединений, в том числе не являющихся юридическими лицами, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Среди полномочий молодежного парламента городского округа - мониторинг проектов решений городского Собрания в сфере реализации молодежной политики и подготовка предложений по его совершенствованию, участие в работе комиссий городского Собрания при подготовке и рассмотрении проектов нормативно-правовых актов в сфере реализации молодежной политики, участие в парламентских слушаниях, «круглых столах», сессиях и других мероприятиях, проводимых городским Собранием.

Принятие на местном уровне положений о молодежных парламентах, а также их формирование и функционирование имеет место в следующих муни-

70

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Вавилов Н. С.

ципальных образованиях: городской округ «Город Волжск», городской округ «Город Козьмодемьянск», Горномарийский, Моркинский, Оршанский, Медве-девский, Звениговский, Мари-Турекский муниципальные районы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что на муниципальном уровне в Республике Марий Эл активно реализуются основы построения гражданского общества, закрепленные в Конституции. В каждом муниципальном образовании имеется своя специфика правового закрепления основ, однако вектор правового регулирования в данной области направлен в сторону расширения механизмов взаимодействия гражданского общества, государства и местного самоуправления.

Литература

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2014. 184 с.

2. Закон Республики Марий Эл от 1 октября 1997 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997. № 12. Ст. 439.

3. Закон Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 г. № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2008. № 5 (I). Ст. 240.

4. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. № 278.

6. Постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 г. № 861 «Об обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» // Йошкар-Ола. 2012. № 15 (1119).

7. Постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 31 октября 2011 г. № 2878 «О выделении и оборудовании специальных мест для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий на выборах депутатов Государствен-

ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» // Йошкар-Ола. 2011. № 43.

8. Постановление Главы администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 17 августа 2009 г. № 346 «О предоставлении помещений, пригодных для проведения публичных мероприятий, встреч представителей политических партий с избирателями» // Моркинская земля. 2009. № 35.

9. Постановление Главы администрации муниципального образования «Параньгинский муниципальный район» Республики Марий Эл от 25.01.2007 № 20-П «О создании общественной комиссии для организации работы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» по направлению «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» // Наша жизнь. 2007. № 11.

10. Постановление мэра г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 12 декабря 2008 г. № 3228 «О порядке проведения конкурсов социальных проектов в области молодежной политики» (ред. 06.02.2009) [Электронный ресурс]. Режим доступа: справочно-правовая система «Гарант».

11. Постановление мэра города Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 12 декабря 2008 г. № 3228 «О порядке проведения конкурса социальных проектов в области молодежной политики» // Йошкар-Ола. 2008. № 52.

12. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 22 февраля 2012 г. № 391-V «О передаче в безвозмездное пользование нежилого помещения региональной общественной организации Республики Марий Эл «Товарищество инвалидов творческого труда» // Йошкар-Ола. 2012. № 8.

13. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 22 февраля 2012 г. № 388-V «О передаче в безвозмездное пользование жилого помещения Йошкар-Олинской городской организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и Правоохранительных органов // Йошкар-Ола. 2012. № 8.

14. Решение Собрания депутатов городского округа

«Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 24 декабря 2009 г. № 55-V «Об утверждении Положения о Молодежном парламенте при Собрании депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

справочно-правовая система «Гарант».

15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [официальный текст принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года: по состоянию на 3 февраля 2015 года] // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

N. S. Vavilov

CONSTITUTIONAL ENSHRINEMENT OF IDEAS IN THE CIVIL SOCIETY AND THEIR IMPLEMENTATION AT MUNICIPAL LEVEL IN THE REPUBLIC OF MARI EL

In the article the experience of municipalities of the Republic of Mari El on the implementation of the constitutional foundations of civil society is analyzed: the basic institutions of civil society were considered, carrying out their activities at the municipal level, legal regulation's features of supported mechanisms of civil society were studied; specific recommendations on improvement of municipal regulation were proposed in this area.

Key words: Constitution, local authority, civil society, realization of principles, Municipal law act, youth parliament, law regulation.

VAVILOV Nikita Sergeevich - Postgraduate student, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.