3.5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жумабаева Алия Аманбаевна, аспирантка. Место учебы: Национальный институт бизнеса. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: С использованием метода сравнительного правоведения автором исследуется законодательство субъектов Российской Федерации, Уставы Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, в сфере закрепления полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований. Сделан вывод о необоснованной минимизации законодателями субъектов полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований. Выявлены особенности закрепления исследуемых полномочий: по субъектам, по предмету и механизму реализации. Предложено расширение полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований с целью удовлетворения потребностей жителей муниципальных образований в сфере местного самоуправления.
Ключевые слова: совет муниципальных образований, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формы взаимодействия.
THE INTERACTION OF ASSOCIATIONS OF MUNICIPALITIES AND EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Zhumabaeva Alia Amantaevna, postgraduate student. Place of study: National Institute of Business. Department: State and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: With the use of comparative law method the author researches the legislation of the Russian Federation, the Statute of the Council of municipalities of the Russian Federation in the sphere of consolidation of powers of the executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation in cooperation with the Council of municipalities. Ther is made the conclusion of undue minimizing of legislators subjects of powers of the executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation in cooperation with the Council of municipalities. Features of fixing the test authority: on the subjects, on the subject and implementation mechanism. The extension of powers of the executive authorities of the Russian Federation in cooperation with the Council of municipalities to meet the needs of residents of municipalities in the sphere of local self-government.
Keywords: council of municipalities, executive authorities of the Russian Federation, forms of interaction.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с со-
ветами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются соответствующими законами субъектов федерации1. Анализ законодательства субъектов федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований субъектов показал приоритет взаимодействия с органами представительной власти, что вполне оправдано исходя из концепции нового уровня публичной власти и ее представительного органа [1. с.53]. По мнению автора, Совет муниципальных образований, будучи органом представительства, должен иметь возможность взаимодействия не только с представительными органами муниципального образования [2. с.27].
Между тем, взаимодействия с органами исполнительной власти по мнению автора имеет не менее важное значение.
Советы муниципальных образований, как представители интересов муниципальных образований перед органами государственной власти субъектов федерации должны обладать правовыми возможностями взаимодействия с постоянно действующими органами исполнительной власти.
Общие интересы жителей муниципальных образований - коллективных субъектов, и образуемых ими объединений, по мнению автора статьи, состоят в создании дополнительных гарантий реализации прав и свобод личности, позволяющих расширить спектр возможностей для участия граждан в управлении государственными и общественными делами [3. с. 28].
Но статус коллективных субъектов, как показывает анализ законодательства, в том числе и о Советах муниципальных образований, не завершен. Впрочем, эта проблема выявлена В.В. Комаровой и в конституционном праве в отношении коллективных субъектов - общественных объединений [5. с.50; 6. с.15]. Напомним, что Советы муниципальных образований - общественные объединения, следовательно, проблемы коллективных субъектов конституционного права могут быть рассмотрены применительно и к исследуемому автором субъекту муниципально-правовых отношений.
Совершенно очевидно, что новый субъект муници-пально-правовых отношений - Советы муниципальных образований субъектов федерации - связующее звено между муниципальными образованиями и государственной властью субъектов федерации, особенно важен в сфере взаимодействия с органами исполнительной власти.
Советы муниципальных образований субъектов, согласно их уставам, создаются для организации взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, по решению социальных, экономических и иных проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления, между собой и с органами государственной власти.
Помимо этого, для поддержки инициатив граждан в сфере местного самоуправления, развитие гражданского общества (Устав Совета муниципальных образований Республики Марий Эл)2; содействия в организации межмуниципального сотрудничества при решении вопросов местного значения, содействия решению
1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 23.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ 2003, N 40, ст. 3822; 2016, N 26 (Часть I), ст. 3866.
2 Решение Общего Собрания Членов Совета муниципальных образований Республики Марий Эл от 14.06.2006 N 1/2 (ред. от 21.06.2007) "Об Уставе Совета муниципальных образований Республики Марий Эл" // КонсультантПлюс.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МО С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
Жумабаева А.А.
проблем конкретных членов Ассоциации, относящихся к общим интересам членов Ассоциации (Устав Ассоциации "Совет муниципальных образований Новгородской области") ; организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований, по решению социальных, экономических и иных проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления, между собой и с органами государственной власти (Устав Ассоциации "Совет муниципальных образований Челябинской области)4.
В субъектах Российской Федерации приняты соответствующие законы, предусмотренные нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирующие механизмы взаимодействия, полномочия органов государственной власти субъектов федерации с советами (ассоциациями) муниципальных образований.
Законодатели только некоторых субъектов закрепили полномочия исполнительных органов государственной по взаимодействию с Советом муниципальных образований соответствующего субъекта федерации.
Например, к полномочиям исполнительных органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относится рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по проектам нормативных правовых актов Губернатора Московской области, Правительства Московской области по вопросам местного самоуправления (ст. 3, Закон Московской области от 24.12.2010 N 180/2010-03 "О полномочиях органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Московской области").
В Вологодской области к полномочия органов исполнительной государственной власти области по взаимодействию с Советом отнесено рассмотрение предложений Совета по совершенствованию не только областного законодательства, но и федерального; интересна формулировка предмета - не просто по вопросам местного самоуправления, как в Московской области, а «по вопросам, затрагивающим права и законные интересы муниципальных образований области» (ст. 2, Закон Вологодской области от 30.10.2012 N 2894-03 (ред. от 11.01.2016) "О полномочиях органов государственной власти Вологодской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Вологодской области").
В Ярославской области - по вопросам развития муниципальных образований Ярославской области и совершенствованию законодательства Ярославской области;
В Новосибирской области - рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере местного самоуправления.
К полномочиям Правительства Новосибирской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований еще относится рассмотрение докладов
3 Устав Ассоциации "Совет муниципальных образований Новгородской области" (утв. Решением Учредительного съезда муниципальных образований Новгородской области от 28.04.2006) (ред. от 16.12.2009) // КонсультантПлюс.
4 "Устав Ассоциации "Совет муниципальных образований Челябинской области" (утв. решением Съезда муниципальных образований Челябинской области (Учредительного Собрания полномочных представителей Членов Ассоциации "Совет муниципальных образований Челябинской области") от 04.08.2006 N 6) //
КонсультантПлюс.
Совета муниципальных образований о состоянии местного самоуправления и развитии муниципальных образований в Новосибирской области (ст. 5, Закон Новосибирской области от 07.11.2011 N 1ЗЗ-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Новосибирской области").
В Оренбургской области рассматривают обращения и предложения Совета муниципальных образований по совершенствованию нормативных правовых актов Правительства Оренбургской области и иных исполнительных органов государственной власти Оренбургской области по вопросам местного самоуправления (ст. 4, Закон Оренбургской области от 29.09.2010 N 3837/899-!У-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с Советом (ассоциацией) муниципальных образований Оренбургской области" ).
В Магаданской области законодатель перечислил органы исполнительной власти, избежав общей формулировки, как законодатели предыдущих примеров. Законом перечислены ответственные субъекты: Правительство Магаданской области, иные исполнительные органы государственной власти Магаданской области, которые рассматривают предложения Совета муниципальных образований по проектам нормативных правовых актов губернатора и Правительства Магаданской области в сфере местного самоуправления (ст. 2, Закон Магаданской области от 19.07.2011 N 1404-ОЗ (ред. от 14.03.2014) "О полномочиях органов государственной власти Магаданской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Магаданской области").
По аналогичному пути пошли законодатели Ярославской области, назвав Правительство и иные органы исполнительной власти Ярославской области (ст. 4, Закон ЯО от 21.05.2013 N 18-з (ред. от 08.04.2015) "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области с Советом муниципальных образований Ярославской области" );
законодатели Иркутской области, перечислив Губернатора, Правительство и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.
Отметим установление некоторых элементов механизма реализации исследуемого взаимодействия только в Иркутской области. Норами Закона Иркутской области от 08.12.2009 N 93/59-оз (ред. от 01.10.2015) "О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области"5, закреплена не только обязанность направления в совет муниципальных образований нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих интересы муниципальных образований соответствующего субъекта, но и срок: в течение 14 дней со дня их принятия.
Таким образом, проведенный анализ показал существующие особенности закрепления исследуемых полномочий: по субъектам, по предмету и механизму реализации.
Как правило, формами осуществления взаимодействия всех, без разделения по принципу разделения властей органов государственной власти субъекта
5 Закон Иркутской области от 08.12.2009 N 93/59-оз (ред. от 01.10.2015) "О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области" // КонсультантПлюс
Российской Федерации с Советом муниципальных образований являются:
осуществление обмена информацией по вопросам местного самоуправления; информирование Совета о подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере местного самоуправления; участие представителей Совета в подготовке и обсуждении указанных проектов в установленном законодательством порядке; участие представителей Совета в заседаниях органов государственной власти субъекта Российской Федерации; участие представителей органов государственной власти субъекта в работе Совета; оказание информационно-методической помощи Совету; получение у Совета необходимых материалов и информации по вопросам деятельности Совета; изучение опыта и сбор информации по вопросам местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов, как правило, закрепляют свое право в пределах компетенции использовать не запрещенные законодательством формы материальной и финансовой поддержки союзов, ассоциации муниципальных образований.
Отметим - разделения общих формулировок на органы отдельных ветвей власти (автора интересует взаимодействие с исполнительной властью) субъекта федерации в законодательстве минимально.
Между тем, эта сфера - насущна, ежедневно истре-буема и отсутствие ее регламентации, фактически сводит к нулю заложенный положительный потенциал этого института гражданского общества и его роли во взаимоотношениях с органами публичной власти.
По мнению автора, для максимально полного удовлетворения потребностей жителей муниципальных образований в сфере местного самоуправления соответствующего субъекта, целесообразно расширение полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований.
Сегодня как никогда важно взаимодействие различных уровней публичной власти, и разделим существующую точку зрения [4. с. 70]- Советы муниципальных образований, как институт гражданского общества, представляющий интересы муниципальных образований сегодня не исчерпал свой потенциал.
Список литературы:
1. Белоусова Е.В. Муниципальная власть как разновидность публичной власти // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК, 2011, № 3. - С. 5256.
2. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России (курс лекций под общей редакцией Булакова О.Н.) М., Юстицинформ 2007. 296 с.
3. Киреева Е.Ю. Поддержка и сопровождение органов местного самоуправления / Государственная служба - 2009 - №4 (60) - С. 27-30.
4. Комарова В.В. Муниципальное образование и государственная власть субъекта - сферы взаимодействия // Политико-правовые проблемы взаимодействия муниципальных образований с различными уровнями власти. Материалы VII Международной научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, практических работников, посвященной 150-летию земской реформы. Выпуск 7. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2014. С. 67-71.
5. Комарова В.В. Некоторые вопросы оформления правового статуса коллективного субъекта в совре-
менной России // «Конституционное и муниципальное право». №9. 2015. С. 49-54.
6. Комарова В.В. Общественные объединения и правовой статус коллективного субъекта в России // О некоторых вопросах и проблемах современной юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск. № 2. 2015. 57 с. С. 12-17.
Рецензия
на статью Жумабаевой А.А. «Взаимодействие ассоциаций муниципальных образований с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
Автор исследует проблемы и приоритеты правового регулирования взаимодействия ассоциаций муниципальных образований с органами исполнительной власти субъектов РФ в современной России. На основе анализа действующего законодательства выделены проблемы и противоречия, связанные с реализацией федерального законодательства по указанным вопросам.
На фоне многочисленных публикаций по данной проблематике появившихся на свет в последние годы, рецензируемая статья производит хорошее впечатление: стройная и логическая система подачи материала; аналитический подход к принципиальным проблемам в данной области. Соответствующая аргументация и иной материал подается в доступной форме.
Вывод: представленная к рецензированию статья может быть рекомендована для публикации.
Рецензент:
Доктор юридических наук, профессор Булаков О.Н.