ГЕЗГИЕВ Магомед Аюпович,
доцент кафедры уголовного права и процесса Ингушского государственного университета, e-mail: [email protected]
ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация. Одним из спорных моментов, характеризующихся активным обсуждением среди представителей административно-правовой науки, является правовой статус несовершеннолетнего. Вопросом, выбранным для изучения в настоящей статье, выступают определенные аспекты специфики данного статуса. По мнению значительного числа исследователей, несовершеннолетние понимают осуществляемые ими противоправные действия, при этом отсутствие соответствующего наказания за такое поведение способствует деградации сознания указанных лиц, потенциально обуславливающим переход к административным правонарушениям и уголовным преступлениям. В частности, исходя из изучения статистического материала, собранного Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно выделить ряд правонарушений, которые наиболее распространены среди представителей подрастающего поколения. Так, первое место занимает появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 334 случая; следующее по числу проявлений место принадлежит распитию алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 292 случая; на третьем месте - несоблюдение норм в области дорожного движения, количественный показатель данного правонарушения составляет 237 нарушений; следующее место принадлежит курению табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 207 случаев; последнее по частотности распространения место занимает мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 163 случаев. Отталкиваясь от данных фактов, авторы предполагают, что анализ административно-правового статуса несовершеннолетнего и модернизация его правовой регламентации будут способствовать определению места указанных лиц среди иных субъектов административно-правовых взаимодействий. Кроме того, требуется более детальное внимание со стороны законодателя в отношении потенциальной допустимости сокращения возраста административной ответственности за самые распространенные правонарушения, допускаемые несовершеннолетними, поскольку такой подход способен снизить их число и благоприятно отразиться на уровне правосознания представителей подрастающего поколения.
Ключевые слова: правовой статус, статус несовершеннолетних, административно-правовой статус, административные отношения, несовершеннолетний, ребенок, правовой статус ребенка, статус в административных отношениях.
GEZGIEV Magomed Ayupovich,
Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of Ingush State University
LEGAL STATUS OF MINORS IN ADMINISTRATIVE RELATIONS
Annotation. One of the controversial points characterized by active discussion among representatives of administrative and legal science is the legal status of a minor. The question chosen for study in this article is certain aspects of the specifics of this status. According to a significant number of researchers, minors understand the illegal actions they carry out, while the absence of appropriate punishment for such behavior contributes to the degradation of the consciousness of these persons, potentially causing the transition to administrative offenses and criminal offenses. In particular, based on the study of statistical material collected by the Commission on Juvenile Affairs and Protection of Their Rights, it is possible to identify a number of offenses that are most common among the younger generation. So, the first place is occupied by the appearance in public places in a state of intoxication (Article 20.21 of the Administrative Code of the Russian Federation), the quantitative indicator of this offense is 334 cases; the
next place in terms of the number of manifestations belongs to drinking alcoholic beverages in prohibited places (Article 20.20 of the Administrative Code of the Russian Federation), the quantitative indicator of this offense is 292 cases; in third place - non-compliance with the norms in the field of traffic, the quantitative indicator of this offense is 237 violations; the next place belongs to tobacco smoking in certain territories (art. 6.24 of the Administrative Code of the Russian Federation), the quantitative indicator of this offense is 207 cases; the last place in terms of frequency of distribution is petty theft (Article 7.27 of the Administrative Code of the Russian Federation), the quantitative indicator of this offense is 163 cases. Based on these facts, the authors suggest that the analysis of the administrative and legal status of a minor and the modernization of its legal regulation will contribute to determining the place of these persons among other subjects of administrative and legal interactions. In addition, more detailed attention is required from the legislator regarding the potential permissibility of reducing the age of administrative responsibility for the most common offenses committed by minors, since such an approach can reduce their number and favorably affect the level of legal awareness of the younger generation.
Key words: legal status, status of minors, administrative-legal status, administrative relations, minor, child, legal status of a child, status in administrative relations.
Введение
Актуальность и значимость исследуемой темы имеет под собой ряд предпосылок. Прежде всего, несовершеннолетние относятся к категории субъектов, нуждающихся в особой повышенной защите со стороны государства. Кроме того, специфика их возрастного становления предполагает недостаточную сформированность психологических и моральных устоев, что, в свою очередь, обуславливает возможность воздействия на данные установки взрослыми путем подталкивания несовершеннолетних к противоправному поведению. Помимо указанных факторов, актуальность рассматриваемого вопроса предопределяется повышением скорости и объема внедрения международно-правовых положений в нормативно-правовую базу нашего государства. Одновременно подчеркнем, что процесс осуществления административно-правового статуса несовершеннолетних находится под значительным воздействием со стороны современных общественно-экономических факторов.
Степень научной разработанности темы характеризуется недостаточным количеством исследований, так как правовой статус несовершеннолетних не выделяется именно в контексте административных отношений, в большей мере такой статус определяется как правовое положение несовершеннолетнего, закрепленное в правовых нормах публичного и частного права, конкретизирующих конституционные положения. Такие отдельные аспекты правового статуса несовершеннолетнего в большей мере выделяются в отраслевых научных исследованиях конституционного права, криминологии и уголовном праве. Несмотря на наличие отдельных научных трудов по исследуемой проблематике, правовой статус несовершеннолетнего требует более глубокого осмысления именно в рамках административного права. Эти аспекты не рассматрива-
лись в имеющихся трудах, что и стало причиной выбора в пользу данной темы, характеризующейся недостаточной изученностью.
Результаты
Среди основных векторов социальной политики, реализуемой правовым государством в реалиях современной жизни, преимуществом должно характеризоваться формирование оптимального и действенного механизма соблюдения и практического осуществления прав несовершеннолетних. На сегодняшнем этапе, значительное число представителей в области права акцентируют существенное внимание на вопросах регламентации правового статуса указанной категории субъектов, возложения на них правовой ответственности, а также процедуры реализации права на защиту. Исходя из особенностей становления современной мировой действительности, тема гражданской идентичности начинает отличаться особой актуальностью, сохраняя за собой ключевой значение в контексте обсуждения будущего развития нашей страны. Сейчас, в рамках совершенствования всех аспектов существования и функционирования российского социума, одной из ведущих целей политического развития определяется становление гражданской зрелости и общественной ответственности у его представителей.
В то же время, задачами науки, культуры и образования выступают активное, интенсивное и действенное преодоление вопросов психолого-педагогического обеспечения возможности осуществления общественно-экономических и политических трансформаций. В наши дни, гражданственность понимается в качестве значимой черты члена социума, предусматривающей сформированность гражданского долга, присутствие патриотизма, наличие личной ответственности за последующее развитие страны и ее значимого института в лице гражданского общества. В
современных развитых государствах, быть гражданином неотъемлемо предполагает наличие информации о символах страны, активную вовлеченность в работу структур гражданского общества. Соответственно, действенное практическое осуществление модернизационного проекта в нашей стране требует иного понимания категории «модернизация» с точки зрения установления ее субъектов, которыми являются граждане государства. Таким образом, внимание и усилия со стороны экспертного сообщества нашей страны следует сосредотачивать на проблемных вопросах российского молодого поколения.
Отсчетной точкой анализа правовых сложностей защиты прав несовершеннолетних представляется изучение их административно-правового статуса. В этом контексте предусматривается взаимообусловленность между рамками личной свободы, с одной стороны, и интересами государства, с другой. Иными словами, требуется четкое и строгое установление и закрепление правового положения указанной категории субъектов, в целях недопущения нарушения их прав. Среди основных документов, фиксирующих правовой статус несовершеннолетнего, следует выделить Конвенцию о правах ребенка [1], Конституцию РФ [2] и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3]. Правовые теоретические источники содержат разнообразные позиции исследователей в отношении указанного правового статуса, что обуславливается многоаспектностью и спецификой данного явления.
У несовершеннолетних лиц присутствует специальная правоспособность, поскольку возможность получения (равно как и утраты) некоторых конкретных прав и обязанностей ограничивается законодателем необходимостью перехода закрепленных возрастных границ. При этом представленные рамки характеризуются определенной долей условности, что особенно заметно в отношении субъективных прав данных субъектов.
Проблема появляется в случае дисбаланса психической и возрастной специфики несовершеннолетнего с конкретным моментом, фиксируемым законодателем в качестве прихода к юридической зрелости. Так, например, несовершеннолетний способен опережать по уровню развития фактический собственный возраст, а может развиваться значительно медленнее. При анализе понятия «административная ответственность несовершеннолетних», необходимо выделить особенности использования мер административного воздействия к данным лицам. Прежде всего, соответствующая ответственность для этой категории субъектов отличается более низким уровнем ограничения прав и свобод, и
преимущественной воспитательной направленностью применяемых мер, в противовес их карательной ориентированности. Существование такой специфики обуславливается недостаточной зрелостью подростков (как в моральном, так и в психологическом плане), исходя из чего характер используемого наказания, наряду с возникновением чувства страха перед потенциальной ответственностью, должен производить качественное воспитательное влияние.
Кроме того, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [4] характеризуется наличием недоработок, касающихся установления невменяемости подростка, который осуществил правонарушение.
Поскольку нормами КоАП РФ не закрепляется доступность производства судебно-психиа-трической экспертизы, ряд исследователей приходят к выводу о существовании потребности осуществления психиатрического осмотра подростков в случае присутствия предпосылок предполагать наличие у данных лиц психического расстройства или отклонения, поскольку этот аспект напрямую влияет на их возможность понимания значимости собственного противоправного поведения и обусловленных им отрицательных последствий. По нашему мнению, необходимо внесение изменений в ст. 2.3 КоАП РФ «Возраст, по достижении которого наступает ответственность» путем определения отставания в психологическом развитии в качестве основания для недопущения привлечения несовершеннолетнего субъекта к административной ответственности.
Следующей проблемой, обсуждаемой среди представителей юридической доктрины, выступает возможность и допустимость снижения возраста административной ответственности. На сегодняшний момент единая точка зрения по этому вопросу пока не выработана, что связана с прямо противоположными позициями различных исследователей. По мнению значительного числа исследователей, несовершеннолетние понимают осуществляемые ими противоправные действия, при этом отсутствие соответствующего наказания за такое поведение способствует деградации сознания указанных лиц, потенциально обуславливающем будущий выбор в пользу осуществления преступных деяний.
В частности, исходя из изучения статистического материала, собранного Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно выделить ряд правонарушений, которые наиболее распространены среди представителей подрастающего поколения. Так, первое место занимает появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 334 случая; следующее по числу про-
явлений место принадлежит распитию алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 292 случая; на третьем месте - несоблюдение норм в области дорожного движения, количественный показатель данного правонарушения составляет 237 нарушений; следующее место принадлежит курению табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 207 случаев; последнее по частотности распространения место занимает мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), количественный показатель данного правонарушения составляет 163 случаев [5]. Отталкиваясь от представленных статистических данных, возникает логичный вопрос, требующий правовой регламентации ответственности несовершеннолетних, не достигших 16 лет, в случаях осуществления вышеуказанных административных правонарушений. Наблюдается негативная тенденция, демонстрирующая ежегодный рост числа правонарушений, осуществленных подростками под действием наркотических средств и спиртных напитков. При этом выбор в пользу административного правонарушения, при совершении которого подросток остался без соответствующего административного наказания, значительно влияет на последующие противоправные действия такого лица.
Заключение
Таким образом, анализ административно-правового статуса несовершеннолетнего и модернизация его правовой регламентации будут способствовать определению места указанных лиц среди иных субъектов административно-правовых взаимодействий. Кроме того, требуется более детальное внимание со стороны законодателя в отношении потенциальной допустимости сокращения возраста административной ответственности за самые распространенные правонарушения, допускаемые несовершеннолетними, поскольку такой подход способен снизить их число и благоприятно отразиться на уровне правосознания представителей подрастающего поколения. Одновременно уточним, что действенность работы с несовершеннолетними обуславливается потребностью высокой квалификации сотрудников компетентных органов, грамотного понимания специфики данной деятельности, их психологической подготовки.
Список литературы:
[1] Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) // Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 237, от 25 декабря 1993 г.
[3] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023) // СЗ РФ. 2002. №1. (ч.1). ст. 1.
[5] Государственная статистика: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https:// www.fedstat.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).
Spisok literatury:
[1] Konvenciya OON o pravah rebenka (N'yu-Jork, 20 noyabrya 1989 g.) // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1990. № 45. St. 955. Vsemirnaya deklaraciya ob obespechenii vyzhivaniya, zashchity i razvitiya detej (1990 g.) // Social'nye aspekty prav cheloveka v dokumentah mirovogo soobshchestva. M., 1996.
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. № 237, ot 25 dekabrya 1993 g.
[3] Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. № 124-FZ «Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii» (v red. ot 28.04.2023) // SZ RF. 1998. № 31. St. 3802
[4] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 24.06.2023) // SZ RF. 2002. №1. (ch.1). st. 1.
[5] Gosudarstvennaya statistika: oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.fedstat.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).