Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования административно-правового статуса несовершеннолетних'

Проблемы совершенствования административно-правового статуса несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
816
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / NORMATIVE AND LEGAL SUPPORT / REGULATION OF LEGISLATIVE BASE / ADMINISTRATIVE LAW / JUVENILE / LEGAL STATUS / OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна, Арипшев Ахмед Мухамедович

Правовой статус несовершеннолетнего ребенка продолжает оставаться дискуссионным в науке административного права. Авторами в данной статье предпринята попытка проанализировать некоторые особенности административноправового статуса несовершеннолетних. Многие ученые высказывают мнение о фактическом осознании несовершеннолетним лицом совершаемых противоправных поступков, а чувство безнаказанности порождает деградацию его сознания, что впоследствии может выразиться в совершении этим подростком административных правонарушений и уголовных преступлений. Так, на основе анализа статистических данных Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует отметить, что наиболее часто несовершеннолетними совершаются следующие преступления: появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) 334 нарушения, распитие алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) 292 нарушения, курение табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ) 207 нарушений, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) 163 нарушения, а также несоблюдение норм в области дорожного движения 237 нарушений. Приведенная статистика ставит перед обществом и государством вопрос: целесообразно ли оставлять без внимания и регулирования законом совершение данных правонарушений лицами, не достигшими возраста 16 лет? Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: изучение административно-правового статуса несовершеннолетнего и совершенствование его законодательного регулирования позволит понять, какое место данная категория субъектов занимает среди других индивидуальных субъектов в административных правоотношениях. Также следует тщательнее рассмотреть вопрос на законодательном уровне о возможном снижении возраста привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за наиболее частые правонарушения, так как это может повысить уровень правосознания подростков и снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. И, конечно, нельзя обойти вниманием тот факт, что продуктивность работы с данной категорией граждан зависит от хорошей ориентированности сотрудника полиции, его психологической подготовки, четкого представления о содержании работы и ее особенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Геляхова Лейла Абдуллаховна, Арипшев Ахмед Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF JUVENILE

The legal status of a juvenile child continues to be debatable in the science of administrative law. The authors in this article attempted to analyze some features of the administrative and legal status of juvenile child. Many scientists express an opinion on the actual awareness of the illegal acts committed by a minor, and a sense of impunity breeds the degradation of his consciousness, which in consequence can be expressed in the commission of this teenager administrative offenses and criminal offenses. Thus, on the basis of the analysis of the statistics of the Commission for the Affairs of Minors and the protection of their rights, it should be noted that the most frequent juveniles commit the following crimes: the appearance in public places in a state of intoxication (Article 20.21 of the Administrative Code of the Russian Federation) 334 violations, drinking alcohol in prohibited places (article 20.20 of the Administrative Code of the Russian Federation) 292 violations, tobacco smoking in certain territories (Article 6.24 of the Administrative Code of the Russian Federation) 207 violations, minor theft (Article 7.27 of the Code of Administrative Offenses) 163 violations, as well as traffic standards 237 violations. The above statistics raises the question for society and the state: is it advisable to leave unattended and regulate the law of committing this offense by persons who have not reached the age of sixteen? Based on the foregoing, it can be concluded that studying the administrative and legal status of a minor and improving its legislative regulation will allow us to understand what place this category of subjects takes among other individual subjects in administrative legal relations. And also, it is necessary to consider more carefully at the legislative level the issue of a possible decrease in the age of bringing minors to administrative responsibility for the most frequent offenses, since this can increase the level of legal awareness of adolescents, as well as reduce the number of offenses committed by minors. And, of course, we can not ignore the fact that the productivity of working with this category of citizens depends on the good orientation of the police officer, his psychological preparation, a clear idea of the content of the work, and the specifics.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования административно-правового статуса несовершеннолетних»

УДК 342.951:347.157.1

ГЕЛЯХОВА Лейла Абдуллаховна Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия Ы4993 @ramЫer.ru

АРИПШЕВ Ахмед Мухамедович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ г. Нальчик, Россия

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Правовой статус несовершеннолетнего ребенка продолжает оставаться дискуссионным в науке административного права. Авторами в данной статье предпринята попытка проанализировать некоторые особенности административно-правового статуса несовершеннолетних. Многие ученые высказывают мнение о фактическом осознании несовершеннолетним лицом совершаемых противоправных поступков, а чувство безнаказанности порождает деградацию его сознания, что впоследствии может выразиться в совершении этим подростком административных правонарушений и уголовных преступлений. Так, на основе анализа статистических данных Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует отметить, что наиболее часто несовершеннолетними совершаются следующие преступления: появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) - 334 нарушения, распитие алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) - 292 нарушения, курение табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ) - 207 нарушений, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) - 163 нарушения, а также несоблюдение норм в области дорожного движения - 237 нарушений. Приведенная статистика ставит перед обществом и государством вопрос: целесообразно ли оставлять без внимания и регулирования законом совершение данных правонарушений лицами, не достигшими возраста 16 лет? Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: изучение административно-правового статуса несовершеннолетнего и совершенствование его законодательного регулирования позволит понять, какое место данная категория субъектов занимает среди других индивидуальных субъектов в административных правоотношениях. Также следует тщательнее рассмотреть вопрос на законодательном уровне о возможном снижении возраста привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за наиболее частые правонарушения, так как это может повысить уровень правосознания подростков и снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. И, конечно, нельзя обойти вниманием тот факт, что продуктивность работы с данной категорией граждан зависит от хорошей ориентированности сотрудника полиции, его психологической подготовки, четкого представления о содержании работы и ее особенностях.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-141-145

Leila A. GELYAKHOVA North Caucasus Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia lel4993 @rambler.ru

Akhmed M. ARIPSHEV North-Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia

PROBLEMS OF IMPROVING THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF

JUVENILE

The legal status of a juvenile child continues to be debatable in the science of administrative law. The authors in this article attempted to analyze some features of the administrative and legal status of juvenile child. Many scientists express an opinion on the actual awareness of the illegal acts committed by a minor, and a sense of impunity breeds the degradation of his consciousness, which in consequence can be expressed in the commission of this teenager administrative offenses and criminal offenses. Thus, on the basis of the analysis of the statistics of the Commission for the Affairs of Minors and the protection of their rights, it should be noted that the most frequent juveniles commit the following crimes: the appearance in public places in a state of intoxication (Article 20.21 of the Administrative Code of the Russian Federation) - 334 violations, drinking alcohol in prohibited places (article 20.20 of the Administrative Code of the Russian Federation) - 292 violations, tobacco smoking in certain territories (Article 6.24 of the Administrative Code of the Russian Federation) - 207 violations, minor theft (Article 7.27 of the Code of Administrative Offenses) - 163 violations, as well as traffic standards - 237 violations . The above statistics raises the question for society and the state: is it advisable to leave unattended and regulate the law of committing this offense by persons who have not reached the age of sixteen? Based on the foregoing, it can be concluded that studying the administrative and legal status of a minor and improving its legislative regulation will allow us to understand what place this category of subjects takes among other individual subjects in administrative legal relations. And also, it is necessary to consider more carefully at the legislative level the issue of a possible decrease in the age of bringing minors to administrative responsibility for the most frequent offenses, since this can increase the level of legal awareness of adolescents, as well as reduce the number of offenses committed by minors. And, of course, we can not ignore the fact that the productivity of working with this category of citizens depends on the good orientation of the police officer, his psychological preparation, a clear idea of the content of the work, and the specifics.

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспече- Keywords: normative and legal support, regulation of

ние, регулирование законодательной базы, адми- legislative base, administrative law, juvenile, legal

нистративное право, несовершеннолетний, пра- status, offenses вовой статус, правонарушения

Современное правовое государство должно отдавать приоритет такому направлению социальной политики, как создание рациональной системы соблюдения и реализации прав детей. В настоящее время многие правоведы обращают особое внимание на проблему урегулирования правового статуса несовершеннолетних, порядка осуществления права на защиту, а также привлечения их к юридической ответственности [1]. Стоит заметить, что «проблема гражданской идентичности в специфике развития современного мира приобретает особый смысл, оставаясь одной из важнейших тем в контексте дискурса о будущем России. В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач политического развития является формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований. Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбы государства и гражданского общества, патриотизм. В странах нового и старого света быть гражданином - значит знать символы государства, участвовать в деятельности структур гражданского общества. Поэтому для эффективной реализации модернизационного проекта в современной России необходимо новое осмысление категории "модернизация" в аспекте определения субъектов модернизации, а именно - граждан страны» [2, с. 398]. Соответственно, проблемы российской молодежи должны быть в центре внимания экспертного сообщества страны.

Исследование юридических проблем защиты прав детей наиболее уместно начинать с рассмотрения административно-правового статуса ребенка, где «пространство личной свободы ограничивается интересами государства, в связи с чем его правовое положение должно быть максимально четко определено, чтобы исключить любое незаконное ограничение или нарушение прав и свобод» [3].

Ключевыми актами, закрепляющими правовой статус ребенка, являются Конвенция о правах ребенка [4] и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [5]. В силу своей многогранности и множественности особенностей в юридической литературе до сих пор отсутствует единое мнение о правовом статусе детей.

Несовершеннолетние обладают специальной правоспособностью, так как по достижении установленного законом возраста они могут как приобретать, так и утрачивать отдельные права и обязанности. Одной из особенностей правового статуса ребенка следует отметить наличие возрастных границ, ограничение которых является весьма условным, особенно, если это касается его субъективных прав.

Сложность возникает при несоответствии психических и возрастных особенностей с установленным законом моментом наступления юридической зрелости, ведь ребенок может и отставать в развитии или, наоборот, развиваться быстрее своего физического возраста [6, с. 13-18].

В гражданской, уголовной и иных отраслях имеются специальные нормы, защищающие несовершеннолетних в подобных ситуациях.

Однако в административном законодательстве данное положение не закреплено, что наталкивает на необходимость законодательного установления единого подхода к решению вопроса возрастных ограничений, уровню психофизического и социального развития личности подростка.

Исследуя институт административной ответственности несовершеннолетних, следует отметить специфику применения к последним мер административного воздействия.

В первую очередь наказания, применяемые к таким лицам, обладают меньшим объемом степени ограничения их прав и свобод, а также приоритет мер воспитательного характера над карательными мерами [7; 8].

Данные особенности объективны в силу еще не полного морального и психологического созревания, а характер применяемых санкций должен не только порождать чувство страха наказания у несовершеннолетнего, но и оказывать на него полноценное воспитательное воздействие.

Помимо вышеуказанного, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях существуют пробелы относительно вопроса, как определить состояние невменяемости несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение.

В силу отсутствия в КоАП РФ возможности проведения судебно-психиатрической экспертизы некоторые ученые указывают на необходимость проведения психиатрического осмотра несовершеннолетних, если есть основания считать, что у них имеется психическое расстройство или отклонения, в силу чего данный субъект правоотношений не мог осознавать всю серьезность совершаемых им действий и наступивших негативных последствий.

На наш взгляд, следует дополнить ст. 2.3 КоАП РФ «Возраст, по достижении которого наступает ответственность» психическим аспектом несовершеннолетнего с указанием на освобождение от административной ответственности лица в силу отставания в его психологическом развитии.

Еще одним дискуссионным в правовой науке вопросом является возможность изменения возраста привлечения лиц к административной ответственности.

Существует много позиций «за» и «против», которые не дают прийти к единому мнению по данной проблеме.

Многие ученые высказывают мнение о фактическом осознании несовершеннолетним лицом совершаемых противоправных поступков, а чувство безнаказанности порождает деградацию его сознания, что впоследствии может выразиться в совершении этим подростком преступлений.

Так, на основе анализа статистических данных Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, следует отметить, что наиболее часто несовершеннолетними совершаются следующие преступления: появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ) - 334 нарушения, распитие алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) - 292 нарушения, курение табака на отдельных территориях (ст. 6.24 КоАП РФ) - 207 нарушений, мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) - 163 нарушения, а также несоблюдение норм в области дорожного движения - 237 нарушений

[9].

Приведенная статистика ставит перед обществом и государством вопрос: целесообразно ли оставлять без внимания и регулирования законом совершение данных правонарушений лицами, не достигшими возраста 16 лет?

Ежегодно количество правонарушений, совершенных подростками в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, только увеличивается, а совершение административного правонарушения, тем более оставаясь безнаказанным, способствует дальнейшему развитию противоправного поведения несовершеннолетнего.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: изучение административно-правового статуса несовершеннолетнего и совершенствование его законодательного регулирования позволит понять, какое место данная категория субъектов занимает среди других индивидуальных субъектов в административных правоотношениях.

Также на законодательном уровне следует тщательнее рассмотреть вопрос о возможном снижении возраста привлечения несовершеннолетних к административной ответственности за наиболее частые правонарушения, так как это может повысить уровень правосознания подростков и снизить количество совершаемых ими правонарушений.

И, конечно, нельзя обойти вниманием тот факт, что продуктивность работы с данной категорией граждан зависит от хорошей ориентированности сотрудника полиции,

его психологической подготовки, четкого представления о содержании работы и ее особенностях [10, с. 210-211].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Бутько О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2004.

2. Халилов Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели // Теория и практика общественного развития. - Краснодар. - 2012. - № 12. - С. 398-401.

3. Черемухина Ю.А. Административно-правовой статус несовершеннолетних детей как объекта административной опеки. - Воронеж, 2014.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). Вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. XLVI.

5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; - 2017. - № 1 (Часть I). - Ст. 6.

6. Занина Т.М., Нехорошева С.С. Совершенствование административно-правового статуса несовершеннолетних: проблемы и перспективы / / Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 4.

7. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств» // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1-1. - С. 210-211.

8. Халилов Т.А. Становление гражданского общества в имперском контексте России: тренды и проблемы // Сравнительная политика. - М. - 2017. - № 8(1). - С. 164-168. DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.

9. Отчет за 2016 год Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / / Официальный сайт Правительства Саратовской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://saratov.gov.ru/gov/auth/komnesov/ (дата обращения: 22.09.2017).

10. Геляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Некоторые компоненты профессионально-психологической подготовки личного состава ОВД / В сб.: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 210-211.

REFERENCES

1. But'ko O.V. Pravovoj status rebenka: teoretiko-pravovoj analiz Avtoreferat dissertacii kand. jurid. nauk. [The legal status of the child: the theoretical and legal analysis. Author's Abstract of Candidate of Law Research]. Krasnodar. 2004. (in Russ.).

2. Khalilov T.A. Grazhdanstvo kak social'no-politicheskaja praktika: aktual'nye modeli. [Civism as Social and Political Practice: Current Models]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija = Theory and Practice of Social Development. Krasnodar. 2012. No. 12. Pp. 398-401. (In Russ).

3. Cheryomukhina Yu.A. Administrativno-pravovoj status nesovershennoletnih detej kak ob'ekta ad-ministrativnoj opeki. [The administrative and legal status of underage children as an object of administrative care]. Voronezh. 2014. (in Russ.).

4. Konvencija o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989). Vstupila v silu dlja SSSR 15.09.1990. [Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on 20.11.1989). Entered into force for the USSR 15.09.1990]. Sbornik mezhdunarodnyh dogo-vorov SSSR = Collection of international treaties of the USSR. 1993. Release of the XLVI. (in Russ.).

5. Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 24.07.1998 № 124-FZ (red. ot 28.12.2016). [On the main guarantees of the rights of the child in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation No. 124-FZ of 24.07.1998 (as amended on December 28, 2016)]. SZ RF. 1998. No. 31. St. 3802; 2017. No. 1 (Chast' I). St. 6. = SZ RF. 1998. No. 31. Art. 3802; 2017. No. 1 (Part I). Art. 6. (in Russ.).

6. Zanina T.M., Nekhorosheva S.S. Sovershenstvovanie administrativno-pravovogo statusa nesovershennoletnih: problemy i perspektivy. [Improvement of the administrative and legal status of minors: problems and prospects]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Voronezh Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. No. 4. (in Russ.).

7. Khalilov T.A. Recenzija na knigu L.G. Ionina «Parad men'shinstv». [Review of the book of L.G. Ionin "Parade of Minorities"]. 2016. Vol. 8. No. 1-1. Pp. 210-211. (in Russ.).

8. Khalilov T.A. Stanovlenie grazhdanskogo obshhestva v imperskom kontekste Rossii: trendy i prob-lemy. [Developing Civil Society in Imperial Russian Background: Trends and Problems]. Sravnitel'naja politika = Comparative Politics Russia. 2017. No. 8(1). Pp. 164-168. (In Russ.). DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.

9. Otchet za 2016 god Komissii po delam nesovershennoletnih i zashhite ih prav. [Report for the year 2016 of the Commission for the Affairs of Minors and the Protection of Their Rights]. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Saratovskoj oblasti = Official web-site of the Government of the Saratov Region. Available at: http://saratov.gov.ru/gov/auth/komnesov/ (reference date: September 22, 2017). (in Russ.).

10. Gelyakhova L.A., Mashekuasheva M.Kh. Nekotorye komponenty professional'no-psihologicheskoj podgotovki lichnogo sostava OVD. [Some components of the professional-psychological training of the personnel of the ATS]. V sbornike «Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitija sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii» = In the collection "Scientific and educational space: perspectives of development of a collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference". 2016. Pp. 210-211. (in Russ.).

Информация об авторах:

Геляхова Лейла Абдуллаховна, кандидат юридических наук, преподаватель, кафедра организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, старший лейтенант полиции, г. Нальчик, Россия [email protected]

Арипшев Ахмед Мухамедович, кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, полковник полиции, г. Нальчик, Россия

Получена: 05 07.2017

Для цитирования: Геляхова Л.А., Арипшев А. М. Проблемы совершенствования административно-правового статуса несовершеннолетних. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 1. с.141-145. 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-141-145.

Information about the authors:

Leila A. Gelyakhova, Candidate of Law, Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasus Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Senior Police Lieutenant, Nalchik, Russia [email protected]

Akhmed M. Aripshev, Candidate of Economic Sciences, Deputy Head of Fire Training Department, North-Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Police Colonel, Nalchik, Russia

Received: 05 07.2017

For citation: Gelyakhova L.A., Aripshev A.M. Problems of improving the administrative and legal status of juvenile. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.5 Part. 1. Pp. 141145.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-141-145. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.