Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / административные правонарушения / административное наказание / несовершеннолетний / ответственность несовершеннолетних / наказание несовершеннолетних / административная ответственность несовершеннолетних.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гезгиев Магомед Аюпович

Согласно официальной статистике, в последние годы наблюдается значительный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, часто такие правонарушения совершаются не в первых раз, что увеличивает риск нарушения правопорядка такими лицами уже в совершеннолетнем возрасте. Такие данные указывают на недостаточно разработанный в правовом аспекте институт административной ответственности несовершеннолетних, кроме того, это указывает на снижение эффективности профилактики с несовершеннолетними лицами. Меры воздействия, применяемые в случае совершения несовершеннолетним правонарушения, можно признать также малоэффективными, что в целом повышает риск перехода поступков общественно вредной категории в общественно опасную. Одной из мер противодействия противоправному поведению несовершеннолетних является их привлечение к административной ответственности. В статье обосновывается особенность выделения административной ответственности несовершеннолетних в русло перспективного развития административного законодательства. В частности, актуальность исследования данного вопроса обоснована недостаточным вниманием к изучению административно-правовых средств в аспекте правонарушений несовершеннолетних. При этом подчеркивается особое значение состояния проблемы правопорядка в соотношении с риском правонарушений у несовершеннолетних. На материалах материальных и процессуальных особенностей административной ответственности несовершеннолетних сделан обзор теоретической сущности данного понятия, выделена его структура и проблематика. По результатам изучения правоприменительной деятельности выделены основные пути совершенствования отечественного законодательства об административных правонарушениях в части разработки механизма регулирования ответственности несовершеннолетних. При написании статьи использовались формально-логический метод, метод определения анализа и технико-правовой метод. В заключении обосновывается значительное введение изменений в нормативную базу как обязательное условие для рассмотрения и рассмотрения уровня правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

ЛаМПНПСТРАТПВНОЕ ПРАВО

ГЕЗГИЕВ Магомед Аюпович,

доцент кафедры уголовного права и процесса Ингушского государственного университета, e-mail: maggez@mail.ru

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. Согласно официальной статистике, в последние годы наблюдается значительный рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, часто такие правонарушения совершаются не в первых раз, что увеличивает риск нарушения правопорядка такими лицами уже в совершеннолетнем возрасте. Такие данные указывают на недостаточно разработанный в правовом аспекте институт административной ответственности несовершеннолетних, кроме того, это указывает на снижение эффективности профилактики с несовершеннолетними лицами. Меры воздействия, применяемые в случае совершения несовершеннолетним правонарушения, можно признать также малоэффективными, что в целом повышает риск перехода поступков общественно вредной категории в общественно опасную. Одной из мер противодействия противоправному поведению несовершеннолетних является их привлечение к административной ответственности. В статье обосновывается особенность выделения административной ответственности несовершеннолетних в русло перспективного развития административного законодательства. В частности, актуальность исследования данного вопроса обоснована недостаточным вниманием к изучению административно-правовых средств в аспекте правонарушений несовершеннолетних. При этом подчеркивается особое значение состояния проблемы правопорядка в соотношении с риском правонарушений у несовершеннолетних. На материалах материальных и процессуальных особенностей административной ответственности несовершеннолетних сделан обзор теоретической сущности данного понятия, выделена его структура и проблематика. По результатам изучения правоприменительной деятельности выделены основные пути совершенствования отечественного законодательства об административных правонарушениях в части разработки механизма регулирования ответственности несовершеннолетних. При написании статьи использовались формально-логический метод, метод определения анализа и технико-правовой метод. В заключении обосновывается значительное введение изменений в нормативную базу как обязательное условие для рассмотрения и рассмотрения уровня правопорядка.

Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, административное наказание, несовершеннолетний, ответственность несовершеннолетних, наказание несовершеннолетних, административная ответственность несовершеннолетних.

GEZGIEV Magomed Ayupovich,

Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of Ingush State University

RESPONSIBILITY OF MINORS FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES

Annotation. According to official statistics, in recent years there has been a significant increase in offenses committed by minors, often such offenses are not committed for the first time, which increases the risk of law enforcement violations by such persons already at the age of majority. Such data indicate that the institution of administrative responsibility of minors is insufficiently developed in the legal aspect, in addition, it indicates a decrease in the effectiveness of prevention with minors. The measures of influence applied in the case of an offense committed by a minor can also be considered ineffective, which generally increases the risk of actions of a socially harmful category becoming socially dangerous. One of the measures to counteract the illegal behavior of minors is to bring them to administrative responsibility. The article substantiates the peculiarity of the allocation of administrative responsibility of

minors in line with the prospective development of administrative legislation. In particular, the relevance of the study of this issue is justified by insufficient attention to the study of administrative and legal means in the aspect of juvenile delinquency. At the same time, the special importance of the state of the problem of law and order in relation to the risk of offenses among minors is emphasized. Based on the materials of the material and procedural features of the administrative responsibility of minors, an overview of the theoretical essence of this concept is made, its structure and problems are highlighted. Based on the results of the study of law enforcement activities, the main ways of improving domestic legislation on administrative offenses in terms of developing a mechanism for regulating the responsibility of minors are highlighted. When writing the article, the formal-logical method, the method of determining the analysis and the technical-legal method were used. The conclusion substantiates the significant introduction of changes to the regulatory framework as a prerequisite for consideration and consideration of the level of law and order.

Key words: administrative responsibility, administrative offenses, administrative punishment, minor, responsibility of minors, punishment of minors, administrative responsibility of minors.

Введение

В современном социуме нашей страны, одним из распространенных отрицательных общественных факторов выступает административная деликтность. Предпосылок появления и сохранения данного явления существует несколько, среди которых определяется текущая государственная политика, находящая свое закрепление в нормативных актах. Значимость и актуальность выбранного вопроса связаны с потребностью интегративного анализа административной ответственности несовершеннолетних. Такой подход позволит определить и обосновать необходимые направления практической реализации вышеуказанного института, соответствующие современным условиям социальной жизни. При этом особую роль играет не только установление предпосылок и факторов административной деликтности несовершеннолетних, но также и правовая регламентация равновесия частных и публичных интересов при возложении соответствующей ответственности на данную категорию субъектов. Возможности достижения такого баланса следует изыскивать исходя, в первую очередь, из необходимости получения профилактического результата, а также реализации защитной функции. Уровень теоретической изученности выбранного вопроса характеризуется в целом фрагментарностью рассмотрения, изучению вопросов узкого характера посвящены труды таких ученых как Д.Н. Бахрах, Н.И. Остапенко, Г.И. Забрянский и др. Среди современных исследователей изучения проблемы административной ответственности несовершеннолетних необходимо выделить Л.А. Биткову, Э.Ф. Байса-луеву и др. Целью статьи выступает анализ особенностей административной ответственности несовершеннолетних, задачами - выделение теоретических и практических проблем регулирования и ответственности несовершеннолетних за административные правонарушения, выделение основных направлений совершенствования дей-

ствующего законодательства об административных правонарушениях.

Результаты

Среди общего числа административных правонарушений, фиксируемых в нашей стране в течение каждого календарного года, порядка трети осуществляется именно несовершеннолетними гражданами [1]. Такое положение дел наглядно демонстрирует значительные сложности, присутствующие в правосознании представителей молодого поколения, а также сформированной у них правовой культуры. Для изменения сложившейся ситуации требуется как трансформация текущей воспитательной политики, внедряемой нашим государством, так и оптимизация механизмов реагирования с его стороны на противоправные действия граждан.

Исходным моментом, предваряющим анализ специфики административной ответственности несовершеннолетних, нами определяется установление дефиниции самого термина указанной ответственности. Правовые теоретические источники содержат значительное число подходов к формированию такого определения.

Согласно позиции представителей правовой науки, предпосылкой последующего наступления ретроспективной ответственности выступает осуществленное субъектом правонарушение, обуславливающее потребность использования к такому лицу мер принуждения со стороны государства. Иными словами, речь идет об объективном отношении к институту правовой ответственности.

В своем исследовании Л.А. Биткова акцентирует внимание на том, что «понятие административной ответственности должно синтезировать два основных подхода: первый характеризует административную ответственность как объективную категорию, отражающую реакцию государства на административное правонарушение; второй характеризует административную ответственность как субъективно-личностную

категорию, показывающую ее в качестве совокупности правомочий наказанного лица» [2, с. 84]. Однако автор конкретизирует то, что использование таких подходов допустимо исключительно к физическим лицам, рассматриваемым в качестве субъектов соответствующей ответственности.

Актуальное законодательство не закрепляет своими положениями легальной дефиниции административной ответственности. Подобная ситуация обуславливает сложности непосредственной правоприменительной работы, одновременно опосредованно выступая причиной обжалования решений, выносимых в отношении административных правонарушений. В целом, фактическое использование термина «административная ответственность» имеет место в ст. 2.1 КоАП РФ. Тем не менее, указанная статья не раскрывает его сущностное содержание, ограничиваясь пониманием в качестве наказания за осуществленное субъектом деяние. Приведем дословное содержание указанной статьи: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [3].

В свою очередь, ст. 3.1 КоАП РФ закрепляет понятие «административное наказание», рассматривая его как меру ответственности субъекта, возлагаемую в случае осуществления им административного правонарушения. Представленная формулировка лишь демонстрирует взаимообусловленность между поведением лица, с одной стороны, и потенциальными отрицательными последствиями таких поступков, с другой, не определяя сути термина «административная ответственность».

Помимо прочего подчеркнем, что нормами кодифицированного административного закона устанавливается ряд конкретных ситуаций, при которых осуществление субъектом административного правонарушения допускает возможность неиспользования в его отношении соответствующего административного наказания. В частности, согласно нормам ст. 2.3 КоАП РФ, в качестве субъекта административной ответственности определяется лицо с 16 лет. При этом ч. 2 данного положения позволяет избежать такой ответственности субъекту 16-18-летнего возраста, при условии определенных фактических обстоятельств самого правонарушения и использования к такому лицу мер воздействия, установленных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Иными словами, принимая во внимание специфику возрастного становления подростков

и повышенную защиту данной категории лиц со стороны государства, их административную ответственность допустимо рассматривать как отдельный вид общей административной ответственности.

Очевидно, что наше государство, действуя через соответствующие компетентные органы, обязано проявлять реакцию на несоблюдение представителями подрастающего поколения закрепленных правил поведения, но при этом она должна отличаться другой направленностью, ориентированной на активизацию позитивного изменения поведения таких лиц, способствование пониманию собственной ответственности за производимые действия и их влияние на окружающих людей.

Итак, дефиниция административной ответственности несовершеннолетних может формулироваться как специфической правовое взаимодействие, связанное с практическим осуществлением прав и обязанностей компетентных органов, закрепленных государством, и несовершеннолетних 16-18-летнего возраста, обусловленное осуществлением данными субъектами административных правонарушений.

В контексте практической правоприменительной деятельности, связанной с реализацией рассматриваемого института, присутствует ряд принципиальных проблемных моментов, нуждающихся в фактическом преодолении.

Прежде всего, требуется правовое уточнение статуса несовершеннолетних субъектов, осуществивших административное правонарушение, которым на момент его совершения не было 18 лет. Современное законодательство не содержит данной нормативной детализации, что обуславливает потенциальную возможность нарушения их прав и законных интересов.

Представляется значимым сокращение возраста, с которого начинается возможность установления административной ответственности, с текущих 16 лет до 14 лет. Подчеркнем, что данное изменение соответствует общему подходу, определенному действующим законодательством, по использованию иных мер воздействия вместо административной ответственности (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

Кроме того, законодательная фиксация указанного снижения возраста в КоАП РФ отвечает нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), направленным на дифференциацию правовых статусов, присутствующих у малолетних и несовершеннолетних лиц в рамках имущественных и личных неимущественных взаимодействий (ст. 26 и 28 соответственно) [4]. Здесь, возрастными рамками такой дифференциации определяются именно 14 лет. Также подобное

изменение коррелирует с нормативным порядком получения паспорта гражданина РФ.

Помимо прочего, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) аналогично закрепляет уголовную ответственность несовершеннолетних субъектов с 14 лет в случае осуществления ими некоторых преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких [5]. При этом, в связи с установлением положениями КоАП РФ и УК РФ определенных смежных составов противоправных деяний (в частности, ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» и ст. 158 УК РФ «Кража»), определение в качестве возраста ответственности именно 14 лет благоприятно отразится на становлении и практической реализации однонаправленной деликтной государственной политики.

Следующий проблемный момент касается отрицательной современной тенденции, демонстрирующей непродуктивность административно-правового наказания, используемого к несовершеннолетним субъектам, что представляется нам логичным следствием юридической неурегулированности.

В данном контексте, ведущей недоработкой выступает отсутствие воспитательной направленности применяемого к несовершеннолетним нарушителям административного наказания. Причиной отсутствия соответствующего эффекта является тот факт, что среди целей административной ответственности отсутствует законодательная фиксация воспитания.

Среди всех вариантов административных наказаний, установленных гл. 3 КоАП РФ, на представителей подрастающего поколения, традиционно, возлагаются лишь два из них, а именно - предупреждение и штраф. Как правило, в случае применения второго варианта, он погашается родителями правонарушителя, что негативно отражается на достижении частнопревентивной цели административной ответственности.

Допустимость использования иных мер воздействия непосредственно закреплена ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. Указанное положение является отсылочным по своему содержанию, перенаправляя правоприменителя к федеральному законодательству о защите прав несовершеннолетних. Исходя из выделенной логики действий законодателя, должен быть предусмотрен единый самостоятельный федеральный закон (либо общность соответствующих правовых актов), устанавливающий детализацию правового статуса детей (включая случаи осуществления ими противоправных действий), фиксирующий субъектов, ответственных за осуществление прав и законных интересов данной категории лиц, нуждающихся в повышенной защите, способы их работы, конкретные меры принудительно-воспитательного воздействия и пр.

По нашему мнению, возможность формирования единой интегративной правовой защиты несовершеннолетних обуславливается потребностью общей систематизации различных нормативных актов, закрепляющих их конкретные права, с одновременной разработкой самостоятельного закона о правовом статусе детей, в котором, помимо прочего, необходимо установить список мер воздействия к представителям подрастающего поколения, осуществившим административные правонарушения. Такой подход позволит не допустить возможные коллизии и разночтения.

Следующий проблемный момент касается правового положения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как специальном органе, рассматривающем дела об административных правонарушениях несовершеннолетних.

Очевидна, и это подтверждается международно-правовыми положениями, потребность работы единого механизма публичных органов, направленных на защиту прав детей и превенцию правонарушений с их стороны. Вариант формирования системы ювенального судопроизводства в нашей стране многократно обсуждался, но пока к практическому вменению он представлен не был.

Одновременно подчеркнем потребность усовершенствования современной системы, ориентированной на превенцию противоправного поведения несовершеннолетних, при принятии во внимание наиболее продуктивные практики в данной сфере, выработанные в советскую эпоху. Представляется, что соответствующие изменения следует направить на повышение воспитательного эффекта реализуемых полномочий и совершенствование правовой культуры несовершеннолетних, что напрямую зафиксировано в содержании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [6]. Указанный документ предусматривает взаимообусловленность между сокращением количественного показателя противоправного поведения несовершеннолетних и модернизацией нормативно-правовой базы всех уровней, улучшением механизмов правовой и судебной защиты прав представителей молодого поколения.

Заключение

Итак, законодательно закрепленный механизм возложения административной ответственности на несовершеннолетних субъектах 16-18 лет отличается определенной материальной и процессуальной спецификой, обусловленной особенностями самой категории указанных лиц и используемых в их отношении мер воздействия. Данные моменты способствуют возможности

рассмотрения административной ответственности несовершеннолетних в качестве особого вида общей административной ответственности.

Исходя из актуальных условий социальной жизни, основной направленностью этого право-

вого института выступает воспитательное воздействие на представителей молодого поколения и рост уровня сформированной у них правовой культуры, что обуславливает необходимость его комплексного анализа и правового уточнения.

Список литературы:

[1] Государственная статистика: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https:// www. fedstat.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).

[2] Биткова Л.А. Административная ответственность несовершеннолетних: вопросы теории и практики // Журнал юридической антропологии и конфликтологии. 2023. № 1. С. 81-93.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).

[6] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»[Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.07.2023 г.).

Spisok literatury:

[1] Gosudarstvennaya statistika: oficial'nyj sajt [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.fedstat.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).

[2] Bitkova L.A. Administrativnaya otvetstvennost' nesovershennoletnih: voprosy teorii i praktiki // ZHur-nal yuridicheskoj antropologii i konfliktologii. 2023. № 1. S. 81-93.

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. № 195-FZ[Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' pervaya ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).

[5] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).

[6] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospi-taniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»[Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.07.2023 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.