УДК 343.851.5(470.57)
И. Е. СУЛЕЙМАНОВА, начальник кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
I. E. SULEYMANOVA, head of the Department of Administrative and Legal Disciplines of Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs ofRussia, candidate of law (Ufa)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
SOME ASPECTS OF PREVENTION OF ILLEGAL ACTIVITY OF MINORS IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Аннотация. В статье представлены статистические показатели противоправной деятельности молодежи на территории Республики Башкортостан за первый квартал 2021 года. На основе анализа указанных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прослеживается положительная тенденция снижения общего количества преступлений и правонарушений на территории региона. Однако, несмотря на положительную тенденцию снижения статистических показателей, не разрешенными в деятельности органов внутренних дел остаются проблемы расширения перечня мер, направленных на профилактику и предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Представлены предложения по совершенствованию мер, направленных на профилактику противоправной деятельности молодежи на территории Республики Башкортостан.
Ключевые слова и словосочетания: административные правонарушения, преступления, ответственность несовершеннолетних, предупреждение, государственное принуждение.
Annotation. The article presents statistical indicators of illegal activity of young people in the territory of the Republic of Bashkortostan for the first quarter of2021. Based on the analysis of these indicators, compared to the same period last year, there is a positive trend of reducing the total number of crimes and offenses in the region. However, despite the positive trend of decreasing statistical indicators, the problems of expanding the list of measures aimed at preventing and preventing crimes and administrative offenses committed by minors remain unresolved in the activities of the internal affairs bodies. Proposals for improving measures aimed at preventing illegal activities of young people on the territory of the Republic of Bashkortostan are presented.
Keywords and phrases: administrative offenses, crimes, responsibility of minors, prevention, state coercion.
Проблемам противоправного поведения несовершеннолетних, привлечения указанной категории лиц к уголовной и административной ответственности посвящено значительное количество исследований ученых-административистов, изучающих аспекты девиантного поведе-
ния молодежи. Вместе с тем обозначенные проблемы остаются актуальными и на сегодняшний день, что подтверждается статистическими показателями преступности несовершеннолетних, а также неразрешенными вопросами в практической деятельности сотрудников органов
внутренних дел в сфере ее профилактики и предупреждения.
Значимость указанной проблемы подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России в 2021 году: «Сегодня возросла эффективность профилактики правонарушений, и в первую очередь, в молодежной среде» [1].
При изучении статистических показателей преступности несовершеннолетних на территории Республики Башкортостан можно отметить незначительное снижение общего количества преступле-
ний за 1 квартал 2021 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года (январь-март 2021 года - 181, январь-март 2020 года - 199; - 9 %). Удельный вес подростковой преступности в регионе за рассматриваемый период составил 2,5 %. Снижение удельного веса рассматриваемого показателя, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, зафиксировано на 0,2 %.
Наибольшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, произошло в Туймазинском и Дуванском районах, в г. Сибае и г. Уфе (табл. 1).
Таблица 1
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними с января по март 2021 года на территории Республики Башкортостан (по муниципальным образованиям)
№ п/п Наименование ОП, УОМВД России по муниципальному образованию Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в январе-марте 2020 г. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в январе-марте 2021 г. Прирост (в %)
1. ОП № 2 6 9 + 50 %
2. ОП № 5 2 3 + 150 %
3. ОП № 9 3 4 + 33,3 %
4. УМВД (территория обслуживания) по г. Уфе 1 5 + 400 %
5. ОМВД России по г. Салавату 4 6 + 50 %
6. ОМВД России по г. Сибаю 1 3 + 200 %
7. ОМВД России по Баймакскому району 6 7 + 16,7 %
8. ОМВД России по Белорецкому району 6 10 + 66,7 %
9. ОМВД России по Благовещенскому району 3 6 + 100 %
10. ОМВД России по Мелеузовскому району 5 6 + 20 %
11. ОМВД России по Туймазинскому району 2 15 + 650 %
12. ОМВД России по Абзелиловскому району 3 4 + 33,3 %
13. ОМВД России по Архангельскому району 3 4 + 33,3 %
14. ОМВД России по Дуванскому району 2 8 + 300 %
15. ОМВД России по Иглинскому району 5 10 + 100 %
Качественные показатели противоправной деятельности несовершеннолетних свидетельствуют о том, что наибольшее количество преступлений и правонарушений в молодежной среде направлены против собственности. Анализ структуры подростковой преступности с января по март 2021 года показал, что от общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, 76,2 % составили факты кражи чужого имущества.
Положительной тенденцией является снижение в структуре подростковой преступности тяжких (с 42 до 31 факта,
- 26,2 %) и средней тяжести (с 99 до 90,
- 9,1 %) преступлений, а также криминальных деяний, совершенных несовершеннолетними в группе (с 83 до 59, - 28,9 %), в том числе в группе со взрослыми лицами (с 44 до 27, - 38,6 %), совершенных подростками, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, (с 58 до 53; - 8,6 %), противоправных деяний по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (с 7 до 4, - 42,9 %), преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных организаций (с 70 до 60, - 14,3 %) и учащимися организаций среднего профессионального образования (с 79 до 54,
- 31,6 %) [2].
Наибольшее количество административных правонарушений в подростковой среде за указанный период совершено против собственности (ст. 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение»), а также здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака»). С наступлением летнего периода ожидается рост количества правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 20.20 КоАП РФ «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических
средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах», 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения») [3].
Сегодня государством создана специальная система мер реагирования, направленная на противодействие преступности несовершеннолетних. Особую значимость в указанной системе занимают меры государственного принуждения, предусматривающие возможность привлечения молодых лиц к административной и уголовной ответственности.
По общему правилу, в соответствии с административным и уголовным законодательством, к ответственности могут быть привлечены лица, достигшие возраста 16 лет. Однако за наиболее опасные преступные деяния, предусмотренные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, - с 14 лет.
Вопросы привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности достаточно полно отражены в отечественном уголовном законодательстве. Вместе с тем практическая и теоретическая значимость оптимизации законодательства об административной ответственности исследуемой категории лиц коррелирует с необходимостью изучения опыта зарубежных стран.
Например, административное законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность привлечения к ответственности несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, за такие правонарушения, как: умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания, оскорбление, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животным или избавление от животного, мелкое хулиганство [4].
В соответствии с Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках ответственности
подлежат физические лица, достигшие к моменту совершения административного проступка 16 лет. Кроме того, установлено, что лица в возрасте от 16 до 18 лет, впервые совершившие административные проступки, за исключением административных проступков, предусматривающих административное взыскание в виде административного ареста или общественных работ, могут быть освобождены от административной ответственности комиссиями по делам и охране прав несовершеннолетних с учетом их психического развития, условий жизни, состояния здоровья и образования, и в отношении таких лиц могут применяться меры воздействия [5].
Административное законодательство Республики Казахстан схоже с российским административным законодательством и предусматривает возможность привлечения к ответственности физических вменяемых лиц, достигших к моменту окончания или пресечения административного правонарушения 16 лет [6].
На сегодняшний день в юридической литературе существуют противоречивые позиции отечественных ученых относительно снижения нижнего предела возраста субъекта административного правонарушения. С учетом ранее проведенных нами исследований относительно психологических и возрастных особенностей молодежи [7], изученного административного законодательства стран ближнего зарубежья полагаем, что позиция российского законодателя является обоснованной.
Вместе с тем российское законодательство об административной ответственности несовершеннолетних нельзя признать совершенным. Недостатки видятся в следующем:
- во-первых, в отсутствии специальной главы в КоАП РФ об административной ответственности несовершеннолетних, что создает сложности в правоприменительной практике;
- во-вторых, в перегруженности системы российского законодательства об административной ответственности несовершеннолетних большим количеством нормативных правовых актов, что приводит к возникновению противоречий при ее использовании.
Указанные проблемы ранее обозначались в трудах отечественных ученых [8], однако разрешены до настоящего времени не были.
Помимо мер государственного принуждения, к несовершеннолетним применяются меры предупреждения, которые, на наш взгляд, являются первостепенными в противодействии противоправной деятельности несовершеннолетних.
Так, в целях предупреждения и пресечения противоправного поведения несовершеннолетних, а также преступлений, совершаемых в их отношении, на территории республики в текущем году проведены оперативно-профилактические мероприятия «Подросток - семья», «Полиция и дети». В ходе указанных мероприятий было пресечено более 6000 правонарушений. К административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» привлечено 4059 родителей и законных представителей, подготовлено 29 материалов по решению вопроса о лишении (ограничении) их в родительских правах [2].
Анализ проведенных мероприятий свидетельствует об отсутствии ранней профилактики противоправной деятельности несовершеннолетних на территории республики, не уделяется должного внимания правовому воспитанию молодежи.
Полагаем, что в целях снижения количества правонарушений, совершаемых молодежью на территории республики, необходимо на системной основе про-
водить следующие профилактические и воспитательные мероприятия с несовершеннолетними:
- предусмотреть в общеобразовательных организациях во внеаудиторные часы уроки правового информирования несовершеннолетних;
- обеспечить тесное взаимодействие общеобразовательных и медицинских организаций с подразделениями по делам несовершеннолетних в целях своевременного выявления социально неблагополучных семей;
- проводить на постоянной основе информирование населения о возмож-
ных рисках пропаганды в социальных сетях суицидального поведения;
- обеспечить своевременную блокировку запрещенных сайтов в целях снижения фактов вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность посредством информационно-коммуникационных технологий;
- проводить работу в онлайн-режи-ме по выявлению групп несовершеннолетних деструктивной направленности, в том числе пропагандирующих школьное насилие («скулшутинг»), идеологию криминальной субкультуры «АУЕ».
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Расширенное заседание коллегии МВД России URL: http://www.kremlin.ru/catalog/ persons/310/events/65090 (дата обращения: 18.04.2021).
2. Аналитические данные УОДУУП и ПДН МВД по Республике Башкортостан «О состоянии подростковой преступности и преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, на территории Республики Башкортостан по итогам I квартала 2021 года».
3. Аналитические данные о деятельности ОДН по итогам 2019 года ОП N° 3, № 7 Управления МВД России по г. Уфе.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях URL: https://pravo. by/document/?guid=3871&p0=HK2100091 (дата обращения 04.05.2021).
5. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=36865427&doc_id2=36865427 (дата обращения: 04.05.2021).
6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399 (дата обращения: 04.05.2021).
7. Сулейманова И.Е., Савчишкина О. Г. Криминологический анализ молодежной преступности: учебное пособие. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России. 2020. 48 с.
8. Лобанов К. Н., Москаленко С. А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С. 49; Супонина Е. А., Долгих И. П. Взгляд на проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетия, сквозь призму административно-деликтного законодательства стран - членов СНГ // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право» URL: https://politika.snauka.ru/2016/03/3772 (дата обращения: 04.05.2021).
© Сулейманова И. Е.